Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Работа №67347

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

английский язык

Объем работы74
Год сдачи2018
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
361
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения мотивации при обучении иностранному языку 8
1.1. Понятие мотивации в рамках психолого-педагогической и
методической парадигмы 8
1.1.1. Виды мотивации при обучении иностранному языку 12
1.2. Психофизиологические особенности учащихся в средней школе 15
1.3. Роль мотивации при обучении иностранному языку 18
1.4. Повышение мотивации школьников при обучении видам речевой
деятельности 20
Выводы по ГЛАВЕ 1 28
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная 30
работа
2.1. Определение мотивов изучения английского языка на
диагностическом этапе 31
2.2. Описание методов повышения мотивации на уроках английского
языка на формирующем этапе 36
2.2.1. Определение начального уровня владения английским
языком 37
2.2.2. Игра как способ повышения мотивации 38
2.2.3. Блогинг как способ повышения мотивации 42
2.2.4. Песня как способ повышения мотивации 45
2.3. Апробация методов повышения мотивации 47
2.4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
на сравнительном этапе 54
эксперимента
Выводы по ГЛАВЕ II 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ

В настоящее время потребность в знании иностранного языка неоспоримо растет. Изучение иностранного языка требует интенсивной и кропотливой работы. Совершенно ясно, что подобная умственная работа должна быть высоко мотивирована. Таким образом, вопросы мотивации становятся все более актуальными. Их исследуют не только педагоги, но и психологи, и методисты.
Современные психологи и педагоги пришли к мнению, что качество выполнения любой деятельности на иностранном языке зависит, в первую очередь, от побуждений и потребностей учащегося, то есть от его мотивации. Именно мотивация является средством, вызывающим целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов на уроке иностранного языка, их упорядочение. Развивать мотивацию у учащихся можно с помощью различных психологических и методических приемов.
Главной идеей развития мотивации в школе состоит в том, чтобы помочь учащимся полюбить иностранный язык. Учителя и методисты очень редко на практике подвергают анализу такую психологическую категорию как мотивация. Их главная задача - дать ученикам необходимые знания и умения. Но очень часто они сталкиваются с отрицательным отношением у учащихся к обучению иностранному языку.
Учитель должен мотивировать школьников к изучению английского языка, и повышать эту мотивацию, так как она играет очень важную роль при обучении иностранному языку. В наше время мы может использовать аудиовизуальные средства при обучении языку. Благодаря им у учащихся повышается мотивация. Также мы можем использовать различные программы, видеоматериалы, которые дают нам возможность общаться с носителями языка.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности темы исследования. Также актуальность темы исследования связана с тем фактом, что она является одной из наиболее перспективных и требует предложения по конструированию систем упражнений, направленных на повышение мотивации. В настоящее время заметно вырос интерес к проблеме мотивации при обучении английскому языку в средней школе. Также, актуальность исследования, связана с тем, что мотивация при обучении английскому языку в школе является неотъемлемой частью учебного процесса.
Объектом исследования является мотивация при обучении
английскому языку в средней школе.
Предметом исследования являются способы повышения мотивации школьников на среднем этапе обучения.
Цель исследования - изучить способы повышения мотивации и смоделировать систему упражнений, направленную на повышение мотивации при обучении английскому языку в средней школе.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Провести теоретический анализ состояния проблемы повешения мотивации в методической и психологической литературе.
2. Рассмотреть сущностные характеристики мотивации, ее роль, структуру и способы.
3. Разработать систему упражнений, направленную на повышение мотивации учащихся в средней школе.
4. Провести опытно-экспериментальную работу.
5. Проанализировать полученные результаты.
В соответствии с поставленными целями и задачами в работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы по рассматриваемой проблеме; сопоставительный анализ концепций по проблеме исследования; анализ полученных данных с последующим обобщением и описанием полученных выводов; анкетирование с целью выявления мотивов изучения английского языка в средней школе; метод научного наблюдения; тестирование с целью выявления уровня владения английским языком; опытное обучение; метод обработки полученных данных.
Теоретическую базу данного исследования составляют труды:
• в методике преподавания иностранного языка:
Г.А. Китайгородская, Е.И. Пассов, П.И. Пидкосистый, Г.В. Рогова, Т.И. Шамова и др.;
• в психологии: А.Н. Выготский, И.А. Зимняя, Р.С. Немов, С.А. Рубинштейн и др.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования содержащихся в нем теоретических положений и выводов по теме исследования для написания курсовых работ по методике, а также применения разработанного комплекса упражнений для повышения мотивации у школьников на уроках английского языка во время проведения производственной педагогической практики.
Эмпирическая база исследования. Опытной базой настоящего исследования послужил МАОУ «ЦО №1» г. Белгорода.
Апробация работы проводилась при прохождении практики в МАОУ «ЦО №1» г. Белгорода (январь-март 2017, сентябрь-октябрь 2017). В рамках студенческой конференции был сделан доклад по теме: «Блогинг как один из способов мотивации при обучении английскому языку в средней школе», с последующей публикацией в сборнике студенческих статей: «Национальные языки и культуры в эпоху глобализации (по материалам научной сессии НИУ «БелГУ» «Студенческая весна - 2018», апрель 2018 г.)».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Введение данной работы раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи, методы исследования, а также практическую значимость работы.
Первая глава посвящена исследованию теоретических аспектов мотивации. Определяются виды, функции мотивации в процессе обучения английскому языку в средней школе.
Вторая глава посвящена опытно-экспериментальной работе, разработке методик повышающих мотивацию у учащихся при изучении английского языка в средней школе, апробация методик на практике.
В заключении содержатся основные выводы, сделанные по результатам проведенного опытно-экспериментального исследования, отвечающие задачам нашей работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования были выявлены сущность и особенности мотивации учебной деятельности школьников на уроках английского языка. Мотивация учебной деятельности учащегося - это совокупность мотивов, которые в процессе своего взаимодействия детерминируют активность субъекта в образовательном процессе и обеспечивают профессиональную направленность саморазвития. Критериями сформированности мотивации учебной деятельности школьника являются высокая успеваемость, творческий подход к выполнению учебных заданий, готовность к самообразованию и саморазвитию, получению дополнительных знаний, устойчивое стремление к овладению новыми знаниями
Особенностями мотивации учебной деятельности учащихся являются: тенденция к доминированию мотивов овладения новыми знаниями; наличие устойчивых убеждений, собственного мнения относительно того или иного явления, не зависящего от окружающих условий; тесное переплетение познавательных мотивов с мотивами профессионального самоопределения.
По результатам исследования нами сделаны ряд выводов и наблюдений. Изучение иностранного языка предполагает ежедневную и систематическую работу. Это требует от детей определенной умственной нагрузки. Кроме того, отсутствие языковой среды создает дополнительные сложности в его изучении. Это, как правило, ведет в дальнейшем к серьезным проблемам в обучении. Вот почему для учителя важно способствовать сохранению и развитию интереса к иностранному языку. Возникает необходимость создавать условия для того, чтобы у учащихся познавательный интерес стал осознанным, определялся самим содержанием знаний. Учитель постоянно нужно искать новые резервы эффективности своей деятельности, проверять надежность своего сложившегося опыта.
Мы разработали ряд упражнений, повышающих мотивацию. Благодаря упражнениям мы закрепили навыки аудиования, чтения, говорения при использовании песен, игр, видеороликов на уроках английского языка в 6 классе.
Нами было проведено опытно- экспериментальное исследование для проверки эффективности предложенных нами методик, повышающих мотивацию у учащихся при обучении иностранному языку в средней школе. В ходе эксперимента мы провели анкетирование на выявление ведущих мотивов изучения английского языка в средней школе.
При выполнении экспериментального исследования мы определили начальный уровень учащихся 6 «А» класса МАОУ «ЦО №1» по владению английского языка. Нами было проведено 15 занятий, с использованием методик, повышающих мотивацию. Данные методики были направлены на закрепление грамматических конструкций, овладение и закрепление лексическим материалом, развитие навыков аудирования, говорения. Учащиеся научились работать в команде, слушать и не перебивать дуг друга и учителя.
Сравнив оценки учащихся в начале и в конце нашего экспериментального исследования, мы пришли к выводу о том, что разработанная нами система упражнений, направленная на повышение мотивации помогает ученикам быстрее и лучше понимать и запоминать учебный материал.
В процессе экспериментального исследования нами была доказана гипотеза, предполагающая, что систематическое применение способов мотивации на уроке английского языка, направленных на развитие видов речевой деятельности, позволяет замотивировать, заинтересовать учащихся, также развить индивидуальность и творческий потенциал каждого ученика.
Таким образом, в целом можно сделать вывод, что учитель в своей работе может и должен использовать различные методики, с целью формирования мотивации у учащихся. Учебный процесс по содержанию, форме подачи материала должен быть гибким и преследовать одну из главнейших задач обучения - сделать усвоение знаний учащихся прочным, осмысленным, а саму учебу - желанной, интересной, доставляющей радость.



1. Абдуллаева М.А. Социокультурная компетенция - одно из важнейших качеств современного учителя иностранного языка. - Вестник Таджикского национального университета. - 2015. - № 3. - С. 286-289.
2. Аниськович Н.Р. Моделирование коммуникативного поведения в процессе иноязычного общения. - Москва: Вестник МГЛУ. - 2001. - № 3. - С. 38-44.
3. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 304 с.
4. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной
сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. Сборник статей. - М.: «Педагогика», 1972. - 352 с.
5. Васильева М.М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка. - ИЯШ. - 1989. - №4. - С. 12-16.
6. Верисокин Ю.И. Видеофильм как средство повышение мотивации школьников при обучении иностранному языку. - ИЯШ. - 2003. - №5. - С. 6-10.
7. Власова И.А., Лобашев В.Д., Тропим В.Ф. Стимулирование интереса учащихся к учебной деятельности. - Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 3. - С. 47-51.
8. Войтович И.К. Иностранные языки в контексте непрерывного образования. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012. - 212 с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2008. — 671 с.
10. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения. Пособие для учителя. - М.: АРКТИ, 2003. — 192 с.
11. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Учебник. - М.: Высш. школа, 1982. — 373 с.
12. Герасевич В.А. Блоги и RRS: интернет-технологии нового поколения. - БХВ-Петербург, 2006. - 247 с.
13. Гин А. Приемы педагогической техники. - М.: Педагогика, 2001.
- 72 с.
14. Гликман И. Как стимулировать желание учиться? - Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 137-144.
15. Гусев А.В. Связь обучения и мотивации изучения иностранного языка. - М.: Просвещение, 2007. - С. 55-57.
16. Задонская Э. Мотивация ученика как основа прочных знаний. - Управление школой. - 2005. - № 2. - С. 56-61.
17. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе.
- М.: Просвещение, 1991. - 223 с.
18. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.
19. Ильченко Е. Использование видеозаписи на уроках английского языка. - Первое сентября. Английский язык. - 2003. - № 9. - С. 7-9.
20. Казакова А.А. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2017. - 53 с.
21. Каргина Е.М. Использование ситуативных упражнений при введении и активизации иноязычной лексики. - Психология, социология и педагогика. - 2014. - № 11. - С. 48-51.
22. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. - М.: Издательство Московского университета, 1987. - 175 с.
23. Колесникова И.Е. Игры на уроке английского языка: пособие для учителя. - Минск.: Нар. Асвета, 1990. - 112 с.
24. Кащук С.М. Использование блогов на уроках французского языка в старших классах. - Иностранные языки в школе, 2007. - С. 32-41.
25. Кобер П.В. Мотивационные стратегии при обучении английскому языку. - М.: Педагогика, 2015. - 56 с.
26. Крылова М.Н. Способы мотивации учебной деятельности. - Перспективы науки и образования. - 2013. - № 3. - С. 86-95.
27. Маркова А.К. и др. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М.: Педагогика, 1983. - 192 с.
28. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008. - 192 с.
29. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Пособие для учителей, аспирантов и студентов. под общ. ред. М. К. Колкова. - Санкт-Петербург.: КАРО, 2008. - 221 с.
30. Осипов И. Формирование учебной мотивации школьников. - Школа и производство. - 2003. - № 2. - С. 33-36.
31. Остапенко И.А. Мотивация как основное психологическое условие обучения. - Научно-методический электронный журнал Концепт,
2016. - С. 49-53.
32. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - 223 с.
33. Пучкова Ю.Я. Игры на уроках английского языка: Метод. пособие. - М.: Астрель, 2005. - 80 с.
34. Рафикова Н.Н. Использование видеотехнологии на уроках иностранного языка. - Язык. Речь. Коммуникация, 2000. - С. 20-25.
35. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - 224 с.
36. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 1989. - 288 с.
37. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
38. Скаткина M.H. Дидактика средней школы. - М.: Просвещение, 1982. - 130 с.
39. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. - М.: Просвещение, 2002. - 239 с.
40. Стайнберг Дж. 110 игр на уроках английского языка. М.: Астрель, 2004. - 129 с.
41. Столяренко Л.Д. Психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 672с.
42. Федорова Г.Н. Игры на уроках английского языка. М.: Ростов- н/Д.: МарТ, 2005. - 128 с.
43. Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. - М.: Высшая школа, 1999. - 236 с.
44. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. - Ярославль: Ярославский государственный университет, 1991. - 52 с.
45. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. - М.: Логос, 2003. - 160 с.
46. Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе.
- М.: Высшая школа, 1974. - 112 с.
47. Щукин А.Н. Методика использования аудиовизуальных средств.
- М.: Русский язык, 1981. - 129 с.
48. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике.
- М.: Просвещение, 1971. - 352 с.
49. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. - М.: НПО «Модек», 1998. - 304 с.
50. Ann Gravells Prepare to teach in lifelong learning sector. - Learning Master, 2015. - 176 р.
51. British Council Podcasts. - [Электронный ресурс] - Режим
доступа: http://listenglish.ru/audio/BritishCouncil/ (дата обращения: 12.05.2018).
52. Bruce Joyce Models of Teaching Paperback. - International Edition, 2009. - 149 p.
53. Daily ESL: Conversation Starters for English Students. -
[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.dailyesl.com/ (дата
обращения: 05.05.2018).
54. Daniel Muijs, David Reynolds Effective Teaching: Evidence and Practice. - SAGE, 2005. - 314 р.
55. Eccles JS, Wigfield A. Motivational beliefs, values, and goals. - Annu Rev Psychol, 2002. - 109 p.
56. Greg Strandberg English Rocks! 101 ESL Games, Activities, and Lesson Plans (Teaching English Abroad). - Kindle Edition, 2013. - 281 р.
57. Jeremy Harmer The Practice of English Language Teaching. - Longman, 2007. - 448 р.
58. Leаrning English. - [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://learningenglish.voanews.com/programs/radio (дата обращения:
17.05.2018).
59. Lorin W. Anderson, David R. Krathwohl, Benjamin Samuel Bloom A taxonomy for learning, teaching, and assessing: a revision of Bloom's taxonomy of educational objectives. - Longman, 2001. - 352 p.
60. Martell L. Teasley Children & Schools. - Oxford University Press,
2017. - 256 р.
61. Paul R. Pintrich, Dale H. Schunk Motivation in Education: Theory, Research, and Applications. - Merrill, 2002. - 460 p.
62. Pie Corbett, Julia Strong Jumpstart! Grammar: Games and activities for ages 6-14. - Routledge, 2015. - 252 р.
63. Raymond Murphy English Grammar in Use Book with Answers: A Self-Study Reference and Practice Book for Intermediate Learners of English. - Cambridge University Press, 2012. - 390 р.
64. Richard Arends Learning to Teach. - McGraw-Hill, 1994. - 549 р.
65. Shelley Ann Vernon ESL Games: 176 English Language Games for Children. - Kindle Edition, 2014. - 245 p.
66. Youtube. - [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch (дата обращения: 07.05.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ