ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «БОРИСОВСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 9
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АДМИНИСТРАЦИИ БОРИСОВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 25
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АДМИНИСТРАЦИИ БОРИСОВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 9
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АДМИНИСТРАЦИИ БОРИСОВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 25
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АДМИНИСТРАЦИИ БОРИСОВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена вопросам организации проектного управления в рамках деятельности органов местного самоуправления. Актуальность данной темы определяется следующими обстоятельствами.
Во-первых, в настоящее время сфера муниципального управления нуждается в реформировании. Деятельность муниципальной администрации должна быть направлена на обеспечение устойчивого функционирования и развития территории, удовлетворение потребностей граждан в различных муниципальных услугах и в конечном счете - на повышение качества жизни населения. При этом в рамках текущего функционирования далеко не все вопросы удается решать эффективно, что создает предпосылки поиска и внедрения новых моделей управления, в том числе управления проектами.
Во-вторых, актуальной является проблематика организации стратегического управления городами, районами и поселениями. На сегодняшний день в большинстве муниципальных образований приняты стратегии либо программы социально-экономического развития до 2020, 2025 или 2030 гг., однако факт наличия утвержденного документа стратегического планирования далеко не всегда отражает повышение качества управленческой деятельности и улучшение социально¬экономической ситуации. К сожалению, многие стратегии остаются номинальными документами, реально не действующими. Организация проектного управления позволяет создать связующее звено между решением стратегических задач и текущей деятельностью органов местного самоуправления.
В-третьих, актуальным является развитие проблематики проектного управления на материале муниципальных образований Белгородской области. С 2010 года в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области, а также в органах местного самоуправления внедряется система управления проектами, в рамках которой определяются условия и порядок применения принципов проектного управления, алгоритм взаимодействия бизнес-сообщества и власти, регламентируется персональная ответственность межотраслевой команды проекта. В настоящее время требует совершенствования механизм программно-целевого управления территорией, в этой связи перспективным представляется установление взаимосвязи между управленческими проектами и муниципальными программами.
В-четвертых, представляется актуальным обращение к вопросам организации проектного управления в целях дальнейшего развития управленческой науки. Необходимо с научных позиций обособить проектное управление в государственной и муниципальной сферах от проектного управления в бизнес-структурах, уточнить понятия и выделить признаки управленческого проекта и проектной деятельности, связав их с вопросами комплексного развития территорий и отдельных сфер жизнедеятельности.
Степень изученности темы исследования. Проблемам развития проектного управления, реализации программно-целевого подхода к решению управленческих задач посвящено немало работ российских и зарубежных авторов.
Проблемам проектирования организационных систем посвящены работы Л.И. Евенко, Б.В. Зотова, Б.С. Рапопорта .
Вопросы управления отдельными внутренними проектами рассмотрены в работах И.В. Матяша, О.Ю. Мельниковой, В.Г. Балашова,
А.Ю. Заложнева, Д.А. Новикова .
Вопросы программно-целевого управления рассматривались в работах К.Л. Жихарева. А.В. Ильичева, Б.З. Мильнера, С.С. Ковалевского и
B. В. Кульбы, Р.А. Кочкарова, А.В. Саушкина, М.П. Силич, О.Ф. Шахова .
Проектный подход к организации государственного и муниципального управления описан в трудах А.Н. Баранской, К.В. Зарницыной и
C. В. Суханова, Н.Ю. Пеховой, Д.В. Погорелова, К.В. Харченко .
В связи с этим проблема работы заключается в противоречии между необходимостью эффективного управления проектами на муниципальном уровне и недостатком теоретических и практических разработок в деятельности структурных подразделений администрации Борисовского района Белгородской области.
Объектом выпускной квалификационной работы является проектная деятельность в рамках управления муниципальным образованием.
Предмет исследования - механизмы проектного управления, используемые в работе администрации Борисовского района Белгородской области.
Цель исследования - разработать практические рекомендации по совершенствованию организации проектной деятельности в администрации Борисовского района Белгородской области.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические основы организации проектной деятельности в муниципальном образовании.
2. Проанализировать практику организации проектной деятельности в администрации Борисовского района Белгородской области.
3. Предложить направления совершенствования организации проектной деятельности в администрации Борисовского района Белгородской области.
В качестве теоретико-методологической основы исследования выступают основные положения системного подхода (А.И. Радченко, П.А. Тесленко, И.О. Удачин) , позволившего рассмотреть социальную защиту населения как систему, изменяющуюся в резуль-тате взаимодействия отдельных элементов с внешней средой.
В работе были использованы общенаучные методы: анализ и синтез, структуризация, обобщение, а также качественный анализ нормативных документов. Также применялись методы субъектно-объектного и структурно-функционального анализа, приемы статистического и проектного анализа.
В качестве эмпирической базы исследования определены федеральные законодательные акты , нормативно-правовые акты Белгородской области ; материалы и документы администрации Борисовского района Белгородской области; данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области .
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем предпринята попытка применить теории, отражающие различные аспекты применения проектного подхода, к практике разработки и реализации управленческих проектов в рамках деятельности администрации муниципального района, в результате чего данные теории могут быть расширены и дополнены.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты ориентированы на использование в учебном процессе для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление», а также в практике муниципального управления.
Перспективным представляется использование полученных результатов в процессе дальнейшего совершенствования практики проектного управления, при формировании и оптимизации структуры органов местного самоуправления, а также при разработке муниципальных программ и конкретных проектов.
Во-первых, в настоящее время сфера муниципального управления нуждается в реформировании. Деятельность муниципальной администрации должна быть направлена на обеспечение устойчивого функционирования и развития территории, удовлетворение потребностей граждан в различных муниципальных услугах и в конечном счете - на повышение качества жизни населения. При этом в рамках текущего функционирования далеко не все вопросы удается решать эффективно, что создает предпосылки поиска и внедрения новых моделей управления, в том числе управления проектами.
Во-вторых, актуальной является проблематика организации стратегического управления городами, районами и поселениями. На сегодняшний день в большинстве муниципальных образований приняты стратегии либо программы социально-экономического развития до 2020, 2025 или 2030 гг., однако факт наличия утвержденного документа стратегического планирования далеко не всегда отражает повышение качества управленческой деятельности и улучшение социально¬экономической ситуации. К сожалению, многие стратегии остаются номинальными документами, реально не действующими. Организация проектного управления позволяет создать связующее звено между решением стратегических задач и текущей деятельностью органов местного самоуправления.
В-третьих, актуальным является развитие проблематики проектного управления на материале муниципальных образований Белгородской области. С 2010 года в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области, а также в органах местного самоуправления внедряется система управления проектами, в рамках которой определяются условия и порядок применения принципов проектного управления, алгоритм взаимодействия бизнес-сообщества и власти, регламентируется персональная ответственность межотраслевой команды проекта. В настоящее время требует совершенствования механизм программно-целевого управления территорией, в этой связи перспективным представляется установление взаимосвязи между управленческими проектами и муниципальными программами.
В-четвертых, представляется актуальным обращение к вопросам организации проектного управления в целях дальнейшего развития управленческой науки. Необходимо с научных позиций обособить проектное управление в государственной и муниципальной сферах от проектного управления в бизнес-структурах, уточнить понятия и выделить признаки управленческого проекта и проектной деятельности, связав их с вопросами комплексного развития территорий и отдельных сфер жизнедеятельности.
Степень изученности темы исследования. Проблемам развития проектного управления, реализации программно-целевого подхода к решению управленческих задач посвящено немало работ российских и зарубежных авторов.
Проблемам проектирования организационных систем посвящены работы Л.И. Евенко, Б.В. Зотова, Б.С. Рапопорта .
Вопросы управления отдельными внутренними проектами рассмотрены в работах И.В. Матяша, О.Ю. Мельниковой, В.Г. Балашова,
А.Ю. Заложнева, Д.А. Новикова .
Вопросы программно-целевого управления рассматривались в работах К.Л. Жихарева. А.В. Ильичева, Б.З. Мильнера, С.С. Ковалевского и
B. В. Кульбы, Р.А. Кочкарова, А.В. Саушкина, М.П. Силич, О.Ф. Шахова .
Проектный подход к организации государственного и муниципального управления описан в трудах А.Н. Баранской, К.В. Зарницыной и
C. В. Суханова, Н.Ю. Пеховой, Д.В. Погорелова, К.В. Харченко .
В связи с этим проблема работы заключается в противоречии между необходимостью эффективного управления проектами на муниципальном уровне и недостатком теоретических и практических разработок в деятельности структурных подразделений администрации Борисовского района Белгородской области.
Объектом выпускной квалификационной работы является проектная деятельность в рамках управления муниципальным образованием.
Предмет исследования - механизмы проектного управления, используемые в работе администрации Борисовского района Белгородской области.
Цель исследования - разработать практические рекомендации по совершенствованию организации проектной деятельности в администрации Борисовского района Белгородской области.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические основы организации проектной деятельности в муниципальном образовании.
2. Проанализировать практику организации проектной деятельности в администрации Борисовского района Белгородской области.
3. Предложить направления совершенствования организации проектной деятельности в администрации Борисовского района Белгородской области.
В качестве теоретико-методологической основы исследования выступают основные положения системного подхода (А.И. Радченко, П.А. Тесленко, И.О. Удачин) , позволившего рассмотреть социальную защиту населения как систему, изменяющуюся в резуль-тате взаимодействия отдельных элементов с внешней средой.
В работе были использованы общенаучные методы: анализ и синтез, структуризация, обобщение, а также качественный анализ нормативных документов. Также применялись методы субъектно-объектного и структурно-функционального анализа, приемы статистического и проектного анализа.
В качестве эмпирической базы исследования определены федеральные законодательные акты , нормативно-правовые акты Белгородской области ; материалы и документы администрации Борисовского района Белгородской области; данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области .
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем предпринята попытка применить теории, отражающие различные аспекты применения проектного подхода, к практике разработки и реализации управленческих проектов в рамках деятельности администрации муниципального района, в результате чего данные теории могут быть расширены и дополнены.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты ориентированы на использование в учебном процессе для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление», а также в практике муниципального управления.
Перспективным представляется использование полученных результатов в процессе дальнейшего совершенствования практики проектного управления, при формировании и оптимизации структуры органов местного самоуправления, а также при разработке муниципальных программ и конкретных проектов.
Проектирование является составной частью управления, позволяя обеспечить повышение управляемости и регулируемости некоторого процесса. Управленческий проект - это поименованный обособленный в пространстве и во времени вид деятельности органа власти или органа местного самоуправления, предполагающий достижение социальных результатов за счет внедрения инновационных организационных технологий. Под системой управления проектами в муниципальном образовании следует понимать набор инструментов, методов, ресурсов и процедур, используемых для управления проектом, реализуемом в рамках муниципального образования.
Метод программно-целевого регулирования позволяет выстроить четкие алгоритмы реформирования различных сфер жизнедеятельности, обеспечивая взаимоувязку цели, задач, мероприятий, исполнителей, ресурсов и ожидаемых результатов реализации программ. Управленческие проекты могут стать связующим звеном между стратегическим планированием и стратегическим управлением развитием территории.
Организация проектного управления предполагает создание нормативно-правовой базы локальных актов, построение сетевой структуры в рамках органов местного самоуправления, четкое распределение функциональных ролей - инициатора, заказчика, руководителя, исполнителей, менеджеров, администратора проекта. Жизненный цикл управленческого проекта предполагает возникновение идеи, формирование концепции, разработку проекта, его реализацию, завершение (подведение итогов), а также внедрение в текущую работу органов местного самоуправления.
Основные подходы к организации проектной деятельности в Борисовском районе закреплены в положении «Об управлении проектами в Борисовском районе Белгородской области». Координирующим органом проекта выступает администрация муниципального района «Борисовский район», осуществляющая организационное сопровождение и мониторинг разработки и реализации проектов. Организация проектной деятельности в администрации Борисовского района закреплена за отделом координации проектной деятельности. В течение 2016 года в районе продолжалась меняться нормативно-правовая база, регулирующая проектную деятельность, многократно вносились изменения в действующие правовые акты, разрабатывались новые.
Муниципальный портфель проектов Борисовского района по состоянию на 1 января 2017 года включает в себя 134 проекта общей стоимостью более 940 млн. рублей. Из них: 28 проектов открыто в 2016 году (в том числе 7 тиражируемых проектов), это на 25 % больше, чем за аналогичный период прошлого года; закрыто в 2016 году 23 проекта, что на
30,4 % больше, чем за 2015 год. Наиболее значимыми из них можно назвать: «Противодействие нелегальным трудовым отношениям - обеспечение социальных гарантий работников на территории Борисовского района»; «Расширение производственных мощностей по выпуску металлоконструкций на базе ЗАО «Борисовский завод ММК»; «Создание и организация работы специализированного кадетского класса на базе МБОУ «Борисовская СОШ № 1 им. А.М. Рудого». В стадии планирования находится 1 проект, в стадии реализации 30 проектов (все они реализуются без отклонений), закрыто 103 проекта (из них: 101 проект завершен успешно и 2 проекта не успешно).
Проведенный анализ организации управления проектной деятельностью в администрации Борисовского района позволил выделить группу проблем, связанных, прежде всего, с недостаточно высоким уровнем профессиональной компетентности муниципальных служащих
муниципального образования в области организации и координации проектного менеджмента. Кроме того, нами диагностирован ряд барьеров, препятствующих формированию проектной компетентности. Это явилось основанием для разработки проекта по повышению качества проектной деятельности в Борисовском районе.
С целью повышения качества проектной деятельности в муниципальном образовании предлагается к реализации проект: «Повышение качества проектной деятельности в Борисовском районе». Его целью является развитие проектных умений и навыков муниципальных служащих Борисовского района, занятых в проектной деятельности. Основными задачами внедрения проекта являются: обоснование мер по повышению проектной компетентности муниципальных служащих, задействованных в организации проектной деятельности Борисовского района; обоснование процедуры конкурсного отбора проектов в Борисовском районе Белгородской области.
Реализация проекта предполагает выполнение следующих мероприятий: формирование и развитие проектной компетентности
муниципальных служащих, задействованных в проектной деятельности Борисовского района Белгородской области; внедрение процедуры конкурсного отбора проектов в Борисовском районе Белгородской области. Первое мероприятие связано с повышением уровня проектной компетентности руководителей муниципальных органов власти; совершенствованием системы подготовки и проектного развития муниципальных служащих с использованием современных методов обучения; профессиональной социализацией. Второе - с проведением специального конкурса, направленного на поиск наиболее важных для Борисовского района социально-экономических проектов.
Целенаправленная работа по повышению качества проектной деятельности в Борисовском районе, в первую очередь, позволит: создать эффективный механизм подбора кадров в области управления проектами на основании проектных умений и навыков; осуществлять управление развитием профессиональных качеств муниципальных служащих и специалистов в области реализации проектов; повысить объективность в оценке результатов проектной деятельности при проведении аттестации; повысить авторитет муниципальных служащих в области проектной деятельности и, в целом, престиж муниципальной службы.
На основании проведенного анализа, нами был выработан ряд практических рекомендаций в адрес администрации Борисовского района.
1. Предусмотреть финансовое обеспечение за счет местного бюджета повышение мотивации сотрудников путем денежного стимулирования участников проектной деятельности по кварталам при успешной реализации проектов; развития прогрессивной системы мотивации муниципальных служащих, позволяющей стимулировать наиболее перспективных работников; создания на сайте администрации доски почета участников организации проектного управления администрации Борисовского района; организации постоянной рубрики в местных СМИ по распространению положительного опыта работы участников проектной деятельности.
2. Обеспечить своевременное информационное наполнение и сопровождение сайта органов местного самоуправления Борисовского района, а именно: разработать и создать активную страницу отдела проектной деятельности подотдела по управлению проектами администрации, включающую информацию о его деятельности, структуре отдела, о ходе реализации проектов на территории муниципального района.
3. Реализовать предложенный в выпускной квалификационной работе проект «Повышение качества проектной деятельности в Борисовском районе»
Метод программно-целевого регулирования позволяет выстроить четкие алгоритмы реформирования различных сфер жизнедеятельности, обеспечивая взаимоувязку цели, задач, мероприятий, исполнителей, ресурсов и ожидаемых результатов реализации программ. Управленческие проекты могут стать связующим звеном между стратегическим планированием и стратегическим управлением развитием территории.
Организация проектного управления предполагает создание нормативно-правовой базы локальных актов, построение сетевой структуры в рамках органов местного самоуправления, четкое распределение функциональных ролей - инициатора, заказчика, руководителя, исполнителей, менеджеров, администратора проекта. Жизненный цикл управленческого проекта предполагает возникновение идеи, формирование концепции, разработку проекта, его реализацию, завершение (подведение итогов), а также внедрение в текущую работу органов местного самоуправления.
Основные подходы к организации проектной деятельности в Борисовском районе закреплены в положении «Об управлении проектами в Борисовском районе Белгородской области». Координирующим органом проекта выступает администрация муниципального района «Борисовский район», осуществляющая организационное сопровождение и мониторинг разработки и реализации проектов. Организация проектной деятельности в администрации Борисовского района закреплена за отделом координации проектной деятельности. В течение 2016 года в районе продолжалась меняться нормативно-правовая база, регулирующая проектную деятельность, многократно вносились изменения в действующие правовые акты, разрабатывались новые.
Муниципальный портфель проектов Борисовского района по состоянию на 1 января 2017 года включает в себя 134 проекта общей стоимостью более 940 млн. рублей. Из них: 28 проектов открыто в 2016 году (в том числе 7 тиражируемых проектов), это на 25 % больше, чем за аналогичный период прошлого года; закрыто в 2016 году 23 проекта, что на
30,4 % больше, чем за 2015 год. Наиболее значимыми из них можно назвать: «Противодействие нелегальным трудовым отношениям - обеспечение социальных гарантий работников на территории Борисовского района»; «Расширение производственных мощностей по выпуску металлоконструкций на базе ЗАО «Борисовский завод ММК»; «Создание и организация работы специализированного кадетского класса на базе МБОУ «Борисовская СОШ № 1 им. А.М. Рудого». В стадии планирования находится 1 проект, в стадии реализации 30 проектов (все они реализуются без отклонений), закрыто 103 проекта (из них: 101 проект завершен успешно и 2 проекта не успешно).
Проведенный анализ организации управления проектной деятельностью в администрации Борисовского района позволил выделить группу проблем, связанных, прежде всего, с недостаточно высоким уровнем профессиональной компетентности муниципальных служащих
муниципального образования в области организации и координации проектного менеджмента. Кроме того, нами диагностирован ряд барьеров, препятствующих формированию проектной компетентности. Это явилось основанием для разработки проекта по повышению качества проектной деятельности в Борисовском районе.
С целью повышения качества проектной деятельности в муниципальном образовании предлагается к реализации проект: «Повышение качества проектной деятельности в Борисовском районе». Его целью является развитие проектных умений и навыков муниципальных служащих Борисовского района, занятых в проектной деятельности. Основными задачами внедрения проекта являются: обоснование мер по повышению проектной компетентности муниципальных служащих, задействованных в организации проектной деятельности Борисовского района; обоснование процедуры конкурсного отбора проектов в Борисовском районе Белгородской области.
Реализация проекта предполагает выполнение следующих мероприятий: формирование и развитие проектной компетентности
муниципальных служащих, задействованных в проектной деятельности Борисовского района Белгородской области; внедрение процедуры конкурсного отбора проектов в Борисовском районе Белгородской области. Первое мероприятие связано с повышением уровня проектной компетентности руководителей муниципальных органов власти; совершенствованием системы подготовки и проектного развития муниципальных служащих с использованием современных методов обучения; профессиональной социализацией. Второе - с проведением специального конкурса, направленного на поиск наиболее важных для Борисовского района социально-экономических проектов.
Целенаправленная работа по повышению качества проектной деятельности в Борисовском районе, в первую очередь, позволит: создать эффективный механизм подбора кадров в области управления проектами на основании проектных умений и навыков; осуществлять управление развитием профессиональных качеств муниципальных служащих и специалистов в области реализации проектов; повысить объективность в оценке результатов проектной деятельности при проведении аттестации; повысить авторитет муниципальных служащих в области проектной деятельности и, в целом, престиж муниципальной службы.
На основании проведенного анализа, нами был выработан ряд практических рекомендаций в адрес администрации Борисовского района.
1. Предусмотреть финансовое обеспечение за счет местного бюджета повышение мотивации сотрудников путем денежного стимулирования участников проектной деятельности по кварталам при успешной реализации проектов; развития прогрессивной системы мотивации муниципальных служащих, позволяющей стимулировать наиболее перспективных работников; создания на сайте администрации доски почета участников организации проектного управления администрации Борисовского района; организации постоянной рубрики в местных СМИ по распространению положительного опыта работы участников проектной деятельности.
2. Обеспечить своевременное информационное наполнение и сопровождение сайта органов местного самоуправления Борисовского района, а именно: разработать и создать активную страницу отдела проектной деятельности подотдела по управлению проектами администрации, включающую информацию о его деятельности, структуре отдела, о ходе реализации проектов на территории муниципального района.
3. Реализовать предложенный в выпускной квалификационной работе проект «Повышение качества проектной деятельности в Борисовском районе»
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «БОРИСОВСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ БОРИСОВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ИСТОРИЯ МБОУ «ПОЧАЕВСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ» ГРАЙВОРОНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (2000-2015 гг.)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АДМИНИСТРАЦИИ БОРИСОВСКОГО РАЙОНА
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - ИСТОРИЯ МБОУ «ПОЧАЕВСКОЙ СРЕДНЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ» ГРАЙВОРОНСКОГО
РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
(2000-2015 гг.)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2017 - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
БОРИСОВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, специальная технология. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ ПО ВНЕДРЕНИЮ «ЗЕЛЕНЫХ» ТЕХНОЛОГИЙ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2019 - КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



