Введение 3
Глава I. СМИ в избирательном процессе 7
1. Освещение избирательных кампаний в российских региональных
СМИ 7
2. Электоральная тематика на страницах газеты «Коммерсантъ» 15
Глава II. Санкт-Петербургские политические сезоны: характеристики и специфика 19
1. Выборы в Законодательное собрание Санкт-Петербурга IV созыва... 19
2. Выборы в Законодательное собрание Санкт-Петербурга V созыва.. 24
3. Выборы в Законодательное собрание Санкт-Петербурга VI созыва. 27
Глава III. Электоральный процесс региона в отражении газеты
«Коммерсантъ в Санкт-Петербурге» 37
1. Структурно-тематические особенности предвыборных публикаций.. 37
2. Источники информации во время предвыборной кампании 48
3. Особенности работы политического журналиста в предвыборный
период (на материале качественных интервью) 52
Заключение 63
Список использованной литературы 65
Приложения 68
В связи с политической поляризацией российского медиапространства возрастает спрос на качественное и независимое освещение политических (и в том числе электоральных) процессов. Особенно актуальна эта проблема в контексте российских региональных СМИ, качество освещения политики в которых зачастую вызывает больше вопросов, нежели в случае с федеральными изданиями. Как правило, в российских регионах в силу слабой развитости рынка общественно-политических СМИ они оказываются аффилированы с различными игроками и потому не могут обеспечить независимое освещение политических процессов. Этот вопрос остро встаёт в предвыборный период, когда роль СМИ в политическом процессе резко возрастает.
В связи с этим важно понимать, какие принципы лежат в основе качественных журналистских материалов, посвященных избирательным кампаниям, как они трансформируются от одного электорального цикла к другому, как зависят от объективной политической ситуации и от субъективных установок конкретных журналистов, чем и обусловлена актуальность исследования. Газета «Коммерсантъ» как качественное деловое издание, всегда уделявшее много внимания общественно-политическим темам, является подходящим примером в рамках данного исследования. Санкт-Петербург как регион с относительно активной политической жизнью и развитым медиарынком также представляет особый интерес для исследования. Кроме того, «Коммерсантъ в Санкт-Петербурге» работает не по франшизе, как большинство региональных редакций издания, а является дочерней компанией федерального издательского дома, и в силу этого обязан подчиняться установленным на федеральном уровне профессиональным стандартам. Это обеспечивает петербургскому «Коммерсанту» относительную независимость от участников региональной политики, заинтересованных во влиянии на позицию редакции. Совокупность перечисленных факторов дает возможность исследовать публикации в петербургском «Коммерсанте» как пример региональной журналистики, напрямую не ангажированной участниками политического процесса.
С другой стороны, очевидно, что характер освещения в СМИ каких- либо процессов, в том числе электоральных, зависит от множества факторов. Представляется, что в данном случае основные факторы - это объективные особенности политической ситуации в регионе в конкретный электоральный период и субъективные профессиональные установки журналиста, его представления о формате издания и о его редакционной политике. Особенности освещения кампаний по выборам депутатов регионального Законодательного собрания в газете «Коммерсантъ в Санкт-Петербурге», трансформация этих особенностей от одного электорального цикла к другому, их зависимость от различных факторов является предметом данного исследования. Объект работы - публикации общественно-политической тематики в петербургском выпуске газеты «Коммерсантъ» за три электоральных периода: 2007, 2011 и 2016 года. Новизна исследования обусловлена недостаточной разработанностью темы в российской науке; это первая попытка провести сравнительный анализ целостных блоков публикаций электоральной тематики за три последовательных периода в рамках одного и того же издания, чтобы выделить основополагающие принципы освещения изданием избирательных кампаний и проследить их трансформацию. Кроме того, в исследовании сделан акцент на том, как профессиональные принципы отдельных журналистов влияют на характер освещения избирательного процесса в целом - на данном материале таких исследований не проводилось.
Цель работы - выявить взаимосвязь между спецификой политической ситуации в Санкт-Петербурге в каждый конкретный электоральный период, а также профессиональными установками политических журналистов издания и особенностями освещения предвыборной кампании в петербургском «Коммерсанте». В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
1) описать характерные для каждого электорального периода особенности политической ситуации в регионе;
2) проанализировать публикации петербургского выпуска газеты «Коммерсантъ», посвященные предвыборным кампаниям, и проследить, как менялся характер освещения электоральных процессов;
3) с помощью индивидуальных качественных интервью с политическими журналистами петербургского «Коммерсанта», работавшими в исследуемые периоды, выявить взаимосвязь между характером освещения избирательных кампаний и профессиональными установками авторов.
Теоретическую базу составил ряд исследований в области электоральной политики, политической журналистики, политического PR: в частности, работы А. В. Кынева, Л. Л. Реснянской, М. В Шкондина, С. Г. Корконосенко, Е. П. Прохорова, В. А. Сидорова и других. Эмпирическим материалом послужили публикации газеты «Коммерсантъ в Санкт-Петербурге», а также интервью с их авторами. Треть анализируемых в работе публикаций (все, посвященные кампании 2016 года) - собственные материалы автора выпускной квалификационной работы (ВКР).
К методам данного исследования относятся описание, сопоставление, обобщение, сравнение, качественный контент-анализ, качественное интервью.
Основная часть ВКР содержит три главы. Первая глава описывает обобщенные принципы медийного освещения электоральных процессов в российских регионах, а также дает представление о специфике предвыборных публикаций в газете «Коммерсантъ». Вторая глава посвящена описанию значимых характеристик политической ситуации в Санкт- Петербурге в преддверии парламентских выборов 2007, 2011 и 2016 годов. Третья глава содержит комплексный сравнительный анализ публикаций за три указанных электоральных периода с привлечением данных, полученных в ходе интервью с их авторами.
В рамках данного исследования мы провели работу по систематизации и сравнительному анализу публикаций, посвященных трем последовательным электоральным периодам, на примере одного региона и одного издания. Широкие хронологические рамки исследования (10 лет) и использование сравнимых единиц (публикаций в одном формате) позволили нам сформулировать общие принципы освещения избирательной кампании региона качественным изданием. Предложенная нами модель классификации предвыборных публикаций по перечню тематических категорий (в сочетании с описанной смысловой периодизацией избирательных кампаний) может быть в дальнейшем применена для анализа медийного освещения электорального процесса.
Заметим, что информация СМИ зачастую являются основным источником знания о политическом процессе не только для его участников, но и для его исследователей. Описание принципов освещения избирательных кампаний журналистами, на наш взгляд, представляет собой инструмент, способный снизить издержки при проведении политических исследований. Обратим также внимание, что данное исследование в силу его конкретного и детального характера дает представление о том, как менялись подходы региональных журналистов к о свещению выборов на протяжении десяти лет политических реформ в России.
Нашла свое подтверждение гипотеза о том, что петербургский «Коммерсантъ» как деловое издание придерживается описательного, а не инструментального сценария функционирования в условиях избирательной кампании. С помощью качественных интервью с журналистами издания нам удалось выявить конкретные способы, которые позволяют редакции занимать позицию наблюдателя, а не участника электорального процесса.
Приступая к исследованию, мы предполагали, что характер освещения кампании зависит от двух факторов - специфики актуальной политической ситуации и профессиональных установок профильных журналистов. Анализ показал, что первый фактор является определяющим: методы освещения кампании журналистами также подчинены особенностям политического процесса. Неизменными же остаются принципы, вытекающие из формата издания, поскольку деловая журналистика не предполагает прямой зависимости характера публикаций (пусть даже политических) от точки зрения их авторов.
Зависимость же характера медийного освещения кампании от специфики самой кампании в рамках работы мы продемонстрировали наглядно на нескольких уровнях: структурном, тематическом, хронологическом, жанровом, а также на уровне изучения особенностей источников данных и мотивированности публикаций. Поле для дальнейшей работы может представлять собой дополнение перечня ключевых характеристик электорального процесса, способных повлиять на характер его освещения, и установление более детальной зависимости между конкретными характеристиками кампании и ее медийного отражения.
1. Журналистика в мире политики: ответственность перед будущим / Ред.- сост. В. А. Сидоров. СПб., 2009.
2. Журналистика в мире политики. Исследовательские подходы и практика участия / Под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2004
3. Кынев А. В. Выборы парламентов российских регионов 2003-2009. Первый цикл внедрения пропорциональной избирательной системы. М., 2009. 514 с.
4. Кынев А. В. Выборы региональных парламентов в России 2009-2013: от партизации к персонализации (монография). М., 2014. 728 с.
5. Политическая журналистика: учебник / Под ред. С. Г. Корконосенко. - М., 2015.
6. Прохоров Е. П. Журналистика и демократия. М., 2004. 327 с.
7. Сидоров В.А. Политическая культура журналиста. СПб., 2010. С. 107.
8. СМИ и политика. Под ред. Л. Л. Реснянской. М., 2007. 256 с.
На иностранных языках
1. Cohen B. The press and foreign policy. Princeton, 1963.
2. Lazarsfeld P, Berelson B., Gaudet H. The People Choice. N.Y.,1948.
Научные статьи
1. Вертешин А.И. Репутационные риски региональной политической журналистики // Журналистика в мире политики: ответственность перед будущим / Ред.-сост. В. А. Сидоров. СПб., 2009. С. 49-57.
2. Виноградова К.Е. Политическая миссия деловых СМИ в современном российском обществе // Журналистика в мире политики: ответственность перед будущим / Ред.-сост. В. А. Сидоров. СПб., 2009. С. 61.
3. Кара-Мурза Е. С. Электоральная коммуникация и электоральный дискурс (на материале московской кампании 2013 по выборам в мэры) // Человек в информационном пространстве. Сб. научн. трудов. Ярославль: ЯГПУ, 2013. С. 138-147.
4. Кочетков Д. А. СМИ в новых условиях политической конкуренции в российском избирательном процессе // Вестник РУДН, 2009. №2. С 37.
5. Кынев А. В. «Обновленная» электоральная политика Кремля и регионы: старое новое и новое старое // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2015. № 5(103). С. 43-56.
6. Кынев А. В. Пропорционализация региональных выборов. Положение региональных парламентов и итоги первого цикла региональной избирательной реформы. // Сравнительное конституционное обозрение. М.: Институт права и публичной политики, 2009. Начало №4(65) стр. 101-114, окончание №5 (66) стр.86-123.
7. Кынев А. В. Пропорциональная избирательная система по-российски: ограниченная конкуренция и управляемая партийность // Российское электоральное обозрение. №1, 2007.
8. Кынев А. В. Региональные избирательные кампании как индикатор развития гражданского общества. // Отечественные записки. № 2, 2006. С.300-313.
9. Кынев А. В. Российские выборы-2016: предсказуемая кампания с непредсказуемыми последствиями // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2016. № 6 (110). С. 57-74.
10. Лукьянова Г. В. Особенности предвыборного политического дискурса в государственной и частной прессе // Политэкс, 2011. №2. С 263-275.
11. Любарев А. А. Изменения избирательного законодательства в 2004-2007 гг. // Российское электоральное обозрение. №1, 2007.
12. Мисонжников Б. Я. Деловое издание в лабиринте медиарынка // Журналистика: исследования, методология, практика: Сб. статей под ред. Г. В. Жиркова. СПб., 2004.
13. Паликова А. А. Роль СМИ в формировании электорального выбора российских избирателей // Государственное управление. 2011. №27.
Авторефераты
1. Матейкович М. С. Защита избирательных прав граждан в Российской Федерации // Автореф. на соиск. уч. степ. доктора юридических наук. Саратов,2003. 58 с.
Электронные ресурсы
1. «Выборы в России. Независимый аудит». Экспертный проект Комитета гражданских инициатив. https://komitetgi.ru/analytics/2946/
2. Государственная автоматизированная система «Выборы». http:// www.vybory.izbirkom.ru/