Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №67491

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
279
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников положительного отношения к труду во внеурочной деятельности 7
1.1. Формирование у младших школьников положительного отношения к труду как одна из проблем современной педагогики 7
1.2. Виды внеурочной деятельности по формированию у младших
школьников положительного отношения к труду 12
1.3. Педагогические условия формирования у младших
школьников положительного отношения к труду во внеурочной деятельности 18
Глава 2. Практическая работа по формированию у младших школьников положительного отношения к труду во внеурочной деятельности 25
2.1. Диагностика уровня сформированности у младших школьников положительного отношения к труду 25
2.2. Содержание работы по формированию у младших школьников положительного отношения к труду во внеурочной деятельности 33
Заключение 44
Библиографический список 47
Приложения 52


Труд - основной источник материального и духовного богатства общества, священный долг человека, фундамент личностного развития. Современное производство требует широкой образовательной и технической подготовки, умения быстро овладевать новой технологией, способностей в области рационализации и совершенствования трудовых приёмов.
Трудовое воспитание школьников - составная часть целостного педагогического процесса, которая включает в себя передачу школьникам трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудового сознания и активности.
Задачи воспитания трудового сознания у младших школьников:
- разъяснение ученикам общественной значимости различных профессий, их важности и необходимости;
- знакомство младших школьников с особенностями социально-производственной инфраструктуры города, района;
- привитие элементарных трудовых навыков;
- формирование положительной направленности к трудовой деятельности.
Самым благоприятным периодом для воспитания положительного отношения к труду является младший школьный возраст. Именно в этом возрасте в процессе труда младшие школьники приобретают трудовые навыки и умения, в труде развиваются многие жизненно важные качества личности, трудовая деятельность со всеми её компонентами свойственна детям младшего школьного возраста, но она имеет свои особенности. Именно внеурочная деятельность позволит организовать более благоприятное формирование положительного отношения к труду. Так как по сравнению с уроком, нет ограничений во времени и теме. Можно даже организовать кружки «Юные мастера» и «Мастерилка», которые ориентированы на формирование у детей школьного возраста общих умений и навыков в различных видах умственной и практической деятельности.
Но стоит отметить, что при этом учителям начальных классов необходимо систематически и целенаправленно в союзе с родителями осуществлять обучение основным умениям и навыкам самообслуживания, воспитывать творческую активность и способность ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека.
Систематические углубленные исследования проблемы трудового воспитания занимались Г.Н. Година, А.С. Макаренко, Я.А. Рожнев, И.С. Синицын, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина, И. Лаунер, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре, А.Д. Шатова, В.И. Логинова, Д.О. Дзинтере и многие другие педагоги, а изучением внеурочной деятельности занимались такие ученые и педагоги прошлого и современности как Н.А. Бердяев, Д.Б. Григорьев,
B. И. Казаренков, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сластенин,
C. Т. Шацкий, Н.А. Щукина и др.
Актуальность проблемы и необходимость её практической разработки определили тему исследования: «Формирование у младших школьников положительного отношения к труду во внеурочной деятельности».
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования у младших школьников положительного отношения к труду во внеурочной деятельности.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования у младших школьников положительного отношения к труду.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у младших школьников положительного отношения к труду во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование у младших школьников положительного отношения к труду во внеурочной деятельности будет эффективным, если:
- использовать занимательные и ролевые игры как метод формирования потребности у младших школьников в трудовой деятельности;
- систематически проводить экскурсии на производство.
В ходе исследования нами решались следующие задачи:
1. Изучение литературы по теме исследования;
2. Изучить виды внеурочной деятельности, возрастные особенности, методы формирования у младших школьников положительного отношения к труду;
3. Выделить уровни и критерии сформированности положительного отношения к труду у младших школьников;
4. Провести диагностику уровня сформированности положительного отношения к труду у младших школьников.
Методы исследования: изучение педагогической, методической литературы по проблеме; анализ практического опыта по проблеме; педагогическое наблюдение; беседа; анализ и синтез литературы по проблеме исследование; сравнение; обобщение.
База исследования: МОУ Щетиновская «СОШ», Белгородской области, с. Щетиновка.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении обоснована актуальность выбора темы выпускной квалификационной работы, сформулирован аппарат исследования, определены цель, проблема, предмет, объект и степень реализации проблемы исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования у младших школьников положительного отношения к труду во внеурочной деятельности» раскрывается значение положительного отношения к труду в образовательном и воспитательном процессе, рассмотрены виды внеурочной деятельности по формированию положительного отношения к труду у младших школьников, приведены педагогические условия формирования у младших школьников положительного отношения к труду во внеурочной деятельности.
Во второй главе «Практическая работа по формированию у младших школьников положительного отношения к труду во внеурочной деятельности» выделены уровни и критерии сформированности положительного отношения к труду, описаны результаты диагностики и содержание работы по формированию положительного отношения к труду у младших школьников.
В заключении описаны выводы по проделанной работе.
Библиографический список состоит из 54 источника.
Приложение включает в себя разработки внеурочных занятий, методические диагностики, таблица, протокол.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе анализа педагогической литературы и результатов проведенного исследования по формированию у младших школьников положительного отношения к труду во внеурочной деятельности, мы можем сделать ряд выводов.
Трудовое воспитание школьников - это составная часть целостного педагогического процесса, которая включает в себя передачу школьникам трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудового сознания и активности.
Нельзя воспитание младшего школьника считать полноценным, если оно осуществляет вне трудовой деятельности.
Труд - основной источник материального и духовного богатства общества, священный долг человека, фундамент личностного развития. Современное производство требует широкой образовательной и технической подготовки, умения быстро овладевать новой технологией, способностей в области рационализации и совершенствования трудовых приёмов.
Самым благоприятным периодом для воспитания положительного отношения к труду является младший школьный возраст. Именно в этом возрасте в процессе труда младшие школьники приобретают трудовые навыки и умения, в труде развиваются многие жизненно важные качества личности, трудовая деятельность со всеми её компонентами свойственна детям младшего школьного возраста, но она имеет свои особенности.
В начальной школе происходит новый этап жизни ребенка. Трудовая деятельность в начальной школе проводится с учетом индивидуальных и возрастных особенностей личности обучающихся младших классов.
Учитель должен стараться использовать различные формы, методы и приемы, которые будут обеспечивать осознанное выполнение труда, взаимопомощь окружающим.
Для формирования у младших школьников важную роль играет положительное отношение к труду во внеурочной деятельности.
Изучая передовой опыт по формированию положительного отношения к труду, мы сделали вывод: труд один из основных средств развития личности младшего школьника. Работа по трудовому воспитанию должна строится не в принудительной форме, а на добровольных началах. Необходимо привлечь внимание ребенка, замотивировать, заинтересовать его к труду по своей воле. Именно внеурочная деятельность позволяет организовать более благоприятные условия для формирования у младших школьников положительного отношения к труду.
После изучения педагогической и психологической литературы по проблеме формирования у младших школьников положительного отношения к труду во внеурочной деятельности, нами был проведен констатирующий эксперимент.
На констатирующем этапе исследования мы поставили следующие задачи:
- определить критерии и уровни отношения младших школьников к труду;
- разработать анкеты для учащихся и родителей, организовать включённое наблюдение за учащимися, составить конспекты внеурочных мероприятий, направленные на развитие положительного отношения к труду;
- провести диагностику уровня сформированности у младших школьников положительного отношения к труду.
Нами были разработаны в соответствии с контекстом нашего исследования, следующие диагностические методики, направленные на выявление уровня сформированности у младших школьников положительного отношения к труду во внеурочной деятельности:
1. Тестирование «Твоё отношение к труду».
2. Тестирование для родителей.
3. Тестирование «Мотивационно - ценностное отношение».
4. «Включённое наблюдение».
На основе диагностик стало известно, что уровень формирования у младших школьников положительного отношения к труду находится на среднем уровне. Это значит, что большинство младших школьников нуждается в дополнительной мотивации к труду. Также необходимо расширить знания о труде, трудовой деятельности, о видах трудовой деятельности.
На основе этого нами была проведена работа по повышению уровня сформированности у младших школьников положительного отношения к труду во внеурочной деятельности, которая дала возможность выявить педагогические условия, при которых этот процесс будет максимально эффективным.
В процессе проведения внеурочных мероприятий у школьников была возможность примерить на себя различные роли из разных профессий, увидеть, как реально осуществляется производственный процесс. По-нашему мнению это может помочь им раскрыться, почувствовать некоторую принадлежность к той или иной профессии, что в дальнейшем может повлиять на её выбор и в целом - на профессиональное становление.
Учителям начальных классов необходимо систематически и целенаправленно в союзе с родителями осуществлять обучение основным умениям и навыкам самообслуживания, воспитывать творческую активность и способность ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека.



1. Абалкина М.В. О воспитании трудолюбия у младших школьников / М.В. Абалкина // Начальная школа. - 1990. - №5.-С. 17-23.
2. Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2013. - 176 с.
3. Баранов С.П. Педагогика. / С.П. Баранов // М.: Просвещение, 1984. -
295 с.
4. Барышников Е.Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления / Е.Н. Барышников - Челябинск.: ЧИППКРО, 2014. - 416 с.
5. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе /
Н.И. Болдырев - М., 1984. - 65 с.
6. Буре Р.С., Гордина Г.Н. Учите детей трудиться / Р.С. Буре, Г.Н. Гордина.
- М.: Просвещение, 1984. - 186 с.
7. Вайсбург А.А. Организация профориентационной работы школы. /
A. А. Вайсбург - М.: Просвещение, 1986. - 237 с.
8. Гаврилычева Г.Ф. В начале было детство. Диагностика изучения личности младшего школьника / Г.Ф. Гаврилычева // Педагогика начальной школы. - 1994. - №1. - С. 16-17.
9. Гордин Л.Ю. Воспитание детей. / Л.Ю. Гордин. - М.: Просвещение, 1980.
- 314 с.
10. Григорьев Д.В. Степанов, П. В. Внеурочная деятельность школьников: метод. пособие для учителей / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М..: Просвещение, 2010. - 193 с.
11. Давыдов В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности /
B. В. Давыдов. - М.: ИНТОР, 1992. - 541 с.
12. Журавлёв В.И. Сочетание средств и методов воспитания / В.И. Журавлёв // Советская педагогика. - 1986. - №6. - С.45-49.
13. Журкина А.Я. Трудовое воспитание школьников / А.Я. Журкина. - М., 1998. - 363 с.
14. Запорожец А.В. Гальперин П. Я. Проблемы формирования знаний и
умений у школьников и новые методы обучения в школе /
A. В. Запорожец, П.Я. Гальперин // Вопросы психологии. — 1963. - 150 с.
15. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников / Н.Н. Захаров
- М., 1988. - 239 с.
16. Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника / Ф.И. Иващенко.
- М., 1987. - 320 с.
17. Климов Е.А. Как выбирать профессию. / Е.А. Климов. - М.:
Просвещение, 1984. - 144 с.
18. Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса /
B. М. Коротов - М., 1983. - 112 с.
19. Колодницкий, Г.А. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол / Г.А. Колодницкий, - М.: Просвещение, 2012. - 765 с.
20. Купчинов Р.И. Основы трудового воспитания в терминах, понятиях, схемах, вопросах и ответах. Методические рекомендации / Р.И. Купчинов. - Минск: Харвест, 2015. - 231 с.
21. Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения / Н.К. Крупская.
- М.: Просвещение, 1965. - 159 с.
22. Лихачев Б.Г. Педагогика / Б.Г. Лихачев. - М: Дрофа, 1998. - 464 с.
23. Макаренко А. С. Выбор профессии // Соч. / А.С. Макаренко - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1978. - Т.5. - 467 с.
24. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса / А.С. Макаренко. - М.: Педагогика, 1983. - 330 с.
25. Малунова Г.С.: Трудовое воспитание детей в семье, детском саду, школе. / Г.С. Малунова. - М.: АПКиПРО, 2005. -250 с.
26. Марьенко И.С. Нравственное становление личности / И.С. Марьенко - М., 1985. - 364 с.
27. Мерлина Л.О. Интерес к труду у младших школьников/ Л.О. Мерлина // Начальная школа. - 1995. - 19-23 с.
28. Новиков А.М. Процесс и методы формирования трудовых умений / А.М. Новиков - М.: Высшая школа, 1986. - 290 с.
29. Парфенова Ю.П. Специфика организации профориентационной работы с младшими школьниками / Ю. П. Парфенова // Молодой ученый. - 2013. - №6. - С. 719-721.
30. Пашков А.Г. Труд в воспитательной
системе общеобразовательной школы / А.Г. Пашков. - М.: Политиздат,
1992. - 336 с.
31. Пряжников Н. С. Мотивация трудовой деятельности. / Н.С. Пряжников. _- М.: Академия, 2012.
32. Рыньгач М.А. Формирование у старших дошкольников позитивного отношения к трудовой деятельности человека / М. А. Рыньгач // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф.- СПб.: Реноме, 2012. - С. 129-130.
33. Сабельникова, С.И. Организация внеурочной деятельности обучающихся / С.И. Сабельникова // Управление начальной школой. - 2011. - №3. -
С.4-22
34. Синицын И.С. Когда воспитывает труд / И.С.Синицын. - М.: Педагогика, 1987. - 274 с.
35. Скаткин М.Н., Костяшкин Э.Г. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников / М.Н. Скаткин, Э.Г. Костяшкин. - М.: Просвещение,1984. - 345 с.
36. Созонова, В.П. Примерная программа школьников во внеурочной деятельности в начальной школе / В.П. Созонова 2011. - №5. - С.64-77
37. Спицын Н.П. Дать почувствовать труд / Н.П. Спицын // Начальная школа. - 2010. - №5 - С. 22-26.
38. Степанов Е.Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов / Е.Н. Степанов - 2011. - №6.
- С.36-48
39. Сухомлинский В.А. О воспитании / Сост. и авт.вступит.очерков В.А. Сухомлинский. - М.: Политиздат, 1985. - 270 с.
40. Тютюнник В.И. Творческий труд как личностно-образующее взаимодействие взрослых и детей / В.И. Тютюнник // Вестник Московского университета. - 2010. - №2 - С. 52-61.
41. Толстой Л.Н. Мысли о воспитании / В кн.: Педагогические сочинения / Сост. Н.В. Вейкшан (Кудрявая).- М.: Педагогика, С .448-451.
42. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении / К.Д. Ушинский // Собр. соч. - М., 1978. - С. 487-498.
43. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка / Д.И. Фельдштейн
- М.: Знание, 1978. - 48 с.
44. Филиппова Л.Г. Проблемы трудового воспитания в современной школе / Л.Г. Филиппова // Вестник Марийского государственного университета. - 2015. - С. 41-43.
45. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие / И.Ф. Харламов. - М: Гардарики, 1999. - 456 с.
46. Харламов И.Ф. Основные вопросы организации воспитательной работы в школе / И.Ф. Харламов - Минск, 1987. - 374 с.
47. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов - М.: Юристъ. 1998. - 298 с.
48.Чернышенко И.Д. Трудовое воспитание школьников: Вопросы теории и методики / И.Д. Чернышенко - М., 1986. - 124 с.
49. Чернышова Е.Н. Трудовое воспитание в школе / Е.Н. Чернышова // Начальная школа. - 1990. - №3. - С. 10-13.
50. Чистякова С.Н. Трудовое воспитание в школе / С.Н. Чистякова - М.: Просвещение, 1990. - 301 с.
51. Шмалькова Л.В. Планирование и анализ реализаций внеурочной деятельности / Л.В. Шмалькова // Управление начальной школой. - 2011. - №12. - С. 5-12
52. Шошин М.А. Сущность трудового воспитания в современных условиях/ М.А. Шошин //Ученые записки Орловского государственного университета. - 2009. - С. 295-300.
53. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. - М.: «Знание», 1974. - 241 с.
54. Юнина Р.Л. Трудовое обучение в школе / Р.Л. Юдина // Семейное воспитание. - 1990. -№ 6. - С.33-36.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ