Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ РАННЕГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА

Работа №67250

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы66
Год сдачи2016
Стоимость3850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
313
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы профилактики раннего речевого развития детей группы риска 7
1.1. Определение понятия «группы риска», факторы риска речевой патологии. ..................... •••..................... •••..................... •••..................... ••• ••>.^7
1.2. Этапы, движущие факторы и механизмы раннего речевого развития 15
1.3. Современные представления о психолого-педагогических условиях,
обеспечивающих речевое развитие у детей раннего возраста 26
ГЛАВА II. Экспериментальная работа по профилактике нарушений раннего речевого развития детей группы риска 40
2.1. Изучение особенностей раннего речевого развития детей группы
риска 40
2.2. Система коррекционно-педагогической работы по профилактике
нарушений раннего речевого развития детей группы риска 47
2.3. Методические рекомендации для родителей по профилактике нарушений
раннего речевого развития детей группы риска 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62


Ранний возраст в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом. В этот период развиваются моторные функции, ориентировочно- познавательная деятельность, речь, закладываются личностные особенности.
В настоящее время проблемы диагностики и коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальны.
Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности.
Выдающиеся педагоги и психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М. Монтессори и др.) давно показали важность раннего возраста в психическом развитии ребенка.
В специальной литературе вопросы диагностики и коррекции отклонений в развитии речи у детей раннего возраста освящены многими авторами: Н.М. Аксариной, Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печорой, Э.Л. Фрухт, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, ЕБ. Филичевой, В.П. Балобановой, Е.В. Кирилловой, О.Е. Громовой, Н.Н. Матвеевой, Е.А. Стребелевой, и др. Все они выделяют следующие направления профилактической и развивающей работы с детьми раннего возраста: развитие зрительного и слухового восприятия, эмоциональных реакций, нормализация мышечного тонуса и работы органов артикуляционного аппарата, кистей и пальцев рук, развитие общих движений и действий с предметами, нормализация дыхания, развитие понимания речи и предпосылок активной речи, развитие взаимодействия взрослого и ребенка.
Сегодня около 70% новорожденных имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы (6), что является одним из основополагающих факторов возникновения сложнейших нарушений речи. Поэтому ранняя коррекция и профилактика недостатков развития речи ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения становится все более актуальной проблемой.
Однако обнаруживается противоречие между необходимостью
коррекционно-педагогической работы по профилактике нарушений раннего речевого развития детей группы риска и недостаточной проработкой этого процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения.
В связи с этим была выбрана тема исследования «Коррекционно - педагогическая работа по профилактике нарушений раннего речевого развития детей группы риска».
Проблема исследования: поиск путей профилактики нарушений раннего речевого развития детей группы риска.
Цель исследования: разработать систему коррекционно-педагогической работы по профилактике нарушений речевого развития детей группы риска.
Объект исследования - процесс раннего речевого развития детей группы риска.
Предмет исследования - система коррекционно-педагогической работы по профилактике нарушений речевого развития детей группы риска.
Гипотеза исследования основана на том, что профилактика нарушений речевого развития детей группы риска будет эффективна при соблюдении следующих условий:
- раннего выявления факторов риска нарушений речевого развития;
- комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей группы риска;
- учета индивидуальных особенностей раннего речевого развития детей с различными факторами риска.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа литературных источников определить сущность понятия «группа риска», факторы риска речевой патологии, выявить этапы, движущие факторы и механизмы раннего речевого развития.
2. Определить приемы и методы, обеспечивающие речевое развитие у детей раннего возраста.
3. Изучить особенности речевого развития детей раннего возраста.
4. Разработать систему коррекционно-педагогической работы по профилактике нарушений раннего речевого развития детей группы риска.
5. Разработать методические рекомендации по профилактике нарушений раннего речевого развития детей группы риска.
Методы исследования:
• теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по
проблеме исследования;
• эмпирические: педагогический эксперимент (этапы: констатирующий, формирующий, контрольный);
• метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили
исследования отечественных и зарубежных психологов: Н.Н. Авдеевой, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Гвоздева, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Д.И. Мещерякова, С.Л. Новоселовой, Е.О. Смирновой, И.А. Соколянского, Ф.И. Фрадкиной, Д.Б. Эльконина, Ш. Бюллера, В. Келера, О. Липманна, Х. Богена и др., которые занимались проблемой речевого развития детей раннего возраста. Вопросами профилактики речевого развития детей раннего возраста занимались О.Е. Грибова, О.Е. Громова, М.М. Кольцова, С.Н. Цейтлин и другие.
лет.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Коррекционно-педагогическая работа по профилактике нарушений раннего речевого развития детей группы риска проводилась в три этапа:
1 этап - констатирующий (изучение речевого развития детей 2-3 лет);
2 этап - формирующий (разработка системы профилактики нарушений раннего речевого развития детей группы риска, и ее апробация);
3 этап - заключительный (выявление эффективности проведенной логопедической работы с детьми группы риска раннего возраста, разработка методических рекомендаций по профилактике нарушений раннего речевого развития детей группы риска).
На основе анализа литературных источников определили что к категории детей «группы риска» относятся дети, которые по состоянию здоровья, социального развития находятся как бы в пограничной зоне между полосами возрастной нормы и патологии. Сюда отнесены «дети с низким уровнем развития фонематического слуха, дети с общим недоразвитием речи, дети с дефектами речи».
Существуют биологические и социальные факторы риска развития речевых нарушений. Речевые нарушения возникают часто при различных психических травмах (испуг, переживания в связи с разлукой с близкими, длительная психотравмирующая ситуация в семье и т.д.) - это задерживает развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребенка психогенные речевые расстройства: мутизм,
невротическое заикание. Так же оказывают неблагоприятное воздействие на развитие речи ребенка: общая физическая слабость, незрелость, обусловленная недоношенностью или внутриутробной патологией, заболевания внутренних органов, рахит, нарушение обмена веществ.
На основе анализа литературных источников выявили, что существует ряд теорий, объясняющих развитие речи. Они расходятся в вопросе о том, можно ли считать ее структуры универсальными и наследственными, или же они носят приобретенный характер и различны в разных культурах.
Выявили этапы, движущие факторы и механизмы раннего речевого развития. В онтогенезе раннего речевого развития этапы сменяют друг друга: от первичных голосовых реакций до предложений, состоящих из 5-6 слов..
Выяснили, что создание условий для речевого развития ребенка является очень важным аспектом в профилактики речевых нарушений. Этим вопросом занимались многие ученые. Разработано много программ воспитания и обучения детей раннего возраста, где прописаны задачи, содержание работы и даны методические рекомендации в работе с детьми раннего возраста по развитию речи детей. Рассмотрели рекомендации данные в этих программах..
В результате констатирующего этапа эксперимента, который осуществлялся в ходе индивидуального педагогического эксперимента, основанного на методиках: Н. С. Жуковой, К. Л. Печорой и Г. В. Пантюхиной, выявили, что наибольшие трудности у детей вызывали задания на исследование фонематического слуха, слухового ритма, артикуляционной моторики. Дети испытывали затруднения в согласовании имени прилагательного с именем существительным в роде, в употреблении предлогов, при пересказе сказки. Дети с трудом выполняли задание на выявление умений составлять простое распространённое предложений по сюжетной картинке.
Разработали систему коррекционно-педагогической работы по профилактике нарушений раннего речевого развития детей группы риска и методические рекомендации по профилактике этих нарушений.
В результате анализа констатирующего эксперимента выявилось 3 (30%) ребенка с высоким уровнем речевого развития, средний уровень выявлен у 5 детей (50%), низкий уровень - у 2 детей (20%), что позволило проследить положительную динамику, а именно: после использования в работе с детьми системы по профилактике нарушений речи, уровень речевого развития
повысился.
На заключительном этапе были разработаны методические рекомендации для родителей по профилактике речевых нарушений у детей 2-3 лет, которые включали требования к речи родителей, требования к речи детей, описаны отрицательные факторы которые влияют на речь ребенка, а так же предложены игры для развития общих речевых навыков у детей 2-3 лет.
Задачи, поставленные в работе, были решены.



1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста [Текст]: учебное пособие / Е.Ф. Архипова. - М.: Астрель, 2008. - 254 с.
2. Бадалян Л.О. Невропатология [Текст]: чебник для ВУЗов. 2-е изд., перераб. / Л.О. Бадалян. - М.: Просвещение, 1987. - 317 с.
3. Бельтюков В.И. Лепет слышащих детей // Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи [Текст]: (в норме и патологии) / В.И. Бельтюков. - М.: Педагогика, 1977. - 174 с.
4. Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998. - 304 с.
5. Венгер А.А. Онтогенетический подход к коррекции психического развития ребенка [Текст] / А.А. Венгер, Ю.С. Шевченко // Дефектология. - 2004. - № 1. - С.8-16.
6. Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников
[Текст]: учебно-методическое пособие / Т.В. Волосовец. - М.: Институт
общегуманитарных исследований, 2002. - 256 с.
7. Воронкова М.А. Особенности логопедической работы с учетом соматической патологии [Электронный ресурс] / М.А. Воронкова. - М.: ФГУ РРЦ Детство, 2008. - Режим доступа: http:// rrcdetstvo.ru/content/view/110/118/).
8. Выготский Л.С. Мышление и речь [Текст]: Изд. 5, испр. / Л.С.
Выготский. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. [Текст] / А. Н. Гвоздев. -
М: АПН РСФСР, 1961. - 470 с.
10. Гирилюк Т.Н. Педагогическая технология по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.Н. Гирилюк. - Екатеринбург, 2007. - 26 с.
11. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002. - 272 с.,
12. Громова О.Е. Логопедическое обследование детей 2-4 лет [Текст]: методическое пособие / О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 128 с.
13. Гудонис В.П. Анализ причин нарушения развития детей и некоторые пути их профилактики [Текст] / В.П. Гудонис // Дефектология. - 2004. - № 4. - С.8-17.
14. Жан Пиаже. Психология интеллекта. - СПб.: Питер, 2003. - 192 с.
15. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи [Текст]: учебное пособие / Н.С. Жукова. - М.: Просвещение, 1994. - 128 с.
16. Кумарина Г. Ф., Степанова О. А., Чутко Н. Я. Предшкольное
образование: содержание и методика. Редактор: Вайполина М. О.
Издательство: СПб.: Каро, 2006. - 96 с.
17. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. - М.: Академия, 2006. - 320 с.
18. Лангмейер Й. Психическая депривация в детском возрасте [Текст] / Й. Лангмейер, З. Матейчек. - Прага: Авиценум, 1984. - 334 с.
19. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания [Текст]: классический учебник МГУ / А.А. Леонтьев. - М.: Стереотип. 2014. - 316 с.
20. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников // Ученые записки ЛГИИ им. А.И. Герцена. - 1941. - Т. 30. - С. 27-71
21. Логопедия [Текст]: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
22. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (Ранний и дошкольный возраст) [Текст]: Советы педагогам и родителям по подготовке и обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М.: Владос, 1997. - 304с.
23. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений [Текст] / под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной.- 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.
24. Назарова Н.М. Специальная педагогика. / Под редакцией Назаровой Н.М. - М.: Изд-во ACADEMA, 2000. - 400 с.
25. Пантюхина Г.В. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни [Текст]: учебное пособие / Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт - М.: ЦОЛИУВ, 1983. - 80 с.
26. Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 448 с.
27. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.
28. Радикальный бихевиоризм. Б. Скиннер Издательство: Прайм- Еврознак, 2007. - 128 с.
29. Репина З.А «Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи». Уч.пособие. - Екатеринбург: 2004.- 159с.
30. Семенович А.В. Начальная диагностика и коррекция в детском возрасте [Текст]: учебное пособие для высших учебных заведений / А.В. Семенорвич. - М.: Академия, 2002. - 232 с.
31. Сохин Ф.А. Задачи развития речи // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М., 1984. - 14 с.
32. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.
33. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 240 с.
34. Филичева Т. Б. Основы логопедии [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.
35. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми [Текст] : учеб. пособие для логопедов, воспитателей дет. садов, учителей нач. кл., студентов пед. училищ / Г.В. Чиркина и др. - М. : АРКТИ, 2005. - 239 с.
36. Шульга Т.И. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска [Текст] / Т.И. Шульга, Л.Я. Олиференко, И.Ф. Дементьева. - М.: Академия, 2008. - 256 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ