СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ
ОРГАНОВ И УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
(НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОГО ПОСТА БЕЛГОРОДСКОЙ
ТАМОЖНИ)
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И УЧАСТНИКОВ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО
КОНТРОЛЯ 8
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
БЕЛГОРОДСКОГО ПОСТА БЕЛГОРОДСКОЙ
ТАМОЖНИ И УЧАСТНИКОВ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ... 32
РАЗДЕЛ III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И УЧАСТНИКОВ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ. 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
Актуальность темы исследования заключается в том, что в современных условиях внешнеторговая деятельность является важной составляющей, формирующей структуру, динамику и устойчивость национальной экономики. Сегодня на внешнеторговую деятельность Российской Федерации значительное влияние оказывают операции, осуществляемые в рамках Евразийского союза.
За последние годы значительно возросла доля экспортных платежей в доходной части бюджета Российской Федерации. Это обусловлено повышением стоимости нефти, газа, и других сырьевых ресурсов, экспортируемых из России. Рост импорта обусловлен увеличением объемов ввозимых товаров. Сложившаяся структура таможенных платежей в Российской Федерации косвенно отражает снижение экономической устойчивости государства. Это, в свою очередь может свидетельствовать о наличии потенциальных угроз для национальной и, в частности, для экономической безопасности Российской Федерации.
Вышеизложенное свидетельствует о необходимости развития других секторов национальной экономики, что, в свою очередь, позволит повысить экономическую устойчивость и обеспечить экономическую безопасность государства, в целом. Действенным инструментом их развития является регулирование внешней торговли государства.
Успех внешней торговли, наряду с другими факторами, в существенной мере зависит от таможенной политики государства и деятельности таможенных органов по ее реализации.
В своей деятельности таможенные органы должны исходить из принципа минимизации затрат государства и участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) при перемещении товаров через таможенную границу. При этом обязательно обеспечение выполнения требований таможенного законодательства.
В настоящее время наблюдаются ситуации, при которых осуществление таможенного контроля иногда неоправданно сдерживает товаропотоки. Это ведет к возникновению дополнительных издержек как участников ВЭД, так и государства. Рост издержек при проведении таможенного контроля оправдан лишь при пресечении нарушений таможенных правил. В любом другом случае эти издержки должны быть сокращены.
Для развития импорта необходимы такие условия для проведения таможенного контроля, которые обеспечивали бы наиболее простые, быстрые и прозрачные таможенные операции при обязательном условии соблюдения таможенного законодательства государства.
Вышесказанное свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.
Степень изученности темы исследования. Теоретические и практические аспекты взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности при таможенном контроле товаров, перемещаемых через таможенную границу, стали объектами исследования ряда российских и зарубежных ученых. Ведущая роль в разработке теоретических и практических проблем в этой области принадлежит ученым: Н.В. Бабичев, Н.С, Заражаев, Д.Л. Попова, В.М. Юрицин и др.
Вопросы взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД также исследовались в ряде диссертационных исследований аспирантов и соискателей Российской таможенной академии (Е.К. Шкуренко, В.Д. Юрицин, и др.) .
Труды этих ученых внесли существенный вклад в развитие
методологических и методических основ экономики таможенного дела.
Проблема исследования заключается в противоречии между существующим уровнем развития научно-методических основ совершенствования взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности при проведении таможенного контроля товаров, с одной стороны, и необходимость разрешения этого противоречия, с другой стороны.
Объектом исследования является сфера взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности при проведении таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза
Предметом исследования являются механизмы взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности при таможенном контроле товаров.
Цель исследования заключается в совершенствовании взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности при проведении таможенного контроля.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности при проведении таможенного контроля;
2. Показать практику взаимодействия Белгородского поста Белгородской таможни и участников внешнеэкономической деятельности при проведении таможенного контроля;
3. Разработать основные направления совершенствования взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности при проведении таможенного контроля.
Теоретической основой исследования являются научные труды российских и зарубежных экономистов и социологов, специалистов в области теории государственного управления, управления таможенной деятельностью, таможенного дела, внешнеэкономической деятельностью: Б.В. Елканов, О.В. Гречкина, Ю.А. Кожанков; О.Н. Козырин, Т.Н. Трошкина .
В качестве методов исследования были использованы такие научные методы, как анализ, синтез, сравнение, наблюдение, аналогия, а также методы сравнительного анализа. Исследование опирается на методологический принцип единства теории и практики, а также системный, процессный и другие подходы.
Эмпирическую основу исследования составили международные соглашения, законодательные акты Таможенного союза, законодательные акты Российской Федерации, нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации, аналитические материалы и нормативно-правовые акты Федеральной таможенной службы Российской Федерации, Евразийской экономической комиссии и Комиссии Таможенного союза .
Научно-практическая значимость. Полученные в результате исследования результаты позволяют обеспечивать дальнейшее развитие теории организации взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.
Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза.
Комментируемая статья закрепляет, что таможенный контроль осуществляется таможенными органами в формах и порядке, которые установлены гл. 16 и 19 ТК ТС, с учетом положений, установленных комментируемым Законом.
Таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза. От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.
Работа таможенных органов неразрывна с деятельностью участников внешнеэкономической деятельности. Осуществление качественного и эффективного управления таможенной системой не только положительно сказывается на экономике РФ, но также способствует развитию внешнеторговых связей российских предпринимателей.
Целью взаимодействия между участниками ВЭД и должностными лицами таможенных органов является «создание оптимальных условий для перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза при соблюдении законодательства.
Взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД осуществляется с применением информационных технологий, использование которых позволяет снизить издержки, а также избежать чрезмерного влияния субъективных факторов, исключить, в том числе, коррупционную составляющую.
Белгородский таможенный пост Белгородской таможни является унифицированным мобильным таможенным органом, на котором производится таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств. Выполняя работу по организации таможенного оформления и таможенного контроля, пост решает задачи, связанные со своевременным и полным наполнением доходной части федерального бюджета Российской Федерации, повышением эффективности таможенного администрирования и создания благоприятных условий для работы участников внешнеторговой деятельности за счет повышения качества предоставляемых услуг и обеспечения содействия развитию торговли, ускорения товарооборота и расширения внешнеторговых связей, а также таможенным контролем за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации, необходимым и достаточным для соблюдения законодательства Российской Федерации и защиты отечественного товаропроизводителя.
Предоставлении декларантом декларации на товары на перемещаемый товар и соответствующего комплекта документов. Таможенный орган при этом осуществляет их прием и регистрацию. После чего в обязанности сотрудников таможенного органа входит документальный контроль.
При осуществлении документального контроля уполномоченные лица Белгородской таможни проводят проверку соблюдения условий выпуска товаров путём проверки соответствия сведений, заявленных в таможенной декларации, контроля правильности определения классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности таможенного союза, контроля правильности определения страны происхождения по товарам, контроля соблюдения актов законодательства Российской Федерации, выявления товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок, контроля таможенной и статистической стоимости, контроля правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов, контроля соблюдения требований и условий заявленного таможенного режима, выявления рисков.
Для повышения эффективности взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД Белгородский таможенным постом Белгородской области необходимо усовершенствовать научно-методический аппарат и выработать методические рекомендации по совершенствованию взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД при осуществлении таможенных процедур.
Следовательно, деятельность таможенных органов как регулятора внешней торговли должна дополняться механизмами, такими как:
- система внешнеторгового и ценового мониторинга для принятия оперативных мер по защите интересов отечественных товаропроизводителей в случаях неблагоприятных изменений конъюнктуры мирового рынка;
- усиление поддержки отечественных экспортеров;
- проведение последовательной экономической политики, направленной на создание и развитие импортозамещающих производств, и др.
Повышение эффективности взаимодействия между таможенными органами и участниками ВЭД позволит сократить время, трудоемкость и, в конечном счете, снизить затратность осуществления таможенных процедур в условиях высокой интенсивности товарооборота в приграничной зоне России как для государства, так и для участников ВЭД.
1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к
Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17) [Текст] (ред. от 08.05.2015) // Собр. законодательства
Рос. Федерации. - 2010 года. - №50. - Ст. 6615.
2. О таможенном регулировании в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Российская газета. - 2010. - №269. - 29 ноября.
3. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности [Текст] : федер. закон от 08 декабря 2003 г. № 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2003. - №50. - Ст. 4850.
4. Об упрощении и гармонизации таможенных процедур [Текст]: международная конвенция от 18 мая 1973 г. (Киотской конвенции) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - №32. - Ст. 4810.
5. О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [Текст]: распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2575-р (ред. от 15.04.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. -2013. - №2. - Ст. 109.
6. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля [Текст] : федер. закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (ред. от 09.03.2016) // Российская газета. - 2008. - №266. - 30 декабря.
7. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18 мая 1973 г.) (в ред. Протокола от 26.06.1999) [Текст] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. -
№32. - Ст. 4810.
8. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г.
Астане 29 мая 2014 г.) (ред. от 08.05.2015) [Электронный ресурс] //
Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org.
9. Об экспортном контроле : федер. закон от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1999. - №30. - Ст. 3774.
10. Антропцева, И.О Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 года» (постатейный) [Текст] / И.О. Антропцева. - Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014.
11. Бабичев, Н.В. Моделирование взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности, уклоняющихся от уплаты таможенных платежей [Текст] / Н.В. Бабичев // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. - 2010. - №2. - С. 112-113.
12. Васина, А.Н. Комментарий к законодательству о службе в таможенных органах Российской Федерации [Текст] / А.Н. Васина. - М.: Деловой двор, 2014. - 528 с.
13. Гречкина, О.В. Вопросы таможенного контроля в свете реализации новой концепции [Текст] / О.В. Гречкина // Ученые записки казанского университета. - 2010. - №4. - С. 90-95.
14. Елканов, Б.В. Таможенное оформление и таможенный контроль [Текст] / Б.В. Елканова // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2010. - №3. - С. 58-60.
15. Заражаев, Н.С. Совершенствование теоретического положения по взаимодействию таможенных органов и участников ВЭД в рамках Таможенного союза [Текст] / Н.С. Заражаев // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. - 2015. - №3. - С. 12-15.
16. Зубач, А.В. Административная юрисдикционная деятельность таможенных органов: учебник для бакалавров [Текст] / А.В. Зубач. - М.: Издательство «Юрайт», 2014. - 208 с.
17. Зубач, А.А. Правовое регулирование профессиональной этики таможенника в зарубежных странах [Текст] / А.А. Зубач // Полицейская деятельность. - 2013. - №1. - С. 44 - 53.
18. Козырин, А.Н. Организационно-правовые основы таможенного регулирования в Таможенном союзе ЕАЭС [Текст] / А.Н. Козырин // Реформы и право. - 2012. - №1. - С. 32.
19. Корняков, К.А. О некоторых теоретических вопросах проведения таможенного контроля на единой таможенной территории Таможенного союза [Текст] / К.А. Корняков // Таможенное дело. - 2010. - № 4. - С. 8-13.
20. Коровяковский, Д.Г. Правовое регулирование понятия
«таможенная информация» в Российской Федерации и в Республике Беларусь: сравнительно-правовая характеристика [Текст] / Д.Г.
Коровяковский // Таможенное дело. - 2012. - №1. - С. 18 - 23.
21. Коровяковский, Д.Г. Правовая социализация, правовая культура и юридическое образование как основы формирования и развития демократического правового государства в Российской Федерации [Текст] / Д.Г. Коровяковский // Новый юридический журнал. - 2014. - №4. - С. 66 - 71.
22. Косов, А.А. Таможенный контроль как способ обеспечения законности [Текст] / А.А. Косов. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 489 с.
23. Костин, А.А. Форма, метод и способ проведения таможенного контроля: соотношение и дефиниции [Текст] / А.А. Костин // Российский внешнеэкономический вестник. - 2013. - №6. - С. 73-79.
24. Кулиева, К.Т. Основные подходы к оценке эффективности деятельности таможенных органов [Текст] / К.Т. Кулиева // Совершенствование образования, теории и практики таможенного дела. -
Владивосток, 2012. - 142 с.
25. Матвеева, О.П. Государственные таможенные услуги: качество и эффективность: Монография [Текст] / О.П. Матвеева. - Белгород: Изд-во Белгородского университета потребительской кооперации, 2010. - 186 с.
26. Маховикова, Г.М. Таможенное дело [Текст] / Г.М. Маховикова. - М.: Юрайт, 2014. - 408 с.
27. Минакова, И.В. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств [Текст] / И.В. Минакова // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - №5. - С. 124-125.
28. Наднациональное и национальное регулирование в Таможенном союзе ЕврАзЭС: на примере таможенной пошлины» [Текст] / Под ред. А.Н. Козырина. - М.: Институт публично-правовых исследований», 2014. - 345 с.
29. Покровская, В.В. Таможенное дело [Текст] / В.В. Покровская. - М.: Юрайт, 2011. - 456 с.
30. Попова, Д. А. Проблемы взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности в рамках Таможенного союза [Текст] / Д.А. Попова // Молодой ученый. - 2014. - №14. - С. 175-177.
31. Попова, Л.И. Направления совершенствования организации таможенного контроля [Текст] / Л.И. Попова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2014. - №4. - С. 96-97.
32. Руденко Л.Г. Экономика таможенного дела. Учебник. - М.: Дело и сервис, 2015. - 112 с.
33. Сергеев, В.Е. Таможенный контроль: проблемы правового
регулирования: диссертации на соискание ученой степени кандидата
юридических наук [Текст] / В.Е. Сергеев. - Саратов, 2014. - 123 с.
34. Смирнов, С.А. О предложении введения новой формы таможенного контроля - таможенный контроль на инспекционно- досмотровском комплексе [Текст] / С.А. Смирнов // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 2012. - №3. - С. 62-68.
35. Соколова, Е.А. Исследование совершенствования таможенного контроля товаров и транспортных средств [Текст] / Е.А. Соколова // Кант. - 2012. - №3. - С. 33-35.
36. Таможенные процедуры в Таможенном союзе ЕврАзЭС: альбом схем [Текст] / Под ред. А.Н. Козырина. - М.: НИУ ВШЭ, 2012. - 345 с.
37. Таможенное регулирование в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС. Учебник [Текст] / Под общ. ред. В. А. Шамахова и Ю.А. Кожанкова. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 456 с.
38. Толкушин, А.В. Таможенное дело [Текст] / А.В. Толкушин. - М.: Юрайт, 2012. - 345 с.
39. Трошкина, Т.Н. Принципы организации и деятельности таможенного контроля в Таможенном союзе ЕврАзЭС [Текст] / Т.Н. Трошкина // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2014. - № 4. - С. 22.
40. Трошкина, Т.Н. Формы таможенного контроля в Таможенном союзе ЕврАзЭС: взаимодействие наднационального и национального регулирования [Текст] / Т.Н. Трошкина // Право и экономика. - 2013. - № 9.
- С. 14-18.
41. Трошкина, Т.Н. Формы контроля за трансграничным перемещением товаров в Таможенном союзе ЕврАзЭС [Текст] / Т.Н. Трошкина // Финансовое право. - 2013. - № 11. - С. 22-23.
42. Ульянич, А.М. Развитие пограничного и таможенного контроля на границах Российского империи в XIX в. [Текст] / А.М. Ульянич // Власть. 2010. - №1. - С. 108-111.
43. Ухтеева Н.А. Классификация участников внешнеэкономической деятельности и особенности нормативного регулирования отношений [Электронный ресурс] // Международный бухгалтерский учет. - 2010. - №7.
- С. 15. - Режим доступа: library.ru>help/docs/n77663/klassif.doc.
44. Чермянинов, Д.В. Таможенное право [Текст] / Д.В. Чермянинов.
- М.: Юрайт, 2013. - 220 с.
45. Цагаанцоож, Ц. Методические рекомендации по
совершенствованию таможенного контроля ввоза товаров автомобильным транспортом [Текст] / Ц. Цагаанцоож // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2014. - №5. - С. 151-152.
46. Цагаанцоож, Ц. Матрица таможенного контроля как инструмент совершенствования таможенных операций [Текст] / Ц. Цагаанцоож // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. - 2014. - №5. - С. 35-37.
47. Шашкина, А.Н. Общая характеристика таможенного контроля как вида государственного контроля. Соотношение понятий «контроль» и «надзор» [Текст] / А.Н. Шашкина. - Люберцы, 2012. - 278 с.
48. Шкуренко, Е.К. Совершенствование взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД при проведении таможенного контроля товаров [Текст] / Е.К. Шкуренко. - Автореферат дисс. - М.: Издательство Российской таможенной академии, 2013.
49. Юрицин, В. М. Теоретико-методологические аспекты взаимодействия таможни и бизнеса [Текст] / В. М. Юрицин // Вестник Российской таможенной академии. - 2010. - № 3. - С. 12-18.
50. Юрицин, В. М. Совершенствование взаимодействия таможни и бизнеса путем снижения конфликтности отношений [Текст] / В. М. Юрицин // Вестник Российской таможенной академии. - 2011. - № 3. - С. 11-17.
51. Юрицин, В. М. Моделирование взаимодействия таможни и бизнеса [Текст] / В. М. Юрицин // Вестник МГТУ. Труды Мурманского государственного университета. - 2011. Том 14. - № 4. - С. 880-883.
52. Ялбулганов, А.А. Правовое обеспечение перемещения транспортных средств для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС [Текст] / А.А. Ябулганов // Реформы и право. - 2013. - № 3. - С. 15-16.