Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ СЛОВЕСНЫХ ИГР

Работа №67550

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2018
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
488
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ СЛОВЕСНЫХ
ИГР 7
1.1. Имя прилагательное как единица лексического запаса 7
1.2. Особенности нарушений лексического компонента речи у
дошкольников с задержкой психического развития 21
1.3. Анализ методических работ по развитию словаря
прилагательных у детей с задержкой психического развития 27
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 37
2.1. Организация и проведение исследования уровня сформированности словаря прилагательных у старших дошкольников с задержкой психического развития 37
2.2. Направления и содержание коррекционно-педагогической работы по формированию словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического
развития посредством словесных игр 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ

В современной науке особую значимость приобретает проблема сложного дефекта, в структуре которого нарушение речи сопровождаются другими отклонениями психического развития. В связи с этим одной из актуальных проблем является проблема нарушения речи и их коррекции у детей с интеллектуальной недостаточностью, в частности у детей с задержкой психического развития.
Проблема формирования речи детей с задержкой психического развития актуальна, т.к. формирование речи влияет на развитие познавательной деятельности и на совершенствование устной речи детей данных категорий, что повышает их уровень общего развития.
В дошкольный период происходит общее развитие ребенка. Как известно, важнейшей предпосылкой развития речи является достаточная сформированность когнитивных функций, определенный уровень развития познавательной деятельности. В связи с этим методологической основой изучения нарушения речи у детей с задержкой психического развития являются современные представления о формировании их словаря. Нарушения познавательной деятельности оказывают отрицательное влияние на весь процесс развития речи.
Известен ряд работ, раскрывающих особенности речевого развития детей с задержкой психического развития (И.Ю. Борякова, В.А. Ковшиков, Ю.Р. Демьянов, Р.И. Лалаева, И.А. Симинова). Исследователи отмечают отставание в овладении речью, позднее возникновение периода детского творчества, затягивание периода функционирования неологизмов, слабую речевая активность, бедность и недифференцированность словаря.
У детей с задержкой психического развития этап приобретения лексического строя языка существенно нарушен. Запас словарных слов таких детей, весьма ограничен, им трудно подобрать глаголы и прилагательные к заданному слову, произвести классификацию слов по общему признаку, употребляют другие родственные слова (кувшин - графин, чашка - стакан и т.д.), осуществляют замену слова на действие (спать - кровать) и т.д. Исследователями (Ковшиков В.А, Демьянов Ю.Г, Лалаева Р.И., Мальцева Е.В, Слепович Е.С.) отмечаются бедность словаря, резкое преобладание пассивного словаря над активным, недифференцированность лексических единиц по семантическим признакам, расширение родовых понятий, недостаточная дифференциация обобщающих понятий, в основе чего лежит неполное освоение значений обобщающих слов, ошибки в соотнесении слов с конкретным и обобщающим значением. В словаре детей с ЗПР редко встречаются слова, обозначающие части предметов, их признаки (цвет, форма, величина, материал и др.), действия, состояния. Часто сходные предметы воспринимаются при сравнении как одинаковые и, следовательно, одинаково называются детьми. Одно и то же слово используется ими для обозначения всех сходных предметов.
В онтогенезе формирование имени прилагательного происходит позже других. И выражает оно не только лишь особенности различной сложности, но и отношения. В следствии этого у детей с задержкой психического развития применение данной части речи провоцирует максимальные затруднения. Однако не у всех процесс овладения словаря происходит одинаково. В ряде случаев он может исказиться, и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи, нарушающие нормальный ход ее развития.
Без профессиональной работы логопеда дети не смогут овладеть данной стороной речи на необходимом уровне. Профессионально выстроенная коррекционная работа и диагностика в этом направлении позволит своевременно выявить и устранить нарушения такого рода.
В структуре общего недоразвития речи у детей с задержкой психического развития отмечаются существенные проблемы в овладении словарем в том числе и в обстоятельствах направленного педагогического процесса при сознательно организованном обучении. В следствии этого они нуждаются в дополнительной стимуляции действующего словаря.
Однако в литературе недостаточно данных о формировании словаря прилагательных шестилетних детей с задержкой психического развития посредствам словесных игр, что и определяет актуальность нашего исследования.
Проблема исследования - совершенствование коррекционно-педагогической работы по формированию словаря прилагательных у старших дошкольников с задержкой психического развития по средствам словесных игр.
Цель исследования - определить направления и содержание коррекционно-педагогической работы по формированию словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития по средствам словесных игр.
Объект исследования - процесс формирования словаря прилагательных у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования - направления и содержание коррекционно-педагогической работы по формированию словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития по средствам словесных игр.
Гипотеза исследования - успешность коррекционно-педагогической работы по формированию словаря прилагательных у детей с задержкой психического развития будет протекать быстрее, в случае если будут: учитываться особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития; поэтапно и систематически проводиться занятия по формированию словаря прилагательных с включением словесных игр и упражнений в коррекционно-педагогическую работу.
На основе цели, гипотезы исследования были поставлены
следующие задачи:
1. На основе изучения и анализа специальной литературы
теоретически обосновать проблему исследования;
2. Выявить особенности словаря прилагательных на основе качественного и количественного анализа полученных экспериментальных данных;
3. Определить направления коррекционно-педагогической работы по совершенствованию словаря прилагательных для старших дошкольников с задержкой психического развития по средствам словесных игр в условиях логопедической группы.
Методы исследования: теоретические: изучение литературы по проблеме;
эмпирические: педагогический эксперимент; метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: теории развития детской речи (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, Ф.А. Сохин, А.М. Бородич и др.); психолого¬педагогические исследования особенностей речи (Д.Б. Эльконин, А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский и др.); системный подход к анализу речевых нарушений (Р.Е. Левина и др.); исследования в области особенностей речи у детей с задержкой психического развития (Е.В. Мальцева, И.А. Симинова, С.Г. Шевченко и др.); исследования в области теории и методики формирования и развития речи у детей с задержкой психического развития (В.И.Лубовский , Г.Н. Рахмаковаи др.).
База проведения исследования: МБДОУ детский сад №15 «Дружная семейка».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Завершая наше исследование развития словаря прилагательных у дошкольников с задержкой психического развития можно сделать следующие выводы.
Задержка психического развития включает в себя различные расстройства речи, при которых нарушено развитие всех без исключения частей вербальной системы фонетики (звуковой стороны) и лексики, грамматики (смысловой стороны).
Ребенок в процессе своего развития учится понимать речь окружающих и обращаться к ним при помощи речи. Иными словами, у ребенка формируется речевое общение: он овладевает смысловой стороной речи (то есть умением обозначать при помощи языковых средств - лексики и грамматики - предметы и явления окружающего мира и их отношения) и звуковой стороной речи (т.е. умением узнавать и различать звуки и целостные звуковые комплексы, а также произносить звуки, соединять их в цепочки слогов, слов и сочетания слов). Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и, прежде всего, нормального созревания и функционирования центральной нервной системы.
Нарушение речи у детей с ЗПР в настоящее время рассматривается как актуальная, теоретически и практически значимая проблема. Речь детей с ЗПР, как одна из наиболее сложноорганизованных психических функций, отличается от нормы: нарушения преимущественно имеют системный характер и входят в структуру общего дефекта. Отмечается замедленный темп речевого развития, его качественное своеобразие и большая распространенность нарушений речи.
В соответствии с полученными данными констатирующего эксперимента, были разработаны методические рекомендации к проведению коррекционно-логопедической работы по развитию лексики у детей с ЗПР, а также приведен разнообразный дидактический материал, который можно использовать в процессе работы. Можно надеяться, что предложенная последовательность работы и подобранные игры будут не только способствовать развитию лексического компонента речи у детей, но и помогут значительно обогатить словарный запас детей, развить у них наблюдательность над словами, пробудить интерес к языку и подготовить к успешному обучению в школе. Анализ результатов исследования позволил определить некоторые его особенности, а именно: Недостаточный объем словаря прилагательных по сравнению с нормой. Преобладание в словаре детей с ЗПР обиходной лексики. Понятия, выражаемые имеющимися в их словаре словами, часто неполноценны - сужены, неточны, а часто даже ошибочны. В связи с ограниченностью представлений об окружающем мире в словаре детей с задержкой психического развития отсутствуют наименования многих признаков. У детей с ЗПР было отмечено ограниченное использование в речи прилагательных. При этом разнообразные замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети с ЗПР не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. Такие замены осуществляются из-за недифференцированности признаков, величины, высоты, ширины, формы, цвета. Несформированность структуры семантических полей.
На основе полученных результатов экспериментального исследования нами были определены направления и содержание коррекционно-педагогической работы по формированию словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития по средствам словесных игр.
В процессе коррекционно-педагогической работы по формированию лексики у дошкольников с ЗПР следует соблюдать принцип постепенного перехода от импрессивной речи к экспрессивной, принцип поэтапности работы от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от ситуации к контексту.
Формирование лексики у дошкольников с ЗПР следует проводить по следующим основным направлениям: 1. Расширение объема словаря; 2. Формирование структуры значения слова; 3. Развитие лексической системности и семантических полей.
3) С целью устранения патологических черт характера (негативизма, аффективности и др.), повышения познавательной активности, интереса и концентрации внимания у детей с ЗПР на логопедических занятиях рекомендуется использовать следующие приемы:
- На занятиях должна присутствовать атмосфера доброжелательности, внимательного отношения к каждому ребенку с учетом его личностных особенностей, данных психического и речевого развития.
- Необходимо широко использовать разнообразные игровые приемы и методы работы. Атмосфера игры и сказки позволяет заинтересовать детей, плавно вовлечь их в познавательный процесс, и способствует успешной реализации поставленных на занятии задач.
- Следует широко использовать различные системы наглядности (картинки, флажки, символы, звездочки; рисунки, фишки, медальоны, маски различных животных и сказочных персонажей); публичную оценку работы логопедом, детьми (в виде аплодисментов), устную похвалу, рукопожатие кукольного персонажа; конфеты; трудовые подкрепления: раздача и сбор картинного материала, игрушек, всевозможных пособий, выполнение задания у доски ребенком, который правильно и быстрее всех справился с заданием, контроль за выполнением заданий и т.д.).
- На занятиях рекомендуется использовать элементы соревнования между несколькими командами (мальчики и девочки; левая и правая колонка и т.д.), сюрпризные моменты (например, волшебный мешочек, сундучок, корзинка Красной Шапочки с пирожками, сказочные превращения и т.д.).
- Предлагаемый на занятии материал должен быть доступен детям, усложнение следует проводить постепенно.
- Занятия должны сопровождаться богатым иллюстративным и дидактическим материалом как индивидуальным, так и групповым.
- Логопеду необходимо постоянно поддерживать и поощрять речевую активность детей на всех этапах работы.
- Все занятия должны иметь четкую логическую завершенность и быть подчинены единому сюжету.
- Занятия следует строить таким образом, чтобы у детей менялись развивающие зоны: за столом, у доски, перед фланелеграфом, в игровом уголке и т.д., что позволяет увлечь детей и снять утомляемость при выполнении заданий учебного типа.



1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / Под ред. К.С. Лебединской. - М., 2008. - 325 с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 2008. - 400с.
3. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. - М., 2010. - 136с.
4. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР. - М., 2007. - 80 с.
5. Борякова Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний шестилетних детей с задержкой психического развития. // Дефектология. - 2013. - №3. - С.9-15.
6. Винник М.О. Задержка психического развития у детей. Методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. - РнД.., 2007. - 160 с.
7. Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей // Дефектология. - 1995. - №6. - С.8-17.
8. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 2013.
- 173 с.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь: собрание трудов. - М., 2011. - 640с.
10. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 2007. - 480 с.
11. Голубева Г.Г. О нарушениях артикуляторной моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Проблемы детской речи. - СПб., 2006. - С.31-32.
12. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона.
- М., 2009. - 176 с.
13. Данилова Л.А. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития. - СПб., 2011. - 144 с.
14. Данилова Л.А., Рябкина Л.М. Особенности развития пассивного и активного словаря у детей в возрасте 5-7 лет // Детские церебральные параличи. - М., 2014. - С.111-123.
15. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Власовой Т.А., Лубовского В.И., Цыпиной Н.А. - М., 2004. - 256 с.
16. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников.- М.,2005.-247 с.
17. Жаренкова Г.И. Действия детей с ЗПР по образцу и словесной инструкции // Дефектология. - 2002. - №4. - С.10-12.
18. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М., 2008. - 370с.
19. Иншакова, О. Б. Издательство: Владос Серия: Коррекционная
педагогика 2008. - 280 с.
20. Илюхина В.А., Кошулько М.А., Иванова Т.Б. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР. - СПб., 2011. - 112 с.
21. Карслиева И.В. Комплексная коррекционная работа по подготовке дошкольников с ЗПР к обучению грамоте. - СПб., 2012. - 128 с.
22. Краснощекова Н.В., Журбина О.А. Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе. - РнД., 2007. - 157 с.
23. Лаврентьева А.И. Этапы становления лексико-семантической системы в онтогенезе // Усвоение ребенком родного (русского) языка. - СПб., 2006. - С.57-69.
24. Лалаева Р.И. Нарушения речи у детей с задержкой психического развития. - СПб., 2002. - 88с.
25. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. - М., 2003. - 304с.
26. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. - М., 2005. - 168 с.
27. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. - М., 2006. - 248с.
28. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - СПб., 2001. - 191с.
29. Лубовский В.И., Переслени Л.И. и др. Обучение детей с задержкой психического развития. - М., 2001. - 119 с.
30. Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития. //Дефектология. - 2010. - №6. - С.10-18.
31. Морозова В.В. Особенности структуры лексического значения слова у дошкольников с задержкой психического развития церебрально- органического генеза // Актуальные вопросы коррекционной педагогики, специальной психологии и детской психиатрии: Материалы междун. науч. конф., 23-24.04.2009 г. - СПб., 2009. - С. 380-383.
32. Морозова В.В. Состояние лексического компонента речи старших дошкольников с задержкой психического развития // Вузовская наука - образованию и промышленности. XI Вишняковские чтения: Материалы междун. науч. конф., 28.03.2008 г. - СПб.-Бокситогорск, 2008. - С.211-214.
33. Морозова В.В. Специфика нарушений речевого развития у дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза // Развитие научного наследия М.Е. Хватцева в отечественной логопедии: СПб.-Бокситогорск, 2008. - С.211-214.
34. Романович О.А. Преодоление задержки психоречевого развития у детей 4-7 лет (планирование, мастер-класс). - М., 2013. - 233 с.
35. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. - Минск, 2009. - 64с.
36. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М., Воронеж, 2002. - 224 с.
37. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). - М., 2001. - С.82-92.
38. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. - М., 2010. - 182 с.
39. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. Гербовой В.В. - М., 2015. - 364с.
40. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте - М., 2008. - 115с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ