Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТРАНСФОРМАЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ США ПОСЛЕ 11 СЕНТЯБРЯ 2001 ГОДА И ВОЙНЫ В ИРАКЕ И АФГАНИСТАНЕ

Работа №67386

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы73
Год сдачи2020
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
428
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Антитеррористическая кампания США в Афганистане: война против
терроризма и создание демократического государства 14
1.1 История политики США в Афганистане 1979-2001 г 14
1.2 Ввод войск США в Афганистан и свержение режима «Талибан» 22
1.3 Проблемы послевоенного Афганистана и американская стратегия
построения нового государственного режима 25
1.4 Смена администрации в Белом доме и процесс вывода войск из
Афганистана 33
2 США против Ирака: поиски оружия массового поражения и война с тиранией 38
2.1 Итоги войны в Персидском заливе и дипломатическая кампания против
режима С. Хусейна 38
2.2 Ввод войск США в Ирак и проблемы создания нового государственного
режима 43
2.3 Смена военно-политической стратегии США на фоне эскалации
гражданского конфликта в Ираке 50
2.4 Вывод войск из Ирака и народные волнения на Арабском Востоке 55
Заключение 60
Список использованных источников и литературы 66
Список сокращений и условных обозначений 73

В современном мире Соединенные Штаты Америки - наиболее влиятельное и политически активное государство. С середины прошлого столетия и по наши дни первостепенной задачей США является сохранение и наращивание собственной мощи в системе международных отношений. Основными инструментами для реализации такой стратегии служат войны в важных стратегических точках мира, контроль над которыми позволяет американской державе сохранять влияние на целые регионы и страны.
XXI столетие началось для США с великой трагедии. Теракты 11 сентября 2001 г. шокировали весь мир, став беспрецедентным в истории по количеству людских жертв и масштабу разрушений. Террористические акты не только глубоко озадачили американское сообщество и поставили под сомнение эффективность национальной безопасности, но предопределили курс внешней политики страны на несколько десятилетий вперёд. Новыми «горячими точками» стали Афганистан и Ирак, где американские вооруженные силы, при поддержке стран Запада и отдельных стран остального мира, вступили в борьбу с местными политическими режимами.
Исследования закономерностей и последствий трансформации внешней политики США после терактов 11 сентября 2001 г. носят актуальный характер, являясь ключом к объяснению современных процессов на международной арене. Во-первых, следует сказать, что антитеррористические кампании США в Афганистане и Ираке являются типологически новыми войнами, что говорит об их малоизученности и непредсказуемости. Между тем аналогичные горячие точки продолжают регулярно потрясать мир, что обуславливает практическую необходимость в изучении подобных конфликтов на основе богатого американского опыта. Во-вторых, события 11 сентября 2001 г. и военные операции США в Афганистане и Ираке определили явление «терроризм» в качестве главной международной проблемы на многие десятилетия. Сегодня террористические организации по-прежнему представляют масштабную угрозу для целых стран и народов, что определяет прямую потребность в анализе мотивов, целей и условий возникновения оных, для формирования эффективной модели международного сопротивления. В-третьих, военные конфликты в Афганистане и Ираке являются показательным примером стремления США установить проамериканские режимы в странах третьего мира и экспортировать идеи демократии на целые регионы. По сей день, данная стратегия занимает солидную нишу во внешнеполитической доктрине Вашингтона, переопределяя зарождение наиболее острых современных международных конфликтов. В довершение необходимо отметить, что исследования войн в Афганистане и Ираке дают возможность проанализировать и спрогнозировать сроки стабилизации или дестабилизации ситуации в Средней Азии и на Ближнем Востоке. Данные регионы на сегодняшний день являются основной площадкой для взаимодействия и противостояния крупных держав, а значит, именно от положения дел на этих территориях, во многом зависит дальнейшее устройство международной системы отношений.
Историографию по данной тематике можно разделить на две условные части: общетеоретические и историко-политические. Общетеоретические труды направлены на всестороннее изучение структуры и особенностей системы международных отношений в эпоху войн в Афганистане и Ираке. Историко-политические работы посвящены основам внешней политики США и специфике курсов администраций Дж. Буша и Б. Обамы.
Центральное место в области общетеоретических исследований по данной теме занимают труды по истории международных отношений, конфликтологии и теории ассиметричных войн. Представители данных научных областей изучают региональные конфликты, анализируют политические стратегии и разбирают особенности военно-тактических установок. Значительный пласт трудов в данном направлении имеется в отечественной историографии. В конце 90-ых годов международные отношения стали одной из самых востребованных направлений в российской исторической науке, породив множество научных исследований в области американистики и востоковедения. Отдельного упоминания заслуживает третий том фундаментальной научной работы «Системная история международных отношений», выпущенная под редакцией профессора МГИМО А.Д. Богатурова. В этом исследовании коллектив авторов задействовал огромный исторический материал, проследив трансформацию системы международных отношений после второй мировой войны. В книге детально проанализированы крупные международные конфликты второй половины XX в., а так же их прямое влияние на изменения мирового устройства.
В монографии профессора института США и Канада РАН В.А. Кременюка «Международные конфликты: проблемы управления и контроля» проводится системный анализ международных процессов в эпоху глобализации. Особое внимание В.А. Кременюк уделяет межгосударственным конфликтам, а именно их причинам, вариативности течения и способам урегулирования 2. Центральная мысль автора заключается в том, что современные военные столкновения не могут являться способами разрешения проблем и двигателями прогресса.
Помимо вышеперечисленных российских американистов, можно отметить и работы директора центра международных исследований МГИМО М.А. Хрусталёва, автора монографии «Анализ международных ситуаций и политическая экспертиза». Книга представляет собой обобщающий сборник размышлений на основе личного опыта Хрусталёва, некогда одного из ведущих сотрудников системы аналитического обеспечения СССР, а потом и России. Книга предлагает системный подход к изучению политических процессов, посвящает основам прогнозирования и предлагает варианты дальнейшего устройства общемирового порядка.
Огромное количество научных исследований в данной области представлено в зарубежной историографии. Одним из ведущих умов в этом направлении является Т. Дейбель. В фундаментальной работе «Foreign Affairs Strategy. Logic of American Statecraf» он наглядно продемонстрировал эволюцию стратегической мысли США, описав и проанализировав успехи и провалы американцев в локальных конфликтах. Т. Дейбель попытался вывести наиболее эффективную модель поведения крупных держав в региональных военных столкновениях, в перспективе способной обеспечить защиту государственных интересов максимально безопасным и практичным способом.
Авторитетное имя в конфликтологии имеет профессор Джорджтаунского университета Б. Хофман, который является автором знаменитой работы «Inside Terrorism. Revised and Expanded Edition». В книге профессор отслеживает истоки зарождения терроризма, объясняет мотивы преступных организаций и подробно описывает методы и технологии боевиков. Главными причинами возникновения террористических группировок и актов Хофман считает региональные конфликты, которые чаще всего появляются на этнической и конфессиональной почве. В качестве примера профессор приводит события в Палестине, Северной Ирландии, Кипре, Афганистане и Ираке.
Одной из наиболее известных исследований по тематике ассиметричных войн является книга профессора университета Джорджа Вашингтона С. Байдла «Military Power: Explaining Victory and Defeat in Modern Battle» . Байдл на примере малых войн объясняет, почему мощные государства с огромными армиями и передовыми технологиями терпят неудачи в конфликтах с малоразвитыми странами. Профессор утверждает, что ошибки крупных держав кроются в слабой стратегии, которая зачастую игнорирует географические, этнические и конфессиональные особенности регионов.
Другой видный специалист по данной проблеме профессор университета Брауна И. Аррегин-Тофт является автором работы «How the Weak Win Wars: A Theory of Asymmetric Conflict. Аррегин-Тофт занимается изучением теории ассиметричных войн, раскрывая отличительные черты подобных конфликтов. Ученый утверждает, что ассиметричные военные столкновения разительно отличаются от «классических войн», и требуют совершенно других методов для победы . Подкрепляя слова доказательствами, он демонстрирует, как новый подход позволил США за несколько месяцев одержать победу в Афганистане, в то время как СССР в течение 10 лет не мог управиться с этой страной.
На сегодняшний день существует огромное количество литературы по историко-политической эволюции США в годы правления Дж. Буша и Б. Обамы. Однако отечественная историография располагает малым числом научных трудов, посвященных данным периодам. Уместно упомянуть коллективную монографию «Внешнеполитическая стратегия республиканской администрации США (2001-2002 гг.)» под редакцией В.А Кременюка и П.Т. Подлесного. В данной работе авторы попытались проследить трансформацию внешнеполитического курса администрации Буша от начала президентского срока до терактов 11 сентября 2001 г. Отдельные главы посвящены американо - российским контактам, проанализирована политика США в отношении ЕС и перспективы расширения стран -участниц Североатлантического договора.
Заслуживает внимания работа научного сотрудника Института проблем международной безопасности РАН А.В. Фененко «Теория и практика контрраспространения во внешнеполитической стратегии США». А.В. Фененко затрагивает проблему распространения оружия массового поражения, особое внимание уделяя американским поискам ОМУ в Ираке. Он утверждает, что в начале XXI в. стратегия традиционного «нераспространения» массового оружия сменилась методом «контрраспространения», т.е. изъятия ОМУ у опасных для США режимов. В доказательство данной теории автор приводит события вокруг Ливии, Пакистана, Ирана, Израиля, Саудовской Аравии, КНДР и Индии.
Наиболее подробное научное исследование в отечественной историографии по американским войнам в Афганистане и Ираке провел А.А. Сушенцов. В книге «Малые войны США. Политическая стратегия США в конфликтах в Афганистане и Ираке в 2000-2010-х годах» автор впервые в хронологии отечественной исторической науки провел детальный анализ предпосылок и причин зарождения войн в Центральной Азии и на Ближнем Востоке в XXI в. А.А. Сушенцов наглядно продемонстрировал эволюцию политической мысли США в «войне против терроризма», а также раскрыл причины провала стратегии демократизации «Большого Ближнего Востока».
Множество компетентных исследований по данной тематике можно обнаружить в отечественных журналах, посвященных историко-политическим процессам в международных отношениях. Среди них значимое место занимают: «Международная жизнь», «Индекс безопасности» и «Международные процессы». В данных журналах в разное время публиковались такие отечественные специалисты, как президент «Института Ближнего Востока» Е.Я. Сатановский , посол РФ в Ливане и Египте А.С. Засыпкин , профессор РАН Е.А. Степанова , вице-президент ПИР-центра Г.М. Естафьев, ректор МГУ А.В. Торкунов, заведующий сектором теории политики РАН Э.Г. Соловьев.
Весомую нишу в отечественной историографии по этому периоду занимают сборники статей, где среди них наиболее востребованными являются: «Ближний Восток и современность», «Современный Исламский Восток и страны Запада» и «Востоковедный Сборник». В числе авторов данных коллективных трудов известный отечественный исламовед А.В. Малашенко, ведущий научный сотрудник «Института Ближнего Востока» В.В. Сергеев, доктор исторических наук П.Е. Павлов, российский специалист в области пакистанской политики А.З. Дерябиина.
Зарубежная историография хранит огромное количество научных трудов на тему историко-политической стратегии США в годы президентства Дж. Буша и Б. Обамы. Историографический обзор следует начать с выдающегося американского дипломата и интеллектуала Г. Киссинджера, который много лет проработал в государственном аппарате США, а также написал несколько известных научных работ. В книгах «Мировой порядок» и «Нужна ли Америке внешняя политика?» он даёт анализ американской политике на рубеже веков, выделяя допущенные ошибки и потенциальные ветви развития. Дипломат отмечает, что в последние десятилетия происходит острое столкновение двух порядков: западных принципов и радикального ислама. Киссинджер приходит к заключению, что современное мироустройство нуждается в серьезных изменениях, которые должны произойти исключительно под предводительством США и остальных ведущих держав.
Профессор Техасского университета М. Линд имеет громкое имя в сфере исследований становления и развития внешнеполитической стратегии США. В известной книге «The American Way of Strategy: U.S. Foreign Policy and the American Way of Life» автор анализирует деятельность президентов США от Дж. Вашингтона и Т. Джеферсона до Дж. Буша-мл и Б. Обамы. Центральной идеей трудов М. Линда является мысль об исторической миссии США, которая заключается в сохранении демилитаризованного мира и равновесной системы международных отношений. М. Линд твёрдо уверен, что борьба с империалистическими и военными режимами - залог процветания США.
Пристального внимания заслуживает книга профессора Массачусетского университета Ноама Хомского «Гегемония или борьба за Выживание: стремление США к мировому господству» . В этой книге Хомский называет американскую внешнюю политику традиционно имперской, и подтверждает данные доводы подробными экскурсами в историю. Он проводит детальный анализ карибского, никарагуанского, косовского, афганского и иракского конфликтов, приходя к выводу, что американские правящие круги постоянно стремились и стремятся к мировому господству. Профессор утверждает, что внешняя политика США всегда базировалась на принципах двойной морали, а милитаризация политического курса в годы президентства Дж. Буша стало результатом ослабления социальной системы и демократии в стране.
Одной из наиболее влиятельных исследований в данной сфере является книга профессора политики и международных отношений Пристонского университета Джона Айкенберри «America Unrivaled: The Future of the Balance of Power». По мнению автора, администрация Дж. Буша после событий 11 сентября 2001 г. совершила коренную переориентацию американской внешней политики, полностью переключившись на милитаристские методы. Айкенберри полагает, что Буш нарушил все условные законы геополитических процессов, уничтожив полувековую международную архитектуру. Ученый утверждает, что вторжение в Ирак нанесло огромный удар престижу США на международной арене, а так же поставило под угрозу партнерские соглашения в сфере безопасности с другими государствами. Айкенберри заканчивает книгу словами о том, что США необходимо отказаться от принципов односторонности и принуждения в международных отношениях.
Своеобразную позицию в данной области занимает профессор истории Гарвардского и Оксфордского университетов Нил Фергюсон. В книге «Colossus. The Price of America’s Empire» он считает, что американское государство должно перенять на себя роль могущественного судьи, которую некогда исполняла Британская империя. По этой причине Фергюсон полностью поддержал размещение американского контингента в Афганистане и Ираке, однако оказался разочарован конечным результатом. Автор пришел к выводу, что модель «Американской Империи» разрушилась, потому, что администрация Б. Обамы допустила три большие ошибки: сократила количество военных сил, не сумела до конца убедить американскую общественность в необходимости войны и выделила недостаточно финансовых средств для военных действий.
Немалую популярность по данной тематике имеют работы профессора политологии и международных отношений Калифорнийского университета Амитая Этциони. Он является автором книги «Security First: For a Muscular, Moral Foreign Policy», в которой подробно объясняет и анализирует стратегию администрации Буша. Этциони утверждает, что американское правительство руководствовалось теорией Фрэнсиса Фукуямы, согласно которой только демократические государства и общества способны сосуществовать. Отсюда следует заключение, что жизнь в безопасности способна лишь при полной демократизации мира, которую попробовали осуществить Буш и его команда. Автор считает, что свержение режимов в Афганистане и Ираке стало катастрофической ошибкой, потому как установление демократии невозможно военно-принудительным способом.
Источниковая база по данной теме отличается огромным и разнообразным материалом, который до сих пор продолжает регулярно дополняться новыми данными. Наиболее важными источниками этого периода считаются официальные документы, относящиеся к администрации президента и постановлениям конгресса. Наряду с этим особую ценность для изучения представляют публичные выступления высокопоставленных политических деятелей в печати, предметы обсуждения в научных кругах и материалы дискуссий в прессе. Значимой недооценке подвергаются данные различных телеканалов и интернет-ресурсов, в архивах которых имеются видеозаписи правительственных заседаний, эксклюзивных интервью с первыми лицами и репортажей с места боевых действий. На сегодняшний день основная часть данных документов хранится в цифровом варианте, что заметно стимулирует и облегчает процесс исследования.
Основой изучения трансформации внешней политики США после терактов 11 сентября 2001 г. считаются доктринальные документы американской администрации. За суммарные 16 лет президентств Дж. Буша и Б. Обамы было обнародовано множество подобных доктрин, среди которых важное место занимают: Национальная стратегия безопасности (2002, 2006, 2010) и Национальная военная стратегия (2004), Национальная стратегия победы в Ираке (2005). В качестве дополнительных материалов к вышеперечисленным доктринам, фигурируют инаугурационные речи президентов США2930 и их ежегодные выступления «О положении в стране».
Особое место среди источников занимают резолюции СБ ООН, посвященные положениям в Афганистане и Ираке. На протяжении трех десятилетий международная организация выпускала специальные документы, которые накладывали санкции на политические режимы в Афганистане и Ираке, а так же наделяли США и союзников законным правом вести военные действия на территории этих стран. Наряду с этим, резолюции СБ ООН санкционировали создание новых правительственных режимов и стимулировали сбор средств для восстановления инфраструктуры городов после масштабных военных действий.
Огромное количество американских государственных документов хранится в электронной форме на специализированных сайтах, которыми по отдельности располагают многие правительственные ведомства США. В открытом доступе находятся цифровые библиотеки Конгресса , Белого дома , государственного департамента, службы правительственной отчетности, министерства обороны и федерации американских ученых. Солидное число документов имеется в цифровых архивах на сайтах американских посольств, ресурсах контингента НАТО и портале Организации Объединённых Наций. Множество важных и редких видеоматериалов находится в архиве кабельного телеканала «С-Span», где записаны все официальные мероприятия органов американского государства с конца 1980 -х годов.
Ценным источником являются документы и материалы интернет-ресурса «Wikileaks». Одноименная международная организация с 2006 г. опубликовала миллионы секретных документов, значимая доля которых относится к военным конфликтам США в XXI в. На сайте имеются специальные сборники, посвященные войнам в Афганистане и Ираке. Первый сборник носит название «Дневник Афганской войны », где собрано более 75 тысяч документов периода конфликта, содержащих информацию о боевых спецоперациях, военных преступлениях и несчастных случаях. Во втором сборнике под названием «Иракское досье » размещено около 400 тыс. документов времён войны, включающих данные о гибели тысяч мирных жителей, издевательств над заключенными в тюрьмах, столкновениях между суннитами и шиитами, а также роли Ирана в иракском вопросе. Данные конфиденциальные документы позволяют рассмотреть события в Афганистане и Ираке изнутри, что проливает свет на реальные масштабы войн и людских жертв.
Значительный пласт документальных сборников хранится в электронных архивах различных американских учебных заведений, среди которых наиболее обширным количеством материала располагают университеты Гарварда, Техаса, Мичигана и Восточной Каролины. Основная часть данных коллекций касается военной стратегии США, методам борьбы против терроризма, поискам оружия массового уничтожения в Ираке, политике установления дееспособных правительств и правам человека на войне. Наряду с этим многочисленные библиографические обзоры имеются в политических журнала, где наиболее авторитетными следует считать сборники «Foreign Affairs » и «Small Wars ».
Сверхважным источником считается электронный сборник под названием «Messages to the World », где с помощью многочисленных документов раскрывается идеологии террористических организаций, в частности взгляды многолетнего лидера «Аль-Каида» Усама Бен Ладена. Здесь следует упомянуть и университет Гарварда и Военную Академию США в Вест-Пойнте, где на протяжении нескольких десятилетий ведутся работы в области перевода и комментирования исламистских текстов и видеообращений «Аль-Каиды», «Талибана», «Хезболла» и других крупных террористических группировок.
В качестве отдельного типа источников следует назвать документальные хроники и биографические мемуары. К первому виду относятся заметки военных журналистов, которые лично присутствовали во время боевых действий или разрешения важных политических вопросов. В числе автобиографических книг необходимо отметить воспоминания президента Дж. Буша, государственного секретаря К. Пауэла, советника по национальной безопасности и госсекретаря К. Райс, министра обороны Д. Рамсфельда и главнокомандующего коалиционными силами в Ираке Т. Фрэнкса.
Объект научного исследования: трансформация внешнеполитического курса США после терактов 11 сентября 2001 г.
Предмет научного исследования: антитеррористические военные кампании США в Афганистане и Ираке.
Хронологические рамки исследования обозначены первым и первой половиной второго десятилетий XXI в., куда входят периоды деятельности президентских администраций Дж. Буша и Б. Обамы. Именно в данный временной период произошли теракты 11 сентября 2001 г., а также получили развитие и развязку военные конфликты с участием США на территориях Афганистана и Ирака.
Цель выпускной квалификационной работы: исследование трансформации внешнеполитического курса США после терактов 11 сентября 2001 г., направленного на борьбу против терроризма, и начала политики по созданию демократических режимов в Афганистане и Ираке.
Для раскрытия поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать политику США по отношению к Афганистану и Ираку до терактов 11 сентября 2001 г.;
2) рассмотреть реакцию американского правительства и мирового сообщества на теракты 11 сентября 2001 г.;
3) показать основные стратегические принципы США в борьбе против мирового терроризма;
4) выявить принципы борьбы США против режима «Талибан» в Афганистане;
5) проанализировать принципы американской войны против режима С. Хусейна в Ираке;
6) определить роль и стратегию США в построении новых режимов в Афганистане и Ираке.
В ходе выполнения работы применялись три метода исторических исследований. Историко-генетический метод использовался для анализа эволюции общей внешнеполитической стратегии США в войнах против террора и тирании. Историко-сравнительный метод применялся для выявления схожих и отличных действий США в ходе войн и строительства новых режимов в Афганистане и Ираке. Историко-типологический метод применялся для выявления анализа иерархических, этнических и конфессиональных групп в военных конфликтах в Афганистане и Ираке.
Научное исследование прошло апробацию на всероссийской научной конференции «Мир Евразии: от древности к современности», в рамках которой автор представил статью «Как теракты 11 сентября 2001 года изменили мир: от войны с террором до возникновения ИГИЛ».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Террористические акты 11 сентября 2001 г. - самая масштабная и значимая катастрофа в истории XXI столетия. Этот роковой день навсегда изменил мир, породив многолетние войны и изменив систему международных отношений. Общее число погибших перевалило за тысячи человек, а экономические потери составили сотни миллиардов долларов. Это был самый разрушительный удар по Соединенным Штатам Америки за более чем двухсотлетнюю историю.
События 11 сентября ознаменовали появление нового типа международного терроризма. На смену малочисленным и изолированным террористическим группировкам, пришли целые транснациональные организации, которые располагали собственными территориальными владениями и финансовыми ресурсами. Теперь они имели возможность вести профессиональную подготовку террористов, обучая их пилотированию, пользованию оружием, изготовке взрывчатых веществ, иностранным языкам и другим специализированным навыкам. Однако самое важное изменение произошло в ментальном образе террористов, готовых отныне идти на самопожертвование ради религиозных идей отмщения.
20 сентября 2001 г. президент Дж. Буш выступил в Конгрессе, где официально объявил «войну против террора» и пообещал уничтожить терроризм в «его логове». Военизированный курс республиканской партии получил поддержку со стороны политических конкурентов и американских граждан, которые воодушевленно откликнулись на слоган «Америка в опасности». Данная концепция стала центральной в глобальной стратегии США в первой декаде XXI столетия. Под предлогом уничтожения терроризма, Вашингтон получил моральное право вмешиваться во внутриполитические политические процессы в Центральной Азии, на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В дальнейшем из частей данной идеи республиканская администрация разработала амбициозный проект по «демократизации Большого Ближнего Востока, куда входили планы по смене политических режимов в Ираке, Судане, Сомали, Ираке и Сирии.
Центральными целями США стали Афганистан и Ирак, которые, по мнению Белого дома, представляли наиболее реальную опасность для американской нации. 7 октября 2001 г. объединенные силы США, Великобритании и НАТО под знаменем операции «Несокрушимая свобода» вторглись на территорию Афганистана с целью свержения режима «Талибан» и уничтожения ячеек террористической организации «Аль-Каида». 20 марта 2003 г. армия стран-союзников под лозунгами операции «Иракская свобода» перешла границы Ирака, чтобы уничтожить политическую режим С. Хусейна и создать лояльное демократическое государство.
Для начала полноценных военных операций в Афганистане и Ираке, США сочли необходимым заручиться международной поддержкой - принять соответствующие резолюции и сформировать коалицию в НАТО. Однако если акт о вторжении в Афганистан лишь снискал всеобщее согласие, то вопрос о войне с Ираком стал камнем преткновения между наиболее влиятельными членами североатлантического договора. Франция и Германия выступили категорически против свержения режима С. Хусейна, что породило в Европе самые массовые антивоенные протесты со времен вьетнамской кампании. Раскол в НАТО фактически ознаменовал трансформацию альянса, что первым делом выявилось в отказе в формировании военных коалиций исключительно на основе Вашингтонского соглашения 1949 г. и развитие в сторону создания военного союза «по желанию» каждой отдельной державы.
Подобным образом, в преддверии вторжения в Ирак в 2003 г. США и Британия к собственному удивлению оказались в авангарде коалиции малых государств НАТО, к которым позже присоединились и гораздо более мелкие страны Восточной Европы. Провал при формировании полной коалиции НАТО существенно ударил по репутации американцев, которые в дальнейшем попытались разгладить этот промах, передав в 2003 г. часть полномочий по урегулированию афганского положения союзникам по североатлантическому договору. Новая стратегия была рассчитана на совместную работу США и НАТО в области поддержки безопасности в населенных пунктах и реконструкции наиболее важных государственных отраслей Афганистана. Однако отсутствие успехов на этом пути превращалось в сложный вызов для североатлантической солидарности, что порождало между союзниками новые противоречия.
Первоначальные боевые операции в Афганистане и Ираке прошли с полным успехом, однако со временем американская сторона столкнулась с серьезными трудностями, которые требовали многоуровневых и длительных решений. К середине нулевых годов одновременно в обеих странах случилось слияние международных и гражданских конфликтов, где США приобрела образ очередного суверенного политического субъекта, который фактически оказался в равных условиях с остальными центрами альтернативной автономной власти. Вашингтон стал внутренним участником афганской и иракской политики, наиболее могущественным в военном плане, но лишь «очередным племенем».
После завершения наступательных боевых операций, США придерживались единой стратегии действий в Афганистане и Ираке, которая заключалась в устранении действующих политических режимов и в создании новых проамериканских государств. В результате в Афганистане и Ираке раскрылись острые межэтнические и межконфессиональные конфликты, способствовавшие расколу стран на множество противоборствующих групп. Однако, несмотря на общий концептуальный подход и схожие симптомы потенциальной гражданской войны, общий результат деятельности Вашингтона к концу 2000-х гг. оказался уникальным в каждой стране.
На первых этапах строительства нового Афганистана, Вашингтон столкнулся со сложными этническими противоречиями, которые в исторической ретроспективе протекали между племенами пуштунов, таджиков, узбеков и хазарейцев. Методом проб и ошибок к середине первого десятилетия XXI в. американская сторона сумела разрешить данную проблему, сформировав полиэтническое правительство под предводительством Х. Карзая. Однако одновременно в это время неконтролируемая афгано-пакистанская граница превратилась в очаг возрождения «Талибана», который стал стремительными темпами возвращать былое влияние. В не состоянии окончательно выстроить демократическое государство и уничтожить талибов, республиканская администрация Дж. Буша оказалась в кризисном положении, за годы ожесточенной военной и дипломатической борьбы растеряв смысл первоначальных идей вторжения в Афганистан.
Уничтожение власти С. Хусейна и партии БААС породило в Ираке столкновения между суннитами и шиитами. На фоне активизации деятельности «Аль-Каида» и стычек гражданского населения, Белый дом был фактически вынужден отложить скорые планы по созданию проамериканского Ирака и сформировать временную администрацию во главе с дипломатом П. Бремером. На деле это был грубый геополитический просчет, который стал результатом пренебрежительного отношения республиканской администрации к историческим реалиям иракской государственности.
К концу первого президентского срока Дж. Буша, несмотря на эскалацию партизанской войны и многократное увеличение терактов, республиканцы были вынуждены передать власть в Ираке в руки местного правительства. Это был обыкновенный пиар-ход в рамках предвыборной кампании, который логически не обосновывался реалиями иракского конфликта, так как новоиспеченное правительство было попросту на тот момент не в состоянии контролировать страну. Вторая непростительная ошибка Вашингтона привела к тому, что страна повисла на грани полноценной гражданской войны. Однако новая команда президента Дж. Буша, ведомая К. Райс и Д. Петреусом, сумела проанализировать прошлые провалы, разработав стратегию «Большая волна». За счет увеличения численности военнослужащих коалиция сумела очистить Багдад от террористов и повстанцев, что позволило аппарату Н. аль-Малики взять Ирак под контроль и начать курс на стабилизацию. Эти шаткие и ненадёжные успехи породили у
республиканцев дискуссии о выводе американских войск, что ясно говорило о том, что США морально устали и финансово разочаровались в иракской войне.
Переломный момент в Афганистане и Ираке наступил во второй половине 2000-х гг., когда Белый дом признал, что данные военные конфликты носят асимметричный характер. Под данным предлогом, произошло кардинальное изменение общей стратегии, где от попыток решительной победы в непрекращающейся партизанской войне американцы перешли к идее построения стабильных правительств. Фактически Вашингтон отказался от тактики уничтожения номинальных врагов, а перешел к стратегии формирования проамериканских государств. Это стало первым шагом к переформатированию конфликтов с военного пути на дипломатическую стезю.
С приходом к власти президента Б. Обамы, администрация демократов, памятуя о предвыборных общениях, начала разрабатывать стратегию по окончанию конфликтов в Афганистане и Ираке. Данные мероприятия проходили под созвучным слоганом «ответственное завершение войны», а общий смысл действий заключался в поиске «антивоенных» методов урегулирования афганского и иракского вопросов. Центральная проблема состояла в том, что в результате деятельности республиканцев, в обоих конфликтах сложились схожие тупиковые положения, где фактически ни одна из противоборствующих сторон не могла разрешить войну в свою пользу. Местные правительства с помощью коалиционных войск контролировали наиболее крупные города, однако в малонаселенных пунктах и на приграничных территориях доминировали силы сопротивления.
Между тем затяжные и малоэффективные войны в Афганистане и Ираке приобрели крайне отрицательный эффект в мировом сообществе. Апогей недовольства случился в 2010 г., когда организация «Викиликс» выложила в сеть два сборника секретных документов под названиями «Дневник афганской войны и «Иракское досье», которые были посвящены действиям американской стороной в ходе военных конфликтов в Афганистане. В данных материалах были обнаружены сенсационные подробности о преступлениях американского военного командования и раскрыты реальные цифры жертв среди мирного населения. Под давлением американской и мировой общественности, Белый дом был вынужден признать подлинность этих документов и ускорить процесс вывода военного контингента.
На первых этапах разрешения афганской проблемы, Б. Обама заявил, что США пойдут на переговоры с «Талибаном». Это был поистине сенсационный шаг, который отчетливо говорил о том, что Вашингтон отныне готов отказаться от первоначальных принципов «войны против террора», чтобы более не вести боевых действий против талибов и скоро покинуть Афганистан. Однако в ходе переговоров американцы решили оказать давление на «Талибан», полагая, что боевики будут готовы заключить мирное соглашение на любых условиях. Талибы враждебно встретили этот маневр, расценив предложенные условия унизительными и бессмысленными. Это была очередная ошибка американской дипломатии, которая оставила судьбу Афганистана в подвешенном состоянии. В попытках урегулировать сложившееся положение США нашли золотую середину - передали полномочия по обеспечению безопасности местным войскам и оставили в стране около 15 тыс. американских военнослужащих. Белый дом выполнил обещание, данное американским избирателям, но никак не обязательства, заявленные афганскому правительству и народу.
В иракском конфликте администрация Б. Обамы продолжала курс республиканской партии и работала на результатах операции «Большая Волна». Основные действия были направлены на ускорение процесса передачи обязанностей по безопасности иракским военным и полного вывода американского контингента с территории Ирака. В ходе завершения войны, американцы отчетливо понимали, что краеугольные межэтнические и межконфессиональные противоречия в стране до сих пор не разрешены, а значит, вывод военного контингента мог спровоцировать полноценную гражданскую войну. Однако вопреки столь логичным и неутешительным прогнозам, демократы настояли на окончании операции «Иракская свобода», будучи уверенными, что в ближайшей перспективе иракский вопрос не имеет реальных шансов на мирное урегулирование. Таким образом, Вашингтон отказался от идеи построения проамериканского государства и фактически оставил Ирак на произвол судьбы.
После вывода основной части коалиционных войск, «Талибан» стал стремительными темпами возвращать былое влияние в Афганистане. Сегодня в разных районах страны до сих пор действует власть талибов, которые продолжает проводить террористические акции и заставлять людей жить по законам шариата. Сегодня, на подконтрольных территориях «Талибана», запрещено светское образование, телевидение, интернет, музыка и изобразительное искусство. До 2001 г. под жестким запретом находилось и выращивание снотворного мака, однако с началом военных действий, масштабы наркобизнеса в Афганистане увеличились в 40 раз. Сегодня в производстве, обработке, транспортировке мака занято около 75% взрослого населения Афганистана, а объем афганского героина и опиума составляет 60% от мирового рынка данных наркотических веществ. В 2020 году администрация Д. Трампа сделал серьезные шаги в сторону политического урегулирования конфликта с «Талибаном», однако на данный момент переговоры не принесли никаких значимых результатов.
После вывода коалиционных войск, в Ираке началась полноценная гражданская война. В страну хлынули десятки тысяч радикальных исламистов, которые к 2013 году создали террористическое формирование «Исламское государство Ирака и Леванта». В дальнейшем террористы приобрели территориальные владения и приступили к наступательным операциям в Ираке и Сирии. В 2015 г. террористы контролировали территорию общей площадью 110 тыс. км2и численностью населения в 8 млн. человек. Члены ИГИЛ установили институт рабства, устраивали публичные казни, занимались торговлей людей и уничтожали ценнейшие памятники культуры. Успехи террористов в Ираке и Сирии встревожили международное сообщество, которое в лице ведущих военных держав, США и России, пришло на помощь местным государствам. Через три года совместных военных действий правительства Сирии и Ирака вернули под свой контроль 98% территорий, некогда контролируемых ИГИЛ. Однако, несмотря на то, что главы этих государств официально объявили о победе над ИГИЛ, ячейки террористов по сегодняшний день действуют в Афганистане, Ираке, Сирии, Алжире, Йемене, Нигерии, Ливии, ДР Конго, Сомали, Индонезии, Саудовской Аравии и некоторых других регионах и странах.



1. Источники:
1 Резолюция Совета Безопасности ООН №687 от 3 апреля 1991 г. [Электронный ресурс]. URL: https://undocs.org/ru/S/RES/687(1991) (дата обращения: 12.01. 2020).
2 Резолюция Совета Безопасности ООН №688 от 5 апреля 1991 г.
[Электронный ресурс]. URL: https://undocs.org/ru/S/RES/688(1991) (дата
обращения: 12.01. 2020).
3 Резолюция Совета Безопасности ООН № 1333 От 19 декабря 2000 г. [Электронный ресурс]. URL: https://undocs.org/ru/S/RES/1333(2000) (дата обращения 14.02.2020)
4 Резолюция Совета Безопасности ООН №1373 от 28 сентября 2001 г. [Электронный ресурс]. URL: https://undocs.org/ru/S/RES/1373(2001) (дата обращения: 14.02. 2020).
5 Резолюция Совета Безопасности ООН №1378 от 14 ноября 2001 г. [Электронный ресурс]. URL: https://undocs.org/ru/S/RES/1378(2001) (дата обращения: 14.02. 2020).
6 Резолюция Совета Безопасности ООН №1401 от 28 марта 2002 г. [Электронный ресурс]. URL: https://undocs.org/ru/S/RES/1401(2002) (дата обращения: 25.02. 2020).
7 Резолюция Совета Безопасности ООН №1441 от 8 ноября 2002 г. [Электронный ресурс]. URL: https://undocs.org/ru/S/RES/1441(2002) (дата обращения: 19.03.2020).
8 Резолюция Совета Безопасности ООН № 1471 От 28 марта 2003 г. [Электронный ресурс]. URL: https://undocs.org/ru/S/RES/1471(2003) (дата обращения 14.02.2020).
9 Afghanistan Freedom Support Act of 2002 [Электронный ресурс]. URL: https://www.congress.gov/bill/107thcongress/house bill/3994 (дата обращения: 12.04. 2020).
10 Al-Zarqawi M. Coalition Provisional Authority English translation of terrorist Musab al Zarqawi letter obtained by United States Government in Iraq [Электронный ресурс]. URL: https://2001-2009.state.goV/p/nea/rls/31694.htm(дата обращения: 15.04.2020).
11 Body Count [Электронный ресурс]. URL: https://www.psr.org/wpcontent/ uploads/2018/05/body-count.pdf (дата обращения: 25:02.2020).
12 Bremer P. My Year in Iraq: The Struggle to Build a Future of Hope. N.Y.: Threshold Editions, 2006. 450 p.
13 Bush G. President Addresses Nation, Discusses Iraq, War on Terror 2005, June 25 [Электронный ресурс]. URL: https://georgewbush-whitehouse.archiv es.gov/news/releases/2005/06/20050628-7.html (дата обращения: 14.04.2020).
14 Bush G. President's Address to the Nation. 2007, January 10 [Электронный ресурс]. URL: https://georgewbush-whitehouse.archives.gov/infocus/ iraq/iraq_strategy_nov2005.html (дата обращения: 15.04.2020).
15 Bush G. Address to a Joint Session of Congress and the American People. [Электронный ресурс]. URL: https://www.washingtonpost.com/wpsrv/nation/specia ls/attacked/transcripts/bushaddress_092001.html (дата обращения: 12.03.2020).
16 Bush G. W. Decision Points. N.Y.: Crown Press, 2010. 512 p.
17 Bush G. Operation Enduring Freedom in Afghanistan Address to the Nation 2001. October 7. [Электронный ресурс]. URL: https://www.americanrhetor. com/speeches/gwbush911intialafghanistanops.htm (дата обращения: 18.02.2020).
18 Bush G. President Delivers State of the Union Address [Электронный ресурс]. URL: https://georgewbush-whitehouse.archives.gov/news/releases/2002/01/ 20020129-11.html (дата обращения: 21.03.2020).
19 Bush G. President Delivers State of the Union Address. 2003. 19 March [Электронный ресурс]. URL: https://georgewbush-whitehouse.archives.gov/news/re leases/2003/03/20030319-17.html (дата обращения: 21.03.2020).
20 Bush G. President Bush Announces Major Combat Operations in Iraq Have
Ended 2003. 1 May [Электронный ресурс]. URL: https://georgewbush - whitehouse.archives.gov/news/releases/2003/05/20030501-15.html (дата
обращения: 24.04.2020).
21 Bush G.W. The Inaugural Address of U.S. President. 2001. January 20 [Электронный ресурс]. URL: https://georgewbushwhitehouse.archives.gov/news/ina ugural-address.html (дата обращения: 18.03.2020).
22 Bush G.W. The Inaugural Address of U.S. President. 2005. [Электронный ресурс]. URL: https://georgewbushwhitehouse.archives.gov/news/inaugural-address. html (дата обращения: 19.04.2020).
23 Cheney D. In My Time: A Personal and Political Memoir. N.Y.: Threshold Editions. 576 p.
24 Federal Building and Fire Safety Investigation of the World Trade Center
Disaster: Final Report of the National Construction Safety Team on the Collapses of the World Trade Center Tower [Электронный ресурс].
URL:https://nvlpubs.nist.gov/nistpubs/Legacy/NCSTAR/ncstar1.pdf (дата
обращения: 14.02.2020).
25 Franks T. American Soldier. N.Y.: Harper Collins, 2004. 624 p.
26 Final Report of the National Commission on Terrorist Attacks upon the
United States. 2004. [Электронный ресурс]. URL:
67
https://govinfo.library.unt.edu/911/report/911Report.pdf (дата обращения:
25.01.2020).
27 Foreign Affairs [Электронный ресурс]. URL:
https://www.foreignaffairs.com/(дата обращения: 17.03.2020).
28 Iraq Body Count [Электронный ресурс]. URL: https://www.iraqbodycount .org (дата обращения:15.02.2020).
29 Iraq’s Continuing Programs for Weapons of Mass Destruction. 2002. October [Электронный ресурс]. URL: https://documents.theblackvault.com/doc ume nts/iraq/iraq-wmd-nie-01-2015.pdf (дата обращения:18.04.2020).
30 Iraq Liberation Act of 1998 [Электронный ресурс]. URL: https://www.con gress.gov/105/plaws/publ338/PLAW-105pub38.pdf (дата обращения: 17.03.2020).
31 Kay D. Statement by David Kay on the interim progress report on the activities of the Iraq survey group. 2003. October 2 [Электронный ресурс]. URL: https://www.hsdl.org/?abstract&did=439784(дата обращения: 12.04.2020).
32 Messages to the World. The Statements of Osama bin Laden [Электронный ресурс]. URL: https://www.worldcat.org/title/messages-to-the-world-the-statements- of-osama-bin-laden/oclc/61529139(дата обращения: 17.04.2020)
33 National Strategy for Victory in Iraq. 2005. November 30 [Электронный ресурс]. URL: https:// georgewbush-whitehouse. archives. gov/ infocus/iraq/ iraq_strate gy_nov2005.html (дата обращения: 12. 04.2020)
34 NATO agrees Afghan drug role // USA Today. 2008. October 10. [Электронный ресурс]. URL: http://usatoday30.usatoday.com/news/world/2008-10- 10-afghan-nato_N.htm (дата обращения: 8.07.13).
35 Obama B. President announces 34,000 troop drawdown in Afghanistan // USA Today. 2013.February 12 [Электронный ресурс]. URL: https://www.usatoday .com/story/news/politics/2013/02/12/obama-afghanistan34000troops/1912435/ (дата обращения 19.03.2020).
36 Obama B. President in Address to the Nation on the End of Combat Operations in Iraq. 2010. August 31. [Электронный ресурс]. URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2010/08/31/remrks-president- address-nation-end-combat-operations-iraq(дата обращения: 14.04.2020).
37 Obama B. The Inaugural Address of U.S. Presidents. 2009. [Электронный ресурс] URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/blog/2009/01/21/presidentbarac k-obamas-inaugural-address (дата обращения: 25.04.2020).
38 Obama B. The Inaugural Address of U.S. Presidents. 2013. [Электронный ресурс] URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/blog/2009/01/21/presidenTbara ck-obamas-inaugural-address (дата обращения: 25.04.2020).
39 Powell C. It Worked for Me: In Life and Leadership. N.Y.: Harper, 2012.
40 Powell C. US secretary of state's address to the United Nations security council // The Guardian. 2003 February 5 [Электронный pecypc].URL: https://www. theguardian.com/world/2003/feb/05/iraq.usa (дата обращения: 17.04. 2020).
41 Rice C. No Higher Honor: A Memoir of My Years in Washington. N.Y.: Delacorte Press, 2010. 336 p.
42 Rumsfeld D. Known and Unknown: Memoir. N.Y.: Sentinel, 2012. 832 p.
43 Small Wars [Электронный ресурс]. URL: https://smallwarsjournal.com/(дата обращения: 19.03.2020)
44 The National Security Strategy of the United States of America 1993 [Электронный ресурс]. URL: http://nssarchive.us/national-security-strategy-1993(дата обращения: 12.04. 2020).
45 The National Security Strategy of the United States of America 2002 [Электронный ресурс]. URL: http://nssarchive.us/national-security-strategy-2002(дата обращения: 12.04. 2020).
46 The National Security Strategy of the United States of America 2006 [Электронный ресурс]. URL: http://nssarchive.us/national-security-strategy-2006(дата обращения: 12.04. 2020).
47 The National Security Strategy of the United States of America 2010 [Электронный ресурс]. URL: http://nssarchive.us/national-security-strategy-2010(дата обращения: 12.04. 2020).
48 The National Defense Strategy of the United States of America 2005 [Электронный ресурс]. URL: https://archive.defense.gov/news/Mar2005/d20050318 nds1.pdf (дата обращения: 16.02 2020).
49 The National Defense Strategy of the United States of America 2008 [Электронный ресурс]. URL: https://archive.defense.gov/pubs/2008NationalDefens eStrategy.pdf (дата обращения: 16.02 2020).
50 The National Military Strategy of the United States of America 2004 [Электронный ресурс]. URL: https://history.defense.gov/Portals/70/Documents/nms /nms2004.pdf (дата обращения: 16.02 2020).
51 WikiLeaks [Электронный ресурс]. URL: https://wikileaks.org/wiki/US_M ilitary_Equipment_in_Afghanistan (дата обращения: 15:04.2020).
52 Wikileaks. Afghan Diary [Электронный ресурс]. URL: https://wikileaks.org/afg/(дата обращения 16.04.2020)
53 Wikileaks. Iraq War logs [Электронный ресурс]. URL: https://wikileaks.org/irq/(дата обращения 16.04.2020)
2. Литература:
1 Гукасян Я. М. Как теракты 11 сентября 2001 года изменили мир: от войны против терроризма до возникновения «ИГИЛ» // Мир Евразии: от древности к 69
современности: сборник материалов Всероссийской научной конференции (г. Уфа, 15 марта 2020 г.). Т.1. / отв. Ред. Р. Р. Тухватуллин. Уфа: РИЦ БашГУ, 2020. (в печати).
2 Войтоловский Ф.Г. Единство и разобщенность Запада. Идеологическое отражение в сознании элит США и Западной Европы трансформаций политического миропорядка. 1940-е - 2000-е гг. М.: Крафт+, 2017. 454 с.
3 Дерябина А.З. Пакистано-американские отношения на современном этапе (1990-2004 годы) // Современный исламский Восток и страны Запада. 2004. № 1. С. 123-138.
4 Естафьев Г.М. Исповедь американского политического ястреба // Индекс безопасности. 2007. №2. С. 173-181.
5 Засыпкин А.С. Безопасность в Персидском заливе // Международная жизнь. 2008. № 1. С. 3-8.
6 Конышев В. Н. Американский неореализм о природе войны: эволюция политической теории. СПб.: Наука, 2014. 372 с.
7 Кременюк В. А. Международные конфликты: проблемы управления и контроля. М.: ИСКРАН, 2006. 222 с.
8 Кременюк В.А., Подлесный П.Т. Внешнеполитическая стратегия республиканской администрации США 2001-2002 гг. М.: ИСКРАН, 2002. 105 с.
9 Киссинджер Г. Нужна ли Америке внешняя политика? М.: АСТ, 2016, 425 с.
10 Князев А.А. История афганской войны 1990-х годов и превращение Афганистана в источник угроз для Центральной Азии. Бишкек, 2002. 229 с.
11 Коргун. В.Г. Афганистан и «Воины Аллаха» // Азия и Африка сегодня. 2009. №9. С. 33-38.
12 Малашенко А.В. Ислам: XXI век // Ближний Восток и современность. 2018. № 53. С. 122-134.
13 Павлов. П. Е. Афганистан в контексте внешней политики США после 11 сентября 2001 г. // Востоковедный сборник. 2004. № 6. С. 137-148.
14 Сатановский Е.Я. Пять лет войны за нефть и демократию // Международная жизнь. 2008. № 5. С. 3-10.
15 Семейко Л. С. Трансформация военно-политического курса США. М.: ИСКРАН, 2015. 108 с.
16 Сергеев В.В. Оценка и перспективы новой афганской стратегии Барака Обамы // Ближний Восток и современность. 2009 № 39. С. 199-209.
17 Системная история международных отношений: в 4 т. / ред. А.Д. Богатуров [и др.]; М.: Культурная революция, 1945-2003. Т. 3. 2003. 718 с.
18 Соловьев. Э.Г. От «военного гуманизма к вооруженному идеализму». Эволюция американских подходов к миропорядку // Международные процессы. 2004. № 2. С. 44-54.
19 Степанова Е.А. Исламистский терроризм сегодняшнего дня: глобальный и локально региональный уровни // Индекс безопасности. 2007. №1. С. 75-92.
20 Сушенцов А. А. Малые войны США: Политическая стратегия США в конфликтах в Афганистане и Ираке в 2000-2010-х годах. М.: ЗАО Аспект Пресс, 2014. 270 с.
21 США на Ближнем Востоке: «Доктрина Буша» в действии // Под ред. А.И. Шумилин, Л.Г. Гукасян, В.А. Литовкин. М.: ИСКРАН, 2004. 336 с.
22 Торкунов А.В. Дефицит демократии и международное сотрудничество // Международные процессы. 2009. №21. С. 16-24.
23 Фененко А. А. Теория и практика контрраспространения во внешнеполитической стратегии США. М.: ЛКИ, 2007. 248 с.
24 Хомский Н. Гегемония или борьба за Выживание: стремление США к мировому господству. М.: Столица -Принт, 2007. 464 с.
25 Хрусталев М.А. Анализ международных ситуаций и политическая экспертиза. М.: НОФМО, 2008. 232 с.
26 Шаклеина Т.А. Проблемы лидерства во внешнеполитической деятельности США: итоги администрации Дж.Буша. М.: ИСКРАН, 2005. 141 с.
27 Шлезингер А. Циклы Американской истории. М.: Прогресс-академия, 1992. 688 с.
28 Arreguin-Toft I. How The Weak Win Wars: Theory of Asymmetric Confl ict. Cambridge.: Cambridge University Press, 2005. 234 p.
29 Bacevich A. G. The New American Militarism: How Americans Are Seduced by War. Oxford.: Oxford University Press, 2005. 304 p.
30 Biddle S. Military Power: Explaining Victory and Defeat in Modern Battle. Princeton.: Princeton University Press, 2004. 352 p.
31 Deibel T. L. Foreign Aff airs Strategy. Logic of American Statecraft. Cambridge.: Cambridge University Press, 2007. 450 p.
32 Etzioni A. Security First: For a Muscular, Moral Foreign Policy. New Haven.: Yale University Press, 2007. 308 p.
33 Ferguson N. Colossus. The Price of Americ a’s Empire. N.Y.: The Penguin Press, 2004. 416 p.
34 Gaddis J. L. Surprise, Security, and the American Experience. Harvard.: Harvard University Press, 2005. 150 p. 
35 Gelman B., Linzer D. Afghanistan, Iraq: Two Wars // Washington Post. 2004. 22 October [Электронный ресурс] URL: https://www.washingtonpost.com/wp dyn/content/article/2004/10/22/AR20033113506.html (дата обращения:12.04.2020).
36 Hoffman B. Inside Terrorism. Revised and Expanded Edition. N.Y.: Columbia University Press, 2006. 456 p.
37 Ikenberry G. J. America Unrivaled. The Future of Balance of Power. Ithaca.: Cornell University Press, 2002. 336 p.
38 Lind M. The American Way of Strategy: U.S. Foreign Policy and the American Way of Life. Oxford.: Oxford University Press, 2006. 294 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ