Введение 3
ГЛАВА 1. Особенности PR-деятельность в органах государственной власти 7
1.1. Теоретические основы PR-деятельности в органах государственной
власти 7
1.2. Коммуникативные технологии, используемые органами
государственной власти 11
1.3. Специфика работы пресс-службы в органах государственной власти.. ..13
ГЛАВА 2. Коммуникационная деятельность ФАС 19
2.1. Информационная политика ФАС 19
2.2. Технологии коммуникационного взаимодействия СПбУФАС 27
2.3. Анализ коммуникационной деятельности СПбУФАС 35
Заключение 51
Список использованной литературы 55
Приложение 1 60
Приложение 2 61
Приложение 3 62
Приложение 4 63
Приложение 5
Одним из важнейших условий успешной деятельности органов государственной власти является эффективное управление связями с общественностью. Эта задача стоит, прежде всего, перед пресс-службами организаций государственного управления. Если ведомство стремится подойти к этому процессу ответственно и работники пресс-службы обладают необходимой компетенцией в данной сфере, механизм политического менеджмента будет оптимизирован в кратчайшие сроки и проявится в формировании положительного имиджа государственной организации в глазах общественности.
При слаженной работе пресс-службы органом государственной власти эффективно используется возможность обратной связи с различными группами общественности. Это необходимо для своевременного мониторинга общественного мнения и его формирования в соответствии с целями организации.
Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы (далее - ВКР) обусловлена тем, что в связи с нестабильностью экономической ситуации в стране растёт обеспокоенность граждан многими проблемами, в том числе, ростом цен на продовольственные продукты и технику. Из-за недостатка информации по данным вопросам возрастает риск недоверия граждан к органам государственной власти. Отсюда необходимость в качественном информировании общества по вопросам, связанными с проблемными сферами экономики и политики, чрезвычайно актуальна.
Поскольку компетенция ФАС и его территориальных отделений распространяется на сферы таких общественных интересов, как ценообразование, рыночная конкуренция и сфера размещения госзаказа, необходимость соблюдения условия транспарентности государственной деятельности очевидна.
Федеральная антимонопольная служба и её территориальные органы выполняют уникальную и крайне востребованную миссию - выявление и пресечение ограничивающих конкуренцию действий со стороны хозяйствующих субъектов, субъектов естественных монополий и органов власти. Однако если общественность не будет достаточно информирована, это не позволит гражданам и предпринимателям использовать этот инструмент защиты и пресекать нарушения.
В каждом из территориальных отделов ФАС имеется свой отдел пресс- службы, который осуществляет функцию формирования имиджа и информационного обеспечения общественности о работе ведомства. Следовательно, основная PR-деятельность анализируемого в данной работе органа исполнительной власти осуществляется пресс-службой и пресс- секретарём, в частности.
Тема выпускной квалификационной работы может быть интересна для специалистов в области связей с общественностью прежде всего тем, что в ней, на примере взаимодействия Санкт-Петербургского территориального отделения ФАС и различных групп общественности, будут сформулированы специфические особенности коммуникационного взаимодействия ФАС и общественности.
Объектом исследования является коммуникационная деятельность управления Федеральной антимонопольной службы. Предметом выступают формы и методы взаимодействия пресс-службы Санкт-Петербургского УФАС с целевыми группами общественности.
Цель ВКР - выявление специфических особенностей коммуникационной деятельности ФАС России.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить функции, структуру, полномочия ФАС и её территориальных отделений.
2. Выявить специфику деятельности пресс-службы ФАС и характер информации о деятельности ФАС.
3. Проанализировать технологии коммуникационного
взаимодействия Санкт-Петербургского УФАС с различными целевыми аудиториями.
4. На основе эмпирических данных и проведённого исследования сформулировать специфические проблемы коммуникативной деятельности ФАС (если в процессе написания работы они будут выявлены).
В процессе работы были применены следующие методы научного познания:
• изучение литературы, посвящённой исследованиям
коммуникационной деятельности государственных органов власти;
• анализ официальных документов, нормативных актов, постановлений, регламентирующих деятельность ФАС и её территориальных органов;
• метод интервьюирования;
• метод наблюдения.
Источниками дипломного исследования послужили:
• Конституция Российской Федерации (законы, регламентирующие
деятельность ФАС; законы, регулирующие деятельности СМИ);
• официальные документы, регламентирующие
коммуникационную деятельность ФАС и её территориальных органов;
• интервью с работниками управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу;
• официальный сайт ФАС и СПбУФАС;
• официальные аккаунты ФАС и СПбУФАС в социальных сетях.
Структура работы состоит из введения, двух глав (практической и теоретической), выводов, заключения, списка литературы и приложений.
В современном мире для того, чтобы процесс государственного управления соответствовал ожиданиям и потребностям населения, необходимо активное использование гражданами информационных технологий в сфере электронных услуг, а также их развитие.
В связи с нестабильностью экономической ситуации в стране, растёт обеспокоенность граждан многими проблемами, в том числе, ростом цен на продовольственные продукты и технику. Из-за недостатка информации по данным вопросам возрастает риск формирования недоверительного отношения к органам государственной власти. Потому необходимость в качественном информировании общества, по вопросам связанными с проблемными сферами экономики и политики, очевидна.
Поскольку компетенция ФАС и его территориальных отделений распространяется на сферы таких общественных интересов, как ценообразование, рыночная конкуренция и сфера размещения госзаказа, необходимость соблюдения условия транспарентности государственной деятельности очевидна.
Целью работы являлась формулировка специфики PR-деятельности ФАС. В ходе работы были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу, посвящённую исследованиям в области PR государственных органов.
2. Изучить функции, структуру, полномочия ФАС и её территориальных отделений
3. Выявить специфику деятельности пресс-службы ФАС и характер информации о деятельности ФАС
4. Перечислить технологии коммуникационного взаимодействия Санкт-Петербургского УФАС
5. На основе эмпирических данных и проведённого исследования сформулировать специфические проблемы коммуникативной деятельности ФАС
В результате проделанной работе можно сделать следующие выводы.
Федеральная антимонопольная служба и её территориальные органы выполняют уникальную и крайне востребованную миссию - выявление и пресечение ограничивающих конкуренцию действий со стороны хозяйствующих субъектов, субъектов естественных монополий и органов власти.
Что касается структуры ведомства, в каждом из территориальных отделов ФАС имеется свой отдел пресс-службы, который осуществляет функцию формирования имиджа и информационного обеспечения общественности о работе ведомства. Следовательно, основная PR- деятельность анализируемого в данной работе органа исполнительной власти осуществляется пресс-службой и пресс-секретарём, в частности.
Главными специфическими принципами при осущетсвлении PR- деятельности является открытость и честность, так как состояние закрытости органов государственного управления порождает недоверие населения к их деятельности. В результате закрытости органов государственного управления возникают такие социальные проблемы, как «отрицательный имидж органов государственного управления, низкая социальная и политическая активность граждан, бюрократический произвол и т.д. И все это препятствует эффективному и качественному социальному управлению, становлению зрелого гражданского общества и демократии, развитию человеческого потенциала».
Одной из мер по транспарентизации государственного управления является развитие официальных сайтов органов власти как площадки взаимодействия в информационном обществе. В связи с этим, мной был проведён анализ сайта Санкт-Петербургского отделения ФАС с целью проследить, соблюдается ли принцип прозрачности деятельности и насколько он информативен и полезен в рамках концепции электронного правительства.
По проделанной работе можно сделать вывод о том, что принцип прозрачности деятельности соблюдается и, в данном случае, транспарентность государственной власти обеспечивается, так как на сайте можно найти всю документацию и информацию, которая связана с деятельностью СПбУФАС, алгоритм подачи заявлений также возможность подать заявление онлайн и возможность получения обратной связи через официальный сайт.
По содержанию сайта можно сделать вывод о том, что соблюдаются интересы различных групп общественности, заинтересованной в информации о деятельности СПбУФАС и любой человек, посетивший сайт, получает доступ к необходимой информации и услугам, которые предоставляет территориальный орган.
Использование государственной организацией официального сайта в качестве площадки для взаимодействия с гражданами действительно ведёт к траспарентизации государственного управления и формирует доверительные отношения с населением, к чему и стремится демократическое общество.
ФАС использует следующие технологии коммуникационного взаимодействия с целевыми группами общественности:
• Прием граждан в Общественной приемной Федеральной антимонопольной службы или в территориальном органе Федеральной антимонопольной службы
• пресс-конференции
• брифинги
• пресс-подходы
• проведение вебинаров, видеоконференций, дискуссионных столов и иных публичных мероприятий
• Обнародование информации на официальных сайтах о
деятельности территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, а также в соц.сетях
• Присутствие граждан и представителей СМИ на заседаниях коллегиальных органов Федеральной антимонопольной службы
• Размещение информации о деятельности Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов на информационных стендах в занимаемых помещениях
• Социальная реклама
Подробнее можно прочитать в приложении 5.
Из вышеизложенного следует вывод о том, что СПбУФАС использует передовые коммуникативные технологии при информационном взаимодействии с целевыми группами общественности.
Что касается специфики PR-деятельности ФАС, было очень сложно сформулировать характеристики, по которым будет оцениваться эта часть работы, так как полномочия ФАС, как органа исполнительной власти, уникальны и не имеют аналогов. Следовательно, деятельность ФАС нецелесообразно сравнивать с другими ведомственными организациями.
По словам работников пресс-службы СПбУФАС, специфичной, по сравнению с другими органами государственной власти, является возможность проявить себя креативно, так как полномочия ФАС затрагивают сферу экономики, права, рекламы и многих других сфер общественных интересов. Основной проблемой является поиск универсального инфоповода, который будет интересен широкой аудитории.
Однако, деятельность пресс-службы Санкт-Петербургского УФАС на практике доказывает то, что может блестяще справляться с этой проблемой. Множественные награды и благодарности от правительства в адрес ведомства тому доказательство.
1. PR: Современные технологии: Учебное пособие / С.Л. Бровко, И.А. Быков, О.К. Карпухина, М.Е. Кудрявцева, Н.Е. Пивонова, Ю.Е. Смирнов, И.П. Яковлев; под ред. Л.В. Володиной. - СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2008. - 263 с.
2. Блэк Сэм, Паблик рилейшнз. Что это такое?, М.: Новости, 1990.
3. Василенко И. Связь с общественностью в государственных и
местных органах власти: учебное пособие / И. Василенко. - М.:
Международные отношения, 2006. - 445с.
4. Вылегжанин Д.А. Теория и практика паблик рилейшнз: учебн. пособие / Д.А. Вылегжанин, - 2-е изд., испр. - М.: Флинта: МПСИ, 2008. - 376с.
5. Валовая М. Д. Виртуальный мир системы власти// Государственная служба 2001. № 3.
6. Варакута С.А., Егоров Ю. Н.; Связи с общественностью; М.; 2003.
7. Гермогенова Л. Ю. PR в России. Практика и рекомендации. - М. 2005.
8. Глазунова Н. И. Система государственного управления. М., 2002.
9. Даурова Т. Г. Антимонопольный орган России: создание,
эволюция, перспективы. // «Законодательство и экономика», № 7, июль
2005 г.
10. Демин В., Пак Т., Организация работы пресс-служб -
международные стандарты, Алматы: ОФ «Орден защиты свободной журналистики «FORPOST», 2005.
11. Доскова И.С. PublicRelations: Теория и практика-М.:
Издательство «Альфа-Пресс», 2004.
12. Емельянов С.М. Теория и практика связей с общественностью: СПб.: Питер , 2005.
13. Жантикеев С.К. Политика государства по регулированию взаимодействия государственных органов с общественностью.- Астана, 2004.
14. Ильинский, С. Энциклопедический словарь PR и рекламы.
15. Использование интернет-технологий в решении
коммуникативных проблем в сфере политики и бизнеса: теория и практика. М. ФЭП. 2001.
16. Каминская Т. Связи с общественностью / Т. Каминская. - Великий Новгород, 2002. - 66 с.
17. Китчен Ф. Паблик рилейшнз. Принципы и практика / Ф. Китчен. - М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2004. - 454 с.
18. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным
голосованием 12. 12. 1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Р
Ф о поправках к Конституции Р Ф от 30. 12. 2008 № 6-ФКЗ, от 30. 12. 2008 № 7-ФКЗ) // http: //www. consultant. ru;
19.
19. Комаровский В.С. Государственная Служба и СМИ. - Воронеж. Издательство ВГУ, 2003.
20. Коновченко С.В. Общество-СМИ- власть. - Ростов-на-Дону: СКАГС, 2001.
21. Кондратьев, Э.В., Абрамов Р.Н. Связи с общественностью: учебное пособие ы / под общ. ред. С.Д. Резника. - Изд. 5-е, испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2008. - 510 с. - («Gaudamus»).
22. Кочеткова А. PR-планирование в государственной сфере / А. Кочеткова // Пресс-служба. - 2007. - №8. - С. 40-48
23. Ольшанский Д. Политический PR / - СПб.: Питер, 2003. - 544 с.
24. Пейдж Б. Связи с общественностью / Б. Пейдж // Муниципальная власть. - 2005. - №2. - С. 75-83
25. Пузыревский С. А. Интервью с начальником Правового управления Федеральной антимонопольной службы России м // Юрист. —
М.: Юрист, 2009, № 11. — С. 4-13;
21. Русаков А.Ю. Связи с общественностью в органах государственной власти. Учебное пособие / А.Ю. Русаков. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. - 224 с.
28. Санаев А. Русский PR в бизнесе и политике / А. Санаев. - М.: Ось-89, 2005 г. - 240 с.
29. Связи с общественностью в политике и государственном управлении / Российская академия Российской Федерации; под общ. Ред. В.С. Комаровского. - М.: Изд-во РАГС, 2001. - 520 с.
30. Таиров, А.И. Особенности методов работы государственных служб по связям с общественностью.
31. Татаринова, Г.Н. Современная пресс-служба: учебное пособие / Г.Н. Татаринова. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. - 79 с.
32. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика: Учебное пособие / А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2006. - 552 с.
33. Шайхутдинов Е. М. Комментарии закона «О защите
конкуренции» // «Закон», 2007, № 1// СПС «Гарант».
Электронные ресурсы:
34. Государственная PR-служба [Электронный ресурс]:
http://www.public relations-blog.info/gosudarstvennaya-pr-sluzhba/
35. Онлайн лекцииhttp://lektsii.net/2-96383.html
36. Электронное участие как диалог власти и общества в России //
Политематический журнал научных публикаций "ДИСКУССИЯ"URL: http://www.journal-discussion.ru/publication.php?id=204 (дата обращения:
11.01.16).
31. Голобуцкий А., Шевчук О. Технология e-government. (дата обращения: 13.01.16)
38. Иванов Д.Г. Российский интернет как средство политической коммуникации // URL: http://www.russ.ru/netcult/history/20020313 .html. (дата обращения: 10.01.16)
39. Концепция формирования в Российской Федерации электронного
правительства до 2010 гг. (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 № 219) // URL:
http://inform.irkobl.ru/sites/inform/documents/632r.php(дата обращения: 15.02.16).
40. Приказ Федеральной антимонопольной службы "Приказ об утверждении положения об информационной политике Федеральной антимонопольной службы и её территориальных органов" от 10.11.2015. № 1069/15 // Положение об информационной политике // ФАС России URL: http://fas.gov.ru/press-center/polozhenie-ob-informaczionnoj-politike-fas-rossii-i- ee-territorialnyix-organov/(дата обращения: 10.04.16.).
41. Соцсети под микроскопом, или в поисках целевой аудитории // Wix.com URL: http://ru.wix.com/blog/2015/03/(дата обращения: 17.03.15).
42. Рудницкий Г. Подписана и опубликована программа (дата обращения: 10.01.16)
43. "Информационное общество" на 2011-2020 годы // URL:
http://www.gosbook.ru/node/11284. (дата обращения: 10.01.16)
44. Транспарентность // Академик URL:
http: //dic.academic.ru/synonyms(дата обращения: 10.01.16).
45. Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт- Петербургу URL:http://www.spb.fas.gov.ru/
46. Электронное правительство. // URL:
http://golob.narod.ru/egovperru.html. (дата обращения: 13.01.16)
47. Санкт-Петербургское УФАС России // Instagram.com URL: https://www.instagram.com/spb_ufas/(дата обращения: 17.02.16)
48. Петербургское УФАС // Twitter.com URL: https://twitter.com/SPb UFAS/(дата обращения: 17.02.16)
49. Санкт-Петербургское УФАС России // Vk.com URL: https://vk.com/spb ufas/(gaTa обращения: 17.02.16)
50. Санкт-Петербургское УФАС России // Facebook.com URL: https://www.facebook.com/spb.ufas/(дата обращения: 17.02.16)