Введение 3
Глава I. Политический дискурс и его особенности 5
1.1. Понятие дискурса. Политический дискурс и его особенности....5
1.2. Коммуникативно-прагматическая специфика текстов
политического дискурса 12
1.2.1. Коммуникативные стратегии и тактики политического дискурса 14
1.3. Особенности немецкого политического дискурса 17
Выводы по Главе 1 21
Глава II. Особенности политического дискурса Ангелы Меркель
2.1. Экстралингвистические особенности дискурса Ангелы Меркель 22
2.1.1 Общая характеристика особенностей политической коммуникации канцлера Меркель
2.1.2. Речевые стратегии и тактики 27
2.2. Лексико-стилистические особенности дискурса Ангелы Меркель 34
2.3. Анализ выступления Ангелы Меркель на 51-й Мюнхенской
конференции по безопасности 43
Выводы по Главе II 48
Заключение 49
Список использованной литературы 51
Приложение 1
В современных условиях демократического устройства значимость политической коммуникации в обществе возрастает, так как политические вопросы открыто обсуждаются, и решение ряда проблем зависит от того, каким образом их будет освящать политик.
Проблемы политического дискурса активно обсуждаются как в научной, так и публицистической литературе. Политический дискурс обладает манипулятивной спецификой, которая выражается в оказании речевого воздействия на адресата с целью внести когнитивные изменения в его картину мира.
В представленной работе изучаются особенности политического дискурса одного из ключевых европейских лидеров - канцлера ФРГ Ангелы Меркель. При этом особое внимание уделяется как экстралингвистическим, так и лингвистическим факторам ее дискурса. В свете недавнего переизбрания госпожи Меркель на пост канцлера Германии успех ее политической коммуникации является неоспоримым и требует тщательного изучения.
Объект нашего исследования - речевая личность Ангелы Меркель, реализующаяся в ее выступлениях на международной арене и в Германии.
Предметом нашего исследования послужили средства достижения целей, представленных в политическом дискурсе, как совокупность экстралингвистических и лингвистических факторов дискурса.
Целью выпускной квалификационной работы стало определение роли различных лингвистических средств и сопутствующих экстралингвистических факторов, анализируемых в контексте общественно - политического дискурса, для реализации манипулятивного и персуазивного потенциала дискурса.
Двигаясь к достижению нашей цели, мы последовательно решали ряд ключевых задач, обусловленных предметом и объектом нашей исследовательской работы:
- рассмотрение специфики политического дискурса с позиций современной лингвистической науки и его манипулятивного потенциала;
- анализ политических текстов с целью определения основных экстралингвистических факторов, присущих политическому дискурсу Ангелы Меркель;
- выявление преобладающих коммуникативных стратегий и тактик в политических текстах канцлера;
- классификация и анализ фактического материала для определения характерных лингвистических средств, используемых Ангелой Меркель;
- формулировка выводов относительно особенностей текстов политических речей и выступлений Ангелы Меркель и факторов, способствующих достижению целей дискурса
Труды отечественных и зарубежных лингвистов, специалистов в области дискурс-анализа и теории коммуникативных стратегий и тактик составили теоретическую базу нашей выпускной квалификационной работы.
Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списков источников теоретического и фактического материала.
Результаты данного исследования могут применяться при написании дипломных и курсовых работ по лингвистике.
Апробацией результатов дипломного исследования стало выступление на студенческой конференции в НИУ «БелГУ» в апреле 2018 г.
Настоящая работа была посвящена рассмотрению лингвостилистических особенностей политического дискурса современного немецкого языка. Исследование проводилось на материале политических речей канцлера Германии Ангелы Меркель.
Интенция борьбы за власть как основная цель политического дискурса соответствующим образом структурирует анализируемый текст и проявляется через избираемый способ общения (осуществляемый говорящим выбор стратегий и тактик). Использование метода дискурс-анализа позволяет проследить влияние ментальных установок говорящего на выбор применяемых им в политическом дискурсе языковых средств для достижения коммуникативных целей.
В данной работе мы рассмотрели специфику политического дискурса с позиций современной лингвистической науки и его манипулятивного потенциала, сделали анализ ряда политических текстов, на основе которых определили основные экстралингвистические факторы, присущие политическому дискурсу Ангелы Меркель. Таким образом, мы выделяем строгую структуру речи, констатацию фактов, открытое выказывание доверия, использование стереотипов, отсылки к истории.
Также нами были выявлены преобладающие коммуникативные стратегии и тактики в политическом дискурсе канцлера: стратегии самопрезентации, формирования эмоционального настроя, аргументации, а также информационно-интерпретативную и агитационную стратегии
В работе нами были выделены лингвистические средства, играющие основную роль при достижении целей в дискурсе Меркель. Лексические единицы, используемые Ангелой Меркель, достаточно просты и постоянны: ее выступления не изобилуют образными средствами, характеризуются высокой степенью имплицитности, в них практически отсутствует эмоционально- экспрессивная лексика. Наиболее употребляемыми приемами в дискурсе бундесканцлера являются различные виды повторов и перечисления. Однако эмоциональный аспект также присутствует в речах канцлера и достигается он использованием оценочных эпитетов и фразеологизмов.
Таким образом, проведённый анализ текстов выступлений Ангелы Меркель позволяет доказать, что политический дискурс как специфическая разновидность дискурса обладает набором системообразующих признаков, которые определяют его природу и обусловливают его манипулятивный потенциал.
1. Аникин Е.Е. Тактика имплицитного сопоставления в рекламном дискурсе США // Политическая лингвистика. — М.: Прогресс, 2006. — С. 175 - 179.
2. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь - М.: Энциклопедия, 2001. - С. 136-137.
3. Базылев В.Н. К изучению политического дискурса в России и российского политического дискурса // Политический дискурс в России: Материалы раб. совещ. (Москва, 29 марта 1998 года) / Под ред. Ю.А. Сорокина и В.Н. Базылева. - М.: Диалог-МГУ, 1998. - С. 6-8.
4. Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику: учебное пособие. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 360 с.
5. Бубе М. Выборы — 2009 в бундестаг ФРГ. Куда идет партийно-политическая система страны? // Обозреватель — Observer. — М.:
Аналитический журнал № 8, 2010. - С. 66-79.
6. Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. - М.: Прогресс, 1989. - 312 с.
7. Воробьева, О. И. Политическая лексика. Ее функции в современной устной и письменной речи: Монография. - Архангельск: ПГУ, 2000. - 120 с.
8. Герасименко Н.А. Информация и фасцинация в политическом дискурсе // Политический дискурс в России. - М.: Диалог-МГУ, 1998. - С. 20¬23.
9. Демьянков В.З. Политический дискурс как предмет политологической филологии // Политическая наука. Политический дискурс: История и современные исследования. - М.: ИНИОН РАН, 2002. - №3. - С. 32-43.
10. Егоров А. И. Притязания объединенной Германии на место постоянного члена Совета Безопасности ООН (1990-е - 2005 гг.) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. - М.: Гнозис, 2011. - № 1. - С. 77-83.
11. Имшинецкая И.А. Речевые манипулятивные техники в рекламе // Лаборатория рекламы, маркетинга и PR. - М.: Прогресс, 2003. - №2. - С. 27.
12. Карасик В. И. Язык социального статуса: монография. - М.: Гнозис, 2002. 334 с.
13. Карасик В.И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. - СПб.: Перемена, 2000. - С. 5¬20.
14. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты. - Волгоград: Перемена, 2002. - 477 с.
15. Караулов Ю.Н., Петров В.В. От грамматики текста к когнитивной теории дискурса // Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. - М.: Прогресс, 1989. - С. 5-11.
16. Керимов Р.Д. Лингвокогнитивные аспекты изучения немецкой политической метафоры // Гуманитарный вектор. Серия: Филология, востоковедение. - М.: Перемена, 2013. - № 4. - С. 155-164.
17. Керимов Р.Д. Метафорическое таргетирование в немецкой социально - политической коммуникации: сценарии внешней и внутренней политики ФРГ // Политическая лингвистика. - М.: Прогресс, 2014. - № 3. - С. 129-141.
18. Керимов Р.Д. Метафоры метасферы человека в немецкой социально - политической коммуникации: монография. - Кемерово: Офсет, 2013. - 353 с.
19. Керимов Р.Д., Федянина Л. И. Метафорическая актуализация фрейма «Экономика» в социально-политической коммуникации ФРГ // Политическая лингвистика. - М.: Прогресс, 2014. - № 1. - С. 157-170.
20. Котляр В. Глобальный кризис и отношения США и Европы // Обозреватель — Observer: науч.- аналит. журн. - М.: Академия, 2009. - № 9. - С. 59-64.
21. Кубрякова Е.С. Язык и знание. На пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 560 с.
22. Кубрякова Е.С., Александрова О.В. Виды пространства, текста и дискурса // Категоризация мира: пространство и время: материалы научной конференции. - М.: Диалог-МГУ, 1997. - С. 19-20.
23. Лассвелл Г. Стиль в языке политики // Политическая лингвистика. - Екатеринбург: Академия, 2007. - С. 165-177.
24. Михалева О.Л. Политический дискурс: способы реализации
агональности // Построение гражданского общества: Материалы
международного гуманитарного конгресса. - Иркутск: Изд-во Ирк. гос. пед. ун¬та, 2002. - С. 96-105.
25. Паршина О.Н. Российская политическая речь. - М.: ЛКИ, 2007.
26. Паршина О.Н. Стратегии и тактики речевого поведения современной политической элиты России: Автореферат дисс. ... д-р филол. наук. - Саратов, 2005. - 48 с.
27. Степанов Ю.С. Альтернативный мир. Дискурс. Факт и принцип Причинности // Язык и наука конца XX века: Сб. статей. - М.: РГГУ. - 1995. - С. 432
28. Федянина Л.И. Концепт Geld в немецкой языковой картине мира: опыт концептуального анализа: уч. пособие. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. - 160 с.
29. Чудинов А. П. Очерки по современной политической метафорологии: монография. - Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2013. - 176 с.
30. Чудинов А.П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации: монография. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2003. - 248 с.
31. Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное
исследование политической метафоры (1991-2000): монография. -
Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2001. - 238 с.
32. Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса: монография. - Волгоград: Перемена, 2000. - 368 с.
33. Эпштейн О.В. Семантико-прагматические и коммуникативно-функциональные категории политического дискурса // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2008. - №2(2). - С. 150-156.
34. Юдина Т.В. Теория общественно -политической речи. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. - 158 с.
35. Freudenstein A. Die Machtphysikerin gegen den Medienkanzler // Aktuelle Probleme moderner Gesellschaft 3 / hrsg. von P. Nitschke und C. Onnen-Isemann. — Frankfurt am Main: Peter Lang GmbH, 2010.
36. Gabriel N. Das Wort hat der Herr Bundeskanzler // die Frau Bundeskanzlerin. Eine Analyse der Redefunktion in der Regierungserklrungen zum Amtsantritt der Bundeskanzler von 1949 bis 2005. — Norderstedt : GRIN Verlag, 2008.
37. Jakel O. Metaphern in abstrakten Diskurs-Domanen: Eine kognitiv- linguistische Untersuchung anhand der Bereiche Geistestatigkeit, Wirtschaft und Wissenschaft. - Frankfurt am Main: Lang, 1997. 348 S.
38. Neubrand A. Frauen in Fuhrungspositionen. Ein Vergleich zwischen Deutschland und Frankreich. — Hamburg : Diplomica Verlag GmbH, 2009.
39. Osang A. Ankunft in der neuen Mitte : Reportagen und Portrats. — Berlin: Links, 2000.
40. Riesmeyer C., Thiele M. Ersatz fur Queen Blabla gesucht! Wie Spiegel und SpiegelOnline Geschlechterstereotype reproduzieren // Politik auf dem Boulevard? Die Neuordnung der Geschlechter in der Politik der Mediengesellschaft / hrsg. M. Lunenborg. — Bielefeld: transcript Verl., 2009. S. 44—174.
41. Rosumek L. Die Kanzler und die Medien. Acht Portrats von Adenauer bis Merkel. — Frankfurt am Main: Campus Verlag GmbH, 2007.
42. Scheuerle Ch. Die deutschen Kanzler im Fernsehen. Theatrale Darstellungsstrategien von Politikern im Schlusselmedium der Nachkriegsgeschichte. — Bielefeldt: transcript Verl., 2009.
43. Schonherr F. Werben fur Demokratie. Die Rhetorik einer demokratischen Festkultur. — Tubingen: Eberhard-Karls-Universitat, 2010.
44. Strauss M. Politolinguistik: Lexikalische und pragmatische Analyse politischer Sprache. Am Beispiel der parlamentarischen Rede Merkels zum Haushaltsgesetz 2010. — Norderstedt : GRIN Verlag, 2010.