ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие «силовые способности» и их виды 6
1.2. Анатомо-физиологические особенности развития детей среднего школьного возраста
1.3. Средства и методы развития силовых способностей у детей среднего школьного возраста
Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.1. Методы исследования 24
2.2. Организация исследования 26
Глава 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Обоснование методики развития силовых способностей у детей 13-14
лет на уроках гимнастики
3.2. Экспериментальные данные методики развития силовых способностей у детей 13-14 лет на уроках гимнастики
ВЫВОДЫ 39
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 46
Актуальность нашего исследования определяется тем, что существует проблема развития мышечной силы у детей среднего школьного возраста и представляет в настоящее время особый интерес в связи с выраженными изменениями экологических, экономических и социальных условий жизни общества. В настоящее время регулярными занятиями спортом охвачено не более 10% молодежи. По данным Т.Ю.Круцевича (2007) заметно снижается стремление к прогулкам с друзьями, просто активному отдыху. В это же время появилось такое увлечение, как работа на компьютере и компьютерные игры. Эти факторы создают предпосылки для развития у учащихся отклонений в состоянии здоровья: нарушения осанки, зрения, повышения артериального давления, накопления избыточной массы тела, что в свою очередь предрасполагает к различным заболеваниям сердечно-сосудистой, дыхательной систем, нарушения обмена веществ. Давно известно, что здоровых детей, поступающих в I класс, не более 30%, а к окончанию XI класса их остается только 15-20%. Школьная программа увеличивает нагрузку на организм ребенка: возрастает необходимость усвоения и переработки разнообразной информации, и, следовательно, увеличивается пребывание организма в статических позах, перенапрягается зрительный аппарат [23]. Вследствие малой подвижности возникает такое заболевание, как гиподинамия, что приводит к снижению физических возможностей [15, 34]. Процесс освоения любых двигательных действий (трудовых, спортивных, бытовых и прочих) идет значительно успешнее, если занимающийся имеет сильные, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями. Высокий уровень развития физических способностей - основная база для овладения новыми видами двигательных действий, успешного приспособления к трудовым действиям и бытовым операциям, и, наконец, это важнейший компонент состояния здоровья [23].
Гимнастика занимает одно из ведущих мест в системе физического воспитания детей школьного возраста, так как в процессе занятий ею формируются и воспитываются важнейшие качества, необходимые человеку в повседневной жизни. Средства и методы гимнастики применяют в целях оздоровления школьников, содействия их правильному физическому развитию, для решения задач образования и воспитания учащихся. В процессе занятий гимнастикой человек делается физически здоровым, а его тело красивым с гармонически развитой мускулатурой. Гимнастика - достаточно сложный вид спорта и требует достаточной силовой подготовки и развития межмышечной координации. В связи с этим, необходимо использовать специальные средства гимнастики в системе физкультурного школьного образования.
Поэтому целью нашей работы являлась разработка методики развития силовых способностей у детей 13-14 лет на уроках гимнастики.
Объект исследования физическое воспитание детей среднего школьного возраста.
Предмет исследования: развитие силовых способностей у детей 13-14 лет на уроках гимнастики.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературных источников по проблеме развития силовых способностей у детей 13-14 лет на уроках гимнастики.
2. Разработать методику развития силовых способностей у детей 13-14 лет на уроках гимнастики.
3.Определить эффективность разработанной методики развития силовых способностей у детей 13-14 лет на уроках гимнастики.
4. Разработать практические рекомендации развития силовых способностей у детей 13-14 лет на уроках гимнастики.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что если использовать специальные комплексы упражнений на уроках гимнастики с помощью метода круговой тренировки и игрового метода, то это позволит более эффективно развивать силовые способности у детей 13-14 лет.
Новизна исследования состоит в том, что был разработан специальный комплекс силовых упражнений, применяемый на уроке гимнастики с детьми среднего школьного возраста.
Практическая значимость. Разработанная методика развития силовых способностей у детей среднего школьного возраста на уроках гимнастики может быть использована в педагогической деятельности учителей с целью улучшения эффективности образовательного процесса в школе.
База исследования: педагогический эксперимент был организован в Ровеньской средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов.
Теоретический анализ и проведение педагогического эксперимента позволили сделать следующие выводы:
1. Гимнастике присущ метод строгого регламентирования упражнения и четкой организации деятельности занимающихся, благодаря чему создаются оптимальные условия для освоения новых навыков и умений, а также соответствующий эмоциональный фон, стимулирующий повышенную работоспособность. С помощью упражнений спортивной гимнастики успешно совершенствуются функции всех органов человека. Следовательно, с помощью средств спортивной гимнастики можно наиболее успешно решать задачи общего физического развития и разносторонне совершенствовать двигательные способности человека, в частности развитие силы в средних классах.
2. Теоретический анализ позволил разработать методику развития силовых
способностей у детей среднего школьного возраста на уроках гимнастики с использованием специальных комплексов гимнастических упражнений методом круговой тренировки и игрового метода. Целенаправленная методика использования физических упражнений с преимущественной направленностью на развитие силовых способностей у детей среднего школьного возраста дает более выраженный эффект. В процессе разработки методики в структуру урока мы включили: 1) упражнения заданные программой (гимнастические,
легкоатлетические); 2) упражнения на развитие силовых способностей (с помощью указанных методов), что будет способствовать более эффективному развитию силовых способностей у детей среднего школьного возраста на уроках гимнастики.
3.Организация и проведение эксперимента позволили выявить достоверное (Р<0,05) увеличение развития силовых способностей у детей
40 среднего школьного возраста на уроках гимнастики в экспериментальной группе.
4. Было установлено, что методика развития силы в средних классах на уроках гимнастики является эффективной. Динамика показателей в тестах, оценивающих силу являлась статистически достоверной (Р<0,05).
1. Ашмарин, Г. А. - Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Учебное пособие /А.Г. Ашмарин.- М.: Просвещение, 1995.-287с.
2. Богданова, Г. П. - Уроки физической культурой 4-8 классов средней
школы: Пособие для учителя /Г.П. Богданова, В.Н Максимова - М.:
Просвещение, 2006.-220с.
3. Быков, В. С. - Развитие двигательных способностей учащихся: Учебное пособие /В.С. Быков. - Челябинск: УралГАФК, 1998.-74с.
4. Валиахметов, Р. М. - Физическое воспитание учащихся: Программа /Р.М. Валиахметов. - Уфа, 1996.- 46с.
5. Воробьев, В.И. - Определение физической работоспособности спортсменов: Учебное пособие / В.И. Воробьев. - Челябинск, 1998. - 54 с.
6. Дембо, А.Г. Врачебный контроль в спорте /А.Г. Дембо// Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 3. - 18-19.
7. Демидов, В. М. Опыт организации работ по улучшению двигательной подготовленности учеников /В.М. Демидов// Физическая культура в школе. - 2001.- № 1.- 47с.
8. Дуранов, М. Е. Исследовательский подход /М.Е. Дуранов, А.Г. Гостев// Педагогическая деятельность. - 1996.- №5. - 72с.
9. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология: Учебник /Ю.А. Ермолаев. - М., Возрастная физиология, 2005.- 34 с.
10. Журавлев, В. И. - Педагогика в системе наук о человеке: Учебное пособие /В.И. Журавлев. - М.: Педагогика, 1990.- 49 с.
11. Зимкина, Н. В. - Физиология человека: Учебник /Н.В. Зимкина. - М.: Физкультура и спорт, 1964.-589с.
12. Анатомия человека: Учебник /М.Ф. Иваницкий, Б.А.Никитюка, А.А.
Гладышев, Ф.В. Судзиловский. - М.: Тера-Спорт, 2003 - 624 с.
13. Иванов, В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов /В.В. Иванов// Спорт. - 2007.- № 8. - С. 43.
14. Иванов, А.В. От уроков к дням здоровья и спорта/А.В. Иванов// Физическая культура в школе. - 2006.- № 8. - 44с.
15. Костенок, П.И. Физиология мышечной деятельности, труда и спорта /П.И. Костенок// Физиология человека - 1997. - Т.23, № 6. - С. 65-73.
16. Коца, Я.М Спортивная физиология: Учебник /Я.М. Коца. - М.:
1983. - 39c.
17. Мартиросов Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии /Э.Г. Мартиросов// Физиология человека. - 2002. - №7. - С. 194
18. Матвеев, Л.П. - Теория и методика физического воспитания: Учебник /Л.П. Матвеев. - М., 1991. - 65 с.
19. Матвеева, О. П. - Образовательная программа для учащихся средней
общеобразовательной школы (I-XI классов): Программа /О.П. Матвеева. - М.:
Просвещение, 1995.-215с.
20. Матвеев, Л. П. - Теория и методика физического воспитания. TII: Учебник /Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1976.-173с.
21. Морозов, О. В. Успех в разнообразии форм занятий /О.В. Морозов// Физическая культура в школе. - 2001.- № 5.- 41с.
22. Настольная книга учителя физической культуры: Пособие для учителя /Под ред. проф. Л. Б. Кофмана. - М.: Академия, 2000. - 72 с.
23. Портных, Ю. И. - Спортивные игры и методика преподавания: Учебное пособие /Ю.И. Портных. - М.: Физкультура и спорт, 2006.-219с.
24. Программа /О.П. Матвеева. - М.: Просвещение, 1996. - 43 с.
25. Сермеев, Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости /Б.В. Сермеев// Здоровье нации: Сб. материалов Междунар. Науч. Конгр. - М., 1990.- С. 32.
26. Сермеев, Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости: Учебное пособие /Б.В. Сермеев. - М.: Просвещение 1990.- 24с.
27. Скворцов, Г. И. - Допрофессиональная подготовка учащихся 5-6 специализированных спортивных классов: Учебное пособие /Г.И. Скворцов. - Челябинск, 1997.- 20с.
28. Смоленский, В.А, Гимнастика в трех измерениях: Учебное пособие /В.А. Смоленский, Ю.А. Менхин, В.А. Силин. - М - 1999. - 123 с.
29. Туманян, Г.С. Телосложение и спорт: Учебное пособие /Г.С. Туманян, Э.Г Мартиросов.- М.: Терра-спорт, 1996. - 239.
30. Фарфель, B.C. - Управление упражнениями в спорте: Учебное пособие /В.С. Фарфель. - М.: Физкультура и спорт, 1995.-208с.
31. Фомин, Н.А. Возрастные особенности физического воспитания: Учебное пособие /Н.А.Фомин, Филин В.П. - М.: Академия, 1993.- 75.
32. Харабуги, Г.Д. - Теория и методика физического воспитания: Учебник /Г.Д. Харабуги.- М.: Физкультура и спорт, 1994. - 102с.
33. Холодов, Ж. К. - Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник /Ж.К. Холодов, В. С. Кузнецова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.
34. Хрипкова, А. Г. Возрастная физиология /А.Г. Хрипкова. - М.:
Академия, 1998.- 73.
35. Хрипкова, Л.Т. - Возрастная физиология: Учебное пособие /Л.Т. Хрипкова. - М..: Просвещение, 1998 .- 36 с.
36. Чудновец, В. Н. Турнир рыцарей спорта /В.Н. Чудновец// Физическая культура в школе. - 1995.- № 2. - 64с.
37. Чудинова, П.Р. Воспитание гибкости у детей /П.Р. Чудинова// Физическая культура в школе. - 1994. - №5. - 3 с.
38. Шакина, Е.А. Определение гибкости /Е.А. Шакина// Физическая культура в школе. - 1994. - № 7. - 15 с.