ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ 5
§1.1. Внеурочная деятельность как взаимодополняющий компонент базового образования 5
§1.2. Роль, цели и задачи внеурочной деятельности по математике в условиях внедрения ФГОС основного общего образования 11
§1.3. Использование современных технологий обучения при организации
внеурочной деятельности по математике 18
§1.4. Виды и формы внеурочной работы по математике в основной школе..22
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ 29
§2.1. Требования и рекомендации по разработке программ внеурочной
деятельности 29
§2.2. Программа внеурочной деятельности по математике для 5 класса
«Занимательная математика» 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ
На сегодняшний день в обществе сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны, популяризируются развивающие программы, в которых увеличен объём содержания обучения, которое идёт на высоком уровне сложности, ускоренными темпами. С другой стороны, обостряющийся экологический кризис и массовое ухудшение состояния здоровья населения, экономические трудности, снижение духовно-нравственной культуры, приоритет материальных ценностей привели к тому, что сейчас в школы приходят дети с недостаточно развитыми теми или иными познавательными процессами. Исходя из этого, мы имеем снижение интереса к учению у детей. Что создает большие трудности в обучении. В связи со сложившимся положением необходимо искать пути решения данной проблемы.
Системная организация внеурочной деятельности даёт широкие возможности в решении этой проблемы. У каждого ребёнка есть талант. Он способен к самосовершенствованию и активному участию во внеурочной деятельности, которая в большей степени раскрывает способности каждого школьника.
В ФГОС предложена новая структура учебного плана, в состав которого в качестве компонента включена внеурочная деятельность. Она направлена на становление личностных характеристик выпускника, достижение личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной программы основного общего образования. Неотъемлемой частью образовательного процесса в школе является внеурочная деятельность, позволяющая реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в полной мере. Она объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации. Внеурочные формы обучения, построенные на принципе добровольности, не регламентированные необходимостью выставления оценки учащимся, проходящие в более непринужденной, раскрепощенной по сравнению с уроком атмосфере, требуют и от учителя высокого уровня профессионального мастерства. Он должен не только иметь математическую эрудицию, но и обладать такими необходимыми качествами, как контактность, педагогический такт, доброжелательность.
Целью данной работы является изучение и разработка методики организации внеурочной деятельности по математике в основной школе.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить психологическую, педагогическую и методическую литературу по данной теме;
• раскрыть роль внеурочной деятельности в процессе обучения математике в условиях внедрения ФГОС основного общего образования;
• выделить цели и задачи внеурочной деятельности по математике;
• рассмотреть основные формы организации внеурочной деятельности по математике.
• разработать рабочую программу внеурочной деятельности по математике в 5 классе.
Объект исследования: процесс организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в школе.
Предмет исследования: особенности организации внеурочной деятельности по математике в основной школе.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Изучив процесс организации внеурочной деятельности, можно сделать вывод, что успех овладения математикой в школе может быть достигнут на основе реализации строго продуманной системы учебно-воспитательных мероприятий. Важным звеном в этой системе является внеурочная деятельность, которая помогает учителю более тщательно изучить воспитанников и совершенствовать их подготовку, повышает общий культурный уровень школьников, вызывает интерес к предмету, расширяет кругозор учащихся.
Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности, ее диагностики должно позволить педагогам:
• разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и внятным представлением о результате;
• подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня;
• выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;
• диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;
• оценивать качество программ внеурочной деятельности.
Движущей силой внеурочной деятельности выступает интерес. Если работа на уроке, регламентированная единой и обязательной для всех программой, направлена на формирование системы знаний, умений и навыков, то внеклассная работа импонирует школьнику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора материала, форм общения, способов творческого самовыражения - возможностью делать то, что хочешь. Здесь не последнюю роль играет установка на скорую реализацию личностно значимого замысла, на «конечный результат» - будь то КВН, математический турнир, выпуск газеты, олимпиада. Наконец, во внеурочной деятельности более откровенно само общение, разноплановое, полифункциональное (межличностное, познавательное, художественное, творческое), взаимоотношения же учителя и учащихся отличает открытость и неформальность, атмосфера подлинного сотворчества.
В опыте передовых школ внеурочная деятельность рассматривается как мощное дополнительное средство формирования интереса к предмету, как средство расширения и углубления знаний, приобретаемых детьми на уроках.
Таким образом, внеурочная деятельность по математике является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся. Успех решения этих целей и задач во многом зависит от умения правильно организовывать внеурочные занятия с детьми. Внеурочная деятельность, активно внедренная в образовательный процесс, дает учителям возможность планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня познавательной деятельности: от приобретения социального знания, формирования положительного отношения к базовым знаниям, общественным ценностям, до приобретения самостоятельного развития общего кругозора.
На основе рабочей программы «Примерные программы по внеклассной работе по математике «Стандарты второго поколения. Математика 5 - 9 класс» - М.: Просвещение, 2011 г. и «Математика. Занятия школьного кружка. 5 - 6 классы». Авторы О.С. Шейнина, Г.М. Соловьева. - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2007, и по запросу администрации МБОУ «Масловопристанская СОШ» разработана программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» для учащихся 5 классов. Программа состоит из семи разделов:
1. Вводное занятие
2. Приемы быстрого счета
3. Решение задач
4. Геометрическая мозаика
5. Математика в жизни
6. Узнай свои способности
7. Итоговое занятие
Темы, предложенные в программе, являются дополнением базового курса математики 5 класса.
На основании, составленного календарно-тематического планирования было разработано два конспекта занятий по следующим темам:
1) Выигрышная стратегия (приложение 1).
2) Геометрические фигуры. В царстве треугольников (приложение 2).
Таким образом, цель, поставленная в данной работе, достигнута, задачи решены.
Данная работа имеет практическую значимость для учителей, которые готовы к осуществлению творческого подхода в обучении и воспитании, готовы выйти за рамки программного материала, способны к саморазвитию, не боятся скрупулёзной работы, требующей затрат времени.
1. Балк М.Б. и Балк Г.Д. Организация и содержание внеклассных занятий по математике. [Текст]: - М.: Учпедгиз, 1956. - 186 с.
2. Балк М.Б. и Балк Г.Д. Математика после уроков: Пособие для учителя. [Текст]: - М.: Просвещение, 1971. - 462 с.
3. Белошистая А.В. Развитие математических способностей школьника как методическая проблема [Текст]: //Начальная школа. - 2003. - № 1 - с. 44 - 53.
4. Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно¬практической конференции / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. - Челябинск: ЧИППКРО, 2014. - 416 с.
5. Глейзер Г.И. История математики в школе 7-8 кл. Пособие для учителя. [Текст]: - М.: Просвещение, 1982. - 240с.
6. Гусев В.А. Внеклассная работа по математике в 6-8 классах: Кн. для учителя [Текст]: / В.А.Гусев, А.И.Орлов, А.Л.Розенталь; Под ред. С.И.Шварцбурга. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1984. - 286 с.
7. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 классов средних школ. [Текст]: - М.: Просвещение, 2004.
8. Жильцова Т.В., Обухова Л.А. Поурочные разработки по наглядной геометрии. [Текст]: - М.: ВАКО, 2004.
9. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране геометрии. [Текст]: - М.: Педагогика-Пресс, 1994.
10. Инфоурок [электронный ресурс] [режим доступа]: https://infourok.ru/vneurochnaya-deyatelnost-po-matematike-v-usloviyah- vvedeniya-fgos-ooo-698207.html
11. Каиров И.А., Педагогический словарь, [Текст]: т.1-2, М.: 1960
12. Копилка уроков [электронный ресурс] [режим доступа]: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/rol-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v- matiematichieskom-obrazovanii-shkol-nikov-v-kontiekstie-vniedrieniia-fgos
13. Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой: Материал для классных и внеклассных занятий. [Текст]: - М.: Просвещение, 1981. - 112 с.
14. Кулдашова Н.В. Навигатор по организации внеурочной деятельности. [Текст]: - М.: Волгоград: Учитель - 141 с.
15. Мультиурок [электронный ресурс] [режим доступа]: https://multiurok.ru/files/primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh- matiematiki-i-vo-vnieurochnoie-vriemia.html
16. Педагогическая энциклопедия. [Текст]: М., 1964
17. Примерные программы по внеклассной работе по математике «Стандарты второго поколения. Математика 5 - 9 класс. [Текст]: - М.: Просвещение, 2011.
18. Степанов, В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе: кн. для учителя. [Текст]: / В. Д. Степанов. - М.: Просвещение, 1991. - 80 с.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Текст]: - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.
20. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст]: / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 79 с.
21. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5 - 6 классы. [Текст]: - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2007.