Введение 3
Глава 1. Феномен насилия как этико-философский и социально-политический конструкт 9
1.1. Вариабельность атрибуции феномена насилия в рамках различных
дискурсивных систем 9
1.2. Классификации насилия: конфигуративность и разноуровневость ....30
Глава 2. Классификационный анализ коммуникации как способ выявления корреляции с феноменом насилия 39
2.1. Теоретические модели и функциональная составляющая
коммуникации 39
2.2. Коммуникативные аспекты насилия 51
Глава 3. Коммуникационные функции в контексте различных уровней насилия 63
3.1. Гибридизация насилия в концепциях В.Беньямина и С.Жижека 63
3.2. Уровни насилия и функции коммуникации 68
Заключение 78
Список литературы 83
Современная социально-политическая обстановка может быть охарактеризована как нестабильная, устойчивость и стратегическая прогнозируемость которой невозможна из-за иррациональных взрывов агрессии и насилия. Демократическое уважение прав и свобод оказывается неосуществимым в силу столкновения с необходимостью обеспечения безопасности и защиты граждан, которое предполагает усиление властных полномочий. В то же самое время, при ином ракурсе рассмотрения, использование властью любых возможных причин для расширения границ влияния ставит вопрос об осуществлении насильственных актов со стороны государственных структур.
Нельзя не отметить, что осмысление феномена насилия, являющегося центральным для данной работы, имеет богатую историю в философской и политической мысли. Проблема насилия разрабатывалась еще со времен античности, когда такие философы как Сократ, Платон и Аристотель задумывались о вопросах соотношения государства, человека и общества. В эпоху Средневековья П.Абеляр3, Ф.Аквинский , Св. Августин рассматривали насилие как проявление политического в его взаимодействии с христианскими заповедями. Уже в концепции Н.Макиавелли , где насилие анализируется как одно из средств власти, можно проследить современные тенденции в интерпретации политического насилия как легитимирующегося законом. Также следует отметить, что данный автор не оценивает насилие как моральное зло. Т.Гоббс рассматривал насилие как одно из важнейших средств существования в состоянии “войны всех против всех”. Ж.-Ж. Руссо напротив полагал, что общественная жизнь благодаря неравному положению людей способствует распространению насилия. Ж.Сорель , М.Бакунин , К.Маркс , Ф.Энгельс , Г.Маркузе также рассматривали насилие как средство, но уже для завоевания государственной власти. У М.Вебера и Г. Спенсера можно встретить такое понимание насилия, как средства удержания власти. Антропологический подход, предполагающий, что насилие выводится из самой природы человеческих отношений, просматривается в концепциях Ж.П.Сартра , К.Ясперса и Х.Ортеги-и-
Гассета . П.Бурдье , М.Вебер, М.Фуко , Э.Гидденс связывают политическое насилие с социальными процессами.
Также следует упомянуть о противоположном течении в понимании насилия - этике ненасилия. Наиболее яркими представителями, разрабатывающими данную проблематику являются Л.Н.Толстой , И.Ильин , М.Ганди , М. Л.Кинг .
Однако, трактовка насилия выступающего как средство для установления или удержания власти непосредственного актора или группы лиц, задающего основной вектор в рассмотрении насилия, не позволяет анализировать насилие в его междисциплинарной и многоаспектной вариативности. Маркировка данного феномена как деструктивного и аморального выносит насилие за рамки этического анализа. Подобная одномерность и односторонность исследования избегает вопроса о возможной конструктивной роли насильственных актов.
Коммуникацию в политической сфере также как и феномен насилия нельзя признать малоизученной темой в русле философского анализа. Политическая коммуникация как одно из средств власти использовалось со времен античности и не потеряла актуальности в настоящее время. К проблеме коммуникации в политической сфере обращались такие значимые авторы как Аристотель , Н.Макиавелли , Т.Гоббс , Ш.Л.Монтескье , Дж.Локк , Дж.Ст.Милль , К.Маркс , М.Вебер , Т.Парсонс , П.Сорокин , Г.Лассуэлл и многие другие.
В рамках данной работы коммуникативная составляющая насилия, трактуемая как некоторый возможный канал связи в области политического, может быть понята как одно из воплощений именно конструктивной социально-этической составляющей.
Объектом исследования является феномен насилия. Предметом выступает коммуникационная функция насилия в сфере политического.
Целью данной работы является анализ феномена насилия с точки зрения его коммуникативных характеристик, где под коммуникацией понимается не просто канал связи, а социально-этический конструкт, влияющий на формирование всего морального дискурса.
Коммуникационная функция насилия в сфере политического позволяет раскрыть необходимость данного феномена в политическом дискурсе, отказавшись от оценки насилия исключительно как средства для достижения или удержания власти.
Из цели вытекают задачи исследования:
- концептуализировать феномен насилия в контексте социологических, политологических и философских исследований;
- определить общетеоретические подходы и методики изучения насилия в сфере политического;
- раскрыть механизм манифестирования насилия в сфере политического как абсолютного морального зла;
- классифицировать концепции коммуникации в рамках изучения насилия в сфере политического;
- проанализировать существующие концепции функций коммуникации (функций языка);
- выявить место насилия в структуре политической коммуникации;
- рассмотреть насилие в сфере политического как аккумулирующее в себе различные функции коммуникации.
Совокупность методов исследования определена согласно поставленным целям и задачам, а также с учетом предмета и объекта настоящей работы. Одним из основополагающих методов выбран метод классификации, на основании которого были проанализированы различные концепции насилия и коммуникации. Другим методологическим принципом данной работы является структурно-функциональный подход, который позволяет рассматривать насилие в сфере политического в единстве связей и отношений с другими явлениями и сферами.
Следует оговорить, что на основании концепций К.Шмитта , Ю.Хабермаса и Ш.Муфф , в работе проводится концептуальное разграничение политики и политического, где политическое определяется как онтологическое по своему существу, связанное с ассоциацией (солидарностью) и диссоциацией определенных групп в публичном пространстве, а политика как онтическое образование, включающее многообразие различных практик.
На основе всего вышесказанного можно говорить о гипотезах исследования:
- насилие является не только средством достижения или удержания власти (ее инструментом), но и определенным социальным конструктом, несущим в себе потенцию для акта коммуникации;
- пути и способы проявления насилия напрямую зависят от главенствующей функции или цели каждого конкретного акта;
- виды насилия не являются статичными и могут изменяться, трансформируясь из одного вида в другой.
Диссертация состоит из трех глав, введения и заключения. В первой главе дается общий обзор существующих концепций насилия и приводится несколько возможных классификаций данного феномена, среди которых основополагающими являются концепции С.Жижека и
B. Беньямина. Во второй главе анализируется понятие коммуникации в его концептуальной многозначности, выделяются основные функции вербальной и невербальной коммуникации, которые находят свое
отражение и в феномене насилия. В третьей главе освещаются коммуникативные функции различных уровней насилия.
Научная новизна исследования заключается в новаторской трактовке насилия в рамках этического поля, что достигается с помощью концептуализации насилия как феномена, несущего в себе коммуникативный аспект.
Теоретическая и практическая значимость заключается в возможности применения методики и результатов исследования для оценки и интерпретации “насильственных” политических актов.
Разнообразие способов проявления насилия зачастую осложняет аналитическую работу со столь многоликим феноменом. Однако способ проявления напрямую зависит от поставленных целей и функций самого акта, выявление которых открывает новые исследовательские горизонты, что напрямую отсылает к рассмотрению функциональной составляющей феномена насилия, и, в частности, его коммуникационного аспекта.
Анализ феномена насилия в его коммуникативной составляющей, реализующейся в политической сфере, непосредственно связан с конструированием этического пространства. Если исходить из трехчастного разделения Я-Ты-Любой, проводимого П.Рикером для осмысления взаимодействия и разноуровневости политичекого и этического, то можно говорить о том, что на уровне Ты происходит признание способности и идентичности Другого, которое задает возможность возникновения политического. Но данная возможность реализуется не напрямую, а опосредованно за счет определенных правил, трансформирующих Ты в Любого (или действительно Другого), конституирующего уже пространство политического. Роль подобных правил может выполнять не только определенный речевой порядок, как это утверждается Рикером, но и некоторый уровень невидимого насилия, структурирующий социальную и символическую системы.
В целях концептуализации насилия и выявления общетеоретических подходов и методик к его изучению в рамках данной работы была введена авторская классификация интерпретаций насилия на основании наиболее характерных черт. Среди различных трактовок были выделены следующие: этологическая трактовка, концепция девиации, теория отно сительной депривации и фрустрационный подход, структурный подход, институциональный подход, теория рационального выбора, насилие как объективная данность, утилитаристская традиция, теория легитимного насилия, субъектный подход, теория социального конфликта, постструктуралистский подход и теория ненасилия. Благодаря проведенному классификационному анализу феномена насилия стало возможным говорить о насильственном образование всей политической системы. Также в самом определении насилия был выявлен этический элемент, подразумевающий принуждение свободной воли без принятия этого воздействия.
Различные конфигурации насилия, складывающиеся в его классификацию, агрегируются, в основном, на самом верхнем уровне «видимого» субъективного насилия, оставляя незатронутыми базисные основания исследуемого феномена. Обращение именно к субъективному уровню в рамках анализа феномена насилия продуцирует его оценку как абсолютного морального зла. В целях более полного анализа скрытых уровней были использованы концепции С.Жижека и В.Беньямина, выделяющие системное (объективное) и символическое, мифическое и божественное насилие соответственно. Благодаря обращению к символическому насилия стало возможным предположение о связи насилия и коммуникации, основанное на неотъемлемой языковой составляющей данных феноменов. Мифическое и символическое насилие, не смотря на принадлежность различным парадигмам, используют в качестве собственных средств формы, знаки и символы, что позволяет говорить о едином способе функционирования. Системное и божественное насилие несмотря на несхожесть их способов реализации взаимодополняют друг друга. Божественное насилие является оборотной стороной системного, его иррациональным элементом, благодаря которому становится возможен выход за собственные границы, а также реализуется двунаправленность системного насилия, где в одном случае субъект и объект совпадают (системное насилие, как направленное на само себя), а в другом объектом становятся включенные в подчиненный дискурс элементы. Системное/божественное и мифическое/символическое совместно с субъективным насилием являются разными уровнями одного и того же феномена.
Анализ подходов к пониманию коммуникации, проведенный на основании концепции Крейга, позволил классифицировать основные традиции интерпретации данного феномена. Были выделены риторическая, феноменологическая, социопсихологическая, критическая и семиотическая традиции. Однако, не отрицая значимости каждого из представленных подходов, следует оговорить, что в рамках поставленных целей и задач настоящего исследования, некоторые концепции представлялись менее продуктивными. Так, риторическая традиция не учитывает значимую семиотическую составляющую коммуникации. Феноменологический и социопсихологический подходы напротив концентрируются исключительно на субъектном уровне взаимодействия. Кибернетическая теория остается на уровне самозамкнутой системы, вне анализа специфических свойств каждого элемента. Семиотическое и критическое направления исследования коммуникации задают необходимый вектор рассмотрения, где семиотическая традиция, представленная концепцией Романа Якобсона выделяет структурно¬функциональные элементы, а критическая трактует коммуникацию как интеракцию на макро и микроуровне, опосредованную с помощью языка.
Обращение к коммуникативной модели Р.Якобсона позволило проанализировать функции коммуникации (или функции языка) на основании выделения структурных элементов данного акта: адресата, адресанта, контекста, формы, кода и канала связи, где каждому из них соответствует определенная функциональная составляющая адресат - эмотивная функция, адресант - конативная, контекст - референтивная, код - метаязыковая, форма - поэтическая, канал - фатическая.
Выделенная концепция функций коммуникации в рамках насильственных актов реализуются следующим образом: конативная функция имеет прямой целью смену политического курса или изменение властных полномочий (их расширение, снятие или получение); референтивная функция способствует корректной работе части политической системы, отвечающей за вход и выход информации; эмотивная функция центрируется на действующем субъекте, позволяя осуществить (само)репрезентацию, непосредственно влияющую на формирование или утверждение идентичности субъекта; поэтическая функция реализуется посредством собственной формы, что находит свое выражение, в частности, на стыке политического и искусства; за проверку канала связи отвечает фатическая функция; метаязыковая функция кодифицирует всю существующую реальность. Акт коммуникации становится возможным только при реализации всех указанных функций, где его форму определяет доминирующая функция, которая превалирует в конкретном акте над о стальными.
В контексте выделенных уровней насилия можно говорить о том, что для символического/мифического насилия характерна реализация поэтической, метаязыковой и фатической функций. Для системного/ божественного среди таковых выделяются конативная и эмотивная функции. Реализация референтивной функции осуществляется благодаря совокупности всех о стальных функций.
Таким образом, гипотезы, выдвинутые в начале работы, нашли свое частичное подтверждение. Насилие действительно является определенным социально-политическим конструктом, содержащим в себе коммуникативную потенцию. Способы и формы проявления насильственных актов связаны с главенствующей функцией и целью. Феномен насилия не является статичным, постоянно трансформируясь и модифицируясь, но в данном случае корректнее говорить не о видах, а об уровнях насилия.
Этическая составляющая присутствует как в феномене коммуникации, который становится возможным только при условии признания за Другим его моральной субъективности, так и непосредственно в самом феномене насилия. Так, символическое измерение задает сам способ функционирования этического, в то время как системообразующий пласт коррелирует с нормативностью.
1. Абеляр П. История моих бедствий. - М.: Аттик, 1994.
2. Абеляр П. Теологические трактаты. - М.: Прогресс: Гнозис, 1995.
3. Августин Аврелий. О граде Божием. - Москва : Харвест ; Москва : АСТ, 2000.
4. Адорно Т. Негативная диалектика. - M.: Научный мир, 2003.
5. Аквинский Ф. О правлении государей // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе VI - XVII вв.
- Л.: Наука 1990.
6. Арендт Х. О насилии. - М.: Новое издательство, 2014.
7. Аристотель. Политика. // Аристотель. Соч. в 4 т. Т.4. - М.: Мысль, 1984. С. 375-644.
8. Аристотель. Риторика // Аристотель. Риторика; Поэтика. - М.: Лабиринт, 2000. С. 5-148.
9. Арон Р Мир и война между народами. - М.: NotaBene, 2000.
10. Бадью А. Манифест философии. — СПб: Machina, 2003.
11. Бадью А. Шум бытия. - М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», издательство «Логос-Альтера» / «Ессе homo», 2004.
12. Бакунин М.А. Государственность и анархия // Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. - М.: Правда, 1989.
13. Балибар Э. Волнения в banlieues.// Прогнозис, № 2(14), 2008.
14. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. — М.: Прогресс, 1989.
15. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. - Киев: «NEXT», 1994.
16. Беньямин В. К критике насилия// Учение о подобии.
Медиаэстетические произведения. Сб. статей. - М.: РГГУ, 2012.
17. Бодрийяр Ж. Дух капитализма. Войны в заливе не было. - М.: РИПОЛ классик, 2016.
18. Братья Саид и Шериф Куаши входили в список террористов в США [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/world/ 20150109/1041834521.html (дата обращения 01.05.2017)
19. Бубер М. Диалог. // Бубер М. Два образа веры. - М.: ООО Изд- во АСТ, 1999. С.122 -161.
20. Бурдье П. О символической власти. // Бурдье П. Социология социального пространства. - М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007.
21. В Париже подожгли редакцию журнала, объявившего редактором Мухаммеда [Электронный ресурс] URL: https:// ria.ru/world/20111102/478367416.html (дата обращения 01.05.2017)
22. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990.
23. Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Избранные произведения. - М.: Прогресс,
1990.
24. Гадамер Г. Язык и понимание.// Гадамер Г. Актуальность прекрасного. - М.: Искусство, 1991. С.43-59.
25. Ганди М.К. Моя вера в ненасилие. Вопросы философии. №3. 1992. С.65-66.
26. ГаррТ. Почему люди бунтуют? - СПб.: Питер, 2005.
27. Гидденс Э. Социология. - М. : Эдиториал УРСС, 1999.
28. Гимельштейн Я.Г., Долоцкая Н.А., Щукин Д.А. Этика акционизма: художественная практика и политический жест. // Историческая ответственность: от мифов прошлого к стратегиям будущего: Сборник научных статей I международной научной конференции 22-23 сентября 2016. - Екатеринбург: ООО Издательство «Деловая книга», 2016.
29. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. - М.: Директ-Медиа, 2002.
30. Голдберг Р Искусство перформанса. От футуризма до наших дней. - М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2015.
31. Грачев М.Н. Политика: коммуникационное измерение. -Тула: Издательство Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н.Толстого, 2011.
32. Гусейнов А.А. Этика ненасилия // Вопросы философии. 1992. № 3. С. 72-81.
33. Гуссерль Э. Картезианские размышления. - СПб.: Наука, 2001.
34. Дарендорф Р Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. 1994. № 5.
35. Дебор Г. Общество спектакля. - М.: Логос, 2000.
36. Деррида Ж. Структура, знак и игра в дискурсе наук о человеке.// Современная литературная теория. Антология. - М.: Флинта: Наука, 2004.
37. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. - М.: Мысль, 1994.
38. Жижек С. О насилии. - М.: Европа, 2010.
39. Жирар Р Насилие и священное. - М.: Новое литературное обозрение, 2010.
40. Жирар Р Я вижу Сатану, падающего, как молния. - М.: ББИ, 2015.
41.Зиммель Г. Человек как враг // Зиммель Г. Избранное. Том 2. Созерцание жизни. - М.: Юристь, 1996.
42. Ильин И.А. О сопротивлении злу силой // Ильин И.А. Путь к очевидности. - М.: Республика, 1993.
43. Капустин Б. Г. К понятию политического насилия. - Полис. Политические исследования. 2003. № 6.
44. Кинг М.Л. Паломничество к ненасилию // Этическая мысль.
1991. - М.: Республика, 1992.
45. Козер Л. Функции социального конфликта. -М.: Идея-Пресс, 2000.
46. Красиков В.И. Насилие в эволюции, истории и современном обществе. Очерки. - М.:Водолей, 2010.
47. Крейг Р Теория коммуникации как область знания // Компаративистика III. Альманах сравнительных социогуманитарных исследований. СПб., 2003.
48. Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда. Московский психотерапевтический журнал. 1996. №1.
49. Лакан Ж .Функция и поле речи и языка в психоанализе. - М.: Издательство «Гнозис», 1995.
50. Лакан Ж. Четыре основные понятия психоанализа. (Семинары: книга Х1 (1964)) - М.: Издательство «Гнозис», Издательство «Логос», 2004.
51. Лассвелл Г. Структура и функции коммуникации в обществе. // Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. - М.: Аванти плюс, 2003.
52. Леви-Строс К. Структура и форма. Размышления над одной работой Владимира Проппа // Зарубежные исследования по семиотике фольклора. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1985.
53. Леви-Строс К. Структурная антропология. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
54. Локк Дж. Два трактата о правлении. // Локк Дж. Сочинения: В 3 т. - Т.3. - М.: Мысль, 1988. С. 135-405.
55. Лоренц К. Агрессия. - М.: Прогресс, 1994.
56. Макиавелли Н. Государь. [Электронный ресурс] URL: http:// lib.ru/POLITOLOG/MAKIAWELLI/gosudar.txt (Дата обращения: 22.02.2017)
57. Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия.
[Электронный ресурс] URL: http://www.lib.ru/POLITOLOG/ MAKIAWELLI/livij.txt with-big-pictures.html (дата обращения: 08.01.2017).
58. Маклюэн ГМ. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. - М.; Жуковский: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2003.
59. Маркс К. Капитал. Т. 1. [Электронный ресурс] URL: http:// libelli.ru/works/kapital/24.htm (дата обращения: 06.01.2017).
60. Маркузе Г. Критическая теория общества: Избранные работы по философии и социальной критике. - М.: АСТ, Астрель, 2011.
61. Мертон Р. Социальная структура и аномия. // Социология преступности (Современные буржуазные теории). - М.: Прогресс, 1966.
62. Милль Дж. О свободе. // Наука и жизнь. 1993. № 11. С.10-15; № 12. С. 21-26.
63. Монтескье Ш.Л. О духе законов. - М.: Мысль, 1999.
64. Муфф Ш. Политика и политическое // Политико-философский ежегодник. Вып. 1. - М.: ИФРАН, 2008.
65. Ницше Ф. Письма. - М.: Культурная революция, 2007.
66. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. - М.: АСТ, 2016.
67. Основы политологии: Краткий словарь терминов и понятий. - М.: Знание России, 1993.
68. Парсонс Т. О структуре социального действия. - М.: Академический Проект, 2002.
69. Пиджаков А.Ю., Решецкий Ф.Н., Байра Ш.Б. Типология политического насилия. [Электронный ресурс] URL: http:// www.intelros.ru/readroom/credo new/2-2009/3937-tipologija- politicheskogo-nasilija.html (Дата обращения 18.03.2017)
70. Платон. Горгий // Платон. Соч. в 4 т. Т.1. - М.: Мысль, 1990. С. 477-574.
71. Платон. Государство. // Платон. Соч. в 4 т. Т.3. - М.: Мысль, 1994. С.79-420.
72. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. - М.: СмартБук, 2009.
73. Рансьер Ж. На краю политического. — М.: Праксис, 2006.
74. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. - М.: Академический Проект, 2008.
75. Рикер П. Мораль, этика и политика. // Поль Рикер в Москве. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013.
76. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты. - М.: КАНОН-пресс, Кучково поле, 1998.
77. Савчук В. В. Чистая критика Вальтера Беньямина // Герменевтика и деконструкция. — СПб.: Издательство Санкт- Петербургского Государственного Университета, 1999. C. 105 —135.
78. Сарамаго Ж. [Про]зрение. - М.: Эксмо, 2013.
79. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. - М.: АСТ: Астрель, 2012.
80. Смелзер Н. Социология // СОЦИС. 1993. №7.
81. Сорокин П.А. Система социологии. Т. 1 : Социальная аналитика: учение о строении простейшего(родового) социального явления. - М.: Наука, 1993.
82. Сорель Ж. Размышления о насилии. - М.: Фаланстер, 2013.
83. Спенсер Г. Личность и государство. - Челябинск : Социум, 2007.
84. Толстой Л.Н. Закон насилия и закон любви // Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. Т. 37. - М.: Гослитиздат, 1956.
85. Фрейд З. По ту сторону принципа наслаждения; Я и Оно; Неудовлетворенность культурой. - СПб. : Алетейя, 1998.
86. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: Республика, 1994.
87. Фуко М. Порядок дискурса.// Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. - М.: Касталь, 1996.
88. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. - СПб.: Наука, 2000.
89. Хабермас Ю. Что такое «политическое»? [Электронный ресурс] URL: http://russ.ru/Mirovaya-povestka/ CHto-takoe- politicheskoe (Дата обращения: 28.02.2017).
90. Хантингтон С. Политический порядок в меняющихся обществах. - М.: Прогресс-Традиция, 2004.
91. Шмитт К. Понятие политического // Политология: хрестоматия. Под ред. М.А. Василик. — М.: Гардарики, 2000.
92.Энгельс Ф. Анти-Дюринг. // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.20. - М.: Изд-во полит. лит-ры, 1961. С.5-342.
93. Якобсон Р Лингвистика и поэтика [Электронный ресурс].
URL: http://www.philology.ru/linguistics1/jakobson-75.htm (Дата обращения: 03.02.2017)
94. Якобсон Р Язык и бессознательное. - М.: Гнозис, 1996.
95. Ясперс К. Духовная ситуация времени // Смысл и назначение истории. — М.: Политиздат. 1991.
96. Becker H.S. Outsiders: Studies in the Sociology of Deviance. New York, London: Free Press of Glencoe, Collier-Macmillan, 1963.
97. Davies J. Toward a theory of revolution. American Sociological Review, Vol. 27, No. 1 (Feb, 1962), P 5-19.
98. Derrida J. Acts of religion. - NY, London: Routledge, 2002.
99. Feshbach S. The function of aggression and the regulation of the aggressive drive. Psychological Review, Vol. 71, 1964. P. 257¬272.
100. Galtung J. Violence, peace and peace research. // Journal of Peace Research. 1969. Vol.6. №3.
101. Gupta D. The Effect of Political Instability on Economic Growth. The Economics of Political Violence. - NY, 1990.
102. Miller N., The frustration-aggression hypothesis // Psychological Review. 1941. V.4., №4.
103. Rappaport R. Ritual Regulation of Environmental Relations among a New Guinea People. [Электронный ресурс] URL: http:// wwwjstor.org/stable/3772735 (Дата обращения: 18.02.2017)