СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ПРЕМЕЩАЕМЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОГО ТАМОЖЕННОГО ПОСТА БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ И
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ ЧЕРЕЗ
ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕВРАЗИЙСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
1.1. Сущность, содержание и формы таможенного
контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых железнодорожным транспортом через таможенную границу 9 Евразийского Экономического союза
1.2. Нормативно-правовое обеспечение осуществления
таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых железнодорожным транспортом через
таможенную границу Евразийского Экономического союза 17
ГЛАВА 2 ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО
КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ
ТРАНСПОРТОМ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОГО ТАМОЖЕННОГО
ПОСТА БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ) 37
2.1. Анализ проведения таможенного контроля товаров и
транспортных средств, перемещаемых железнодорожным транспортом через таможенную границу Евразийского Экономического союза (на примере Белгородского
Таможенного поста Белгородской таможни)
2.2. Направления совершенствования таможенного контроля
товаров и транспортных средств, перемещаемых
железнодорожным транспортом через таможенную границу Евразийского Экономического союза 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ И
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ ЧЕРЕЗ
ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕВРАЗИЙСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
1.1. Сущность, содержание и формы таможенного
контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых железнодорожным транспортом через таможенную границу 9 Евразийского Экономического союза
1.2. Нормативно-правовое обеспечение осуществления
таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых железнодорожным транспортом через
таможенную границу Евразийского Экономического союза 17
ГЛАВА 2 ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО
КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ
ТРАНСПОРТОМ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОГО ТАМОЖЕННОГО
ПОСТА БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ) 37
2.1. Анализ проведения таможенного контроля товаров и
транспортных средств, перемещаемых железнодорожным транспортом через таможенную границу Евразийского Экономического союза (на примере Белгородского
Таможенного поста Белгородской таможни)
2.2. Направления совершенствования таможенного контроля
товаров и транспортных средств, перемещаемых
железнодорожным транспортом через таможенную границу Евразийского Экономического союза 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы дипломного исследования. В условиях возрастания роли внешнеэкономической деятельности, отказа государства от монополии внешней торговли и осуществления права выхода юридических и физических лиц на внешний рынок, особо актуальным стал вопрос практики осуществления внешнеторговых операций субъектами хозяйствования.
Одной из целей таможенной политики является обеспечение наиболее эффективного использования таможенного законодательства в области регулирования экспорта и импорта продукции производства.
В настоящие время масштабы внешнеэкономических связей и объемы международной торговли увеличиваются, а отношения между субъектами внешнеэкономических отношений усложняются, в связи с чем, возникает необходимость усиления таможенного контроля за этой деятельностью. При этом предусматривается применение инструментов таможенного регулирования .
Одной из составляющих таможенного регулирования является таможенный контроль, который представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в целях обеспечения соблюдения участниками таможенно-правовых отношений требований норм таможенного законодательства.
Таможенный контроль может проводиться исключительно таможенными органами в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС). Если таможенные органы проводят проверку товаров, на ввоз которых на территорию ЕАЭС в соответствии с законодательством ЕАЭС и законадательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности установлены запреты и ограничения, обеспечение соблюдения которых находится также в компетенции других государственных органов, - таможенные органы обеспечивают координацию таких действий и их одновременное проведение.
Таможенный контроль требует дальнейшего развития в связи с увеличением объёма деятельности в таможенной сфере, увеличением объемов товарооборота, расширением внешнеэкономических связей Российской Федерации. Особенно следует уделить качественным и временным показателям при определении стратегии развития и совершенствования перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС.
Основной целью таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС, является проверка законности перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также соблюдения условий избранной таможенной процедуры и осуществления предпринимательской деятельности в сфере таможенного дела и соответствие требованиям таможенного законодательства Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и законодательства государств -участников ЕАЭС путем проведения различного рода проверок установленными законом формами . Все вышесказанное подчеркивает значимость и важность активизации профессиональной деятельности должностных лиц структурных подразделений.
Огромное значение в обеспечении таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности несет организация таможенных операций и таможенного контроля товаров и транспортных средств.
При этом необходимо отметить, железнодорожный (ЖД) транспорт - одна из крупнейших отраслей общественного производства, влияющая на все сферы деятельности человека и развития общества в целом.
За последние годы железнодорожные перевозки стали занимать важное значение для экономик разных стран. Использование ЖД транспорта
для перевозки товаров - это достаточно большая сфера деятельности, в которой действуют свои нормы и правила. Они касаются и технических сторон применения поездов, и особенностей работы транспортно-экспедиторских компаний, и многих других вопросов, в том числе связанных с особенностями перевозок при обслуживании внешнеторговых контрактов.
Степень изученности темы дипломного исследования. Проблема таможенного контроля товаров, перемещаемых через ЖД транспортом таможенную границу ЕАЭС, является важной, значимой и актуальной, поскольку представляет огромный интерес со стороны научных и практических работников в сфере таможенного дела.
Теоретическую основу дипломной работы составили исследования по изучению методологических основ проведения таможенного контроля таких отечественных авторов, как: А.И. Андреевой, А.А. Костина,
Г.А. Маховиковой, В. Смирнов, А.Ю. Пиджаков и др.
В условиях глобализации экономики особый интерес представляют работы в области обеспечения национальной безопасности внешнеторговой деятельности России через проведение различных форм таможенного контроля, а именно: О.А. Москаленко, Е.Н. Петрушко, Г.В. Матвиенко, В.В. Шкилёв и др.
Основополагающими проблемами организации системы таможенных органов, в том числе в организации и осуществления таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную территорию ТС, занимались ученые такие как: Е.Л. Адрейчук, Д.В. Чермянинов, С.И. Истомин и др.
Вопросы теории и практики применения таможенного контроля товаров и транспортные средств, перемещаемых через таможенную границу ТС, исследовали: П.Н. Афонин, Н.Г. Липатова, С.А. Терещенко и др.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью совершенствования на практике применения таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС и недостаточностью разработанных направления решения данной задачи. На практике неразрешенность этого противоречия приводит к снижению качества таможенных услуг, предоставляемых таможенными органами.
Объектом исследования является таможенный.. контроль товаров и транспортных средств, перемещаемых ЖД транспортом через таможенную. границу ЕАЭС.
Предметом исследования - механизм проведения таможенного. .
контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых ЖД транспортом через таможенную. границу ЕАЭС.
Цель дипломной работы заключается в разработке основных направлений совершенствования таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых ЖД транспортом через таможенную границу ЕАЭС.
Задачи дипломного исследования:
— рассмотреть теоретические основы таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых ЖД транспортом через таможенную границу ЕАЭС;
— изучить нормативно-правовое обеспечение осуществления таможенного контролч товаров и транспортныз средств, перемещаемых железнодорожным транспортом через таможенному границу Еразийского Экономического союза.
— проанализировать практику проведения таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых ЖД транспортом через таможенную границу ЕАЭС в работе Белгородского ТП Белгородской таможни;
— определить направления совершенствования таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых ЖД транспортом через таможенную границу ЕАЭС
Теоретико-методологическую основу составляют теоретические выводы трудов ученых по проблемам организации таможенного контроля в условиях ЕАЭС и ТС: К.В. Басарева, Н. Ковалева, П.С. Шевчук и др.
При решении поставленные задач были применены методы статистической обработки информации, сравнительного анализа, а также табличные и графические приемы визуализации данных.
Эмпирической базой исследования. Для решения поставленных задач была проведена работа, связанная с изучением обширного ряда законодательных и нормативно-правовых актов, в частности ТК ЕАЭС 2, решения Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), федеральные законы , Указы Президента Российской Федерации , постановления (распоряжения) Правительства Российской Федерации , приказы (распоряжения) ФТС России , Центрального таможенного управления (ЦТУ) и Белгородской таможни.
Изложенный материал дипломной работы имеет выраженную практическую направленность, поскольку на основании результатов исследования и анализа имеющейся литературы по таможенному делу были разработаны рекомендации по модернизации таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС жд транспортом.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключением, списка источников и литературы, приложения.
Одной из целей таможенной политики является обеспечение наиболее эффективного использования таможенного законодательства в области регулирования экспорта и импорта продукции производства.
В настоящие время масштабы внешнеэкономических связей и объемы международной торговли увеличиваются, а отношения между субъектами внешнеэкономических отношений усложняются, в связи с чем, возникает необходимость усиления таможенного контроля за этой деятельностью. При этом предусматривается применение инструментов таможенного регулирования .
Одной из составляющих таможенного регулирования является таможенный контроль, который представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в целях обеспечения соблюдения участниками таможенно-правовых отношений требований норм таможенного законодательства.
Таможенный контроль может проводиться исключительно таможенными органами в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС). Если таможенные органы проводят проверку товаров, на ввоз которых на территорию ЕАЭС в соответствии с законодательством ЕАЭС и законадательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности установлены запреты и ограничения, обеспечение соблюдения которых находится также в компетенции других государственных органов, - таможенные органы обеспечивают координацию таких действий и их одновременное проведение.
Таможенный контроль требует дальнейшего развития в связи с увеличением объёма деятельности в таможенной сфере, увеличением объемов товарооборота, расширением внешнеэкономических связей Российской Федерации. Особенно следует уделить качественным и временным показателям при определении стратегии развития и совершенствования перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС.
Основной целью таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС, является проверка законности перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также соблюдения условий избранной таможенной процедуры и осуществления предпринимательской деятельности в сфере таможенного дела и соответствие требованиям таможенного законодательства Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и законодательства государств -участников ЕАЭС путем проведения различного рода проверок установленными законом формами . Все вышесказанное подчеркивает значимость и важность активизации профессиональной деятельности должностных лиц структурных подразделений.
Огромное значение в обеспечении таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности несет организация таможенных операций и таможенного контроля товаров и транспортных средств.
При этом необходимо отметить, железнодорожный (ЖД) транспорт - одна из крупнейших отраслей общественного производства, влияющая на все сферы деятельности человека и развития общества в целом.
За последние годы железнодорожные перевозки стали занимать важное значение для экономик разных стран. Использование ЖД транспорта
для перевозки товаров - это достаточно большая сфера деятельности, в которой действуют свои нормы и правила. Они касаются и технических сторон применения поездов, и особенностей работы транспортно-экспедиторских компаний, и многих других вопросов, в том числе связанных с особенностями перевозок при обслуживании внешнеторговых контрактов.
Степень изученности темы дипломного исследования. Проблема таможенного контроля товаров, перемещаемых через ЖД транспортом таможенную границу ЕАЭС, является важной, значимой и актуальной, поскольку представляет огромный интерес со стороны научных и практических работников в сфере таможенного дела.
Теоретическую основу дипломной работы составили исследования по изучению методологических основ проведения таможенного контроля таких отечественных авторов, как: А.И. Андреевой, А.А. Костина,
Г.А. Маховиковой, В. Смирнов, А.Ю. Пиджаков и др.
В условиях глобализации экономики особый интерес представляют работы в области обеспечения национальной безопасности внешнеторговой деятельности России через проведение различных форм таможенного контроля, а именно: О.А. Москаленко, Е.Н. Петрушко, Г.В. Матвиенко, В.В. Шкилёв и др.
Основополагающими проблемами организации системы таможенных органов, в том числе в организации и осуществления таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную территорию ТС, занимались ученые такие как: Е.Л. Адрейчук, Д.В. Чермянинов, С.И. Истомин и др.
Вопросы теории и практики применения таможенного контроля товаров и транспортные средств, перемещаемых через таможенную границу ТС, исследовали: П.Н. Афонин, Н.Г. Липатова, С.А. Терещенко и др.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью совершенствования на практике применения таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС и недостаточностью разработанных направления решения данной задачи. На практике неразрешенность этого противоречия приводит к снижению качества таможенных услуг, предоставляемых таможенными органами.
Объектом исследования является таможенный.. контроль товаров и транспортных средств, перемещаемых ЖД транспортом через таможенную. границу ЕАЭС.
Предметом исследования - механизм проведения таможенного. .
контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых ЖД транспортом через таможенную. границу ЕАЭС.
Цель дипломной работы заключается в разработке основных направлений совершенствования таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых ЖД транспортом через таможенную границу ЕАЭС.
Задачи дипломного исследования:
— рассмотреть теоретические основы таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых ЖД транспортом через таможенную границу ЕАЭС;
— изучить нормативно-правовое обеспечение осуществления таможенного контролч товаров и транспортныз средств, перемещаемых железнодорожным транспортом через таможенному границу Еразийского Экономического союза.
— проанализировать практику проведения таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых ЖД транспортом через таможенную границу ЕАЭС в работе Белгородского ТП Белгородской таможни;
— определить направления совершенствования таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых ЖД транспортом через таможенную границу ЕАЭС
Теоретико-методологическую основу составляют теоретические выводы трудов ученых по проблемам организации таможенного контроля в условиях ЕАЭС и ТС: К.В. Басарева, Н. Ковалева, П.С. Шевчук и др.
При решении поставленные задач были применены методы статистической обработки информации, сравнительного анализа, а также табличные и графические приемы визуализации данных.
Эмпирической базой исследования. Для решения поставленных задач была проведена работа, связанная с изучением обширного ряда законодательных и нормативно-правовых актов, в частности ТК ЕАЭС 2, решения Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), федеральные законы , Указы Президента Российской Федерации , постановления (распоряжения) Правительства Российской Федерации , приказы (распоряжения) ФТС России , Центрального таможенного управления (ЦТУ) и Белгородской таможни.
Изложенный материал дипломной работы имеет выраженную практическую направленность, поскольку на основании результатов исследования и анализа имеющейся литературы по таможенному делу были разработаны рекомендации по модернизации таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС жд транспортом.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключением, списка источников и литературы, приложения.
В современных условиях таможенный контроль является составляющей таможенного регулирования, которое отражает правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ТС, их перевозкой по единой таможенной территории ТС под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.
Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием СУР, в целях обеспечения соблюдения законодательства ТС и законодательства-членов ТС, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.
В соответствии с ТК ЕАЭС установлены следующие формы таможенного контроля: проверка документов и сведений; проверка системы учета товаров и отчетности; таможенная проверка; таможенный осмотр; таможенный досмотр; таможенное наблюдение; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; таможенный осмотр помещений и территорий; личный таможенный
досмотр; учет товаров, находящихся под таможенным контролем; устный опрос; получение объяснений.
Железнодорожный транспорт - это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей (пассажиров) и грузов, нормальную деятельность которого обеспечивают различные технические средства и сооружения. Данный вид транспорта имеет два основных аспекта. С одной стороны, он является элементом рыночной инфраструктуры, так как обеспечивает физическое распределение продукции материального производства. С другой стороны, транспорт - субъект экономических взаимоотношений, так как продает свои услуги, перемещая товары и пассажиров.
Белгородский таможенный пост является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности Белгородского ТП в пределах компетенции. ТП осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, общественными объединениями и иными организациями.
В дипломной работе была изучена организационная работа Белгородского ТП, структура поста, должностные обязанности начальника Белгородского ТП и таможенного инспектора ОТО и ТК №2, его функции и обязанности. Рассмотрены экономические показатели ТП за исследуемый период, а именно анализ итоговых показателей количества оформленных деклараций.
Проведённый анализ деятельности, связанной с совершением таможенных операций с товарами, перемещаемыми ЖД транспортом и осуществлением таможенного контроля, за таможенным транзитом показал, что существуют следующие проблемные вопросы:
Во-первых, с соответствии «со статьей 234 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской
Федерации» к мерам обеспечения соблюдения таможенного транзита относятся обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенное сопровождение и установление маршрута перевозки товаров. При этом в соответствии с пунктом 4 вышеуказанной статьи таможенное сопровождение транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с таможенной процедурой ТТ, может осуществляться организациями, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Для надлежащего применения указанной статьи необходимо разъяснение о порядке ее применения.
Во-вторых, на основании пункт 4 статьи 237 № 311-ФЗ «Завершение таможенной процедуры таможенного транзита» таможенный орган назначения обязан в течении одного часа с момента представления перевозчиком документов, зарегистрировать подачу документов и незамедлительно после регистрации выдать перевозчику письменное подтверждение о прибытии транспортного средства. В настоящий момент регистрация прибытия и завершение таможенной процедуры таможенного транзита осуществляется с помощью программного обеспечения КПС «Транзитные операции» и в случае отсутствия электронной копии транзитной декларации, зарегистрировать и выдать перевозчику подтверждение о прибытии в письменном виде в установленный срок не возможно. Порядок действий уполномоченных должностных лиц таможенных органов утвержден «Временной технологией контроля за перевозками товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита с использованием автоматизированной системы контроля таможенного транзита с учетом взаимодействия с системой NCTS». При возникновении внештатных ситуаций данной технологии, регистрацию прибытия товаров по таможенной процедуре ТТ следует выполнять в отдельных журналах в бумажном виде, подробного разъяснения действий должностных лиц при такой регистрации нет.
Необходима технология выдачи перевозчику подтверждения о прибытии в письменном виде (формируется только в КПС «Транзитные операции») в установленный срок и в установленной форме, с учетом эксплуатации КПС «Транзитные операции».
В-третьих, на основании «пункта 4 статьи 237 № 311-ФЗ «Завершение таможенной процедуры таможенного транзита» таможенный орган назначения обязан в течении одного часа с момента представления перевозчиком документов, зарегистрировать подачу документов и незамедлительно после регистрации выдать перевозчику письменное подтверждение о прибытии транспортного средства. Для заполнения граф «Результат осмотра» в подтверждении о прибытии уполномоченное должностное лицо отдела таможенного досмотра должно убедиться в отсутствии или наличии повреждений грузового отделения, средств идентификации, после чего проставляет отметки в соответствующих графах и заверяет их подписью и личной номерной печатью. За время осуществления таможенным органом указанных операций (не превышающее часа) перевозчик может отойти о транспортного средства, в связи, с чем не совсем понятно каким образом таможенный орган обязан вручить данное подтверждение о прибытии перевозчику.
Были предложены рекомендации по совершенствованию таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых ЖД транспортом через таможенную территорию ЕАЭС, а именно:
1. разработка технологических схем, в которых расставляются сотрудники таможенного органа на рабочих местах, распределяются между ними функции и рабочие операции по осуществлению таможенного контроля и таможенного оформления, организуется взаимодействие между ними, решаются вопросы координации работы. Данные схемы должны разрабатываться на основе тщательного анализа интенсивности и характера товар потоков в местах дислокации таможенного органа, видов и количества используемого участниками ВЭД транспорта, а также имеющихся возможностей таможенного органа (кадровых, технических и др.). Непрерывному совершенствованию должна подвергаться и система управления рисками, своевременно реагируя на возникновение потенциальных угроз.
2. необходимость более тесного взаимодействия таможенных служб государств-участников ЕАЭС для возможности озвучивания проблемных вопросов, возникающих при осуществлении таможенной деятельности каждого из государств, выработки путей решения проблем, согласования отдельных положений национального законодательства с целью единообразного применения норм таможенного законодательства.
3. целесообразность внесения ясности, в статьи, регулирующие таможенную деятельность. В большем количестве статей, есть неясность применения их.
Реализация всех предложенных мероприятий по совершенствованию таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых ЖД транспортом через таможенную территорию ЕАЭС, сделает систему одинаково прозрачной для государств и участников ВЭД. Будет создана система обезличенного прохождения таможенных процедур, когда участник ВЭД не будет иметь прямого контакта с должностными лицами таможенных органов.
Все вышеизложенные выводы позволили сформировать направления по улучшению работы Белгородского ТП Белгородской таможни в части таможенного контроля и оформления, поэтому можно сказать, что главная цель достигнута, задачи выполнены.
Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием СУР, в целях обеспечения соблюдения законодательства ТС и законодательства-членов ТС, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.
В соответствии с ТК ЕАЭС установлены следующие формы таможенного контроля: проверка документов и сведений; проверка системы учета товаров и отчетности; таможенная проверка; таможенный осмотр; таможенный досмотр; таможенное наблюдение; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; таможенный осмотр помещений и территорий; личный таможенный
досмотр; учет товаров, находящихся под таможенным контролем; устный опрос; получение объяснений.
Железнодорожный транспорт - это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей (пассажиров) и грузов, нормальную деятельность которого обеспечивают различные технические средства и сооружения. Данный вид транспорта имеет два основных аспекта. С одной стороны, он является элементом рыночной инфраструктуры, так как обеспечивает физическое распределение продукции материального производства. С другой стороны, транспорт - субъект экономических взаимоотношений, так как продает свои услуги, перемещая товары и пассажиров.
Белгородский таможенный пост является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности Белгородского ТП в пределах компетенции. ТП осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, общественными объединениями и иными организациями.
В дипломной работе была изучена организационная работа Белгородского ТП, структура поста, должностные обязанности начальника Белгородского ТП и таможенного инспектора ОТО и ТК №2, его функции и обязанности. Рассмотрены экономические показатели ТП за исследуемый период, а именно анализ итоговых показателей количества оформленных деклараций.
Проведённый анализ деятельности, связанной с совершением таможенных операций с товарами, перемещаемыми ЖД транспортом и осуществлением таможенного контроля, за таможенным транзитом показал, что существуют следующие проблемные вопросы:
Во-первых, с соответствии «со статьей 234 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской
Федерации» к мерам обеспечения соблюдения таможенного транзита относятся обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенное сопровождение и установление маршрута перевозки товаров. При этом в соответствии с пунктом 4 вышеуказанной статьи таможенное сопровождение транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с таможенной процедурой ТТ, может осуществляться организациями, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Для надлежащего применения указанной статьи необходимо разъяснение о порядке ее применения.
Во-вторых, на основании пункт 4 статьи 237 № 311-ФЗ «Завершение таможенной процедуры таможенного транзита» таможенный орган назначения обязан в течении одного часа с момента представления перевозчиком документов, зарегистрировать подачу документов и незамедлительно после регистрации выдать перевозчику письменное подтверждение о прибытии транспортного средства. В настоящий момент регистрация прибытия и завершение таможенной процедуры таможенного транзита осуществляется с помощью программного обеспечения КПС «Транзитные операции» и в случае отсутствия электронной копии транзитной декларации, зарегистрировать и выдать перевозчику подтверждение о прибытии в письменном виде в установленный срок не возможно. Порядок действий уполномоченных должностных лиц таможенных органов утвержден «Временной технологией контроля за перевозками товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита с использованием автоматизированной системы контроля таможенного транзита с учетом взаимодействия с системой NCTS». При возникновении внештатных ситуаций данной технологии, регистрацию прибытия товаров по таможенной процедуре ТТ следует выполнять в отдельных журналах в бумажном виде, подробного разъяснения действий должностных лиц при такой регистрации нет.
Необходима технология выдачи перевозчику подтверждения о прибытии в письменном виде (формируется только в КПС «Транзитные операции») в установленный срок и в установленной форме, с учетом эксплуатации КПС «Транзитные операции».
В-третьих, на основании «пункта 4 статьи 237 № 311-ФЗ «Завершение таможенной процедуры таможенного транзита» таможенный орган назначения обязан в течении одного часа с момента представления перевозчиком документов, зарегистрировать подачу документов и незамедлительно после регистрации выдать перевозчику письменное подтверждение о прибытии транспортного средства. Для заполнения граф «Результат осмотра» в подтверждении о прибытии уполномоченное должностное лицо отдела таможенного досмотра должно убедиться в отсутствии или наличии повреждений грузового отделения, средств идентификации, после чего проставляет отметки в соответствующих графах и заверяет их подписью и личной номерной печатью. За время осуществления таможенным органом указанных операций (не превышающее часа) перевозчик может отойти о транспортного средства, в связи, с чем не совсем понятно каким образом таможенный орган обязан вручить данное подтверждение о прибытии перевозчику.
Были предложены рекомендации по совершенствованию таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых ЖД транспортом через таможенную территорию ЕАЭС, а именно:
1. разработка технологических схем, в которых расставляются сотрудники таможенного органа на рабочих местах, распределяются между ними функции и рабочие операции по осуществлению таможенного контроля и таможенного оформления, организуется взаимодействие между ними, решаются вопросы координации работы. Данные схемы должны разрабатываться на основе тщательного анализа интенсивности и характера товар потоков в местах дислокации таможенного органа, видов и количества используемого участниками ВЭД транспорта, а также имеющихся возможностей таможенного органа (кадровых, технических и др.). Непрерывному совершенствованию должна подвергаться и система управления рисками, своевременно реагируя на возникновение потенциальных угроз.
2. необходимость более тесного взаимодействия таможенных служб государств-участников ЕАЭС для возможности озвучивания проблемных вопросов, возникающих при осуществлении таможенной деятельности каждого из государств, выработки путей решения проблем, согласования отдельных положений национального законодательства с целью единообразного применения норм таможенного законодательства.
3. целесообразность внесения ясности, в статьи, регулирующие таможенную деятельность. В большем количестве статей, есть неясность применения их.
Реализация всех предложенных мероприятий по совершенствованию таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых ЖД транспортом через таможенную территорию ЕАЭС, сделает систему одинаково прозрачной для государств и участников ВЭД. Будет создана система обезличенного прохождения таможенных процедур, когда участник ВЭД не будет иметь прямого контакта с должностными лицами таможенных органов.
Все вышеизложенные выводы позволили сформировать направления по улучшению работы Белгородского ТП Белгородской таможни в части таможенного контроля и оформления, поэтому можно сказать, что главная цель достигнута, задачи выполнены.



