ВВЕДЕНИЕ 3
1. РОЛЬ УСТНЫХ УПРАЖНЕНИЙ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ 6
1.1. Устные упражнения - средство повышения познавательного интереса на
уроках математики 6
1.2. Цели и задачи проведения устных упражнений 9
1.3.Организация занятий с применением устных упражнений 11
1.4.Основные виды устных упражнений 16
2. ПРИМЕНЕНИЕ УСТНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ
ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 6 КЛАССЕ 33
2.1 Выявления уровня развития познавательного интереса учащихся 6 класса 33
2.2. Разработка комплекса занятий по математике с применением устных
упражнений при изучении отрицательных чисел 41
2.3. Экспериментальное исследование среди учащихся 6 класса по
установлению уровня усвоения материала и развития познавательного интереса 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
Актуальность. Математика считается одной из основных наук на земле и непосредственно с ней человек встречается каждый день в собственной жизни. По этой причине учителю следует совершенствовать у учащихся интерес к данной науке.
Одним из средств, способствующих наилучшему освоению математики, считаются устные упражнения. С их помощью учащиеся четче понимают суть математических определений, теорем, математических преобразований. Устные упражнения содержат требуемые предпосылки для формирования познавательных способностей учащихся, корректировки умственной деятельности. На уроках математики в результате взаимодействия усилий учителя и учащихся формируется математическое мышление учащихся, создаются и корригируются такие его формы, как сопоставление, исследование, синтез, формируются способности к обобщению и конкретизации, формируются условия для коррекции памяти, внимания и других психологических функций. Овладение умением счёта, устных и письменных вычислений, измерений, решение арифметических задач, ориентация во времени и пространстве, распознавание геометрических фигур дает возможность учащимся более успешно решать жизненно - практические задачи.
Математика решает одну из важных задач обучения учащихся — преодоление недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств. Для всех классов значимыми являются, в первую очередь, знания и навыки расчетного характера, т.е. устные упражнения на умение выполнять действия с числами разного знака, оперировать обыкновенными и десятичными дробями, в том числе приближенными, умение оперировать процентами. В обиходе активно используются такие математические понятия, как соотношение величин, пропорции, степень числа, решаются
уравнения. Однако из педагогических наблюдений можно сделать вывод о том, что навыки устных вычислений и тождественных преобразований у учащихся не выработаны: они плохо и нерационально считают, кроме того, при вычислениях все чаще прибегают к помощи технических средств - калькуляторов.
Из выше сказанного следует, что существует необходимость более тщательного рассмотрения раздела частной методики преподавания математики - методики применения устных упражнений. Возникает потребность в ознакомлении учащихся с дополнительными приемами выполнения устных упражнений и письменных вычислений, которые позволили бы значительно сократить время, потраченное на решения задач и выполнения упражнений.
Устные упражнения можно проводить на любом этапе урока. Их возможно объединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать при выборочном опросе, а кроме того специально удалять 5-7 мин. на уроке для устных упражнений. Они должны отвечать теме и цели урока и помогать усвоению исследуемого на данном уроке либо ранее изученного материала.
Систематическое проведение устных упражнений повышает интерес к математике, развивает смекалку учащихся, помогает преподавателю дисциплинировать учащихся, воспитывать у них самостоятельность, умение ценить и экономить время. Эта форма занятий обеспечит широкий фронт активной и творческой работы учащихся. Все эти и подобные умения, в какой бы сфере они не применялись, относятся к общекультурным приобретениям человека, представляя собой мировоззренческие ориентиры для его профессиональной деятельности и организуя его представления об окружающем мире.
Объект исследования: процесс обучения математике
Предмет исследования: Методика применения устных упражнений при изучении отрицательных чисел в школьном курсе математики
Цель исследования: Рассмотреть основные особенности методики применения устных упражнений при изучении отрицательных чисел в школьном курсе математики
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать устные упражнения - как средство повышения познавательного интереса на уроках математики;
2. Рассмотреть цели и задачи проведения устных упражнений;
3. Охарактеризовать организацию занятий с применением устных упражнений;
4. Определить основные виды устных упражнений;
5. Разработать урок математики с применением устных упражнений
6. Провести экспериментальное исследование среди учеников 6 класса по установлению уровня усвоения материала.
Методы исследования: анализ педагогической литературы по проблеме исследования; наблюдение, эксперимент.
База исследования: МБОУ СОШ №11 (Белгород)
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Таким образом, рассмотрев данную тему в своей работе, мы пришли к ряду выводов:
1. Одним из средств, способствующих наилучшему освоению математики, считаются устные упражнения. С их помощью учащиеся четче понимают суть математических определений, теорем, математических преобразований. Устные упражнения содержат требуемые предпосылки для формирования познавательных способностей учащихся, корректировки умственной деятельности. На уроках математики в результате взаимодействия усилий учителя и учащихся формируется математическое мышление учащихся, создаются и корригируются такие его формы, как сопоставление, исследование, синтез, формируются способности к обобщению и конкретизации, формируются условия для коррекции памяти, внимания и других психологических функций. Овладение умением счёта, устных и письменных вычислений, измерений, решение арифметических задач, ориентация во времени и пространстве, распознавание геометрических фигур дает возможность учащимся более успешно решать жизненно - практические задачи.
2. Устные упражнения можно проводить на любом этапе урока. Их возможно объединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать при опросе, а кроме того специально удалять 5-7 мин. на уроке для устных упражнений. Они должны отвечать теме и цели задания и помогать освоению исследуемого на данном уроке либо прежде изученного материала. Более двух тысяч лет тому назад, возникла идея отрицательных чисел. Она долгое время с большим трудом завоевывали себе место в математике. Но главное - оказалась очень полезной.
3. Проведя экспериментальное исследование среди учеников 6 класса по установлению уровня усвоения материала, и развития познавательного интереса мы выяснили, что систематическое исследование устных упражнений на уроках математики значительно повышают уровень усвоения материала, и развития познавательного интереса
4. Таким образом, систематическое проведение устных упражнений повышает интерес к математике, развивает смекалку учащихся, помогает преподавателю дисциплинировать учащихся, воспитывать у них самостоятельность, умение ценить и экономить время. Эта форма занятий обеспечит широкий фронт активной и творческой работы учащихся. Все эти и подобные умения, в какой бы сфере они не применялись, относятся к общекультурным приобретениям человека, представляя собой мировоззренческие ориентиры для его профессиональной деятельности и организуя его представления об окружающем мире.
1. Беримец В.И. «Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения познавательного интереса к уроку математики» - М.: Наука, 2016. - 130-136 с.
2. Белошистая А. В. Метод развития устных вычислительных умении //Начальная школа.- 2012.- №7.- С. 44-49.
3. Выгодский М.Я. Справочник по элементарной математике. - М.: Наука, 1972. - С. 130-136.
4. Войтова, Ю.К. Устный счет в 6 классе: Упражнения. Тесты - 4-е изд. - Минск: Аверсев, 2015 - 144с.
5. Едуш О.Ю. Математика. Подсказки на каждый день. 6 класс, 2 полугодие. - М.: Владос, 2000. - 12 с
6. Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании. Формирование и оценивание. - М.: Национальное образование, 2012 - 114 с.
7. История возникновения цифр [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://te.zavantag.com/docs/1040/index-51773-2.html. ru - Загл. с экрана.
8. Игровые методики при изучении положительных и отрицательных
чисел в 6 классе -
https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2015/10/26/igrowe-metodiki-pri- izuchenii-polozhitelnyh-i-otritsatelnyh-chisel
9. Игровая деятельность на уроках математики - http://ped- kopilka.ru/uchitelj am-predmetnikam/matematika/igrovaj a-dej atelnost-na- urokah-matematiki. html
10. Изучение положительных и отрицательных чисел - https: //megaobuchalka.ru/4/1787.html
11. Комплекс диагностических методик для определения уровня развития
познавательного интереса -
https://studwood.ru/913553/psihologiya/kompleks_diagnosticheskih_metodi k_opredeleniya_urovnya_razvitiya_poznavatelnogo_interesa_mladshih_shk olnikov
12. Лиман М.М. Школьникам о математике и математиках. - М.:
Просвещение, 1981. - 26 с.
13. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета «Математика» -
https://edu.tatar.ru/upload/storage/org250/files/6%20класс%20новое%20по следнее.рбГ
14. Мартынов И. И. Устный счет для ученика, что палитры для музыканта. Начальная школа. 2013.- №12.- С. 59-61.
15. Минаева С. Развитие вычислительных умении в основной школе // Математика в школе.- 2016.- №2.- С. 3-6.
16. Новейший полный справочник школьника 5-11 классы. Том 1.- М.: Эксмо, 2014. - 224 с.
17.Отрицательное число [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/. ru - Загл. с экрана.
18.Организация и методика проведения устных упражнений на уроках математики. - http://stud-wiki.info/3-64035.html
19. Применение отрицательных чисел к измерению величин,
изменяющихся в двух противоположных направлениях [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://matematika.advandcash.biz/matematika- shkolnaya-formuli/. ru - Загл. С экрана.
20. Правила действий с отрицательными и положительными числами - http: //www.maths .yfa1.ru/al gebra.php?id=4
21. Подласый И.П. Педагогика: учебник / И.П. Подласый. - М.: Высшее образование, 2007. - 540 с.
22. Сложение отрицательных чисел, правило, примеры - http: //www.cleverstudents .ru/numbers/addition_of_negative_numbers .html
https: //kopilkaurokov.ru/matematika/prochee/ustnyie uprazhnieniia na uro kakh matiematiki
24. Устная работа на уроках математики - https://multiurok.ru/files/ustnaia- rabota-na-urokakh-matiematiki. html
25. Устный счет на уроках математики -
ййр://открытыйурок.рф/статьи/632558/
26. Устные упражнения на уроках математики в 5-7 классах - https: //videouroki. net/razrabotki/ustnye-uprazhneniya-na-urokakh- matematiki-v-5-7-klassakh.html
27. Устные упражнения на уроках математики -
http: //www.zavuch.ru/methodlib/194/116013/
28. Формы и приёмы использования устных упражнений на уроках
математики. - https://multiurok.ru/files/formy-i-priiomy-ispol-zovaniia-
ustnykh-uprazhnienii-na-urokakh-matiematiki.html
29. Цифровые образовательные ресурсы на уроках математики при изучении темы «Положительные и отрицательные числа» в 6 классе - https://infourok.ru/cifrovie-obrazovatelnie-resursi-na-urokah-matematiki- pri-izuchenii-temi-polozhitelnie-i-otricatelnie-chisla-v-klasse-626207.html
30. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Педагогика, 1977. - С. 350.