Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Работа №67417

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2016
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
599
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания младших школьников средствами музейной педагогики
1.1. Сущность патриотического воспитания 9
1.2. Возрастные особенности патриотического воспитания
младших школьников 16
1.3. Использование средств музейной педагогики в процессе
патриотического воспитания младших школьников 22
Глава 2. Экспериментальная работа по патриотическому воспитанию младших школьников средствами музейной педагогики
2.1. Диагностика патриотической воспитанности младших
школьников 32
2.2. Организация работы по патриотическому воспитанию младших школьников средствами музейной педагогики ... 38
2.3. Динамика уровня патриотической воспитанности
младших школьников 46
Заключение 54
Библиографический список 57
Приложение 62 


Актуальность исследования обусловлена тем, что сегодня в обществе ощущается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры является утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей народа. Само понятие «патриотизм» девальвировалось в обществе. И обесценивание произошло за счет того, что мнимые ценности стали приоритетными среди людей. Это наблюдается в отчуждении подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа, его традиций и духовной истории. Как известно, такое обнищание нации, потеря кровной связи между поколениями ведет к дикости и варварству.
В современных условиях на фоне очевидного упадка традиционных ценностей все больше осознается значение уважения и любви гражданина к своей стране, Родине, ее культуре и истории. Задачи патриотического воспитания должны решаться уже на уровне образовательного учреждения. Однако существует ряд проблем, мешающих эффективной организации работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи, а именно несовершенство законодательной базы по гражданскому и патриотическому воспитанию; недостаточное оснащение сохранившейся материально-технической базы образовательных учреждений, военно-патриотических клубов и объединений; отсутствие заинтересованности СМИ в пропаганде патриотического воспитания детей и молодежи, малочисленность высокопрофессиональных кадров в общественных военно-патриотических клубах и объединениях, образовательных учреждениях, занимающихся вопросами патриотического воспитания (Николаев, 2004, 54).
Важной проблемой является переосмысление сущности воспитания ребенка. Для того, чтобы научить ребенка любить Родину, необходимо обратиться к классике, которая всегда учила патриотизму, надо ознакомить его с традициями, обычаями, культурой своего народа через посещение музеев. В человеческой жизни нет более значимых целей, чем свобода и независимость Отчизны, ее слава, могущество, честь и достоинство. С постижения этих категорий и начинается человек как личность (Ильин, 1993, 112).
Не случайно ФГОС начального общего образования п.19.6 определяет направление и структуру программы духовно-нравственного развития. Она направлена на обеспечение патриотического воспитания учащихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («Портрет выпускника начальной школы»):
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом (ФГОС НОО, 2011).
В соответствии с требованиями ФГОС НОО, учитель должен уделять особое внимание патриотическому воспитанию младших школьников. Поэтому встает вопрос эффективности использования средств патриотического воспитания с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста. Мы полагаем, что одним из таких средств может стать музейная педагогика. Это средство представляется наиболее доступным, простым и интересным как для восприятия детьми, так и с точки зрения его использования в воспитательной работе.
Музейная педагогика в наши дни - это наиболее активно развивающееся направление деятельности, которое все чаще включается в современный учебный процесс. Музейно-педагогическая технология снабжает педагога новыми эффективными методами обучения и воспитания на основе использования музейного материала в образовательном процессе, позволяет сделать жизнь ребёнка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт в руки новый инструмент для познания мира (Кондакова, 2012, 48).
В условиях школы следует выделять специальные помещения и мастерские для занятия учащихся различными видами творчества, кружков, организации музеев детского творчества, а также хранилищ и экспозиционных коллекций музейных экспонатов, используемых в качестве дидактического материала. Нельзя не согласиться с утверждением, что патриотическое воспитание школьников в процессе координации взаимодействия музея и школы, способствует не только образовательно- воспитательным целям, но и формированию научного мировоззрения молодёжи (Столяров, 2002, 40).
В то же время следует отметить, что целостная научная концепция формирования гражданина России в современных условиях еще не создана. Данная проблема не нашла пока должного отражения в современных психолого-педагогических исследованиях.
В основу нашей работы легли ведущие идеи исследований по проблемам патриотического воспитания и музейной педагогики. В российской науке проблеме патриотического воспитания посвящено немало исследований. Выдающиеся педагоги В.И. Лутовинов, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, И.Ф. Харламов и др. считали патриотизм, стремление человека к процветанию Родины основой его духовной жизни. В зарубежной педагогике вопросы патриотического воспитания рассматривались в трудах Демокрита, К.А. Гельвеция, Я.А. Коменского и других.
Главная цель использования средств музейной педагогики в патриотическом воспитании заключается в формировании у ребенка способности к творческому восприятию мира, органичного включения его в культурную сферу (Морозова, 2006, 43).
В исследованиях Н.Л. Кульчинской, Н.Г. Макаровой, Л.М. Поплевиной музей рассматривается как ценностный ориентир и специальный культурный механизм, благодаря которому происходит патриотическое воспитание школьников.
Следовательно, наблюдается противоречие между потребностью совершенствования патриотического воспитания детей младшего школьного возраста соответственно новым требованиям развития российского общества на современном этапе и недостаточностью разработанности вопроса использования музейной педагогики как одного из эффективных средств патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в современной психолого-педагогической теории.
Проблема исследования: каковы педагогические условия
патриотического воспитания младших школьников средствами музейной педагогики.
Решение проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия патриотического воспитания младших школьников средствами музейной педагогики.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что патриотическое воспитание младших школьников средствами музейной педагогики будет эффективным, если:
- используются возможности региональных музеев для формирования интереса и уважительного отношения к культуре своего народа, родной природе, традициям;
- средства музейной педагогики применяются в разных видах детской деятельности, самостоятельно и в комплексе с другими средствами.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования, нами были определены следующие задачи:
1) раскрыть сущность патриотического воспитания младших школьников;
2) выявить особенности использования средств музейной педагогики в патриотическом воспитании младших школьников;
3) провести диагностику уровня сформированности патриотической воспитанности младших школьников;
4) организовать и провести экспериментальную работу по патриотическому воспитанию младших школьников средствами музейной педагогики.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы,
изучение педагогического опыта;
- эмпирические: педагогический эксперимент, тестирование,
анкетирование, наблюдение;
- методы математической обработки данных.
База исследования: МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа им. А.Д. Бондаренко Волоконовского района Белгородской области», 3 класс.
Апробация и внедрение результатов исследования: результаты исследования докладывались на Всероссийской конференции с международным участием «Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве» (Белгород, 2015 год); на областной конференции «Мой край - родная Белгородчина» (опыт внедрения интегрированного курса «Белгородоведение» в образовательных организациях области) (Белгород, 2015 год); студенческой научной конференции по итогам НИРС за 2015 год в рамках Научной сессии НИУ «БелГУ» (Белгород, 2016 год).
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении обоснована актуальность исследования, определены проблема, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования.
В первой главе «Теоретические основы патриотического воспитания младших школьников средствами музейной педагогики» мы рассмотрели сущность патриотического воспитания, теоретические предпосылки обоснованности проблемы и особенности патриотического воспитания младших школьников средствами музейной педагогики.
Во второй главе «Экспериментальная работа по патриотическому воспитанию младших школьников средствами музейной педагогики» описана диагностика патриотической воспитанности младших школьников, экспериментальная работа по патриотическому воспитанию младших школьников в процессе использования средств музейной педагогики.
В заключении сделаны выводы о проделанной работе.
Библиографический список включает 50 источников.
Приложение включает в себя диагностические материалы, конспекты занятий.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение психолого-педагогической литературы позволило нам сделать вывод о том, что проблема патриотического воспитания младших школьников является одной из актуальных проблем современного общества.
В ходе исследования были решены теоретические и практические задачи.
На основе изучения психолого-педагогической литературы мы сделали вывод, что патриотическое воспитание представляет собой воспитание, направленное на формирование чувства любви к Родине, патриотической культуры и межнациональной толерантности, реализуемое на различных уровнях функционирования системы образования. В процессе патриотического воспитания решаются такие задачи, как формирование национального самосознания, приобщение подрастающего поколения к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры своего Отечества, создание конкретных условий для проявления гражданственности, патриотизма.
При этом приобщение к культуре и истории своего народа, патриотическое воспитание целесообразно начинать уже в младшем школьном возрасте, когда у детей формируется способность к усвоению достаточно абстрактных понятий. Именно поэтому патриотическое воспитание можно рассматривать как важную задачу, стоящую перед образовательными учреждениями. Патриотическое воспитание младших школьников должно строиться c учётом возрастных психологических особенностей детей. Почти всеми исследователями выделяются 3 компонента патриотической воспитанности младших школьников: когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-ценностный, поведенческий.
Использование средств музейной педагогики в патриотическом воспитании школьников способствует решению приоритетных задач, стоящих перед современной школой в рамках реализации ФГОС НОО второго поколения. В результате использования средств музейной педагогики в патриотическом воспитании у младших школьников расширяются знания о прошлом нашей Родины, о жизни людей. Это способствует воспитанию преданности и любви к своей семье, малой Родине, народу, развитию умения дружить, трудиться на благо общества. Систематическое использование средств музейной педагогики поможет делу патриотического воспитания школьников.
В экспериментальной части исследования описана экспериментальная работа по патриотическому воспитанию младших школьников в процессе использования средств музейной педагогики.
Диагностика уровня патриотической воспитанности младших школьников показала необходимость разработки системы внеурочных занятий с использованием средств музейной педагогики, направленных на патриотическое воспитание младших школьников. После проведения системы занятий была выявлена положительная динамика сформированности патриотической воспитанности младших школьников.
Наша гипотеза о том, что патриотическое воспитание младших школьников средствами музейной педагогики будет эффективным, если используются возможности региональных музеев для формирования интереса и уважительного отношения к культуре своего народа, родной природе, традициям; средства музейной педагогики применяются в разных видах детской деятельности, самостоятельно и в комплексе с другими средствами, оказалась верной.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.
Наше исследование не претендует на окончательное решение проблемы патриотического воспитания младших школьников средствами музейной педагогики и может быть продолжено в дальнейшем.



1. Адаменко С. Воспитываем патриотов России / С. Адаменко // Народное образование. - 2005. - № 4. - С. 100-106.
2. Божович Л.И. Изучение мотивации детей и подростков / Л.И. Божович. - М.: Педагогика, 1972. - 276 с.
3. Борисова Е.А. Патриотическое воспитание детей с нарушениями речи: автореф. дис. ... канд. пед. наук./ Елена Анатольевна Борисова - Москва, 2010, 24 с.
4. Буторина Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина. - СПб: КАРО, 2004. - 224 с.
5. Вороненко А.Г. Модель школьной системы патриотического воспитания учащихся / А.Г. Вороненко. - Тюмень: ТГПУ, 2005. - 135 с.
6. Воронова Е.Н. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры: метод. пособие / Е. Н. Воронова. - М.: Гардарики, 2008. - 153 с.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1967. - 509 с.
8. География Белгородской области: Учебное пособие. Часть первая: Природа; Часть вторая: Население и хозяйство/3-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во МГУ, 2008. - 136 с.
9. Голованова Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема / Н.Ф. Голованова. - СПб: Специальная литература, 2007. - 150 с.
10. Дамаданова С.Р. Художественная культура Дагестана в системе вузовского образования республики / С.Р. Дамаданова. - Махачкала, 2005. - 299 с.
11. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников /Г. Ефремова // Воспитание школьников. - 2005. - № 8. - С. 71 - 78.
12. Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе / Н.А. Ивашкина // Начальная школа. - 2007.- № 7. - С. 29 - 33.
13. Ильин И.А. Путь к очевидности / И. А. Ильин. - М.: Республика, 1993. - 278 с.
14. Касимова Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 64 с.
15. Кондакова Е.П. Формирование готовности учителя к использованию средств музейной педагогики в начальной школе: монография / Е.П. Кондакова, Т.М. Стручаева. - Белгород: Изд-во БелИПКППС, 2012. - 127 с.
16. Кормакова В.Н. Основы дидактики: Учебное пособие / В.Н. Кормакова.
- Белгород, 2007. - 152 с.
17. Кульчинская Н.Л. Эстетическое воспитание и детская музейная педагогика (зарубежный опыт)/ Н.Л. Кульчинская. - М.: Просвещение, 1990. - 100 с.
18. Леонтьев А.А. Патриотическое воспитание и национальное
образование / А.А. Леонтьев // Начальная школа: плюс и минус. - 2002.
- №4. - С.4 - 6.
19. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России / В.И. Лутовинов // Педагогика. - 2006. - № 3. - С. 52 - 56.
20. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей / А.С. Макаренко // Избранные пед. соч.: в 2-х т. Т. 2. - М.: Правда, 1986. - 231 с.
21. Макарова Н.Г. Музей как социально-эстетический феномен: автореф. дис. ... канд. филос. наук / Надежда Генадьевна Макарова. - Москва, 1987. - 25 с.
22. Медведева Е.Б. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: / Е.Б. Медведева. - М.: ИПРИКТ, 1997. - 256 с.
23. Морозова А.Н. Музейная педагогика: Из опыта методической работы / А.Н. Морозова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 209 с.
24. Музейная педагогика: Междисциплинарные диалоги / Первая тетрадь.
- СПб, 1998. - 302 с.
25. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе / В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1990. - 111с.
26. Никишин Н.А. Музейные средства; знаки и символы / Н.А. Никишин. - М.: Владос, 1997. - 216 с.
27. Николаев Г.Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных объединениях / Г.Г. Николаев. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. - 134 с.
28. Овчинникова Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики / Н.П. Овчинникова // Педагогика. - 2007. - №1. - С. 93 - 102.
29. Павлова М.Б. Метод проектов в начальной школе / М.Б. Павлова. - М.: Вентана-Графф, 2003. - 230 с.
30. Приставкина Т.А. Школьный музей: теория и практика: учебно-методическое пособие/ Т.А. Приставкина. - Белгород, 2007. - 176 с.
31. Программа гражданско-патриотического воспитания детей и
молодежи: Из опыта работы Дворца творчества детей и молодежи на Миуссах (г. Москва) / Сост. и ред. Г.С. Семенова. - М.: Школьная пресса. - 2008. - С. 49 - 53.
32. Раджабов И.М. Эстетическое воспитание школьников средствами музейной экспозиции / И.М. Раджабов. - Уфа, 2013. - 250 с.
33. Раджабов И.М. Музейная экспозиция как средство приобщения
школьников к художественной культуре / И.М. Раджабов. - Махачкала, 2003. - 246 с.
34. Разгон А.М. Музейный предмет как исторический источник/
А.М. Разгон. - М.: Школьная пресса, 1994. - 185 с.
35. Разумный В.А. Эстетическое воспитание: Взаимодействие
общеобразовательных школ и учреждений культуры/ В.А. Разумный// Социологические исследования. - 1984. - №5 - С. 90-91.
36. Сафонова Л.А. Создание предметно-пространственной развивающей среды при посещении музеев / Л.А. Сафонова// Начальная школа. - 2014. - №7. - С.66-67.
37. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие / В.А. Сластенин. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 576 с.
38. Следзевский И.В. Основные направления гражданско-патриотического воспитания / И.В. Следзевский // Внешкольник. - 2007. - №1. - С. 25 -
39. Столяров Б.А. Музей в пространстве художественной культуры и образования: учебное пособие / Б.А. Столяров. - СПб, 2007. - 340 с.
40. Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: история и современность/ Б.А. Столяров // Воспитание школьников. - 2002. - №7. - С.37 - 43.
41. Стручаева Т.М. Музейная педагогика в образовательном пространстве школы и вуза: учебное пособие / Т.М. Стручаева. - Белгород- Мелитополь: БелИПКППС, 2013. - 140 с.
42. Сухомлинский В.А. Воспитание советского патриотизма у
школьников: Из опыта работы сельской школы / В.А. Сухомлинский. - М.: Учпедгиз, 1959. -148 с.
43. Сухомлинский В.А. Родина в сердце / В.А. Сухомлинский. - М.: Педагогика, 1980. -175 с.
44. Тэн И. Философия искусства / И. Тэн. - М.: Республика, 1996. - 100 с.
45. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании / К.Д. Ушинский // Собрание соч.: в 6 т. Т. 1. - М.: Педагогика, 2000. - 273 с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2011. - 32 с.
47. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие / И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2003.- 349 с.
48. Харланова Ю.В. Идеи патриотического воспитания в истории педагогической мысли / Ю.В. Харланова // Образование в современной школе. - 2004. - № 4. - С. 52 - 62.
49.Чумалова Т.В. Музейная педагогика как новая образовательная
технология. Проблемы и пути из решения/ Т.В. Чумалова// Музей и общество. Проблемы взаимодействия. - М.: Просвещение, 2001. - 168 с.
50.Шулепова Э.А. Основы музееведения: Учебное пособие /
Э.А. Шулепова. - М.: Едиториал УРСС, 2005. - 504 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ