СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ (НА МАТЕРИАЛАХ АДМИНИСТРАЦИИ ГУБЕРНАТОРА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В
АДМИНИСТРАЦИИ ГУБЕРНАТОРА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 25
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В
АДМИНИСТРАЦИИ ГУБЕРНАТОРА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 25
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Институт обращения граждан в России имеет длительную историю. Он прошел свой путь развития вместе со становлением русского государства, начиная с челобитных, к которым причислялось достаточно большое количество документов, и заканчивая современным пониманием обращения с конкретными требованиями к его виду и содержанию, от упоминания в нормативно -правовых актах до конституционного закрепления. Однозначно неизменным на протяжении всей истории до сегодняшнего дня остается тот факт, что обращения граждан являются важным и необходимым средством взаимосвязи общества и органов власти и позволяют гражданам чувствовать себя частью государства и надеяться на его поддержку и защиту.
В современный период становления и развития института обращений граждан стало уделяться внимание его научному исследованию. Несмотря на это, большого количества научных работ по данной тематике не наблюдается, к тому же исследованию отдельных ее аспектов часто уделялось большее внимание, чем изучению института обращений граждан как целостной системы. Данный институт в большинстве случаев рассматривался с точки зрения конкретного научного направления.
Значимость обращений граждан для органов государственной власти многогранна. Это и наглядный показатель общественных настроений, и свидетельство о наиболее острых проблемах, и индикатор доверия к власти. В то же время обращения граждан - ценнейший источник аналитической информации, позволяющей уточнить приоритеты законотворческой деятельности, использовать новые подходы и креативные идеи для поиска и решения наиболее актуальных социально-экономических проблем .
Важной характеристикой обращений граждан является то, что они представляют собой форму народовластия, осуществляемого с помощью предложений и инициатив, содержащихся в обращениях. Таким образом, обращения граждан позволяют реализовать базовое конституционное положение, согласно которому народ является источником власти в Российской Федерации.
Все виды обращений объединяет одно существенное качество: они содержат важную и необходимую для общества и государства информацию. Анализ и обобщение содержащихся в обращениях вопросов позволяют выявить существующие проблемы, сферы их распространения, а также то, насколько актуальной является проблема для субъекта Российской Федерации или страны в целом.
Обращения граждан - это средство обратной связи между обществом и государством. Такая форма позволяет населению участвовать в принятии решений органами власти, которые, в свою очередь, получают информацию об удовлетворенности населения проводимой политикой.
Таким образом, вышеизложенное обуславливает актуальность исследования направлений совершенствования системы работы с обращениями граждан.
Степень изученности проблемы. Различные аспекты права граждан на обращения рассмотрены в работах А.К. Абельдинова, Ю.Н. Алистратова, А.А. Дворака, А.П. Любимова, К.В. Подъячева, Н.Ю. Хаманевой, С.А. Широбокова и др.
Исследованию вопросов государственно-правового обеспечения права граждан на обращения посвящены работы М.А. Миронова, который особое внимание уделяет комплексности института обращений граждан с правовой и теоретико-практической точек зрения. Комплексный подход к рассмотрению права на обращения также использует М.Г. Михайловский.
Чаще всего в научной литературе и аналитических материалах право граждан на обращения рассматривается как конституционно -правовой институт. Политико-управленческий аспект данной темы нашел свое отражение в исследованиях К.В. Подъячева, в которых традиционный институт обращений предстает как средство защиты прав граждан, как канал для получения информации о социальных проблемах и как форма гражданского участия.
Еще одним направлением исследования являются обращения граждан с точки зрения документо- и архивоведения, так как при работе с обращениями граждан требуется правильность и грамотность обеспечения процесса их рассмотрения. Однако исследования в данном направлении и их теоретико-методологическое обобщение практически не осуществляются.
Таким образом, институт обращений граждан с научной и методологической точек зрения не рассмотрен в полной мере, что затрудняет процесс его понимания. Недостаточность теоретико - методологического изучения права граждан на обращения как комплексной системы обуславливает актуальность выбранной темы исследования и определяет объект, предмет, цели и задачи выпускного квалификационного исследования.
В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью повышения уровня удовлетворенности граждан результатами рассмотрения их обращений и принятыми по ним мерами и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по совершенствованию работы с обращениями граждан в региональных органах государственной власти.
Объект исследования - работа с обращениями граждан в органах государственной власти.
В качестве предмета исследования выступает организация работы с обращениями граждан в Администрации Губернатора Белгородской области.
Цель выпускного квалификационного исследования - разработка рекомендаций по совершенствованию организации работы с обращениями граждан в Администрации Губернатора Белгородской области.
Для достижения поставленной цели в работе были обозначены и решены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы организации работы с обращениями граждан в органах государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. Проанализировать практику организации работы с обращениями граждан в Администрации Губернатора Белгородской области.
3. Предложить направления совершенствования организации работы с обращениями граждан в региональных органах государственной власти.
В качестве теоретико-методологической основы исследования выступают принципы системного подхода к анализу социальных явлений, развиваемого Д. Истоном , среди которых основным является изучение проблем реакции системы на среду и реакции среды на систему; положения структурно-функционального подхода (Р. Мертон, Т. Парсонс) ; концептуальные положения институционального подхода (Т. Веблен, Э. Дюркгейм, О. Конт, Г. Спенсер) ; концепция гражданского общества, представленная в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка, К. Маркса, Ш. Монтескье 1; принципы «понимающей» социологии М. Вебера , которые заключаются в изучении смысла социального действия.
Важную роль в процессе исследования сыграли методы документально-статистического и системного анализа социальной информации.
Эмпирическую базу выпускной квалификационной работы составили нормативные правовые акты, в частности, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», распоряжение Губернатора Белгородской области от 12 августа 2015 года № 444-р «Об утверждении Методических рекомендаций по работе с обращениями граждан в органах исполнительной власти, государственных органах Белгородской области», документы текущего делопроизводства, справочно-аналитические материалы, содержащие сведения, представляющие интерес с точки зрения исследования организации работы с обращениями граждан в органах государственной власти и др.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования сформулированных рекомендаций в деятельности органов государственной власти Белгородской области.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы, приложений.
В современный период становления и развития института обращений граждан стало уделяться внимание его научному исследованию. Несмотря на это, большого количества научных работ по данной тематике не наблюдается, к тому же исследованию отдельных ее аспектов часто уделялось большее внимание, чем изучению института обращений граждан как целостной системы. Данный институт в большинстве случаев рассматривался с точки зрения конкретного научного направления.
Значимость обращений граждан для органов государственной власти многогранна. Это и наглядный показатель общественных настроений, и свидетельство о наиболее острых проблемах, и индикатор доверия к власти. В то же время обращения граждан - ценнейший источник аналитической информации, позволяющей уточнить приоритеты законотворческой деятельности, использовать новые подходы и креативные идеи для поиска и решения наиболее актуальных социально-экономических проблем .
Важной характеристикой обращений граждан является то, что они представляют собой форму народовластия, осуществляемого с помощью предложений и инициатив, содержащихся в обращениях. Таким образом, обращения граждан позволяют реализовать базовое конституционное положение, согласно которому народ является источником власти в Российской Федерации.
Все виды обращений объединяет одно существенное качество: они содержат важную и необходимую для общества и государства информацию. Анализ и обобщение содержащихся в обращениях вопросов позволяют выявить существующие проблемы, сферы их распространения, а также то, насколько актуальной является проблема для субъекта Российской Федерации или страны в целом.
Обращения граждан - это средство обратной связи между обществом и государством. Такая форма позволяет населению участвовать в принятии решений органами власти, которые, в свою очередь, получают информацию об удовлетворенности населения проводимой политикой.
Таким образом, вышеизложенное обуславливает актуальность исследования направлений совершенствования системы работы с обращениями граждан.
Степень изученности проблемы. Различные аспекты права граждан на обращения рассмотрены в работах А.К. Абельдинова, Ю.Н. Алистратова, А.А. Дворака, А.П. Любимова, К.В. Подъячева, Н.Ю. Хаманевой, С.А. Широбокова и др.
Исследованию вопросов государственно-правового обеспечения права граждан на обращения посвящены работы М.А. Миронова, который особое внимание уделяет комплексности института обращений граждан с правовой и теоретико-практической точек зрения. Комплексный подход к рассмотрению права на обращения также использует М.Г. Михайловский.
Чаще всего в научной литературе и аналитических материалах право граждан на обращения рассматривается как конституционно -правовой институт. Политико-управленческий аспект данной темы нашел свое отражение в исследованиях К.В. Подъячева, в которых традиционный институт обращений предстает как средство защиты прав граждан, как канал для получения информации о социальных проблемах и как форма гражданского участия.
Еще одним направлением исследования являются обращения граждан с точки зрения документо- и архивоведения, так как при работе с обращениями граждан требуется правильность и грамотность обеспечения процесса их рассмотрения. Однако исследования в данном направлении и их теоретико-методологическое обобщение практически не осуществляются.
Таким образом, институт обращений граждан с научной и методологической точек зрения не рассмотрен в полной мере, что затрудняет процесс его понимания. Недостаточность теоретико - методологического изучения права граждан на обращения как комплексной системы обуславливает актуальность выбранной темы исследования и определяет объект, предмет, цели и задачи выпускного квалификационного исследования.
В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью повышения уровня удовлетворенности граждан результатами рассмотрения их обращений и принятыми по ним мерами и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по совершенствованию работы с обращениями граждан в региональных органах государственной власти.
Объект исследования - работа с обращениями граждан в органах государственной власти.
В качестве предмета исследования выступает организация работы с обращениями граждан в Администрации Губернатора Белгородской области.
Цель выпускного квалификационного исследования - разработка рекомендаций по совершенствованию организации работы с обращениями граждан в Администрации Губернатора Белгородской области.
Для достижения поставленной цели в работе были обозначены и решены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы организации работы с обращениями граждан в органах государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. Проанализировать практику организации работы с обращениями граждан в Администрации Губернатора Белгородской области.
3. Предложить направления совершенствования организации работы с обращениями граждан в региональных органах государственной власти.
В качестве теоретико-методологической основы исследования выступают принципы системного подхода к анализу социальных явлений, развиваемого Д. Истоном , среди которых основным является изучение проблем реакции системы на среду и реакции среды на систему; положения структурно-функционального подхода (Р. Мертон, Т. Парсонс) ; концептуальные положения институционального подхода (Т. Веблен, Э. Дюркгейм, О. Конт, Г. Спенсер) ; концепция гражданского общества, представленная в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка, К. Маркса, Ш. Монтескье 1; принципы «понимающей» социологии М. Вебера , которые заключаются в изучении смысла социального действия.
Важную роль в процессе исследования сыграли методы документально-статистического и системного анализа социальной информации.
Эмпирическую базу выпускной квалификационной работы составили нормативные правовые акты, в частности, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», распоряжение Губернатора Белгородской области от 12 августа 2015 года № 444-р «Об утверждении Методических рекомендаций по работе с обращениями граждан в органах исполнительной власти, государственных органах Белгородской области», документы текущего делопроизводства, справочно-аналитические материалы, содержащие сведения, представляющие интерес с точки зрения исследования организации работы с обращениями граждан в органах государственной власти и др.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования сформулированных рекомендаций в деятельности органов государственной власти Белгородской области.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Право граждан на обращения, являющееся институтом конституционного права и четко закрепленное в статье 33 Конституции Российской Федерации, может быть рассмотрено как личное право и одна из форм непосредственной демократии. Свое право граждане реализуют через обращения в законодательные, исполнительные и судебные органы. Выделяются три основные функции института обращений граждан: правозащитная, информационная и коммуникационная.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, регулируются принятым 2 мая 2006 года Федеральным законом № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан. В случае нарушения Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» виновные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Кроме того, гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием или бездействием государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
Организация учета и анализа обращений граждан, предложений общественных объединений и органов местного самоуправления, личного приема граждан Губернатором Белгородской области и должностными лицами правительства Белгородской области, рассмотрения жалоб, заявлений и предложений, представление соответствующих докладов Губернатору Белгородской области обеспечивается отделом писем и приема граждан контрольного управления Администрации Губернатора Белгородской области.
В целях обеспечения эффективной реализации гражданами конституционного права на обращение в государственные органы, защиту их законных прав и интересов, определения порядка получения, прохождения и рассмотрения письменных и устных обращений граждан, подготовки и направления ответов на них в установленные законодательством Российской Федерации сроки, взаимодействия органов исполнительной власти, государственных органов Белгородской области с иными государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, гражданами при рассмотрении обращений распоряжением Губернатора Белгородской области от 12 августа 2015 года № 444-р «Об утверждении Методических рекомендаций по работе с обращениями граждан в органах исполнительной власти, государственных органах Белгородской области» утверждены соответствующие Методические рекомендации.
При работе с обращениями уровень удовлетворенности заявителей работой с их обращениями остается недостаточным, кроме того имеются проблемы при реализации Указа Президента России от 17 апреля 2017 года № 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций».
В качестве одного из направлений совершенствования организации работы с обращениями граждан в региональных органах государственной власти предложена реализация проекта «Повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти области и местного самоуправления при работе с обращениями граждан». Реализация проекта направлена на увеличение к 1 декабря 2018 года с 85% до 100% своевременности и уровня полноты внесения органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления в раздел «Результаты рассмотрения обращений» на портале ССТУ.РФ данных о рассмотрении обращений.
В ходе реализации проекта предусмотрено осуществление следующего комплекса мероприятий: формирование нормативной базы, организация и проведение семинаров по работе на ССТУ.РФ и изучению регламента взаимодействия; мониторинг своевременности и полноты внесения данных на портал ССТУ.РФ; разработку и внедрение механизма мотивации и демотивации по итогам внесения данных на портал ССТУ.РФ; разработку и настройку модуля «Личный прием граждан в общественных приемных Губернатора области»; подготовку, согласование и подписание инструкции по работе с модулем; обучение ответственных за работу с обращениями работе с новым модулем; опытную эксплуатацию и внедрение модуля.
По итогам реализации Проекта планируется получение следующих конкретных результатов: использование механизма организации и контроля работы на портале ССТУ.РФ, обеспечивающего своевременность и 100-процентную полноту внесения данных; внедрение системы мониторинга своевременности и полноты внесения данных на портал ССТУ.РФ; внедрение механизма мотивации и демотивации по итогам внесения данных на портал ССТУ.РФ; внедрение к 1 декабря 2018 года в СЭД «Электронное правительство области» модуля «Личный прием граждан в общественных приемных Губернатора области».
В целях дальнейшего совершенствования организации работы с обращениями граждан в органах исполнительной власти региона необходимо сформулировать ряд практических рекомендаций в адрес Администрации Губернатора Белгородской области:
- подготовить и принять нормативно-правовые акты, необходимые для реализации Проекта «Повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти области и местного самоуправления при работе с обращениями граждан»;
- организовать и провести правовые образовательные мероприятия по работе на ССТУ.РФ и изучению регламента взаимодействия;
- внедрить систему мониторинга своевременности и полноты внесения данных на портал ССТУ.РФ;
- внедрить механизм мотивации и демотивации по итогам внесения данных на портал ССТУ.РФ;
- обеспечить внедрение в деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления модуля «Личный прием граждан в общественных приемных Губернатора области».
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, регулируются принятым 2 мая 2006 года Федеральным законом № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан. В случае нарушения Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» виновные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Кроме того, гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием или бездействием государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
Организация учета и анализа обращений граждан, предложений общественных объединений и органов местного самоуправления, личного приема граждан Губернатором Белгородской области и должностными лицами правительства Белгородской области, рассмотрения жалоб, заявлений и предложений, представление соответствующих докладов Губернатору Белгородской области обеспечивается отделом писем и приема граждан контрольного управления Администрации Губернатора Белгородской области.
В целях обеспечения эффективной реализации гражданами конституционного права на обращение в государственные органы, защиту их законных прав и интересов, определения порядка получения, прохождения и рассмотрения письменных и устных обращений граждан, подготовки и направления ответов на них в установленные законодательством Российской Федерации сроки, взаимодействия органов исполнительной власти, государственных органов Белгородской области с иными государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, гражданами при рассмотрении обращений распоряжением Губернатора Белгородской области от 12 августа 2015 года № 444-р «Об утверждении Методических рекомендаций по работе с обращениями граждан в органах исполнительной власти, государственных органах Белгородской области» утверждены соответствующие Методические рекомендации.
При работе с обращениями уровень удовлетворенности заявителей работой с их обращениями остается недостаточным, кроме того имеются проблемы при реализации Указа Президента России от 17 апреля 2017 года № 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций».
В качестве одного из направлений совершенствования организации работы с обращениями граждан в региональных органах государственной власти предложена реализация проекта «Повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти области и местного самоуправления при работе с обращениями граждан». Реализация проекта направлена на увеличение к 1 декабря 2018 года с 85% до 100% своевременности и уровня полноты внесения органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления в раздел «Результаты рассмотрения обращений» на портале ССТУ.РФ данных о рассмотрении обращений.
В ходе реализации проекта предусмотрено осуществление следующего комплекса мероприятий: формирование нормативной базы, организация и проведение семинаров по работе на ССТУ.РФ и изучению регламента взаимодействия; мониторинг своевременности и полноты внесения данных на портал ССТУ.РФ; разработку и внедрение механизма мотивации и демотивации по итогам внесения данных на портал ССТУ.РФ; разработку и настройку модуля «Личный прием граждан в общественных приемных Губернатора области»; подготовку, согласование и подписание инструкции по работе с модулем; обучение ответственных за работу с обращениями работе с новым модулем; опытную эксплуатацию и внедрение модуля.
По итогам реализации Проекта планируется получение следующих конкретных результатов: использование механизма организации и контроля работы на портале ССТУ.РФ, обеспечивающего своевременность и 100-процентную полноту внесения данных; внедрение системы мониторинга своевременности и полноты внесения данных на портал ССТУ.РФ; внедрение механизма мотивации и демотивации по итогам внесения данных на портал ССТУ.РФ; внедрение к 1 декабря 2018 года в СЭД «Электронное правительство области» модуля «Личный прием граждан в общественных приемных Губернатора области».
В целях дальнейшего совершенствования организации работы с обращениями граждан в органах исполнительной власти региона необходимо сформулировать ряд практических рекомендаций в адрес Администрации Губернатора Белгородской области:
- подготовить и принять нормативно-правовые акты, необходимые для реализации Проекта «Повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти области и местного самоуправления при работе с обращениями граждан»;
- организовать и провести правовые образовательные мероприятия по работе на ССТУ.РФ и изучению регламента взаимодействия;
- внедрить систему мониторинга своевременности и полноты внесения данных на портал ССТУ.РФ;
- внедрить механизм мотивации и демотивации по итогам внесения данных на портал ССТУ.РФ;
- обеспечить внедрение в деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления модуля «Личный прием граждан в общественных приемных Губернатора области».
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ (НА МАТЕРИАЛАХ АДМИНИСТРАЦИИ ГУБЕРНАТОРА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ
(НА МАТЕРИАЛАХ АДМИНИСТРАЦИИ ГУБЕРНАТОРА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 1991-2016 гг. (НА МАТЕРИАЛЕ ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ С
ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ГОРОД ВАЛУЙКИ И
ВАЛУЙСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В ВАЛУЙСКОМ РАЙОННОМ ФИЛИАЛЕ ГУП «БЕЛОБЛТЕХИНВЕНТАРИЗАЦИЯ»
Дипломные работы, ВКР, документоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В ОБЛАСТНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ КАЗЕННОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»
Дипломные работы, ВКР, документоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2017 - ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ РАЗВИТИЕМ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ (НА МАТЕРИАЛАХ ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ (НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ РОВЕНЬСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В
МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ (НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ
РОВЕНЬСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017



