ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. СПЕЦИФИКА СОДЕРЖАНИЯ ПРОЦЕССА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ АВТОМЕХАНИК»
2.1. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
ПО ТЕМЕ «УСТРОЙСТВО, РАСБОРКА И СБОРКА МЕХАНИЗМОВ ДВИГАТЕЛЯ NISSAN»
2.2. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «РАБОЧИЙ ЦИКЛ ЧЕТЫРЕХТАКТНОГО ДВИГАТЕЛЯ NISSAN»
2.3. ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКАЯ ЧАСТЬ
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом профессионального образования РФ предмет «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобиля» включен в профессиональный цикл раздела профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов, а также в Федеральный компонент подготовки рабочих по профессии «Автомеханик». Поэтому огромную значимость имеет подготовка специалистов автомобильной индустрии.
Наиболее важным в подготовке высококвалифицированных специалистов является: управление повышения качества образовательного процесса в целом. Разработка современного научно-методического и технического обеспечения образовательных программ производственного обучения автомехаников в учреждениях среднего профессионального образования.
Одним из способов повышения компетентности будущего педагога и эффективности учебного процесса, выступает разработка учебных занятий производственного обучения
автомехаников.
Проблема исследования заключается в поиске способов повышения эффективности проведения учебных занятий производственного обучения автомехаников в учреждениях среднего профессионального образования.
Таким образом из вышесказанного тема выпускной квалификационной работы «Методические аспекты разработки занятий производственного обучения автомехаников в учреждениях среднего профессионального образования», является актуальной.
Цель исследования: вывить методические особенности организации разработки учебных занятий производственного обучения автомехаников в учреждениях среднего профессионального образования.
Объект исследования процесс организации производственного обучения.
Предмет исследования - методические аспекты разработки учебных занятий производственного обучения автомехаников, с использованием учебного стенда двигателя Nissan.
Задачи исследования:
• изучить и проанализировать педагогическую, методическую, техническую и специальную литературу по проблеме исследования;
• рассмотреть специфику содержания процесса и организацию урока производственного обучения в учреждениях среднего профессионального образования;
• разработать методические аспекты учебных занятий производственного обучения профессии «Автомеханик.
• Представить модель конструкции демонстрационного наглядного учебного пособия стенда двигателя внутреннего сгорания Nissan.
Методы исследования:
Теоретические: теоретический анализ проблемы на основе методической, технологической и специальной литературы по поставленной проблеме;
Эмпирические: изучение результатов деятельности, наблюдение, беседа.
Практическая значимость работы: заключается в разработке методических аспектов учебных занятий производственного обучения профессии «Автомеханик», с использованием модели учебного стенда двигателя внутреннего сгорания автомобиля Nissan и внедрение в учебный процесс.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографический список и приложение.
При выполнении выпускной квалификационной работы подтверждена актуальность, практическая значимость исследования, а также решались следующие задачи.
1. Рассмотрена специфика содержания процесса производственного обучения в учреждениях среднего профессионального образования.
2. Исходя их понимания задач производственного обучения, выделены основные критерии, определяющие профессиональное мастерство.
3. Для повышения качества обучения учащихся приведены требования к подготовке и проведению урока производственного обучения. Рассмотрены методы в учебном процессе производственного обучения.
4. Используя структурирование учебного материала, можно добиться от учащихся сознательности, осмысления и активности в овладении новыми знаниями, при этом понятия следует излагать в строгой логической последовательности. Разработка технологической карты и схемы учебного занятия позволяет усовершенствовать формы и методы его проведения.
5. При построении урока большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся, что влияет на повышение уровня активности, самостоятельности и поможет в большей степени усвоить новый материал. Ведь задача педагога не сводится только лишь к сообщению учащимся совокупности знаний, также большую роль играет выработка навыков приобретения знаний и понимание изучаемого материала.
6. Методическая разработка позволила расширить представление о подготовке к учебному занятию, акцентировать внимание на основных его этапах. Проведённый дидактический, психологический и методический анализ позволил выстроить технологическую схему, в которую вошли подструктуры учебного занятия и на основании этих подструктур была составлена технологическая карта учебного занятия.
Выполненная работа имеет большое значение для дальнейшей педагогической деятельности, так как она поможет повысить уровень педагогического мастерства, правильно разрабатывать учебные занятия в будущем.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи решены.
1. Абдулкахирова П. Б. Как сделать результативным урок / П.Б. Абдулкахирова // Среднее профессиональное образование. - 2013. №11.
2. Автосервис и фирменное обслуживание автомобилей: краткий курс лекций для студентов IV курса направления подготовки 35.03.06 «Агроинженерия» / Сост.: И.Ю. Тюрин // ФГБОУ ВО «Саратовский ГАУ». - Саратов, 2016. 137 с.
3. Аксенова Л.Н Методика профессионального обучения. Основные термины и понятия: справочное пособие / сост М.Л. Хасанова. - Челябинск: Изд- во Челяб. гос. пед. ун- та, 2015 93 с.
4. Арефьев О. Н. Открытая система профессионального
образования: цели, принципы, технологии.
Практикоориентированная монография и учебное пособие / О. Н. Арефьев, Н. М. Кропотина. - Екатеринбург: Изд-во Рос.гос.проф.-пед.ун-та, 2005. 286 с.
5. Болштянский А.П., Щерба В.Е., Нестеренко И.С. Организация услуг автосервиса на вузовской станции технического обслуживания автомобилей // ОНВ. 2010. №3 (88). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-uslug- avtoservisa-na-vuzovskoy-stantsii-tehnicheskogo-obsluzhivaniya- avtomobiley(дата обращения: 07.06.2020).
6. Вахламов В. К. Автомобили. Конструкция и эксплуатационные свойства: учеб. пособие для студентов вузов / В. К. Вахламов. - Москва : Академия, 2015. 480 с
7. Вахламов В. К. Автомобили: Эксплутационные свойства: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. - Москва: Академия, 2005.
8. Виноградов В. М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Основные и вспомогательные технологические процессы: Лабораторный практикум: Учебное пособие / В. М. Виноградов. - Москва: Academia, 2018. 463 c.
9. Виноградов В. М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Основные и вспомогательные технологические процессы: Лабораторный практикум: Учебник / В. М. Виноградов. - Москва: Academia, 2014. 192 c.
10. Виноградов В. М. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта (для спо) / В. М. Виноградов, А. А. Черепахин. - Москва: КноРус, 2018. 203 c.
11. Виноградов В.М. Техническое обслуживание и ремонт шасси автомобилей: Учебник / В.М. Виноградов. - Москва: Academia, 2018. 719 c.
12. Власов В. М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебник для сред. проф. образования / В. М. Власов, С. В. Жанказиев, С. М.Круглов ; под ред. В. М. Власова. — 9-е изд., стер. — Москва: Издательский центр «Академия», 2013. 432 с.
13. Власов В. М., Жанказиев В. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. - Москва: ОИЦ «Академия» 2010. 234 с.
14. Волгин В. В. Автосервис. Стандарты управления: Практическое пособие /В. В. Волгин. - Москва: Дашков и К,
2013. 349 с.
15. Гибовский Г. Б. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта. Методическое пособие по преподаванию профессионального модуля: Учебное пособие / Г. Б. Гибовский. - Москва: Академия, 2011. 272 c.
16. Гладкий А. А. Техобслуживание и мелкий ремонт автомобиля своими руками. Справочник для начинающих / А. А. Гладкий. - Санкт-Петербугр: BHV, 2011. 208 с.
17. Джексон А. Ремонт и обслуживание всех основных бытовых приборов / А. Джексон. - Москва: АСТ, 2007. 304 с.
18. Евплова Е.В., Гнатышина Е.В. Тубер И.И. Методика профессионального обучения, учебно- методическое пособие, Челябинск, 2015 151с.
19. Епифанов Л. И. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебное пособие / Л. И. Епифанов, Е. А. Епифанова. - Москва: Форум, 2017. 272 с.
20. Ершов Б. В., Залетаев М.В., Ульянецкий А. М., Юрченко М. А. 'Техническое обслуживание автомобилей' - Киев: Вища школа, 1969 с.446
21. Захаров Н. С., Логачев В. Г., Макарова А. Н. Оценка
надежности автомобилей с учетом вариации фактической периодичности технического обслуживания // Известия ТулГУ. Технические науки. 2012. №12-2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-nadezhnosti- avtomobiley-s-uchetom-variatsii-fakticheskoy-periodichnosti- tehnicheskogo-obsluzhivaniya(дата обращения: 01.06.2020).
22. Иванов А. С., Лянденбурский В. В., Рыбакова Л. А. Тактика технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей на основе встроенного диагностирования // Нива Поволжья. 2014. №3 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ taktika-tehnicheskogo-obsluzhivaniya-i-tekuschego-remonta- avtomobiley-na-osnove-vstroennogo-diagnostirovaniya (дата обращения: 07.06.2020).
23. Коберси И.С., Крамаренко Е.Р., Шкуркин Д.В., Денисова Г.В., Финаев В. И. Определение периодичности технического обслуживания автомобилей // ИВД. 2015. №2-2. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/opredelenie-periodichnosti- tehnicheskogo-obsluzhivaniya-avtomobiley(дата обращения: 06.06.2020).
24. Козлов А. В. Моделирование производственной
деятельности постов технического обслуживания автомобилей // Вестник ВУиТ. 2020. №1 (45). URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/modelirovanie-proizvodstvennoy-deyatelnosti-postov-tehnicheskogo-obsluzhivaniya-avtomobiley (дата обращения: 04.06.2020).
25. Кокорев Геннадий Дмитриевич, Успенский Иван
Алексеевич, Николотов И. Н. Стратегии технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта // Вестник ФГОУ ВО МГАУ. 2009. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-tehnicheskogo- obsluzhivaniya-i-remonta-avtomobilnogo-transporta (дата
обращения: 03.06.2020).
26. Конькова Н. В. Особенности организации урока производственного обучения: Методические рекомендации / сост.. - Курск: ОБОУ СПО «КАТК», 2012. 28 с.
27. Котесова А. А., Аракелян Р. М., Бредихин Е. И.
Дистанционная диагностика автомобиля из центра технического обслуживания, оснащенного диагностическим комплексом // ИВД. 2018. №2 (49). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnaya-diagnostika- avtomobilya-iz-tsentra-tehnicheskogo-obsluzhivaniya- osnaschennogo-diagnosticheskim-kompleksom (дата обращения: 07.06.2020).
28. Кругликов Г. И. Методика профессионального обучения: учебник для высш. проф. образования / Г. И. Кругликов. - Москва: Академия, 2013. 320 с.
29. Кузнецов А. С. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля: В 2 / А.С. Кузнецов. - Москва: Academia, 2018. 64 c.
30. Кузнецов А. С. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля: В 2 ч2: Учебник / А. С. Кузнецов. - Москва: Академия, 2010. 432 c.
31. Кузнецов А. С. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля: В 2ч Учебник / А.С. Кузнецов. - Москва: Academia, 2016. - 240 c.
32. Курчаткин В. В. Техническое обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве: Учебник для начального профессионального образования / В. В. Курчаткин, В. М. Тараторкин, А. Н. Батищев. - Москва: ИЦ Академия, 2012. 464 c.
33. Лукьянович А. В. Методика производственного обучения: учебно-методическое пособие для студентов специальности 1-08.01.01 «Профессиональное обучение (по направлениям)»: в 3 ч. / А. В. Лукьянович. - Минск: БНТУ, 2014- Ч. 1. 58 с.
34. Пархоменко С. Г. Тракторы и автомобили. Часть 1: Двигатели: практикум / С. Г. Пархоменко, Р. И. Бутков, В. А. Исмаилов. - Зерноград: АзовоЧерноморский инженерный институт ФГБОУ ВО Донской ГАУ, 2018. 199 с
35. Пухов Е.В., Комаров Я.В. Разработка информационной
системы управления техническим обслуживанием и ремонтом транспортных и технологических машин // Вестник ФГОУ ВО МГАУ. 2016. №5 (75). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-informatsionnoy- sistemy-upravleniya-tehnicheskim-obsluzhivaniem-i-remontom- transportnyh-i-tehnologicheskih-mashin(дата обращения: 04.06.2020).
36. Пшеницин В.В., Кирасиров О.М. Управление качеством услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2017. №1 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie- kachestvom-uslug-po-tehnicheskomu-obsluzhivaniyu-i-remontu- avtomobiley(дата обращения: 02.06.2020).
37. Пятибратова Л.Н. Использование лабораторных стендов в учебном процессе / Пятибратова Л.Н., И.Н. Сысоева// Научно-методическая деятельность преподавателей- инструмент повышения качества высшего образования: сборник науч. статей / Под ред. Л.И.Щербаковой. Юж.- Рос.гос. техн. ун-т (НПИ).- Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2013. С.97-103
38. Рыбин Н.Н. К вопросу о методе расчёта
производственной программы технического обслуживания и ремонта автомобилей // Вестник Курганского государственного университета. 2011. №1 (20). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-metode-raschyota- proizvodstvennoy-programmy-tehnicheskogo-obsluzhivaniya-i- remonta-avtomobiley(дата обращения: 04.06.2020).
39. Терентьев А. В. Оценка качества автомобиля // Записки
Горного института. 2016. №. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/otsenka-kachestva-avtomobilya(дата обращения: 01.06.2020).
40. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта: учебнопрактическое пособие для автомобильных колледжей. Москва: ГБПОУ КАТ №9, 2017. 352 с.
41. Тохиров обслуживания https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-stantsiy- tehnicheskogo-obsluzhivaniya-avtomobiley(дата обращения: 07.06.2020).
42. Федоров А. Г. Информационные системы поддержки принятия решений в системе технического обслуживания автомобилей АПК // Леса России и хозяйство в них. 2012. №1¬2 (42-43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye- sistemy-podderzhki-prinyatiya-resheniy-v-sisteme-tehnicheskogo- obsluzhivaniya-avtomobiley-apk(дата обращения: 02.06.2020).
43. Хасенов Е. Т., Каракаев А. К. Повышение эффективности
производственной деятельности станций технического обслуживания легковых автомобилей // Наука и техника Казахстана. 2012. №3-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-effektivnosti- proizvodstvennoy-deyatelnosti-stantsiy-tehnicheskogo- obsluzhivaniya-legkovyh-avtomobiley(дата обращения: 02.06.2020).
44. Шадриков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб. пособие/ В.Д. Шадриков, Н.П. Анисимова, Е.Н. Корнеева и др.; Под ред. В.Д. Шадрикова. - Москва, 2012. - 325 с.
45. Шапошников Ю. А. Технология технического обслуживания и текущего ремонта автомобиля. Курс лекций для студентов специальности 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство». - Барнаул: АлтГТУ, 2009. 274с
46. Шупляков В. С. Автосервис: станции технического обслуживания автомобилей: учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. 100101 "Сервис" (спец. "Автосервис") / Ред. В. С. Шупляков, Ю. П. Свириденко. - Москва: Альфа - М: ИНФРА Москва, 2008. 480 с.
47. Ясенков Е. П. Предпосылки для разработки методики
планирования оптимальных режимов технического обслуживания автомобилей // Вестник МГУЛ - Лесной вестник. 2006. №6. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/predposylki-dlya-razrabotki- metodiki-planirovaniya-optimalnyh-rezhimov-tehnicheskogo- obsluzhivaniya-avtomobiley(дата обращения: 07.06.2020).