ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА США В ЮЖНОЙ АЗИИ В КОН. XX - НАЧ. XXI ВВ. (ПАКИСТАНСКИЙ ВЕКТОР)
|
Введение 3
Глава I. Внешняя политика США в отношении стран Южной Азии в конце XX - начале XXI вв.: теоретический аспект 12
1.1. Внешнеполитические интересы и приоритеты США в южно-азиатском
регионе 12
1.2. Инструментарий проведения внешнеполитического курса США в регионе (на примере ИРП) 21
1.3. Очаги внутренней нестабильности в ИРП и основные этапы американо-пакистанских отношений на рубеже веков 29
Глава II. Пакистан во внешней политике США в начале XXI в: основные на-
правления сотрудничества и анализ их результативности 42
2.1. Проект «АфПак» во внешней политике администрации Б.Обамы (2009¬
2017): практика реализации и оценка СМИ 42
2.2. Вашингтон - Исламабад: проблемы военно-политической безопасности в
отношениях 54
2.3. Экономические проекты с участием Исламабада, лоббируемые США в
Южной и Центральной Азии 59
Заключение 72
Библиография
Глава I. Внешняя политика США в отношении стран Южной Азии в конце XX - начале XXI вв.: теоретический аспект 12
1.1. Внешнеполитические интересы и приоритеты США в южно-азиатском
регионе 12
1.2. Инструментарий проведения внешнеполитического курса США в регионе (на примере ИРП) 21
1.3. Очаги внутренней нестабильности в ИРП и основные этапы американо-пакистанских отношений на рубеже веков 29
Глава II. Пакистан во внешней политике США в начале XXI в: основные на-
правления сотрудничества и анализ их результативности 42
2.1. Проект «АфПак» во внешней политике администрации Б.Обамы (2009¬
2017): практика реализации и оценка СМИ 42
2.2. Вашингтон - Исламабад: проблемы военно-политической безопасности в
отношениях 54
2.3. Экономические проекты с участием Исламабада, лоббируемые США в
Южной и Центральной Азии 59
Заключение 72
Библиография
Актуальность темы исследования. Южная Азия представляет собой
регион, в котором всегда переплетались интересы таких держав, как США,
Китая, России. Его характеризуют контрастность и глубокая дифференциация на уровне экономических, военно-политических показателей и пр. Кроме
того, южно-азиатский регион отличают сложные в исторической ретроспективе, связи между его участниками. Так, например, мы можем проследить
исторически сложившиеся (по большей части конфликтные) отношения между Индией и Пакистаном, нерешенный затянувшийся афганский вопрос, а
так же формирование «очага нестабильности», связанного с возможностью
распространения и применения ядерного оружия и т.д.
Одной из наиболее «горячих и опасных точек» региона с позиции выше
обозначенных проблем, является Пакистан. Он имеет относительно небольшую историю самостоятельного развития, поскольку получил независимость
только в 1947 г. Однако, несмотря на этот факт, в ИРП существует огромное
количество внутренних противоречий, начиная от тенденций к этническому
сепаратизму, исламскому радикализму, терроризму, заканчивая постоянной
борьбой за власть между гражданскими и военными силами, нехваткой водных ресурсов, низкой грамотностью населения. Особняком стоит территориальный конфликт, который во многом определяет внешнюю и внутреннюю
политику государства.
Политика официального Вашингтона еще с периода «холодной войны»
отличалась крайней степенью заинтересованности в своем присутствии и доминировании в южно-азиатском регионе. Однако, как известно, после событий сентября 2001 г. она и вовсе приобрела бескомпромиссный характер. Под
предлогом борьбы с терроризмом и его дальнейшим распространением в регионе, США с «завидной долей постоянства», руководствуясь геополитическими амбициями и интересами, вмешиваются во внутренние дела государств, не считаясь с мнением международного сообщества и нормами международного права. Во многом это мотивируется тем, что «США – единственная сверхдержава, великая с точки зрения своей судьбы и предназначения» и ее миссия состоит в «защите американской нации любыми способами
и средствами»1.
Таким образом, в разные периоды американо-пакистанских отношений
Соединенные Штаты меняли свое видение значимости Пакистана для их
стратегических целей. Наглядным примером этому были урезание финансовой помощи, в большинстве военной, и, напротив, поддержка в виде рекордных сумм. В политике это проявлялось в присвоении различных статусов
Пакистану, например, основной партнер вне НАТО. В то же время и сам Пакистан не был ориентирован только на США: оставаясь во внимании Стратегий Национальной Безопасности США, он активно сотрудничал с Китаем и
Россией, участвовал в таких форматах как ШОС и «Душанбинская четверка».
Новым видением места Пакистана в регионе стал американский проект
«АфПак». Он был призван решить террористическую проблему, объединив в
себе два государства и упростив военные действия США и НАТО. Данная
стратегия вызвала недовольство жителей и правительств Афганистана и Пакистана, мировых СМИ, критику аналитиков.
Рассмотрение отношений между США и Пакистаном позволяет лучше
понять процессы и явления, происходящие на современном этапе в Южной
Азии, регионе, находящемся недалеко от южных границ Российской Федерации, а также имеет важный теоретический аспект. В условиях глобализации
на уровне двусторонних отношений очень важно каждой стороне реализовывать на практике свои взгляды на устройство государства и общества, учитывая и уважая интересы других.Объектом исследования является внешняя политика США в Южной
Азии в кон. XX -нач.XXI вв.
1 Remarks by the President at the United States Military Academy Commencement Ceremony. U.S. Military Academy-West Point. West Point, New York. May 28, 2014 // The White House. President Barack Obama. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2014/05/28/remarkspresident-united-states-military-academy-commencement-ceremony
Предметом исследования являются основные этапы и направления
американо-пакистанских отношений (кон. 1990 – 2000 – е гг.).
Хронологические рамки нашей работы охватывают рубеж XX–XXI
вв., а именно 1994 – 2017 гг. Выбор нижней границы исследования обусловлен разработкой и принятием Администрацией США новой стратегии национальной безопасности, в которой были обозначены принципиально новые
интересы и цели Вашингтона в регионе Южная Азия и собственно в Пакистане. Верхняя граница работы ограничена 20 января 2017 г., когда завершился президентский срок Б. Обамы.
В работе также присутствуют некоторые отклонения от выше обозначенных хронологических рамок, что обусловлено неизбежным обращением к
историческим событиям XX столетия.
Географические рамки нашей работы охватывают южноазиатский
регион. Однако в силу отведенной администрацией США Пакистану роли
«географического перекрестка» в системе выстраиваемых Вашингтоном
связей между Южной и Центральной Азией, нами был рассмотрен по некоторым аспектам и центральноазиатский регион.
регион, в котором всегда переплетались интересы таких держав, как США,
Китая, России. Его характеризуют контрастность и глубокая дифференциация на уровне экономических, военно-политических показателей и пр. Кроме
того, южно-азиатский регион отличают сложные в исторической ретроспективе, связи между его участниками. Так, например, мы можем проследить
исторически сложившиеся (по большей части конфликтные) отношения между Индией и Пакистаном, нерешенный затянувшийся афганский вопрос, а
так же формирование «очага нестабильности», связанного с возможностью
распространения и применения ядерного оружия и т.д.
Одной из наиболее «горячих и опасных точек» региона с позиции выше
обозначенных проблем, является Пакистан. Он имеет относительно небольшую историю самостоятельного развития, поскольку получил независимость
только в 1947 г. Однако, несмотря на этот факт, в ИРП существует огромное
количество внутренних противоречий, начиная от тенденций к этническому
сепаратизму, исламскому радикализму, терроризму, заканчивая постоянной
борьбой за власть между гражданскими и военными силами, нехваткой водных ресурсов, низкой грамотностью населения. Особняком стоит территориальный конфликт, который во многом определяет внешнюю и внутреннюю
политику государства.
Политика официального Вашингтона еще с периода «холодной войны»
отличалась крайней степенью заинтересованности в своем присутствии и доминировании в южно-азиатском регионе. Однако, как известно, после событий сентября 2001 г. она и вовсе приобрела бескомпромиссный характер. Под
предлогом борьбы с терроризмом и его дальнейшим распространением в регионе, США с «завидной долей постоянства», руководствуясь геополитическими амбициями и интересами, вмешиваются во внутренние дела государств, не считаясь с мнением международного сообщества и нормами международного права. Во многом это мотивируется тем, что «США – единственная сверхдержава, великая с точки зрения своей судьбы и предназначения» и ее миссия состоит в «защите американской нации любыми способами
и средствами»1.
Таким образом, в разные периоды американо-пакистанских отношений
Соединенные Штаты меняли свое видение значимости Пакистана для их
стратегических целей. Наглядным примером этому были урезание финансовой помощи, в большинстве военной, и, напротив, поддержка в виде рекордных сумм. В политике это проявлялось в присвоении различных статусов
Пакистану, например, основной партнер вне НАТО. В то же время и сам Пакистан не был ориентирован только на США: оставаясь во внимании Стратегий Национальной Безопасности США, он активно сотрудничал с Китаем и
Россией, участвовал в таких форматах как ШОС и «Душанбинская четверка».
Новым видением места Пакистана в регионе стал американский проект
«АфПак». Он был призван решить террористическую проблему, объединив в
себе два государства и упростив военные действия США и НАТО. Данная
стратегия вызвала недовольство жителей и правительств Афганистана и Пакистана, мировых СМИ, критику аналитиков.
Рассмотрение отношений между США и Пакистаном позволяет лучше
понять процессы и явления, происходящие на современном этапе в Южной
Азии, регионе, находящемся недалеко от южных границ Российской Федерации, а также имеет важный теоретический аспект. В условиях глобализации
на уровне двусторонних отношений очень важно каждой стороне реализовывать на практике свои взгляды на устройство государства и общества, учитывая и уважая интересы других.Объектом исследования является внешняя политика США в Южной
Азии в кон. XX -нач.XXI вв.
1 Remarks by the President at the United States Military Academy Commencement Ceremony. U.S. Military Academy-West Point. West Point, New York. May 28, 2014 // The White House. President Barack Obama. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2014/05/28/remarkspresident-united-states-military-academy-commencement-ceremony
Предметом исследования являются основные этапы и направления
американо-пакистанских отношений (кон. 1990 – 2000 – е гг.).
Хронологические рамки нашей работы охватывают рубеж XX–XXI
вв., а именно 1994 – 2017 гг. Выбор нижней границы исследования обусловлен разработкой и принятием Администрацией США новой стратегии национальной безопасности, в которой были обозначены принципиально новые
интересы и цели Вашингтона в регионе Южная Азия и собственно в Пакистане. Верхняя граница работы ограничена 20 января 2017 г., когда завершился президентский срок Б. Обамы.
В работе также присутствуют некоторые отклонения от выше обозначенных хронологических рамок, что обусловлено неизбежным обращением к
историческим событиям XX столетия.
Географические рамки нашей работы охватывают южноазиатский
регион. Однако в силу отведенной администрацией США Пакистану роли
«географического перекрестка» в системе выстраиваемых Вашингтоном
связей между Южной и Центральной Азией, нами был рассмотрен по некоторым аспектам и центральноазиатский регион.
Изучив Стратегии Национальной Безопасности США рубежа XX-XXI
вв., мы пришли к выводу о том, что Южная Азия играет большую роль во
внешнеполитических планах Соединенных Штатов. В соответствии с официальными документами, США задействованы в решении проблем стран региона. Например, предлагалось разрешить афганский вопрос через сотрудничество с Пакистаном. Также, отмечается стремление Штатов установить стабильные отношения между Индией и Пакистаном, в том числе из-за угрозы
применения ядерного оружия. Однако жители Пакистана считают США
главным дестабилизатором страны и региона.
В целом, американо-пакистанские отношения на рубеже веков можно
охарактеризовать как неоднозначные. Тесное сотрудничество двух государств (в свое время) в противовес СССР и позднее в рамках операции США
в Афганистане сменялось периодами вплоть до разрыва торговых отношений. В самом Пакистане мы можем наблюдать «взрывоопасные» очаги нестабильности, например, исламскую радикализацию общества, в частности,
военных, исламский экстремизм, терроризм, угрозу распространения и применения ядерного оружия, этносепаратизм, постоянную борьбу за власть.
Военное сотрудничество двух стран прошло разные этапы, от тесного
взаимодействия до введения санкций со стороны США. Ярким новшеством в
период правления Б.Обамы было создание проекта «АфПак». Он вызвал
многочисленные противоречия между Соединенными Штатами, Афганистаном, Пакистаном. Было затронуто общественное мнение этих государств,
Индии и мировых СМИ. Безусловно, он упрощал военные действия США,
однако это объединение не учитывало интересы, историю, особенности Афганистана и Пакистана, мнения их руководств и жителей. Некоторые эксперты предлагают Штатам сфокусироваться на инвестировании Пакистана и
создать комплексный подход противодействия экстремизму. Также, отмечается необходимость всеобъемлющей стратегии, ориентированной на Пакистан. Это поможет обеспечить безопасность США.
Однако, неоспоримы факты вмешательства США во внутренние дела
Ирака, Афганистана, Ливии, Сирии. В официальных документах Штатов эти
государства занимали первые позиции. Они стремились «помочь» государствам разных регионов в борьбе с терроризмом и уничтожением «недемократических» режимов. Сегодня, мы являемся свидетелями разрушенной Ливии,
которая существует только на карте, создания запрещенной в РФ ИГИЛ на
территориях Сирии и Ирака, только около 60 % своей территории контролирует Афганистан, занимающий по индексу человеческого развития (ИЧР) 171
место из 188 стран. Пакистан был партнером США, но сейчас мы видим изменение его внешнеполитического курса в сторону Китая.
Так, необходимо отметить, что данный регион привлекает внимание
мировых и региональных игроков. Политика сверхдержав динамично меняется в этом регионе. Мы можем видеть как различные конфигурации отношений сменяют друг друга. США пытаются снизить влияние России и Китая
в регионе, при этом, иногда сотрудничают с ними. По причине постоянно
меняющихся приоритетов в использовании инструментария внешней политики, Вашингтон неоднозначен в своих действиях.
вв., мы пришли к выводу о том, что Южная Азия играет большую роль во
внешнеполитических планах Соединенных Штатов. В соответствии с официальными документами, США задействованы в решении проблем стран региона. Например, предлагалось разрешить афганский вопрос через сотрудничество с Пакистаном. Также, отмечается стремление Штатов установить стабильные отношения между Индией и Пакистаном, в том числе из-за угрозы
применения ядерного оружия. Однако жители Пакистана считают США
главным дестабилизатором страны и региона.
В целом, американо-пакистанские отношения на рубеже веков можно
охарактеризовать как неоднозначные. Тесное сотрудничество двух государств (в свое время) в противовес СССР и позднее в рамках операции США
в Афганистане сменялось периодами вплоть до разрыва торговых отношений. В самом Пакистане мы можем наблюдать «взрывоопасные» очаги нестабильности, например, исламскую радикализацию общества, в частности,
военных, исламский экстремизм, терроризм, угрозу распространения и применения ядерного оружия, этносепаратизм, постоянную борьбу за власть.
Военное сотрудничество двух стран прошло разные этапы, от тесного
взаимодействия до введения санкций со стороны США. Ярким новшеством в
период правления Б.Обамы было создание проекта «АфПак». Он вызвал
многочисленные противоречия между Соединенными Штатами, Афганистаном, Пакистаном. Было затронуто общественное мнение этих государств,
Индии и мировых СМИ. Безусловно, он упрощал военные действия США,
однако это объединение не учитывало интересы, историю, особенности Афганистана и Пакистана, мнения их руководств и жителей. Некоторые эксперты предлагают Штатам сфокусироваться на инвестировании Пакистана и
создать комплексный подход противодействия экстремизму. Также, отмечается необходимость всеобъемлющей стратегии, ориентированной на Пакистан. Это поможет обеспечить безопасность США.
Однако, неоспоримы факты вмешательства США во внутренние дела
Ирака, Афганистана, Ливии, Сирии. В официальных документах Штатов эти
государства занимали первые позиции. Они стремились «помочь» государствам разных регионов в борьбе с терроризмом и уничтожением «недемократических» режимов. Сегодня, мы являемся свидетелями разрушенной Ливии,
которая существует только на карте, создания запрещенной в РФ ИГИЛ на
территориях Сирии и Ирака, только около 60 % своей территории контролирует Афганистан, занимающий по индексу человеческого развития (ИЧР) 171
место из 188 стран. Пакистан был партнером США, но сейчас мы видим изменение его внешнеполитического курса в сторону Китая.
Так, необходимо отметить, что данный регион привлекает внимание
мировых и региональных игроков. Политика сверхдержав динамично меняется в этом регионе. Мы можем видеть как различные конфигурации отношений сменяют друг друга. США пытаются снизить влияние России и Китая
в регионе, при этом, иногда сотрудничают с ними. По причине постоянно
меняющихся приоритетов в использовании инструментария внешней политики, Вашингтон неоднозначен в своих действиях.
Подобные работы
- ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА США В ЮЖНОЙ АЗИИ В КОН. XX - НАЧ. XXI ВВ. (ПАКИСТАНСКИЙ ВЕКТОР)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2018



