ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ
|
Введение 4
1 Теоретические аспекты функционирования рынка негосударственного
пенсионного обеспечения 7
1.1 Сущность института пенсионного обеспечения 7
1.2 Общая характеристика типов и моделей систем
пенсионного обеспечения 14
1.3 Анализ зарубежной практики негосударственного пенсионного
обеспечения 23
2 Анализ рынка негосударственного пенсионного страхования в России 33
2.1 Обзор ключевых этапов в развитии рынка пенсионного обеспечения . 33
2.2 Текущее состояние, тенденции и перспективы рынка
негосударственного пенсионного страхования 42
2.3 Анализ деятельности НПФ на примере АО НПФ «Согласие-ОПС» 57
Заключение 70
Список использованных источников 74
1 Теоретические аспекты функционирования рынка негосударственного
пенсионного обеспечения 7
1.1 Сущность института пенсионного обеспечения 7
1.2 Общая характеристика типов и моделей систем
пенсионного обеспечения 14
1.3 Анализ зарубежной практики негосударственного пенсионного
обеспечения 23
2 Анализ рынка негосударственного пенсионного страхования в России 33
2.1 Обзор ключевых этапов в развитии рынка пенсионного обеспечения . 33
2.2 Текущее состояние, тенденции и перспективы рынка
негосударственного пенсионного страхования 42
2.3 Анализ деятельности НПФ на примере АО НПФ «Согласие-ОПС» 57
Заключение 70
Список использованных источников 74
Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что система пенсионного обеспечения является одной из важнейших частей социально-экономической политики не только нашей страны, но и любого современного государства. Во-первых, пенсионное обеспечение призвано поддержать социально приемлемый уровень благосостояния пенсионеров и предоставить им защиту от риска потери дохода на достойное дожитие, связанной с утратой трудоспособности. Во-вторых, создание в процессе построения пенсионной системы государственных и негосударственных фондов денежных средств формирует ресурсы для долгосрочных инвестиций в национальную экономику. В-третьих, наличие эффективной и надежной общенациональной пенсионной системы мотивирует население выводить доходы из теневого сектора, что способствует увеличению объема пенсионных накоплений, доступных экономике, а также возвращает недополученные бюджетом налоговые доходы.
Российская система пенсионного обеспечения с самого момента своего образования непрерывно реформируется. Старая система начисления пенсий исчерпала себя уже давно и требовала существенных изменений. Г осударственная пенсионная система в нашей стране в течение многих лет была основана на так называемой распределительной пенсионной системе, средства в которой перераспределяются от работающих к пенсионерам. Но не всегда государство может обеспечить достойные пенсии гражданам, причины этого мы рассмотрим в ходе исследования. Отсюда вытекает необходимость дополнительных источников существования человека пенсионного возраста. Эти источники появляются с помощью накопительной пенсионной системы.
В 90-е гг. прошлого века в нашей стране начался и продолжается в настоящее время процесс довольно бурного развития негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Перед гражданами нашей страны, выбирающими фонды, где будут храниться их пенсионные накопления, стоит большой выбор.
Существуют всевозможные рейтинги негосударственных пенсионных фондов, которые помогают оценить НПФ до того, как переводить в него накопительную или добровольную часть пенсии.
Негосударственные пенсионные фонды направлены на достижение увеличения пенсии граждан, а также повышение вовлеченности капитала в финансовые инструменты и экономику страны.
Таким образом, с появлением накопительных элементов в пенсионной системе у граждан появилась возможность влиять на свою будущую пенсию.
Также необходимо отметить, что при нынешнем существовании накопительной пенсии, фактически она «заморожена» с 2014 г. Это означает, что отчисления, которые должны идти на формирование накопительной части пенсии, попадают в распределительную систему. Этот фактор существенно снизил доверие граждан к негосударственным пенсионным фондам как институту инвестирования и привел к снижению интереса населения к коллективному инвестированию в целом.
Рынок негосударственного пенсионного страхования является частью общенациональной пенсионной системы РФ, реализует свою деятельность, основной направленностью которой является решение социально¬экономической задачи в обеспечении гражданам достойного уровня жизни в случае потери трудоспособности. В связи с грядущими переменами в пенсионной системе нашей страны важно понимать, что такое негосударственное пенсионное страхование и как оно изменится после очередной реформы.
Целью выпускной квалификационной работы является проведение анализа рынка негосударственного пенсионного страхования в России, определение тенденций и перспектив его развития.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить сущность пенсионного обеспечения;
- охарактеризовать типы и модели систем пенсионного обеспечения, а также методы их финансирования;
- проанализировать зарубежную практику негосударственного пенсионного обеспечения;
- рассмотреть ключевые этапы в развитии рынка пенсионного обеспечения России;
- провести анализ текущего состояния рынка негосударственного пенсионного страхования в России, выделить тенденции и перспективы его развития;
- проанализировать деятельность НПФ на примере АО «НПФ Согласие- ОПС».
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является негосударственное пенсионное страхование в России. Предметом исследования является оценка текущего состояния, тенденций и перспектив развития рынка негосударственного пенсионного страхования в нашей стране.
Методологической базой исследования послужили общенаучные и специальные методы научного познания: анализ и синтез, системный подход, методы статистического, сравнительного анализа, методы логической оценки.
Исследованием вопроса развития системы пенсионного обеспечения граждан занимались В. М. Бончик, Ж. Н. Тропина, В. Д. Роик, Т. В. Гапеева, Р. Маурер, Р. Рогалла, Г.Ф. Фейгин.
В первой главе были изучены сущность, основные функции пенсионного обеспечения, типы и модели пенсионного обеспечения, методы их финансирования. Также был проведен анализ зарубежной практики негосударственного пенсионного обеспечения
Во второй главе проведен обзор ключевых этапов в развитии пенсионной системы нашей страны, в т.ч. будущая пенсионная реформа. Также был проведен анализ текущего состояния рынка негосударственного пенсионного страхования, обозначены основные тенденции и перспективы его развития. В этой же главе представлен анализ деятельности НПФ на примере АО «НПФ Согласие-ОПС».
Российская система пенсионного обеспечения с самого момента своего образования непрерывно реформируется. Старая система начисления пенсий исчерпала себя уже давно и требовала существенных изменений. Г осударственная пенсионная система в нашей стране в течение многих лет была основана на так называемой распределительной пенсионной системе, средства в которой перераспределяются от работающих к пенсионерам. Но не всегда государство может обеспечить достойные пенсии гражданам, причины этого мы рассмотрим в ходе исследования. Отсюда вытекает необходимость дополнительных источников существования человека пенсионного возраста. Эти источники появляются с помощью накопительной пенсионной системы.
В 90-е гг. прошлого века в нашей стране начался и продолжается в настоящее время процесс довольно бурного развития негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Перед гражданами нашей страны, выбирающими фонды, где будут храниться их пенсионные накопления, стоит большой выбор.
Существуют всевозможные рейтинги негосударственных пенсионных фондов, которые помогают оценить НПФ до того, как переводить в него накопительную или добровольную часть пенсии.
Негосударственные пенсионные фонды направлены на достижение увеличения пенсии граждан, а также повышение вовлеченности капитала в финансовые инструменты и экономику страны.
Таким образом, с появлением накопительных элементов в пенсионной системе у граждан появилась возможность влиять на свою будущую пенсию.
Также необходимо отметить, что при нынешнем существовании накопительной пенсии, фактически она «заморожена» с 2014 г. Это означает, что отчисления, которые должны идти на формирование накопительной части пенсии, попадают в распределительную систему. Этот фактор существенно снизил доверие граждан к негосударственным пенсионным фондам как институту инвестирования и привел к снижению интереса населения к коллективному инвестированию в целом.
Рынок негосударственного пенсионного страхования является частью общенациональной пенсионной системы РФ, реализует свою деятельность, основной направленностью которой является решение социально¬экономической задачи в обеспечении гражданам достойного уровня жизни в случае потери трудоспособности. В связи с грядущими переменами в пенсионной системе нашей страны важно понимать, что такое негосударственное пенсионное страхование и как оно изменится после очередной реформы.
Целью выпускной квалификационной работы является проведение анализа рынка негосударственного пенсионного страхования в России, определение тенденций и перспектив его развития.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить сущность пенсионного обеспечения;
- охарактеризовать типы и модели систем пенсионного обеспечения, а также методы их финансирования;
- проанализировать зарубежную практику негосударственного пенсионного обеспечения;
- рассмотреть ключевые этапы в развитии рынка пенсионного обеспечения России;
- провести анализ текущего состояния рынка негосударственного пенсионного страхования в России, выделить тенденции и перспективы его развития;
- проанализировать деятельность НПФ на примере АО «НПФ Согласие- ОПС».
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является негосударственное пенсионное страхование в России. Предметом исследования является оценка текущего состояния, тенденций и перспектив развития рынка негосударственного пенсионного страхования в нашей стране.
Методологической базой исследования послужили общенаучные и специальные методы научного познания: анализ и синтез, системный подход, методы статистического, сравнительного анализа, методы логической оценки.
Исследованием вопроса развития системы пенсионного обеспечения граждан занимались В. М. Бончик, Ж. Н. Тропина, В. Д. Роик, Т. В. Гапеева, Р. Маурер, Р. Рогалла, Г.Ф. Фейгин.
В первой главе были изучены сущность, основные функции пенсионного обеспечения, типы и модели пенсионного обеспечения, методы их финансирования. Также был проведен анализ зарубежной практики негосударственного пенсионного обеспечения
Во второй главе проведен обзор ключевых этапов в развитии пенсионной системы нашей страны, в т.ч. будущая пенсионная реформа. Также был проведен анализ текущего состояния рынка негосударственного пенсионного страхования, обозначены основные тенденции и перспективы его развития. В этой же главе представлен анализ деятельности НПФ на примере АО «НПФ Согласие-ОПС».
Экономическая сущность системы пенсионного обеспечения определяется ее ролью в воспроизводственном процессе, распределении и перераспределении национального дохода. Поэтому состояние институтов пенсионной системы и, прежде всего, личного обязательного, социального и добровольного социального страхования находится в прямой зависимости от особенностей, которые характеризуют уровень заработной платы и доходов населения.
Целью выпускной квалификационной работы являлось проведение анализа рынка негосударственного пенсионного страхования в России, определение тенденций и перспектив его развития. Благодаря поставленным задачам цель работы была достигнута.
Было выяснено, что во многом от сочетания применяемых институтов пенсионного обеспечения и методов их финансирования зависит эффективность функционирования пенсионной системы и финансовая устойчивость денежных фондов, предназначенных для финансирования выплаты пенсий. Обзор зарубежных систем пенсионного обеспечения показал необходимость внедрения негосударственных систем в пенсионное обеспечение.
В нашей стране в настоящее время созданы предпосылки для нового этапа реформы, а именно ухудшающаяся демографическая ситуация. С точки зрения пенсионного обеспечения нам важно, что наблюдается рост численности пенсионеров одновременно со снижением количества трудоспособного населения и незначительным ростом количества занятых в стране. Хотя в количественном выражении наблюдается рост экономически активного населения, тем не менее темпы роста количества пенсионеров заметно опережают темпы роста трудоспособного населения.
Пенсионную систему в нашей стране очень сложно назвать эффективной. Одна за другой пенсионные реформы только усугубляют ситуацию. Возникшая необходимость ослабления зависимости от демографических факторов создала все условия для введения накопительных компонентов в систему.
Новая система должна была выполнять две функции:
- обеспечение дополнительного финансирования пенсий за счет доходов от инвестиций;
- предоставление экономике источника длинных инвестиционных денег.
Однако, не дав даже понять эффективность новой системы, Правительство РФ заморозило накопительную часть пенсии.
В работе был проведен анализ текущего состояния рынка негосударственного пенсионного страхования в нашей стране, на основе которого были выделены следующие тенденции:
1. Сокращение количества НПФ. Анализ количества фондов был проведен за последние 15 лет, т.е. начиная с 2002 г. Был сделан вывод, что за данный промежуток времени количество фондов сократилось более, чем в 4 раза. Причинами являются слияние, поглощение, банкротство, а также работа ЦБ, направленная на повышение прозрачности финансового сектора.
2. Увеличение количества застрахованных лиц, заключивших договоры с НПФ по обязательному пенсионному страхованию. Количество застрахованных лиц за неполные 4 года увеличилось более, чем на 12 млн человек. Прирост на 3 квартал 2017 г. составил 55,2% по отношению к 2014 г.
3. Увеличение объемов средств пенсионных накоплений и пенсионных резервов НПФ. Фактор, который повлиял на увеличение средств пенсионных накоплений, это переход людей из ВЭБ в НПФ с накоплениями, которые были сделаны до 2014 г. За период 2014 - 3 квартал 2017 гг. прирост по данному показателю составил 114,1%, т.е. более, чем в 2 раза увеличились объемы пенсионных накоплений в НПФ. Прирост по объему пенсионных за аналогичный промежуток гораздо скромнее и составил лишь 31%.
4. Снижение доходности от инвестирования пенсионных накоплений и размещения пенсионных резервов. Данная тенденция обусловлена сложившейся в конце 3 квартала 2017 г. структурой инвестирования пенсионных средств НПФ. Это связано со снижением доли банковских инструментов в структуре пенсионных средств и повышением качества инвестиционных портфелей.
5. Борьба за «молчунов». После заморозки накопительной части пенсии переход «молчунов» из Внешэкономбанка является ключевым источником новых средств для НПФ. Некоторые НПФ в погоне за новыми средствами идут даже на недобросовестные действия, что стало уже серьезной проблемой на рынке негосударственного пенсионного страхования.
6. Развитие рынка негосударственных пенсионных фондов в сфере НПО по большей части за счет корпоративных программ.
На основе проведенного анализа и выделенных тенденций были определены основные проблемы и перспективы развития рынка негосударственного пенсионного страхования в России.
В ужесточившихся условиях функционирования рынка
негосударственного пенсионного страхования появилась серьезная проблема, связанная с недобросовестными действиями некоторых НПФ, которые можно сравнить с мошенничеством. В попытке удержать клиентов, которые собираются сменить НПФ, некоторые пенсионные фонды без ведома клиента параллельно также подают заявление в ПФР. Если в ПФР поступает не менее одного заявления, то согласно закону, происходит блокирование перевода накоплений, что является положительным результатом для НПФ, которые стремятся таким образом сохранить клиентскую базу.
Также напомним, что в настоящее время Правительство РФ разрабатывает концепцию системы ИПК, которая должна сменить систему обязательного формирования пенсионных накоплений. Предполагается, что данная система начнет функционировать с 2019 г. У граждан, которые по сих пор не перевели свои накопления в НПФ, будет выбор: остаться в государственной страховой системе или перейти в негосударственный сектор. В результате выбора пенсионные накопления перейдут НПФ или будут пересчитаны в баллы, став частью обычной страховой пенсии. Предполагается, что ПФ РФ лишится функции страховщика по накопительной части пенсии. Благодаря появлению данной системы перед рынком негосударственного пенсионного страхования открываются новые перспективы.
Сфера НПО в основном развивалась за счет корпоративных пенсионных программ, которые предлагали социально ответственные работодатели в качестве дополнительных бонусов для своих работников.
События последних лет, а именно «заморозки» накопительной части пенсии, выплаты за счет этих средств пенсий нынешним пенсионерам, перевод в пенсионные баллы и т.д., привели к существенному обесценению значимости ОПС в качестве единственного способа накопить средства на будущее. НПФ важно, учитывая предоставленные возможности в сфере НПО в условиях ограничений сферы ОПС, вовремя их использовать. Росту рынка этого направления может помочь как дальнейшее продвижение корпоративных программ, так и развитие розничного рынка негосударственных пенсионных программ.
Сложившуюся в настоящее время систему негосударственного пенсионного страхования можно назвать «замкнутой». В связи с заморозками накопительной части пенсии и ожесточающимся законодательством в этой сфере количество НПФ стабильно сокращается. Из-за отсутствия новых источников поступлений пенсионных средств произошло замедление темпов роста рынка НПФ. В 2017 г. темп прироста пенсионных накоплений снизился с 23,9% до 14,3%, по пенсионным резервам аналогичный показатель составил 8% вместо 10,6% по сравнению с 2016 г. Также на динамику рынка оказала влияние низкая доходность пенсионных накоплений (4,1%) и пенсионных резервов (4,3%), в связи с отрицательной переоценкой активов НПФ, связанных с санированными банками.
Все данные факторы дают основание полагать, что без реформирования пенсионной системы рынок НПФ ждет стагнация. Таким образом, отчетливо видна необходимость принятия концепции ИПК в том или ином виде: НПФ нуждаются в новых механизмах поступления «длинных» пенсионных средств, которые позволили бы повысить эффективность функционирования рынка НПФ в рамках пенсионной системы страны. Также становится очевидным, что НПФ нужно делать акцент на развитии негосударственного пенсионного обеспечения.
Целью выпускной квалификационной работы являлось проведение анализа рынка негосударственного пенсионного страхования в России, определение тенденций и перспектив его развития. Благодаря поставленным задачам цель работы была достигнута.
Было выяснено, что во многом от сочетания применяемых институтов пенсионного обеспечения и методов их финансирования зависит эффективность функционирования пенсионной системы и финансовая устойчивость денежных фондов, предназначенных для финансирования выплаты пенсий. Обзор зарубежных систем пенсионного обеспечения показал необходимость внедрения негосударственных систем в пенсионное обеспечение.
В нашей стране в настоящее время созданы предпосылки для нового этапа реформы, а именно ухудшающаяся демографическая ситуация. С точки зрения пенсионного обеспечения нам важно, что наблюдается рост численности пенсионеров одновременно со снижением количества трудоспособного населения и незначительным ростом количества занятых в стране. Хотя в количественном выражении наблюдается рост экономически активного населения, тем не менее темпы роста количества пенсионеров заметно опережают темпы роста трудоспособного населения.
Пенсионную систему в нашей стране очень сложно назвать эффективной. Одна за другой пенсионные реформы только усугубляют ситуацию. Возникшая необходимость ослабления зависимости от демографических факторов создала все условия для введения накопительных компонентов в систему.
Новая система должна была выполнять две функции:
- обеспечение дополнительного финансирования пенсий за счет доходов от инвестиций;
- предоставление экономике источника длинных инвестиционных денег.
Однако, не дав даже понять эффективность новой системы, Правительство РФ заморозило накопительную часть пенсии.
В работе был проведен анализ текущего состояния рынка негосударственного пенсионного страхования в нашей стране, на основе которого были выделены следующие тенденции:
1. Сокращение количества НПФ. Анализ количества фондов был проведен за последние 15 лет, т.е. начиная с 2002 г. Был сделан вывод, что за данный промежуток времени количество фондов сократилось более, чем в 4 раза. Причинами являются слияние, поглощение, банкротство, а также работа ЦБ, направленная на повышение прозрачности финансового сектора.
2. Увеличение количества застрахованных лиц, заключивших договоры с НПФ по обязательному пенсионному страхованию. Количество застрахованных лиц за неполные 4 года увеличилось более, чем на 12 млн человек. Прирост на 3 квартал 2017 г. составил 55,2% по отношению к 2014 г.
3. Увеличение объемов средств пенсионных накоплений и пенсионных резервов НПФ. Фактор, который повлиял на увеличение средств пенсионных накоплений, это переход людей из ВЭБ в НПФ с накоплениями, которые были сделаны до 2014 г. За период 2014 - 3 квартал 2017 гг. прирост по данному показателю составил 114,1%, т.е. более, чем в 2 раза увеличились объемы пенсионных накоплений в НПФ. Прирост по объему пенсионных за аналогичный промежуток гораздо скромнее и составил лишь 31%.
4. Снижение доходности от инвестирования пенсионных накоплений и размещения пенсионных резервов. Данная тенденция обусловлена сложившейся в конце 3 квартала 2017 г. структурой инвестирования пенсионных средств НПФ. Это связано со снижением доли банковских инструментов в структуре пенсионных средств и повышением качества инвестиционных портфелей.
5. Борьба за «молчунов». После заморозки накопительной части пенсии переход «молчунов» из Внешэкономбанка является ключевым источником новых средств для НПФ. Некоторые НПФ в погоне за новыми средствами идут даже на недобросовестные действия, что стало уже серьезной проблемой на рынке негосударственного пенсионного страхования.
6. Развитие рынка негосударственных пенсионных фондов в сфере НПО по большей части за счет корпоративных программ.
На основе проведенного анализа и выделенных тенденций были определены основные проблемы и перспективы развития рынка негосударственного пенсионного страхования в России.
В ужесточившихся условиях функционирования рынка
негосударственного пенсионного страхования появилась серьезная проблема, связанная с недобросовестными действиями некоторых НПФ, которые можно сравнить с мошенничеством. В попытке удержать клиентов, которые собираются сменить НПФ, некоторые пенсионные фонды без ведома клиента параллельно также подают заявление в ПФР. Если в ПФР поступает не менее одного заявления, то согласно закону, происходит блокирование перевода накоплений, что является положительным результатом для НПФ, которые стремятся таким образом сохранить клиентскую базу.
Также напомним, что в настоящее время Правительство РФ разрабатывает концепцию системы ИПК, которая должна сменить систему обязательного формирования пенсионных накоплений. Предполагается, что данная система начнет функционировать с 2019 г. У граждан, которые по сих пор не перевели свои накопления в НПФ, будет выбор: остаться в государственной страховой системе или перейти в негосударственный сектор. В результате выбора пенсионные накопления перейдут НПФ или будут пересчитаны в баллы, став частью обычной страховой пенсии. Предполагается, что ПФ РФ лишится функции страховщика по накопительной части пенсии. Благодаря появлению данной системы перед рынком негосударственного пенсионного страхования открываются новые перспективы.
Сфера НПО в основном развивалась за счет корпоративных пенсионных программ, которые предлагали социально ответственные работодатели в качестве дополнительных бонусов для своих работников.
События последних лет, а именно «заморозки» накопительной части пенсии, выплаты за счет этих средств пенсий нынешним пенсионерам, перевод в пенсионные баллы и т.д., привели к существенному обесценению значимости ОПС в качестве единственного способа накопить средства на будущее. НПФ важно, учитывая предоставленные возможности в сфере НПО в условиях ограничений сферы ОПС, вовремя их использовать. Росту рынка этого направления может помочь как дальнейшее продвижение корпоративных программ, так и развитие розничного рынка негосударственных пенсионных программ.
Сложившуюся в настоящее время систему негосударственного пенсионного страхования можно назвать «замкнутой». В связи с заморозками накопительной части пенсии и ожесточающимся законодательством в этой сфере количество НПФ стабильно сокращается. Из-за отсутствия новых источников поступлений пенсионных средств произошло замедление темпов роста рынка НПФ. В 2017 г. темп прироста пенсионных накоплений снизился с 23,9% до 14,3%, по пенсионным резервам аналогичный показатель составил 8% вместо 10,6% по сравнению с 2016 г. Также на динамику рынка оказала влияние низкая доходность пенсионных накоплений (4,1%) и пенсионных резервов (4,3%), в связи с отрицательной переоценкой активов НПФ, связанных с санированными банками.
Все данные факторы дают основание полагать, что без реформирования пенсионной системы рынок НПФ ждет стагнация. Таким образом, отчетливо видна необходимость принятия концепции ИПК в том или ином виде: НПФ нуждаются в новых механизмах поступления «длинных» пенсионных средств, которые позволили бы повысить эффективность функционирования рынка НПФ в рамках пенсионной системы страны. Также становится очевидным, что НПФ нужно делать акцент на развитии негосударственного пенсионного обеспечения.
Подобные работы
- ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ (НА ПРИМЕРЕ «НПФ СБЕРБАНКА»)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Деятельность негосударственного пенсионного фонда
Курсовые работы, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019 - ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - Негосударственные пенсионные фонды (Казанский инновационный университет)
Курсовые работы, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2025 - РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ АО НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ»
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ АО «НПФ СБЕРБАНКА»)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Негосударственные пенсионные фонды (Российская академия народного хозяйства и государственной службы)
Курсовые работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022



