Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИНАЦИОНАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Работа №67576

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2016
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
293
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников в полинациональном коллективе . . 8
1.1. Сущность и содержание нравственного воспитания младших
школьников 8
1.2. Особенности нравственного воспитания младших школьников
в полинациональном коллективе 16
1.3. Педагогические условия нравственного воспитания младших
школьников в полинациональном коллективе 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по нравственному воспитанию младших школьников в полинациональном коллективе 29
2.1. Диагностика уровня нравственной воспитанности младших
школьников 29
2.2. Содержание работы по нравственному воспитанию младших
школьников в полинациональном коллективе 37
2.3. Динамика нравственного воспитания младших школьников в
полинациональном коллективе 46
Заключение 49
Библиографический список 51
Приложения

Россия является многонациональным государством, ее население составляют более ста коренных народов, проживающих на разных территориях. С древних времен - это множество языков, культур, традиций. Как неисчислимы природные богатства страны, также неизмеримы и безграничны её духовные ценности, воплощенные в национальных культурах народов России - великом множестве исконных, но разных и непохожих культур, какого нет больше ни в одном государстве мира. В настоящее время возникают этнические конфликты, этническое насилие, которые сопутствуют новейшей истории России. Их причины - территориальные, политические, экономические, этнические и религиозные претензии. Растущее национальное и религиозное самосознание порождает не только положительные тенденции, но, порой, генерирует нетерпимое отношение к представителям других этнических и религиозных групп, что в свою очередь является угрозой стабильности в обществе.
Пассивное и равнодушное отношение общества к национальной культуре в течение длительного времени привело к утрате позитивного восприятия своей этнической общности, отразилось на понижении национального самосознания детей и молодежи, возникновению неприязни к различным этническим группам, к собственным этническим корням, к культурному многообразию родины, не способными воспринимать культурное многообразие различных этносов, населяющих территорию России. Что влечёт за собой неприязнь и непринятие граждан разных национальностей, ненависть, нежелание вступать в социальное взаимодействие с ними.
Исходя из этого, важнейшей задачей современной педагогики становится нравственное воспитание младших школьников в полинациональном коллективе, культивирование у школьников уважения к истории и культуре своего народа, а затем и других народов, формирование у них высокой нравственной культуры. Начинать работу по нравственному воспитанию, формированию толерантного отношения к людям другой национальности необходимо уже с младшего школьного возраста.
Проблемы нравственного воспитания младших школьников в полинациональном коллективе обусловлены следующим:
- для воспитания социально активных членов общества необходима подготовка широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и социально значимыми свойствами и качествами;
- в современном мире ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепшее сознание и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Самостоятельно, без педагогической поддержки ему трудно ориентироваться в этих проблемах;
- так как само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку;
- в настоящее время классные коллективы полинациональны, в состав которых входят: русские, украинцы, армяне, грузины, турки-месхетинцы, турки, азербайджанцы и др.
Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм и методов нравственного воспитания.
Анализ литературы по теме исследования показывает, что вопросы нравственного воспитания исследованы довольно широко, достаточно всесторонне и на разных уровнях. Вместе с тем проблема нравственного воспитания в полинациональном коллективе учащихся начальных классов была изучена В.И. Бакштановским, М.Г. Журавковым, А.И. Титаренко, В.Г. Крысько, З.Т. Гасановым, В.А. Кимом.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы нашего исследования.
Проблема исследования: каковы педагогические условия эффективного развития нравственного воспитания младших школьников в полинациональном коллективе.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия нравственного воспитания младших школьников в полинациональном коллективе.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что эффективность процесса нравственного воспитания младших школьников в полинациональном коллективе повысится при соблюдении следующих педагогических условий:
- будут использоваться различные формы, методы и приёмы нравственного воспитания младших школьников в полинациональном коллективе;
- обеспечивается внедрение в педагогический процесс модели системы нравственного воспитания младших школьников в полинациональном коллективе.
Вышеназванные цель, объект, предмет и гипотеза позволили сформулировать следующие задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования и установить степень разработанности исследуемой темы.
2) теоретически обосновать совокупность педагогических условий эффективности нравственного воспитания младших школьников в полинациональном коллективе.
3) организовать экспериментальную работу на уроках и внеурочных занятиях по теме исследования.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности учащихся, метод математической и графической обработки данных, моделирование учебного и внеклассного процесса.
Практическая значимость исследования состоит в определении и апробации педагогических условий развития нравственного воспитания младших школьников в полинациональном коллективе. Результаты исследования могут быть использованы в практике работы учреждений начального образования, в системе профессиональной подготовки педагогов и повышения квалификации работников образования.
База исследования: МБОУ «СОШ № 20» города Белгорода. В исследовании принимали участие учащиеся 3 «А» класса.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении даётся характеристика нравственного воспитания, обосновывается актуальность темы выпускной квалификационной работы, формулируется научный аппарат исследования: проблема, цель, объект, предмет, определяется гипотеза, задачи, методы и база исследования.
В первой главе «Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников в полинациональном коллективе» рассматриваются: сущность и содержание нравственного воспитания, особенности нравственного воспитания младших школьников в полинациональном коллективе, педагогические условия нравственного воспитания младших школьников в полинациональном коллективе.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по нравственному воспитанию младших школьников в полинациональном коллективе» представлена диагностика нравственной воспитанности учащихся экспериментального класса, описана работа на формирующем этапе исследования, определена динамика развития нравственного воспитания учащихся на контрольном этапе и сделаны методические выводы.
В заключении содержатся выводы и обобщения по выпускной квалификационной работе.
Библиографический список включает 56 источников. Выпускная квалификационная работа расположена на 56 страницах.
В приложении содержатся описание заданий диагностических методик констатирующего и контрольного этапов эксперимента, конспекты занятий по теме исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе работы нами была изучена и проанализирована литература по теме нравственное воспитание младших школьников в полинациональном коллективе, которая позволила раскрыть сущность понятия нравственное воспитание, особенности нравственного воспитания в полинациональном коллективе, а также педагогические условия нравственного воспитания младших школьников в полинациональном коллективе. В своей работе мы опирались на труды ученых педагогов И.С. Марьенко, И.Ф Харламова, Б.Т.Лихачева, Н.И.Болдырева, Н.Е. Щурковой, В.Г. Крысько и др, мы пришли к выводу, что нравственное воспитание - это постоянный и систематический процесс.
Помимо теоретических аспектов, мы рассмотрели методы и средства нравственного воспитания. Эффективными средствами нравственного воспитания младших школьников выступают объекты материальной и духовной культуры (природа, искусство, детская литература), специально организованная педагогом деятельность (воспитательные дела, воспитательные ситуации, общение), методы воспитания, формы воспитательной работы, так же модель системы нравственного воспитания младших школьников в полинациональном коллективе.
Необходимым компонентом работы является изучение психологических особенностей младших школьников. Возраст не определяет психических стандартов для детей одних лет жизни, каждый ребенок имеет индивидуальный путь развития. Учитывая это, педагог разрабатывает для каждого класса в отдельности своё содержание и методы нравственного воспитания младших школьников.
Результаты опытно-экспериментальной работы по изучению и совершенствованию нравственного опыта младших школьников подтвердили выдвинутую нами гипотезу. Мы пришли к выводу, что успешному формированию нравственных качеств способствуют:
- различные формы, методы и приемы нравственного воспитания младших школьников в полинациональном коллективе;
- модель системы нравственного воспитания младших школьников в полинациональном коллективе.
Каждой национальности присущи ментальные особенности. Однако идеалы нравственности у всех народов пересекаются и это нас объединяет. Мы отбирали народные сказки, рассказы, мультфильмы, в которых герои были наделены нравственными качествами: вежливость, доброта, справедливость, честность, где в итоге всегда побеждает добро. Дети делали вывод, что независимо от национальности в людях ценятся нравственные качества.
Нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка - та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.
Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть
Большое значение для нравственного воспитания школьников имеет не только содержание, но и организация учебного и вне учебного процесса. Для этого необходимо деятельность учащихся строить как коллективную. Организация коллективной и групповой форм возможна на уроках по всем предметам, но особенно на уроках труда, лабораторных, практических, внеклассных занятиях.



1. Абдуразакова Д.М. Развитие толерантного сознания: культурно-педагогический аспект / Д.М. Абдуразакова. Вестник МГУКИ, 2013 - 74 с.
2. Азбука нравственного взросления / В.И. Петрова, Н.М. Трофимова, И.С. Хомякова, Т.Д. Стульник. - Санкт-Петербург: Питер, 2007. - 301 с.
3. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев 3-е изд. - Казань: центр инновационных технологий, 2012. - 608 с.
4. Аристотель. Сочинения в 4-х томах / Аристотель - М.: т. 4. - 1983. - 832 с.
5. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2000. - 118 с.
6. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы
теории) / Н.И. Болдырев. - М.: Просвещение, 1979. - 267 с.
7. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика /
Н.М. Борытко. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 492 с.
8. Глинский Б.А. Моделирование как метод научного исследования
(гносеологический анализ) / Б.А. Глинский, Б.С. Грязнов, Б.С. Дынин, Е.П. Никитин. - Минск: Изд-во МиГУ, 1965. - 248 с.
9. Григорович Л.А. Педагогика и психология / Л.А. Григорович. - М.: Гардарики, 2003. - 480 с.
10. Громова Е. Развитие этнической толерантности в школе : [в помощь кл. рук.] / Е. Громова // Воспитание школьников - 2006. - с.13- 17
11. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и
подростков: [для специальности «Соц.-культур. деятельность»] /
И.Н. Ерошенков. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 220 с.
12. Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование
в коллективе: Учеб. пособие к спецкурсу / М.Г. Казакина, Ленингр. гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена. - Л.: ЛГПИ, 1989. - 83 с.
13. Ковалёв Н.Е. Введение в педагогику: Учебное пособие для
педагогических институтов / Н.Е. Ковалёв. - М.: Просвещение, 1987, - 386 с.
14. Козлов Э.П. Воспитание нравственного сознания школьников / Э.П. Козлов, отв. ред. Н.Д. Носков. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1983. - 287 с.
15. Коротов В.М. Развитие гуманистических взглядов и убеждений: Кн. для учителя. / В.М. Коротов - Самара: Самар. ун-т, 1994. - 103 с.
16. Кострюкова Е.А. Нравственное образование в начальной школе: уроки азбуки нравственности / Е.А. Кострюкова. - М.: Чистые пруды, 2010. - 31 с.
17. Крившенко Л.П. Педагогика / Л.П. Крившенко. - М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2012. - 432 с.
18. Крысько В.Г. Социальная психология / В.Г. Крысько - 3-е изд. - М.: Омега-Л, 2006. - 352 с.
19. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России / Е.Н. Лагодина. - М.: Просвещение, 2006. - 69 с.
20. Лебедева Л.М. Социальная психология этнических миграций / Л.М. Лебедева. - М.: Издательство ИЭА РАН, 1993. - 195 с.
21. Лепнева О.А. Классный коллектив: технология формирования: метод. пособие / О.А. Лепнева, Е.А. Тимошко. - М.: ЦГЛ, 2005. - 126 с.
22. Лихачев Д.С. Заветное / Д.С. Лихачев. - М.: Детство. Отрочество. Юность, 2006. - 271 с.
23. Лобстейн Ф. Уроки раздумья: Педагогика нравств. развития / Ф. Лобстейн; [Пер. с фр.: Наталья Мавлевич]. - М.: ББИ, 2004. - 84 с.
24. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности / А.С. Макаренко [Сост. и авт. вступ. ст., с. 3-46, В.В. Кумарин]. - Челябинск: Юж.-Урал.
кн. изд-во, 1988. - 261 с.
25. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника / И.С. Марьенко. - М.: Педагогика, 1985. - 103 с.
26. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников: [Учеб. пособие для пед. ин-тов]. / И.С. Марьенко - М.: Просвещение, 1980. - 183 с.
27. Медведева И. Башня терпимости: [О воспитании толерантности] / И. Медведева, Т. Шишова // Нар. образование. - 2003. - с. 248 - 256
28. Мудрик А.В. Личность школьника и её воспитание в коллективе / А.В. Мудрик - М.: Знание, 1983. - 96 с.
29. Ницше Сочинение в 2-х томах / Ницше М.: т.1 НИИОП, 1990. - 830 с.
30. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопр. Теории. / Л.И. Новикова - М.: Педагогика, 1978. - 143 с.
31. Нравственное воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий / Изд-во «Учитель»; авт.-сост. Е.А. Гальцова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 190 с.
32. Нравственное формирование личности школьника в коллективе / Л.,(ЛГ11И. Постоянно действующий межвузовский респ. темат. Сборник науч. трудов. Вып. II) 1975. - 172 с.
33. Нравственное формирование личности школьника: Сб. науч. тр. / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена; [Редкол.: З.И. Васильева (отв. ред.) и др.]. - Л.: ЛГПИ, 1980 - 155 с.
34. Нравственность в современном мире / [сост. Крючкова О.В., Хаткевич О.А.]. - Минск: Красико-Принт, 2003. - 126 с.
35. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АЗЪ, 2003. - 928 с.
36. Островская Р.А. Общественное мнение в коллективе младших школьников / Р.А. Островская Под ред. Л.Н Дрозда. - Минск: Нар. асвета, 1980. - 95 с.
37. Палаткина Г.В. Формирование этнотолерантности у младших школьников / Г.В. Палаткина // Нач. шк. - 2003 - с. 65 - 72
38. Педагогика: Учеб. пособ. для студ. пед. учеб. завед. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2012. - 512 с.
39. Пидкасистый П.И. Педагогика / П.И. Пидкасистый. - М.: Просвещение, 2006 - 608 с.
40. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высш. Пед. учеб. Заведений / И.П. Подласый. - 2-е изд. - М.: Издательство ВЛАДОС, 1999. - 576 с.
41. Пряникова В.Г. Интернациональное воспитание в коллективе школьников: ( На опыте работы КИДа): Кн. для учителя / В.Г. Пряникова под ред. З.И. Равкина.- М.: Просвещение, 1987, - 125 с.
42. Развитие нравственных убеждений школьников / [М.И. Боришевский, М.Т. Дригус, Л.И. Пилипенко и др.]; Под ред. М.И. Боришевского; НИИ психологии УССР. - Киев: Рад. шк., 1986. - 179 с.
43. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива (Методика воспитания коллектива) / В.А. Сухомлинский Пер. с укр. М.: «Мол. Гвардия», 1975. - 239 с.
44. Сухомлинский В.А. Письма к сыну / В.А. Сухомлинский, кн. для учащихся. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1987. - 122 с.
45. Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке / В.А. Сухомлинский - 2-е изд. - М.: Сов. Россия, 1981. - 93 с.
46. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании / К.Д. Ушинский Избр. пед. соч.: В 2-х т. Т. 1. М., 1953. С. 327-332.
47. Тамбиев Б.Н. Использование народных традиций нравственного воспитания в современных условиях / Б.Н. Тамбиев // Человек и
Вселенная. - 2005. - с. 134
48. Трацевская А.В. Формирование гуманистических убеждений и культуры
младшего школьника в игре: учебно-методическое пособие для
студентов педагогических специальностей / А.В. Трацевская. - Старый Оскол - Белгород: СОФ БелГУ, 2007. - 64 с.
49. Уроки нравственности - 2: Кн. учителя: Полн. тексты бесед, общ. метод. рекомендации, метод. разраб. каждого урока / [видеобеседы А. Лиханова]. - М.: Детство. Отрочество. Юность, 2007. - 256 с.
50. Уроки нравственности: кн. учителя: [видеобеседы А. Лиханова]: полн. тексты бесед, общ. метод. рекомендации, метод. разраб. каждого урока / - М.: Детство. Отрочество. Юность, 2004. - 254 с.
51. Формирование нравственных отношений в учебной и внеклассной работе младших школьников: Межвуз. сб. науч. тр. / Моск. гос. пед. ин -т им. В.И. Ленина; Отв. ред. Ю.П. Сокольников. - М.: МГПИ, 1984. - 131 с.
52. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для класс. руководителей. / И.Ф. Харламов - М.: Просвещение, 1983. - 160 с.
53. Штольц, Хельмут, Рудольф, Роланд. Как воспитывать нравственное поведение? / Кн. для учителя: Пер. с нем. - М.: Просвещение, 1986. - 78 с.
54. Штофф В.А. Моделирование и философия / В.А. Штофф - М.:-Л.: Наука, 1966 - 303 с.
55. Щуркова Н.Е. Когда урок воспитывает: (Нравств. аспект). /
Н.Е. Щуркова - М.: Педагогика, 1981. - 128 с.
56. Щуркова Н.Е. Научить быть человеком: (О специфике нравств. воспитания). / Н.Е. Щуркова - М.: Знание, 1979. - 96 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ