ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования самостоятельности у старших дошкольников в игровой деятельности 7
1.1. Феномен игровой деятельности дошкольника в истории
педагогических исследований 7
1.2. Структура и содержание понятия «самостоятельность старшего
дошкольника в игровой деятельности» 18
1.3. Современное состояние проблемы формирования самостоятельности у
старших дошкольников 33
1.4. Педагогические условия формирования самостоятельности у детей
старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 44
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 50
2.1. Диагностика уровня сформированности самостоятельности в игровой
деятельности у старших дошкольников 52
2.2. Содержание работы по формированию самостоятельности детей 5-6 лет в
игровой деятельности 63
2.3. Динамика развития самостоятельности в игровой деятельности у
старших дошкольников 68
Заключение 75
Список использованной литературы 78
Приложения
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования самостоятельности у старших дошкольников в игровой деятельности 7
1.1. Феномен игровой деятельности дошкольника в истории
педагогических исследований 7
1.2. Структура и содержание понятия «самостоятельность старшего
дошкольника в игровой деятельности» 18
1.3. Современное состояние проблемы формирования самостоятельности у
старших дошкольников 33
1.4. Педагогические условия формирования самостоятельности у детей
старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 44
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 50
2.1. Диагностика уровня сформированности самостоятельности в игровой
деятельности у старших дошкольников 52
2.2. Содержание работы по формированию самостоятельности детей 5-6 лет в
игровой деятельности 63
2.3. Динамика развития самостоятельности в игровой деятельности у
старших дошкольников 68
Заключение 75
Список использованной литературы 78
Приложения
Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются основной стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено особое внимание. Самым важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность. Ее значение для развития ребенка отмечали И.К. Крупская, А.С. Макаренко. С.Л. Рубинштейн указывал, что самостоятельность - это общественное проявление личности, характеризующее тип ее отношения к труду, людям, обществу. В советской науке изучение самостоятельности было тесно связано с разработкой теории воли (А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, В.И. Селиванов, Ю.Н. Дмитриев и др.).
В дошкольной педагогике формирование самостоятельности у детей рассматривали психологи и педагоги (Л.А. Порембская, Ф.В. Изотова, Н.А. Ветлугина, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддьяков и др.). Специалисты отмечают, что показателями самостоятельности в дошкольном возрасте выступают: стремление к решению задач деятельности без помощи других людей, умение поставить цель деятельности, умение осуществить элементарное планирование, умение реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, проявление инициативы и творчества в решении задач.
Самостоятельность — волевое качество личности, проявляющееся в умении по своей инициативе ставить цели, находить пути их достижения и почти выполнять принятые решения. Самостоятельный человек не поддается попыткам склонить его к действиям, не согласующимся с его взглядами.
В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей и личности в целом.
Игра способствует развитию активности и инициативы. Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.).
Таким образом, можно отметить то что, сущность проблемы заключается во влиянии игры на формирование самостоятельности ребенка, творческих возможностей, личностных качеств. Игра формирует благоприятный эмоциональный климат, в котором все без исключения психические процессы протекают более энергично. Использование игровых приемов и методов, их очередность и связь будут способствовать в решении этой проблемы.
Мы пришли к выводу, что необходимо разнообразить формы работы направленные на формирование у детей волевых качеств: инициативности и самостоятельности посредством игровой деятельности.
Нами была поставлена цель и определены задачи для осуществления работы по развитию у детей самостоятельности.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности темы работы.
Проблема исследования: при каких педагогических условиях формируется самостоятельность у старших дошкольников.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования самостоятельности старших дошкольников в игровой деятельности.
Предмет исследования: педагогические условия формирования самостоятельности у старших дошкольников в игровой деятельности.
Гипотеза исследования: процесс формирования самостоятельности у старших дошкольников в игровой деятельности будет эффективен при следующих педагогических условиях:
1) учить детей распределять роли с помощью элементов детской субкультуры (считалок, жеребьевок, закличек и др.);
2) опираться на содержание современных мультфильмов при выборе детьми роли, сюжета, замысла игры;
3) обогащать предметно-пространственную развивающую среду для развития замысла игры (игрушки-самоделки, атрибуты для игр «супермаркет», «кафе» и др.);
4) придумывать совместно сюжет игры на основе реальных и вымышленных историй из жизни воспитателей и детей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности формирования самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности в истории педагогических исследований.
2. Раскрыть сущность и содержание понятия «самостоятельность» дошкольника в игровой деятельности.
3. Обосновать педагогические условия формирования самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
4. Определить уровень сформированности самостоятельности в игровой деятельности у старших дошкольников
5. Описать работу по формированию самостоятельности детей 5-6 лет в игровой деятельности
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование, количественный и качественный анализ полученных результатов.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, содержание; первая глава; вторая глава; заключение; список использованной литературы; приложение.
База исследования: МБДОУ д/с «Центр развития ребёнка» № 57 г. Белгород, 20 детей старшего дошкольного возраста.
В дошкольной педагогике формирование самостоятельности у детей рассматривали психологи и педагоги (Л.А. Порембская, Ф.В. Изотова, Н.А. Ветлугина, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддьяков и др.). Специалисты отмечают, что показателями самостоятельности в дошкольном возрасте выступают: стремление к решению задач деятельности без помощи других людей, умение поставить цель деятельности, умение осуществить элементарное планирование, умение реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, проявление инициативы и творчества в решении задач.
Самостоятельность — волевое качество личности, проявляющееся в умении по своей инициативе ставить цели, находить пути их достижения и почти выполнять принятые решения. Самостоятельный человек не поддается попыткам склонить его к действиям, не согласующимся с его взглядами.
В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей и личности в целом.
Игра способствует развитию активности и инициативы. Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.).
Таким образом, можно отметить то что, сущность проблемы заключается во влиянии игры на формирование самостоятельности ребенка, творческих возможностей, личностных качеств. Игра формирует благоприятный эмоциональный климат, в котором все без исключения психические процессы протекают более энергично. Использование игровых приемов и методов, их очередность и связь будут способствовать в решении этой проблемы.
Мы пришли к выводу, что необходимо разнообразить формы работы направленные на формирование у детей волевых качеств: инициативности и самостоятельности посредством игровой деятельности.
Нами была поставлена цель и определены задачи для осуществления работы по развитию у детей самостоятельности.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности темы работы.
Проблема исследования: при каких педагогических условиях формируется самостоятельность у старших дошкольников.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования самостоятельности старших дошкольников в игровой деятельности.
Предмет исследования: педагогические условия формирования самостоятельности у старших дошкольников в игровой деятельности.
Гипотеза исследования: процесс формирования самостоятельности у старших дошкольников в игровой деятельности будет эффективен при следующих педагогических условиях:
1) учить детей распределять роли с помощью элементов детской субкультуры (считалок, жеребьевок, закличек и др.);
2) опираться на содержание современных мультфильмов при выборе детьми роли, сюжета, замысла игры;
3) обогащать предметно-пространственную развивающую среду для развития замысла игры (игрушки-самоделки, атрибуты для игр «супермаркет», «кафе» и др.);
4) придумывать совместно сюжет игры на основе реальных и вымышленных историй из жизни воспитателей и детей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности формирования самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности в истории педагогических исследований.
2. Раскрыть сущность и содержание понятия «самостоятельность» дошкольника в игровой деятельности.
3. Обосновать педагогические условия формирования самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
4. Определить уровень сформированности самостоятельности в игровой деятельности у старших дошкольников
5. Описать работу по формированию самостоятельности детей 5-6 лет в игровой деятельности
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование, количественный и качественный анализ полученных результатов.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, содержание; первая глава; вторая глава; заключение; список использованной литературы; приложение.
База исследования: МБДОУ д/с «Центр развития ребёнка» № 57 г. Белгород, 20 детей старшего дошкольного возраста.
В результате нашего исследования, мы пришли к следующим выводам. Мы изучили понятие «самостоятельность» в педагогических исследованиях, и в контексте нашего изучения под определением «самостоятельность ребенка старшего дошкольного возраста» мы будем понимать стремление дошкольника осуществлять действия без помощи других, вносить компоненты новизны и творчества в собственную деятельность, иметь личные (самостоятельные) суждения; осуществлять контроль и вносить поправки в свою деятельность; справедливо оценивать её итоги; предсказывать (составлять план) собственную деятельность.
Мы выделили отличительные черты развития самостоятельности детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении в игровой деятельности, такие как: способность составлять план и осуществлять поставленные цели без указаний и помощи педагога; умение находить новые знания, основываясь на приобретенный опыт; способность преодолевать трудности при выполнении задач.
Изучение проблемы самостоятельности, рассматривались учеными в различных аспектах. Исследуются: сущность самостоятельности, ее природа (Г.А. Балл, П.И. Пидкасистый, А.Г. Хрипкова); структура и соотношение компонентов самостоятельности (Ю.Н. Дмитриева, Г.Н. Година, Т.Г. Гуськова); этапы, условия и методы развития самостоятельности (З.В. Елисеева, Н.С. Кривова, А.А. Люблинская, К.П. Кузовкова); взаимосвязь самостоятельности с различными психическими процессами (Т.И. Горбатенко, Д.В. Ольшанский, Н.А. Цыркун); значение и роль самостоятельности как фактора адаптации к дошкольному образовательному учреждению (Т.Н. Филютина).
Первые проявления самостоятельности рассматривали следующие педагоги и психологи: Н.М. Аксарина, Б.Г. Ананьев, Р.С. Буре, Е.Н. Герасимова, СМ. Кривина, М.И. Лисина и др. Развитие самостоятельности, как и личности в целом, осуществляется в коллективной сюжетно-ролевой игре (Д.Б. Эльконин, А.П. Усова, Д.В. Менджерицкая, Н.М. Михайленко и др. О необходимости ее формирования говорили многие авторы, рассматривая разнообразные средства ее развития.
На основе анализа научной литературы мы выделили педагогические условия, способствующие формированию самостоятельности в игровой деятельности у старших дошкольников:
1) учить детей распределять роли с помощью элементов детской субкультуры (считалок, жеребьевок, закличек и др.);
2) опираться на содержание современных мультфильмов при выборе детьми роли, сюжета, замысла игры;
3) обогащать предметно-пространственную развивающую среду для развития замысла игры (игрушки-самоделки, костюмы по профессиям, атрибуты для игр «супермаркет», «кафе» и др.);
4) придумывать совместно сюжет игры на основе реальных и вымышленных историй из жизни воспитателей и детей.
Мы провели опытно - экспериментальную работу и определили уровни по формированию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности в старшей группе.
В результате мы получили такие данные: на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы низкий уровень самостоятельности показали 3 дошкольника (15%); средний уровень самостоятельности у 10 дошкольников (50%); высокий уровень самостоятельности имеют 7 дошкольника (35%).
На дальнейшем этапе опытно-экспериментальной части мы провели работу на формирование самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Сформировали у старших дошкольников умение самостоятельно планировать и осуществлять игровую деятельность, проявляя при этом творческую инициативу. Обучали старших дошкольников самостоятельно выполнять игровые действия, преодолевать трудности и добиваться конечной цели. Расширяли кругозор старших дошкольников через обогащение предметно - пространственной среды, обсуждение мультфильмов и сказок.
По окончании формирующего этапа опытно-экспериментальной работы, мы провели повторную диагностику самостоятельности, используя методику и методы констатирующего этапа работы, анализ результатов показал, что произошла значительная динамика уровней развития самостоятельности: низкий уровень самостоятельности показал один дошкольник (5%); средний уровень самостоятельности у 11 дошкольников (55%); высокий уровень самостоятельности продемонстрировали 8 дошкольника (45%).
Исходя из того, что произошла положительная динамика в формировании самостоятельности дошкольников, можно утверждать, что предложенные нами формы и способы работы в процессе опытно-экспериментальной работы способствуют формированию их самостоятельности в игровой деятельности. В целом, проделанная экспериментальная деятельность дает возможность сделать вывод о том, что заявленные педагогические условия гипотезы нашли свое подтверждение.
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась, все поставленные задачи решены, наметились перспективы дальнейшего работы в данном направлении.
Мы выделили отличительные черты развития самостоятельности детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении в игровой деятельности, такие как: способность составлять план и осуществлять поставленные цели без указаний и помощи педагога; умение находить новые знания, основываясь на приобретенный опыт; способность преодолевать трудности при выполнении задач.
Изучение проблемы самостоятельности, рассматривались учеными в различных аспектах. Исследуются: сущность самостоятельности, ее природа (Г.А. Балл, П.И. Пидкасистый, А.Г. Хрипкова); структура и соотношение компонентов самостоятельности (Ю.Н. Дмитриева, Г.Н. Година, Т.Г. Гуськова); этапы, условия и методы развития самостоятельности (З.В. Елисеева, Н.С. Кривова, А.А. Люблинская, К.П. Кузовкова); взаимосвязь самостоятельности с различными психическими процессами (Т.И. Горбатенко, Д.В. Ольшанский, Н.А. Цыркун); значение и роль самостоятельности как фактора адаптации к дошкольному образовательному учреждению (Т.Н. Филютина).
Первые проявления самостоятельности рассматривали следующие педагоги и психологи: Н.М. Аксарина, Б.Г. Ананьев, Р.С. Буре, Е.Н. Герасимова, СМ. Кривина, М.И. Лисина и др. Развитие самостоятельности, как и личности в целом, осуществляется в коллективной сюжетно-ролевой игре (Д.Б. Эльконин, А.П. Усова, Д.В. Менджерицкая, Н.М. Михайленко и др. О необходимости ее формирования говорили многие авторы, рассматривая разнообразные средства ее развития.
На основе анализа научной литературы мы выделили педагогические условия, способствующие формированию самостоятельности в игровой деятельности у старших дошкольников:
1) учить детей распределять роли с помощью элементов детской субкультуры (считалок, жеребьевок, закличек и др.);
2) опираться на содержание современных мультфильмов при выборе детьми роли, сюжета, замысла игры;
3) обогащать предметно-пространственную развивающую среду для развития замысла игры (игрушки-самоделки, костюмы по профессиям, атрибуты для игр «супермаркет», «кафе» и др.);
4) придумывать совместно сюжет игры на основе реальных и вымышленных историй из жизни воспитателей и детей.
Мы провели опытно - экспериментальную работу и определили уровни по формированию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности в старшей группе.
В результате мы получили такие данные: на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы низкий уровень самостоятельности показали 3 дошкольника (15%); средний уровень самостоятельности у 10 дошкольников (50%); высокий уровень самостоятельности имеют 7 дошкольника (35%).
На дальнейшем этапе опытно-экспериментальной части мы провели работу на формирование самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Сформировали у старших дошкольников умение самостоятельно планировать и осуществлять игровую деятельность, проявляя при этом творческую инициативу. Обучали старших дошкольников самостоятельно выполнять игровые действия, преодолевать трудности и добиваться конечной цели. Расширяли кругозор старших дошкольников через обогащение предметно - пространственной среды, обсуждение мультфильмов и сказок.
По окончании формирующего этапа опытно-экспериментальной работы, мы провели повторную диагностику самостоятельности, используя методику и методы констатирующего этапа работы, анализ результатов показал, что произошла значительная динамика уровней развития самостоятельности: низкий уровень самостоятельности показал один дошкольник (5%); средний уровень самостоятельности у 11 дошкольников (55%); высокий уровень самостоятельности продемонстрировали 8 дошкольника (45%).
Исходя из того, что произошла положительная динамика в формировании самостоятельности дошкольников, можно утверждать, что предложенные нами формы и способы работы в процессе опытно-экспериментальной работы способствуют формированию их самостоятельности в игровой деятельности. В целом, проделанная экспериментальная деятельность дает возможность сделать вывод о том, что заявленные педагогические условия гипотезы нашли свое подтверждение.
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась, все поставленные задачи решены, наметились перспективы дальнейшего работы в данном направлении.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
СОЦИАЛЬНЫХ АКЦИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Воспитание самостоятельности у старших дошкольников
средствами изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования экологической культуры у дошкольников в процессе ознакомления с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017



