Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования культуроведческой компетенции младших школьников на уроках русского языка 6
1.1. Сущность и содержание культуроведческой компетенции
младших школьников 6
1.2. Роль устаревшей лексики русского языка в формировании
культуроведческой компетенции младших школьников 16
Глава 2. Опытно-Экспериментальная работа по формированию культуроведческой компетенции младших школьников в процессе изучения устаревшей лексики русского языка
2.1. Показатели и критерии оценки сформированности
культуроведческой компетенции младших школьников 29
2.2. Методика формирования культуроведческой компетенции
младших школьников в процессе изучения устаревшей лексики русского языка 33
2.3. Динамика уровня сформированности культуроведческой
компетенции у младших школьников на уроках русского языка 38
Заключение 42
Библиографический список 44
Приложения
Задачей современной школы становится подготовка личности, гражданина, принадлежащего, с одной стороны, к определенному этносоциуму, культуре, исторической эпохе, с другой - гражданина России, мира. В настоящее время мы столкнулись со следующим культурным парадоксом: в обществах разных стран возникло стремление народов сохранить свою самобытность, возродить культуру, осознать значимость этнической идентичности. Проблема межэтнической напряженности особенно актуальна в современной России.
Культуроведческий подход в обучении русскому языку, о котором пишут такие ученые, как А.Д. Дейкина и Л.А. Ходякова, востребован на современном этапе развития образования. Под данным подходом Л.А. Ходякова понимает усвоение в процессе изучения языка жизненного опыта народа, его культуры (национальных традиций, религии, нравственно-эстетических ценностей, искусства) и духовно-эстетическое воздействие на мысли, чувства, поведение, поступки обучаемых.
Данный подход позволяет совмещать изучение языка с постижением культуры родного народа и учитывать региональный компонент, который призван обеспечить осмысление учащимися фактов, специфичных для конкретного региона.
Культуроведческий аспект - это важное направление современной методики, представляющее собой совокупность теоретических положений, практических наработок, экспериментальных исследований, позволяющих учителю стать Посредником между Учеником, с одной стороны, Культурой и Языком - с другой, а учащимся приобщиться к культуре народа, воспринять, эмоционально пережить и присвоить базовые ценности национального и общечеловеческого характера, которые, включаясь в структуру личности, становятся ценностным образованием и созидают человеческое в человеке.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью становления личности растущего человека - хранителя, носителя и творца культуры.
Таким образом, культуроведческая компетенция в преподавании русского языка становится одним из важнейших средств духовно-нравственного развития школьника, формирования его национального самосознания и становления системы общечеловеческих ценностей.
Проблема исследования: каковы приёмы формирования культуроведческой компетенции младших школьников в процессе изучения устаревшей лексики русского языка.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Исходя из вышесказанного, объектом нашего исследования является формирование культуроведческой компетенции. В качестве предмета исследования мы рассматриваем приёмы формирования культуроведческой компетенции младших школьников в процессе изучения устаревшей лексики русского языка.
Гипотеза исследования: формирование культуроведческой компетенции младших школьников на уроках русского языка будет эффективна, если:
1) активизировать систематическую работу над устаревшей лексикой русского языка, содержащей в себе культурный компонент значения;
2) организовать изучение устаревшей лексики в её системных связях: синтагматических и парадигматических.
Поставленная цель обуславливает решение следующих задач исследования:
1. На основе анализа педагогической литературы выявить содержание культуроведческой компетенции младших школьников.
2. Определить педагогические условия для формирования культуроведческой компетенции младших школьников в процессе изучения устаревшей лексики русского языка.
3. Разработать систему упражнений по формированию культуроведческой компетенции младших школьников в процессе изучения устаревшей лексики русского языка и организовать опытно-экспериментальную работу по проверке уровня сформированности культуроведческой компетенции.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- изучение теории вопроса (анализ литературы по проблеме исследования);
- изучение продуктов деятельности учащихся;
- эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
Экспериментальная база исследования: исследование осуществлялось на базе МБОУ «СОШ №7» г. Белгорода 4 «Б» класса.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Во введении раскрывается актуальность выбора темы, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе рассматриваются сущность культуроведческой компетенции младших школьников, приёмы её формирования у младших школьников в процессе изучения устаревшей лексики русского языка.
Вторая глава содержит описание экспериментальной работы по формированию культуроведческой компетенции младших школьников на уроках русского языка в процессе изучения устаревшей лексики русского языка.
В заключении содержатся выводы по результатам исследования.
Список литературы включает в себя 52 источников.
В приложение помещены конспекты уроков по русскому языку и упражнения, позволяющие сформировать культуроведческую компетенцию.
Культуроведческая компетенция - это осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Широкое понятие культуры непременно включает в себя то, что называют культурой общения культурой речевого поведения. Чтобы владеть ею, важно понимать сущность русского языка.
В первой главе мы описали проблему культуроведческой компетенции, пути её решения, разработали систему упражнений, которые можно использовать как для формирования культуроведческой компетенции в процессе работы с устаревшей лексикой.
Во второй главе на констатирующем этапе мы выявили начальный уровень сформированности культуроведческой компетенции при работе с устаревшей лексикой. Получились следующие результаты: у 12% учащихся высокий уровень сформированности устаревшей лексики, у 36% средний и у 52% низкий. Для того чтобы повысить уровень сформированности культуроведческой компетенции нами был проведен и разработан формирующий этап. Программа формирующего этапа включает уроки русского языка, на которых у учеников с помощью разнообразных методов и упражнений формируются умения, необходимые для понимания устаревших слов.
После формирующего этапа был проведен контрольный этап. Учащимся были предложены задания наподобие тех, которые ученики выполняли на констатирующем этапе (ответить на вопросы анкеты). В результате были получены следующие результаты: 24% учащихся высокий уровень сформированности умений находить в тексте устаревшие слова и давать им толкование при помощи словаря в процессе работы с устаревшими словами, у 40% - средний уровень и у 36% - низкий уровень. Можно сделать вывод, о том, что благодаря формирующему этапу у некоторых учеников повысился уровень формирования культуроведческой компетенции в процессе работы с устаревшей лексикой.
Также положительные результаты контрольного этапа дали возможность сделать вывод о том, что формулируемая гипотеза подтвердилась.
Необходимо систематически включать в деятельность на уроке русского языка упражнения с устаревшей лексикой.
1. Албычакова А. Л. Формирование культуроведческой компетенции на уроках русского языка / А.Л. Албычакова // Русский язык в школе. - 2001. - 73 с.
2. Алефиренко Н.Ф. Лингвокультурология. Ценностно-смысловое пространство языка : учебное пособие / Н.Ф. Алефиренко. - 3-е изд. - М.: Флинта: Наука, - 2013. - 282 с.
3. Бабий С.Н. Архаизация лексики русского языка XX века / С.Н. Бабий //
Стратегии исследования языковых единиц: материалы Тверской
межвузовской научно-практической конференции. - Тверь: Тверской государственный университет, - 2006. - № 8. С. 32-36.
4. Бирюкова С.К. Словарь культуроведческой лексики русской классики: по литературным произведениям школьной программы / С.К. Бирюкова. - М.: ИНПО, - 1999. - 284 с.
5. Брюханова О.В. О культурологическом подходе к образованию и воспитанию школьников / О.В. Брюханова // Литература в школе. - 2007. - № 11. - С. 25¬26.
6. Быстрова Е.А. Какую компетенцию мы формируем / Е.А. Быстрова // Русская словесность. - 2003. - №1. - С. 36.
7. Быстрова Е.А. Культуроведческая функция русского языка в системе его преподавания / Е.А. Быстрова //Обучение русскому языку в школе. - М.: Дрофа, 2004. - 436 с.
8. Быстрова Е.А. Культуроведческий аспект в преподавании русского языка в национальной школе / Е.А. Быстрова // Русская словесность. - 2001. - № 8. - С. 66-74.
9. Быстрова Е.А. Цели обучения русскому языку, или Какую компетенцию мы формируем на уроках / Е.А. Быстрова //Обучение русскому языку в школе. - М.: Дрофа, 2004. - 229 с.
10. Вороничев О.Е. Методы изучения разнотипной устаревшей лексики на начальном этапе лингвостилистического анализа историко-художественных
11. Геращенко М.Б. Лексикографическое отражение динамических процессов в
лексике русского языка / М.Б. Геращенко, Г.М. Шипицына // Научные ведомости БелГУ. Серия «Гуманитарные науки». Выпуск 7. - 2010. - №18
(89). - С.20-30.
12. Дебердеева Т.Х. К вопросу о формировании культуроведческой компетенции [Электронный ресурс] / Т.Х. Дебердеева // ВИПКРО. - Режим доступа :wiki.vladimir.i-edu.ru/images/b/b8/Stat_dederdeeva.doc
13. Дейкина А.Д. Формирование культуроведческой компетенции учащихся при обучении русскому языку: кол.моногр. / А.Д. Дейкина, А.П. Еремеева, Л.А. Ходякова и др. - М.: Прометей - М111У, 2005. - 136 с.
14. Диброва Е.И. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц:
Учеб. для студ. высш.учеб. заведений: / Е.И. Диброва // Фонетика и
орфоэпия. - М. : Издательский центр "Академия", 2002. - 544 с.
15. Донская Т.К. Вклад Напольновой Т.В. в методику развивающего обучения русскому языку / Т.К. Донская. - 2004. - С. 10-13.
16. Емельянова О.Н. О «пассивном словарном запасе языка» и «устаревшей лексике» / О.Н. Емельянова // Русская речь. - 2004. - №1. - С. 46-50.
17. Захарова Л.И. Использование культуроведческого материала на уроках русского языка // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Офиц. сайт]. URL:http://festival.1september.ru/articles/565670/(дата обращения 15.02.2016)
18. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата
современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. - №9. - С.
21.
19. Крестинская Т.П. Как пользоваться словом: пособие для учителя / Т.П. Крестинская, С.В. Петров. - Ленинград: Просвещение, - 1968. - 173 с.
20. Лачимова Л.Я. Современный русский язык: практическое пособие / Л.Я.Лачимова, Т.И. Гусева, Е.В. Бегаева, А.А. Янсюкевич. - М.; - 2005. - 142 с.
21. Лекант П.А. Современный русский литературный язык / П.А. Лекант, Н.Г Гольцова, В.П. Жуков, и др. Издательство: - М.: Высшая школа; - 1988. - 416 с.
22. Маслова В.А. Лингвокультурология: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / В.А. Маслова. - М.: Издательский центр Академия, - 2001. - 208 с.
23. Маслова В.А. Лингвокультурология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Маслова. - М.: Издательский центр Академия, - 2004. - 240 с.
24. Мишатина Н.Л. Лингвоконцептология как теоретико-прикладное направление современной методики обучения языку. / Н.М. Мишатина // Университетский 177 научный журнал. -2009. - № 2. - С. 77-88.
25. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива / Л.И. Новикова - М.: Педагогика, - 1978. - 144 с.
26. Новикова Т.Ф. Духовная защита слова / Т.Ф. Новикова // «Медный всадник»: литературно-художественный альманах Петровской академии наук. - 2008. - С. 25-30.
27. Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения,
перспективы / Дж. Равен // Электронный журнал «Вестник Московского государственного областного университета». - М., - 2001, - С.126.
28. Розенталь Д.Э. Современный русский язык / Д.Э. Розенталь. М.: Рольф; Айрис-пресс, - 1997. - 448 с.
29. Русский язык: Учебник для 4 класса четырёхлетней начальной школы: В 2 ч. / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. - М.: Вента-Графф, 2014. - Ч. 1 - 140 с., Ч. 2 - 142: ил.
30. Рябухина Е.А. К определению уровней развития языковой личности школьника на основе компетентностного подхода / Е.А. Рябухина // Наука и школа. - 2012. - № 2. - С. 74-78.
31. Скворцов Л.И. Язык, общение и культура (Экология и язык) / Л.И. Скворцов // Русский язык в школе. - М. - 1994. - № 1. - С. 81-86.
32. Супрун А.Е. Русский язык советской эпохи: книга для учащихся / А.Е. Супрун. - М.: Просвещение, - 1969. - 87 с.
33. Сурыгин, А.И. Основы теории обучения на неродном для учащихся языке / А. И. Сурыгин. - СПб.: Златоуст, - 2000. - 230 с.
34. Терехова С.Е. Формирование культуроведческой компетенции учащихся 5-6
классов в процессе системной работы с устаревшей культурно-
маркированной лексикой дисс. на соискание учёной степени канд. пед. наук / Светлана Егоровна Терехова. - Белгород, 2014. - 223 с.
35. Терехова С.Е. Культуроведческое значение устаревшей лексики / С.Е. Терехова // Язык и личность в поликультурном пространстве: сборник статей; под ред. Б.И. Гюнеш, О.С. Фисенко. Севастополь: Рибэст, - 2014. - С. 210¬216.
36. Терехова С.Е. Процесс реактивизации устаревших слов / С.Е. Терехова // Материалы Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Актуальные проблемы филологии и журналистики». Выпуск 2. Ужгород, - 2014. - С. 177-179.
37. Токарева И.Ю. Аспекты формирования культуроведческой компетенции при изучении морфологии / И.Ю. Токарева // Русский язык в школе, - 2010, - № 2.
- С. 15 -19.
38. Туранина Н.А. Этнокультурологические основы формирования языковой компетенции школьника / Н.А. Туранина // Начальная школа. - 2003. - №7. - С. 17-20.
39. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Вестник образования России. - 2015. - №12. - С. 22.
40. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология / М.И. Фомина. - 4-е изд., испр. - М.: Высш. шк., - 2003. - 415 с.
41. Ходякова Л. А. Лингвокультуроведческий анализ текста на уроке-проекте / Л.А.Ходякова. - М.: ЛИНГВИСТИКА - 2001. - С.66-69.
42. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / А.В. Хуторской // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - С.23.
43. Чернышев В.И. Избранные труды в 2-х т. / В.И. Чернышев, А.М. Иорданский, В.Г. Костомаров, И.Ф. Протченко. - М.: Просвещение, - 1970. - 654 с.
44. Чубина Е.А. Развитие культурно-языковой компетенции студентовфилологов в процессе обучения лингвокультурологическому комментированию фразеологических единиц: в рамках спецкурса: автореф. дис. канд. пед. наук: / Е.А. Чубина. - Ярославль, - 2005. - С. 22.
45. Шанский Н.М. Устаревшие слова в лексике современного русского литературного языка / Н.М. Шанский // Русский язык в школе - 1954. -№ 3. С. 7-11.
46. Шаталов А.А. Статья Л.Н. Толстой о национальных особенностях начального образования в России / А.А. Шаталов // Начальная школа, -1996. - № 5. - С.70.
47. Шипицына Г.М. О семантическом развитии лексики / Г.М. Шипицына // Русская словесность. - 2010. - №5. - С. 9-13.
48. Шмелёв Д.Н. Современный русский язык. Лексика: учебное пособие для студ. пед. институтов по специальности «Русский язык и литература» / Д.Н. Шмелев. - М.: Просвещение, - 1977. - 335 с.
49. Шукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного : учеб. пособие для вузов / А.Н. Щукин М. : Высш. шк., - 2007, - 118 с.
50. Юлдашева Л.В. Методологические и методические аспекты проблемы языка как культурно - исторической среды / Л.В. Юлдашева // Русский язык в школе. - 1990. - №4. - 173 с.
51. Яковлева Т.В., Демичева В.В. Этнокультуроведческий подход в обучении родному языку в начальной школе / Т.В. Яковлева, В.В. Демичева // Начальная школа. - 2006. - №11. - С. 5.
52. Ярцева В.Н. Большой энциклопедический словарь. Языкознание 2-е
репринтное издание Лингвистического энциклопедического словаря.
- М.: Большая Российская энциклопедия, - 1998. - С. 284.