НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ АВТОРСКОЙ СКАЗКИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников средствами авторской
сказки 7
1.1. Сущность и содержание понятия «нравственное
воспитание» 7
1.2. Возрастные особенности нравственного воспитания младших
школьников 12
1.3. Авторская сказка как средство нравственного воспитания
младших школьников 18
Глава 2. Практическая работа по нравственному воспитанию младших школьников при изучении авторской сказки 27
2.1. Анализ программ и учебников по литературному чтению («Школа России» и «Развивающая система Л.В. Занкова»)
в аспекте исследуемой проблемы 27
2.2. Опыт учителей начальных классов по нравственному воспитанию младших школьников средствами авторской
сказки 32
2.3. Проектирование экспериментальной работы по нравственному воспитанию младших школьников средствами
авторской сказки 40
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложение 60
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников средствами авторской
сказки 7
1.1. Сущность и содержание понятия «нравственное
воспитание» 7
1.2. Возрастные особенности нравственного воспитания младших
школьников 12
1.3. Авторская сказка как средство нравственного воспитания
младших школьников 18
Глава 2. Практическая работа по нравственному воспитанию младших школьников при изучении авторской сказки 27
2.1. Анализ программ и учебников по литературному чтению («Школа России» и «Развивающая система Л.В. Занкова»)
в аспекте исследуемой проблемы 27
2.2. Опыт учителей начальных классов по нравственному воспитанию младших школьников средствами авторской
сказки 32
2.3. Проектирование экспериментальной работы по нравственному воспитанию младших школьников средствами
авторской сказки 40
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложение 60
Сегодня в условиях современного российского общества как никогда широко осознается ответственность за подрастающее поколение. Это связа-но, прежде всего, с заинтересованностью в сохранении и передаче накоплен¬ного опыта, иначе невозможно не только развитие общества, но и само его существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы обра¬зования и воспитания, которая, в свою очередь, будет формироваться с уче¬том особенностей социально-культурного развития и мировоззрения данного общества. Нравственное воспитание будущего поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни - является важным условием развития нашей страны.
Поэтому нравственное воспитание ребенка с раннего возраста - важ-нейший аспект становления полноценно развитой и социально активной лич¬ности. Нравственное воспитание ребенка в младшем школьном возрасте должно стать тем ориентиром, который поможет задать личности необходи¬мый курс развития и позволит сформировать полноценных творческих инди¬видов, способных осуществлять полноценную жизнедеятельность в быстро изменяющихся условиях жизни.
Младший школьный возраст - период, когда дети активно осваивают нормы морали, формирование нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведе¬ния и деятельности, в становлении личности школьника в целом. Это обу¬словлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии школьников, в мотивационной сфере, в об¬щении с взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем нравствен¬ного воспитания (Щуркова, 2001).
Первые уроки нравственного воспитания дети получают в семье. Ос-новной источник огромного влияния семейного воспитания заключается в том, что в семье ребёнок видит, слышит, чувствует не только то, как надо жить, а как в действительности живут люди. Как писал Н.Н. Новиков в своем труде «О воспитании и наставлении детей»: «Воспитывай детей твоих счаст¬ливыми людьми и полезными гражданами. Первая главная часть воспитания - попечение о теле. Вторая главная часть воспитания, имеющая предметом образование сердца, и называется учёными нравственным воспитанием. Тре¬тья главная часть воспитания - просвещение, или образование разума». (Но¬виков, 1991, 415).
Анализ научной литературы показывает, что проблемой нравственного воспитания детей занимались многие известные классики зарубежной и рус¬ской педагогики: Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк, И.Ф. Гербарт, И.П. Песталоцци, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.
В основе предлагаемой технологии нравственного воспитания средст-вами авторской сказки лежит гуманистический подход, берущий своё начало в трудах Б. Спинозы, И. Канта, К.Д. Ушинского, Я. Корчака, Л.Н. Толстого и др.
Многие современные ученые-педагоги и представители педагогической общественности указывали на ту большую роль, которую играет сказка в формировании личности школьника. По их мнению, все самое ценное, от¬шлифованное в течение многих столетий, может и должно быть использова¬но в образовательно-воспитательной работе. Сказка показывает жизнь чело¬века в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Все это возбуждает творческую активность школьника, заставляет делать выводы.
Все это указывает на большие возможности сказки в нравственно-эстетическом воспитании школьников. В сказках содержатся правила обще-ния людей друг с другом, правила вежливого обращения, высказывания
просьбы, уважительного отношения к старшим. Именно поэтому нравствен¬ное воспитание средствами авторской сказки должно составлять важнейшее направление работы учителя начальных классов.
Отсюда вытекает актуальность исследования.
Проблема: каковы педагогические условия нравственного воспитания младших школьников средствами авторской сказки.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект: процесс нравственного воспитания младших школьников
Предмет: педагогические условия нравственного воспитания младших школьников средствами авторской сказки.
Гипотеза исследования: нравственное воспитание младших школьни¬ков средствами авторской сказки будет эффективным если:
- используются воспитательные возможности сказок;
- работа по нравственному воспитанию осуществляется целена-правленно в соответствии с темой урока;
С учетом поставленной цели и выдвинутой гипотезы, а также в соот-ветствии с предметом и объектом исследования были определены следую-щие задачи:
- раскрыть сущность и содержание понятия «нравственное воспи-тание»;
- изучить особенности и значение авторских сказок в нравствен-ном воспитании младших школьников;
- проанализировать программы и учебники по литературному чте¬нию («Школа России» и «Развивающая система Л.В. Занкова») в аспекте ис¬следуемой проблемы;
- изучить опыт учителей по нравственному воспитанию младших школьников средствами авторской сказки;
- организовать и провести экспериментальную работу по нравст-венному воспитанию.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической, художественной и методиче-ской литературы по теме исследования;
- рефлексивный анализ опыта учителей;
- анкетирование;
- педагогический эксперимент;
- методы математической обработки данных.
База исследования: МОУ «Васильевская основная общеобразователь¬ная школа»с. Васильевка, Ракитянского района, Белгородской области, 3 класс.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографическо¬го списка, приложения.
Во введении раскрыта актуальность, цели, задачи, проблема, гипотеза исследования.
В первой главе раскрыты сущность и содержание понятия «нравствен¬ное воспитание», возрастные особенности нравственного воспитания млад¬ших школьников, изучены особенности и значение авторских сказок.
Во второй главе проведен анализ программ и учебников по литератур¬ному чтению (УМК «Школа России» и «Развивающая система Л.В. Занкова») в аспекте исследуемой проблемы и проведен анализ опыта методистов по проблеме нравственного воспитания средствами авторской сказки, а также описана экспериментальная работа по проблеме исследования.
В заключении представлены краткие выводы данного исследования.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из 59 страниц, 53 библиографических источников, 7 приложений.
Поэтому нравственное воспитание ребенка с раннего возраста - важ-нейший аспект становления полноценно развитой и социально активной лич¬ности. Нравственное воспитание ребенка в младшем школьном возрасте должно стать тем ориентиром, который поможет задать личности необходи¬мый курс развития и позволит сформировать полноценных творческих инди¬видов, способных осуществлять полноценную жизнедеятельность в быстро изменяющихся условиях жизни.
Младший школьный возраст - период, когда дети активно осваивают нормы морали, формирование нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведе¬ния и деятельности, в становлении личности школьника в целом. Это обу¬словлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии школьников, в мотивационной сфере, в об¬щении с взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем нравствен¬ного воспитания (Щуркова, 2001).
Первые уроки нравственного воспитания дети получают в семье. Ос-новной источник огромного влияния семейного воспитания заключается в том, что в семье ребёнок видит, слышит, чувствует не только то, как надо жить, а как в действительности живут люди. Как писал Н.Н. Новиков в своем труде «О воспитании и наставлении детей»: «Воспитывай детей твоих счаст¬ливыми людьми и полезными гражданами. Первая главная часть воспитания - попечение о теле. Вторая главная часть воспитания, имеющая предметом образование сердца, и называется учёными нравственным воспитанием. Тре¬тья главная часть воспитания - просвещение, или образование разума». (Но¬виков, 1991, 415).
Анализ научной литературы показывает, что проблемой нравственного воспитания детей занимались многие известные классики зарубежной и рус¬ской педагогики: Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк, И.Ф. Гербарт, И.П. Песталоцци, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.
В основе предлагаемой технологии нравственного воспитания средст-вами авторской сказки лежит гуманистический подход, берущий своё начало в трудах Б. Спинозы, И. Канта, К.Д. Ушинского, Я. Корчака, Л.Н. Толстого и др.
Многие современные ученые-педагоги и представители педагогической общественности указывали на ту большую роль, которую играет сказка в формировании личности школьника. По их мнению, все самое ценное, от¬шлифованное в течение многих столетий, может и должно быть использова¬но в образовательно-воспитательной работе. Сказка показывает жизнь чело¬века в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Все это возбуждает творческую активность школьника, заставляет делать выводы.
Все это указывает на большие возможности сказки в нравственно-эстетическом воспитании школьников. В сказках содержатся правила обще-ния людей друг с другом, правила вежливого обращения, высказывания
просьбы, уважительного отношения к старшим. Именно поэтому нравствен¬ное воспитание средствами авторской сказки должно составлять важнейшее направление работы учителя начальных классов.
Отсюда вытекает актуальность исследования.
Проблема: каковы педагогические условия нравственного воспитания младших школьников средствами авторской сказки.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект: процесс нравственного воспитания младших школьников
Предмет: педагогические условия нравственного воспитания младших школьников средствами авторской сказки.
Гипотеза исследования: нравственное воспитание младших школьни¬ков средствами авторской сказки будет эффективным если:
- используются воспитательные возможности сказок;
- работа по нравственному воспитанию осуществляется целена-правленно в соответствии с темой урока;
С учетом поставленной цели и выдвинутой гипотезы, а также в соот-ветствии с предметом и объектом исследования были определены следую-щие задачи:
- раскрыть сущность и содержание понятия «нравственное воспи-тание»;
- изучить особенности и значение авторских сказок в нравствен-ном воспитании младших школьников;
- проанализировать программы и учебники по литературному чте¬нию («Школа России» и «Развивающая система Л.В. Занкова») в аспекте ис¬следуемой проблемы;
- изучить опыт учителей по нравственному воспитанию младших школьников средствами авторской сказки;
- организовать и провести экспериментальную работу по нравст-венному воспитанию.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической, художественной и методиче-ской литературы по теме исследования;
- рефлексивный анализ опыта учителей;
- анкетирование;
- педагогический эксперимент;
- методы математической обработки данных.
База исследования: МОУ «Васильевская основная общеобразователь¬ная школа»с. Васильевка, Ракитянского района, Белгородской области, 3 класс.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографическо¬го списка, приложения.
Во введении раскрыта актуальность, цели, задачи, проблема, гипотеза исследования.
В первой главе раскрыты сущность и содержание понятия «нравствен¬ное воспитание», возрастные особенности нравственного воспитания млад¬ших школьников, изучены особенности и значение авторских сказок.
Во второй главе проведен анализ программ и учебников по литератур¬ному чтению (УМК «Школа России» и «Развивающая система Л.В. Занкова») в аспекте исследуемой проблемы и проведен анализ опыта методистов по проблеме нравственного воспитания средствами авторской сказки, а также описана экспериментальная работа по проблеме исследования.
В заключении представлены краткие выводы данного исследования.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из 59 страниц, 53 библиографических источников, 7 приложений.
Одна из главных задач педагогики - нравственное и эстетическое вос-питание школьников. Средством привития таких качеств в младшем школь¬ном возрасте могут служить сказки, основной функцией которых является воспитание поколения, умеющего мыслить, чувствовать и выражать свои мысли. Народные и авторские сказки пронизаны этой идеей. Сказки совре¬менных сказочников с такой же направленностью отражают сегодняшнюю эпоху, мир, который знаком детям нашего времени.
Сказка умеет завладеть вниманием ребенка, возбудить его любозна-тельность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать ин¬теллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, обрести чувство удовлетворенности тем, что он делает.
Проживая сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам состояниям, на примере сказки очень хорошо усваивают¬ся ими нравственные нормы, развивается нравственная сфера личности ре¬бенка. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.
Экспериментальное исследование осуществлялось на базе МОУ «Ва-сильевская основная общеобразовательная школа» с. Васильевка, Ракитян- ского района, Белгородской области.
Всего в эксперименте принимало участие 10 учащихся 3 класса.
Констатирующий этап исследования предполагал проведение диагно-стики учащихся, целью которой было выявление уровней сформированности нравственных качеств младших школьников.
Констатирующий эксперимент показал, что нравственное воспитание младших школьников сформировано на среднем уровне.
На формирующем этапе эксперимента был разработан и проведен ком¬плекс уроков по литературному чтению, направленный на нравственное вос¬питание. Формирующий эксперимент проводился в соответствии с педагоги¬ческими условиями, изложенными в гипотезе исследования.
В начале нашей работы мы поставили цель: выявить, каковы педагоги¬ческие условия нравственного воспитания младших школьников средствами авторской сказки. И в соответствии с этой целью мы изучили психолого¬педагогическую литературу, выявили уровень развития нравственных ка¬честв у младших школьников, разработали экспериментальную работу.
Результаты экспериментальной работы подтверждают выдвинутую ги¬потезу, что систематическое использование сказки в воспитательном процес¬се способствует воспитанию нравственных качеств личности у младших школьников.
Сказка умеет завладеть вниманием ребенка, возбудить его любозна-тельность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать ин¬теллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, обрести чувство удовлетворенности тем, что он делает.
Проживая сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам состояниям, на примере сказки очень хорошо усваивают¬ся ими нравственные нормы, развивается нравственная сфера личности ре¬бенка. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.
Экспериментальное исследование осуществлялось на базе МОУ «Ва-сильевская основная общеобразовательная школа» с. Васильевка, Ракитян- ского района, Белгородской области.
Всего в эксперименте принимало участие 10 учащихся 3 класса.
Констатирующий этап исследования предполагал проведение диагно-стики учащихся, целью которой было выявление уровней сформированности нравственных качеств младших школьников.
Констатирующий эксперимент показал, что нравственное воспитание младших школьников сформировано на среднем уровне.
На формирующем этапе эксперимента был разработан и проведен ком¬плекс уроков по литературному чтению, направленный на нравственное вос¬питание. Формирующий эксперимент проводился в соответствии с педагоги¬ческими условиями, изложенными в гипотезе исследования.
В начале нашей работы мы поставили цель: выявить, каковы педагоги¬ческие условия нравственного воспитания младших школьников средствами авторской сказки. И в соответствии с этой целью мы изучили психолого¬педагогическую литературу, выявили уровень развития нравственных ка¬честв у младших школьников, разработали экспериментальную работу.
Результаты экспериментальной работы подтверждают выдвинутую ги¬потезу, что систематическое использование сказки в воспитательном процес¬се способствует воспитанию нравственных качеств личности у младших школьников.
Подобные работы
- Нравственное воспитание младших школьников в художественно-творческой деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2020 - Патриотическое воспитание младших школьников
средствами музыкального фольклора народов Поволжья
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста на материале сказочного жанра живописи
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - Развитие нравственных качеств младших школьников при изучении русских народных сказок
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2020 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К КУЛЬТУРЕ ДРУГИХ НАРОДОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Изучение представлений младших школьников о лироэпическом произведении (Нижневартовский государственный университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2019 - Формирование эмоциональной культуры младших школьников в условиях детского хореографического коллектива
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017



