ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников положительного отношения к труду во внеурочной деятельности 7
1.1. Формирование у младших школьников положительного отношения к труду как одна из проблем современной педагогики 7
1.2. Виды внеурочной деятельности по формированию у младших
школьников положительного отношения к труду 12
1.3. Педагогические условия формирования у младших
школьников положительного отношения к труду во внеурочной деятельности 18
Глава 2. Практическая работа по формированию у младших школьников положительного отношения к труду во внеурочной деятельности 25
2.1. Диагностика уровня сформированности у младших школьников положительного отношения к труду 25
2.2. Содержание работы по формированию у младших школьников положительного отношения к труду во внеурочной деятельности 33
Заключение 44
Библиографический список 47
Приложения 52
Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников положительного отношения к труду во внеурочной деятельности 7
1.1. Формирование у младших школьников положительного отношения к труду как одна из проблем современной педагогики 7
1.2. Виды внеурочной деятельности по формированию у младших
школьников положительного отношения к труду 12
1.3. Педагогические условия формирования у младших
школьников положительного отношения к труду во внеурочной деятельности 18
Глава 2. Практическая работа по формированию у младших школьников положительного отношения к труду во внеурочной деятельности 25
2.1. Диагностика уровня сформированности у младших школьников положительного отношения к труду 25
2.2. Содержание работы по формированию у младших школьников положительного отношения к труду во внеурочной деятельности 33
Заключение 44
Библиографический список 47
Приложения 52
Труд - основной источник материального и духовного богатства общества, священный долг человека, фундамент личностного развития. Современное производство требует широкой образовательной и технической подготовки, умения быстро овладевать новой технологией, способностей в области рационализации и совершенствования трудовых приёмов.
Трудовое воспитание школьников - составная часть целостного педагогического процесса, которая включает в себя передачу школьникам трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудового сознания и активности.
Задачи воспитания трудового сознания у младших школьников:
- разъяснение ученикам общественной значимости различных профессий, их важности и необходимости;
- знакомство младших школьников с особенностями социально-производственной инфраструктуры города, района;
- привитие элементарных трудовых навыков;
- формирование положительной направленности к трудовой деятельности.
Самым благоприятным периодом для воспитания положительного отношения к труду является младший школьный возраст. Именно в этом возрасте в процессе труда младшие школьники приобретают трудовые навыки и умения, в труде развиваются многие жизненно важные качества личности, трудовая деятельность со всеми её компонентами свойственна детям младшего школьного возраста, но она имеет свои особенности. Именно внеурочная деятельность позволит организовать более благоприятное формирование положительного отношения к труду. Так как по сравнению с уроком, нет ограничений во времени и теме. Можно даже организовать кружки «Юные мастера» и «Мастерилка», которые ориентированы на формирование у детей школьного возраста общих умений и навыков в различных видах умственной и практической деятельности.
Но стоит отметить, что при этом учителям начальных классов необходимо систематически и целенаправленно в союзе с родителями осуществлять обучение основным умениям и навыкам самообслуживания, воспитывать творческую активность и способность ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека.
Систематические углубленные исследования проблемы трудового воспитания занимались Г.Н. Година, А.С. Макаренко, Я.А. Рожнев, И.С. Синицын, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина, И. Лаунер, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре, А.Д. Шатова, В.И. Логинова, Д.О. Дзинтере и многие другие педагоги, а изучением внеурочной деятельности занимались такие ученые и педагоги прошлого и современности как Н.А. Бердяев, Д.Б. Григорьев,
B. И. Казаренков, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сластенин,
C. Т. Шацкий, Н.А. Щукина и др.
Актуальность проблемы и необходимость её практической разработки определили тему исследования: «Формирование у младших школьников положительного отношения к труду во внеурочной деятельности».
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования у младших школьников положительного отношения к труду во внеурочной деятельности.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования у младших школьников положительного отношения к труду.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у младших школьников положительного отношения к труду во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование у младших школьников положительного отношения к труду во внеурочной деятельности будет эффективным, если:
- использовать занимательные и ролевые игры как метод формирования потребности у младших школьников в трудовой деятельности;
- систематически проводить экскурсии на производство.
В ходе исследования нами решались следующие задачи:
1. Изучение литературы по теме исследования;
2. Изучить виды внеурочной деятельности, возрастные особенности, методы формирования у младших школьников положительного отношения к труду;
3. Выделить уровни и критерии сформированности положительного отношения к труду у младших школьников;
4. Провести диагностику уровня сформированности положительного отношения к труду у младших школьников.
Методы исследования: изучение педагогической, методической литературы по проблеме; анализ практического опыта по проблеме; педагогическое наблюдение; беседа; анализ и синтез литературы по проблеме исследование; сравнение; обобщение.
База исследования: МОУ Щетиновская «СОШ», Белгородской области, с. Щетиновка.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении обоснована актуальность выбора темы выпускной квалификационной работы, сформулирован аппарат исследования, определены цель, проблема, предмет, объект и степень реализации проблемы исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования у младших школьников положительного отношения к труду во внеурочной деятельности» раскрывается значение положительного отношения к труду в образовательном и воспитательном процессе, рассмотрены виды внеурочной деятельности по формированию положительного отношения к труду у младших школьников, приведены педагогические условия формирования у младших школьников положительного отношения к труду во внеурочной деятельности.
Во второй главе «Практическая работа по формированию у младших школьников положительного отношения к труду во внеурочной деятельности» выделены уровни и критерии сформированности положительного отношения к труду, описаны результаты диагностики и содержание работы по формированию положительного отношения к труду у младших школьников.
В заключении описаны выводы по проделанной работе.
Библиографический список состоит из 54 источника.
Приложение включает в себя разработки внеурочных занятий, методические диагностики, таблица, протокол.
Трудовое воспитание школьников - составная часть целостного педагогического процесса, которая включает в себя передачу школьникам трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудового сознания и активности.
Задачи воспитания трудового сознания у младших школьников:
- разъяснение ученикам общественной значимости различных профессий, их важности и необходимости;
- знакомство младших школьников с особенностями социально-производственной инфраструктуры города, района;
- привитие элементарных трудовых навыков;
- формирование положительной направленности к трудовой деятельности.
Самым благоприятным периодом для воспитания положительного отношения к труду является младший школьный возраст. Именно в этом возрасте в процессе труда младшие школьники приобретают трудовые навыки и умения, в труде развиваются многие жизненно важные качества личности, трудовая деятельность со всеми её компонентами свойственна детям младшего школьного возраста, но она имеет свои особенности. Именно внеурочная деятельность позволит организовать более благоприятное формирование положительного отношения к труду. Так как по сравнению с уроком, нет ограничений во времени и теме. Можно даже организовать кружки «Юные мастера» и «Мастерилка», которые ориентированы на формирование у детей школьного возраста общих умений и навыков в различных видах умственной и практической деятельности.
Но стоит отметить, что при этом учителям начальных классов необходимо систематически и целенаправленно в союзе с родителями осуществлять обучение основным умениям и навыкам самообслуживания, воспитывать творческую активность и способность ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека.
Систематические углубленные исследования проблемы трудового воспитания занимались Г.Н. Година, А.С. Макаренко, Я.А. Рожнев, И.С. Синицын, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина, И. Лаунер, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре, А.Д. Шатова, В.И. Логинова, Д.О. Дзинтере и многие другие педагоги, а изучением внеурочной деятельности занимались такие ученые и педагоги прошлого и современности как Н.А. Бердяев, Д.Б. Григорьев,
B. И. Казаренков, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сластенин,
C. Т. Шацкий, Н.А. Щукина и др.
Актуальность проблемы и необходимость её практической разработки определили тему исследования: «Формирование у младших школьников положительного отношения к труду во внеурочной деятельности».
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования у младших школьников положительного отношения к труду во внеурочной деятельности.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования у младших школьников положительного отношения к труду.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у младших школьников положительного отношения к труду во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование у младших школьников положительного отношения к труду во внеурочной деятельности будет эффективным, если:
- использовать занимательные и ролевые игры как метод формирования потребности у младших школьников в трудовой деятельности;
- систематически проводить экскурсии на производство.
В ходе исследования нами решались следующие задачи:
1. Изучение литературы по теме исследования;
2. Изучить виды внеурочной деятельности, возрастные особенности, методы формирования у младших школьников положительного отношения к труду;
3. Выделить уровни и критерии сформированности положительного отношения к труду у младших школьников;
4. Провести диагностику уровня сформированности положительного отношения к труду у младших школьников.
Методы исследования: изучение педагогической, методической литературы по проблеме; анализ практического опыта по проблеме; педагогическое наблюдение; беседа; анализ и синтез литературы по проблеме исследование; сравнение; обобщение.
База исследования: МОУ Щетиновская «СОШ», Белгородской области, с. Щетиновка.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении обоснована актуальность выбора темы выпускной квалификационной работы, сформулирован аппарат исследования, определены цель, проблема, предмет, объект и степень реализации проблемы исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования у младших школьников положительного отношения к труду во внеурочной деятельности» раскрывается значение положительного отношения к труду в образовательном и воспитательном процессе, рассмотрены виды внеурочной деятельности по формированию положительного отношения к труду у младших школьников, приведены педагогические условия формирования у младших школьников положительного отношения к труду во внеурочной деятельности.
Во второй главе «Практическая работа по формированию у младших школьников положительного отношения к труду во внеурочной деятельности» выделены уровни и критерии сформированности положительного отношения к труду, описаны результаты диагностики и содержание работы по формированию положительного отношения к труду у младших школьников.
В заключении описаны выводы по проделанной работе.
Библиографический список состоит из 54 источника.
Приложение включает в себя разработки внеурочных занятий, методические диагностики, таблица, протокол.
На основе анализа педагогической литературы и результатов проведенного исследования по формированию у младших школьников положительного отношения к труду во внеурочной деятельности, мы можем сделать ряд выводов.
Трудовое воспитание школьников - это составная часть целостного педагогического процесса, которая включает в себя передачу школьникам трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудового сознания и активности.
Нельзя воспитание младшего школьника считать полноценным, если оно осуществляет вне трудовой деятельности.
Труд - основной источник материального и духовного богатства общества, священный долг человека, фундамент личностного развития. Современное производство требует широкой образовательной и технической подготовки, умения быстро овладевать новой технологией, способностей в области рационализации и совершенствования трудовых приёмов.
Самым благоприятным периодом для воспитания положительного отношения к труду является младший школьный возраст. Именно в этом возрасте в процессе труда младшие школьники приобретают трудовые навыки и умения, в труде развиваются многие жизненно важные качества личности, трудовая деятельность со всеми её компонентами свойственна детям младшего школьного возраста, но она имеет свои особенности.
В начальной школе происходит новый этап жизни ребенка. Трудовая деятельность в начальной школе проводится с учетом индивидуальных и возрастных особенностей личности обучающихся младших классов.
Учитель должен стараться использовать различные формы, методы и приемы, которые будут обеспечивать осознанное выполнение труда, взаимопомощь окружающим.
Для формирования у младших школьников важную роль играет положительное отношение к труду во внеурочной деятельности.
Изучая передовой опыт по формированию положительного отношения к труду, мы сделали вывод: труд один из основных средств развития личности младшего школьника. Работа по трудовому воспитанию должна строится не в принудительной форме, а на добровольных началах. Необходимо привлечь внимание ребенка, замотивировать, заинтересовать его к труду по своей воле. Именно внеурочная деятельность позволяет организовать более благоприятные условия для формирования у младших школьников положительного отношения к труду.
После изучения педагогической и психологической литературы по проблеме формирования у младших школьников положительного отношения к труду во внеурочной деятельности, нами был проведен констатирующий эксперимент.
На констатирующем этапе исследования мы поставили следующие задачи:
- определить критерии и уровни отношения младших школьников к труду;
- разработать анкеты для учащихся и родителей, организовать включённое наблюдение за учащимися, составить конспекты внеурочных мероприятий, направленные на развитие положительного отношения к труду;
- провести диагностику уровня сформированности у младших школьников положительного отношения к труду.
Нами были разработаны в соответствии с контекстом нашего исследования, следующие диагностические методики, направленные на выявление уровня сформированности у младших школьников положительного отношения к труду во внеурочной деятельности:
1. Тестирование «Твоё отношение к труду».
2. Тестирование для родителей.
3. Тестирование «Мотивационно - ценностное отношение».
4. «Включённое наблюдение».
На основе диагностик стало известно, что уровень формирования у младших школьников положительного отношения к труду находится на среднем уровне. Это значит, что большинство младших школьников нуждается в дополнительной мотивации к труду. Также необходимо расширить знания о труде, трудовой деятельности, о видах трудовой деятельности.
На основе этого нами была проведена работа по повышению уровня сформированности у младших школьников положительного отношения к труду во внеурочной деятельности, которая дала возможность выявить педагогические условия, при которых этот процесс будет максимально эффективным.
В процессе проведения внеурочных мероприятий у школьников была возможность примерить на себя различные роли из разных профессий, увидеть, как реально осуществляется производственный процесс. По-нашему мнению это может помочь им раскрыться, почувствовать некоторую принадлежность к той или иной профессии, что в дальнейшем может повлиять на её выбор и в целом - на профессиональное становление.
Учителям начальных классов необходимо систематически и целенаправленно в союзе с родителями осуществлять обучение основным умениям и навыкам самообслуживания, воспитывать творческую активность и способность ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека.
Трудовое воспитание школьников - это составная часть целостного педагогического процесса, которая включает в себя передачу школьникам трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудового сознания и активности.
Нельзя воспитание младшего школьника считать полноценным, если оно осуществляет вне трудовой деятельности.
Труд - основной источник материального и духовного богатства общества, священный долг человека, фундамент личностного развития. Современное производство требует широкой образовательной и технической подготовки, умения быстро овладевать новой технологией, способностей в области рационализации и совершенствования трудовых приёмов.
Самым благоприятным периодом для воспитания положительного отношения к труду является младший школьный возраст. Именно в этом возрасте в процессе труда младшие школьники приобретают трудовые навыки и умения, в труде развиваются многие жизненно важные качества личности, трудовая деятельность со всеми её компонентами свойственна детям младшего школьного возраста, но она имеет свои особенности.
В начальной школе происходит новый этап жизни ребенка. Трудовая деятельность в начальной школе проводится с учетом индивидуальных и возрастных особенностей личности обучающихся младших классов.
Учитель должен стараться использовать различные формы, методы и приемы, которые будут обеспечивать осознанное выполнение труда, взаимопомощь окружающим.
Для формирования у младших школьников важную роль играет положительное отношение к труду во внеурочной деятельности.
Изучая передовой опыт по формированию положительного отношения к труду, мы сделали вывод: труд один из основных средств развития личности младшего школьника. Работа по трудовому воспитанию должна строится не в принудительной форме, а на добровольных началах. Необходимо привлечь внимание ребенка, замотивировать, заинтересовать его к труду по своей воле. Именно внеурочная деятельность позволяет организовать более благоприятные условия для формирования у младших школьников положительного отношения к труду.
После изучения педагогической и психологической литературы по проблеме формирования у младших школьников положительного отношения к труду во внеурочной деятельности, нами был проведен констатирующий эксперимент.
На констатирующем этапе исследования мы поставили следующие задачи:
- определить критерии и уровни отношения младших школьников к труду;
- разработать анкеты для учащихся и родителей, организовать включённое наблюдение за учащимися, составить конспекты внеурочных мероприятий, направленные на развитие положительного отношения к труду;
- провести диагностику уровня сформированности у младших школьников положительного отношения к труду.
Нами были разработаны в соответствии с контекстом нашего исследования, следующие диагностические методики, направленные на выявление уровня сформированности у младших школьников положительного отношения к труду во внеурочной деятельности:
1. Тестирование «Твоё отношение к труду».
2. Тестирование для родителей.
3. Тестирование «Мотивационно - ценностное отношение».
4. «Включённое наблюдение».
На основе диагностик стало известно, что уровень формирования у младших школьников положительного отношения к труду находится на среднем уровне. Это значит, что большинство младших школьников нуждается в дополнительной мотивации к труду. Также необходимо расширить знания о труде, трудовой деятельности, о видах трудовой деятельности.
На основе этого нами была проведена работа по повышению уровня сформированности у младших школьников положительного отношения к труду во внеурочной деятельности, которая дала возможность выявить педагогические условия, при которых этот процесс будет максимально эффективным.
В процессе проведения внеурочных мероприятий у школьников была возможность примерить на себя различные роли из разных профессий, увидеть, как реально осуществляется производственный процесс. По-нашему мнению это может помочь им раскрыться, почувствовать некоторую принадлежность к той или иной профессии, что в дальнейшем может повлиять на её выбор и в целом - на профессиональное становление.
Учителям начальных классов необходимо систематически и целенаправленно в союзе с родителями осуществлять обучение основным умениям и навыкам самообслуживания, воспитывать творческую активность и способность ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека.
Подобные работы
- Формирование у младших школьников уважительного отношения к семье
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2022 - Развитие навыков сотрудничества у младших школьников со взрослыми во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - Воспитание у младших школьников интереса к художественному творчеству во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2019 - Воспитание у младших школьников уважительного отношения к семье
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К НРАВСТВЕННЫМ
ЦЕННОСТЯМ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Воспитание у младших школьников милосердия как качества личности во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - Формирование во внеурочной деятельности экологической культуры младших школьников на основе витагенной информации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5800 р. Год сдачи: 2019



