ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО - ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНО¬
ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ 10
1.1. Становление и развитие понятия правового статуса
военнослужащего 10
1.2. Нормативно-правовое регулирование прохождения военной службы в
России 17
ГЛАВА 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ 24
2.1. Особенности реализации прав, социальных гарантий и льгот,
предоставляемых военнослужащим 24
2.2. Обязанности, запреты и ограничения, связанные с прохождением
военной службы 43
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ 51
3.1. Основания и особенности порядка привлечения военнослужащих к
административной ответственности 51
3.2. Соотношение дисциплинарной и административной ответственности
военнослужащих в России 60
3.3. Проблемы судебной защиты прав и интересов военнослужащих 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНО¬
ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ 10
1.1. Становление и развитие понятия правового статуса
военнослужащего 10
1.2. Нормативно-правовое регулирование прохождения военной службы в
России 17
ГЛАВА 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ 24
2.1. Особенности реализации прав, социальных гарантий и льгот,
предоставляемых военнослужащим 24
2.2. Обязанности, запреты и ограничения, связанные с прохождением
военной службы 43
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ 51
3.1. Основания и особенности порядка привлечения военнослужащих к
административной ответственности 51
3.2. Соотношение дисциплинарной и административной ответственности
военнослужащих в России 60
3.3. Проблемы судебной защиты прав и интересов военнослужащих 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81
Актуальность темы исследования обусловлена в первую очередь ролью Вооруженных Сил Российской Федерации, которую они занимают при обеспечении суверенитета и безопасности нашей страны. Учитывая нестабильность ситуации современного мира, к одной из главных задач для России следует отнести эффективную боеспособность воинской организации, которая, в свою очередь, является основой для применения войск для решения военно-политических задач. В качестве примера необходимо напомнить факты активного использования российской армии для принуждения Грузии к миру в августе 2008 года, обеспечения порядка в период проведения референдума по возвращению Крыма в феврале-марте 2014 года, введения ограниченного контингента вооруженных сил Российской Федерации по просьбе законного правительства для борьбы с терроризмом в Сирию в период с сентября 2015 года по настоящее время. Это еще раз определяет важность исследования правового статуса военнослужащих как особого субъекта военно-профессиональной деятельности. Особое внимание также необходимо уделить и вопросам, касающихся совершенствования правовых основ прохождения воинской службы и условий реализации прав и обязанностей рассматриваемой категорией лиц, учитывая геополитические условия и военно-политическую обстановку.
Обращаясь к Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, надо отметить, что ею (ст. 30) вопрос укрепления обороны страны относится к национальному интересу, причем на долгосрочную перспективу .
Учитывая данную задачу приоритетной для России, необходимо отметить, что происходящие во внутренней политике и на международной арене преобразования, коренным образом повлияли на институт военной службы Российской Федерации. На данный момент сформирована и продолжает развиваться достаточно обширная законодательная база, которая детально регламентирует порядок прохождения военной службы и правовое положение военнослужащих. Однако правоприменительная практика также не «стоит на месте», что требует глубокого теоретического анализа и комплексного научного осмысления.
Состояние социальной защищенности военнослужащих и членов их семей напрямую коррелирует со степенью боеспособности Вооруженных сил. Понимая этот факт, руководство нашей страны прилагает все усилия для того, чтобы в условиях длительного финансового кризиса обеспечить достойный уровень жизни военнослужащих, которых на современном этапе можно отнести к той категории населения, которой необходимы и поддержка государства, и правовая защита. Ведь военная мощь государства во многом зависит от разработанности, содержания и качества правовых норм. Регулирующая роль права способствует обеспечению сплоченности и единства действий военнослужащих, мобилизации их на совершенствование боевого мастерства, на безупречное несение военной службы, а также реализации их прав и законных интересов.
Актуальность освещения проблемы административно-правового статуса военнослужащего объясняется, прежде всего, особой значимостью для государства такого вида государственной службы, как военная служба.
Поэтому сегодня в связи с все более возрастающей потребностью и недостаточной разработанностью теоретического и прикладного инструментария является важным и необходимым определение правового регулирования статуса военнослужащих. Ведь улучшение положения военнослужащего - это улучшение обороноспособности страны в целом, так как проведение военно-правовой реформы и модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации просто невозможно без совершенствования административно-правового положения военнослужащих.
Объектом исследования выступили сущность и особенности правоотношений в сфере реализации военнослужащими своих прав, свобод, законных интересов, а также исполнения ими обязанностей в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Предмет диссертационного исследования - комплекс проблем теоретического и практического характера, связанный с правовым регулированием общественных отношений в сфере закрепления административно - правового статуса военнослужащих, в частности: законодательство Российской Федерации, регламентирующее указанные правоотношения, а также соответствующая практика применения норм данного правового института.
Степень научной разработанности темы. В отечественной правовой литературе вопросы, посвященные правовому статусу военнослужащих, получили достойное освещение. Так, внимание отдельным вопросам, касающихся отдельных военно-административных проблем, уделили в своих работах такие ученые, как Д.Н. Артамонов, П.И. Романов, Г.Н. Колибаба, А.Н. Поздняков, Н.И. Кузнецов, В.П. Федорченко, В.Г. Белявский, В.М. Борисенко, А.В. Кудашкин, Ю.В. Мацко, и др. Что касается современного периода, то стоит отметить исследования Ю.А. Милаева, который один из первых обратился к рассмотрению проблем правового положения военных в соответствии с действующим законодательством.
Цель диссертационного исследования состоит в комплексном анализе теоретических концепций об административно-правовом статусе военнослужащих, изучение норм российского законодательства, регламентирующих административно-правовой статус, разработка предложений по совершенствованию норм действующего законодательства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть историю становления и развития понятия правового статуса военнослужащего;
- провести анализ правовой базы в области прохождения военной службы и выработать предложения по усовершенствованию действующего законодательства;
- установить гарантии реализации прав, социальных гарантий и льгот, предоставляемых военнослужащим;
- изучить обязанности, запреты и ограничения, связанные с прохождением военной службы;
- определить основания привлечения военнослужащих к административной ответственности;
- проанализировать особенности порядка привлечения
военнослужащих к административной ответственности;
- выявить соотношение дисциплинарной и административной ответственности военнослужащих.
Методологическую основу магистерской диссертации составили такие способы познания, используемые в юридической науке, как: диалектический метод, общенаучные методы (теоретический анализ научных изданий и диссертационных исследований; функциональный метод); частнонаучные методы (метод статистики); специально-юридические методы (формально-юридический, сравнительно-правовой).
Теоретическую основу исследования составили труды В.А. Золотарева, О.Е. Кутафина, И.О. Павлючкова, Е.А. Лумпова, О.А. Косована, Ю.Н. Туганова, Н.В. Савосиной, О.Н. Дзюбы, А.С. Лопатина, В.П. Федоренко, В.М. Корякина, В.С. Бурова, М.Н. Богатыревой, П.В. Кузнецова, В.Е. Степаненко.
Нормативную и эмпирическую базу диссертационного исследования составили Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, указы президента Российской Федерации, нормативные акта Правительства Российской Федерации, ведомственные акты. Также в диссертационном исследовании рассмотрена практика судов общей юрисдикции.
Научная новизна заключается в том, что в магистерской диссертационной работе представлен научный анализ административно- правового статуса военнослужащих. Проведено исследование сущности и содержания прав и обязанностей военнослужащих, детально рассмотрены институты административной и дисциплинарной ответственности военнослужащих. Предложены внесения изменений в действующее законодательство, способствующие созданию дополнительных гарантий защиты прав и свобод военнослужащих.
Положения, выносимые на защиту:
1. Авторская позиция о необходимости легального определения статуса
военнослужащих как совокупности прав и свобод, гарантированных государством; обязанностей и юридической ответственности
военнослужащих; а также социальных гарантий лицам, уволенным с военной службы, и членам семей военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».
2. С учетом того факта, что нормативно-правовое регулирование в сфере прохождения военной службы достаточно детальное и объемное, автор приходит к обоснованному выводу, что политика законодателя направлена на устранение существующих правовых пробелов и тщательную правовую регламентацию правового положения военнослужащих. Однако в силу большого количества таких актов, в военном законодательстве достаточно сложно ориентироваться. В связи с чем, предлагается разрешить данную проблему, разработав и реализовав в дальнейшем Военный кодекс, применение норм которого позволило бы создать дополнительные гарантии для реализации прав и свобод военнослужащих.
3. Обоснована необходимость внесения изменений в ст. 9 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» в части, касающейся реализации права на жилище в рамках военной ипотеки с обязательным учетом состава семьи военнослужащего.
4. Обосновано предложение автора о целесообразности внесения изменений в ст. 24 Закона «О государственной тайне», заключающееся в установлении запрета выезда за границу только в отношении военнослужащих, которые допущены к работе с особо важными сведениями, составляющими государственную тайну.
5. С учетом мнений различных ученых и с точки зрения авторской позиции предложена трактовка понятия «административная ответственность военнослужащих».
6. Сформулирован вывод о необходимости конкретизации видов наказаний, применяемых к военнослужащим, исключив из такого перечня такие виды, как «дисквалификация» и «административное выдворение» за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства».
7. Относительно соотношения административной и дисциплинарной ответственности военнослужащих сформулированы соответствующие выводы по их различиям.
8. Определены проблемы в части, касающейся судебной защиты прав военнослужащих и сформулированы соответствующие выводы по их решению.
Практическая значимость исследования заключается в применении полученных в работе выводов и научных положений в дальнейших теоретических исследованиях, в деятельности по защите прав и свобод военнослужащих. Результаты исследования так же могут быть использованы при изучении курсов административного и военного права в гражданских и военных образовательных учреждениях.
Апробация научного исследования. Работа выполнена, обсуждена и одобрена на кафедре административного права и процесса Юридического института Белгородского государственного национального исследовательского университета. Положения и выводы, сформулированные в магистерском исследовании, нашли свое отражение в научных публикациях автора:
Фомин И.С. К вопросу о соотношении административной и дисциплинарной ответственности военнослужащих // Перспективы развития и совершенствования административного законодательства: материалы научно - практического круглого стола, посвященного Дню сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, г. Белгород, 10 ноября 2017 г. - Белгород: ООО «Эпицентр», 2017. - С. 24-29.
Фомин И.С. Особенности накопительно-ипотечной системы как способа реализации военнослужащими права на жилище // Актуальные проблемы административного права: материалы научно - практического круглого стола, посвященного Дню Конституции Российской Федерации, г. Белгород, 12 декабря 2017 г. - Белгород: ООО «Эпицентр», 2017. - С. 21-26.
Структура магистерской диссертации обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Обращаясь к Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, надо отметить, что ею (ст. 30) вопрос укрепления обороны страны относится к национальному интересу, причем на долгосрочную перспективу .
Учитывая данную задачу приоритетной для России, необходимо отметить, что происходящие во внутренней политике и на международной арене преобразования, коренным образом повлияли на институт военной службы Российской Федерации. На данный момент сформирована и продолжает развиваться достаточно обширная законодательная база, которая детально регламентирует порядок прохождения военной службы и правовое положение военнослужащих. Однако правоприменительная практика также не «стоит на месте», что требует глубокого теоретического анализа и комплексного научного осмысления.
Состояние социальной защищенности военнослужащих и членов их семей напрямую коррелирует со степенью боеспособности Вооруженных сил. Понимая этот факт, руководство нашей страны прилагает все усилия для того, чтобы в условиях длительного финансового кризиса обеспечить достойный уровень жизни военнослужащих, которых на современном этапе можно отнести к той категории населения, которой необходимы и поддержка государства, и правовая защита. Ведь военная мощь государства во многом зависит от разработанности, содержания и качества правовых норм. Регулирующая роль права способствует обеспечению сплоченности и единства действий военнослужащих, мобилизации их на совершенствование боевого мастерства, на безупречное несение военной службы, а также реализации их прав и законных интересов.
Актуальность освещения проблемы административно-правового статуса военнослужащего объясняется, прежде всего, особой значимостью для государства такого вида государственной службы, как военная служба.
Поэтому сегодня в связи с все более возрастающей потребностью и недостаточной разработанностью теоретического и прикладного инструментария является важным и необходимым определение правового регулирования статуса военнослужащих. Ведь улучшение положения военнослужащего - это улучшение обороноспособности страны в целом, так как проведение военно-правовой реформы и модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации просто невозможно без совершенствования административно-правового положения военнослужащих.
Объектом исследования выступили сущность и особенности правоотношений в сфере реализации военнослужащими своих прав, свобод, законных интересов, а также исполнения ими обязанностей в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Предмет диссертационного исследования - комплекс проблем теоретического и практического характера, связанный с правовым регулированием общественных отношений в сфере закрепления административно - правового статуса военнослужащих, в частности: законодательство Российской Федерации, регламентирующее указанные правоотношения, а также соответствующая практика применения норм данного правового института.
Степень научной разработанности темы. В отечественной правовой литературе вопросы, посвященные правовому статусу военнослужащих, получили достойное освещение. Так, внимание отдельным вопросам, касающихся отдельных военно-административных проблем, уделили в своих работах такие ученые, как Д.Н. Артамонов, П.И. Романов, Г.Н. Колибаба, А.Н. Поздняков, Н.И. Кузнецов, В.П. Федорченко, В.Г. Белявский, В.М. Борисенко, А.В. Кудашкин, Ю.В. Мацко, и др. Что касается современного периода, то стоит отметить исследования Ю.А. Милаева, который один из первых обратился к рассмотрению проблем правового положения военных в соответствии с действующим законодательством.
Цель диссертационного исследования состоит в комплексном анализе теоретических концепций об административно-правовом статусе военнослужащих, изучение норм российского законодательства, регламентирующих административно-правовой статус, разработка предложений по совершенствованию норм действующего законодательства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть историю становления и развития понятия правового статуса военнослужащего;
- провести анализ правовой базы в области прохождения военной службы и выработать предложения по усовершенствованию действующего законодательства;
- установить гарантии реализации прав, социальных гарантий и льгот, предоставляемых военнослужащим;
- изучить обязанности, запреты и ограничения, связанные с прохождением военной службы;
- определить основания привлечения военнослужащих к административной ответственности;
- проанализировать особенности порядка привлечения
военнослужащих к административной ответственности;
- выявить соотношение дисциплинарной и административной ответственности военнослужащих.
Методологическую основу магистерской диссертации составили такие способы познания, используемые в юридической науке, как: диалектический метод, общенаучные методы (теоретический анализ научных изданий и диссертационных исследований; функциональный метод); частнонаучные методы (метод статистики); специально-юридические методы (формально-юридический, сравнительно-правовой).
Теоретическую основу исследования составили труды В.А. Золотарева, О.Е. Кутафина, И.О. Павлючкова, Е.А. Лумпова, О.А. Косована, Ю.Н. Туганова, Н.В. Савосиной, О.Н. Дзюбы, А.С. Лопатина, В.П. Федоренко, В.М. Корякина, В.С. Бурова, М.Н. Богатыревой, П.В. Кузнецова, В.Е. Степаненко.
Нормативную и эмпирическую базу диссертационного исследования составили Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, указы президента Российской Федерации, нормативные акта Правительства Российской Федерации, ведомственные акты. Также в диссертационном исследовании рассмотрена практика судов общей юрисдикции.
Научная новизна заключается в том, что в магистерской диссертационной работе представлен научный анализ административно- правового статуса военнослужащих. Проведено исследование сущности и содержания прав и обязанностей военнослужащих, детально рассмотрены институты административной и дисциплинарной ответственности военнослужащих. Предложены внесения изменений в действующее законодательство, способствующие созданию дополнительных гарантий защиты прав и свобод военнослужащих.
Положения, выносимые на защиту:
1. Авторская позиция о необходимости легального определения статуса
военнослужащих как совокупности прав и свобод, гарантированных государством; обязанностей и юридической ответственности
военнослужащих; а также социальных гарантий лицам, уволенным с военной службы, и членам семей военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».
2. С учетом того факта, что нормативно-правовое регулирование в сфере прохождения военной службы достаточно детальное и объемное, автор приходит к обоснованному выводу, что политика законодателя направлена на устранение существующих правовых пробелов и тщательную правовую регламентацию правового положения военнослужащих. Однако в силу большого количества таких актов, в военном законодательстве достаточно сложно ориентироваться. В связи с чем, предлагается разрешить данную проблему, разработав и реализовав в дальнейшем Военный кодекс, применение норм которого позволило бы создать дополнительные гарантии для реализации прав и свобод военнослужащих.
3. Обоснована необходимость внесения изменений в ст. 9 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» в части, касающейся реализации права на жилище в рамках военной ипотеки с обязательным учетом состава семьи военнослужащего.
4. Обосновано предложение автора о целесообразности внесения изменений в ст. 24 Закона «О государственной тайне», заключающееся в установлении запрета выезда за границу только в отношении военнослужащих, которые допущены к работе с особо важными сведениями, составляющими государственную тайну.
5. С учетом мнений различных ученых и с точки зрения авторской позиции предложена трактовка понятия «административная ответственность военнослужащих».
6. Сформулирован вывод о необходимости конкретизации видов наказаний, применяемых к военнослужащим, исключив из такого перечня такие виды, как «дисквалификация» и «административное выдворение» за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства».
7. Относительно соотношения административной и дисциплинарной ответственности военнослужащих сформулированы соответствующие выводы по их различиям.
8. Определены проблемы в части, касающейся судебной защиты прав военнослужащих и сформулированы соответствующие выводы по их решению.
Практическая значимость исследования заключается в применении полученных в работе выводов и научных положений в дальнейших теоретических исследованиях, в деятельности по защите прав и свобод военнослужащих. Результаты исследования так же могут быть использованы при изучении курсов административного и военного права в гражданских и военных образовательных учреждениях.
Апробация научного исследования. Работа выполнена, обсуждена и одобрена на кафедре административного права и процесса Юридического института Белгородского государственного национального исследовательского университета. Положения и выводы, сформулированные в магистерском исследовании, нашли свое отражение в научных публикациях автора:
Фомин И.С. К вопросу о соотношении административной и дисциплинарной ответственности военнослужащих // Перспективы развития и совершенствования административного законодательства: материалы научно - практического круглого стола, посвященного Дню сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, г. Белгород, 10 ноября 2017 г. - Белгород: ООО «Эпицентр», 2017. - С. 24-29.
Фомин И.С. Особенности накопительно-ипотечной системы как способа реализации военнослужащими права на жилище // Актуальные проблемы административного права: материалы научно - практического круглого стола, посвященного Дню Конституции Российской Федерации, г. Белгород, 12 декабря 2017 г. - Белгород: ООО «Эпицентр», 2017. - С. 21-26.
Структура магистерской диссертации обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Комплексно проанализировав особенности административно-правового положения военнослужащих, можем сформулировать следующие выводы и предложения:
1. Представляется целесообразным легальное определение статуса военнослужащих дополнить и изложить в следующей редакции: «Статус военнослужащих есть совокупность прав и свобод, гарантированных государством; обязанностей и юридической ответственности
военнослужащих; а также социальных гарантий лицам, уволенным с военной службы, и членам семей военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».
2. Нормативно-правовое регулирование в сфере прохождения военной службы достаточно детальное и объемное. Политика законодателя направлена на устранение существующих правовых пробелов и тщательную правовую регламентацию правового положения военнослужащих. Однако в силу большого количества таких актов, в военном законодательстве достаточно сложно ориентироваться. Данную проблему можно решить разработкой Военного кодекса, который мог бы стать настольной книгой для командиров и начальников. Создание кодифицированного акта позволило бы создать дополнительные гарантии для реализации прав и свобод военнослужащих.
3. Осуществление социальной и правовой защиты военнослужащих - необходимое и незыблемое условие поддержания на должном уровне боевой готовности и боеспособности войск. Однако, стоит отметить и ряд нерешенных проблем и негативных тенденций, которые прослеживаются в сфере социальной защиты военнослужащих, а именно: заморожена индексация денежного довольствия; отменены транспортные льготы; существенно снижены размеры подъемного пособия и единовременного пособия при увольнении с военной службы; при реализации права на жилище в рамках военной ипотеки абсолютно не учитывается состав семьи военнослужащего. На основании изложенного, считаем целесообразным внесение изменений в ст. 9 ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» в части реализации права на жилище в рамках военной ипотеки с обязательным учетом состава семьи военнослужащего. Кроме того, нарушения прав военнослужащих стоит рассматривать в аспекте нарушения прав гражданина Российской Федерации со всеми вытекающими последствиями. А значит, как видится, было бы целесообразно рассмотреть вопрос о введение должности Уполномоченного по правам военнослужащих в Вооруженных силах Российской Федерации, что, на наш взгляд, положительно отразилось бы на обеспечении правового статуса военнослужащих.
4. Обязанности являются неотъемлемой частью административно- правового статуса военнослужащих. Отметим, что специфика прохождения военной службы накладывает на военнослужащих ряд ограничений и запретов. В то же время, считаем, что запрет на выезд за границу, следует оставить только в отношении военнослужащих, допущенных к работе с особо важными сведениями, составляющими государственную тайну.
5. Административная ответственность военнослужащих представляет собой особый вид административной ответственности, характеризующийся усеченным количеством фактических оснований привлечения к ответственности, предусмотренных законодательством, и ограниченной возможностью применения отдельных видов административных наказаний.
6. В отношении военнослужащих и приравненных к ним лиц применяются преимущественно предупреждение и административный штраф. Фактически не применяются такие административные наказания, как: возмездное изъятие предмета или орудия правонарушения и дисквалификация. Применение последнего наказания представляется невозможным по отношению к исследуемой группе особых субъектов. Нецелесообразно применение в отношении данных субъектов также выдворения за пределы Российской Федерации.
7. Относительно соотношения административной и дисциплинарной ответственности военнослужащих можно сделать вывод о том, что:
- за совершение административных правонарушений военнослужащие несут как административную, так и дисциплинарную ответственность;
- разграничение дисциплинарной и административной ответственности
происходит на этапе возбуждения производства по делу об административном правонарушении на основании объективной стороны правонарушения;
- к военнослужащим могут применяться не все виды административных наказаний, в то же время дисциплинарные взыскания накладываются с учетом размера санкции, установленной КоАП РФ за конкретное противоправное деяние.
Под дисциплинарной ответственностью военнослужащих понимается обязанность военнослужащего претерпеть предусмотренные законом меры дисциплинарного взыскания за нарушение воинской дисциплины или общественного порядка. В качестве особенностей дисциплинарной ответственности военнослужащих выступают следующие черты:
а) объектом воинского дисциплинарного проступка являются общественные отношения, складывающиеся по поводу соблюдения военнослужащими правил воинской дисциплины и общественного порядка. Такой объект посягательства, как «общественный порядок» в юридической литературе показывает себя как спорное понятие;
б) решение о наложении дисциплинарного взыскания на военнослужащего может быть принято любым из его командиров (начальников), состав которых весьма обширен. В ДУ ВС РФ максимально дифференцирован объем прав командиров (начальников) по применению к военнослужащим различных мер дисциплинарного воздействия;
в) в случае нарушения военнослужащим воинской дисциплины или общественного порядка командир (начальник) вместо назначения виновному дисциплинарного взыскания может ограничиться напоминанием о его обязанностях и воинском долге;
г) дисциплинарное производство в отношении военнослужащих носит исключительно внутренний характер, то есть дисциплинарная ответственность применяется только по решению командиров (начальников).
8. Судебный порядок выступает основный формой защиты прав и интересов военнослужащих. А специфика судебного порядка защиты прав, интересов и свобод военнослужащих представляет возможным признать следующие положения:
- осуществление анализируемой формы защиты в специализированных судах-военных судах;
- признание за правоотношениями с участием военнослужащих, по большей части, публично-правового характера и, соответственно, отнесение этих дел к ведению административного судопроизводства с исключением ряда правил, действующих в гражданской процессуальной форме.
1. Представляется целесообразным легальное определение статуса военнослужащих дополнить и изложить в следующей редакции: «Статус военнослужащих есть совокупность прав и свобод, гарантированных государством; обязанностей и юридической ответственности
военнослужащих; а также социальных гарантий лицам, уволенным с военной службы, и членам семей военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».
2. Нормативно-правовое регулирование в сфере прохождения военной службы достаточно детальное и объемное. Политика законодателя направлена на устранение существующих правовых пробелов и тщательную правовую регламентацию правового положения военнослужащих. Однако в силу большого количества таких актов, в военном законодательстве достаточно сложно ориентироваться. Данную проблему можно решить разработкой Военного кодекса, который мог бы стать настольной книгой для командиров и начальников. Создание кодифицированного акта позволило бы создать дополнительные гарантии для реализации прав и свобод военнослужащих.
3. Осуществление социальной и правовой защиты военнослужащих - необходимое и незыблемое условие поддержания на должном уровне боевой готовности и боеспособности войск. Однако, стоит отметить и ряд нерешенных проблем и негативных тенденций, которые прослеживаются в сфере социальной защиты военнослужащих, а именно: заморожена индексация денежного довольствия; отменены транспортные льготы; существенно снижены размеры подъемного пособия и единовременного пособия при увольнении с военной службы; при реализации права на жилище в рамках военной ипотеки абсолютно не учитывается состав семьи военнослужащего. На основании изложенного, считаем целесообразным внесение изменений в ст. 9 ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» в части реализации права на жилище в рамках военной ипотеки с обязательным учетом состава семьи военнослужащего. Кроме того, нарушения прав военнослужащих стоит рассматривать в аспекте нарушения прав гражданина Российской Федерации со всеми вытекающими последствиями. А значит, как видится, было бы целесообразно рассмотреть вопрос о введение должности Уполномоченного по правам военнослужащих в Вооруженных силах Российской Федерации, что, на наш взгляд, положительно отразилось бы на обеспечении правового статуса военнослужащих.
4. Обязанности являются неотъемлемой частью административно- правового статуса военнослужащих. Отметим, что специфика прохождения военной службы накладывает на военнослужащих ряд ограничений и запретов. В то же время, считаем, что запрет на выезд за границу, следует оставить только в отношении военнослужащих, допущенных к работе с особо важными сведениями, составляющими государственную тайну.
5. Административная ответственность военнослужащих представляет собой особый вид административной ответственности, характеризующийся усеченным количеством фактических оснований привлечения к ответственности, предусмотренных законодательством, и ограниченной возможностью применения отдельных видов административных наказаний.
6. В отношении военнослужащих и приравненных к ним лиц применяются преимущественно предупреждение и административный штраф. Фактически не применяются такие административные наказания, как: возмездное изъятие предмета или орудия правонарушения и дисквалификация. Применение последнего наказания представляется невозможным по отношению к исследуемой группе особых субъектов. Нецелесообразно применение в отношении данных субъектов также выдворения за пределы Российской Федерации.
7. Относительно соотношения административной и дисциплинарной ответственности военнослужащих можно сделать вывод о том, что:
- за совершение административных правонарушений военнослужащие несут как административную, так и дисциплинарную ответственность;
- разграничение дисциплинарной и административной ответственности
происходит на этапе возбуждения производства по делу об административном правонарушении на основании объективной стороны правонарушения;
- к военнослужащим могут применяться не все виды административных наказаний, в то же время дисциплинарные взыскания накладываются с учетом размера санкции, установленной КоАП РФ за конкретное противоправное деяние.
Под дисциплинарной ответственностью военнослужащих понимается обязанность военнослужащего претерпеть предусмотренные законом меры дисциплинарного взыскания за нарушение воинской дисциплины или общественного порядка. В качестве особенностей дисциплинарной ответственности военнослужащих выступают следующие черты:
а) объектом воинского дисциплинарного проступка являются общественные отношения, складывающиеся по поводу соблюдения военнослужащими правил воинской дисциплины и общественного порядка. Такой объект посягательства, как «общественный порядок» в юридической литературе показывает себя как спорное понятие;
б) решение о наложении дисциплинарного взыскания на военнослужащего может быть принято любым из его командиров (начальников), состав которых весьма обширен. В ДУ ВС РФ максимально дифференцирован объем прав командиров (начальников) по применению к военнослужащим различных мер дисциплинарного воздействия;
в) в случае нарушения военнослужащим воинской дисциплины или общественного порядка командир (начальник) вместо назначения виновному дисциплинарного взыскания может ограничиться напоминанием о его обязанностях и воинском долге;
г) дисциплинарное производство в отношении военнослужащих носит исключительно внутренний характер, то есть дисциплинарная ответственность применяется только по решению командиров (начальников).
8. Судебный порядок выступает основный формой защиты прав и интересов военнослужащих. А специфика судебного порядка защиты прав, интересов и свобод военнослужащих представляет возможным признать следующие положения:
- осуществление анализируемой формы защиты в специализированных судах-военных судах;
- признание за правоотношениями с участием военнослужащих, по большей части, публично-правового характера и, соответственно, отнесение этих дел к ведению административного судопроизводства с исключением ряда правил, действующих в гражданской процессуальной форме.
Подобные работы
- Административно - правовой статус сотрудников органов
внутренних дел
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2017 - Административно-правовой статус военнослужащего Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Административно-правовой статус сотрудников органов внутренних дел:
проблемы социальной защиты
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4490 р. Год сдачи: 2021 - Военнослужащие как субъекты административного права (Томский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники)
Курсовые работы, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - Административно-правовой статус государственных гражданских служащих
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Административно-правовой статус общественных организаций воинов-интернационалистов
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2022 - Административно-правовой статус военнослужащих
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 6400 р. Год сдачи: 2002 - Правовой статус государственного служащего
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Конституционно-правовое регулирование ограничений прав военнослужащих в Российской Федерации
Магистерская диссертация, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2019



