1. Теоретические аспекты маркетинговой деятельности на предприятии 7
1.1. Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга
на предприятии 7
1.2. Управление маркетингом на предприя¬
тии 18
1.3. Российский и зарубежный опыт организации маркетинга
на предприятии 29
2. Анализ финансового состояния и маркетинговой деятельности
ИП Попков А.Н 37
2.1.Организационно-экономическая характеристика предприятия 37
2.2. Маркетинговый анализ внутренней и внешней среды предприятия 46
2.3. Пути совершенствования маркетинговой деятельности
сети салонов красоты «Матисс» 56
Заключение 64
Список использованных источников 67
Приложения 71
Нестабильная экономическая ситуация в России ставит перед предпри¬ятиями сферы красоты новые масштабные цели и задачи. Стабильная дея¬тельность организации в условиях экономического кризиса, а так же введе¬ние ряда запретов со стороны стран Запада, стала главной задачей для руко¬водителей. В данные кризисные периоды, когда так необходимо применение грамотных стратегий, весомое внимание принадлежит маркетинговым иссле¬дованиям, которые в свою очередь, выступают в роли диагностики рыночных возможностей и позиции организации, отражение всех граней её сильных и слабых сторон, а так же прогнозирование возможных угроз со стороны рын¬ка, исследование внешней рыночной среды организации, в первую очередь - микросреды. Имеется в виду такие важные субъекты, как, например, постав¬щики, конкуренты, партнеры. Необходимо анализировать действующие свя¬зи и взаимоотношения и формировать новые, выгодные условия.
Маркетинг - один из основополагающих видов деятельности участников рынка, организационная функция и совокупность процессов создания, про¬движения и предоставления продукта или услуги покупателям и управление взаимоотношениями с ними с выгодой для организации. Страте¬
гия организации, ее ценовая политика, объемы производства и выпуска про¬дукции, расширение ассортимента - вот лишь некоторые приме¬
ры применения маркетинга. Ведь, когда так важно разработать эффективную стратегию ведения бизнеса, основное внимание падает на маркетинговые ис¬следования, в качестве средства диагностики рыночных возможностей и по¬зиций организации, ее сильных и слабых сторон.
Деловая жизнь в России в настоящее время развивается весьма стреми¬тельно. Решающий фактор успеха в коммерции и бизнесе - эффективное применение маркетинговых инструментов, формирование конкурентоспо¬собности организаций и их услуг. Важнейшей задачей управления предприя¬тием является установление и поддержание динамического взаимодействия организации с окружающей ее средой, призванное обеспечить ей преимуще¬ства в конкурентной борьбе, что достигается за счет предоставления покупа¬телю продукта фирмы. Маркетинг - это весь бизнес, представленный в том виде, как он выглядит сточки зрения конечного результата, т.е. с точки зре¬ния клиентов.
Сейчас невозможно представить ни один бизнес, который можно было бы начать или вести без использования инструментов маркетинга. Ведь в процессе работы каждое предприятие, ставя новые амбициозные задачи, од¬новременно сталкивается с большим количеством проблемных ситуаций, присущих рыночной экономике. Мало производить услуги, надо организо¬вать всю работу таким образом, чтобы получить прибыль от ее продажи. Для этого необходимо чёткое представление, чего именно хочет или может же¬лать потребитель.
Маркетинг - это ключевой фактор, позволяющий зарабатывать деньги для предприятия путем создания дополнительной стоимости, используя имеющиеся ресурсы, создавая дополнительную ценность для потребителя на основе тщательного изучения информации о рынке и конкурентах. Марке¬тинг помогает настроить все бизнес-процессы предприятия от стратегиче¬ских до оперативных на удовлетворение запросов потребителей. Достижение удовлетворения потребителя, создание и поддержание их лояльности - вот важная составляющая, позволяющая предприятию занимать лидирующую позицию на конкурентных рынках.
Сфера услуг является весьма нужной отраслью народного хозяйства. Она выполняет важные экономические и социальные функции. Сфера явля-ется многоликой, комплексной, призванной удовлетворять любые потребно¬сти и индивидуальные запросы клиентов. К сожалению, в последние 10 - 15 лет внимание к этой сфере деятельности было ослаблено, она развивалась медленными темпами. В настоящее время приходит понимание того, что без хорошо налаженного сервисного обслуживания, эффективных стратегий и применения маркетинговых инструментов не может быть ни развитой эко-
номики, ни успешного функционирования предприятия. На нынешнем этапе экономического развития при формировании конкурентного рынка сервис¬ных услуг очень важно понять специфику и своеобразие предприятий данной сферы изнутри и на этой основе создавать эффективно организованные и ра¬ционально спланированные процессы оказания услуг.
Сегодня для салонов красоты наиболее значимыми факторами конку-рентного преимущества являются:
- высокое качество обслуживания;
- наличие эффективной рекламной кампании;
- наличие дополнительных услуг;
- наличие фирменного стиля.
В современных условиях в сфере обслуживания на первом месте стоит желание потребителя, а не получение прибыли, как это было раньше. В ре¬зультате этого в парикмахерском бизнесе происходят интенсивные процессы индивидуализации услуг, повышение их качества, развиваются гибкие си¬стемы цен на услуги, системы всевозможных скидок и поощрений.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что эффективное управ-ление в условиях рынка - крайне необходимое условие для создания и разви¬тия конкурентных преимуществ, достижения удовлетворения потребителей поддержания их лояльности. Применение маркетинговых инструментов - это главный фактор, который позволяет предприятию привлекать новых клиен¬тов и сохранять старых, управлять сбытом, занимать необходимые конку¬рентные позиции получать максимальную прибыль. Однако на предприяти¬ях сферы услуг данные инструменты не всегда используется эффективно. В связи с этим возникает проблема поиска путей совершенствования маркетин¬говой деятельности на предприятиях сферы сервиса.
инструментов маркетинга. Важно понимание руководителей салонов красоты необходимости постоянно повышать эффективность работы предприятия, улучшать качество обслуживания, уделять внимание расширению бизнеса, внедрению новейших технологий, грамотной рекламной политики с целью более полного и качественного удовлетворения клиентов.
Целью выпускной квалификационной работы является проведение раз¬носторонних маркетинговых исследований для принятия верных и своевре¬менных управленческих решений по совершенствованию деятельности сети салонов красоты «Матисс».
В соответствии с указанной целью, в выпускной квалификационной работе были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты маркетинговой деятельности на пред¬приятии;
- исследовать организационно-экономическую характеристику пред-приятия ИП Попков;
- провести маркетинговый анализ внешней и внутренней среды с целью выявления и устранения выявленных недостатков в деятельности салонов красоты «Матисс»;
- предоставить рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности на предприятии ИП Попков.
Предметом исследования является маркетинговая деятельность пред-приятия, а также организационно-экономические отношения в процессе про¬ведения маркетинговых исследований.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являет¬ся предприятие ИП Попков, сеть салонов красоты «Матисс», предоставляю¬щее населению услуги в сфере красоты.
Методы исследования: системный и обобщенный анализ, системный и структурно - функциональный метод, наблюдение, сравнение, измерение.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, 2 главы, заключение, список использованных источников, приложения.
Маркетинг является неотъемлемой частью любого предприятия и от того, насколько хорошо организована маркетинговая политика зависит, за-нимаемая доля рынка, конкурентная позиция и получение организацией при¬были в целом. В настоящее время ни один предприниматель, не может вести свой бизнес без инструментов маркетинга.
Маркетинг - это один из основополагающих видов деятельности пред¬приятия, который позволяет зарабатывать деньги для организации, используя имеющиеся ресурсы, при этом создавая необходимую ценность услуги для клиентов, опираясь на маркетинговые исследования рынка и потребителей.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы явля-лась маркетинговая деятельность предприятия, а также организационно-экономические отношения в процессе проведения маркетинговых исследова¬ний.
В качестве объекта было выбрано предприятие ИП Попков, сеть сало¬нов красоты «Матисс».
В ходе исследования была поставлена цель, провести маркетинговые исследования для принятия верных и своевременных управленческих реше¬ний по совершенствованию деятельности сети салонов красоты «Матисс».
Для достижения поставленной цели были изучены теоретические ас-пекты маркетинговой деятельности на предприятии, в том числе основные цели, принципы и функции маркетинга, проанализированы концепции мар-кетинга, рассмотрен опыт организации маркетинга российскими и зарубеж-ными фирмами. Изученные данные позволили сделать вывод о том, что мар¬кетинг является неотъемлемой частью жизни предприятия и общества в це¬лом.
приятия ИП Попков позволяет сделать ряд выводов:
1. Заработная плата работников салонов красоты дифференцируется в зависимости от квалификации и занимаемой должности. Число выбывших работников за 2014 - 2015 год осталось неизменным, следовательно, условия труда и уровень заработка устраивают сотрудников салона. На данном пред¬приятии большое внимание уделяется дисциплине. В то же время кадровая политика направлена на создание наиболее благоприятных условий работы, внутриорганизационного микроклимата, а также иных факторов, способ¬ствующих «удержанию» специалистов. Наибольшее количество, сотрудни¬ков работает на предприятии более 5 лет, следовательно, мастера салона имеют высокую квалификацию, а так же салон красоты имеет стабильную прибыль, сформированную за счет потребителей приверженных к тому или иному мастеру, имеющему большой опыт работы. Так же такое большое ко¬личество сотрудников, работающих более 5 лет, говорит об успешном стиле руководства организацией и хороших взаимоотношений между директором и персоналом.
2. На протяжении 2013 - 2015 года доходы по годам имели тенденцию к снижению, в связи с неблагоприятной экономической обстановкой в стране, упал покупательский спрос на некоторые виды услуг, вследствие чего в 2015 году доходы предприятия сократились на 9,25%. Налоговые выплаты в 2014 году увеличились на 2,48%, а в 2015 на 4, 25% по отношению к 2013 году. Так же увеличились затраты на закупку косметических средств в 2014 году они составили 62 тыс. руб., а уже в 2015 - 135 тыс. руб. В отношении чистой прибыли сети салонов красоты было выявлено, что в 2015 году про¬изошло падение показателя на 1 003 тыс. руб. по сравнению с 2013 годом.
Анализ маркетинговой деятельности показал:
2. Руководство салонов красоты «Матисс» очень тщательно походит к вопросу подбора поставщиков и главным требованием к организации снаб¬жения оборудованием и косметической продукцией является - надежность продукции, соответствие стандартам качества и наличие сертификатов. Дан¬ным требованиям соответствуют - ООО «Креатив центр», ООО «Профессио¬нал», ООО «ИГРО», ИП Губатов Феликс Андреевич.
3. Основными конкурентами салонов красоты «Матисс» являются - са¬лон красоты « Queen», салон красоты «Монблан», салон красоты «Бурлеск». Салоны красоты «Матисс», не являются лидерами, среди конкурентов, так как уступают салону красоты «Queen», в ассортименте оказываемых услуг, а так же в салонах красоты «Матисс» отсутствует система скидок, для посто¬янных клиентов.
Так же был выявлен ряд проблем в деятельности предприятия:
- слабая рекламная компания;
- отсутствие системы обратной связи с клиентами;
- отсутствие POS-терминалов;
- недостаток свободных финансовых средств;
- слабая маркетинговая политика.
На основании маркетингового анализа внешней и внутренней среды предприятия были сделаны выводы о том, что наиболее слабой стороной предприятия, является рекламная кампания данного предприятия, а в услови¬ях современной экономики - это важнейший фактор успешной работы лю¬бого салона красоты.
С целью совершенствования маркетинговой деятельности сети салонов красоты «Матисс» было предложено проведение рекламной компании, кото¬рая включает в себя:
- проведение рекламных мероприятий;
- создание фирменного стиля сети салонов красоты.
ние:
- реклама на телевидении - 61 000 рублей;
- интернет реклама - 46 370 рублей;
- создание сайта - 30 050 рублей;
- печатная реклама - 13 500 рублей ;
- реклама на радио - 17 076 рублей;
Так же были рассчитаны затраты на внедрение фирменного стиля, ко-торый включает в себя разработку:
- логотипа;
- визитки;
- конверта;
- сувенирной продукции;
- фирменного бланка;
- фирменного цвета;
- формы сотрудников;
Создание фирменного стиля обойдется предприятию ИП Попков в 32 000 рублей, а полная стоимость вложений в рекламную кампанию соста¬вит 199 996 рублей.
Стоимость рекламных мероприятий является весьма крупной для дан-ного предприятия, но так как в связи с кризисом упал покупательский спрос на услуги в сфере красоты, борьба за клиентов между конкурентными пред-приятиями усилилась, обострилась обстановка на рынке парикмахерских услуг. Салоны красоты «Матисс» имеют достаточно широкий спектр услуг, соответствующий запросам потребителей, в салонах большинство мастеров работает более 5 лет, имея среднюю или высокую квалификацию, что гово-рит о качестве оказываемых услуг, так же салоны имеют удачную ценовую политику, но руководство предприятия не уделяет должного внимания мар-кетинговой политики и рекламе как таковой. Поэтому, что бы привлекать но¬вых клиентов и удерживать постоянных, занимать выгодные конкурентные позиции, а так же получать прибыль в полном объеме возникает необходи¬мость в проведении рекламной кампании.
1. Аванесова, Г.А. Сервисная деятельность: историческая и современ-ная практика, предпринимательство, менеджмент [Текст] : учебное пособие / Г. А. Аванесова. - М. : Аспект Пресс, 2015. - 420 с.
2. Авдиенко, О.Б., Карпова, С.В. Маркетинг [Текст] : учебник для вузов / О. Б. Авдиенко, С. В. Карпова. - М. : Дело, 2011. - 480 с.
3. Алексунин, В.А. Маркетинг [Текст] : учебник / А. В. Алексунин . - М. : Дашков и К, 2014. - 200 с.
4. Антипина, Н.Л. Сущность и концепции маркетинговой деятельности [Текст] : учебное пособие / Н. Л. Антипина. - Тюмень: Биок, 2014. - 344 с.
5. Афанасьев, М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы [Текст] : учебник / М.П. Афанасьев. - М.: Финстатинформ, 2012. - 651 с.
6. Багиев, Г.Л. Экономика [Текст] : учебник для вузов / Г. Л. Багиев. - СПб.: Питер, 2012. - 736 с.
7. Бендина, Н.В. Маркетинг [Текст] : конспект лекций / Н. В. Бендина. - М.: Приор-издат, 2012. - 215 с.
8. Бороноева, Т.А. Современный маркетинговый менеджмент [Текст] : учебное пособие / Т. А. Боронова. - М. : Аспект Пресс, 2012. - 295 с.
9. Варвин, Е.А. Маркетинговая деятельность предприятия [Текст] : учебник / Е. А. Варвин. - М.: Проспект, 2013. - 344 с.
10. Виноградова, М.В., Панина, З.И. Организация и планирование дея¬тельности предприятий сферы сервиса [Текст] : учебное пособие / М.В. Ви¬ноградова, З. И. Панина. - М. : Дашков и К, 2010. - 446 с.
11. Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность [Текст] : учебное по¬собие / С.Н. Виноградова - Мн.: Высш. шк., 2011- 176 с.
12. Глухов, А.В. Анализ эффективности планирования маркетинга на предприятии [Текст] / А. В. Глухов // Маркетинг, - 2012. - №2. - 56 с.
13. Глухов, А.В. Разработка стратегии маркетинга предприятия [Текст] / А. В. Глухов // Маркетинг, - 2013. - №1. - 43 с.
14. Голубков, Е.П. Основы маркетинговой деятельности [Текст] : учеб-ник / Е. П. Голубков. - М. : Фин-Пресс, 2012. - 688 с.
15. Голубков, Е.П. Экономика: стратегии, планы, структуры [Текст] : учебное пособие / Е. П. Голубков. - М. : Дело, 2012. - 397 с.
16. Б. Джозеф Пайн II, Джеймс Х. Гилмор Экономика впечатлений. Ра-бота - это театр, а каждый бизнес - сцена [Текст] / Б. Джозеф Пайн II, Джеймс Х. Гилмор. - М. : Вильямс, 2009. - 94 с.
17. Жариков, Г.А. Маркетинг и его особенности в России [Текст] / Г. А. Жариков. - М. : Прометей, 2014. - 140 с.
18. Завгородняя, А.В. Маркетинговое планирование [Текст] : учебник для вузов / А. В. Завгородняя. - СПб. : Питер, 2012. - 318 с.
19. Захарова, И.В., Евстигнеева, Т.В. Маркетинг в вопросах и решениях [Текст] : учебник для вузов / И. В. Захарова, Т. В. Евстигнеева. - М. : Дело, 2015. - 304 с.
20. Ивашкова, Н.И. Управление маркетингом [Текст] : учебное пособие / Н. И. Ивашкова. - М. : Аспект Пресс, 2010. - 347 с.
21. Кашапова, А.Р. Влияние брендинга на результативность деятельно¬сти организации [Текст] / А. Р. Кашапова: - СПб.: СПбГИЭУ, 2012. - 131 с.
22. Карпова, С.В. Рекламное дело [Текст] : учеб. метод. пособие и практимум / С. В. Карпова - М.: Финансы и статистика, 2007. - 224 с.
23. Котлер, Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завое-вать и удержать рынок [Текст] / Ф. Котлер. - М. : АСТ, 2012. - 272 с.
24. Котлер, Ф. Основы маркетинговой деятельности [Текст] / Ф. Кот-лер. - М. : Вильямс, 2012. - 944 с.
25. Крылов И.В. Теория и практика рекламы [Текст] / И.В. Крылов. - М.: Центр, 2010. - 184 с.
26. Ламбен, Ж.Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок [Текст] : учебник / Ж. Ж. Ламбен. - СПб. : Лидер, 2010. - 720 с.
27. Макашева, З.М. Брендинг [Текст] / З. М. Макашев. - СПб.: Питер, 2014. - 204 с.
28. Мельникова, Н.А. Медиапланирование: стратегическое и тактиче-ское планирование рекламных кампаний [Текст] : Н. А.Мельникова. - М.: Дашков и К, 2009. - 177 с.
29. Моосмюллер, Г. Маркетинговые исследования с SPSS: учеб. посо-бие [Текст] / Г. Моосмюллер, Н. Н.Ребик. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 198 с.
30. Прокшина, Т.П. Маркетинг [Текст] : учебник / Т. П. Прошкина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 314 с.
31. Романцов, А.Н. Event-маркетинг: сущность и особенности органи-зации [Текст] : практ. пособие / А. Н.Романцов. - М.: Дашков и К, 2014. - 114 с.
32. Ромат, Е.В. Реклама [Текст] : учеб. для студ. вузов / Е. В.Ромат. - СПб.: Питер, 2014. - 508 с.
33. Сак, А.В., Журавлев В.А. Оптимизация маркетинговых решений [Текст] / А. В. Сак, В. А. Журавлев. - М.: Гревцов, 2010. - 302 с.
34. Сергеева, С.Е. Эффективный маркетинг - ключ к успеху компании [Текст] / С. Е. Сергеева / Маркетинг в России и за рубежом, 2011. - № 2. - 120 с.
35. Сиганова, О.В. Кросскультурный маркетинг [Текст] : учеб. пособие / О. В. Сиганов. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 261 с.
36. Симонян, Т.В. Маркетинг и маркетинговые коммуникации [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Т. В.Симонян, Т. Г. Кизилова. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 212 с.
37. Синяева, И.М. Маркетинг: теория и практика [Текст] : учеб. для студ. вузов, обуч. по экон. спец. / И. М.Синяева, О. Н.Романенкова. - М.: Юрайт, 2014. - 652 с.
38. Скотт, Дэвид Мирман. Новые правила маркетинга и PR: как исполь¬зовать социальные сети, блоги, подкасты и вирусный маркетинг для непо¬средственного контакта с покупателем [Текст] / Дэвид Мирман Скотт; пер. с англ. [В.Апанасик, Г.Огибин]. - 2-е изд. - М.: Альпина Паблишерз, 2011. - 347 с.
39. Токарев, Б.Е. Маркетинговые исследования [Текст] : учебник / Б. Е. Токарев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Магистр: ИНФРА-М, 2011. -
508 с.
40. Уткин, Э.А. Маркетинг [Текст] : учебник / Под. Ред. проф. Э. А. Ут¬кина - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2010. - 320 с.
41. Федько, С.А. Основы маркетинга [Текст] : учебник / С. А. Федько. - М.: ДАНА, 2010. - 375 с.
42. Хлусов, В.П. Основы маркетинга [Текст] : учебник/ В. П. Хлусов - М.: «Издательство ПРИОР», 2011. - 260 с.
43. Шаляпина, Н.М. Маркетинг [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов региона / Н. М. Шаляпина; Дальневост. гос. техн. рыбохоз. ун-т. - Владиво-сток: Дальрыбвтуз, 2011. - 263 с.
44. Шаповалов, В.А. Управление маркетингом и маркетинговый анализ [Текст]: учеб. пособие / В. А.Шаповалов. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 345 с.
45. Шарков, Ф.И. Интегрированные коммуникации: правовое регули-рование в рекламе, связях с общественностью и журналистике [Текст]: учеб. пособие для студ. / Ф. И. Шарков; Ин-т современных коммуникационных си-стем и технологий. - М. : Дашков и К, 2011. - 332 с.
49. Управление маркетингом [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.aup.ru/files/m736/m736.pdf (дата обращения 14.03.2016)
50. Маркетинг как инструмент повышения эффективности деятельно-сти предприятия [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.ieay.ru/nauka-v-ieau/vestnik-ieau/publikacii-zhumala-vestnik- ieau/vestnik-ieau-n-8/ 10.-tarasov-d.n. -marketing-kak-instrument-povysheniya-
effektivnosti-deyatelnosti-predpriyatiya/ (дата обращения 07.04.2016)