ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИЗУЧЕНИЯ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНО-КОММЕРЧЕСКОГО ДОСУГА ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 10
РАЗДЕЛ II. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНО-КОММЕРЧЕСКОГО ДОСУГА В ДОСУГОВОЙ КУЛЬТУРЕ ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ 31
РАЗДЕЛ III. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНО-КОММЕРЧЕСКОГО ДОСУГА В ДОСУГОВОЙ КУЛЬТУРЕ ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы дипломного исследования. Современное общество, вступившее в эпоху глобализации, остро нуждается в осмыслении социокультурных процессов, происходящих в нем. С одной стороны, необходимо исследовать тенденции, которые способствуют развитию культуры как фактора совершенствования современного общества, с другой стороны, нуждаются в теоретическом осмыслении факты, способствующие подъему уровня культуры общества. Одним из аспектов здесь являются процессы, происходящие в сфере досуга. В культуре, обществе, досуге в равной мере наблюдаются эти тенденции, и они в равной степени актуальны для исследования.
Современное общество, порожденное взрывным развитием информационных и коммуникационных технологий, способствует изменению функциональной сущности досуговой деятельности личности: переориентация в основном на отдых и развлечения; вытеснение функций развития и самореализации человека на второй план; неравномерность распределения свободного времени у различных социальных групп населения и др.
Социокультурная среда предоставляет большие возможности для разнообразия досуговой деятельности, но при этом создает для индивида проблемную ситуацию, связанную с эффективным использованием досугового потенциала для развития досуговой культуры личности.
Разнообразие форм досуговой деятельности диктует разнообразие экспликации культуры поведения, досугового общения, развития личностных качеств индивида, его духовных, физических и других социально значимых потребностей и интересов, что находит отражение в индивидуальной социокультурной деятельности. В связи с этим актуализируется значение социокультурных потребностей, связанных с различными видами, формами организации, функциями, содержанием досуговой деятельности, что определяет необходимость изучения развития досуговой культуры личности как фактора формирования современного общества.
В настоящее время реализация развлекательных услуг происходит в условиях рынка. Рынок развлекательных услуг представляет собой совокупность социально-экономических, правовых и организационных отношений между потребителями и производителями развлекательных услуг в процессе их купли-продажи.
В современной действительности кардинальные социокультурные изменения породили ряд противоречий и рассогласований, характерных для культурно-досуговой сферы российского общества. С одной стороны, возрастает ценностное значение пространства досуга и свободного времени. Досуг становится важным показателем качества жизни, индикатором социального самочувствия граждан. Развитость культурно-досуговой сферы выступает активным социокультурным феноменом, отражающим уровень цивилизованности общества и благополучия населения. С другой стороны, повсеместные процессы коммерциализации культурно-досуговой сферы, производство товаров и услуг, ориентированных на свободное время, становятся прибыльной формой потребления, бизнеса и предпринимательства. Это приводит к изменению характера социальных взаимодействий в пространстве досуга, появлению новых культурных норм и ценностей, обусловливающих выбор способов досугового поведения. В ряде случаев наблюдается снижение степени удовлетворенности возможностями проведения досуга, что отражается на социальном самочувствии граждан, влияет на усиление культурного и социального неравенства.
Ситуация усугубляется тем, что социальная регуляция культурно-досуговой деятельности, играющей важную роль в жизни как отдельного индивида, так и общества в целом, осуществляется различными ведомствами и инстанциями, действия которых часто оказываются несогласованными и нескоординированными по принципу межведомственных барьеров. Глобальные системы массовой коммуникации, способствуя созданию новых форм социальных взаимодействий в пространстве досуга, одновременно приводят к стандартизации досуга, стиранию его местного своеобразия, воспроизводству образцов досугового поведения в форме потребления институциально и информационно произведенных продуктов. В связи с этим особое значение приобретают механизмы социального конструирования идей и представлений о приоритетных видах досуга, воздействие которых предопределяет реальные выборы досугового поведения.
Степень научной разработанности дипломного исследования.
Анализ литературы позволяет констатировать, что существует значительное количество научных публикаций, посвященных проблемам культуры досуга и его роли в развитии общества.
Понятия «культура» и «досуг» взаимосвязаны. Культура как совокупность материальных и духовных ценностей является сложным и противоречивым результатом общественной деятельности, воплощенных как в вещественных объектах, так и в бытии людей. Вопросами экспликации понятия «культура», ее функций и роли в процессе развития (преемственности) занимались такие видные отечественные и зарубежные ученые как А.Д. Жарков, В.Н. Иванов, Э.С. Маркарян, Е.Ф. Молевич, Н.А. Михиеева, С.А. Орлова, А.И. Пригожина, А. Френхем, П. Хейвин и др.
Большое значение для изучения досуговой деятельности и выявления понятий «досуг», «свободное время», «культура досуга» имеют работы отечественных ученых Б.Л. Грушин, Ж. Дюмазедье, Г.Е. Зборовский, М. Каплан, Т. Кэндо, Г.П. Орлов, С.Г. Струмилин, Дж. Шивере , которые во многом определили основные подходы к исследованию рассматриваемой темы. Содержание понятий «досуг», «культура досуга», их субъектов, структуры, функций нашло отражение в работах Л В.А. Артемов, В.И. Болгов, А.П. Владимирова, В.Г. Гуцу, Е.И. Дробинская, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Г.И. Минц, А.Б. Мискевич, В.Д. Патрушев, Э.В. Соколов и др.
Вопросы всестороннего развития личности затрагивали в своих трудах A. И. Вишняк, Е.М. Омельченко, В.К. Сергеев, С.А, Сергеев, В.М. Суртаев,. И. Тарасенко, В.М. Топалов, В.Б. Чурбанов, Т.Б. Щепанская и др.
В ходе анализа динамики досуговых практик, обусловленной воздействиями коммуникативных технологий, плодотворным оказывается обращение к идеям зависимости социальной жизни в целом от средств массовой коммуникации. Постановочный характер социальной жизни, существенно влияющий на сферу досуга, отражается в концепции общества спектакля. Проблематизация игр, развлечений, туризма и чтения как наиболее распространенных досуговых практик представлена в работах отечественных и зарубежных исследователей. Анализ институциализированных развлечений базируется на исследованиях специфики российской индустрии досуга и развлечений.
Вопросы развлекательно-коммерческого досуга так или иначе затрагивались в трудах Л.А. Акимовой, Е.М. Бабосова, И.А. Бутенко, Т.Г. Бутовой, А.Л. Маршака, Р.Стебинса и др. В то же время, в научной литературе отсутствуют публикации посвященные роли развлекательно- коммерческого досуга в формировании и развитии культуры досуга, а также социально-экономическим факторам, обусловливающим его направленность.
Наработки в области менеджмента досуга Л.Д. Гордона, Э.В. Клопова, В.Т. Лисовского, З.В. Сикевич, А.Б. Трегубова формируют представление о том, что в современных условиях учреждения сферы культуры и досуга трансформируются в индустрию досуга; культурно-досуговая деятельность перепрофилируется в сервисную, при этом основная цель организаторов досуговых сервисов - привлечение потребителей услуг и получение прибыли. Это соответствует общему тренду развития культурной политики России, культура превращается в форму досуга: например, посещение театров и музеев становится развлечением, возможностью что-то купить, человек выступает скорее в роли «клиента», чем «зрителя».
Труды вышеперечисленных авторов явились значимыми источниками, которые позволили сформулировать концептуальную модель настоящей дипломной работы. Они представляют собой методологический и общетеоретический фундамент проблемы изучения развлекательно-коммерческого досуга как фактора формирования культуры досуга современного общества.
Проблема исследования заключается в противоречии между растущей ролью учреждений развлекательно-коммерческого досуга в современной досуговой культуре и недостаточной изученностью данного явления.
Объектом исследования является городское население города Белгорода.
Предметом исследования является феномен развлекательно-коммерческого досуга как части досуговой культуры городского населения современной России.
Цель исследования: на основе социологического анализа определить роль развлекательно-коммерческого досуга в развитии досуговой культуры городского населения.
Данная цель требует решения ряда задач:
1) изучить состояние современной досуговой культуры в контексте культурной ситуации современной России;
2) раскрыть содержание развлекательно-коммерческого досуга как формы реализации культуры досуга;
3) изучить направленность современных духовных запросов и потребностей населения по отношению к культурно-досуговому продукту.
Методологическая основа дипломной работы представлена совокупностью приемов и методов, выработанных в отечественных и зарубежных концепциях социологии культуры и досуга.
Основные подходы к анализу взаимосвязи досуга и культуры рассмотрены на основе методологических ориентиров Г. Зборовского. При анализе и классификации видов досуговой активности методологическими и теоретическими ориентирами послужили концепции «цивилизации досуга» (Ж. Дюмазедье ).
При выполнении эмпирического исследования автор обращается к разработкам, посвященным вопросам методологии социологического исследования (В. Ядов), процедура сбора данных осуществлялась в соответствии с принципами социологического исследования, раскрывающимися в трудах И.Ф. Девятко.
Для сбора первичной социологической информации использовались методы анализа документов, экспертного опроса и анкетирования. Применение совокупности данных методов позволило объективно оценить ситуацию, сложившуюся в области развлекательно-коммерческого досуга в современных российских условиях на примере города Белгорода.
Эмпирическая база исследования включает:
• данные, полученные в ходе экспертного опроса и массового анкетирования, проведённых автором с целью изучения ценностных ориентаций и предпочтений населения города Белгорода в культурно-досуговой сфере;
• вторичный анализ результатов общероссийских социологических исследований, проводимых Институтом социологии РАН совместно с Фондом им. Ф. Эберта (2004-2014 гг), AHO «Левада-Центр» (2007 г., N=2005), Саратовским государственным техническим университетом (автор О.В. Понукалина) (N = 3000), ВЦИОМ (N = 500) и Фондом Общественное мнение (N = 900).
Структура дипломной работы обусловлена целью и задачами исследования. Она состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы и приложений.
Изучению культуры досуга как неотъемлемого компонента в развитии современного общества посвящено значительное число работ, авторы которых с разных позиций рассматривали данный феномен. Но, несмотря на имеющиеся достижения в этой области, обширный научный опыт, проблема культуры досуга как фактора совершенствования современного общества остается далекой от своего окончательного завершения, здесь имеются широкие перспективы для дальнейших исследований.
В рамках данной дипломной работы была поставлена цель - определить роль развлекательно-коммерческого досуга в развитии досуговой культуры городского населения. Она была достигнута посредством решения поставленных задач.
Во-первых, мы выяснили что современная досуговая культура России переживает ценностную трансформацию. Больше не являясь частью производственного цикла, досуг приобретает иные мотивы и содержание. Наблюдается уклон в сторону гедонистического понимания смысла досуга, его наполнение «потребительскими практиками». Творческий и познавательный компоненты досуговой деятельности постепенно отходят на второй план, вытесняясь развлекательным составляющим.
Во-вторых, растущая роль учреждений развлекательно-коммерческого досуга связана, прежде всего с гедонистической концепцией досуга. Такое понимание досуга активно пропагандируется СМИ, и, ориентируясь на потребление, становится едва ли не смыслом жизни многих людей. Образ жизни успешного «потребителя», рекламируемый в СМИ, оказывает влияние на массовое сознание людей. В частности, такому влиянию в большей степени подвержены городские жители, нежели сельские, поскольку они имеют больше возможностей для реализации своего досуга «потребительским» образом.
Несмотря на то, что доля людей, предпочитающих внедомашний досуг, не превышает любителей домашнего досуга, тем не менее она достаточно велика. С помощью проведенного исследования, нам удалось установить, что и потребность в реализации своего досуга при помощи учреждений развлекательно-коммерческого досуга также велика. Это говорит об актуальности дальнейшего изучения феномена развлекательно - коммерческого досуга.
В-третьих, экспертный опрос и анкетирование помогли нам понять, что уровень удовлетворённости услугами, предоставляемыми учреждениями развлекательно-коммерческого досуга, среди населения города Белгорода достаточно велик. В целом, горожане довольны качеством оказываемых им услуг и если бы и хотели что-либо улучшить, то в незначительной степени.
Развлекательно-коммерческий досуг на сегодняшний день является лишь частью досуговой культуры населения России. Тем не менее, глобализационные тенденции развития общества в сторону общества потребления даёт нам возможность предположить, что в будущем существует риск превращения развлекательно-коммерческого досуга в единственно возможный. Сам по себе развлекательно-коммерческий досуг не несёт в себе какого-либо деструктивного содержания, но его растущая популярность, замена им других форм досуга, устранение из досуговой культуры факторов творчества и совершенствования личности могут привести к плачевным результатам для дальнейшего развития человечества.
1. Анашкина, Г.П. Досуг интеллигенции в Ульяновске / Г.П. Анашкина // Социологические исследования. - 2001. - № 12. - С. 97-102.
2. Акимова, Л.А. Социология досуга / Л.А. Акимова. - М.: МГУКИ, 2003. - 124 с.
3. Афанасьева, А.И. Метаморфозы массового сознания россиян / А.И. Афанасьева, А. Б. Лиханова // Социологические исследования. - 2009. - № 5 - С. 24-30.
4. Бауман, З. Глобализация. Последствия для человека и общества / З. Бауман. - М.: “Весь мир”, 2004. - 188 с.
5. Бегенхолд, Д. Социальное неравенство и социология стиля жизни / Д. Бегенхолд // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. - 2002. - № 3. - С. 37-40.
6. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл. - М.: Academia, 1999. - 956 с.
7. Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1969-1978. - Т.4. - 497 с.
8. Бояк, Т.Н. Духовно-нравственные ценности сельской молодёжи (на материалах Бурятии и Читинской области) / Т.Н. Бояк // Социологические исследования. - 2009. - № 4. - С. 117-122.
9. Бодрийяр, Ж. Общество потребления / Ж. Бодрийяр. - М.: Республика. 2006 - 205 с.
10. Бутенко, И.А. Подростки: чтение и использование компьютера / И.А. Бутенко // Социологические исследования. - 2001. - № 8. - С. 84-91.
11. Вебер, М. Основные социологические понятия / М. Вебер //
Западноевропейская социология XIX начала XX веков. - М., 1996. - 455 с.
12. Веблен, Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. - М.: Прогресс, 1984. - 367 с.
13. Горшков, М. К. Молодежь России: социологический портрет / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. - М.: ЦСПиМ, 2010. - 592 с.
14. Гофман, И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта / И. Гофман. - М.: Институт социологии РАН, 2004. - 752 с.
15. Грушин, Б.А. Свободное время. Актуальные проблемы / Б.А. Грушин. - М.: Мысль, 1967. - 175 с.
16. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич. - М.: Искусство, 1984. - 350 с.
17. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В. И. Даль. - М.: Русский язык, 1981. - 2700 с.
18. Девятко, И. Ф. Методы социологического исследования / И. Ф. Девятко. - Екатеринбург: Изд. урал. ун-та, 1998. - 208 с.
19. Дюмазедье, Ж. Планирование досуга и культурное развитие / Ж. Дюмазедье // Образование взрослых и досуг в современной Европе. - Прага: Обрис, 1966. - С. 51-59.
20. Заславская, Т.И. Социоструктурный аспект трансформации российского общества / Т.И. Заславская // Социологические исследования. - 2001. - № 1. - С. 3-11.
21. Захаров, A. B. Массовое общество и культура России: социально-типологический анализ / A. B. Захаров // Вопросы философии. - 2003. - № 9. - С. З-16.
22. Зборовский, Г. Е. Социология досуга и социология культуры: поиск взаимосвязи / Г. Е. Зборовский // Социологические исследования. - 2006. - № 12. - С. 56-64.
23. Иванов, В. М. Человек. Культура. Город. / В. М. Иванов, В. К. Сергеев. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2002. - 411 с.
24. Ильин, В. И. Быт и бытие молодежи российского мегаполиса: социальная структурация повседневности общества потребления / В. И. Ильин. - СПб: Интерсоцис, 2007. - 388 с.
25. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. - СПб, 1996. - 295 с.
26. Котельникова, Н. В. Инновационные тенденции в сфере молодежного досуга в современной России: автореф. дисс. канд. социол. наук / Н. В. Котельникова. - Ставрополь: Ставропольский гос. ун-т, 2003. - 21 с.
27. Культурно-досуговая сфера Москвы в оценках населения. - М.: Серебряные нити, 2006. - 125 с.
28. Кутузовская, А. С. Культура досуга - необходимый элемент формирования здорового образа жизни / А. С. Кутузовская // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XLVIII междунар. науч.-практ. конф. № 4(45). -
Новосибирск: СибАК, 2015. - С.27-34.
29. Лисова, Е.В. Дауншифтинг: стратификационные эффекты / Е.В. Лисова // Экономическая социология. - 2008. - Т. 9. - № 2. - С. 56-64.
30. Максютин, Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность: конспект лекций, опорные занятия и определения: учеб. Пособие / Н.Ф. Максютин. - Казань: Медицина, 1995. - 190 с.
31. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М., 2010. - 615 с.
32. Отнюкова, М. С. Туризм, потребление, коммуникация: социальное конструирование и управление: монография / M. С. Отнюкова, Т. И. Черняева. - Саратов: Сарат.гос. техн. ун-т, 2008. - 160 с.
33. Патрушев, В.Д. Изменения в использовании свободного времени городского населения за двадцать лет (1965-1986 гг.) / В.Д; Патрушев // Социологические исследования. - 1991. - № 12. - С. 24-32.
34. Пича, В. М. Культура досуга / В. М. Пича. - К.: Изд-во при Киев. ун-те, 1990. - 240 с.
35. Пича, В.М. Ваше свободное время / В.М. Пича. - К.: Политиздат Украины, 1988. - 207 с.
36. Покровский, Н.Е. Российское общество в контексте американизации / Н.Е. Покровский // Социологические исследования. - 2000. - № 6. - С. 3-10.
37. Понукалина, О.В. Социокультурное пространство досуга российского общества в контексте консумеризма: дисс. д-ра соц. наук / О.В. Понукалина. - Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2007. - 100 с.
38. Понукалина, О.В. Досуг в пространстве современного города: монография / О.В. Понукалина. - Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2007. - 98 с.
39. Развлекательная культура России. Очерки истории и теории / Ред. Е.В. Дуков. - СПб: Дмитрий Буланин, 2001. - 522 с.
40. Романова, И. В.: Досуг как общечеловеческий феномен: дисс. д- ра филос. наук. / И.В. Романова. - Екатеринбург, 1995. - 112 с.
41. Российская повседневность в условиях кризиса / под ред. М.К. Горшкова, Р. Крумма, Н.Е. Тихоновой. - М.: Альфа-М, 2009. - 272 с.
42. Рощина, Я.М. Дифференциация стилей жизни в поле досуга / Я.М. Рощина // Экономическая социология. - 2007. - Т.8. - № 4. - С. 23-36.
43. Рощина, Я.М. Социология потребления / Я.М. Рощина. - М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2007. - 447 с.
44. Сергеев, В.К. Российская культура. На рубеже, на грани, на перепутье? / В.К. Сергеев, В.В. Сергеев. - М.: Серебряные нити, 2008. - 520 с.
45. Смирнова, Е.Р. Человек в контексте культуры. Введение в социо-культурную антропологию / Е.Р. Смирнова, Н.В. Шапкина. - Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 1997. - 79 с.
46. Стальная, В. Индустрия развлечений: тенденции развития // В. Стальная. - Маркетинг, 2009. - № 4. - С. 91-104.
47. Стеббинс, P.A. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады) / P.A. Стеббинс // Социологические исследования. - 2000. № 7. - С. 64-73.
48. Стефановская, H.A. Читатели о чтении - мир субъективных представлений / H.A. Стефановская // Социологические исследования. - 2009. - № 1. - С. 110-118.
49. Суртаев, В.Я. Социология молодежного досуга: учебное пособие / В.Я. Суртаев. - СПб, 1998. - 178 с.
50. Теременко, Б.С. Реклама и современная культура / Б.С. Теременко // Общественные науки и современность. - 2002. - № 1. - С. 184¬191.
51. Тоффлер, А. Футурошок / А. Тоффлер. - СПб: Лань, 1997. - 464 с.
52. Тощенко, Ж.Т. Кентавр проблема в познавательной и преобразующей деятельности человека / Ж.Т. Тощенко // Социологические исследования. - 2005. - № 6. - С. 3-14.
53. Уайт, Л. Избранное: Эволюция культуры / Л.Уайт; пер. с англ. - М.: РОССПЭН, 2004. - 1064 с.
54. Фаулер, Б. Теория культуры: критический анализ / Б.Фаулер, П.
Бурдье // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11. Социология. - М: Ран ИНИОН, 1999. - № 3. - С. 12¬20.
55. Хейзинга, Й. Homo Ludens: Статьи по истории культуры. / Й. Хейзинга, под ред. Д. Э. Харитоновича. - М.: Прогресс - Традиция, 1997. - 141 с.
56. Хренов, Н.А. Мифология досуга / Н.А. Хренов. - М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1998. - 448 с.
57. Черняева, Т. И. Туризм как потребление: тренды виртуализации и конструирование туристического ландшафта / Т. И. Черняева // Философские науки. - 2007. - № 7. - С. 67-82.
58. Черняева, Т.И. Пространство личности и досуговая активность / Т.И. Черняева // Личность в пространстве России. - Саратов: Приволж. кн. Изд-во, 2000. - № 3. - С. 117-124.
59. Черняева, Т.И. Социокультурные перспективы досуга / Т.И. Черняева // Досуг: социокультурные и экономические перспективы. - Саратов: Приволж. кн. изд-во, 2003. - 215 с.
60. Шмерлина, И.А. Свободное время навязанное пространство жизни? / И.А. Шмерлина // Социальная реальность. - 2007. - № 8 - С. 5-9.
61. Шубин, Г.Г. Мода и эстетическая культура / Г.Г. Шубин. - М.: Знание, 1987. - 64 с.
62. Шюц, А. Структура повседневного мышления / А. Шюц // Социологические исследования. - 1998. - №2. - С. 129-137.
63. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. - М.: «Добро- свет», 1999. - 596 с.
64. Ятина, Л.И. Мода как фактор формирования стиля жизни: автореф. дис. канд. социол. Наук / Л.И. Ятина. - СПб., 2001. - 25 с.
65. Sue, R. Le Loisir. 2me ed. mise a jour / R. Sue. - Paris, 1983. - 127 p.