Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПРАВЛЕНИЕ ПОСТИНТЕРНАТНЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В РЕГИОНЕ

Работа №67276

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социальная работа

Объем работы80
Год сдачи2016
Стоимость4880 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
441
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.1. Специфика постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.2. Организация постинтернатного сопровождения детей-сирот:
управленческий аспект
1.3. Нормативно-правовое регулирование постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2. ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПОСТИНТЕРНАТНОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
2.1. Диагностика проблем управления постинтернатным
сопровождением детей-сирот в Белгородской области
2.2. Организационно-управленческая модель постинтернатного сопровождения детей-сирот на региональном уровне
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ


Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время в практике социальной работы особое внимание уделяется проблеме постинтернатного сопровождения выпускников учреждений интернатного типа, этот вопрос остается открытым, несмотря на то, что различные технологии и методики апробируются во многих учреждениях данного типа в различных регионах страны. Решение этой проблемы актуально и значимо для любого государства, так как осуществление постинтернатного сопровождения является важной и сложной задачей, стоящей перед обществом и государственными службами, занимающимися организацией поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Становление и интеграция в общество данной категории детей осложнены имеющимся у них опытом проживания вне семьи. У выпускников, начинающих самостоятельную жизнь, очень много проблем. Это признается на уровне государства и в обществе. Вступая в самостоятельную жизнь, выпускники сталкиваются с проблемой жилья, поиска работы, организации быта, питания, обеспечения себя прожиточным минимумом, взаимодействия с широким социумом, организацией свободного времени, получения медицинской помощи, создания и сохранения собственной семьи и многими другими проблемами.
Исследования, посвященные изучению проблем выпускников интернатных учреждений, показывают, что они нуждаются в долговременном социальном сопровождении, включающем содействие в решении жилищных, правовых, социальных и многих других вопросов. Особенно тщательно тактика постинтернатной поддержки должна быть обозначена в тех случаях, когда отмечаются черты повышенного риска социальной дезадаптации.
Вступление выпускника интернатного учреждения в социум - это переход от пассивного пребывания на государственном обеспечении и привычки полагаться на помощь окружающих к самостоятельному обеспечению себя за счет своего труда; от жизни в среде «своих» к самостоятельному проживанию в обществе с ориентацией на закон, гражданские права и обязанности; определенной устроенности жизни в учреждении, к необходимости делать выбор и нести за него персональную ответственность.
Степень разработанности проблемы исследования. В последнее время темой постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, занимается широкий круг ученых. Значительный практический и научный опыт накоплен как у нас в стране, так и за рубежом. Большое количество трудов, посвящено вопросам трудного детства (М.А. Алемаксин, А.В. Гаврилин, А.И. Кочетов, И.А. Невский, Л.С. Славина и др.), девиантного поведения (С.А. Беличева, С.А. Завражин, В.А. Попов и др.), особенностям развития детей-сирот (В.С. Мхина, Н.Н. Толстых, Л.М. Шипицына и др.).
Особое внимание уделяется различным аспектам социального сиротства в работах Л.В. Байбородова, В.Г. Бочарова, Н.П. Иванова, Э.Ш. Камалдинова, С.А. Левина, А.М. Нечаева, Е.М. Рыбинского, и др. А так же аспектам, связанных с процессом адаптации: социально-трудовая адаптация (Б.А. Куган), подготовка к семейной жизни (И.А. Горчакова), подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к жизненному и профессиональному самоопределению (Л.С. Кочкина) и др.
При работе с детьми-сиротами особую актуальность приобретают труды Н.Е. Щурковой, Л.И. Малнковой, В.А. Караковского. Система воспитания, по мнению авторов, зарождается на общечеловеческих ценностях, одной из которых является «семья - это начальная структурная единица общества, естественная среда развития ребенка, закладывающая основы личности».
Проблемам социализации выпускников детских домов посвящены исследования таких авторов, как И.В. Дубровина, М.И. Рожков, Т.Н. Сапожникова, Г.В. Семья и др.
Особое внимание для изучения как практических, так и теоретических проблем воспитания детей в сиротских учреждениях уделяется в работах А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинского, А.И. Захарова. Многочисленные исследования Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, посвящены анализу неблагополучных последствий воспитания детей в государственных учреждениях.
Аспекты постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заложены в работах следующих авторов: Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.А. Подольская, Л.В. Мардахаев и др.
Однако анализ специальной литературы и публикаций периодической печати в целом дает возможность утверждать, что тема управления постинтернатным сопровождением до сих пор не была предметом специального исследования. Работы перечисленных ученых лишь отчасти затрагивают отдельные ее аспекты.
Объект исследования - постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предмет исследования - управление постинтернатным сопровождением детей-сирот на региональном уровне.
Цель исследования - раскрыть содержание и специфику управления постинтернатным сопровождением детей-сирот на региональном уровне.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические и нормативно-правовые основы управления постинтернатным сопровождением детей-сирот.
2. Провести диагностику проблем управления постинтернатным сопровождением детей-сирот в Белгородской области.
3. Разработать организационно-управленческую модель
постинтернатного сопровождения детей-сирот на региональном уровне.
Гипотеза исследования. Постинтернатное сопровождение будет эффективно, при условии создания организационно-управленческой модели, которая предусматривает организацию межведомственного взаимодействия социальных учреждений на региональном уровне.
Теоретико-методологическая основа исследования. При разработке показателей результативности постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мы опирались на модель социального поведения А.П. Гольдштейна, а также работы С.А. Баклушинского, О.И. Зотовой, О.Ю. Кузьминой, И.К. Кряжевой, Г.В. Семья, Ю.С. Смирновой, Т.В. Снегиревой, Д.Н. Хломовой.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался комплекс методов, включавший:
1. Теоретические методы: анализ отечественной и зарубежной литературы, анализ нормативно-правовых актов - данные методы позволили проанализировать информацию, необходимую для изучения процесса постинтернатного сопровождения выпускников интернатных учреждений: официальные и текущие документы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законодательные акты Российской Федерации на различных уровнях.
2. Эмпирические методы - комплекс методов, обеспечивающий достоверность полученных результатов и обоснованность выводов, анкетирование и экспертный опрос, которые позволили выявить проблемы управления постинтернатным сопровождением детей-сирот в Белгородской области.
Эмпирическую базу исследования составили:
- законодательные и нормативные документы Российской Федерации
по вопросам постинтернатного сопровождения выпускников интернатных учреждений: Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.06.1998 № 124-ФЗ, Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «Об утверждении Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;
- сборники научных публикаций, материалы конференций;
- материалы социологического исследования «Диагностика проблем управления постинтернатным сопровождением детей-сирот в Белгородской области», проведенного автором в 2016 г. на базе ГБУ «Центр подготовки и постинтернатного сопровождения выпускников «Расправь крылья».
Научная новизна исследования заключается в следующем: разработана организационно-управленческая модель постинтернатного сопровождения детей-сирот на региональном уровне, которая поможет усовершенствовать организационно-управленческие механизмы постинтернатного сопровождения, через выработку алгоритма межведомственного взаимодействия.
Положение, выносимое на защиту: постинтернатное сопровождение в процессе социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей одно из важнейших направлений деятельности интернатного учреждения. Условиями, обеспечивающими эффективность реализации модели постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей. оставшихся без попечения родителей, являются: межведомственное взаимодействие участников сопровождения; индивидуальный характер сопровождения; признание за выпускником приоритета в принятия решений, поддержка инновационной деятельности сотрудников, ресурсная обеспеченность интернатного учреждения.
Научно-практическая значимость заключается в том, что результаты, обобщенные в исследовании, могут быть использованы при дальнейшей разработке данной темы. Сформулированные выводы и разработанная организационно-управленческая модель постинтернатного сопровождения детей-сирот на региональном уровне может быть внедрена в систему постинтернатного сопровождения.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы магистерской диссертации докладывались автором на VI и VII Международной научно-практической конференции «Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики».
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 79 наименования. Содержание диссертационной работы изложено на 80 страницах и включает 2 приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении можно сказать, что деятельность по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей реализуется для того, чтобы помочь смягчить переход ребёнка из условий интернатного учреждения в социум.
Итак, цель нашего исследования заключалась в раскрытии содержания и специфики управления постинтернатным сопровождением детей-сирот на региональном уровне. Для достижения цели мы изучали теоретические основы управления постинтернатным сопровождением детей-сирот. В магистерской диссертации нами была рассмотрена нормативно-правовая основы база, регламентирующая работу в области посстинтернатного сопровождения. Следует отметить, что в настоящее время активно ведется работа по созданию новой и изменению (дополнению) существующей законодательной базы, в связи с актуализацией данной проблемы.
Кроме того, поддержка выпускников учреждений для детей-сирот осуществляется в рамках различных программ и проектов, реализуемых некоммерческими организациями, благотворительными фондами, предполагающих содействие воспитанникам и выпускникам учреждений для детей-сирот в подготовке к поступлению в образовательные учреждения профессионального образования и дальнейшем обучении в них, трудоустройстве, постинтернатное сопровождение выпускников учреждений для детей-сирот, оказание им социальной, правовой и иной помощи.
Активную работу в данном направлении ведет Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья!». Фонд осуществляет свою деятельность по нескольким аспектам: адресная помощь детям-сиротам или оставшимся без попечения родителей, содействие их образованию, развитию и отдыху, социальной адаптации.
С целью выявления проблем управления постинтернатным сопровождением детей-сирот нами было проведено социологическое исследование на тему «Диагностика проблем управления постинтернатным сопровождением детей-сирот в Белгородской области».
В ходе исследования было установлено, что при выпуске из интернатного учреждения, по мнению выпускников, им придется столкнуться с жилищными, материальными проблемами, проблемами в трудоустройстве, с трудностями в получении дальнейшего профессионального образования, с проблемами в организации собственного быта. Так же была выявлена проблема не достаточной информированности выпускников детских домов о программах постинтернатного сопровождения.
Исследование показало, что основными проблемами, которые препятствуют реализации постинтернатного сопровождения в Белгородской области являются: отсутствие единого информационного пространства о выпускниках из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Белгородской области; недостаточное число подготовленных специалистов постинтернатного сопровождения; отсутствие эффективной системы постинтернатного сопровождения и помощи выпускникам, следствием чего является неразвитость законодательной базы в данной области.
В соответствии с выявленными проблемами нами разработана организационно-управленческая модель постинтернатного сопровождения детей-сирот на региональном уровне. Данная модель основывается на межведомственном взаимодействии, которое является основой для осуществления сопровождения выпускников, обеспечением полноценного участия выпускников во всех сферах социальных отношений; а так же на индивидуальном характере сопровождения. В модели нами было выделено три уровня: Управление социальной защиты населения Белгородской области, ГБУ «Центр подготовки и постинтернатного сопровождения выпускников «Расправь крылья», муниципальные службы сопровождения выпускников и организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Положительными социальными эффектами от реализации организационно-управленческой модели постинтернатного сопровождения детей-сирот на региональном уровне будет являться следующее: создание единой системы постинтернатного сопровождения в регионе и эффективное межведомственное взаимодействие субъектов постинтернатного сопровождения.
На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что все поставленные задачи были успешно достигнуты.



1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.:
Маркетинг, 2014. - 39 с.
2. Жилищный кодекс Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 22 дек. 2004 г.: по состоянию на 31 янв. 2016 г.]. / Гарант: информационно-правовой портал. -http: //base.garant.ru/12138291/.
3. Семейный кодекс Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г.: по состоянию на 30 дек. 2015 г.]. / Гарант: информационно-правовой портал. -http://base.garant.ru/10105807/.
4. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»:[федер. закон: принят Гос. Думой 3 июля 1998 г № 124.: по состоянию на 28 нояб. 2015 г.]. / КонсультантПлюс: информационно¬правовой портал. - http://www.consultant.ru/document/cons doc law 19558/.
5. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: [федер. закон: принят Гос. Думой 2 июля 2013 г. № 185: по состоянию на 14 окт. 2014 г.]. / Гарант: информационно-правовой портал. - http://base.garant.ru/70405818/.
6. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: [федер. закон: принят Гос. Думой от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ: по состоянию на 28 нояб. 2015 г.] / Гарант: информационно-правовой портал. -http://base.garant.ru/10135206/.
7. «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»: [указ президента РФ от 01 июня 2012 г. № 761]. / Гарант: информационно-правовой портал. -http: //base.garant.ru/70183566/.
8. «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей,
оставшихся без попечения родителей»: [пост.правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481]. / Российская газета. -http://www.rg.ru/2014/05/27/detdom-site-dok.html.
9. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Высш. шк., 2001. - 312 с.
10. Адольф, В.А. Профессиональная ориентация - условие успешной социализации в информационном обществе / В.А. Адольф // Воспитание школьников. - 2009. - № 9. - С. 3-8.
11. Ананьева, Т.В. Профильное обучение как фактор
профессионального самоопределения старших подростков / Т.В. Ананьева // Методист. - 2009. - № 3. - С. 53-55.
12. Арон, И.С. Методологические аспекты психологического исследования проблемы профессионального самоопределения / И.С. Арон // Образование и саморазвитие. -2009. - № 3 (13). - С.170-175.
13. Ашихминина, Т.И. Межведомсивенное взаимодействие - важнейшие условие эффективной работы центра / Т.И. Ашихминина// Социальная педагогика. - 2010. - № 5.- С. 41-44.
14. Байбородова, Л.В. Профориентация и самоопределение детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Л.В. Байбородова. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. - 247 с.
15. Барсукова, Н.В. Межведомственное взаимодействие при сопровождении и социальной адаптации выпускников / Н.В. Барсукова// Детский дом. - 2011. - №41/
16. Басов, Н.Ф. Социальная работа с молодежью: учеб. пособие/ под ред. д.п.н. Н.Ф. Басова - 2-е изд. - М. ИТК «Дашков и К», 2009. - 328с.
17. Басов, Н.Ф. Основы социальной работы: учеб.пособие / Н. Ф. Басов. 2-е изд., испр. М., 2005. - 342с.
18. Бвайер, Е.А., Павлов, И.Б. Жизнестойкость как необходимое качество выпускника детского дома / Е.А. Бвайер, И.Б. Павлов// Социальная педагогика. - 2010. - № 5.- С. 75- 83.
19. Бобылева, И.А. Семейное сопровождение постинтернатной адаптации сирот / И.А. Бобылева // Вестн. психосоц. и коррекционно-реабилитационной работы. - 2007. - № 1. - С. 69-75.
20. Бобылева, И.А. Региональная система сопровождения выпускников интернатных учреждений / И.А. Бобылева// Социальная педагогика. - 2010. - № 5.- С. 5-22.
21. Боровина, Л.М. Социальная адаптация выпускников выпускниковинтернатных учреждений Мурманской области: учеб.-метод. пособие / Л.М. Боровина. - Мурманск, 2007. - 116 с.
22. Буракова, М.Г. Профессиональное самоопределение / М.Г. Буракова // Педагогическая диагностика. - 2009. - № 4. - С. 39-46.
23. Бухтояров, С.В. Постинтернатная адаптация выпускников интернатных учреждений - важное направление работы центра социальной помощи семье и детям /С.В. Бухтояров // Работник социал. службы. - 2010. - № 3. - С. 72-75.
24. Василькова, Ю.В. Работа социального педагога в приютах и интернатных учреждениях / Ю.В. Василькова. - М.: ИЦ «Академия», 2001. - 278 с.
25. Верхотурцев, М.Н. Взаимодействие с социальными партнерами - залог успешного профессионального самоопределения выпускников колледжа / М.Н. Вертохунцев // Методист. - 2012. - № 2. - С. 42-46.
26. Вяткина, Н., Тюкалова Н. Межведомственное взаимодействие в сопровождении детей-сирот / Н. Вяткина, Н. Тюкалова// Социальная педагогика в России. - 2009. - № 5.- С. 63-67.
27. Григорьев, С. И. Социальная работа с молодежью: учеб. пособие/ С. И. Григорьев - М.: ИТК «Дашков и К». - 2006. - 204с.
28. Гордиевская, Е.О. Профессиональный выбор в процессе профессионального самоопределения детей-сирот: метод.материалы для специалистов детских учр-ий для детей-сирот / Е.О. Гордиевская, Е.М. Старобина. - Калининград: РГУ им. И. Канта. - 2009. - 96 с.
29. Горовая, В.И. Проблемы подготовки воспитанников учреждений для детей-сирот к самостоятельно жизни / В.И. Горовая // Детский дом.-2009. - №32
30. Дементьева, И.А. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке /И.А.Дементьева// Социальная педагогика. - 2003. №3. -с.69-72.
31. Дьячкова, Г.В. Информационно-методическая работа как составная часть модели организации постинтернатного сопровождения выпускников /Г.В. Дьячкова // Социальная педагогика. - 2010. - № 5. - С. 51¬56.
32. Зайнышев, И.Г. Технология социальной работы: учеб.пособие/ И.Г. Зайнышев М.: ВЛАДОС, 2002. — 240 с.
33. Золотарева, Т. Ф. Практика в системе подготовки специалистов социальной работы в вузе: Учеб.-метод. пособие. - М.: ИТК «Дашков и К»,2004.- 128 с.
34. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб.пособие для студ. вузов / Е.А. Климов. - М.: Академия, 2012. - 248 с.
35. Колков, В.В. Системный подход в социальной работе: методологический семинар / В.В. Колков. - М.: Институт социальной работы, 1997. - 254 с.
36. Козлова, Т.З. Социальное сиротство в современной России: истоки и предотвращения, судьбы родителей детей-сирот / под ред. Т.З. Козловой. М.: РОИОР: ИНФРА - М, 2010.
37. Кондрат, Е. Профессиональное самоопределение подростков с девиантным поведением / Е. Кондрат // А1шаша1ег. - 2011. - №4. - С. 16-19.
38. Криволапова, Н.А. Социально-педагогический подход в профессиональном самоопределении школьников / Н.А. Криволапова // Социальная педагогика в России. - 2010. - № 3. - С. 78-84.
39. Крылова, Т. Социально-педагогическая поддержка
постинтернатной адаптации воспитанников детского дома/ Т. Крылова // Беспризорник. - 2010. - № 1. - С. 63-72.
40. Кузнецова, Е.Л. Материалы для разработки программы предпрофильной подготовки «Управление карьерой: технология личностного и профессионального самоопределения» / Е.Л. Кузнецова // Практика административной работы в школе. - 2013. - № 4. - С. 47-51.
41. Кундозерова, Л.И. Педагогические основы формирования профессионального самоопределения детей-сирот как средства их социальной защиты: дис... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Кундозерова Людмила Ивановна. - М., 2012. - 347 с.
42. Курилко, Л.В. Постинтернатный патронат - современная форма социализации выпускников детских домов/ Л.В Курилко // Социальная работа. - 2008. - № 3. - С. 52-57.
43. Лещенко, А. Постинтернатное сопровождение детей-сирот / Л. Лещенко // Беспризорник. - 2011. - № 3. - С. 32-35.
44. Мальцева, А.В. Социально-педагогическое сопровождение детей- сирот в медицинском учреждении / А.В. Мальцева // Социальная педагогика. - 2009. - № 4.- С. 11-17.
45. Мардахаев, Л.В. Словарь по социальной педагогике: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.В. Мардахаев. - М.: ИЦ «Академия», 2002. - 368 с.
46. Мардахаев, Л.В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации / Л.В. Мардахаев // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 6. - С. 4-11.
47. Мацурова, Н. Профессиональное самоопределение
воспитанников детского дома «Надежда» / Н. Мацурова // Социальная педагогика в России. - 2009. - № 2. - С. 43-45.
48. Медведев, Д.С. Профессиональное самоопределение
старшеклассников / Д.С. Медведев // Профильная школа. - 2013. - № 1. - С. 33-38.
49. Митина, Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности / Л.М. Митина. - Воронеж: МОДЭК, 2009. - 400 с.
50. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учеб. для студентов пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2004. - 200 с.
51. Назарова, И.В. Возможности и условия адаптации сирот в последующей жизни / И.В. Назарова // Социс. - 2001. - №4.- с.70-77.
52. Новикова, С. Жизненные ценности и профессиональное самоопределение старшеклассников / С. Новикова // Директор школы. -2005.- №8. - С. 74-80.
53. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога /
Р.В. Овчарова. - М.; ТЦ. Сфера, - 2002. - 480с
54. Овчинников, А. Экономическое образование детей-сирот / А. Овчинников // Народное образование. - 2009. - № 10. - С. 187-192.
55. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: ООО «А ТЕМП», 2007. -944 с.
56. Олифриенко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей
группы риска: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений /
Л.Я. Олифриенко. М: ИЦ «Академия», 2002. - 256 с.
57. Орлов, Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера / Ю.М. Орлов. - М.: Просвещение, 2010. - 224 с.
58. Очирова, А.В. Семейная политика: законодательство и практика / А.В. Очирова // Социальная работа. - 2009.-№ 6. -с.12-17
59. Паневин, А.В. Жилищные проблемы детей-сирот, оставшихся без попечения родителей: пути их решения / А.В. Паневин // Социальная педагогика. - 2010. - № 5.- С. 56-59.
60. Покровская, А.В. Проектная деятельность как фактор профессионального самоопределения выпускников / А.В. Покровская // Воспитание школьников. - 2009. - № 10. - С. 17-22.
61. Поломорец, Н. Служба сопровождения и школа приемных родителей / Н. Поломорец// Социальная педагогика в России. - 2009. - № 6.- С. 50-53.
62. Полушкина, Н.И. Центр поддержки выпускников как ключевое звено региональной системы сопровождения / Н.И. Полушкина // Социал. педагогика. - 2010. - № 5. - С. 38-41.
63. Поляков, В.А. Профессиональное самоопределение молодёжи / В.А. Поляков // Педагогика. - 2009. - №5. - С. 33-37.
64. Присяжная, Н.В. Дети-сироты: постинтернатное
жизнеустройство / Н.В. Присяжная // СоцИс. - 2007. - № 11. - С. 54-63.
65. Путинцева, С.Л. Служба постинтернатного сопровождения: первые результаты работы / С.Л. Путинцева // Социальное обслуживание. - 2011. № 1. - С. 77-92.
66. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация: учеб.пособие для студ. вузов / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников; рец. Е.А. Климов, М.С. Савина. - М.: Академия, 2010. - 495 с.
67. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - СПб: Мастера психологии, 2000. - 816 с.
68. Ракитина, Н.Н. Служба сопровождения выпускников интернатных учреждений / Н.Н. Ракитина // Социальная педагогика. - 2010. - № 5. - С. 44-51.
69. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Сапожникова Т.Н. Взаимодействие субъектов постинтернатного сопровождения детей-сирот: методическое пособие. — Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. — 108 с.
70. Сафронова, В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: учеб.пособие для студ. высш. учеб, заведений / В.М. Сафронова. - М.: Академия, 2002. - 192 с.
71. Селенина Е.В. Модели постинтернатного сопровождения выпускников / Е.В. Селенина// Детский дом. - 2008. - № 28. - С. 32-40.
72. Слярова, Т.В., Янушкавичева, О.Л. Возрастная педагогика и психология: учеб.пособие / Т.В. Слярова, О.Л. Янушкавичева. - М.: Покров, 2004.- 142 с.
73. Сорвина, А.С. Социальная работа: теория и практика: учеб. пособие / А.С. Сорвина. - М.: ИНФРА - М, 2001. - 452 с.
74. Степанов, Н.С. Профессиональное самоопределение
воспитанников детского дома как фактор подготовки к самостоятельной жизни / Н.С. Степанов // Профильная школа. - 2013. - № 2. - С. 18-23.
75. Тибаткина, А. Судьба выпускников школ-интернатов: постинтернатное сопровождение / А. Тибаткина // Социальная педагогика в россии. - 2010. - № 1. - С. 19-27.
76. Теория и методика социальной работы: краткий курс / под ред. В.И. Жукова. - М.: Союз, МГСК, 2004. - 214 с.
77. Тоистева, О. Профессиональное самоопределение подростков с девиантным поведением / О. Тоистева // Социальная педагогика. - 2010. - №1. - С. 50-54.
78. Толстых, Н.Н. Некоторые особенности мотивации и временной перспективы детей-сирот из учреждений / Н.Н. Толстых // Психологическая наука и образование, 2009. - № 3. - С. 33-43.
79. Фирсов, М.В. Теория социальной работы: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 432 с.
80. Холостова, Е.И. Технология социальной работы: учеб. Пособие / Е.И. Холостова. - М.: ИНФРА - М., 2001 г. - 365 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ