Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К САМОПОЗНАНИЮ У РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №67480

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы90
Год сдачи2017
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
311
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития способности к самопознанию у ребёнка старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 7
1.1. Самопознание как способ и механизм саморазвития личности,
способность к самопознанию 7
1.2. Психолого-педагогические условия развития способности к
самопознанию в старшем дошкольном возрасте 19
1.3. Возможности игровой деятельности для развития способности к
самопознанию у старших дошкольников 27
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию способности к самопознанию у ребёнка старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 35
2.1. Диагностика уровня развития способности к самопознанию у
старших дошкольников 35
2.2. Содержание работы по развитию способностей к самопознанию у
ребёнка старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 42
2.3. Результаты экспериментальной работы по развитию способности к
самопознанию у старших дошкольников в игровой деятельности 45
Заключение 49
Библиографический список 52
Приложения

Актуальность исследования. Социально-коммуникативное развитие ребёнка-дошкольника является одним из приоритетных направлений современного дошкольного образования в России. Дошкольный возраст - особый, уникальный по своей значимости период. Это время активного познания явлений окружающей действительности, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального и предметного мира, развития познавательных способностей. В условиях системных изменений педагогу дошкольного образовательного учреждения важно направить свои усилия не столько на усвоение дошкольниками системы знаний, сколько на разностороннее развитие их личности, на усвоение детьми способов познания и самопознания, развития и саморазвития, ориентации в окружающем мире.
Для детей старшего дошкольного возраста самопознание является первым этапом в духовно-нравственном воспитании, оно позволяет выявить и понять особенности компетентностного обучения дошкольников, которые непосредственно связаны с периодом формирования личности детей в возрасте 5¬7 лет. Именно период старшего дошкольного возраста наиболее интенсивно формируется детское сознание и начинается процесс становления высших психических функций. В связи с этим в старшем дошкольном возрасте целенаправленное педагогическое воздействие в процессе обучения самопознанию должно быть ориентировано как на развитие и совершенствование мыслительной деятельности детей, так и на создание положительного самоощущения, эмоционального благополучия дошкольников.
Самопознание определяется как целостное и глубокое познание себя, познание не только своей физической и психической природы, но и осознание своей высшей духовной природы.
Самопознание, усиливая ценностный смысл дошкольного образования, раскрывает и развивает способности личности ребёнка-дошкольника творить добро, бескорыстно любить, верить в себя и в свои силы, больше познавать и самосовершенствоваться, достигать гармонии в духовном, физическом, творческом, социальном, психическом развитии.
Традиционно в психологической литературе эти вопросы рассматривались применительно к подростковому периоду. Ситуация развития современного общества и системы образования в частности требует изучения этого вопроса в старшем дошкольном возрасте.
Для того, чтобы изменения в личностной и интеллектуальной сферах были устойчивы и положительно влияли на процесс развития личности старших дошкольников, недостаточно естественных условий развития. Требуется целенаправленная работа по формированию и развитию этих сфер, которая должна опираться на внутреннюю активность самих дошкольников. Именно поэтому важно обращаться к развитию самопознания детей старшего дошкольного возраста, к углублению их знаний о себе, своём внутреннем мире. Однако в психологической литературе имеется мало исследований по развитию и формированию самопознания детей дошкольного возраста. Возникает такая ситуация, при которой уровень теоретической разработки проблемы самопознания вступает в противоречие с недостаточно активным использованием этих знаний в практике дошкольного образования. Раннее целенаправленное накопление опыта самопознания позволит избежать сложностей в поведении дошкольников, их отношении к себе и окружающим, предупредить нарушения межличностных отношений.
Всё это определило проблему поиска новых направлений и средств формирования и развития самопознания детей старшего дошкольного возраста в условиях ориентации на ребёнка как на активную личность, субъекта своего собственного развития. Важность и значимость внутренней активности для становления личности и благополучной социализации детей, невысокий уровень развития процессов самопознания у старших дошкольников, недостаточная эффективность существующих средств психологического развития и формирования процесса самопознания, роль игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте определили тему нашего исследования: «Развитие способности к самопознанию у ребёнка старшего дошкольного возраста в игровой деятельности».
Степень изученности проблемы: в комплексе проблем внутренней активности личности существенная роль принадлежит проблемам самопознания. Р. Берне, B.C. Мухина, М. Розенберг, И.И. Чеснокова рассматривают самопознание с точки зрения его места в структуре самосознания, выделяя специфические черты этого процесса или особенности его результативной стороны - образа «Я».
Онтогенетическому развитию самопознания и становлению системы представлений человека о себе посвящены работы Л.И. Божович, А. Маслоу, К. Роджерс, C.JI. Рубинштейна, Э. Эриксона.
Изучение вопросов развития способности к самопознанию в дошкольном возрасте занимались такие известные психологи как А.Л. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин.
Проблема исследования: каковы условия развития способности к самопознанию у старших дошкольников в игровой деятельности.
Цель исследования: выявить и обосновать условия развития способности к самопознанию у ребёнка старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования: процесс развития способности к самопознанию детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: игровая деятельность как средство развития способности к самопознанию детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие способности к самопознанию у ребёнка старшего дошкольного возраста будет эффективным при следующих условиях:
1) учёт возможностей ребёнка к самопознанию;
2) развитие умений к самопознанию;
3) включение ребёнка в систему игр, направленных на развитие способности к самопознанию.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать самопознание как способ и механизм развития личности.
2. Исследовать особенности самопознания в старшем дошкольном возрасте.
3. Изучить влияние игровой деятельности на развитие способностей к самопознанию детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести экспериментальную работу по развитию способности к самопознанию у старших дошкольников в игровой деятельности.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме
исследования, эксперимент, методики «Лесенка», «Фотозагадки», «Половозрастная идентификация».
Структура работы включает введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
База исследования: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №4 «Улыбка» г. Строитель Яковлевского района Белгородской области.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Дошкольное детство - это время первоначального становления личности, осознания своей индивидуальности в окружающем мире. Вопросам самопознания в дошкольном возрасте, несмотря на их актуальность, в психологических исследованиях уделяется недостаточно внимания.
Самопознание является начальным звеном и основой существования и проявления самосознания личности ребёнка-дошкольника. Самопознание представляет собой процесс самонаблюдения, сознательного управления своей деятельностью и поведением, превращение человека в объект воспитательных воздействий, в подлинный субъект воспитания.
Посредством самопознания человек приходит к определённым знаниям о самом себе. Эти знания входят в содержание самосознания как его основа. Самопознание осуществляется через отношение человека к другим людям, через различные формы связи его «Я» с «Я» других.
Самопознание как процесс проявляется в его непрерывном движении от одного знания о себе к другому, его уточнению, углублению, расширению. Главным условием, определяющим непрерывность изменения знаний о себе, является динамизм самой реальной действительности и взаимодействий с окружающими людьми. В связи с необходимостью адекватной адаптации человека в окружающей его действительности, он постоянно должен обращаться к своему «Я», совершенствовать знания о себе.
Познание себя, собственных отношений к объектам и явлениям реального мира должно начинаться с детства. Поэтому в дошкольных образовательных организациях должны создаваться условия для развития у детей способности к самопознанию. Особенно актуально это в старшем дошкольном возрасте, так как старшие дошкольники в этом возрасте возможно реальное и объективное осознание ребёнком самого себя, своих способностей и возможностей.
Анализ источников позволил рассмотреть теоретические основы развития способностей к самопознанию у ребёнка старшего дошкольного возраста в игровой деятельности, где мы рассмотрели следующие вопросы: самопознание как способ саморазвития личности, способность к самопознанию; психолого-педагогические условия развития способности к самопознанию в старшем дошкольном возрасте; возможности игровой деятельности для развития способности к самопознанию.
В ходе проведённой экспериментальной работы по развитию способности к самопознанию у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности, состоявшей из трёх этапов: констатирующего, формирующего и контрольного, нами определялся уровень развития способности к самопознанию. На констатирующем этапе нами была проведена диагностика уровня развития способности к самопознанию у старших дошкольников с помощью трёх методик: «Лесенка», «Фотозагадки», «Половозрастная идентификация». Результаты диагностики показали, что у большинства детей старшего дошкольного возраста завышенная самооценка, способность к самопознанию развита не в полной мере, что говорит о невысоком уровне развития самопознания в целом. В связи с этим на формирующем этапе эксперимента нами была разработана и апробирована программа с целью проверки психолого-педагогических условий, обеспечивающих процесс успешного развития способности к самопознанию у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Для реализации этих условий было организовано проведение специальных занятий с использованием игр и игровых упражнений, организация разнообразных игр, консультирование педагогов и родителей. На контрольном этапе исследования проверялась эффективность проделанной работы.
Проведённое исследование показало, что развитие способности к самопознанию у детей старшего дошкольного возраста проходит успешнее при создании специальных психолого-педагогических условий, учёте возможностей детей к самопознанию и развитию умений к самопознанию через игровую деятельность.
Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза получила своё практическое подтверждение.



1. ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Электрон. текст. дан. - URL-адрес:http://d25101.edu35.ru/ourchhome/obraz-standarty/128-fgos-do
2. Анищенко, О. А. Развиваем в игре: пособие [Текст] / О. А. Анищенко, Л. А. Вяткина, М. В. Мащенко. - Минск: Асар, 2014. - 112 с.
3. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Изд-во МГУ, 2010. -367 с.
4. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. Серия: Выпуск 2- Изд2-е испр. М.: Когито-Центр, 1998.-24 с
5. Бердяев Н. Самопознание. - М.: Междунар. отношения, 2013. - 336 с.
6. Бернс Р. Что такое Я - концепция // Психология самосознания: хрест. / Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2003. - С.333-393.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1998. - 250 с.
8. Венгер А.Л. Домашняя школа мышления (для пятилетних детей) / А.Л. Венгер, Л.А. венгер. - М.: Дрофа, 2014. - 400 с
9. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка. - В кн.: Психология личности. Тексты. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: Просвещение, 1999. - 300 с.
10. Гросс К. Душевная жизнь ребёнка. - Киев: Вече, 1993. - 145 с.
11. Двоеглазова М. Психолого-педагогические условия развития игры как культурной практики дошкольного детства // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 11. - С. 22-24.
12. Детство. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. - М.: Детство- Пресс, 2015. - 528 с.
13. Джеймс, Уильям. Психология. - М.: Гаудеамус, 2011. - 318 с.
14. Запорожец А.В. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста / А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 2010. - 120 с.
15. Зеньковскиц В.В. Психология детства. - Екатеринбург: Деловая книга, 1995. - 345 с.
16. Игра дошкольника / Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артёмова и др.; под ред. С.Л. Новосёловой. - М.: Просвещение, 2012. - 286 с.
17. Истоки. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Ред. Т.В. Цветкова. - М.: Сфера, 2017. - 192 с.
18. Капрара Дж. Психология личности. - СПб.: Питер, 2013. - 640 с.
19. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2011. - 300 с.
20. Кон И.С. В поисках себя: личность и её самопознание. - М.: Наука, 2008. - 335 с.
21. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. - М.: АСТ, 2015. - 703 с.
22. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. - 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2004. - 256 с.
23. Минюрова С. А. Психология самопознания и саморазвития: учебник / С. А. Минюрова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2013. - 316 с.
24. Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2012. - 320 с.
25. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. - М.: Тривола, 2015. - 310 с.
26. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. - М.: Наука, 2010. - 255 с.
27. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 368 с.
28. Полковникова Н. Педагогическая работа по формированию ценностныхоснов детской личности в социально-коммуникативном развитии старшихдошкольников // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 12. - С. 11-14.
29. Самопознание «Здравствуй, мир!». Методическое пособие для воспитателей предшкольных групп и учителей предшкольных классов организаций образования. - Алматы, 2006 - 200 с.
30. Самопознание «Здравствуй, мир!». Хрестоматия для воспитателей предшкольных групп и учителей предшкольных классов организаций образования. - Алматы, 2006 - 200 с.
31. Самопознание «Здравствуй, человек!». Хрестоматия для воспитателей детского сада. Старшая группа. - Алматы, 2005. - 200 с.
32. Самопознание. Альбом дошкольника. Старшая группа. - Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2009. - 150 с.
33. Смиронова, Е. О. Психология ребёнка: учеб. для пед. училищ и вузов [Текст] / Е.О. Смиронова. - М.: Академия, 2012. - 280 с.
34. Спиркин А.Г. Сознание и самопознание. - М.: АСТ, 2015. - 303 с.
35. Столин В.В. Проблема самосознания личности с позиции теории деятельности А.Н.Леонтьева. - В кн.: А.Н.Леонтьев и современная психология. М., 1993.
36. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Наука, 2006. - 280 с.
37. СурожскийА. О самопознании // Вопросы психологии. - 1994. - № 5. - С. 23-25.
38. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2013. - 350 с.
39. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова; под ред. А. В. Запорожца. - М.: Просвещение, 2012. - 150 с.
40. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. - СПб.: Питер, 2001. - 300 с.
41. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука, 1997. - 142 с.
42. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М.: Новая школа,
2004. - 240 с.
43. Эльконин Д.Б.. Психология игры. - М.: Академия, 2006. - 294 с.
44. Эльконин, Д.Б. Детская психология. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2007. - 384 с.
45. Энциклопедия практического самопознания / Сост. А.И. Красило. - М.: Междунар. Практ. Академия, 2004. - 352 с.
46. Я-концепции личности по К. Роджерсу . - Электронный ресурс. - URL- адрес:http://txtb.ru/135/67.html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ