ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ
ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1 Основные понятия и направления трудовой адаптации персонала 6
1.2 Организация управления адаптацией персонала на предприятии 10
1.3 Особенности трудовой адаптации персонала крупных предприятий .... 15
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ
ПЕРСОНАЛА В ЗАО «ГУБКИНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ» И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 21
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 21
2.2 Анализ системы трудовой адаптации персонала в организации 27
2.3 Основные направления совершенствования системы трудовой
адаптации в организации 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Актуальность темы исследования заключается в том, что формирование системы адаптации на предприятии является необходимой частью про-ведения кадровой политики в организациях, поскольку в современном мире персонал является неотъемлемой частью любого предприятия, организации и других хозяйствующих субъектов.
Адаптация персонала на рабочем месте является необходимым звеном кадрового менеджмента. К сожалению, важность мероприятий по адаптации работников в нашей стране на протяжении длительного периода не достаточно серьезно воспринимается кадровыми службами, до сих пор многие государственные предприятия и коммерческие организации не имеют даже базовых программ адаптации. В то же время, имеется большой зарубежный опыт использования адаптационных техник, который только в последнее время стали перенимать отечественные службы управления персоналом.
Между тем, в условиях введения нового механизма хозяйствования, перехода на хозрасчет, самофинансирования и самоокупаемости, что сопровождается значительным высвобождением и, следовательно, перераспределением рабочей силы, увеличением числа работников, вынужденных либо осваивать новые профессии, либо менять свое рабочее место и коллектив, важность проблемы адаптации еще больше возрастает.
Адаптация работника на производстве, эффективное управление этим процессом требуют большой организационной работы, поэтому на многих предприятиях страны создаются специализированные службы адаптации кадров. Однако организационно это делается по-разному: в зависимости от численности персонала предприятия, структуры управления предприятием, наличия и организации системы управления персоналом, нацеленности администрации предприятия на решение социальных задач в сфере управления производством и других моментов.
Формирование системы адаптации на предприятии является актуальной проблемой на сегодняшний день, поскольку для многих организаций, создание системы адаптации - не раскрытый процесс в области кадрового менеджмента, что-то до конца не изведанное.
Службы адаптации могут выступать как самостоятельные структурные подразделения или же входить в состав других функциональных подразделений (как бюро, группа и отдельные работники) - в отдел кадров, социологическую лабораторию, отдел труда и заработной платы и т.п. Иногда должность специалиста по адаптации вводится в штатное расписание цеховых управленческих структур. Важно, чтобы служба адаптации была составным звеном общей системы управления кадрами на предприятии.
Объектом исследования выступает закрытое акционерное общество «Губкинский мясокомбинат» (ЗАО «Губкинский мясокомбинат»).
Предметом исследования является процесс формирования системы трудовой адаптации в ЗАО «Губкинский мясокомбинат».
Цель выпускной квалификационной работы заключатся в разработке практических рекомендаций по совершенствованию системы трудовой адаптации персонала в ЗАО «Губкинский мясокомбинат» и обосновании эффективности проектных мероприятий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы трудовой адаптации персонала в организации;
2. оценить организационно-экономическое состояние ЗАО «Губкинский мясокомбинат»;
4. провести анализ современного состояния трудовой адаптации персонала в ЗАО «Губкинский мясокомбинат»;
5. предложить пути совершенствования системы трудовой адаптации персонала в исследуемой организации и обосновать эффективность предлагаемых мероприятий.
Теоретико-методологическая база исследования: при написании выпускной квалификационной работы были рассмотрены теоретические разработки в сфере эффективного управления трудовой адаптацией персонала, систематизирован опыт использования программ трудовой адаптации в организациях на материале исследований как отечественных, так и зарубежных авторов, таких как Алимов А.Н. [3], Болт Г. Дж. [6], Бурлаков А.Н. [7], Синяева И.М. [40], Авдеев В.В. [2], Варламов В.А. [9], Веснин В.Р. [10], Годин В.В. [15], Дорошева М.В. [16], Калашникова Л. [21] и другие.
Эмпирическую базу исследования составили законодательные и нормативные документы Российской Федерации, публикации в специализированных периодических изданиях, данные официальных сайтов, а так же внутренняя управленческая документация ЗАО «Губкинский мясокомбинат», представленная документами финансовой отчетности предприятия, договорами с поставщиками и покупателями продукции и уставом предприятия.
Методы исследования. Общеметодологическим основанием для написания выпускной квалификационной работы явились системный, сравни-тельный, структурно-функциональный и расчетный методы. В работе также применялись метод анализа, анализа документов, сравнения, экспертных оценок и прогнозирования.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования при совершенствовании кадровой политики хозяйствующих субъектов, отделов управления персоналом предприятий и организаций. Результаты проведенных исследований позволяют предложить меры по решению задач трудовой адаптации персонала в ЗАО «Губкинский мясокомбинат» и других предприятий сферы пищевой промышленности.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В ходе проведения авторского исследования была достигнута цель выпускной квалификационной работы и выполнены поставленные задачи, а именно:
1. Рассмотрены теоретические основы трудовой адаптации персонала в организации. По итогам сделан вывод, что адаптация персонала в больших компаниях неразрывно связана со стратегическим планированием, системой мотивации сотрудников и корпоративной культурой. Адаптация новых сотрудников должна способствовать эффективному приспособлению нового работника, ускорять процесс достижения им высокой продуктивности и качества работы. Сотруднику нужно не только войти в коллектив в сжатые сроки, но и почувствовать удовлетворенность работой, не потерять мотивацию. Именно адаптационные мероприятия способствуют снижению тревожности и неуверенности, способствуют решению конфликтов. Что касается организации, то правильно организованная система адаптации персонала способна снизить текучесть кадров и уменьшить стартовые издержки.
2. Проведена оценка организационно-экономического состояния ЗАО «Губкинский мясокомбинат», в результате которой сделан вывод, что ЗАО «Губкинский мясокомбинат» является стабильно работающим, одним из давно существующих и зарекомендовавших себя на рынке центрально-черноземного региона предприятием.
4. Проанализировано современное состояние трудовой адаптации персонала в ЗАО «Губкинский мясокомбинат». Изучение процесса адаптации с точки зрения различных авторов помогло провести исследование в области адаптации на предприятии ЗАО «Губкинский мясокомбинат».
Исследования показали, что на предприятии существует слабо выраженная система адаптации.
Теоретически существует еще и социально-психологическая адаптация, по результатам же исследования на предприятии ЗАО «Губкинский мясо-комбинат» ее не существует вообще.
Результаты исследования позволяют сделать вывод о недостаточности мер по полноценной адаптации новых сотрудников. Не существует четкого представления о том, какое именно подразделение организации (или менеджер) должно быть задействовано в процессе адаптации. К тому же недостаточно разработаны критерии определения эффективности адаптации, как и сами ее этапы (содержание программ адаптации).
5. Предложены пути совершенствования системы трудовой адаптации персонала в исследуемой организации и обосновать эффективность предлагаемых мероприятий.
Рекомендации по совершенствованию системы адаптации в ЗАО «Губкинский мясокомбинат»:
1. Разработать программу адаптации.
2. Обеспечить вознаграждение сотрудников, являющихся ответственными за обучение новых сотрудников в виде:
а) доплаты к основной заработной плате;
б) благодарности в устной форме или в форме премии.
3. Проводить официальное представление нового сотрудника всему коллективу, работников, с кем непосредственно будет работать новый сотрудник. Выделять время на общее собрание, касающееся представлению нового сотрудника.
4. Создать всем сотрудникам хорошие условия труда. Предприятие имеет офис, где располагаются все отделы, а также имеет склад, где очень плохие условия труда, для грузчиков. Необходимо:
а) оборудовать комнату гигиены;
б) обеспечить грузчиков необходимым оборудованием для погрузочно-разгрузочных работ. Это ускорит время погрузки (разгрузки), тем самым работы будут выполняться быстрее, «точно в срок», а грузчики будут меньше уставать.
5. Директору организации необходимо проводить общие собрания, сообщать о целях, о планах предприятия на определенный период, проводить дискуссии с работниками, выявлять проблемы предприятия, которые видят сами сотрудники, и собирать предложения их по улучшению дел.
6. Проводить корпоративные вечера, поздравлять весь коллектив сотрудников с праздниками.
7. Обратиться в консультационную фирму, к специалистам по проведению тренингов на предприятии по сплоченности коллектива.
8. Использовать такие инструменты адаптации как наставничество и Коучинг; планирование первого дня нового сотрудника; применение «WELCOME! Тренинг».
Изучение системы адаптации, как структурного элемента в организациях, помогло понять, что представляет собой адаптация, какие этапы и стадии она включает в себя и в какой степени формирование системы адаптации приносит эффект организации.
1. Российская Федерация. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197— ФЗ // Собрание законодательства РФ. - М.: ЮристЪ, 2010. - 384 с.
2. Авдеев В.В. Управление персоналом: технология и формирование команды / В.В. Авдеев. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 544 с.
3. Алимов А.Н. Стратегический менеджмент / А.Н. Алимов. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. - 140 с.
4. Беляевский И.К. Маркетинговые исследования / И.К. Белявский. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 220 с.
5. Берн Р. Эффективное использование результатов маркетинговых исследований: Как принимать и осуществлять на практике наиболее оптимальные решения / Р. Берн. - Днепропетровск: Экономика, 2012. - 256 с.
6. Болт Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом / Г.Дж. Болт. - М.: Экономика, 2014. - 271 с.
7. Бурлаков А.Н. Стратегический маркетинг / А.Н. Бурлаков. - Винница: Академический проект, 2010. - 560 с.
8. Бурцев В.В. Методические основы мониторинга системы сбыта готовой продукции / В.В. Бурцев // Маркетинг в России и за рубежом, 2012. - № 4. - С. 28-32.
9. Варламов В.А. Привлечение и адаптация рабочих кадров // Справочник кадровика, 2013. - №10. - С. 96-98.
10. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала / В.Р. Веснин. - М.: Юристъ, 2014. - 496 с.
11. Воробьева И.С. Маркетинг и типы принятия решения о покупке / И.С. Воробьева // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 5. Экономика, 2015. - №3. - С. 44-47.
12. Ворожева Т.П. Управление сбытовой деятельностью производственного предприятия / Т.П. Ворожева // Маркетинг в России и за рубежом, 2012. - № 4. - С. 45-48.
13. Гальцев Ф.И. Аналитический обзор современных методов маркетинговых исследований / Ф.И. Гальцев. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2011. - 110 с.
14. Голубков Е.П. Выбор лучшего решения / Е.П. Голубков. - М.: Экономика, 2013. - 224 с.
15. Годин В.В. Информационное обеспечение управленческой деятельно-сти / В.В. Годин. - М.: Инфра-М, 2011. - 240с.
16. Дорошева М.В. Подбор руководителя для конкретного коллектива // Управление персоналом, 2014. - №8. - С.43-47.
17. Демидов В.Е. Роль мероприятий по формированию спроса и стимулированию сбыта в маркетинге / В.Е. Демидов. - М.: Ленпромбытиздат,2011.- 170 с.
18. Дорощук Н. Рычаги управления продажами через дистрибутора / Н. Дорощук // Управление компанией, 2015. - № 4. - С. 5-9.
19. Измаилович А. Приятные моменты Единой тарифной сетки / А. Измайлович // Главный Бухгалтер. Зарплата, 2013. - №22. - С. 11-19.
20. Карлоф Б. Деловая стратегия / Б. Карлоф. - М.: Экономика, 2009. - 450 с.
21. Калашникова Л. Стиль и методы управления в современном бизнесе // Служба кадров, 2012. - №10. - С.18-24.
22. Каминский П.Л. Предложения о корректировке трудового кодекса, его соотнесении с другими нормативными актами правильны // Управление персоналом, 2013. - №5. - C. 18-21.
23. Комментарии к Трудовому кодексу Российской Федерации. - 2-е изд., испр. и доп. / Отв. ред. проф. Ю. П. Орловский. - М.: КОНТРАКТ: ИНФРА-М, 2014. - 1197 с.
24. Комментарий к Конституции РФ / Под общ. Ред. Э. П. Григониса. - СПб.: Питер, 2013. - 208 с.
25. Кибанов А.Я. Стратегическое управление персоналом / А.Я. Кибанов.
- М.: ИНФРА - М, 2010. - 425 с.
26. Кныш М.И. Конкурентные стратегии / М.И. Кныш. - СПб.: ИНФРА,2010.- 167 с.
27. Кретов И.И. Маркетинг на предприятии / И.И. Кретов. - М.: Финстатинформ, 2012. - 105 с.
28. Котлер Ф. Латеральный маркетинг / Ф. Котлер. - М.: Альпина Паблишер, 2010. - 534 с.
29. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг / Ж.-Ж. Ламбен. - СПб.: Наука, 2012. - 534 с.
30. Лэнд П. Менеджмент - искусство управлять. Секреты и опыт практического менеджмента / П. Лэнд. - М: Высшая школа, 2010. - 478 с.
31. Манаев С.В. Адаптация новых сотрудников: роли, функции, назначение // Управление персоналом, 2011. - №11-12. - С. 57-58.
32. Маусов Н.К. Адаптация персонала в организации // Управление персоналом, 2014. - №13. - С. 26-30.
33. Плешин И.Ю. Управление персоналом / И.Ю. Плешин. - СПб.: Питер, 2015. -74 с.
34. Подольский М. Система качества по ИСО серии 2000 // Стандарты и качество, 2010. - № 9. - С. 62-66.
35. Поршнев А.Г. Управление организацией / А.Г. Поршнева. - М.: Инфра-М, 2014. - 445 с.
36. Радченко Л. Классификация видов управления // Вопросы теории и практики управления, 2014. - №4. - С.39-42.
37. Скрипник К.Д. Еще раз о качествах руководителя // Управление персоналом, 2014. - №8. - С.31-33.
38. Спивак В.А. Управление персоналом / В.А. Спивак. - СПб.: Знание, 2010. - 148с.
39. Синяева И.М. Маркетинг: теория и практика / И.М. Синяева. - М.: Юрайт, 2011. - 653 с.
40. Скриптунова Е. Управление продажами: основные тенденции / Е. Скриптунова // Управление компанией, 2013. - № 7. - С. 18-22.
41. Сулейменова Б.М. Система продвижения товаров и услуг как один из инструментов комплекса маркетинга / Б.М. Сулейменова // Маркетинг в России и за рубежом, 2011. - №3. - С.5-6.
42. Тихомиров Н.Г. Модели и методы прогнозирования рынка / Н.Г. Тихомиров. - М.: МИНХ им. Г. В. Плеханова, 2010. - 224 с.
43. Токарев Б.Е. Маркетинговые исследования / Б.Е. Токарев. - М.: Экономика, 2010. - 267 с.
44. Травин В.В. Менеджмент персонала предприятия / В.В. Травин. - М.: Дело, 2012. - 272 с.
45. Управление персоналом организации / А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА- М, 2013. - 638 с.
46. Управление персоналом / Т.Ю. Базарова.- М.: ЮНИТИ, 2013. - 560 с.
47. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент / Р.А. Фатхутдинов.
- М.: Бизнес-школа, 2011. - 450 с.
48. Хойер В. Как делать бизнес в Европе / В. Хойер. - М.: Аспект Пресс,
2011. - 87с.
49. Цыпкин Ю.А. Управление персоналом / Ю.А. Цыпкин. - М.: ЮНИ- ТИ-ДАНА, 2011. - 446 с.
50. Чепик А. Поиск, отбор и адаптация персонала // Служба кадров, 2012.
- №7. - С. 41- 45.
51. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам / В.И. Шкатулла. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 446 с.