Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ АДАПТАЦИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Работа №67162

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы68
Год сдачи2016
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
72
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ АДАПТАЦИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ 9
1.1. Умственная отсталость у детей: психолого-педагогические и медицинские аспекты 9
1.2. Особенности социально-бытовой адаптации умственно отсталого ребенка
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ АДАПТАЦИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ МКОУ «Общеобразовательная школа № 30» г. Белгорода
2.1. Изучение проблем социально-бытовой адаптации умственно отсталых детей в условиях МКОУ «Общеобразовательная школа № 30» г. Белгорода
2.2. Рекомендации по совершенствованию деятельности по социально-бытовой адаптации умственно отсталых детей в условиях МКОУ «Общеобразовательная школа № 30» г. Белгорода
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ


Актуальность темы исследования. В каждом государстве есть дети с умственной отсталостью, нуждающиеся в особых формах воспитания. Актуальны вопросы оказания специальной помощи таким детям. Последние десятилетия, вследствие гуманизации общества, утверждения ценности личности человека ознаменовались в мире процессами, связанными с демократизацией общего и специального образования, признанием всех детей с проблемами развития обучаемыми. Задача педагогов, психологов, социальных работников помочь таким детям социализироваться, учитывая особенности умственно отсталых детей.
Эта проблема актуальна на сегодняшний день так как умственно отсталые дети - категория детей, которая наиболее многочисленная среди отклоняющихся в своем развитии. Данная категория детей составляет около 2,5 % от общемировой детской популяции.
Зарубежные специалисты указывают более высокие проценты, обусловленные иными критериями, которые используются при диагностике ребенка. По данным Всемирная организация здоровья умственно отсталые дети составляют более 3 % от общей детской популяции.
Степень научной разработанности проблемы. К настоящему времени глубоко проработаны вопросы, касающиеся клиники, этиологии умственной отсталости (М.Г. Блюмина, В.А. Лапшин, А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский, М.С. Певзнер, Б.П. Пузанов, Г.Е. Сухарев), особенностей психического развития ребенка (Л.С. Выготский, Ж.И. Шиф, Г.К. Ушаков и др.), двигательных нарушений и развития физических способностей (С.Ю. Юровский, Е.С. Черник, В.М. Мозговой, А.С. Самыличев,
И.Ю. Горская, А.А. Дмитриев, Н.В. Астафьев, О.А. Барабаш), особенности состояния их здоровья (В.М. Медведева, И.А. Кузнецова Л.И. Брянцева, Н.С. Банков, В.П. Гогольчева и др.). С начала XXI века благодаря усилиям С.П. Евсеева активно развиваются исследования в области адаптивной физической культуры (Д.Ф. Мосунов, О.Э. Евсеева, А.В. Шевцов, С.Ф. Курдыбайло, Е.Ю. Пелих и др.). Медико-социальные и психолого-педагогические аспекты социальной реабилитации и адаптация рассматривают в своих трудах Т.С. Алферова, В.А. Владимирцев, Г. Диклмент, Г. Левенталь, А.В. Мартыненко, Е.А. Сигида, Э.В. Устинова.
Объектом исследования является социально-бытовая адаптация детей с умственной отсталостью.
Предметом исследования выступает особенности социально-бытовой адаптации детей с умственной отсталостью в условиях МКОУ «Общеобразовательная школа № 30» г. Белгорода.
Цель исследования - изучить специфику социально-бытовой адаптации детей с умственной отсталостью и разработать рекомендации по совершенствованию социально-бытовой адаптации детей с умственной отсталостью в условиях МКОУ «Общеобразовательная школа № 30» г. Белгорода.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
- раскрыть сущность социально-бытовой адаптации умственно отсталых детей и специфику ее содержания;
- изучить технологии и механизмы социально-бытовой адаптации умственно отсталых детей;
- выявить актуальные проблемы социально-бытовой адаптации детей с умственной отсталостью и разработать рекомендации по совершенствованию деятельности по социально-бытовой адаптации умственно отсталых детей в условиях МКОУ «Общеобразовательная школа № 30» г. Белгорода.
Теоретико-методологической основой исследования составили основные нормативно-законодательные акты по социальной работе с умственно отсталыми детьми, монографические труды, таких авторов как М.Л. Захаров, Г.А. Золотухин, О.Г. Кондрашова, А.Н. Савинов, С.Н. Смирнов, С.С. Алексеева, А.Г. Бережнова, В.В. Лазарева, Е.А. Лукашева, Е.М. Пенькова, В.Н. Хропанюк и др.
Эмпирической основой исследования
- результаты социологического исследования автора «Проблемы социально-бытовой адаптации умственно отсталых детей (на примере МКОУ «Общеобразовательная школа № 30» г. Белгорода (апрель 2016 г.)).
Эмпирические данные представлены также результатами опроса, родителей умственно отсталых детей, проведенного в г. Белгороде.
- результаты вторичного анализа социологических исследований, проведенных в различные годы академическими институтами и научными центрами РАН, материалы Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения и т.д.
Информационная база исследования социально-бытовой адаптации умственно отсталых детей нашла отражение в различного рода инструкциях, положениях, ориентирующих на улучшение процесса социально-бытовой адаптации. Реализации данного процесса способствовало принятие федеральных законов, непосредственно адресованных умственно отсталым детям.
Методы исследования: теоретические - контент-анализ официальной статистики, отчетов; эмпирические - выборочный, метод опроса (анкетирование).
Теоретико-практическая значимость исследования. Основные результаты и концептуальные выводы исследования позволяют расширить представления о социально-бытовой адаптации умственно отсталых детей. Материалы исследования могут быть использованы при чтении курсов по социальной работе, социальной политике, а также будут полезны в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по социальной работе.
Апробация результатов исследования. Дипломная работа выполнена по заказу МКОУ «Общеобразовательная школа № 30» г. Белгорода. Апробация результатов исследования была проведена в ходе преддипломной практики на базе МКОУ «Общеобразовательная школа № 30» г. Белгорода и рекомендована к практическому применению.
Структура дипломной работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе написания выпускной квалификационной работы была достигнута цель исследования, а также выполнены все поставленные задачи. Была раскрыта сущность и специфика социально-бытовой адаптации умственно отсталых детей. Более того, были раскрыты теоретические аспекты умственно отсталости у детей, а также определены проблемы и перспективы улучшения социально-бытовой адаптации умственно отсталых детей.
Во время работы над первой главой, используя теоретические работы по данной теме, мы описали основное содержание социально-бытовой адаптации умственно отсталых детей на основе специальной литературы. Умственная отсталость - врождённая или приобретённая в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации. Также, нами проанализированы основные нормативно-правовые акты, на которые опираются учреждения оказывающие услуги по обеспечению общего образования детей с ограниченными возможностями, изучены основные понятия, приведенные в Федеральных законах. Без действия такого рода было бы невозможно понять специфику такой деятельности.
Вторая глава была отведена под социологическое исследование с помощью которого следовало диагностировать существующие проблемы социально-бытовой адаптации умственно отсталых детей в условиях МКОУ.
Итогом второй главы работы стала диагностика одной из главных проблем - недостаток социально-бытовой адаптации у умствен отсталых детей, такие данные были получены из данных анкетного опроса и экспертного опроса.
Так же итогом стал тот факт, что качество оказания социальной поддержки находится не на самом высоком уровне, что может быть вызвана такими обстоятельствами как:
-отсутствием механизмов выработки и принятия управленческих решений по разрешению социальным проблемам умственно отсталого ребенка в условиях рыночных отношений;
- резким снижением затрат на социальную поддержку умственно отсталого ребенка и необходимостью развития соответствующей инфраструктуры;
- нестабильностью социально-экономического развития общества, ростом социальной напряженности, межличностных и межгрупповых конфликтов, а также неоднозначное отношения общества к умственно отсталым детям;
- неэффективность сложившейся в настоящее время системы поддержки умственно отсталых детей и их семей.
Такие результаты приводят нас к размышлениям и позволяют нам предоставить некоторые рекомендации в виде разработки социального проекта, который будет призван разрешить существующие недоработки. Социальный проект являлся логичным продолжением проведенного исследования.
Таким образом мы можем предложить такие рекомендации:
- разработать технологии работы с умственно отсталыми детьми, которые позволили бы раскрыть потенциал детей, а также которые положительно влияли на эмоциональную сферу ребенка;
- информировать родителей умственно отсталых детей, о возможностях реализации прав и гарантий путем позитивного социального взаимодействия с субъектами социального управления, органами государственной власти, специализированными организациями;
- совершенствовать организационно-технологические основы
социально-бытовой адаптации умственно отсталых детей;
- изыскать возможность разработки и экспериментальной проверки эффективности применения педагогических технологий в сфере социально-бытовой адаптации умственно отсталых детей.
В итоге, мы можем сделать вывод о том, что была проделана огромная работа и все поставленные цели и задачи выполнены в полной мере.



1. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.: Российская газета, 2014. - № 7.
2. О государственной социальной помощи [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 17 июля 1999 г.: по состоянию на 28 декабря 2015 г.]. - М.: Российская газета, 2015.
3. Об образовании в Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 12 января 1995 г.: по состоянию на 14 декабря 2015 г.]. - М.: Российская газета, 2015. - № 3.
4. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 21 апреля 2006г.: по состоянию на 12 марта 2014 г.]. - М.: Российская газета, 2014. - № 6061.
5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: одобрен Гос. Думой 20 сентебря 2003 г.: по состоянию на 14 декабря 2015 г.]. - М.: Российская газета, 2015. - № 3.
6. Социальный кодекс Белгородской области [Текст]: [Бел. закон: принят Бел. Думой 28 декабря 2004 г.: по состоянию на 21 июля 2008 г.]. - Белгород: Наш Белгород, 2008. - № 12.
7. Устав Муниципального казенного общеобразовательного
учреждения «Общеобразовательная школа № 30» г. Белгорода [Текст]:
утвержден приказом управления образования администрации города Белгорода от 3 марта 2016 г. - Белгород: [б.и.], 2016. - 23 с.
10. Александрова, Н.А. Некоторые результаты клинического изучения детей с умеренной и тяжелой умственно отсталостью [Текст]: учеб. пособие. / Н.А Александрова. - М.: Изд-во РАГС, 2010. - 120 с.
11. Александровский, Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация [Текст] / Ю.А. Александровский. - М.: Изд-во Медиздат, 2010. - 276 с.
12. Андреева, А.Д. Диагностика эмоционального отношения к учению в среднем и старшем возрасте [Текст]: учеб. пособие. / А.Д. Андреева.- М.: РАГС, 2010. - 120 с.
13. Аувяэрт, А.И. Роль семьи и сверстников в правовой социализации несовершеннолетних [Текст]: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / Аувяэрт Артур Игоревич.- М., 2010.- С. 15 - 19
14. Балл, Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности [Текст] / Г.А. Балл // Полис.- 2011.- № 6. - С. 92-100.
15. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизическая адаптация человека [Текст]: / Ф. Б. Березин // Медицина.- 2012.- № 14. - С. 86-88.
16. Божович, Л.И. Избранные психологические труды [Текст] учеб. пособие. / Л.И Божович.- М.: РАГС, 2010. - 326 с.
17. Буянова, М.О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики [Текст]: учеб. пособие. / М.О. Буянова. - М.: Проспект, 2012.- 171с.
18. Буянова, М.О. Право социального обеспечения [Текст]: учебное пособие. / М.О, Буянова, С.И. Кобзева, З.А. Кондратьева. - М.: КноРус, 2015. - С. 219-235.
19. Григонис, А.В. Сравнительное исследование развития
непосредственно и опосредованной памяти учащихся вспомогательной школы [Текст]: учеб. пособие. / А.В Григонис.- М.: Норма, 2012. - 20 с.
20. Гритченко, Р.Е. Активизация познавательной деятельности умственно отсталых учащихся [Текст] / Р. Е. Гритченко // Дефектология. - 2015. - С. 3-7.
21. Гришин, В.В. Методики психодиагностики в учебно¬воспитательном процессе [Текст] / В.В. Гришин // Дефектология. - 2015. - № 50. - С. 63.
22. Гудков, Л. Д. Произвол как источник права [Текст] / Л. Д. Гудков // Независимая газета. - 2014. - С. 5.
23. Гуслякова, Л.Г. Методология социальной работы [Текст] / Л.Г. Гуслякова // Теория и методология социальной работы. - М.- 2014. - С. 5-7.
24. Дичев, Т.Г. Проблемы адаптации и здоровья человека [Текст]: Метод. пособие. / Т.Г. Дичев, Ю.Ю Логинова, К.Е.Тарасов.- М.: ПМУЦ,2012.- 60 с.
25. Добровольская, Т.А. Особенности производственной адаптации инвалидов [Текст] / Т.А. Добровольская // Социологические исследования. -2013- № 3. - С. 121 - 126.
26. Дульнев, Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе [Текст] / Г. М. Дульнев // Специальная школа. - 2012. - № 4. - С. 74 - 80.
27. Зарембо, Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты [Текст]: учеб. пособие. / Т.Ф. Зарембо, А.Н. Савинов. - М.: Мастерство, 2007. - 193с.
28. Захаров, М.Л. Право социального обеспечения России [Текст]: Учеб. / М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова. - М., 2005. - С. 34 - 35.
29. Иванов, В.Н. Социальные технологии [Текст]: Курс лекций / В.Н. Иванов, В.И. Патрушев. - М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2011. - 432 с.
30. Калашников, С.В. Функциональная теория социального государства [Текст]: Учеб. / С.В. Калашников. - М.: Экономика, 2012. -130 с.
31. Киселев, И.Н. О некоторых проблемах регионального регулирования отношений в сфере социальной защиты населения [Текст] / И.Н. Киселев // Социальное и пенсионное право. - 2012. - № 2. - С. 46.
32. Клюев, А. В. Приоритеты социальной сферы в условиях современного российского общества [Текст] / А. В. Клюев // Управленческое консультирование. - 2011. - № 4. - С. 169.
33. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах [Текст]: Учеб. пособие. / Я.Л. Коломинский - Минск.: Юрист, 2010. - 364 с.
34. Копдаш, О. О. Шкала классического социально-ситуативного страха, волнения [Текст] / О.О. Копдаш // Дефектология. - 2006. - С. 256-264.
35. Коробейников, И.А. О концептуальных и практических аспектах диагностики и коррекции умственной отсталости [Текст] / И.А. Коробейников // Социальная и клиническая психиатрия. -2013. - С. 21.
36. Коробейников, И.А. О соотношении нозологического и функционального диагноза при нарушениях психического развития у детей [Текст] / И.А. Коробейников // Дефектология. -2013. - С. 23.
37. Костина, Е. Ю. История социальной работы [Текст]: учеб. пособие. / Е. Ю. Костина. - Владивосток: ДВГУ, 2014. - 110 с.
38. Коробейников, И.А. Психодиагностическая дифференциация состояний психического недоразвития у выпускников вспомогательной школы [Текст] / И.А. Коробейников // Дефектология. - 2011. - С. 22.
39. Лепихов, М.И. Конституционно-правовые основы деятельности Российской Федерации по социальной защите населения [Текст]: Учеб. / М.И. Лепихов. - М., 2015. - С. 25-34.
40. Леонтьева, А.Г. Социальная защита населения [Текст]: учеб. пособие. / А.Г. Леонтьева. - М.: Издательство «Экзамен», 2012. - 216с.
41. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков [Текст] / А. Е. Личко // Дефектология. - 2012. - № 1. - С.23-29.
42. Льготы. Систематизированный перечень: Условия и порядок предоставления. Категории граждан. Нормативные акты [Текст] // Авторы- сост. Е.Е. Иванова, М.В. Кузнецов, С.Г.Ляпунов и др. - М.: Право и Закон, 2011. - С. 460.
43. Мидонова, Е.А. Формы защиты интересов в праве социального обеспечения [Текст] / Е.А. Мидонова // Трудовое право. - 2012. - № 8. - С. 52.
44. Наклонов, Д.Н. Формирование системы социальной защиты населения в России [Текст] / Д.Н. Наклонов. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2012. - 191с.
45. Никитин, В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов [Текст]: Учеб. пособие. / В.А. Никитин. - М. - 2012. - 236 с.
46. Новгородцев, П.И. Право на достойное человеческое существование [Текст] / П.И. Новгородцев // Русская философия собственности. - СПб., 2013. - С. 185.
47. Организация и управление социальной защитой населения в регионе [Текст]: Учеб. пособие. / Под ред. И. П. Скворцова. - М.: КноРус,2010.- 437с.
48. Основы теории и практики социальной работы. Книга научного обоснования подготовки и практической деятельности социального работника [Текст] / Под ред. С.И. Григорьева. - Барнаул, 2014. - 245 с.
49. Павленок, П.Д. Основы социальной работы [Текст]: Учебник / П. Д. Павленок. - М.- 2011. - 270 с.
50. Петрова, В.Г. Практическая и умственная деятельности детей- олигофренов [Текст] / В.Г. Петрова // Социс. - М.- 2011. - № 2. - С. 3-6.
51. Право социального обеспечения России [Текст]: Учеб. / Под ред. К.Н. Гусова. - М., 2012. С. 14 - 15.
52. Правдина-Винаская, Е.Н. Неврологическая характеристика
синдрома олигофрении [Текст]: Учебник / Е.Н. Правдина-Винарская - М.¬
2011. - 190 с.
53. Путило, Н.В. К вопросу о природе социальных услуг [Текст] / Н.В. Путило // Журнал российского права. - 2013. - № 4. - С. 94.
54. Сазонов, А.Д. Профессиональная ориентация учащихся [Текст] / А.Д. Сазонов // Социологические исследования. - 2011. - N 2. - С. 192 - 203.
55. Собчик, Л.Н. Введение в психологию индивидуальности [Текст] / А.Д. Сазонов // Изучение мотиваций поведения детей и подростков. - 2010. - № 1. - С. 191-203.
56. Сулейманова, Г.В. Право социального обеспечения [Текст]: учеб. / Г.В. Сулейманова. - Ростов-на Д.: Феникс, 2013. - 479 с.
57. Фирсов, М. В. История социальной работы в России [Текст]: учеб. пособие. / М. В. Фирсов. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 256 с.
58. Холостова, Е.И. Теория социальной работы [Текст]: Учеб. / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 2012. - 334 с.
59. Холостова, Е. И. Технологии Социальной работы [Текст]: учеб. пособие. / Е.И. Холостова. - М., - 2011. - 400 с.
60. Шилова, Т.А. Диагностика психологической дезадаптации детей и подростков [Текст] / Т.А. Шилова // Социологические исследования. - 2014. - № 4. - С. 3-14.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ