КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КАК РЕСУРС РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Раздел I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОЦЕССОВ НАСЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ 11
1.1. Понятие культурного наследия в историко-культурологическом
измерении 11
1.2. Проблема ценностей и оценки культурного наследия 23
Раздел II. ИНТЕГРАЦИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В СОВРЕМЕННЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ РОССИИ 37
2.1. Культурное наследие в условиях социокультурных трансформаций
российского общества 37
2.2 Культурное наследие как условие формирования самосознания россиянина: память и забвение 49
Раздел III. ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ 63
3.1. Действие государственной политики в области сохранения культурного
наследия России 63
3.2. Анализ общественных учреждений в охране культурного наследия
России 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ
Раздел I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОЦЕССОВ НАСЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ 11
1.1. Понятие культурного наследия в историко-культурологическом
измерении 11
1.2. Проблема ценностей и оценки культурного наследия 23
Раздел II. ИНТЕГРАЦИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В СОВРЕМЕННЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ РОССИИ 37
2.1. Культурное наследие в условиях социокультурных трансформаций
российского общества 37
2.2 Культурное наследие как условие формирования самосознания россиянина: память и забвение 49
Раздел III. ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ 63
3.1. Действие государственной политики в области сохранения культурного
наследия России 63
3.2. Анализ общественных учреждений в охране культурного наследия
России 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность изучения культурного наследия продиктована его особым положением в современной России: оно служит не только сохранению памяти прошлого, но и поддерживает целостность социальной общности. Являясь основой организации символического пространства, опорой национального самосознания россиян, культурное наследие России выступает важнейшим источником стратегического развития страны, транслятором традиций, норм и ценностей поколений, ресурсом конструирования российской идентичности. Помимо того, являясь социально и культурно-исторически значимой категорией, культурное наследие побуждает актуализировать свое изучение в связи с потребностью в изучении его роли в становлении идентичности общества, поддержании стабильного положения и сохранности культурного многообразия России.
В условиях трансформации российского общества, характеризующейся ускорением протекания всех социальных процессов, у индивидуальной памяти остается не так много места, отношение к культурному наследию неизбежно изменяется, в связи с чем актуализируется задача изучить эти изменения. Культурное наследие несет в себе положительный заряд для общества, в связи с чем возникает потребность в рассмотрении деятельности организаций, специализирующихся на сохранении культурного наследия РФ.
Степень разработанности проблемы. Круг суждений, связанных с культурным достоянием, отражает эволюцию мира исследования. Понятие «наследие» применялось в трудах таких авторов как С. Боэций, Т. Гоббс, Д. Дидро, Г. Гегель, Ф. Ницше, Ф. Энгельс, О. Шпенглер, H.A. Бердяев, С.Н. Булгаков, А.И. Герцен, Н.Я. Данилевский, П.Б. Струве, B.C. Соловьев, И.А. Ильин, В.Н. Лосский, П.И. Новгородцев, В.В. Розанов, Ф.А. Степун, Н.С. Трубецкой, П.А. Флоренский, Г.В. Флоровский, C.JI. Франк, A.C. Хомяков, В.Ф. Эрн, Г.Г. Шпет, Л.И. Шестов, Б. Н. Чичерин, П.Я. Чаадаев. Культурные основания понятия «традиция» прослеживаются в сочинениях Ф. Шлейермахера, В. Дильтея, X. Гадамера, М. Хайдеггера, Г.Г. Шпета.
К приходу XX века зарубежные авторы начинают проявлять интерес к проблеме охраны культурного наследия: П. Клеменс, Г.Г. Дехь и М. Дворжак. К постмодернистскому направлению изучения культурного наследия относятся К. Уолш, П. Фоулер, Г. Эшворт и П. Ларкхэм, Р. Сэмуэл, Г. Клир, К. Линч, Д. Ловенталь, Р. Лэйтон, К. Холторф. Подвергали прошлое критическому осмыслению: М. Леоне, К. Тилли, М. Шанкс, Р. Бартес, Дж. Оруэл и др. Рассмотрению культурного наследия как товара (в экономическом плане) подвергали М. Драгилевич-Шешич, Дж. Карман, Г. Клир, В. Липе.
К рассмотрению вопросов о консервации и понимании культурного наследия как информационной составляющей России относятся исследования М.В. Ломоносова, Г.Ф. Миллера, В.Н. Татищева. Выявлением памятников прошлого интересовались такие ученые как И.П. Сахаров, И.М. Снегирев, A.A. Мартынов, А.Ф. Малиновский.
К ученым и живописцам, которые объектом своих интересов изображали культурное наследие были: A.C. Уваров, А.Б. Лобанов- Ростовский и др. Граф A.C. Уваров стал первым, кто организовал археологические съезды и подготовил план закона об охране памятников, в котором существовало две задачи охраны имущества: выявление, учет и организация каталогов памятников по России и пути сохранения и предотвращения от повреждений памятников старины.
Исследования A.M. Разгона показывают действие охраны российских древностей с XVIII века. После революции 1917 года ученые в рассмотрении проблемы культурного наследия по большому счету опирались на голые факты, а именно на результаты археологических находок. Высшими руководствующими инстанциями были: ГАИМК, ЦГРМ, крупные музеи. Историческому изучению и выявлению структуры культурного наследия соответствуют исследования E.H. Селезневой, М.А. Поляковой.
Ю.М. Ведениным, П.М. Шульгиным, Р.Ф. Туровским, В.П. Максаковским, Ю.Л. Мазуровым и др. был обозначен новый путь в изучении культурного наследия, а именно переосмыслению феномена наследия.
Таким образом, несмотря на значительный объем работ, недостаточность изученности проблемы культурного наследия России как в теоретическом, так и практическом плане обусловила необходимость проведения дальнейших исследований, что определило выбор темы, объекта и предмета, постановку цели и задач данного диссертационного исследования.
Цель диссертационного исследования: выявить и репрезентовать возможности развития культурного наследия с позиции ресурса российской цивилизации.
Для достижения поставленной цели в диссертационном исследовании автором были сформулированы следующие задачи:
-исследовать теоретико-методологические подходы к определению категории культурного наследия;
-обосновать ценностную значимость культурного наследия;
-рассмотреть культурное наследие в условиях социокультурных трансформаций системы российского общества;
-раскрыть культурное наследие как условие формирования самосознания россиянина;
-исследовать взаимодействие государства и общества в области сохранения культурного наследия России;
-проанализировать формы взаимодействия общественных учреждений и государственных институтов в сфере охраны культурного наследия России.
Объект диссертационного исследования - культурное наследие и коллективная память как часть национальной идентичности и ресурс ее конструирования.
Предмет диссертационного исследования - интеграция культурного наследия в пространство социокультурной памяти российской цивилизации.
Методы исследования. В диссертационном исследовании использовались такие методы как: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, аналогия. А также были задействованы общенаучные методы: описание, историко-сравнительный. Использование системного
подхода в работе, способствовало целостному изучению объекта исследования.
В эмпирическую базу исследования вошли нормативные правовые акты Российской Федерации и ее субъектов, материалы Всероссийских съездов органов охраны культурного наследия, материалы практической деятельности общественных объединений в области охраны культурного наследия.
Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту:
1. Культурное наследие - это подсистема культуры, описывающая и сохраняющая наиболее значимые ее моменты в культурной форме; обладающая положительным зарядом и основанная на опыте предшествующих поколений.
Оптимизация понятия «культурное наследие» происходит постепенно, связываясь с близкими ему понятиями. К ним относятся традиция и памятник. Традиция невещественна в отличие от памятника. Памятник является овеществленной частью культурного наследия. Традиция и памятник являются воплощением исторической информации, заключенной в объектах. И традиция, и памятник актуализируются в культурных формах, которые проходят отбор и укореняются или исключаются из бытия культуры.
2. Каждая историческая эпоха определяет свои ценности и, соответственно, объекты, эти ценности воплощающие. Культурное наследие начинает осознаваться с позиции ценности, что проявляется в соответствующей оценочной практике. Значимость и оценка объекта культурного наследия изменяется в зависимости от ценностей, признанных эталонными в тот или иной исторический период.
3. Культурное наследие является важнейшим национальным ресурсом, обладающим функцией поддержания стабильности и постоянства процесса общественной регуляции. Оно является фактором формирования самосознания россиянина, особенно важным в период социальной и политической трансформации российского общества. Измененные потребности общества в совокупности с ценностным отчуждением приводят к процессам «забвения» и «утраты памяти».
4. Охрана историко культурного наследия является одной из важных и сложных задач, стоящих перед российским государством, поскольку речь идет о защите духовного и материального богатства, национального достояния, залога будущего успешного развития России. Государственная охрана культурного наследия является выражением заботы государства о бесконфликтном, поступательном развитии общества. Основопологающим принципом государственно-правовой охраны культурного наследия России является системность.
Научная новизна исследования.
1. Проанализировано возникновение понятия «культурное наследие».
2. Обосновано, что критерием отбора объектов культурного наследия является их ценность, которая подвергается переосмыслению в разные временные периоды.
3. Рассмотрено становление российского культурного наследия в историческом аспекте.
4. Показана роль культурного наследия в сохранении общественной регуляции и самоидентификации.
5. Выяснены реальные действия государственной политики в области сохранения культурного наследия России
6. Выявлены конкретная роль, функции и проблемы общественных учреждений в охране культурного наследия России
Теоретическая значимость исследования. В данной работе произведено изучение культурного наследия и его воздействия на российское общество, выведены главные понятия выступающие подспорьем в рассмотрении проблемы сохранения социокультурной памяти. Заключительные выводы диссертационного исследования могут быть использованы в качестве теоретического материала последующих научных изысканий.
Практическая значимость исследования. Прилагающийся к диссертационному исследованию учебно-методический комплекс может выступать в качестве лекционного материала для преподавания в широкой области наук: музеологии, культурологии, социологии, политологии, а так же в науках, тематика которых затрагивает вопросы о культурном наследии и его сохранении. Выводы работы возможно применить на практике музейной и муниципально-культурной деятельности.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на III Международной научной конференции «Культура. Политика. Понимание. (Война и мир: 20-21 вв. - уроки прошлого или вызовы будущего)», (г. Белгород, 2015), доклад «Феномен культурной памяти: от забвения к мемориализации»; на Межрегиональной научно-практической конференции «Интеграция как базовый фактор создания и развития социокультурного пространства города» (г. Белгород, 2015), доклад «Феномен культурного наследия в философско-культурологической традиции».
Работа была обсуждена на заседании кафедры культурологии и политологии, социально-теологического факультета (НИУ «БелГУ»).
Публикации. Основные положения диссертации опубликованы в 4 научных работах автора, объемом 0,75 п. л., из них 1 статья в издании, списка РИНЦ.
Структура и объем диссертации. Структура, логическое построение и последовательность изложения материала в диссертационной работе определены целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка, состоящего из 130 источников. Общий объем диссертационной работы составляет 111 страниц.
Во введении раскрыты актуальность темы диссертационной работы и степень изученности проблемы; определены цель, задачи, объект и предмет исследования; сформулированы научная новизна и практическая значимость результатов исследования.
В первой главе «Теоретико-методологические основания философско- культурологических исследований процессов наследования культуры» проанализировано возникновение понятия «культурное наследие», начиная с античности и заканчивая современностью. Были определены и близкие ему категории, такие как: наследство, традиции, памятник, благодаря чему культурное наследие рассмотрено как информационная подсистема культуры, обладающая положительным зарядом и основанная на опыте предшествующих поколений.
Основой культурного наследия был выявлен объект культурного наследия, обладающий ценностью. Понятийный аппарат и изученные классификации, дали возможность описать культурное наследие как междисциплинарную категорию. Исследование ценностно-оценочных категорий применительно к культурному наследию показывает, что человек как субъект ценности и культурного наследия оценивая объекты наследия, выполняет механизм отбора, что определяет необходимые рамки в разнообразие элементов системы для успешного ее функционирования.
Во второй главе «Интеграция культурного наследия в современный социокультурный контекст России» в развитии культурного наследия на примере российской истории было рассмотрено три периода, уже ставшие традиционными (дореволюционный, советский и постсоветский), каждый из которых показал относительную стабильность, устойчивость системы культурного наследия. Переход от одного периода к другому был обусловлен внутренними и внешними процессами и определялся сменой ценностной парадигмы. Было проанализировано, что обращение к культурно-исторической памяти, к прошлому опыту, к давно забытым событиям дают нам возможность более точно оценить, то время, в котором мы живем. Так последствием первой и второй мировой войны стало то что, бесчисленное количество семей осталось сиротами. Потеряв свою генеалогию, люди с удвоенной силой, стали ощущать острую нехватку своей идентичности. Однако тот факт, что изменения, происходящие в мире на сегодняшний день, идут с невероятной скоростью, прошлый опыт зачастую воспринимается обществом как препятствие, мешающее молодому поколению.
В третьей главе «Проблема сохранения культурного наследия России» проведен анализ сложившейся ситуации в сфере охраны недвижимого наследия народов Российской Федерации. Отмечено, что система государственного регулирования имеет множество недостатков и нерешенных вопросов. Предложены необходимые меры по улучшению ситуации в области государственной политики по охране недвижимых объектов культурного наследия. Произведен анализ общественных учреждений в охране культурного наследия России. Выяснено, что законодательное ограничение вмешательства государства в деятельность общественных объединений, с одной стороны, лишает постоянной государственной поддержки крупных организаций, а с другой- предоставляет гражданам условия для самоорганизации и проявления гражданских инициатив в области сохранении культурного наследия. В условиях недостатка финансовых средств для осуществления практической деятельности по восстановлению культурного наследия было выяснено, что общественные организации реализуют потенциал в преимущественно научно-исследовательской, популяризационной и мониторинговой деятельности.
В заключении подведены итоги исследования, отражены основные результаты проведенной работы, сделаны соответствующие выводы.
В условиях трансформации российского общества, характеризующейся ускорением протекания всех социальных процессов, у индивидуальной памяти остается не так много места, отношение к культурному наследию неизбежно изменяется, в связи с чем актуализируется задача изучить эти изменения. Культурное наследие несет в себе положительный заряд для общества, в связи с чем возникает потребность в рассмотрении деятельности организаций, специализирующихся на сохранении культурного наследия РФ.
Степень разработанности проблемы. Круг суждений, связанных с культурным достоянием, отражает эволюцию мира исследования. Понятие «наследие» применялось в трудах таких авторов как С. Боэций, Т. Гоббс, Д. Дидро, Г. Гегель, Ф. Ницше, Ф. Энгельс, О. Шпенглер, H.A. Бердяев, С.Н. Булгаков, А.И. Герцен, Н.Я. Данилевский, П.Б. Струве, B.C. Соловьев, И.А. Ильин, В.Н. Лосский, П.И. Новгородцев, В.В. Розанов, Ф.А. Степун, Н.С. Трубецкой, П.А. Флоренский, Г.В. Флоровский, C.JI. Франк, A.C. Хомяков, В.Ф. Эрн, Г.Г. Шпет, Л.И. Шестов, Б. Н. Чичерин, П.Я. Чаадаев. Культурные основания понятия «традиция» прослеживаются в сочинениях Ф. Шлейермахера, В. Дильтея, X. Гадамера, М. Хайдеггера, Г.Г. Шпета.
К приходу XX века зарубежные авторы начинают проявлять интерес к проблеме охраны культурного наследия: П. Клеменс, Г.Г. Дехь и М. Дворжак. К постмодернистскому направлению изучения культурного наследия относятся К. Уолш, П. Фоулер, Г. Эшворт и П. Ларкхэм, Р. Сэмуэл, Г. Клир, К. Линч, Д. Ловенталь, Р. Лэйтон, К. Холторф. Подвергали прошлое критическому осмыслению: М. Леоне, К. Тилли, М. Шанкс, Р. Бартес, Дж. Оруэл и др. Рассмотрению культурного наследия как товара (в экономическом плане) подвергали М. Драгилевич-Шешич, Дж. Карман, Г. Клир, В. Липе.
К рассмотрению вопросов о консервации и понимании культурного наследия как информационной составляющей России относятся исследования М.В. Ломоносова, Г.Ф. Миллера, В.Н. Татищева. Выявлением памятников прошлого интересовались такие ученые как И.П. Сахаров, И.М. Снегирев, A.A. Мартынов, А.Ф. Малиновский.
К ученым и живописцам, которые объектом своих интересов изображали культурное наследие были: A.C. Уваров, А.Б. Лобанов- Ростовский и др. Граф A.C. Уваров стал первым, кто организовал археологические съезды и подготовил план закона об охране памятников, в котором существовало две задачи охраны имущества: выявление, учет и организация каталогов памятников по России и пути сохранения и предотвращения от повреждений памятников старины.
Исследования A.M. Разгона показывают действие охраны российских древностей с XVIII века. После революции 1917 года ученые в рассмотрении проблемы культурного наследия по большому счету опирались на голые факты, а именно на результаты археологических находок. Высшими руководствующими инстанциями были: ГАИМК, ЦГРМ, крупные музеи. Историческому изучению и выявлению структуры культурного наследия соответствуют исследования E.H. Селезневой, М.А. Поляковой.
Ю.М. Ведениным, П.М. Шульгиным, Р.Ф. Туровским, В.П. Максаковским, Ю.Л. Мазуровым и др. был обозначен новый путь в изучении культурного наследия, а именно переосмыслению феномена наследия.
Таким образом, несмотря на значительный объем работ, недостаточность изученности проблемы культурного наследия России как в теоретическом, так и практическом плане обусловила необходимость проведения дальнейших исследований, что определило выбор темы, объекта и предмета, постановку цели и задач данного диссертационного исследования.
Цель диссертационного исследования: выявить и репрезентовать возможности развития культурного наследия с позиции ресурса российской цивилизации.
Для достижения поставленной цели в диссертационном исследовании автором были сформулированы следующие задачи:
-исследовать теоретико-методологические подходы к определению категории культурного наследия;
-обосновать ценностную значимость культурного наследия;
-рассмотреть культурное наследие в условиях социокультурных трансформаций системы российского общества;
-раскрыть культурное наследие как условие формирования самосознания россиянина;
-исследовать взаимодействие государства и общества в области сохранения культурного наследия России;
-проанализировать формы взаимодействия общественных учреждений и государственных институтов в сфере охраны культурного наследия России.
Объект диссертационного исследования - культурное наследие и коллективная память как часть национальной идентичности и ресурс ее конструирования.
Предмет диссертационного исследования - интеграция культурного наследия в пространство социокультурной памяти российской цивилизации.
Методы исследования. В диссертационном исследовании использовались такие методы как: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, аналогия. А также были задействованы общенаучные методы: описание, историко-сравнительный. Использование системного
подхода в работе, способствовало целостному изучению объекта исследования.
В эмпирическую базу исследования вошли нормативные правовые акты Российской Федерации и ее субъектов, материалы Всероссийских съездов органов охраны культурного наследия, материалы практической деятельности общественных объединений в области охраны культурного наследия.
Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту:
1. Культурное наследие - это подсистема культуры, описывающая и сохраняющая наиболее значимые ее моменты в культурной форме; обладающая положительным зарядом и основанная на опыте предшествующих поколений.
Оптимизация понятия «культурное наследие» происходит постепенно, связываясь с близкими ему понятиями. К ним относятся традиция и памятник. Традиция невещественна в отличие от памятника. Памятник является овеществленной частью культурного наследия. Традиция и памятник являются воплощением исторической информации, заключенной в объектах. И традиция, и памятник актуализируются в культурных формах, которые проходят отбор и укореняются или исключаются из бытия культуры.
2. Каждая историческая эпоха определяет свои ценности и, соответственно, объекты, эти ценности воплощающие. Культурное наследие начинает осознаваться с позиции ценности, что проявляется в соответствующей оценочной практике. Значимость и оценка объекта культурного наследия изменяется в зависимости от ценностей, признанных эталонными в тот или иной исторический период.
3. Культурное наследие является важнейшим национальным ресурсом, обладающим функцией поддержания стабильности и постоянства процесса общественной регуляции. Оно является фактором формирования самосознания россиянина, особенно важным в период социальной и политической трансформации российского общества. Измененные потребности общества в совокупности с ценностным отчуждением приводят к процессам «забвения» и «утраты памяти».
4. Охрана историко культурного наследия является одной из важных и сложных задач, стоящих перед российским государством, поскольку речь идет о защите духовного и материального богатства, национального достояния, залога будущего успешного развития России. Государственная охрана культурного наследия является выражением заботы государства о бесконфликтном, поступательном развитии общества. Основопологающим принципом государственно-правовой охраны культурного наследия России является системность.
Научная новизна исследования.
1. Проанализировано возникновение понятия «культурное наследие».
2. Обосновано, что критерием отбора объектов культурного наследия является их ценность, которая подвергается переосмыслению в разные временные периоды.
3. Рассмотрено становление российского культурного наследия в историческом аспекте.
4. Показана роль культурного наследия в сохранении общественной регуляции и самоидентификации.
5. Выяснены реальные действия государственной политики в области сохранения культурного наследия России
6. Выявлены конкретная роль, функции и проблемы общественных учреждений в охране культурного наследия России
Теоретическая значимость исследования. В данной работе произведено изучение культурного наследия и его воздействия на российское общество, выведены главные понятия выступающие подспорьем в рассмотрении проблемы сохранения социокультурной памяти. Заключительные выводы диссертационного исследования могут быть использованы в качестве теоретического материала последующих научных изысканий.
Практическая значимость исследования. Прилагающийся к диссертационному исследованию учебно-методический комплекс может выступать в качестве лекционного материала для преподавания в широкой области наук: музеологии, культурологии, социологии, политологии, а так же в науках, тематика которых затрагивает вопросы о культурном наследии и его сохранении. Выводы работы возможно применить на практике музейной и муниципально-культурной деятельности.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на III Международной научной конференции «Культура. Политика. Понимание. (Война и мир: 20-21 вв. - уроки прошлого или вызовы будущего)», (г. Белгород, 2015), доклад «Феномен культурной памяти: от забвения к мемориализации»; на Межрегиональной научно-практической конференции «Интеграция как базовый фактор создания и развития социокультурного пространства города» (г. Белгород, 2015), доклад «Феномен культурного наследия в философско-культурологической традиции».
Работа была обсуждена на заседании кафедры культурологии и политологии, социально-теологического факультета (НИУ «БелГУ»).
Публикации. Основные положения диссертации опубликованы в 4 научных работах автора, объемом 0,75 п. л., из них 1 статья в издании, списка РИНЦ.
Структура и объем диссертации. Структура, логическое построение и последовательность изложения материала в диссертационной работе определены целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка, состоящего из 130 источников. Общий объем диссертационной работы составляет 111 страниц.
Во введении раскрыты актуальность темы диссертационной работы и степень изученности проблемы; определены цель, задачи, объект и предмет исследования; сформулированы научная новизна и практическая значимость результатов исследования.
В первой главе «Теоретико-методологические основания философско- культурологических исследований процессов наследования культуры» проанализировано возникновение понятия «культурное наследие», начиная с античности и заканчивая современностью. Были определены и близкие ему категории, такие как: наследство, традиции, памятник, благодаря чему культурное наследие рассмотрено как информационная подсистема культуры, обладающая положительным зарядом и основанная на опыте предшествующих поколений.
Основой культурного наследия был выявлен объект культурного наследия, обладающий ценностью. Понятийный аппарат и изученные классификации, дали возможность описать культурное наследие как междисциплинарную категорию. Исследование ценностно-оценочных категорий применительно к культурному наследию показывает, что человек как субъект ценности и культурного наследия оценивая объекты наследия, выполняет механизм отбора, что определяет необходимые рамки в разнообразие элементов системы для успешного ее функционирования.
Во второй главе «Интеграция культурного наследия в современный социокультурный контекст России» в развитии культурного наследия на примере российской истории было рассмотрено три периода, уже ставшие традиционными (дореволюционный, советский и постсоветский), каждый из которых показал относительную стабильность, устойчивость системы культурного наследия. Переход от одного периода к другому был обусловлен внутренними и внешними процессами и определялся сменой ценностной парадигмы. Было проанализировано, что обращение к культурно-исторической памяти, к прошлому опыту, к давно забытым событиям дают нам возможность более точно оценить, то время, в котором мы живем. Так последствием первой и второй мировой войны стало то что, бесчисленное количество семей осталось сиротами. Потеряв свою генеалогию, люди с удвоенной силой, стали ощущать острую нехватку своей идентичности. Однако тот факт, что изменения, происходящие в мире на сегодняшний день, идут с невероятной скоростью, прошлый опыт зачастую воспринимается обществом как препятствие, мешающее молодому поколению.
В третьей главе «Проблема сохранения культурного наследия России» проведен анализ сложившейся ситуации в сфере охраны недвижимого наследия народов Российской Федерации. Отмечено, что система государственного регулирования имеет множество недостатков и нерешенных вопросов. Предложены необходимые меры по улучшению ситуации в области государственной политики по охране недвижимых объектов культурного наследия. Произведен анализ общественных учреждений в охране культурного наследия России. Выяснено, что законодательное ограничение вмешательства государства в деятельность общественных объединений, с одной стороны, лишает постоянной государственной поддержки крупных организаций, а с другой- предоставляет гражданам условия для самоорганизации и проявления гражданских инициатив в области сохранении культурного наследия. В условиях недостатка финансовых средств для осуществления практической деятельности по восстановлению культурного наследия было выяснено, что общественные организации реализуют потенциал в преимущественно научно-исследовательской, популяризационной и мониторинговой деятельности.
В заключении подведены итоги исследования, отражены основные результаты проведенной работы, сделаны соответствующие выводы.
Проведенное исследование проблемы культурного наследия как ресурса российской цивилизации с позиции парадигмы сохранения социокультуной памяти, позволило нам подвести определенные итоги и сформулировать основные выводы.
Первая группа выводов связана с рассмотрением теоретико- методологических оснований философско-культурологических исследований процессов наследования культуры. ( гл. 1 диссерт.).
На данном, теоретико-методологическом этапе, в русле поставленных задач, работы мы, во-первых, рассмотрели феномен «культурного наследия» в его историко-культурологическом измерении выявили основные теоретико-методологические подходы к определению концепта «культурное наследие. В этой связи нами было проанализировано возникновение понятия «культурное наследие», начиная с античности и заканчивая современностью. Нами были определены и близкие ему категории, такие как: наследство, традиции, памятник, благодаря чему культурное наследие рассмотрено как информационная подсистема культуры, обладающая положительным зарядом и основанная на опыте предшествующих поколений.
Во-вторых, мы рассмотрели проблему «ценностей» и «оценки» культурного наследия и обосновали, что критерием отбора объектов культурного наследия является их ценность, которая подвергается переосмыслению в разные временные периоды.
По мере раскрытия данного вопроса нами было показано, что базовым (с полной уверенностью можно говорить - фундаментальным) основанием культурного наследия выступает объект культурного наследия, обладающий ценностью.
Исследование ценностно-оценочных категорий применительно к культурному наследию показывает, что человек как субъект ценности и культурного наследия оценивая объекты наследия, выполняет механизм отбора, что определяет необходимые рамки в разнообразие элементов системы для успешного ее функционирования.
Заметим также, что работа с понятийным аппаратом, задействованным в диссертации, равно как и изученные классификации, позволили нам описать культурное наследие как многоаспектную междисциплинарную категорию.
Особое внимание мы обратили на то, что парадигма «охраны и сохранения культурного наследия (особенно применительно к «собственно российской культурной почве») находится в фокусе исследовательского интереса многих как зарубежных, так и отечественных специалистов. Причем, выявляя общую платформу имеющихся подходов и концепций, представленных различными точками зрения, мы пришли выводу о том, что в принципе все они выражают парадигму, согласно которой культурное наследие в его многообразии является национальным достоянием - на протяжении всей культурно-исторической эволюции человечества. Данная мысль прослеживается нами как ведущая, будучи представленной нами в разделе («степень научной разработанности). Надо сказать, - мы целиком и искренне разделяем данную позицию.
Вторая группа выводов и обобщений связана с проблемой интеграции культурного наследия в современный социокультурный контекст России. ( гл. 2 диссерт.).
Здесь мы, во-первых, проанализировали концепт «культурное наследие» в условиях социокультурных трансформаций российского общества. И показали, что в условиях трансформации российского общества, характеризующейся ускорением протекания всех социальных процессов, у индивидуальной памяти остается не так много места, отношение к культурному наследию неизбежно изменяется, в связи с чем актуализируется задача изучить эти изменения.
Будучи социально и культурно-исторически значимой категорией, культурное наследие побуждает нас к более вдумчивому и глубокому его осмыслению (и изучению). Особенно в плане понимания его роли в становлении идентичности российского общества, в поддержании стабильности и сохранности культурного многообразия России.
Помимо этого мы, сквозь призму сопоставления таких бинарных понятий как «память» и «забвение», отрефлектировали (то есть, осмыслили) ресурс культурного наследия, как непреложное условие формирования самосознания россиян, наших сограждан. Особую роль здесь мы по понятным причинам отводим молодежному сегменту российского общества, остановившись на феномене «культурная память» - как «архив поколений».
Во-вторых, нами было показано место, роль и значение феномена «культурного наследия», не просто как национального ресурса, но и выявлена его роль как действенного рычага поддержания стабильности и постоянства процессов общественной регуляции. Одновременно, ресурс культурного наследия является фактором формирования самосознания россиянина (особенно важным в период социальной и политической трансформации российского общества).
В этой связи мы намеренно указываем на тревожный симптом российского общества. Его суть состоит в том, что измененные потребности общества, взятые в совокупности с ценностным отчуждением, приводят к крайне негативным процессам «забвения» и «утраты памяти». А это, в конечном счете, грозит нам ассимиляцией в чуждой нам культуре и потерей собственной идентичности. Опасность такого рода последствий для нас совершенно очевидна. Поэтому мы предлагаем комплекс мер по предупреждению такой ситуации в российском обществе и в молодежной среде, в особенности.
Так мы подошли к результатам по завершающей, третьей, части диссертационной работы, в эпицентре которой - проблема сохранения культурного наследия России ( гл. 3 диссерт.).
В пространстве данного тематического поля мы акцентировали внимание на двух аспектах:
во-первых, на анализе государственной политики в области сохранения культурного наследия России, особую роль мы отвели современным процессам в данной сфере. Нами было показано, что охрана историко-культурного наследия является одной из важных и сложных задач, стоящих перед российским государством. На том основании, что речь идет о защите духовного и материального богатства, национального достояния как залога будущего успешного развития России. Основопологающим принципом государственно-правовой охраны культурного наследия России выступает системность, а государственная политка в этой сфере является выражением заботы государства о бесконфликтном, поступательном развитии общества.
И, во-вторых, мы постарались наиболее глубоко выявить и уяснить для себя роль и специфику системы общественных учреждений в охране культурного наследия России. Так как аспект рассмотрения деятельности организаций, специализирующихся на сохранении культурного наследия РФ, выявляется нами как один их актуальных в условиях сегодняшнего дня.
Кульминацией рассмотрения этого важного и чрезвычайно интересного для современности вопроса мы завершили собственными предложениями и рекомендациями, вытекающими из общего анализа этой проблемы. А так же разработали Учебно-тематический план по курсу «Охрана культурного и природного наследия России».
В процессе исследования мы пришли к важному заключению о том, что культурное наследие России, являясь основой организации символического пространства и опорой национального самосознания россиян, выступая важнейшим источником стратегического развития нашей страны, транслятором традиций, норм и ценностей поколений. А также тем самым - ключевым ресурсом конструирования российской идентичности.
Для его сбережения и приумножения необходима не только системная и эффективная государственная политика в отношении национального культурного достояния. (Это необходимое, но ...не достаточное условие сбережения культурного наследия). На наш взгляд, необходим переход к новой парадигме понимания феномена «культурное наследие», причем, как говорится, «здесь и сейчас» (данную мысль, в принципе, мы раскрываем в процессе всей работы). - Таково наше глубокое убеждение, которое мы постарались обосновать всем ходом нашей диссертационной работы. Если, конечно, мы не хотим оказаться «на обочине» современной информационной цивилизации, и столкнуться «лицом к лицу» перед угрозой потери национальной (прежде всего, - духовной) безопасности России.
В целом же, мы постарались наиболее полно реализовать основную цель диссертационного исследования. А именно - выявили и репрезентовали возможности развития культурного наследия с позиции его анализа, как актуального ресурса российской цивилизации. (В том числе и в условиях современных социокультурных коллизий и трансформаций российского общества).
Первая группа выводов связана с рассмотрением теоретико- методологических оснований философско-культурологических исследований процессов наследования культуры. ( гл. 1 диссерт.).
На данном, теоретико-методологическом этапе, в русле поставленных задач, работы мы, во-первых, рассмотрели феномен «культурного наследия» в его историко-культурологическом измерении выявили основные теоретико-методологические подходы к определению концепта «культурное наследие. В этой связи нами было проанализировано возникновение понятия «культурное наследие», начиная с античности и заканчивая современностью. Нами были определены и близкие ему категории, такие как: наследство, традиции, памятник, благодаря чему культурное наследие рассмотрено как информационная подсистема культуры, обладающая положительным зарядом и основанная на опыте предшествующих поколений.
Во-вторых, мы рассмотрели проблему «ценностей» и «оценки» культурного наследия и обосновали, что критерием отбора объектов культурного наследия является их ценность, которая подвергается переосмыслению в разные временные периоды.
По мере раскрытия данного вопроса нами было показано, что базовым (с полной уверенностью можно говорить - фундаментальным) основанием культурного наследия выступает объект культурного наследия, обладающий ценностью.
Исследование ценностно-оценочных категорий применительно к культурному наследию показывает, что человек как субъект ценности и культурного наследия оценивая объекты наследия, выполняет механизм отбора, что определяет необходимые рамки в разнообразие элементов системы для успешного ее функционирования.
Заметим также, что работа с понятийным аппаратом, задействованным в диссертации, равно как и изученные классификации, позволили нам описать культурное наследие как многоаспектную междисциплинарную категорию.
Особое внимание мы обратили на то, что парадигма «охраны и сохранения культурного наследия (особенно применительно к «собственно российской культурной почве») находится в фокусе исследовательского интереса многих как зарубежных, так и отечественных специалистов. Причем, выявляя общую платформу имеющихся подходов и концепций, представленных различными точками зрения, мы пришли выводу о том, что в принципе все они выражают парадигму, согласно которой культурное наследие в его многообразии является национальным достоянием - на протяжении всей культурно-исторической эволюции человечества. Данная мысль прослеживается нами как ведущая, будучи представленной нами в разделе («степень научной разработанности). Надо сказать, - мы целиком и искренне разделяем данную позицию.
Вторая группа выводов и обобщений связана с проблемой интеграции культурного наследия в современный социокультурный контекст России. ( гл. 2 диссерт.).
Здесь мы, во-первых, проанализировали концепт «культурное наследие» в условиях социокультурных трансформаций российского общества. И показали, что в условиях трансформации российского общества, характеризующейся ускорением протекания всех социальных процессов, у индивидуальной памяти остается не так много места, отношение к культурному наследию неизбежно изменяется, в связи с чем актуализируется задача изучить эти изменения.
Будучи социально и культурно-исторически значимой категорией, культурное наследие побуждает нас к более вдумчивому и глубокому его осмыслению (и изучению). Особенно в плане понимания его роли в становлении идентичности российского общества, в поддержании стабильности и сохранности культурного многообразия России.
Помимо этого мы, сквозь призму сопоставления таких бинарных понятий как «память» и «забвение», отрефлектировали (то есть, осмыслили) ресурс культурного наследия, как непреложное условие формирования самосознания россиян, наших сограждан. Особую роль здесь мы по понятным причинам отводим молодежному сегменту российского общества, остановившись на феномене «культурная память» - как «архив поколений».
Во-вторых, нами было показано место, роль и значение феномена «культурного наследия», не просто как национального ресурса, но и выявлена его роль как действенного рычага поддержания стабильности и постоянства процессов общественной регуляции. Одновременно, ресурс культурного наследия является фактором формирования самосознания россиянина (особенно важным в период социальной и политической трансформации российского общества).
В этой связи мы намеренно указываем на тревожный симптом российского общества. Его суть состоит в том, что измененные потребности общества, взятые в совокупности с ценностным отчуждением, приводят к крайне негативным процессам «забвения» и «утраты памяти». А это, в конечном счете, грозит нам ассимиляцией в чуждой нам культуре и потерей собственной идентичности. Опасность такого рода последствий для нас совершенно очевидна. Поэтому мы предлагаем комплекс мер по предупреждению такой ситуации в российском обществе и в молодежной среде, в особенности.
Так мы подошли к результатам по завершающей, третьей, части диссертационной работы, в эпицентре которой - проблема сохранения культурного наследия России ( гл. 3 диссерт.).
В пространстве данного тематического поля мы акцентировали внимание на двух аспектах:
во-первых, на анализе государственной политики в области сохранения культурного наследия России, особую роль мы отвели современным процессам в данной сфере. Нами было показано, что охрана историко-культурного наследия является одной из важных и сложных задач, стоящих перед российским государством. На том основании, что речь идет о защите духовного и материального богатства, национального достояния как залога будущего успешного развития России. Основопологающим принципом государственно-правовой охраны культурного наследия России выступает системность, а государственная политка в этой сфере является выражением заботы государства о бесконфликтном, поступательном развитии общества.
И, во-вторых, мы постарались наиболее глубоко выявить и уяснить для себя роль и специфику системы общественных учреждений в охране культурного наследия России. Так как аспект рассмотрения деятельности организаций, специализирующихся на сохранении культурного наследия РФ, выявляется нами как один их актуальных в условиях сегодняшнего дня.
Кульминацией рассмотрения этого важного и чрезвычайно интересного для современности вопроса мы завершили собственными предложениями и рекомендациями, вытекающими из общего анализа этой проблемы. А так же разработали Учебно-тематический план по курсу «Охрана культурного и природного наследия России».
В процессе исследования мы пришли к важному заключению о том, что культурное наследие России, являясь основой организации символического пространства и опорой национального самосознания россиян, выступая важнейшим источником стратегического развития нашей страны, транслятором традиций, норм и ценностей поколений. А также тем самым - ключевым ресурсом конструирования российской идентичности.
Для его сбережения и приумножения необходима не только системная и эффективная государственная политика в отношении национального культурного достояния. (Это необходимое, но ...не достаточное условие сбережения культурного наследия). На наш взгляд, необходим переход к новой парадигме понимания феномена «культурное наследие», причем, как говорится, «здесь и сейчас» (данную мысль, в принципе, мы раскрываем в процессе всей работы). - Таково наше глубокое убеждение, которое мы постарались обосновать всем ходом нашей диссертационной работы. Если, конечно, мы не хотим оказаться «на обочине» современной информационной цивилизации, и столкнуться «лицом к лицу» перед угрозой потери национальной (прежде всего, - духовной) безопасности России.
В целом же, мы постарались наиболее полно реализовать основную цель диссертационного исследования. А именно - выявили и репрезентовали возможности развития культурного наследия с позиции его анализа, как актуального ресурса российской цивилизации. (В том числе и в условиях современных социокультурных коллизий и трансформаций российского общества).
Подобные работы
- Специфика организации социально-культурной деятельности (Иркутский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - ПРИРОДНОЕ И ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЕСУРС
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ)
Дипломные работы, ВКР, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ АБХАЗСКОГО НАРОДА
КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО
САМОСОЗНАНИЯ
Диссертация , культурология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ МУЗЕЕФИКАЦИИ ПАМЯТНИКОВ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - ПАМЯТНИКИ ИСКУССТВА КАК ДУХОВНОЕ ДОСТОЯНИЕ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ Г. БЕЛГОРОДА)
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Республиканского Фонда возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан «Возрождение» в гармонизации межконфессиональных отношений
Дипломные работы, ВКР, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - СОВРЕМЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ КАК ИНСТИТУТ ТРАНСЛЯЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ: ФОРМЫ КОММУНИКАЦИИ С ПОСЕТИТЕЛЯМИ
Магистерская диссертация, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2020 - СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ МУЗЕЕФИКАЦИИ ПАМЯТНИКОВ ИДНУСТРИАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Визуальные стратегии актуализации фортификационных сооружений
Магистерская диссертация, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2019



