КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (НА РЕГИОНАЛЬНОМ КОМПОНЕНТЕ)
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (НА РЕГИОНАЛЬНОМ КОМПОНЕНТЕ) 8
1.1. Основные положения понятия «коммуникативная
компетенция» 8
1.2. Особенности коммуникативной компетенции у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 22
1.3. Методические аспекты формирования коммуникативной
компетенции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на региональном компоненте) 30
ГЛАВА II.СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
РАБОТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (НА РЕГИОНАЛЬНОМ КОМПОНЕНТЕ) 41
2.1. Исследование уровня сформированности коммуникативной компетенции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 41
2.2 Организация и проведение коррекционно-педагогической
работа по формированию коммуникативной компетенции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на региональном компоненте) 57
2.3 Анализ эффективности коррекционно-педагогической по
формированию коммуникативной компетенции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на региональном компоненте) 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (НА РЕГИОНАЛЬНОМ КОМПОНЕНТЕ) 8
1.1. Основные положения понятия «коммуникативная
компетенция» 8
1.2. Особенности коммуникативной компетенции у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 22
1.3. Методические аспекты формирования коммуникативной
компетенции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на региональном компоненте) 30
ГЛАВА II.СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
РАБОТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (НА РЕГИОНАЛЬНОМ КОМПОНЕНТЕ) 41
2.1. Исследование уровня сформированности коммуникативной компетенции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 41
2.2 Организация и проведение коррекционно-педагогической
работа по формированию коммуникативной компетенции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на региональном компоненте) 57
2.3 Анализ эффективности коррекционно-педагогической по
формированию коммуникативной компетенции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на региональном компоненте) 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Модернизация российского образования на современном этапе определяет необходимость нового качества образования как важную задачу образовательной политики XXI века.
Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российского образования, когда дети могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.
Особое внимание в последнее время уделяется ключевым компетенциям.
Одной из ведущих компетенций личности, в том числе и ребенка дошкольного возраста, является коммуникативная компетенция, которая многими исследователями признана стержневой, поскольку лежит в основе других компетенций.
Под коммуникативной компетенцией ряд исследователей (И.А. Зимняя, Н.В. Микляева, Н.А. Виноградова и др.) понимают определенный уровень развития умений и навыков общаться и устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми.
Старший дошкольный возраст - очень благоприятен для овладения коммуникативной компетенцией, поэтому ее формирование в этом возрасте - одна из важнейших задач учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении.
В настоящее время одним из самых распространенных нарушений речи является общее недоразвитие речи, которое сопровождается незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью, указывает на факт наличия стойких нарушений коммуникативного акта, что затрудняет, а иногда вообще делает невозможным развитие коммуникативной компетенции детей. Несовершенство отдельных составляющих коммуникативной компетенции не обеспечивают процесса свободной коммуникации, не способствуют развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствуют овладению знаниями, отрицательно влияют на личностное развитие и поведение дошкольника. Замедленный темп формирования коммуникативной компетенции сильно отражается на обучаемости детей с общим недоразвитием речи.
Поиск направлений совершенствования коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, связан с изменениями требований к содержанию и характеру дошкольного образования. Необходимо найти такие пути реализации данной цели, которые бы облегчили обучение дошкольников с речевой патологией, использовать материал, который детям известен. Поэтому использование материала, основанного на региональной культуре, является актуальным.
Одним из условий приобщения детей дошкольного возраста к региональной культуре является использование ее в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения. Но успех решения данной задачи возможен в том случае, если материалы на основе региональной культуре станут значимыми в деятельности ребенка, т.е. будут применяться в общении, игре, посильном труде, конструировании, в художественной и других видах деятельности. Однако практические пути решения изучаемой нами проблемы в дошкольном учреждении с детьми, имеющими речевое недоразвитие, остаются недостаточно разработанными. Слабо отражены данные вопросы и в педагогической науке.
Выявлены противоречия между требованиями Государственного образовательного стандарта образования, отражающими объективную необходимость владения выпускниками дошкольного учреждения ключевыми компетенциями, в том числе и коммуникативной, способных ориентироваться в окружающем их мире, готовых к общению, а также противоречия между накопленной богатой практикой обучения в дошкольном учреждении и недостаточным практическим использованием её в процессе обучения. В связи с эти мы следующим образом сформулировали тему исследования: «Коррекционно-педагогическая работа по формированию коммуникативной компетенции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на региональном компоненте)».
Проблема исследования: совершенствование коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативной компетенции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на региональном компоненте)
Цель исследования: разработать систему коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативной компетенции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на региональном компоненте).
Объект исследования: процесс формирования коммуникативной компетенции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: система коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативная компетенция у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на региональном компоненте).
Гипотеза исследования: успешность коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативной компетенции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на региональном компоненте) будет протекать эффективно при соблюдении следующих условий:
- организация и проведение логопедических занятий по проблеме исследования;
- взаимодействие с воспитателями;
- привлечение родителей к совместной работе с детьми.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. На основе изучения и анализа психолого-педагогической теоретически обосновать проблему формирования коммуникативной компетенции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на региональном компоненте).
2. Изучить уровень сформированности коммуникативной
компетенции старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать и апробировать систему коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативной компетенции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на региональном компоненте) и определить ее эффективность.
Теоретико-методологическая основа исследования. Приоритетное значение для нашего исследования имеют работы, посвященные особенностям формирования коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Т.Н. Волковской, О.В. Дзюбы, Л.С. Дмитриевских, Н.В. Дубовой, О.С. Павловой, Л.Г. Соловьевой, Г.Х. Юсуповой и др.
Современному подходу к определению компетенции посвящены исследования А.Г. Бермуса, И.А. Зимней, Д.А. Иванова, А.В. Хуторского, С.Е. Шишова, А.Н. Щукина и др.
Раскрытию понятия «коммуникативная компетенция» посвящены исследования Н.В. Микляевой, К.Ф. Седова, М. Кэнэла и М. Свейна, В.И. Тесленко и С.В. Латынцева, Н.И. Гез, В.М. Топаловой и др.
В работе используются следующие методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Земский» № 10 г. Белгорода.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российского образования, когда дети могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.
Особое внимание в последнее время уделяется ключевым компетенциям.
Одной из ведущих компетенций личности, в том числе и ребенка дошкольного возраста, является коммуникативная компетенция, которая многими исследователями признана стержневой, поскольку лежит в основе других компетенций.
Под коммуникативной компетенцией ряд исследователей (И.А. Зимняя, Н.В. Микляева, Н.А. Виноградова и др.) понимают определенный уровень развития умений и навыков общаться и устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми.
Старший дошкольный возраст - очень благоприятен для овладения коммуникативной компетенцией, поэтому ее формирование в этом возрасте - одна из важнейших задач учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении.
В настоящее время одним из самых распространенных нарушений речи является общее недоразвитие речи, которое сопровождается незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью, указывает на факт наличия стойких нарушений коммуникативного акта, что затрудняет, а иногда вообще делает невозможным развитие коммуникативной компетенции детей. Несовершенство отдельных составляющих коммуникативной компетенции не обеспечивают процесса свободной коммуникации, не способствуют развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствуют овладению знаниями, отрицательно влияют на личностное развитие и поведение дошкольника. Замедленный темп формирования коммуникативной компетенции сильно отражается на обучаемости детей с общим недоразвитием речи.
Поиск направлений совершенствования коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, связан с изменениями требований к содержанию и характеру дошкольного образования. Необходимо найти такие пути реализации данной цели, которые бы облегчили обучение дошкольников с речевой патологией, использовать материал, который детям известен. Поэтому использование материала, основанного на региональной культуре, является актуальным.
Одним из условий приобщения детей дошкольного возраста к региональной культуре является использование ее в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения. Но успех решения данной задачи возможен в том случае, если материалы на основе региональной культуре станут значимыми в деятельности ребенка, т.е. будут применяться в общении, игре, посильном труде, конструировании, в художественной и других видах деятельности. Однако практические пути решения изучаемой нами проблемы в дошкольном учреждении с детьми, имеющими речевое недоразвитие, остаются недостаточно разработанными. Слабо отражены данные вопросы и в педагогической науке.
Выявлены противоречия между требованиями Государственного образовательного стандарта образования, отражающими объективную необходимость владения выпускниками дошкольного учреждения ключевыми компетенциями, в том числе и коммуникативной, способных ориентироваться в окружающем их мире, готовых к общению, а также противоречия между накопленной богатой практикой обучения в дошкольном учреждении и недостаточным практическим использованием её в процессе обучения. В связи с эти мы следующим образом сформулировали тему исследования: «Коррекционно-педагогическая работа по формированию коммуникативной компетенции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на региональном компоненте)».
Проблема исследования: совершенствование коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативной компетенции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на региональном компоненте)
Цель исследования: разработать систему коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативной компетенции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на региональном компоненте).
Объект исследования: процесс формирования коммуникативной компетенции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: система коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативная компетенция у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на региональном компоненте).
Гипотеза исследования: успешность коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативной компетенции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на региональном компоненте) будет протекать эффективно при соблюдении следующих условий:
- организация и проведение логопедических занятий по проблеме исследования;
- взаимодействие с воспитателями;
- привлечение родителей к совместной работе с детьми.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. На основе изучения и анализа психолого-педагогической теоретически обосновать проблему формирования коммуникативной компетенции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на региональном компоненте).
2. Изучить уровень сформированности коммуникативной
компетенции старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать и апробировать систему коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативной компетенции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на региональном компоненте) и определить ее эффективность.
Теоретико-методологическая основа исследования. Приоритетное значение для нашего исследования имеют работы, посвященные особенностям формирования коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Т.Н. Волковской, О.В. Дзюбы, Л.С. Дмитриевских, Н.В. Дубовой, О.С. Павловой, Л.Г. Соловьевой, Г.Х. Юсуповой и др.
Современному подходу к определению компетенции посвящены исследования А.Г. Бермуса, И.А. Зимней, Д.А. Иванова, А.В. Хуторского, С.Е. Шишова, А.Н. Щукина и др.
Раскрытию понятия «коммуникативная компетенция» посвящены исследования Н.В. Микляевой, К.Ф. Седова, М. Кэнэла и М. Свейна, В.И. Тесленко и С.В. Латынцева, Н.И. Гез, В.М. Топаловой и др.
В работе используются следующие методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Земский» № 10 г. Белгорода.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Развитие коммуникативной компетенции занимает ведущее место, так как умение общаться является основой данной компетенции и имеет важное значение для развития детей дошкольного возраста. Процесс общения в дошкольном возрасте является сложной деятельностью, требующей специфических знаний и умений, которыми ребенок овладевает в процессе усвоения социального опыта. Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации детей в любой социальной среде, поэтому развитие коммуникативной компетенции у детей с общим недоразвитием речи становится актуальным, так как в последнее время возрастает число детей с таким недостатком.
Нарушения речевой функции негативно отражаются на формировании коммуникативной компетенции дошкольников. Отставание в развитии речи, ее незрелость сопровождается замедленным развитием отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью в поведении, сложности коммуникативного процесса, следовательно, затормаживает развитие коммуникативной компетенции у дошкольников.
Использование материала региональной культуры в настоящее время является актуальной проблемой, потому что в современных условиях необходимо обращать внимание к социально-исторической и культурной памяти народа. Средства народной культуры являются источником для формирования коммуникативной компетенции дошкольников с общим недоразвитием речи. С помощью изучения региональной культуры появляется возможность дать детям почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны. Приобщение детей к национальной традиционной культуре позволит ребенку познакомиться с окружающим миром, осознать свое место в нем, развить интеллект, возможность развивать в ребенке творческие способности, самостоятельность, формировать наглядно-образное мышление, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
Была проведена опытно-экспериментальная работа на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад комбинированного вида «Земский» № 10 г. Белгорода. В исследовании принимали участие 12 детей старшей группы, имеющих общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития. Опытно-экспериментальная часть состояла из трех этапов: констатирующий, формирующий, контрольный.
На констатирующем этапе было проведено анкетирование родителей, целью которого являлось изучение представлений, интереса и отношения родителей к этнокультурному развитию детей, и диагностирование детей, которое включало в себя: выявления уровня сформированности диалогической речи; выявления уровня сформированности связной монологической речи; выявления уровня сформированности умения работать в группе; выявления уровня сформированности умения выполнять разные социальные роли. Для выявления уровня сформированности диалогической речи использовали методику «Выявление уровня развития навыков диалогического общения» М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной; исследование связной монологической речи проводили с помощью серии заданий, опираясь на методику В.П. Глухова; выявления уровня сформированности умения работать в группе провели с помощью заданий из пособия «Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников для работы с детьми 5-7 лет» под редакцией О.В. Дыбиной; для определения уровня сформированности умения выполнять разные социальные роли была разработана схема наблюдения, в которую включены основные параметры, определяющие развитие ролевой игры, в соответствии с концепцией Д.Б. Эльконина.
Результаты анкетирования показали, что родители мало заинтересованы данной проблемой.
Результаты диагностики сформированности коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с ОНР показали, что уровень сформированности коммуникативной компетенции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи низкий уровень составил 91,7%, средний уровень - 8,3%. Для диалогической речи дошкольников с ОНР характерно нежелание вступать в диалог, в высказываниях детей отмечено нарушение связности и логичности, предложения простые, незаконченные. Несформированность связной монологической у всех испытуемых отмечалась в неумении строить связные высказывания, наблюдались простые фразы с нарушением лексико-грамматического строя, пересказ составлялся по наводящим вопросам, отмечались пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, рассказ-описание и на основе личного опыта представлял у большинства детей простое перечисление предметов и действий.
Коррекционно-педагогическая работа включала в себя разработку конспектов занятий для формирования диалогической речи, формирования связной монологической речи; формирования умения работать в группе; формирования умения выполнять разные социальные роли на основе материала региональной культуры и их реализация на практике. Также осуществлялось взаимодействие с родителями и воспитателями группы. Составлен план работы с родителями и воспитателями на период данного исследования. Работа с родителями включала в себя проведение родительского собрания, круглого стола и совместного праздника с детьми. План работы с воспитателями включал задания для предварительной работы и закрепления знаний и умений, полученных на занятиях логопеда, проводимые в режимных моментах и на занятиях, и совместный праздник с детьми.
Для проверки эффективности коррекционно-педагогической работы проведен контрольный эксперимент. На контрольном этапе результаты следующие: средний уровень - 33,3%, низкий уровень - 66,7%.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов показали, что уровень сформированности коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи повысился. Низкий уровень уменьшился на 25%, соответственно средний увеличился на 25%, что говорит о положительной динамике.
Таким образом, данное исследование показало, что гипотеза подтверждена, т.е. успешность коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативной компетенции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на региональном компоненте) будет протекать эффективно при соблюдении следующих условий: проведение логопедических занятий, взаимодействие с воспитателями, заинтересованность родителей данной проблемой.
Нарушения речевой функции негативно отражаются на формировании коммуникативной компетенции дошкольников. Отставание в развитии речи, ее незрелость сопровождается замедленным развитием отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью в поведении, сложности коммуникативного процесса, следовательно, затормаживает развитие коммуникативной компетенции у дошкольников.
Использование материала региональной культуры в настоящее время является актуальной проблемой, потому что в современных условиях необходимо обращать внимание к социально-исторической и культурной памяти народа. Средства народной культуры являются источником для формирования коммуникативной компетенции дошкольников с общим недоразвитием речи. С помощью изучения региональной культуры появляется возможность дать детям почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны. Приобщение детей к национальной традиционной культуре позволит ребенку познакомиться с окружающим миром, осознать свое место в нем, развить интеллект, возможность развивать в ребенке творческие способности, самостоятельность, формировать наглядно-образное мышление, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
Была проведена опытно-экспериментальная работа на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад комбинированного вида «Земский» № 10 г. Белгорода. В исследовании принимали участие 12 детей старшей группы, имеющих общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития. Опытно-экспериментальная часть состояла из трех этапов: констатирующий, формирующий, контрольный.
На констатирующем этапе было проведено анкетирование родителей, целью которого являлось изучение представлений, интереса и отношения родителей к этнокультурному развитию детей, и диагностирование детей, которое включало в себя: выявления уровня сформированности диалогической речи; выявления уровня сформированности связной монологической речи; выявления уровня сформированности умения работать в группе; выявления уровня сформированности умения выполнять разные социальные роли. Для выявления уровня сформированности диалогической речи использовали методику «Выявление уровня развития навыков диалогического общения» М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной; исследование связной монологической речи проводили с помощью серии заданий, опираясь на методику В.П. Глухова; выявления уровня сформированности умения работать в группе провели с помощью заданий из пособия «Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников для работы с детьми 5-7 лет» под редакцией О.В. Дыбиной; для определения уровня сформированности умения выполнять разные социальные роли была разработана схема наблюдения, в которую включены основные параметры, определяющие развитие ролевой игры, в соответствии с концепцией Д.Б. Эльконина.
Результаты анкетирования показали, что родители мало заинтересованы данной проблемой.
Результаты диагностики сформированности коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с ОНР показали, что уровень сформированности коммуникативной компетенции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи низкий уровень составил 91,7%, средний уровень - 8,3%. Для диалогической речи дошкольников с ОНР характерно нежелание вступать в диалог, в высказываниях детей отмечено нарушение связности и логичности, предложения простые, незаконченные. Несформированность связной монологической у всех испытуемых отмечалась в неумении строить связные высказывания, наблюдались простые фразы с нарушением лексико-грамматического строя, пересказ составлялся по наводящим вопросам, отмечались пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, рассказ-описание и на основе личного опыта представлял у большинства детей простое перечисление предметов и действий.
Коррекционно-педагогическая работа включала в себя разработку конспектов занятий для формирования диалогической речи, формирования связной монологической речи; формирования умения работать в группе; формирования умения выполнять разные социальные роли на основе материала региональной культуры и их реализация на практике. Также осуществлялось взаимодействие с родителями и воспитателями группы. Составлен план работы с родителями и воспитателями на период данного исследования. Работа с родителями включала в себя проведение родительского собрания, круглого стола и совместного праздника с детьми. План работы с воспитателями включал задания для предварительной работы и закрепления знаний и умений, полученных на занятиях логопеда, проводимые в режимных моментах и на занятиях, и совместный праздник с детьми.
Для проверки эффективности коррекционно-педагогической работы проведен контрольный эксперимент. На контрольном этапе результаты следующие: средний уровень - 33,3%, низкий уровень - 66,7%.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов показали, что уровень сформированности коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи повысился. Низкий уровень уменьшился на 25%, соответственно средний увеличился на 25%, что говорит о положительной динамике.
Таким образом, данное исследование показало, что гипотеза подтверждена, т.е. успешность коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативной компетенции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на региональном компоненте) будет протекать эффективно при соблюдении следующих условий: проведение логопедических занятий, взаимодействие с воспитателями, заинтересованность родителей данной проблемой.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИКЕТНОГО ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА
ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2018 - СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция невербальной коммуникации в период школьной адаптации учащихся с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2016 - Коррекция невербальной коммуникации в период школьной адаптации учащихся с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2016 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Развитие коммуникативных умений детей с ограниченными возможностями здоровья методами сказкотерапии (Санкт-Петербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - Отношение младших школьников к «особым детям» (Российский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Коррекция самооценки учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022



