СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ Г.БЕЛГОРОДА)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ 8
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В Г.БЕЛГОРОДЕ 26
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ПРОЦЕССА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ 8
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В Г.БЕЛГОРОДЕ 26
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ПРОЦЕССА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Среди широкого спектра различных инструментов управления развитием муниципалитетов, в настоящее время значительное внимание уделяется именно проектному методу. Белгородская область, представляет собой один из первых регионов страны, где проектная деятельность успешно осуществляется на муниципальном уровне. В регионе, данных подход используется уже более 5 лет. В этот период значительной степени возросла эффективность муниципального управления, повысился уровень социально-экономического развития территорий, а местное самоуправление в своей деятельности вышло на новый уровень.
Повышению эффективности муниципального управления
способствовала активизация проектной деятельность. Стоит отметить, что проектная деятельность жестко регламентирована, её исполнители определяют структуру и последовательность реализуемых мероприятий, конкретные сроки и контрольные точки реализации проекта. Кроме того, деятельность по управлению проектами документируется в автоматизированных информационных системах документооборота, что позволяет увеличить степень контроля эффективности реализации проектов в муниципальном образовании.
Внедрение методологии разработки и реализации проектов в процессы управления муниципальным образованием позволяет обеспечить увеличение регламентации и прозрачности деятельности местных органов власти. Кроме того, данный процесс способствует профессионализации муниципальных служащих и обеспечивает формирование позитивного имиджа органов власти, за счет высокой эффективности муниципального управления. Ключевым результатом от использования проектного подхода в процессах управления муниципальных образований - это формирование нового мышления муниципальных служащих на основе новых стандартов и подходов к управленческой деятельности.
Обеспечение высокоэффективной проектной деятельности на уровне муниципальных образований в настоящее время является одним из главных условий для комплексного социально-экономического развития муниципалитетов, повышения качества жизни населения и воспроизводства местного сообщества.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется необходимостью в обобщении теоретико-методологических подходов и анализе практики использования проектной деятельности на муниципальном уровне для разработки эффективных практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности муниципального управления в г. Белгороде.
Степень разработанности темы представляет собой сложный объект научного анализа. Вопросы разработки и реализации проектов на уровне муниципальных образований раскрываются в работах: В.А. Заренкова, С.В. Потапова, А.С. Товда и Г.Л. Ципеса и др.
Особенности внедрения проектного подхода в процессы муниципального управления широко исследуются в научных трудах К.Л. Жихарева, М.Н. Свергуновой, Г.С. Ферару, К.В. Харченко .
Отдельные методы и приемы осуществления проектной деятельности на уровне муниципальных образований нашли широкое отражение в в
работах таких ученых, как С.П. Балашов, А.С. Богданова, Е.С. Кузнецова, Н.Ю Пехова, М.В. Сиротенко, Д.Ю. Хорохонов .
Проблема исследования определяется противоречием между необходимостью повышения эффективности муниципального управления и недостатком практических рекомендаций, направленных на
совершенствование проектной деятельности на уровне муниципальных образований.
Объектом исследования выступает проектная деятельность на
муниципальном уровне
Предметом исследования являются процессы проектной деятельности в городском округе «Город Белгород».
Цель исследования состоит в разработке практических рекомендаций направленных на совершенствование процессов проектной деятельности в городском округе «Город Белгород».
Задачи исследования :
- исследовать теоретические основы осуществления проектной деятельности на муниципальном уровне;
- проанализировать практику осуществления проектной деятельности в управлении городском округом «Город Белгород»;
- определить направления совершенствования процессов проектной деятельности в управлении городском округом «Город Белгород».
Теоретическую и методическую основу исследования составляют научные исследования отечественных и зарубежных ученых в сфере проектной деятельности: Л. Гэддис, Т. М. Дридзе. А также основные положения системного подхода применимые к процессам проектного управления .
Кроме того, при подготовке исследования применялись
общетеоретические научные методы: анализ и синтез, структуризация и обобщение.
Эмпирической базой исследования являются нормативно-правовые акты Российской Федерации, Белгородской области и городского округа «Город Белгород» . А также данные статистических органов федерального, регионального и территориального уровня, информационно-аналитических изданий и исследований, материалов периодической печати, результатов социологических исследований, отчетных и справочных материалов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных рекомендаций для повышения эффективности проектной деятельности и муниципального управления в городском округе «Город Белгород». Кроме того, в исследовании обобщены и синтезированы основные теоретические и методологические подходы к применению технологий управления проектами на уровне муниципальных образований.
Повышению эффективности муниципального управления
способствовала активизация проектной деятельность. Стоит отметить, что проектная деятельность жестко регламентирована, её исполнители определяют структуру и последовательность реализуемых мероприятий, конкретные сроки и контрольные точки реализации проекта. Кроме того, деятельность по управлению проектами документируется в автоматизированных информационных системах документооборота, что позволяет увеличить степень контроля эффективности реализации проектов в муниципальном образовании.
Внедрение методологии разработки и реализации проектов в процессы управления муниципальным образованием позволяет обеспечить увеличение регламентации и прозрачности деятельности местных органов власти. Кроме того, данный процесс способствует профессионализации муниципальных служащих и обеспечивает формирование позитивного имиджа органов власти, за счет высокой эффективности муниципального управления. Ключевым результатом от использования проектного подхода в процессах управления муниципальных образований - это формирование нового мышления муниципальных служащих на основе новых стандартов и подходов к управленческой деятельности.
Обеспечение высокоэффективной проектной деятельности на уровне муниципальных образований в настоящее время является одним из главных условий для комплексного социально-экономического развития муниципалитетов, повышения качества жизни населения и воспроизводства местного сообщества.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется необходимостью в обобщении теоретико-методологических подходов и анализе практики использования проектной деятельности на муниципальном уровне для разработки эффективных практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности муниципального управления в г. Белгороде.
Степень разработанности темы представляет собой сложный объект научного анализа. Вопросы разработки и реализации проектов на уровне муниципальных образований раскрываются в работах: В.А. Заренкова, С.В. Потапова, А.С. Товда и Г.Л. Ципеса и др.
Особенности внедрения проектного подхода в процессы муниципального управления широко исследуются в научных трудах К.Л. Жихарева, М.Н. Свергуновой, Г.С. Ферару, К.В. Харченко .
Отдельные методы и приемы осуществления проектной деятельности на уровне муниципальных образований нашли широкое отражение в в
работах таких ученых, как С.П. Балашов, А.С. Богданова, Е.С. Кузнецова, Н.Ю Пехова, М.В. Сиротенко, Д.Ю. Хорохонов .
Проблема исследования определяется противоречием между необходимостью повышения эффективности муниципального управления и недостатком практических рекомендаций, направленных на
совершенствование проектной деятельности на уровне муниципальных образований.
Объектом исследования выступает проектная деятельность на
муниципальном уровне
Предметом исследования являются процессы проектной деятельности в городском округе «Город Белгород».
Цель исследования состоит в разработке практических рекомендаций направленных на совершенствование процессов проектной деятельности в городском округе «Город Белгород».
Задачи исследования :
- исследовать теоретические основы осуществления проектной деятельности на муниципальном уровне;
- проанализировать практику осуществления проектной деятельности в управлении городском округом «Город Белгород»;
- определить направления совершенствования процессов проектной деятельности в управлении городском округом «Город Белгород».
Теоретическую и методическую основу исследования составляют научные исследования отечественных и зарубежных ученых в сфере проектной деятельности: Л. Гэддис, Т. М. Дридзе. А также основные положения системного подхода применимые к процессам проектного управления .
Кроме того, при подготовке исследования применялись
общетеоретические научные методы: анализ и синтез, структуризация и обобщение.
Эмпирической базой исследования являются нормативно-правовые акты Российской Федерации, Белгородской области и городского округа «Город Белгород» . А также данные статистических органов федерального, регионального и территориального уровня, информационно-аналитических изданий и исследований, материалов периодической печати, результатов социологических исследований, отчетных и справочных материалов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных рекомендаций для повышения эффективности проектной деятельности и муниципального управления в городском округе «Город Белгород». Кроме того, в исследовании обобщены и синтезированы основные теоретические и методологические подходы к применению технологий управления проектами на уровне муниципальных образований.
В настоящее время методология проектного управления является одним из наиболее перспективных направлений деятельности муниципальных органов власти к развитию территорий. Дефицит местных бюджетов, сложная социально-экономическая ситуация и необходимость в оптимизации управленческих процессов на муниципальном уровне диктуют необходимость постоянного совершенствования проектной деятельности, направленной на развитие муниципальных образований. Вместе с тем, построение эффективной системы проектного управления должно строиться на основе современных и научно обоснованных управленческих технологий. В ином случае, управление проектами может стать еще одной практикой, реализуемой для достижения формальных показателей эффективности.
Теоретический анализ основ организации проектной деятельности позволил выявить, что существует большое число различных подходов к определению сущности данной сферы. Вместе с тем, одним из наиболее объективных является понимание проекта, как целенаправленной деятельности, представляющей собой комплекс алгоритмизированных и запланированных действий, направленных на создание или модернизацию проектируемых объектов, технологических процессов, организационной документации для них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению.
Широкий спектр сфер применения проектного подхода определяет разнообразии форм, объемов, содержания, многообразии поставленных целей, применяемых ресурсов, моделей финансирования, уровней сложности управления проектами. В общем виде, большинство проектов можно классифицировать согласно следующим формальным признакам: структура, сфера деятельности, длительность, объем, степень выполнимости.
В свою очередь проектная деятельность на муниципальном уровне имеет ряд существенных отличий от проектного управления на иных уровнях власти, заключающихся, как в целях разработки проектов, специфике инструментов их реализации, особенностях взаимодействия субъекта и объекта проектной деятельности. Муниципальный проект, таким образом, можно определить, как комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение уникальных результатов по стратегическим направлениям социально- экономического развития муниципального образования в условиях временных и ресурсных ограничений.
На территории городского округа «Город Белгород» на протяжении последних лет ведется системная работа по внедрению технологий проектной деятельности в процессы управления развитием муниципального образования. В настоящее действует структурное отдел проектной деятельности Администрации города Белгорода, главной функцией которого является развитие проектного управления на территории муниципалитета, для оценки разрабатываемых проектов созданы отраслевые экспертные комиссии, принята нормативно-правовая база, обеспечивающие закрепление алгоритмов и технологий управления проектами в городском округе. Деятельность муниципальной власти по внедрению эффективных технологий управления проектами обусловила реализацию большого числа разнонаправленных проектов на территории города Белгорода. На 2017 год запланировано к реализации более 130 различных проектов, каждый из которых соответствует приоритетным целям и задачам развития городского округа.
Вместе с тем, организация проектной деятельности в городе Белгороде характеризуется и рядом проблем, к числу которых следует отнести низкую заинтересованность населения в части разработки и инициирования проектов муниципального развития с одной стороны, и недостатком современных управленческих технологий привлечения населения к процессам управления проектами на муниципальном уровне с другой. Кроме того, остается низкой информированность населения о процессах развития проектного управления в городском округе, деятельности отраслевых экспертных комиссий, причинах прекращения и закрытия проектов, а также способах и возможностях их инициирования. Одним из направлений разрешения существующих проблем может стать построение эффективной системы взаимодействия органов власти муниципального образования и городского сообщества в сфере разработки, инициирования и реализации проектов развития городского округа, путем внедрения технологий краудсорсинга в процессы управления данной сферой.
В этой связи нами был разработан проект «Формирование краудсорсинговой платформы управления проектами городского округа «Город Белгород», который включает в себя: формирование на базе портала «Активный горожанин» краудсорсинговой площадки, внедрение технологий краудфандинга в процессы проектного управления, а также активизацию деятельности городского сообщества в рамках экспертизы и оценки муниципальных проектов. Реализации предложенных проектных мероприятий позволит существенно повысить эффективность процессов организации проектной деятельности в городе Белгороде, что обеспечит, как развитие системы муниципального управления в городском округе, так и достижение показателей социально-экономического развития территорий. Реализация всех блоков проекта в совокупности, обеспечит синергетический эффект, обусловленный взаимосвязанностью и взаимодополняемостью проектных мероприятий.
В заключение сформулировать конкретные рекомендации, направленные на совершенствование проектной деятельности в городском округе «Город Белгород»:
- дополнить структуру портала «Активный горожанин» разделом «Гражданский проект», в рамках которого горожанам будет представлена возможность сформировать проект, направленный на реализацию инициативы, включающий паспорт проекта, календарный план, бюджет, финансово-экономическое обоснование;
- сформировать типовую структуру «Гражданского проекта» и разработать трехуровневую систему оценки предложенных инициатив;
- провести серию тренингов для социально активных горожан и представителей гражданского общества «Гражданское участие в развитии города Белгорода: от идеи к проекту»;
- разработать положение о реализации краудфандинговых проектов развития городского округа «Город Белгород»;
- расширить функционал портала «Активный горожанин» путем внедрения технологий краудфандингового сбора средств на реализацию общественных проектов со стороны городского сообщества;
- осуществлять мониторинг приоритетов поддержки
краудфандинговых проектов для городского сообщества;
- разработать и утвердить процедуры отбора социально активных горожан в состав экспертных комиссий;
- нормативно закрепить пропорциональный состав комиссий, включая представителей органов власти, ученых и экспертов, представителей гражданского общества;
- осуществлять информационное освещение на официальных порталах органов местного самоуправления и в СМИ деятельность экспертных комиссий;
- реализовать мониторинг наиболее частых причин в признании нецелесообразности реализации тех или иных проектов, с последующей публикацией результатов на информационных порталах города.
Теоретический анализ основ организации проектной деятельности позволил выявить, что существует большое число различных подходов к определению сущности данной сферы. Вместе с тем, одним из наиболее объективных является понимание проекта, как целенаправленной деятельности, представляющей собой комплекс алгоритмизированных и запланированных действий, направленных на создание или модернизацию проектируемых объектов, технологических процессов, организационной документации для них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению.
Широкий спектр сфер применения проектного подхода определяет разнообразии форм, объемов, содержания, многообразии поставленных целей, применяемых ресурсов, моделей финансирования, уровней сложности управления проектами. В общем виде, большинство проектов можно классифицировать согласно следующим формальным признакам: структура, сфера деятельности, длительность, объем, степень выполнимости.
В свою очередь проектная деятельность на муниципальном уровне имеет ряд существенных отличий от проектного управления на иных уровнях власти, заключающихся, как в целях разработки проектов, специфике инструментов их реализации, особенностях взаимодействия субъекта и объекта проектной деятельности. Муниципальный проект, таким образом, можно определить, как комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение уникальных результатов по стратегическим направлениям социально- экономического развития муниципального образования в условиях временных и ресурсных ограничений.
На территории городского округа «Город Белгород» на протяжении последних лет ведется системная работа по внедрению технологий проектной деятельности в процессы управления развитием муниципального образования. В настоящее действует структурное отдел проектной деятельности Администрации города Белгорода, главной функцией которого является развитие проектного управления на территории муниципалитета, для оценки разрабатываемых проектов созданы отраслевые экспертные комиссии, принята нормативно-правовая база, обеспечивающие закрепление алгоритмов и технологий управления проектами в городском округе. Деятельность муниципальной власти по внедрению эффективных технологий управления проектами обусловила реализацию большого числа разнонаправленных проектов на территории города Белгорода. На 2017 год запланировано к реализации более 130 различных проектов, каждый из которых соответствует приоритетным целям и задачам развития городского округа.
Вместе с тем, организация проектной деятельности в городе Белгороде характеризуется и рядом проблем, к числу которых следует отнести низкую заинтересованность населения в части разработки и инициирования проектов муниципального развития с одной стороны, и недостатком современных управленческих технологий привлечения населения к процессам управления проектами на муниципальном уровне с другой. Кроме того, остается низкой информированность населения о процессах развития проектного управления в городском округе, деятельности отраслевых экспертных комиссий, причинах прекращения и закрытия проектов, а также способах и возможностях их инициирования. Одним из направлений разрешения существующих проблем может стать построение эффективной системы взаимодействия органов власти муниципального образования и городского сообщества в сфере разработки, инициирования и реализации проектов развития городского округа, путем внедрения технологий краудсорсинга в процессы управления данной сферой.
В этой связи нами был разработан проект «Формирование краудсорсинговой платформы управления проектами городского округа «Город Белгород», который включает в себя: формирование на базе портала «Активный горожанин» краудсорсинговой площадки, внедрение технологий краудфандинга в процессы проектного управления, а также активизацию деятельности городского сообщества в рамках экспертизы и оценки муниципальных проектов. Реализации предложенных проектных мероприятий позволит существенно повысить эффективность процессов организации проектной деятельности в городе Белгороде, что обеспечит, как развитие системы муниципального управления в городском округе, так и достижение показателей социально-экономического развития территорий. Реализация всех блоков проекта в совокупности, обеспечит синергетический эффект, обусловленный взаимосвязанностью и взаимодополняемостью проектных мероприятий.
В заключение сформулировать конкретные рекомендации, направленные на совершенствование проектной деятельности в городском округе «Город Белгород»:
- дополнить структуру портала «Активный горожанин» разделом «Гражданский проект», в рамках которого горожанам будет представлена возможность сформировать проект, направленный на реализацию инициативы, включающий паспорт проекта, календарный план, бюджет, финансово-экономическое обоснование;
- сформировать типовую структуру «Гражданского проекта» и разработать трехуровневую систему оценки предложенных инициатив;
- провести серию тренингов для социально активных горожан и представителей гражданского общества «Гражданское участие в развитии города Белгорода: от идеи к проекту»;
- разработать положение о реализации краудфандинговых проектов развития городского округа «Город Белгород»;
- расширить функционал портала «Активный горожанин» путем внедрения технологий краудфандингового сбора средств на реализацию общественных проектов со стороны городского сообщества;
- осуществлять мониторинг приоритетов поддержки
краудфандинговых проектов для городского сообщества;
- разработать и утвердить процедуры отбора социально активных горожан в состав экспертных комиссий;
- нормативно закрепить пропорциональный состав комиссий, включая представителей органов власти, ученых и экспертов, представителей гражданского общества;
- осуществлять информационное освещение на официальных порталах органов местного самоуправления и в СМИ деятельность экспертных комиссий;
- реализовать мониторинг наиболее частых причин в признании нецелесообразности реализации тех или иных проектов, с последующей публикацией результатов на информационных порталах города.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ Г. БЕЛГОРОДА)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2018 - РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ
БЛАГОУСТРОЙСТВА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА
ПРИМЕРЕ ШЕИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «КОРОЧАНСКИЙ РАЙОН»
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ (НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ РОВЕНЬСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ: «ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ»)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В
МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ (НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ
РОВЕНЬСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «БЕЛГОРОДСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ КОММУНИКАЦИЯМИ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (НА ПРИМЕРЕ МБУ «КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА БЕЛГОРОДА»)
Магистерская диссертация, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
БЛАГОУСТРОЙСТВОМ И ОЗЕЛЕНЕНИЕМ ТЕРРИТОРИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



