УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ КОРОЧАНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И
СПОРТА 8
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В АДМИНИСТРАЦИИ КОРОЧАНСКОГО
РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 28
РАЗДЕЛ III. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В АДМИНИСТРАЦИИ КОРОЧАНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И
СПОРТА 8
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В АДМИНИСТРАЦИИ КОРОЧАНСКОГО
РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 28
РАЗДЕЛ III. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В АДМИНИСТРАЦИИ КОРОЧАНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что физическая культура и спорт органически связаны с фундаментальными основами общественного устройства и развития общества. Одной из основных задач государственной политики в настоящее время является создание благоприятных условий для роста благосостояния населения РФ, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности. Развитие физической культуры и спорта в значительной мере может способствовать достижению обозначенной цели.
Одной из острых проблем современного этапа развития российского общества является демографическая ситуация, для улучшения которой необходимо, в том числе снизить уровень смертности населения. Укрепление здоровья российской нации невозможно без приобщения населения, особенно детей молодежи к здоровому образу жизни и спорту. Опыт многих развитых стран показал, что такая задача может быть реализована с помощью комплекса хорошо продуманных мероприятий, который реализуется на государственном и муниципальном уровне.
Физическая культура и спорт - это развитие ряда положительных качеств человеческой личности, организация общественно-полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний и воспитание подрастающего поколения. Она способствует долголетию человека, сплочению семьи, формированию здорового морального и психологического климата, снижению травматизма. Сегодня Россия берёт курс на активное социально-экономическое развитие и преобразования. При этом большое значение приобретают мероприятия, направленные на улучшение здоровья россиян, повышение уровня и качества жизни, воспитание подрастающего поколения и единение российского общества. Все вышесказанное обусловливает важность развития физической культур и спорта в регионах и муниципальных образованиях, повышение эффективности управления соответствующей сферой деятельности органов государственного и муниципального управления.
Анализ степени изученности темы исследования.
Проблемы управления развитием физической культуры и спорта получили значительное освящение в работах отечественных исследователей. Среди них следует отметить труды Е.Б. Галиевой, Ю.В. Дмитриевой, Л.Е. Корниенко, Ю.В. Феськова, Ю.Д. Якубова и др.
Значительное количество работ посвящено проблемам управления развитием физической культуры и спорта в различных субъектах РФ (А.Ю. Близневский, С.А. Варламов, В.К. Пельменев, А.Н. Петренко и др. ).
Вопросы развития физической культуры и спорта на территории отдельных муниципальных образований, пути повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления в данной сфере рассмотрены в работах С.И. Изаак, А.А. Рокашевича, Н.А. Романовой и др.
Тем не менее, в теоретико-методологическом обосновании, разработке и внедрении технологий управления развитием физической культуры и спорта в муниципальных образованиях в настоящее время ощущается определенная недостаточность, что также определяет актуальность темы дипломной работы.
В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью совершенствования управления развитием физической культуры и спорта на муниципальном уровне и недостаточным теоретическим и методическим обеспечением данного процесса в администрации Корочанского района Белгородской области.
Объектом исследования является управление развитием физической культуры и спорта в муниципальном образовании.
В качестве предмета исследования выступает управление развитием физической культуры и спорта в Корочанском районе Белгородской области.
Цель исследования - разработка рекомендаций для администрации Корочанского района по совершенствованию управления развитием физической культуры и спорта на территории муниципального образования.
Для решения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
1) изучить теоретические основы управления развитием физической культуры и спорта;
2) проанализировать практику управления развитием физической культуры и спорта в Корочанском районе Белгородской области;
3) определить направления совершенствования управления развитием физической культуры и спорта в Корочанском районе Белгородской области.
Теоретико-методологической основой работы послужили системный подход, в соответствии с которым управление развитием физической культурой и спорта рассматривается как важный элемент муниципальной политики (Ю.Д. Якубов), а также деятельностный подход, предполагающий изучение деятельности органов муниципального управления в сфере физической культуры и спорта, ее оценку и поиск путей совершенствования (Л.П. Матвеев).
В качестве методов исследования были использованы: методы логического и сравнительного анализа, сравнения, обобщения, а также анализ нормативно-правовых актов, анкетирование для сбора информации в рамках авторского социологического исследования, линейная группировка данных для обработки полученной информации.
Эмпирическую базу исследования составили:
- федеральные нормативно-правовые акты ;
- региональные и муниципальные нормативно-правовые акты ;
- документы администрации Корочанского района Белгородской области;
- результаты авторского социологического исследования (анкетный опрос работников управления по физической культуре и спорту администрации Корочанского района, преподавателей физической культуры, представителей профессионального спорта, N=30).
Научно-практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы для совершенствования механизмов управления развитием физической культуры и спорта в администрации Корочанского района, а также других муниципальных образованиях Белгородской области.
Структура работы включает введение, три раздела, заключение, список источников и литературы, приложения.
Одной из острых проблем современного этапа развития российского общества является демографическая ситуация, для улучшения которой необходимо, в том числе снизить уровень смертности населения. Укрепление здоровья российской нации невозможно без приобщения населения, особенно детей молодежи к здоровому образу жизни и спорту. Опыт многих развитых стран показал, что такая задача может быть реализована с помощью комплекса хорошо продуманных мероприятий, который реализуется на государственном и муниципальном уровне.
Физическая культура и спорт - это развитие ряда положительных качеств человеческой личности, организация общественно-полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний и воспитание подрастающего поколения. Она способствует долголетию человека, сплочению семьи, формированию здорового морального и психологического климата, снижению травматизма. Сегодня Россия берёт курс на активное социально-экономическое развитие и преобразования. При этом большое значение приобретают мероприятия, направленные на улучшение здоровья россиян, повышение уровня и качества жизни, воспитание подрастающего поколения и единение российского общества. Все вышесказанное обусловливает важность развития физической культур и спорта в регионах и муниципальных образованиях, повышение эффективности управления соответствующей сферой деятельности органов государственного и муниципального управления.
Анализ степени изученности темы исследования.
Проблемы управления развитием физической культуры и спорта получили значительное освящение в работах отечественных исследователей. Среди них следует отметить труды Е.Б. Галиевой, Ю.В. Дмитриевой, Л.Е. Корниенко, Ю.В. Феськова, Ю.Д. Якубова и др.
Значительное количество работ посвящено проблемам управления развитием физической культуры и спорта в различных субъектах РФ (А.Ю. Близневский, С.А. Варламов, В.К. Пельменев, А.Н. Петренко и др. ).
Вопросы развития физической культуры и спорта на территории отдельных муниципальных образований, пути повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления в данной сфере рассмотрены в работах С.И. Изаак, А.А. Рокашевича, Н.А. Романовой и др.
Тем не менее, в теоретико-методологическом обосновании, разработке и внедрении технологий управления развитием физической культуры и спорта в муниципальных образованиях в настоящее время ощущается определенная недостаточность, что также определяет актуальность темы дипломной работы.
В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью совершенствования управления развитием физической культуры и спорта на муниципальном уровне и недостаточным теоретическим и методическим обеспечением данного процесса в администрации Корочанского района Белгородской области.
Объектом исследования является управление развитием физической культуры и спорта в муниципальном образовании.
В качестве предмета исследования выступает управление развитием физической культуры и спорта в Корочанском районе Белгородской области.
Цель исследования - разработка рекомендаций для администрации Корочанского района по совершенствованию управления развитием физической культуры и спорта на территории муниципального образования.
Для решения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
1) изучить теоретические основы управления развитием физической культуры и спорта;
2) проанализировать практику управления развитием физической культуры и спорта в Корочанском районе Белгородской области;
3) определить направления совершенствования управления развитием физической культуры и спорта в Корочанском районе Белгородской области.
Теоретико-методологической основой работы послужили системный подход, в соответствии с которым управление развитием физической культурой и спорта рассматривается как важный элемент муниципальной политики (Ю.Д. Якубов), а также деятельностный подход, предполагающий изучение деятельности органов муниципального управления в сфере физической культуры и спорта, ее оценку и поиск путей совершенствования (Л.П. Матвеев).
В качестве методов исследования были использованы: методы логического и сравнительного анализа, сравнения, обобщения, а также анализ нормативно-правовых актов, анкетирование для сбора информации в рамках авторского социологического исследования, линейная группировка данных для обработки полученной информации.
Эмпирическую базу исследования составили:
- федеральные нормативно-правовые акты ;
- региональные и муниципальные нормативно-правовые акты ;
- документы администрации Корочанского района Белгородской области;
- результаты авторского социологического исследования (анкетный опрос работников управления по физической культуре и спорту администрации Корочанского района, преподавателей физической культуры, представителей профессионального спорта, N=30).
Научно-практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы для совершенствования механизмов управления развитием физической культуры и спорта в администрации Корочанского района, а также других муниципальных образованиях Белгородской области.
Структура работы включает введение, три раздела, заключение, список источников и литературы, приложения.
Рассмотрев теоретические основы, практику управления и направления совершенствования управления развитием физической культуры и спорта в Корочанском районе Белгородской области, можно сделать обобщающие выводы по проведенному исследованию.
Управление физической культурой и спортом представляет собой систему конкретных форм и методов сознательной деятельности, направленной на обеспечение эффективного функционирования и развития отрасли физической культуры и спорта в целях наиболее полного удовлетворения людей в физическом совершенствовании. В качестве основных методов управленческого воздействия выступают организационные, административные, методы правового регулирования.
Государственная политика в области физической культуры и спорта - это комплекс мероприятий, осуществляемых государством, направленных на создание правовых, экономических и организационно-управленческих условий удовлетворения потребностей различных категорий и групп населения в физкультурно-спортивной деятельности. Государственная поддержка физической культуры и спорта осуществляется посредством программно-целевого подхода. Органы местного самоуправления, помимо реализации муниципальных программ развития физической культуры и спорта, активно содействуют развитию массового спорта в рамках муниципального образования, организуют физкультурно-оздоровительную работу с молодежью, осуществляют мероприятия по профилактике правонарушений, совместно с физкультурно-оздоровительными организациями проводят массовые спортивные соревнования и спартакиады; создают физкультурно-оздоровительные, спортивные, оборонно-спортивные клубы.
Основным механизмом управления сферой физической культуры и спорта в Корочанском районе Белгородской области выступает программно-целевой подход. Ведущим субъектом управления развитием физической культуры и спорта является МБУ «Управление физической культуры, спорта и туризма администрации Корочанского района», которое является основным исполнителем муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в Корочанском районе на 2015-20120 годы».
Деятельность субъектов муниципального управления Корочанского района в сфере физической культуры и спорта осуществляется по следующим направлениям: развитие массовой физической культуры и массового спорта, повышение доли населения, систематически, систематически занимающихся физической культурой и массовым спортом, участвующего в спортивно-массовых мероприятиях; привлечение населения Корочанского района к сдаче норм ГТО; развитие спортивной инфраструктуры; создание условий для развития адаптивной физической культуры и адаптивной спорта; совершенствование системы оказания услуг спортивно-оздоровительного характера; совершенствование кадрового обеспечения развития физической культуры и спорта; пропаганда здорового образа жизни.
Результаты авторского социологического исследования в виде экспертного опроса показали, что управление развитием физической культуры и спорта в муниципальном образовании осуществляется в целом эффективно, качество инфраструктуры было оценено как выше среднего, отмечен довольно высокий уровень развития массового физкультурно-спортивного движения. Тем не менее результаты исследования и анализ отчетной документации МБУ «Управление физической культуры, спорта и туризма администрации Корочанского района» позволили выявить ряд проблем: недостаточно эффективна пропаганда физической культуры и спорта, ЗОЖ (редко используются теле- и радиопередачи спортивно-оздоровительной направленности); проблемы с мотивацией к занятию физической культурой и спортом у молодежи; несоответствие между потребностями населения и возможностями спортивных сооружений города в предоставлении необходимых услуг; необходимость реконструкции уже имеющихся сооружений, также оснащение их новым качественным спортивным инвентарем; недостаток финансовых средств для развития профессионального спорта (приобретения спортивного инвентаря и оборудования, участия команд района во Всероссийских и Международных турнирах, организации спортивных лагерей для спортсменов в летний период).
С целью совершенствования управления развитием физической культуры спорта в Корочанском районе Белгородской области в рамках настоящего исследования предложено реализовать следующие направления деятельности: внедрить систему «Спортивный клуб + Спортивный сертификат»; в качестве критериев оценки эффективности реализации муниципальных программ по развитию физической культуры спорта использовать такие критерии, как единовременная пропускная способность физкультурно-спортивных сооружений, уровень обеспеченности населения физкультурно-спортивными сооружениями и тренерами-преподавателями, фактические расходы регионального (муниципального) бюджета на физическую культуру и спорт в расчете на одного жителя; более широко внедрять современные информационные технологии в область физической культуры и спорта; реализовать проект «Создание информационного портала Корочанского района «Наш спортивный район».
Целью проекта является повышение мотивации у различных категорий населения к занятиям физической культурой и спортом, участию в массовых физкультурно-спортивных мероприятиях. Реализация проекта предполагает теоретико-методическое обоснование разработки информационного портала Корочанского района «Наш спортивный район», разработку дизайна информационного ресурса (общая стилистика и элементы управления), технической составляющей, структуры контента; запуск портала и тестирование его работы; организацию работы портала в полноценном режиме, оценку достигнутого результата.
По итогам реализации проекта запланировано увеличение доли населения Корочанского района, систематически занимающихся физической культурой и массовым спортом до 38% от общей численности населения муниципального образования; увеличение доли граждан, участвующих в массовых физкультурно-спортивных мероприятиях до 18%; доли граждан, сдавших нормативы ГТО, до 16%; достижение показателя посещаемости информационного портала Корочанского района «Наш спортивный район» до 260-280 раз в день. Для успешной реализации проекта предусмотрены меры, направление на снижение неблагоприятных последствий финансово-экономических, организационно-управленческих, информационных и социальных рисков, что позволит достичь запланированных по итогам его реализации показателей.
Для более эффективной реализации предложенных направлений деятельности целесообразно рекомендовать:
-главам сельских поселений активизировать работу на территориях по привлечению граждан с ограниченными возможностями здоровья к занятиям физической культурой, обеспечить более широкое представительство в районной и областной спартакиаде;
- специалистам в сфере информационных технологий администрации Корочанского создать специальную горячую ссылку на сайте администрации «Спортивная жизнь», а также (при условии реализации предложенного проекта) «Портал «Наш спортивный район».
Управление физической культурой и спортом представляет собой систему конкретных форм и методов сознательной деятельности, направленной на обеспечение эффективного функционирования и развития отрасли физической культуры и спорта в целях наиболее полного удовлетворения людей в физическом совершенствовании. В качестве основных методов управленческого воздействия выступают организационные, административные, методы правового регулирования.
Государственная политика в области физической культуры и спорта - это комплекс мероприятий, осуществляемых государством, направленных на создание правовых, экономических и организационно-управленческих условий удовлетворения потребностей различных категорий и групп населения в физкультурно-спортивной деятельности. Государственная поддержка физической культуры и спорта осуществляется посредством программно-целевого подхода. Органы местного самоуправления, помимо реализации муниципальных программ развития физической культуры и спорта, активно содействуют развитию массового спорта в рамках муниципального образования, организуют физкультурно-оздоровительную работу с молодежью, осуществляют мероприятия по профилактике правонарушений, совместно с физкультурно-оздоровительными организациями проводят массовые спортивные соревнования и спартакиады; создают физкультурно-оздоровительные, спортивные, оборонно-спортивные клубы.
Основным механизмом управления сферой физической культуры и спорта в Корочанском районе Белгородской области выступает программно-целевой подход. Ведущим субъектом управления развитием физической культуры и спорта является МБУ «Управление физической культуры, спорта и туризма администрации Корочанского района», которое является основным исполнителем муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в Корочанском районе на 2015-20120 годы».
Деятельность субъектов муниципального управления Корочанского района в сфере физической культуры и спорта осуществляется по следующим направлениям: развитие массовой физической культуры и массового спорта, повышение доли населения, систематически, систематически занимающихся физической культурой и массовым спортом, участвующего в спортивно-массовых мероприятиях; привлечение населения Корочанского района к сдаче норм ГТО; развитие спортивной инфраструктуры; создание условий для развития адаптивной физической культуры и адаптивной спорта; совершенствование системы оказания услуг спортивно-оздоровительного характера; совершенствование кадрового обеспечения развития физической культуры и спорта; пропаганда здорового образа жизни.
Результаты авторского социологического исследования в виде экспертного опроса показали, что управление развитием физической культуры и спорта в муниципальном образовании осуществляется в целом эффективно, качество инфраструктуры было оценено как выше среднего, отмечен довольно высокий уровень развития массового физкультурно-спортивного движения. Тем не менее результаты исследования и анализ отчетной документации МБУ «Управление физической культуры, спорта и туризма администрации Корочанского района» позволили выявить ряд проблем: недостаточно эффективна пропаганда физической культуры и спорта, ЗОЖ (редко используются теле- и радиопередачи спортивно-оздоровительной направленности); проблемы с мотивацией к занятию физической культурой и спортом у молодежи; несоответствие между потребностями населения и возможностями спортивных сооружений города в предоставлении необходимых услуг; необходимость реконструкции уже имеющихся сооружений, также оснащение их новым качественным спортивным инвентарем; недостаток финансовых средств для развития профессионального спорта (приобретения спортивного инвентаря и оборудования, участия команд района во Всероссийских и Международных турнирах, организации спортивных лагерей для спортсменов в летний период).
С целью совершенствования управления развитием физической культуры спорта в Корочанском районе Белгородской области в рамках настоящего исследования предложено реализовать следующие направления деятельности: внедрить систему «Спортивный клуб + Спортивный сертификат»; в качестве критериев оценки эффективности реализации муниципальных программ по развитию физической культуры спорта использовать такие критерии, как единовременная пропускная способность физкультурно-спортивных сооружений, уровень обеспеченности населения физкультурно-спортивными сооружениями и тренерами-преподавателями, фактические расходы регионального (муниципального) бюджета на физическую культуру и спорт в расчете на одного жителя; более широко внедрять современные информационные технологии в область физической культуры и спорта; реализовать проект «Создание информационного портала Корочанского района «Наш спортивный район».
Целью проекта является повышение мотивации у различных категорий населения к занятиям физической культурой и спортом, участию в массовых физкультурно-спортивных мероприятиях. Реализация проекта предполагает теоретико-методическое обоснование разработки информационного портала Корочанского района «Наш спортивный район», разработку дизайна информационного ресурса (общая стилистика и элементы управления), технической составляющей, структуры контента; запуск портала и тестирование его работы; организацию работы портала в полноценном режиме, оценку достигнутого результата.
По итогам реализации проекта запланировано увеличение доли населения Корочанского района, систематически занимающихся физической культурой и массовым спортом до 38% от общей численности населения муниципального образования; увеличение доли граждан, участвующих в массовых физкультурно-спортивных мероприятиях до 18%; доли граждан, сдавших нормативы ГТО, до 16%; достижение показателя посещаемости информационного портала Корочанского района «Наш спортивный район» до 260-280 раз в день. Для успешной реализации проекта предусмотрены меры, направление на снижение неблагоприятных последствий финансово-экономических, организационно-управленческих, информационных и социальных рисков, что позволит достичь запланированных по итогам его реализации показателей.
Для более эффективной реализации предложенных направлений деятельности целесообразно рекомендовать:
-главам сельских поселений активизировать работу на территориях по привлечению граждан с ограниченными возможностями здоровья к занятиям физической культурой, обеспечить более широкое представительство в районной и областной спартакиаде;
- специалистам в сфере информационных технологий администрации Корочанского создать специальную горячую ссылку на сайте администрации «Спортивная жизнь», а также (при условии реализации предложенного проекта) «Портал «Наш спортивный район».



