Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Эмоциональная публицистика: определение термина, своеобразие и
инструментарий 7
§1. Эмоциональная публицистика как жанровая разновидность журналистских текстов 7
§2. Роль эмоциональной публицистики в информационной войне 14
§3. Приемы, механизмы и средства воздействия на аудиторию в текстах
эмоциональной публицистики 20
Глава 2. Анализ журналистских текстов в российских и украинских СМИ на предмет употребления приемов эмоционального воздействия на аудиторию ... 33
§1. Эмоциональная публицистика России. Материалы журнала «Русский репортер» 33
§2. Эмоциональная публицистика Украины. Материалы журнала «Фокус» .. 52§3. Сравнительный анализ эмоциональной публицистики в журналах
«Русский репортер» и «Фокус» 63
Заключение 68
Список литературы
Начиная с осени 2013 года весь мир потрясли события в Украине. Евромайдан, вооруженный конфликт на востоке Украины, последующие события — все это поставило вопрос о роли журналистики в периоды кризисных ситуаций. Как должен вести себя журналист, освещающий Украинский вопрос и другие острые темы?
Некоторые специалисты отмечают отсутствие в этот период надежных источников информации. «Все стороны, участвующие в этом конфликте, ведут информационную войну в чистом виде. Журналисты, работающие "на стороне" Майдана или наоборот, — это не журналисты, а пропагандисты», утверждает признанный знаток украинской истории и современности Алексей Миллер.
Безусловно, с началом новой мировой информационной войны, развернувшейся в связи с так называемым Украинским вопросом, манипулирование СМИ сознанием аудитории стало масштабным явлением. При этом особо действенным средством в информационном противоборстве, которое обостряется с возникновением в обществе кризисных ситуаций, является обращение журналистов к приемам эмоционального воздействия на читателя. Именно тексты так называемой эмоциональной публицистики играют важную роль в формировании и изменении установок аудитории. Однако одни и те же приемы в текстах эмоциональной публицистики могут служить различным целям. Если одни журналисты нацелены на создание посредством давления на читательские эмоции образа врага, то другие демонстрируют образец достойного профессионального поведения. Так, например, Марина Ахмедова, корреспондент журнала «Русский репортер», специализируется на Украинском вопросе и работает в жанрах эмоциональной публицистики, отстаивая человеческие ценности: «Я много поездила по малым городам, и я встречала разных людей, но я всегда считала, что своими текстами надо давать надежду, а она заключается в том, что на свете живет много добрых, хороших людей. И другие люди должны узнавать о них (с нашей журналистской помощью), и, таким образом, крепнуть в убеждении — вместе можно решить проблемы. Их можно решить потому, что хороших людей все же больше, чем плохих».
В этой связи особо актуальным сегодня представляется изучение приемов и средств для реализации эмотивного метода манипуляции в журналистских текстах, ведь при правильном их использовании в подобных ситуациях журналисты смогут влиять на общественное сознание в позитивном ключе: снижать градус ненависти, выступать миротворцами.
Цель работы состоит в том, чтобы выявить специфику употребления приемов и средств эмоционального воздействия на читателей в жанрах эмоциональной публицистики в условиях информационной войны. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
— определить терминологический аппарат исследования: описать основные теории журналистских жанров и особенности типологии, в которой выделяется такая группа жанров как эмоциональная публицистика; дать определение информационной войне; выработать определения для описания Украинского вопроса;
— выявить особенности жанров эмоциональной публицистики;
— определить перечень приемов эмоционального воздействия в эмоциональной публицистике;
— обозначить средства для реализации приемов эмоционального воздействия;
— проанализировать употребление выявленных приемов и средств в эмоциональной публицистике российского и украинского СМИ;
— сравнить употребление приемов эмоциональной публицистики в украинском и российском СМИ.
Объектом исследования является эмоциональная публицистика. Предмет исследования - приемы и средства эмоционального воздействия в жанрах эмоциональной публицистики России и Украины в период 2013-2016 годов.
Именно поэтому хронологические рамки исследования - с ноября 2013 года до весны 2016 года, которые охватывают период зарождения и развития кризисной ситуации в Украине.
Теоретическая база работы основана на трудах российских исследователей журналистских жанров (А. А. Тертычного, Д. В.Туманова, Л. В. Шибаевой, С, Г. Корконосенко, Л. Е. Кройчик, М.Н. Ким, А. В. Колесниченко), а также на российской и зарубежной литературе по психологии массового сознания и психологии журналистики (Р. Уайта, Д. Зиллмана, Г. С. Мельник и др.) и работах, посвященных стилистике медиатекста (М. Н. Кожиной).
Методологическую базу исследования составляют общенаучные методы (анализ, дедукция, сравнение, обобщение, синтез) и эмпирические (аналогия, содержательный контент-анализ, методы лингвостилистического анализа: компонентный анализ, контекстуальный анализ, ассоциативно-концептуальный анализ текста).
Эмпирической базой ВКР выступают электронные версии российских и украинских журналов за период 2013-2016 годов. Эмоциональная публицистика России в данном исследовании представлена текстами журнала «Русский репортер», Украины - журнала «Фокус». Выбор источников обусловлен тем, что оба журнала являются образцами качественных изданий, размещающих на своих страницах эмоциональную публицистику. Кроме этого, оба издания имеют однотипную аудиторию: это «люди с активной жизненной позицией», «лидеры мнений», состоятельные люди 20-40 лет. Влияние именно на социально активную аудиторию интересно автору данной работы.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования, которое состоит из введения, двух глав, заключения с выводами и списка литературы.
Как было заявлено в исследовании, с возникновением в обществе острых конфликтных ситуаций происходит обострение информационного противостояния и давления СМИ на общественное сознание. Это выражается и в так называемой «морально-психологической войне»1, которая «имеет крен в сторону эмоционально-волевого воздействия на противника». Такому воздействию служит эмотивный метод. Ему свойственно использование убеждающей медиаинформации, рассчитанной на эмоциональную сферу сознания читателей.
В ВКР рассмотрены основные жанровые системы, предложенные ведущими российскими авторами, и выявлено, что наиболее подходящей для эмоционального воздействия на читателя является группа жанров эмоциональной публицистики, особенности которой были сформулированы отечественными исследователями Т. Репковой и А. Колесниченко. В работе перечислены основные особенности, присущие жанрам эмоциональной публицистики, такие как субъективность, художественная образность, глубина авторского обобщения действительности, эмоциональная насыщенность текстов, типизация, авторская интерпретация и образная трактовка и многие другие.
Выявлено также, что для эмоционального давления на аудиторию посредством эмоциональной публицистики используется множество приемов. Это такие приемы как мифологизация личности, игра в простонародность, имиджи и стереотипы, прием «смысловых ножниц», «сияющее обобщение», селективная невнимательность, повторение, прием «наклеивания ярлыков», разные типы конфликта в журналистском произведении, создание образа героя и образа врага, композиционные средства, авторское «я» и другие. Для реализации всех этих приемов журналистами используются средства выразительности русской речи: это лексические, фразеологические, морфологические, словообразовательные средства и стилистические фигуры.
Проанализировав употребление приемов эмоционального воздействия в текстах на страницах российского и украинского издания, авторы работы пришли к нескольким выводам.
Прежде всего, приемы эмоциональной публицистики активно используются как российскими, так и украинскими авторами. Однако цели использования таких приемов неодинаковы. Одни и те же приемы могут использоваться для решения различных задач. Такие задачи обусловлены внутренней политикой издания, а также степенью вовлеченности каждой стороны в конфликт. Так, если текстам «Русского репортера» свойственна позиция, обозначенная редакцией как «журналистская дипломатия», то тексты журнала «Фокус» преисполнены военно-патриотической риторики. Об этом свидетельствует и набор приемов, используемых разными сторонами. Так, например, авторы «Русского репортера» чаще всего рисуют в своих текстах «наших знакомых», простых людей, с которыми вступают во взаимодействие, используя авторское «я» действующее. Авторы же «Фокуса» чаще всего занимаются созданием образа героя и образа врага, противопоставляя их различными способами, в том числе и с помощью прямого выражения авторской позиции через призывы к победе и бодрости духа.
Важно также отметить, что в напряженные для истории отдельных народов и всего человечества периоды, примером которых являются события в Украине 2013-2016 годов, увеличивается количество журналистских материалов, призванных воздействовать на эмоциональную сферу человека. Доказательством этого может служить тот факт, что появляются авторы, которые специализируются на теме Украинского вопроса и из раза в раз остаются верны жанрам эмоциональной публицистики. Примером такого автора может служить Марина Ахмедова, корреспондент «Русского репортера», которая свою профессиональную миссию обозначает так: «своими текстами надо давать надежду, а она заключается в том, что на свете живет много добрых, хороших людей» . Для тех, кто выбирает такой же путь, и существует эмоциональная публицистика, которая характеризуется тем, что в роли предмета выступает человек, который выходит на первый план, методом является описание людей в драматических ситуациях, а функцией является вызов эмоциональной реакции читателей.
1. Беневоленская Т.А. Композиция газетного очерка. Пособие по спецкурсу. М., 1975.
2. Бузаров А. Минский тупик: заморозка конфликта // РБК Украина 2016.
21 января // https://www.rbc.ua/rus/opinion/minskiy-tupik-zamorozka-
konflikta-1453714936.html
3. Ворошилов В.В. Журналистика: учебник / В.В. Ворошилов. — 7-е изд.,
стер. — М. : КНОРУС 2010. URL:
http: //lawbooks. news/j urnalistika_856_858/233 -hudojestvenno- publitsisticheskie.html (дата обращения: 13.04.2016).
4. Громаков Дмитрий Украина: первая информационная война // 2015. 18 января //http://allkharkov.ua/articles/state/ykraina-pervaia-informacionnaia-voina.html
5. Дмитриев Л.А. Парадоксы художественного образа. М.: ИПК, 2002.
6. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита.
7. Зелинский С. А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание URL: http://www.evartist.narod.ru/text24/0004.htm(дата обращения: 13.04.2016)
8. Карпов И.П. Словарь авторских терминов. Йошкар-Ола: Марийский гос. пед. ин-т, 2003.
9. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб.:
Изд-во Михайлова В.А., 2001. URL:
http://evartist.narod.ru/text/77.htm#_ftn25(дата обращения: 13.04.2016)
10. Колесниченко А. В. Настольная книга журналиста. М. 2013, Аспент пресс.
11. Колесниченко А.В. Практическая журналистика. Учебное пособие. -
М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. URL:
http://www.evartist.narod.ru/text28/0034.htm (дата обращения:
13.04.2016).
12. Корконосенко С. Г. Основы творческой деятельности журналиста.
СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000 г. URL:
http://evartist.narod.ru/text5/58.htm(дата обращения: 13.04.2016).
13. Кройчик Л. Е. Система журналистских жанров// Основы творческой деятельности журналиста. /Редактор-составитель С.Г. Корконосенко. СПб., Знание. 2000. URL: http://evartist.narod.ru/text5/58.htm(дата обращения: 13.04.2016).
14. Крысько В.Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы,
формы, опыт), Минск 1999. URL:
http://www.evartist.narod.ru/text19/001.htm(дата обращения: 13.04.2016).
15. Лабуш Н. С. Информационная война как порождение нового времени
и современных массмедиа технологий. Часть 1. Продолжение политики средствами информационного насилия // Медиаскоп. Выпуск №2, 2015. URL: http://www.mediascope.ru/node/1738#23(дата обращения:
13.04.2016).
16. Лабуш Н.С. Информационная война как порождение нового времени и современных массмедиа технологий. Часть II. Контуры информационной войны современности // Медиаскоп. Выпуск №2. 2015 г. URL: http://www.mediascope.ru/node/1739(дата обращения: 13.04.2016).
17. Лавреневская А. С. Объективное и субъективное в очерке (к теории жанра). Автореф. канд. дисс. М., 1989.
18. Левченко А.Е. Формы и методы воздействия СМИ на общественное
сознание: учебное пособие / А.Е. Левченко- М.:Пресс-Служба,
2005
19. Липский А. Россия и Украина. Момент истины // Новая газета 2014. 16 апреля //http://www.novayagazeta.ru/politics/63205.html
20. Манойло А.В., Информационно-психологическая война: факторы,
определяющие формат современного вооруженного конфликта. — Киев: Материалы V Международной научно-практической
конференции «Информационные технологии и безопасность», вып. №8, 2005 г.
21. Мельник Г. С. Mass media: психологические процессы и эффекты. - СПб: С.-Петерб. гос. ун-т, 1996.
22. Митта А. Н. Кино между раем и адом. 2014
23. Пельт В.Д. Дифференциация жанров газетной публицистики. М, 1984.
24. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. — Издательство «Лабиринт», М., 2001.
25. Скворцов С.. «Русская весна» на Юго-Востоке Украины, // РИА
Новости—Украина. URL:
http://rian.com.ua/analytics/20140303/340429692.html(дата обращения: 13.04.2016).
26. Соловьев В.И., Рябинина Н.З. Редакторская подготовка периодических
изданий. Центр дистанционного образования МГУП, 2001. URL: http://www.hi-edu.ru/e-books/RedPodgotPeriodIzd/index.htm (дата
обращения: 13.04.2016).
27. Старуш М.И. Авторское «Я» в публицистическом произведении: Автореф. канд. дис. М., 1985.
28. Стилистика русского языка: учебник / М.Н. Кожина, Л.Р. Дускаева, В.А. Салимовский. — М. : Флинта : Наука, 2008.
29. Стюфляева М.И. Человек в публицистике: (Методы и приемы изображения и исследования). Воронеж, 1989.
30. Таранина Ю. А. Особенности проявления манипулятивных технологий
в системе журналистских жанров // Международный журнал «Медиа. Информация. Коммуникация». URL: http://mic.org.ru/15-nomer-
2015/530-osobennosti-proyavleniya-manipulyativnykh-tekhnologij -v- sisteme-zhurnalistskikh-zhanrov (дата обращения: 13.04.2016)
31. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М.: Аспект Пресс, 2000 URL: http://www.evartist.narod.ru/text2/01.htm(дата обращения: 13.04.2016).
32. Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистики URL: http://www.evartist.narod.ru/text3/82.htm(дата обращения: 13.04.2016).
33. 10 дней, которые потрясли Украину // BBC Украина // 2014. 21 октября //
http: //www.bbc.com/ukrainian/ukraine in russian/2014/11/141121 ru s 10days in november 2013 21
34. В Екатеринбурге презентуют новое федеральное СМИ // Ura.ru2007. 11 мая //http: //ura.ru/news/21135
35. Вооруженный конфликт на востоке Украины // РИА-новости // http://ria.ru/tags/event Vooruzhennyjj konflikt na vostoke Ukrainy 2014/
36. История конфликта на юго-востоке Украины // ТАСС // 2014. 1 ноября //http://tass.ru/info/1547347
37. Медиа-кит «Русского репортера» 2014 // http://www.mediator-
rus.com/images/mediakits/2014/KIT_RR_2014_kontaktii.pdf
38. Медиа-кит журнала «Фокус» 2015 //
http://www.slideshare.net/chernyshvera/focus-presentation-for-partners- 2014-rus
39. Парламент Крыма принял декларацию о независимости // Lenta.ru2014. 11 марта // http://lenta.ru/news/2014/03/11/declare/
40. Российские военные в Украине // Новое время // http: //nv.ua/specials/ro siiskie voennye v ukraine. html
41. Смена власти на Украине 22 февраля 2014 года // РИА-Новости 2015.
19 февраля //http://ria.ru/spravka/20150219/1048590447.html
42. Facebook Марина Ахмедова //
https://m.facebook.com/story.php?story fbid=1004610076242034&id= 100000791527440
43. Zillmann, D. Empathy: Effect from bearing witness to the emotions of others, 1991.
44. White R. Misconceptions in Soviet and American Images // The New York Times. September, 5. 1961