ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ 7
1.1. Проблема развития изобразительно-выразительных умений у
старших дошкольников в научных исследованиях зарубежных и отечественных педагогов 7
1.2. Методика обучения рисованию детей старшей группы дошкольной
организации 13
1.3. Педагогические условия развития изобразительно-выразительных
умений у старших дошкольников в процессе обучения рисованию 20
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ 27
2.1.Определение уровня развитие изобразительно-выразительных умений у старших дошкольников 27
2.2. Апробация педагогических условий развития изобразительно-выразительных умений у старших дошкольников в процессе обучения
рисованию 34
2.3. Выявление динамики в развитии изобразительно-выразительных умений у старших дошкольников 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 60
Изобразительная деятельность рассматривается многими педагогами и психологами как наиболее эффективное средство для творческого развития ребенка в детском саду и в условиях семейного воспитания. Руководство детской изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания специфики творчества ребенка, особенностей изобразительно-выразительных умений воспитанников. Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать знания, умения, навыки, а также развить изобразительно - выразительные умения.
Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности носит эмоциональный, творческий характер. Следовательно, педагог должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности детьми, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.
На необходимость учета индивидуальных особенностей в обучении изобразительной деятельности детей и взрослых, указывали в своих трудах Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.А. Леонтьев, Б.Т. Лихачев, С.П. Ломов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др. Также учеными отмечается необходимость освоения дошкольниками изобразительно-выразительных средств в процессе рисования. Именно владение ребенком данными умениями обеспечит и создание им выразительного образа.
изобразительно-выразительных особенностей рисования разными художественными материалами.
Исследования Т.С. Комаровой посвящены специальному изучению проблем обучения детей технике рисования и раскрывают не только зависимость выразительности детских рисунков от техники рисования, но и систему обучения детей дошкольного возраста реалистическому рисованию.
Проблему формирования выразительного образа в детском рисунке изучали исследователи А.А. Дмитриева, С.В. Иванникова, Л.В. Компанцева, которые в своих работах раскрыли особенности создания детьми образа в различных видах изобразительной деятельности дошкольников, определили его как форму не только изображения, но и проявления детьми своих чувств, знаний, умений и отношений.
Исследователи В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Р.М. Чумичева и др. исходят из того, что активное воздействие на ребенка средствами искусства способствует обогащению и разнообразию выразительных образов в детских рисунках.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития изобразительно-выразительных умений у старших дошкольников в процессе обучения рисованию.
Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования: развитие изобразительно-выразительных
умений у старших дошкольников.
Предметом исследования: педагогические условия развития
изобразительно-выразительных умений у старших дошкольников в процессе обучения рисованию.
Гипотеза исследования: успешному развитию изобразительно-выразительных умений у старших дошкольников в процессе обучения рисованию будут способствовать следующие педагогические условия:
- обогащение представлений детей об объектах и явлениях окружающей действительности;
- ознакомление детей со средствами выразительности в рисовании и приемами рисования;
- обеспечение позиции субъекта в процессе создания рисунка.
Задачи исследования:
1. Выяснить степень изученности проблемы развития изобразительно¬выразительных умений у старших дошкольников в научных исследованиях зарубежных и отечественных педагогов.
2. Раскрыть методику обучения рисованию детей старшей группы дошкольной организации.
3. Определить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия развития изобразительно-выразительных умений у старших дошкольников в процессе обучения рисованию.
4. Выявить динамику в развитии изобразительно-выразительных умений у старших дошкольников.
Теоретические основы исследования:
Теоретическую основу исследования составили научные труды
отечественных педагогов и психологов:
- Т.С. Комаровой, Г.В. Лабунской, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной, раскрывающие различные аспекты детской изобразительной деятельности и пути ее развития (формирование графических навыков, развитие художественно-образной основы деятельности, роль разнообразных методов обучения);
- Н.А.Ветлугиной, Т.С. Комаровой, В.Б. Косминской,рассматривающие обучение детей определенным умениям и навыкам как основу творческих проявлений;
- И.А. Лыковой, Н.В. Падашуль о развитии самостоятельной
художественной деятельности детей;
- В.С. Мухиной, Е.К. Ривиной, Б.П. Юсова о взаимосвязи
- исследования отечественных педагогов о развитии изобразительно-выразительных умений у старших дошкольников в процессе обучения рисованию (Н.А. Ветлугиной, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной и др.);
Методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературы; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы); анкетирование; наблюдение; анализ продуктов детской деятельности; количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Солнышко» г. Бирюча»» Красногвардейского района Белгородской области.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения.
Наше исследование было направлено на решение следующих задач:
- Выяснить степень изученности проблемы развития изобразительно¬выразительных умений у старших дошкольников в научных исследованиях зарубежных и отечественных педагогов.
- Раскрыть методику обучения рисованию детей старшей группы дошкольной организации.
- Определить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия развития изобразительно-выразительных умений у старших дошкольников в процессе обучения рисованию.
- Выявить динамику в развитии изобразительно-выразительных умений у старших дошкольников.
В соответствии с первой задачей исследования нами были изучены материалы научной и методической литературы, среди которых были монографии, учебные пособия, научные статьи журналов «Дошкольное воспитание», «Детский сад: теория и практика», «Радуга», материалы
диссертаций, методические руководства по организации детского изобразительного творчества.
Нами было выяснено, что изобразительно-выразительных умений дошкольников является объектом изучения многих педагогов- исследователей (Г.Г. Григорьевой, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, Е.К. Ривиной и др). Таким образом, на каждой возрастной ступени изобразительная деятельность становится все более самостоятельной, свободной, творческой. Вот почему каждому педагогу необходимо знать особенности развития изобразительного творчества дошкольников и учитывать их в работе с ними.
Также мы выяснили, что важным условие в развитии изобразительно - выразительных умений детей является владение обследовательскими действиями и овладение элементами языка изобразительного искусства.
Вторая и третья задачи исследования были решены в процессе организации и проведения экспериментальной работы по проблеме исследования. Экспериментальное исследование осуществлялось на базе МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Солнышко» г. Бирюча» Красногвардейского района Белгородской области. В исследовании приняли участие 10 воспитанников старшей группы.
Экспериментальная работа, состояла из трех этапов педагогического эксперимента: констатирующего, формирующего и контрольного. Цель констатирующего этапа эксперимента: выявить уровень развития
изобразительно - выразительных умений детей старшего дошкольного возраста. Для выявления уровня развития изобразительно-выразительных умений старших дошкольников были использованы задания на исполнительство.
Цель формирующего этапа эксперимента: апробировать
педагогические условия развития изобразительно - выразительных умений детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения рисованию. В основу формирующего этапа экспериментальной работы были положены условия гипотезы и учтены результаты проведенной диагностики.
Согласно гипотезе исследования, успешному развитию изобразительно-выразительных умений у старших дошкольников в процессе обучения рисованию будут способствовать следующие педагогические условия:
- обогащение представлений детей об объектах и явлениях окружающей действительности;
- ознакомление детей со средствами выразительности в рисовании и приемами рисования;
- обеспечение позиции субъекта в процессе создания рисунка.
Все условия гипотезы были реализованы в практической работе с дошкольниками. Проведение контрольного этапа позволило выявить положительную динамику в развитии изобразительного творчества дошкольников: два ребенка со среднего уровня перешли на высокий уровень и три ребенка перешли с низкого уровня на средний. В целом, работы детей стали более содержательными и выразительными. Следовательно, педагогические условия развития изобразительно-выразительных умений старших дошкольников в процессе обучения рисованию, заявленные в гипотезе, позволяют достичь положительных результатов.
1. Баранова Е.В., Савельева А.М. От навыков к творчеству. Обучение детей 2-7 лет технике рисования. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 122 с.
2. Буянова Т.А. Формирование эмоционально-выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста. Дис. ...канд.пед.наук: 2004.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1998. - 355 с.
4. Голованова И.Л. Активизация творческих способностей дошкольников и младших школьников в процессе работы различными художественными материалами. Автореф. ... дис.канд.пед.наук. - М, 1995. - 22с.
5. Галкина Т.В., Алексеева Л.Г. Диагностика и развитие креативности / под ред. В.Н. Дружинина и В.Д. Шадрикова. - М.: Наука, 1991. - 107 с.
6. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М.: Просвещение, 1995. - 64 с.
7. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: Академия, 1999. - 272 с.
8. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности. - М.: Академия, 1999 - 344 с.
9. Галанов А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. - М.: Наука, 2005. - 354 с.
10. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной
деятельности. - М.: Педагогика, 2006. - 241 с.
11. Грибовская А.А. Юмор в изобразительной деятельности
дошкольников. - М.: Педагогика, 2007. - 266 с.
12. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Изд-во: Скрипторий, 2007. - 78 с.
13. Дронова О.О. Декоративное рисование как средство развития выразительности рисунка детей дошкольного возраста. Автореф. ... дис.канд.пед.наук. - М.: 1987.-16 с.
14. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 289 с.
15. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - М.: Скрипторий, 2010. - 91 с.
16. Езикеева В.А. Художественное воспитание средствами изобразительного искусства // Художественное воспитание в детском саду / Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, В.А. Езикеева и др. - М.: Учпедгиз, 1957. - С. 88-105.
17. Езикеева В.А. Картина как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста // Вопросы эстетического воспитания в детском саду. - М.: Учпедгиз, 1960. - С.69-76.
18. Занятия в детском саду: современные требования, схемы анализа, конспекты занятий / авт.- сост. Н.В.Тимофеева, Ю.В.Зотова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 131 с.
19. Иванникова C.B. Формирование выразительного образа в аппликации у детей 6-го года жизни. Автореф. дис. ... канд.пед.наук. - М.: 1991. - 16 с.
20. Инжестойкова В.А. Формирование художественного образа в изобразительной деятельности старших дошкольников. Автореф. дис. ... канд.пед.наук. - М., 1987. - 18 с.
21. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1983. - 112 с.
22. Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. - М.: Просвещение,1996. - 159 с.
23. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. - М.: Просвещение, 1991. - 258 с.
24. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. - М.: Просвещение, 1990. - 140 с.
25. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. - М., 2005.
26. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. - М., 2005.
27. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 128 с.
28. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М.: Мнемозина, 1995. - 157 с.
29. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду - М.: Просвещение, 1982. - 333 с.
30. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. - М.: Мозаика- Синтез, 2008. - 160 с.
31. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. - М.: Мозаика-синтез, 2007.
32. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. - 208 с.
33. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. - М.: 1965. - 110 с.
34. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981.
35. Мухина В. С. Возрастная психология. - М., 1997.
36. Методические рекомендации к «программе воспитания и обучения в детском саду» / Под ред.В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика- Синтез, 2007.
37. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Изд-во: Каро, 2010. - 112 с.
38. Никитина А.В. Рисование веревочкой. Изд-во: Каро, 2010. - 34 с.
39. Подымова Л.С. Педагогика. Инновационная деятельность. - М.: Прогресс, 2004. - 487 с.
40. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой . - 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.
41. Подкурганная Г.А. Обучение дошкольников элементарным основам
композиции рисунка // Пути дальнейшего совершенствования нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания детей в дошкольном учреждении: Тезисы научно-практической конференции дошкольных
работников. - Тернополь, 1985. - С.58-61.
42. Рябко Н. Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника. Бумажная пластика. - М.: Педагогика, 2006. - 322 с.
43. Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности. - М.: Наука, 2005. - 366 с.
44. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 176 с.
45. Соломенкова О. О некоторых парциальных программах по художественному развитию дошкольников // «Дошкольное воспитание», 2004, № 2. - С.17.
46. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1988. - 288 с.
47. Стариченко Н.Л. Программа изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. - М.: Педагогика, 2006. - 333 с.
48. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. - М.:
Просвещение, 1965. - 214с.
49. Утробина К.К. Увлекательное рисование методом тычка с детьми. - М., 2001.
50. Халезова Н. Б. О путях повышения выразительности рисунков дошкольников /Н. Б. Халезова, О. О. Дронова //Дошкольное воспитание. - 1987. - № 9. - С. 15-16.
51. Художественно-педагогический словарь /Сост. Н.К. Шабанов, О.П. Шабанова, М.С. Тарасова, Т.Д. Пронина. - М.: Академический проект, 2005. - 480 с.
52. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 96 с.
53. Флёрина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. - М.: Учпедгиз, 1956. - 91с.