СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения мотивации при обучении иностранному языку 8
1.1. Понятие мотивации в рамках психолого-педагогической и
методической парадигмы 8
1.1.1. Виды мотивации при обучении иностранному языку 12
1.2. Психофизиологические особенности учащихся в средней школе 15
1.3. Роль мотивации при обучении иностранному языку 18
1.4. Повышение мотивации школьников при обучении видам речевой
деятельности 20
Выводы по ГЛАВЕ 1 28
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная 30
работа
2.1. Определение мотивов изучения английского языка на
диагностическом этапе 31
2.2. Описание методов повышения мотивации на уроках английского
языка на формирующем этапе 36
2.2.1. Определение начального уровня владения английским
языком 37
2.2.2. Игра как способ повышения мотивации 38
2.2.3. Блогинг как способ повышения мотивации 42
2.2.4. Песня как способ повышения мотивации 45
2.3. Апробация методов повышения мотивации 47
2.4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
на сравнительном этапе 54
эксперимента
Выводы по ГЛАВЕ II 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения мотивации при обучении иностранному языку 8
1.1. Понятие мотивации в рамках психолого-педагогической и
методической парадигмы 8
1.1.1. Виды мотивации при обучении иностранному языку 12
1.2. Психофизиологические особенности учащихся в средней школе 15
1.3. Роль мотивации при обучении иностранному языку 18
1.4. Повышение мотивации школьников при обучении видам речевой
деятельности 20
Выводы по ГЛАВЕ 1 28
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная 30
работа
2.1. Определение мотивов изучения английского языка на
диагностическом этапе 31
2.2. Описание методов повышения мотивации на уроках английского
языка на формирующем этапе 36
2.2.1. Определение начального уровня владения английским
языком 37
2.2.2. Игра как способ повышения мотивации 38
2.2.3. Блогинг как способ повышения мотивации 42
2.2.4. Песня как способ повышения мотивации 45
2.3. Апробация методов повышения мотивации 47
2.4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
на сравнительном этапе 54
эксперимента
Выводы по ГЛАВЕ II 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время потребность в знании иностранного языка неоспоримо растет. Изучение иностранного языка требует интенсивной и кропотливой работы. Совершенно ясно, что подобная умственная работа должна быть высоко мотивирована. Таким образом, вопросы мотивации становятся все более актуальными. Их исследуют не только педагоги, но и психологи, и методисты.
Современные психологи и педагоги пришли к мнению, что качество выполнения любой деятельности на иностранном языке зависит, в первую очередь, от побуждений и потребностей учащегося, то есть от его мотивации. Именно мотивация является средством, вызывающим целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов на уроке иностранного языка, их упорядочение. Развивать мотивацию у учащихся можно с помощью различных психологических и методических приемов.
Главной идеей развития мотивации в школе состоит в том, чтобы помочь учащимся полюбить иностранный язык. Учителя и методисты очень редко на практике подвергают анализу такую психологическую категорию как мотивация. Их главная задача - дать ученикам необходимые знания и умения. Но очень часто они сталкиваются с отрицательным отношением у учащихся к обучению иностранному языку.
Учитель должен мотивировать школьников к изучению английского языка, и повышать эту мотивацию, так как она играет очень важную роль при обучении иностранному языку. В наше время мы может использовать аудиовизуальные средства при обучении языку. Благодаря им у учащихся повышается мотивация. Также мы можем использовать различные программы, видеоматериалы, которые дают нам возможность общаться с носителями языка.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности темы исследования. Также актуальность темы исследования связана с тем фактом, что она является одной из наиболее перспективных и требует предложения по конструированию систем упражнений, направленных на повышение мотивации. В настоящее время заметно вырос интерес к проблеме мотивации при обучении английскому языку в средней школе. Также, актуальность исследования, связана с тем, что мотивация при обучении английскому языку в школе является неотъемлемой частью учебного процесса.
Объектом исследования является мотивация при обучении
английскому языку в средней школе.
Предметом исследования являются способы повышения мотивации школьников на среднем этапе обучения.
Цель исследования - изучить способы повышения мотивации и смоделировать систему упражнений, направленную на повышение мотивации при обучении английскому языку в средней школе.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Провести теоретический анализ состояния проблемы повешения мотивации в методической и психологической литературе.
2. Рассмотреть сущностные характеристики мотивации, ее роль, структуру и способы.
3. Разработать систему упражнений, направленную на повышение мотивации учащихся в средней школе.
4. Провести опытно-экспериментальную работу.
5. Проанализировать полученные результаты.
В соответствии с поставленными целями и задачами в работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы по рассматриваемой проблеме; сопоставительный анализ концепций по проблеме исследования; анализ полученных данных с последующим обобщением и описанием полученных выводов; анкетирование с целью выявления мотивов изучения английского языка в средней школе; метод научного наблюдения; тестирование с целью выявления уровня владения английским языком; опытное обучение; метод обработки полученных данных.
Теоретическую базу данного исследования составляют труды:
• в методике преподавания иностранного языка:
Г.А. Китайгородская, Е.И. Пассов, П.И. Пидкосистый, Г.В. Рогова, Т.И. Шамова и др.;
• в психологии: А.Н. Выготский, И.А. Зимняя, Р.С. Немов, С.А. Рубинштейн и др.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования содержащихся в нем теоретических положений и выводов по теме исследования для написания курсовых работ по методике, а также применения разработанного комплекса упражнений для повышения мотивации у школьников на уроках английского языка во время проведения производственной педагогической практики.
Эмпирическая база исследования. Опытной базой настоящего исследования послужил МАОУ «ЦО №1» г. Белгорода.
Апробация работы проводилась при прохождении практики в МАОУ «ЦО №1» г. Белгорода (январь-март 2017, сентябрь-октябрь 2017). В рамках студенческой конференции был сделан доклад по теме: «Блогинг как один из способов мотивации при обучении английскому языку в средней школе», с последующей публикацией в сборнике студенческих статей: «Национальные языки и культуры в эпоху глобализации (по материалам научной сессии НИУ «БелГУ» «Студенческая весна - 2018», апрель 2018 г.)».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Введение данной работы раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи, методы исследования, а также практическую значимость работы.
Первая глава посвящена исследованию теоретических аспектов мотивации. Определяются виды, функции мотивации в процессе обучения английскому языку в средней школе.
Вторая глава посвящена опытно-экспериментальной работе, разработке методик повышающих мотивацию у учащихся при изучении английского языка в средней школе, апробация методик на практике.
В заключении содержатся основные выводы, сделанные по результатам проведенного опытно-экспериментального исследования, отвечающие задачам нашей работы.
Современные психологи и педагоги пришли к мнению, что качество выполнения любой деятельности на иностранном языке зависит, в первую очередь, от побуждений и потребностей учащегося, то есть от его мотивации. Именно мотивация является средством, вызывающим целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов на уроке иностранного языка, их упорядочение. Развивать мотивацию у учащихся можно с помощью различных психологических и методических приемов.
Главной идеей развития мотивации в школе состоит в том, чтобы помочь учащимся полюбить иностранный язык. Учителя и методисты очень редко на практике подвергают анализу такую психологическую категорию как мотивация. Их главная задача - дать ученикам необходимые знания и умения. Но очень часто они сталкиваются с отрицательным отношением у учащихся к обучению иностранному языку.
Учитель должен мотивировать школьников к изучению английского языка, и повышать эту мотивацию, так как она играет очень важную роль при обучении иностранному языку. В наше время мы может использовать аудиовизуальные средства при обучении языку. Благодаря им у учащихся повышается мотивация. Также мы можем использовать различные программы, видеоматериалы, которые дают нам возможность общаться с носителями языка.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности темы исследования. Также актуальность темы исследования связана с тем фактом, что она является одной из наиболее перспективных и требует предложения по конструированию систем упражнений, направленных на повышение мотивации. В настоящее время заметно вырос интерес к проблеме мотивации при обучении английскому языку в средней школе. Также, актуальность исследования, связана с тем, что мотивация при обучении английскому языку в школе является неотъемлемой частью учебного процесса.
Объектом исследования является мотивация при обучении
английскому языку в средней школе.
Предметом исследования являются способы повышения мотивации школьников на среднем этапе обучения.
Цель исследования - изучить способы повышения мотивации и смоделировать систему упражнений, направленную на повышение мотивации при обучении английскому языку в средней школе.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Провести теоретический анализ состояния проблемы повешения мотивации в методической и психологической литературе.
2. Рассмотреть сущностные характеристики мотивации, ее роль, структуру и способы.
3. Разработать систему упражнений, направленную на повышение мотивации учащихся в средней школе.
4. Провести опытно-экспериментальную работу.
5. Проанализировать полученные результаты.
В соответствии с поставленными целями и задачами в работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы по рассматриваемой проблеме; сопоставительный анализ концепций по проблеме исследования; анализ полученных данных с последующим обобщением и описанием полученных выводов; анкетирование с целью выявления мотивов изучения английского языка в средней школе; метод научного наблюдения; тестирование с целью выявления уровня владения английским языком; опытное обучение; метод обработки полученных данных.
Теоретическую базу данного исследования составляют труды:
• в методике преподавания иностранного языка:
Г.А. Китайгородская, Е.И. Пассов, П.И. Пидкосистый, Г.В. Рогова, Т.И. Шамова и др.;
• в психологии: А.Н. Выготский, И.А. Зимняя, Р.С. Немов, С.А. Рубинштейн и др.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования содержащихся в нем теоретических положений и выводов по теме исследования для написания курсовых работ по методике, а также применения разработанного комплекса упражнений для повышения мотивации у школьников на уроках английского языка во время проведения производственной педагогической практики.
Эмпирическая база исследования. Опытной базой настоящего исследования послужил МАОУ «ЦО №1» г. Белгорода.
Апробация работы проводилась при прохождении практики в МАОУ «ЦО №1» г. Белгорода (январь-март 2017, сентябрь-октябрь 2017). В рамках студенческой конференции был сделан доклад по теме: «Блогинг как один из способов мотивации при обучении английскому языку в средней школе», с последующей публикацией в сборнике студенческих статей: «Национальные языки и культуры в эпоху глобализации (по материалам научной сессии НИУ «БелГУ» «Студенческая весна - 2018», апрель 2018 г.)».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Введение данной работы раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи, методы исследования, а также практическую значимость работы.
Первая глава посвящена исследованию теоретических аспектов мотивации. Определяются виды, функции мотивации в процессе обучения английскому языку в средней школе.
Вторая глава посвящена опытно-экспериментальной работе, разработке методик повышающих мотивацию у учащихся при изучении английского языка в средней школе, апробация методик на практике.
В заключении содержатся основные выводы, сделанные по результатам проведенного опытно-экспериментального исследования, отвечающие задачам нашей работы.
В ходе исследования были выявлены сущность и особенности мотивации учебной деятельности школьников на уроках английского языка. Мотивация учебной деятельности учащегося - это совокупность мотивов, которые в процессе своего взаимодействия детерминируют активность субъекта в образовательном процессе и обеспечивают профессиональную направленность саморазвития. Критериями сформированности мотивации учебной деятельности школьника являются высокая успеваемость, творческий подход к выполнению учебных заданий, готовность к самообразованию и саморазвитию, получению дополнительных знаний, устойчивое стремление к овладению новыми знаниями
Особенностями мотивации учебной деятельности учащихся являются: тенденция к доминированию мотивов овладения новыми знаниями; наличие устойчивых убеждений, собственного мнения относительно того или иного явления, не зависящего от окружающих условий; тесное переплетение познавательных мотивов с мотивами профессионального самоопределения.
По результатам исследования нами сделаны ряд выводов и наблюдений. Изучение иностранного языка предполагает ежедневную и систематическую работу. Это требует от детей определенной умственной нагрузки. Кроме того, отсутствие языковой среды создает дополнительные сложности в его изучении. Это, как правило, ведет в дальнейшем к серьезным проблемам в обучении. Вот почему для учителя важно способствовать сохранению и развитию интереса к иностранному языку. Возникает необходимость создавать условия для того, чтобы у учащихся познавательный интерес стал осознанным, определялся самим содержанием знаний. Учитель постоянно нужно искать новые резервы эффективности своей деятельности, проверять надежность своего сложившегося опыта.
Мы разработали ряд упражнений, повышающих мотивацию. Благодаря упражнениям мы закрепили навыки аудиования, чтения, говорения при использовании песен, игр, видеороликов на уроках английского языка в 6 классе.
Нами было проведено опытно- экспериментальное исследование для проверки эффективности предложенных нами методик, повышающих мотивацию у учащихся при обучении иностранному языку в средней школе. В ходе эксперимента мы провели анкетирование на выявление ведущих мотивов изучения английского языка в средней школе.
При выполнении экспериментального исследования мы определили начальный уровень учащихся 6 «А» класса МАОУ «ЦО №1» по владению английского языка. Нами было проведено 15 занятий, с использованием методик, повышающих мотивацию. Данные методики были направлены на закрепление грамматических конструкций, овладение и закрепление лексическим материалом, развитие навыков аудирования, говорения. Учащиеся научились работать в команде, слушать и не перебивать дуг друга и учителя.
Сравнив оценки учащихся в начале и в конце нашего экспериментального исследования, мы пришли к выводу о том, что разработанная нами система упражнений, направленная на повышение мотивации помогает ученикам быстрее и лучше понимать и запоминать учебный материал.
В процессе экспериментального исследования нами была доказана гипотеза, предполагающая, что систематическое применение способов мотивации на уроке английского языка, направленных на развитие видов речевой деятельности, позволяет замотивировать, заинтересовать учащихся, также развить индивидуальность и творческий потенциал каждого ученика.
Таким образом, в целом можно сделать вывод, что учитель в своей работе может и должен использовать различные методики, с целью формирования мотивации у учащихся. Учебный процесс по содержанию, форме подачи материала должен быть гибким и преследовать одну из главнейших задач обучения - сделать усвоение знаний учащихся прочным, осмысленным, а саму учебу - желанной, интересной, доставляющей радость.
Особенностями мотивации учебной деятельности учащихся являются: тенденция к доминированию мотивов овладения новыми знаниями; наличие устойчивых убеждений, собственного мнения относительно того или иного явления, не зависящего от окружающих условий; тесное переплетение познавательных мотивов с мотивами профессионального самоопределения.
По результатам исследования нами сделаны ряд выводов и наблюдений. Изучение иностранного языка предполагает ежедневную и систематическую работу. Это требует от детей определенной умственной нагрузки. Кроме того, отсутствие языковой среды создает дополнительные сложности в его изучении. Это, как правило, ведет в дальнейшем к серьезным проблемам в обучении. Вот почему для учителя важно способствовать сохранению и развитию интереса к иностранному языку. Возникает необходимость создавать условия для того, чтобы у учащихся познавательный интерес стал осознанным, определялся самим содержанием знаний. Учитель постоянно нужно искать новые резервы эффективности своей деятельности, проверять надежность своего сложившегося опыта.
Мы разработали ряд упражнений, повышающих мотивацию. Благодаря упражнениям мы закрепили навыки аудиования, чтения, говорения при использовании песен, игр, видеороликов на уроках английского языка в 6 классе.
Нами было проведено опытно- экспериментальное исследование для проверки эффективности предложенных нами методик, повышающих мотивацию у учащихся при обучении иностранному языку в средней школе. В ходе эксперимента мы провели анкетирование на выявление ведущих мотивов изучения английского языка в средней школе.
При выполнении экспериментального исследования мы определили начальный уровень учащихся 6 «А» класса МАОУ «ЦО №1» по владению английского языка. Нами было проведено 15 занятий, с использованием методик, повышающих мотивацию. Данные методики были направлены на закрепление грамматических конструкций, овладение и закрепление лексическим материалом, развитие навыков аудирования, говорения. Учащиеся научились работать в команде, слушать и не перебивать дуг друга и учителя.
Сравнив оценки учащихся в начале и в конце нашего экспериментального исследования, мы пришли к выводу о том, что разработанная нами система упражнений, направленная на повышение мотивации помогает ученикам быстрее и лучше понимать и запоминать учебный материал.
В процессе экспериментального исследования нами была доказана гипотеза, предполагающая, что систематическое применение способов мотивации на уроке английского языка, направленных на развитие видов речевой деятельности, позволяет замотивировать, заинтересовать учащихся, также развить индивидуальность и творческий потенциал каждого ученика.
Таким образом, в целом можно сделать вывод, что учитель в своей работе может и должен использовать различные методики, с целью формирования мотивации у учащихся. Учебный процесс по содержанию, форме подачи материала должен быть гибким и преследовать одну из главнейших задач обучения - сделать усвоение знаний учащихся прочным, осмысленным, а саму учебу - желанной, интересной, доставляющей радость.
Подобные работы
- СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Игра как способ повышения мотивации при обучении английскому языку детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2019 - Использование интерактивных методов
обучения английскому языку в средней школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2024 - Страноведческий аспект в обучении английскому языку в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Приёмы повышения мотивации на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4640 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТА НА МОТИВАЦИЮ
ШКОЛЬНИКОВ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ И ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В 5-7-Х КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Способы формирования мотивации к изучению иностранных языков
учащихся средней общеобразовательной школы
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017



