ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МАТЕМАТИКЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ 5
§1.1. Внеурочная деятельность как взаимодополняющий компонент базового образования 5
§1.2. Роль, цели и задачи внеурочной деятельности по математике в условиях внедрения ФГОС основного общего образования 11
§1.3. Использование современных технологий обучения при организации
внеурочной деятельности по математике 18
§1.4. Виды и формы внеурочной работы по математике в основной школе..22
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ 29
§2.1. Требования и рекомендации по разработке программ внеурочной
деятельности 29
§2.2. Программа внеурочной деятельности по математике для 5 класса
«Занимательная математика» 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ 5
§1.1. Внеурочная деятельность как взаимодополняющий компонент базового образования 5
§1.2. Роль, цели и задачи внеурочной деятельности по математике в условиях внедрения ФГОС основного общего образования 11
§1.3. Использование современных технологий обучения при организации
внеурочной деятельности по математике 18
§1.4. Виды и формы внеурочной работы по математике в основной школе..22
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ 29
§2.1. Требования и рекомендации по разработке программ внеурочной
деятельности 29
§2.2. Программа внеурочной деятельности по математике для 5 класса
«Занимательная математика» 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ
На сегодняшний день в обществе сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны, популяризируются развивающие программы, в которых увеличен объём содержания обучения, которое идёт на высоком уровне сложности, ускоренными темпами. С другой стороны, обостряющийся экологический кризис и массовое ухудшение состояния здоровья населения, экономические трудности, снижение духовно-нравственной культуры, приоритет материальных ценностей привели к тому, что сейчас в школы приходят дети с недостаточно развитыми теми или иными познавательными процессами. Исходя из этого, мы имеем снижение интереса к учению у детей. Что создает большие трудности в обучении. В связи со сложившимся положением необходимо искать пути решения данной проблемы.
Системная организация внеурочной деятельности даёт широкие возможности в решении этой проблемы. У каждого ребёнка есть талант. Он способен к самосовершенствованию и активному участию во внеурочной деятельности, которая в большей степени раскрывает способности каждого школьника.
В ФГОС предложена новая структура учебного плана, в состав которого в качестве компонента включена внеурочная деятельность. Она направлена на становление личностных характеристик выпускника, достижение личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной программы основного общего образования. Неотъемлемой частью образовательного процесса в школе является внеурочная деятельность, позволяющая реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в полной мере. Она объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации. Внеурочные формы обучения, построенные на принципе добровольности, не регламентированные необходимостью выставления оценки учащимся, проходящие в более непринужденной, раскрепощенной по сравнению с уроком атмосфере, требуют и от учителя высокого уровня профессионального мастерства. Он должен не только иметь математическую эрудицию, но и обладать такими необходимыми качествами, как контактность, педагогический такт, доброжелательность.
Целью данной работы является изучение и разработка методики организации внеурочной деятельности по математике в основной школе.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить психологическую, педагогическую и методическую литературу по данной теме;
• раскрыть роль внеурочной деятельности в процессе обучения математике в условиях внедрения ФГОС основного общего образования;
• выделить цели и задачи внеурочной деятельности по математике;
• рассмотреть основные формы организации внеурочной деятельности по математике.
• разработать рабочую программу внеурочной деятельности по математике в 5 классе.
Объект исследования: процесс организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в школе.
Предмет исследования: особенности организации внеурочной деятельности по математике в основной школе.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Системная организация внеурочной деятельности даёт широкие возможности в решении этой проблемы. У каждого ребёнка есть талант. Он способен к самосовершенствованию и активному участию во внеурочной деятельности, которая в большей степени раскрывает способности каждого школьника.
В ФГОС предложена новая структура учебного плана, в состав которого в качестве компонента включена внеурочная деятельность. Она направлена на становление личностных характеристик выпускника, достижение личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной программы основного общего образования. Неотъемлемой частью образовательного процесса в школе является внеурочная деятельность, позволяющая реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в полной мере. Она объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации. Внеурочные формы обучения, построенные на принципе добровольности, не регламентированные необходимостью выставления оценки учащимся, проходящие в более непринужденной, раскрепощенной по сравнению с уроком атмосфере, требуют и от учителя высокого уровня профессионального мастерства. Он должен не только иметь математическую эрудицию, но и обладать такими необходимыми качествами, как контактность, педагогический такт, доброжелательность.
Целью данной работы является изучение и разработка методики организации внеурочной деятельности по математике в основной школе.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить психологическую, педагогическую и методическую литературу по данной теме;
• раскрыть роль внеурочной деятельности в процессе обучения математике в условиях внедрения ФГОС основного общего образования;
• выделить цели и задачи внеурочной деятельности по математике;
• рассмотреть основные формы организации внеурочной деятельности по математике.
• разработать рабочую программу внеурочной деятельности по математике в 5 классе.
Объект исследования: процесс организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в школе.
Предмет исследования: особенности организации внеурочной деятельности по математике в основной школе.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Изучив процесс организации внеурочной деятельности, можно сделать вывод, что успех овладения математикой в школе может быть достигнут на основе реализации строго продуманной системы учебно-воспитательных мероприятий. Важным звеном в этой системе является внеурочная деятельность, которая помогает учителю более тщательно изучить воспитанников и совершенствовать их подготовку, повышает общий культурный уровень школьников, вызывает интерес к предмету, расширяет кругозор учащихся.
Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности, ее диагностики должно позволить педагогам:
• разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и внятным представлением о результате;
• подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня;
• выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;
• диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;
• оценивать качество программ внеурочной деятельности.
Движущей силой внеурочной деятельности выступает интерес. Если работа на уроке, регламентированная единой и обязательной для всех программой, направлена на формирование системы знаний, умений и навыков, то внеклассная работа импонирует школьнику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора материала, форм общения, способов творческого самовыражения - возможностью делать то, что хочешь. Здесь не последнюю роль играет установка на скорую реализацию личностно значимого замысла, на «конечный результат» - будь то КВН, математический турнир, выпуск газеты, олимпиада. Наконец, во внеурочной деятельности более откровенно само общение, разноплановое, полифункциональное (межличностное, познавательное, художественное, творческое), взаимоотношения же учителя и учащихся отличает открытость и неформальность, атмосфера подлинного сотворчества.
В опыте передовых школ внеурочная деятельность рассматривается как мощное дополнительное средство формирования интереса к предмету, как средство расширения и углубления знаний, приобретаемых детьми на уроках.
Таким образом, внеурочная деятельность по математике является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся. Успех решения этих целей и задач во многом зависит от умения правильно организовывать внеурочные занятия с детьми. Внеурочная деятельность, активно внедренная в образовательный процесс, дает учителям возможность планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня познавательной деятельности: от приобретения социального знания, формирования положительного отношения к базовым знаниям, общественным ценностям, до приобретения самостоятельного развития общего кругозора.
На основе рабочей программы «Примерные программы по внеклассной работе по математике «Стандарты второго поколения. Математика 5 - 9 класс» - М.: Просвещение, 2011 г. и «Математика. Занятия школьного кружка. 5 - 6 классы». Авторы О.С. Шейнина, Г.М. Соловьева. - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2007, и по запросу администрации МБОУ «Масловопристанская СОШ» разработана программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» для учащихся 5 классов. Программа состоит из семи разделов:
1. Вводное занятие
2. Приемы быстрого счета
3. Решение задач
4. Геометрическая мозаика
5. Математика в жизни
6. Узнай свои способности
7. Итоговое занятие
Темы, предложенные в программе, являются дополнением базового курса математики 5 класса.
На основании, составленного календарно-тематического планирования было разработано два конспекта занятий по следующим темам:
1) Выигрышная стратегия (приложение 1).
2) Геометрические фигуры. В царстве треугольников (приложение 2).
Таким образом, цель, поставленная в данной работе, достигнута, задачи решены.
Данная работа имеет практическую значимость для учителей, которые готовы к осуществлению творческого подхода в обучении и воспитании, готовы выйти за рамки программного материала, способны к саморазвитию, не боятся скрупулёзной работы, требующей затрат времени.
Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности, ее диагностики должно позволить педагогам:
• разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и внятным представлением о результате;
• подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня;
• выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;
• диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;
• оценивать качество программ внеурочной деятельности.
Движущей силой внеурочной деятельности выступает интерес. Если работа на уроке, регламентированная единой и обязательной для всех программой, направлена на формирование системы знаний, умений и навыков, то внеклассная работа импонирует школьнику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора материала, форм общения, способов творческого самовыражения - возможностью делать то, что хочешь. Здесь не последнюю роль играет установка на скорую реализацию личностно значимого замысла, на «конечный результат» - будь то КВН, математический турнир, выпуск газеты, олимпиада. Наконец, во внеурочной деятельности более откровенно само общение, разноплановое, полифункциональное (межличностное, познавательное, художественное, творческое), взаимоотношения же учителя и учащихся отличает открытость и неформальность, атмосфера подлинного сотворчества.
В опыте передовых школ внеурочная деятельность рассматривается как мощное дополнительное средство формирования интереса к предмету, как средство расширения и углубления знаний, приобретаемых детьми на уроках.
Таким образом, внеурочная деятельность по математике является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся. Успех решения этих целей и задач во многом зависит от умения правильно организовывать внеурочные занятия с детьми. Внеурочная деятельность, активно внедренная в образовательный процесс, дает учителям возможность планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня познавательной деятельности: от приобретения социального знания, формирования положительного отношения к базовым знаниям, общественным ценностям, до приобретения самостоятельного развития общего кругозора.
На основе рабочей программы «Примерные программы по внеклассной работе по математике «Стандарты второго поколения. Математика 5 - 9 класс» - М.: Просвещение, 2011 г. и «Математика. Занятия школьного кружка. 5 - 6 классы». Авторы О.С. Шейнина, Г.М. Соловьева. - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2007, и по запросу администрации МБОУ «Масловопристанская СОШ» разработана программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» для учащихся 5 классов. Программа состоит из семи разделов:
1. Вводное занятие
2. Приемы быстрого счета
3. Решение задач
4. Геометрическая мозаика
5. Математика в жизни
6. Узнай свои способности
7. Итоговое занятие
Темы, предложенные в программе, являются дополнением базового курса математики 5 класса.
На основании, составленного календарно-тематического планирования было разработано два конспекта занятий по следующим темам:
1) Выигрышная стратегия (приложение 1).
2) Геометрические фигуры. В царстве треугольников (приложение 2).
Таким образом, цель, поставленная в данной работе, достигнута, задачи решены.
Данная работа имеет практическую значимость для учителей, которые готовы к осуществлению творческого подхода в обучении и воспитании, готовы выйти за рамки программного материала, способны к саморазвитию, не боятся скрупулёзной работы, требующей затрат времени.
Подобные работы
- Развитие логического мышления младших школьников в процессе внеурочной деятельности по математике
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческого мышления учащихся 5-6 классов во внеурочной деятельности по математике (Математическое образование, Омский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2018 - Формирование действия построения логической цепи рассуждения во внеурочной деятельности по математике в начальной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2020 - Внеурочная деятельность по математике в условиях смешанного обучения в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование аналитико-синтетических умений во внеурочной деятельности в начальной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020 - Неделя математики как одна из форм внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019



