Совершенствование маркетинговой деятельности предприятия (на примере ООО «Мобиком»)
|
Введение 3
1. Теоретические аспекты совершенствования маркетинговой
деятельности 6
предприятия
1.1. Понятие маркетинга. Концепции управления маркетингом 6
1.2. Маркетинговая деятельность и способы ее совершенствования 24
2. Анализ деятельности предприятия ООО «Мобиком» 42
2.1. Организационная характеристика предприятия 42
2.2. Анализ хозяйственной деятельности предприятия 61
3. Совершенствования маркетинговой деятельности ООО «Мобиком» 68
3.1. Анализ маркетинговой деятельности предприятия 68
3.2. Рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности
предприятия 80
Заключение 87
Список использованных источников 90
Приложения 96
1. Теоретические аспекты совершенствования маркетинговой
деятельности 6
предприятия
1.1. Понятие маркетинга. Концепции управления маркетингом 6
1.2. Маркетинговая деятельность и способы ее совершенствования 24
2. Анализ деятельности предприятия ООО «Мобиком» 42
2.1. Организационная характеристика предприятия 42
2.2. Анализ хозяйственной деятельности предприятия 61
3. Совершенствования маркетинговой деятельности ООО «Мобиком» 68
3.1. Анализ маркетинговой деятельности предприятия 68
3.2. Рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности
предприятия 80
Заключение 87
Список использованных источников 90
Приложения 96
Эффективность рыночного механизма состоит в обеспечении сбалансированности экономики, в рациональном использовании трудовых, материальных и финансовых ресурсов, в создании гибких производств, восприимчивых к запросам потребителей и достижениям научно-технического прогресса. В условиях рынка предприятие является главным объектом хозяйствования, экономическое пространство для которого практически неограниченно, но всецело зависит от умения работать безошибочно, адаптируясь к условиям изменяющейся экономической среды, и именно от того, как осуществляется маркетинговая деятельность, зависит эффективность работы компании.
Многолетняя практика маркетинговой деятельности убедительно доказывает, что в конкурентной среде только использование концепции маркетинга позволяет субъектам рынка наиболее эффективно решать проблему сбыта товаров и услуг. Особенно такая концепция необходима коммерческой сфере деятельности. Маркетинг может подсказать, куда двигаться компании и чего в принципе в общих чертах можно ожидать в перспективе.
Сегодня обеспечение высокого качества управления предприятием, под которым понимается эффективное и действенное управление сложной хозяйственной системой, состоящей из функционально взаимосвязанных специализированных структурных подразделений, исключающее принятие несогласованных и ошибочных управленческих решений, приобретает первостепенное значение и особую актуальность. Эту проблему решить старыми методами в современных экономических условиях невозможно. И если в странах Евросоюза, США, Канаде, ни одно предприятие не может обойтись без профессиональной деятельности маркетологов, то в России, как следствие строго централизованного планирования, долгие годы маркетинг был под запретом, как досадная помеха плановому хозяйству.
4 Поэтому сегодняшние руководители предприятий не до конца понимают его, и в производственной деятельности зачастую опираются только на свою интуицию, удивляясь тому, что их предприятие не приносит прибыли.
Не смотря на активное развитие маркетинговых концепций зарубежном, о чем свидетельствуют труды таких гуру маркетинга как И. Ансоффа, П. Друкера, Т. Левитта, Ф. Котлера, Д. Огилви, Т. Питерса, М. Портера, Э. Райса, Р. Ривса, Дж. Траута и др. Одна из основных проблем, состоит в том, что изучение маркетинга по зарубежным руководствам часто не приносит высокого результата, поскольку для российских производителей многие положения теории кажутся необоснованными и ненужными. Зачастую руководители предприятий превращают имеющийся маркетинговый отдел в еще один отдел рекламы и сбыта, чтобы добиться лучших показателей по продаже своих товаров, а не просят провести анализ низкой конкурентоспособности производства. А применяемое часто снижение стоимости продукции в погоне за большей реализацией, приводит к снижению прибылей предприятия и ухудшению его финансовых показателей, что недопустимо. Исследованию маркетинговой деятельности посвятили работы следующие российские ученые: В. А. Алексунин, И. В. Алешина, Л. Е. Басовский, В. И. Беляев, A. M. Годин, Е. П. Голубков, П. Г. Завьялов, Р. К. Цахаев, Н. Д. Эриашвили и ряд других авторов.
Следует отметить, что на сегодняшний день прикладные аспекты и специфические особенности совершенствования маркетинговой деятельности предприятия мало исследованы. Это и позволило определить выбор темы дипломного исследования, обусловило его цель и задачи.
Объект исследования дипломной работы - ООО «Мобиком»
Предмет - маркетинговая деятельность предприятия.
Цель дипломной работы - исследование теоретических и методических основ управления маркетинговой деятельностью предприятия и разработка рекомендаций, направленных на совершенствование маркетинговой деятельности ООО «Мобиком».
В соответствии с целью, объектом и предметом выдвигаются следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты совершенствования маркетинговой деятельности предприятия;
- анализ деятельности предприятия ООО «Мобиком» как объекта управления;
- анализ маркетинговой деятельности и среды предприятия ООО «Мобиком»;
- разработка рекомендаций, направленных на совершенствование маркетинговой деятельности предприятия ООО «Мобиком».
Теоретической основой исследования стали методологические принципы, теоретические положения, выводы фундаментальных и прикладных исследований зарубежных и отечественных ученых по проблемам управления маркетинговой деятельностью. В работе применялись следующие методы: обобщение теории по исследуемой проблеме, метод
кабинетных исследований, системный, сравнительный, маркетинговый анализ.
Эмпирическую базу в дипломной работе составили бухгалтерская отчетность предприятия, результаты маркетингового исследования,
проведенного автором.
На основе теоретического и практического анализа разработаны научно обоснованные теоретико-методические рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия.
В структуру дипломной работы входят: введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения. Дипломная работа изложена на 96 страницах. При написании дипломной работы использовано 66 источников литературы.
Многолетняя практика маркетинговой деятельности убедительно доказывает, что в конкурентной среде только использование концепции маркетинга позволяет субъектам рынка наиболее эффективно решать проблему сбыта товаров и услуг. Особенно такая концепция необходима коммерческой сфере деятельности. Маркетинг может подсказать, куда двигаться компании и чего в принципе в общих чертах можно ожидать в перспективе.
Сегодня обеспечение высокого качества управления предприятием, под которым понимается эффективное и действенное управление сложной хозяйственной системой, состоящей из функционально взаимосвязанных специализированных структурных подразделений, исключающее принятие несогласованных и ошибочных управленческих решений, приобретает первостепенное значение и особую актуальность. Эту проблему решить старыми методами в современных экономических условиях невозможно. И если в странах Евросоюза, США, Канаде, ни одно предприятие не может обойтись без профессиональной деятельности маркетологов, то в России, как следствие строго централизованного планирования, долгие годы маркетинг был под запретом, как досадная помеха плановому хозяйству.
4 Поэтому сегодняшние руководители предприятий не до конца понимают его, и в производственной деятельности зачастую опираются только на свою интуицию, удивляясь тому, что их предприятие не приносит прибыли.
Не смотря на активное развитие маркетинговых концепций зарубежном, о чем свидетельствуют труды таких гуру маркетинга как И. Ансоффа, П. Друкера, Т. Левитта, Ф. Котлера, Д. Огилви, Т. Питерса, М. Портера, Э. Райса, Р. Ривса, Дж. Траута и др. Одна из основных проблем, состоит в том, что изучение маркетинга по зарубежным руководствам часто не приносит высокого результата, поскольку для российских производителей многие положения теории кажутся необоснованными и ненужными. Зачастую руководители предприятий превращают имеющийся маркетинговый отдел в еще один отдел рекламы и сбыта, чтобы добиться лучших показателей по продаже своих товаров, а не просят провести анализ низкой конкурентоспособности производства. А применяемое часто снижение стоимости продукции в погоне за большей реализацией, приводит к снижению прибылей предприятия и ухудшению его финансовых показателей, что недопустимо. Исследованию маркетинговой деятельности посвятили работы следующие российские ученые: В. А. Алексунин, И. В. Алешина, Л. Е. Басовский, В. И. Беляев, A. M. Годин, Е. П. Голубков, П. Г. Завьялов, Р. К. Цахаев, Н. Д. Эриашвили и ряд других авторов.
Следует отметить, что на сегодняшний день прикладные аспекты и специфические особенности совершенствования маркетинговой деятельности предприятия мало исследованы. Это и позволило определить выбор темы дипломного исследования, обусловило его цель и задачи.
Объект исследования дипломной работы - ООО «Мобиком»
Предмет - маркетинговая деятельность предприятия.
Цель дипломной работы - исследование теоретических и методических основ управления маркетинговой деятельностью предприятия и разработка рекомендаций, направленных на совершенствование маркетинговой деятельности ООО «Мобиком».
В соответствии с целью, объектом и предметом выдвигаются следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты совершенствования маркетинговой деятельности предприятия;
- анализ деятельности предприятия ООО «Мобиком» как объекта управления;
- анализ маркетинговой деятельности и среды предприятия ООО «Мобиком»;
- разработка рекомендаций, направленных на совершенствование маркетинговой деятельности предприятия ООО «Мобиком».
Теоретической основой исследования стали методологические принципы, теоретические положения, выводы фундаментальных и прикладных исследований зарубежных и отечественных ученых по проблемам управления маркетинговой деятельностью. В работе применялись следующие методы: обобщение теории по исследуемой проблеме, метод
кабинетных исследований, системный, сравнительный, маркетинговый анализ.
Эмпирическую базу в дипломной работе составили бухгалтерская отчетность предприятия, результаты маркетингового исследования,
проведенного автором.
На основе теоретического и практического анализа разработаны научно обоснованные теоретико-методические рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия.
В структуру дипломной работы входят: введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения. Дипломная работа изложена на 96 страницах. При написании дипломной работы использовано 66 источников литературы.
В современных условиях ведения бизнеса актуальность отлаженной маркетинговой деятельности в практической деятельности предприятий не зависимо от сферы ее деятельности не вызывает сомнения. Проблема состоит в том, что российские предприниматели применяют отдельные положения маркетинга в целях совершенствования и развития отдельных сторон деятельности компании, не имея комплексной системы маркетинга, не разрабатывая маркетинговых программ, не планируя маркетинговую деятельность на долгосрочную перспективу. Это обуславливает научный интерес к изучению проблемы совершенствования маркетинговой
деятельности предприятия.
Лучший механизм управления переменами в маркетинге означает интеграцию всех форм и методов маркетинговой деятельности, которые жизненно важны для развития предприятия. Кроме того, по мере развития производства и потребления возникают все новые основания для совершенствования механизма их взаимодействия, и, как результат, меняются акценты и ракурсы управленческой концепции - маркетинга.
Настоящая работа посвящена разработке мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности ООО «Мобиком» с учетом теоретического анализа и анализа деятельности предприятия как субъекта управления.
В первом теоретическом разделе дипломной работы основное внимание уделено понятию маркетинга, содержанию концепции управления
маркетингом, рассмотрены подходы к управлению маркетинговой деятельности и способы ее совершенствования.
Маркетинговая деятельность - это комплекс мероприятий в области исследований торгово-сбытовой деятельности предприятия по изучению всех факторов, оказывающих влияние на процесс производства и продвижения
90 товаров и услуг от производителя к потребителю. Для повышения эффективности работы предприятия в целом, совершенствования маркетинговой деятельности необходимы следующие мероприятия:
- правильное построение (совершенствование) организационной структуры управления маркетингом;
- подбор специалистов по маркетингу (маркетологов) необходимой высокой квалификации;
- создание условий для эффективной работы сотрудников маркетинговой службы предприятия;
- четкое распределение задач, прав, обязанностей и ответственности в системе управления маркетингом;
- организация эффективного взаимодействия маркетинговых служб с остальными службами предприятия.
Во втором аналитическом разделе работы основное внимание уделено рассмотрению организации деятельности и динамики основных показателей деятельности предприятия, ставшим объектом исследования - ООО «Мобиком». ООО «Мобиком» является небольшой фирмой, функционирующей на территории г. Белгорода. Организация осуществляет электромонтажные работы любой сложности. В результате анализа были выявлены как положительные, так и ряд негативных моментов, устранение которых будет способствовать повышению эффективности деятельности предприятия. Оценка деятельности предприятия с позиции эффективности позволила сформулировать вывод о снижении эффективности деятельности, о наличии перспектив расширения рыночной ниши и повышении конкурентной позиции.
Третья глава работы носит рекомендательный характер, в ней содержится анализ маркетинговой деятельности предприятия ООО «Мобиком» и предложены мероприятия по ее совершенствованию.
Основными результатами, проведенного в дипломной работе исследования, явились:
1) обоснование необходимости совершенствования маркетинговой деятельности на основе реалий рыночного состояния, сферы деятельности предприятия, конкурентной среды;
2) анализ основных показателей деятельности предприятия, относящихся к проблеме исследования, на основе которого выявлены сложившиеся тенденции развития предприятия;
3) разработка плана мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности, способствующих повышению эффективности деятельности предприятия в целом. В частности даны следующие рекомендации: структурировать маркетинговую деятельность посредством внедрения должности специалиста по маркетингу, разработать фирменный стиль (бренд) компании, рекламировать компанию в специализированном журнале «Стройка Белгород».
Специалист по маркетингу сможет интегрировать маркетинговые мероприятия в четкую систему, поможет в полной мере реализовать возможности, предоставляемые внешней средой. Объединение всех функций внутри одной системы, взаимосвязанных элементов, где каждый элемент будет иметь свою значимость, и последовательность в выполнении работы, приведет к повышению эффективности работы предприятия в целом.
Необходимость разработки фирменного стиля (бренда) ООО «Мобиком» определяется тем, что фирменный стиль представляет собой определенный «информационный носитель», стилеобразующие компоненты которого обеспечивают возможность потребителю идентифицировать товары и услуги, и формировать при этом положительное отношение к компании. Удачно разработанный фирменный стиль является мощным орудием в конкурентной борьбе. Благодаря бренду компания ООО «Мобиком» станет отличной от конкурентов.
Практическая значимость результатов дипломного исследования определяется возможностью использования разработанных рекомендаций в практической деятельности предприятия ООО «Мобиком».
деятельности предприятия.
Лучший механизм управления переменами в маркетинге означает интеграцию всех форм и методов маркетинговой деятельности, которые жизненно важны для развития предприятия. Кроме того, по мере развития производства и потребления возникают все новые основания для совершенствования механизма их взаимодействия, и, как результат, меняются акценты и ракурсы управленческой концепции - маркетинга.
Настоящая работа посвящена разработке мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности ООО «Мобиком» с учетом теоретического анализа и анализа деятельности предприятия как субъекта управления.
В первом теоретическом разделе дипломной работы основное внимание уделено понятию маркетинга, содержанию концепции управления
маркетингом, рассмотрены подходы к управлению маркетинговой деятельности и способы ее совершенствования.
Маркетинговая деятельность - это комплекс мероприятий в области исследований торгово-сбытовой деятельности предприятия по изучению всех факторов, оказывающих влияние на процесс производства и продвижения
90 товаров и услуг от производителя к потребителю. Для повышения эффективности работы предприятия в целом, совершенствования маркетинговой деятельности необходимы следующие мероприятия:
- правильное построение (совершенствование) организационной структуры управления маркетингом;
- подбор специалистов по маркетингу (маркетологов) необходимой высокой квалификации;
- создание условий для эффективной работы сотрудников маркетинговой службы предприятия;
- четкое распределение задач, прав, обязанностей и ответственности в системе управления маркетингом;
- организация эффективного взаимодействия маркетинговых служб с остальными службами предприятия.
Во втором аналитическом разделе работы основное внимание уделено рассмотрению организации деятельности и динамики основных показателей деятельности предприятия, ставшим объектом исследования - ООО «Мобиком». ООО «Мобиком» является небольшой фирмой, функционирующей на территории г. Белгорода. Организация осуществляет электромонтажные работы любой сложности. В результате анализа были выявлены как положительные, так и ряд негативных моментов, устранение которых будет способствовать повышению эффективности деятельности предприятия. Оценка деятельности предприятия с позиции эффективности позволила сформулировать вывод о снижении эффективности деятельности, о наличии перспектив расширения рыночной ниши и повышении конкурентной позиции.
Третья глава работы носит рекомендательный характер, в ней содержится анализ маркетинговой деятельности предприятия ООО «Мобиком» и предложены мероприятия по ее совершенствованию.
Основными результатами, проведенного в дипломной работе исследования, явились:
1) обоснование необходимости совершенствования маркетинговой деятельности на основе реалий рыночного состояния, сферы деятельности предприятия, конкурентной среды;
2) анализ основных показателей деятельности предприятия, относящихся к проблеме исследования, на основе которого выявлены сложившиеся тенденции развития предприятия;
3) разработка плана мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности, способствующих повышению эффективности деятельности предприятия в целом. В частности даны следующие рекомендации: структурировать маркетинговую деятельность посредством внедрения должности специалиста по маркетингу, разработать фирменный стиль (бренд) компании, рекламировать компанию в специализированном журнале «Стройка Белгород».
Специалист по маркетингу сможет интегрировать маркетинговые мероприятия в четкую систему, поможет в полной мере реализовать возможности, предоставляемые внешней средой. Объединение всех функций внутри одной системы, взаимосвязанных элементов, где каждый элемент будет иметь свою значимость, и последовательность в выполнении работы, приведет к повышению эффективности работы предприятия в целом.
Необходимость разработки фирменного стиля (бренда) ООО «Мобиком» определяется тем, что фирменный стиль представляет собой определенный «информационный носитель», стилеобразующие компоненты которого обеспечивают возможность потребителю идентифицировать товары и услуги, и формировать при этом положительное отношение к компании. Удачно разработанный фирменный стиль является мощным орудием в конкурентной борьбе. Благодаря бренду компания ООО «Мобиком» станет отличной от конкурентов.
Практическая значимость результатов дипломного исследования определяется возможностью использования разработанных рекомендаций в практической деятельности предприятия ООО «Мобиком».



