ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЛИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В
ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Понятие, сущность и роль местного бюджета в бюджетной системе РФ..6
1.2. Теоретические подходы к определению экономической безопасности в
секторе управления государственными финансами 16
1.3. Формирование и исполнение местного бюджета, как важнейший фактор
обеспечения экономической безопасности муниципального образования 24
2. ОЦЕНКА УРОВНЯ И ПУТИ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ УГРОЗ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ) 37
2.1. Социально-экономическая характеристика Белгородского района 37
2.2. Анализ формирования и исполнения бюджета муниципального
образования 51
2.3. Оценка эффективности исполнения местного бюджета 59
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО
ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 68
3.1. Выявление угроз экономической безопасности Белгородского района,
влияющих на формирование и исполнение бюджета 68
3.2. Приоритетные направления повышения эффективности бюджетного
процесса в контексте обеспечения экономической безопасности муниципального образования 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 95
Вопросы экономической безопасности такого государства как Россия никогда не потеряют своей актуальности в силу того, что именно экономическая безопасность призвана обеспечить тот необходимый материальный базис суверенного государства, позволяющий России заставить считаться весь остальной мир со своими интересами.
Таким образом, вопросы экономической безопасности коррелируют с возможностью национального государства осуществлять свою политику. Понятие «безопасность» является первичной в связке «безопасность и экономика», что обусловлено тем, что данный подход к экономическим явлениям делает акцент именно на потенциальной возможности появления угроз для экономики страны.
В этом смысле экономическая безопасность охватывает не только вопросы обеспечения правоохранительных органов, но также и вопросы обеспечения конкурентоспособности национальной экономики,
стабилизации курса валюты и улучшение условий для развития личности.
Поэтому в действующей Стратегии национальной безопасности Российской Федерации особенно подчеркиваются угрозы для безопасности, касающиеся неблагоприятной динамики развития экономики, отставание в технологическом развитии, введение ограничительных экономических мер против Российской Федерации, нецелевое расходование бюджетных ассигнований, усиление дифференциации населения по уровню доходов, снижение качества потребительских товаров и оказываемых населению услуг.
Все эти угрозы являются угрозами для национальной экономики, и все они, так или иначе, относятся к бюджетной системе страны. Именно бюджетная система является тем механизмом, позволяющим прямо или косвенно влиять на обеспечение экономической безопасности страны.
Актуальность выпускной квалификационной работы подтверждается тем фактом, что обеспечение экономической безопасности бюджетной системы невозможно без оценки её текущего уровня, угроз и возможностей. А оценка эффективности обеспечения бюджетной безопасности немыслима без определения текущих и предполагаемых уровней экономической безопасности государства.
Таким образом, проблема экономической безопасности бюджетной системы требует комплексного подхода, осуществление которого достаточно сложно.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в теоретико-методологическом обосновании и разработке практических рекомендаций по совершенствованию формирования и исполнения бюджета муниципального образования с целью обеспечения его экономической безопасности.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:
- раскрыть понятие, сущность и роль местного бюджета в бюджетной системе РФ;
- дать социально-экономическую характеристику Белгородского района;
- определить уровень экономической безопасности объекта исследования;
- провести анализ формирования и исполнения бюджета муниципального образования;
- выявить основные угрозы экономической безопасности бюджета и определить направления совершенствования бюджетного процесса Белгородского района.
Предметом исследования являются финансовые отношения, которые складываются в процессе формирования и исполнения бюджета, направленные на обеспечение экономической безопасности муниципального образования.
Объектом исследования бюджетный процесс муниципального образования.
Информационная база выпускной квалификационной работы состоит из трудов отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам экономической безопасности, статьи, а также интернет-ресурсы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников. В первой части работы рассмотрены теоретические вопросы экономической безопасности, даны теоретические основы анализа экономической безопасности.
Во второй части работы проведен анализ объекта исследования, его уровень экономической безопасности, исследованы факторы, влияющие на экономическую безопасность.
В третьей главе работы разработаны направления совершенствования экономической безопасности формирования бюджета Белгородского района Белгородской области
В заключении приведены краткие выводы по каждой из глав.
Содержание работы изложено на 94 страницы машинописного текста, включает 8 таблиц, 6 рисунков.
Список использованных источников включает 63 наименования.
Методы исследования - монографический, экономико-статистический, метод сравнения, коэффициентный метод.
Для проведения анализа финансового состояния Белгородского района использовались данные бухгалтерской отчетности, а именно: бухгалтерский баланс (форма №1) и отчет о финансовых результатах (форма №2) за 2015-2017 годы.
Бюджетная система Российской Федерации является неотъемлемой частью финансовой системы государства и представляет собой совокупность взаимосвязанных звеньев бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Федеральный бюджет, бюджеты субъектов и муниципалитетов являются не только инструментами реализации государственных функций, но и инструментами регулирования экономических и социальных процессов в стране.
Безопасность - это желаемое состояние личности, общества, организации и страны в целом.
Наличие экономической безопасности позволяет оптимизировать расходование ресурсов, направлять их не на защиту от негативных воздействий, а на воспроизведение материальных и нематериальных товаров.
Однако такое состояние является скорее целью, чем реальным фактом. Достижение этой цели предполагает всестороннее и систематическое исследование экономической безопасности как объекта управления и направления экономической науки.
Для достижения поставленной цели в выпускной квалификационной работе были рассмотрены теоретические основы сущность и роли местного бюджета в бюджетной системе Российской Федерации, теоретические подходы к определению экономической безопасности в секторе управления государственными финансами и направления совершенствования экономической безопасности формирования бюджета Белгородского района Белгородской области.
Основной целью принятия мер по развитию экономики является создание условий для успешной самореализации жителей Белгородского района, уверенное улучшение качества жизни граждан с помощью систематической работы по созданию конкурентоспособной инновационной
экономики, повышения качества социальной и инфраструктурной безопасности и направлений социально-экономического развития.
Проанализировав основные показатели деятельности района, мы видим, что фактическое исполнение бюджета в доходной части от планового отличается на 1,5%, что является в целом небольшим отклонением. Район стремится ежегодно изъять больше средств налогового характера.
Темп роста поступления доходов в2017 году по сравнению с 2016 годом составил 120,9% и с 2015 годом - 133,61%.
Темп роста безвозмездных поступлений в 2017 году по сравнению с 2016 годом составил 128,22%.
Наибольший темп роста в 2017 году по сравнению с 2016 годом произошёл в сфере по неналоговым поступлениям 130,40%.
Что касается структуры доходной части бюджета за изучаемый период, можно выделить следующие основные моменты.
Наибольший удельный вес в 2017 году принадлежит безвозмездным поступлениям - 68,78%, в 2016 году данный показатель равен 64,53%.
На втором месте - налоговые и неналоговые поступления. В 2017 год их доля в доходах составила 31,22%. Из них - 13,91% доля налога на прибыль от общей суммы доходов, 9,62% налог на имущество, доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности - 2,87%.
Согласно официальным данным расходы бюджета в 2017 году составили 4914,36 млн. рублей. Учитывая что доходы бюджета меньше. Чем его расходы за 2017 год в бюджете района создался дефицит в размере - 20,7 млн. рублей. Основные расходы бюджета за 2017 год:
- около 1649,17 млн. рублей белгородский район потратил на образование, это на 5,78 млн. рублей больше, чем в 2016 году;
- -245,34 млн. рублей на культуру, это 17,8 млн. рублей больше чем в 2016 году;
- 314,69 млн. рублей в 2017 году потрачено на дорожное хозяйство;
- 194,31 млн. рублей потрачено на другие вопросы экономики и т.д.
Таким образом, бюджет Белгородского района на протяжении изучаемого периода является дефицитным, хотя дефицит бюджета в 2015-2017 гг. значительно снизился.
В районе постоянно ведется работа по увеличению собственных доходов бюджета. Это закрытие внебюджетных фондов, сдача в аренду муниципального имущества, сбор недоимки - работа по данному направлению позволила сократить недоимку на 50%.
Работа по реструктуризации налоговой задолженности в 2016 году принесла ощутимые результаты, особенно это отразилось на собираемости земельного налога (129%), такого показателя не было последние 5 лет.
Ключевой целью обеспечения экономической безопасности муниципальных образований является защита социально-экономических интересов населения.
Безусловно, задачи социального характера решаются на каждом уровне экономической системы, но только на уровне муниципалитета решение вопросов местного характера, связанных с обеспечением жизнедеятельности местного сообщества, имеет первостепенное значение.
Для всех других уровней свойственны проблемы более глобального характера. Защита социально-экономических интересов населения зависит от достаточности финансовой основы органов местного самоуправления и эффективности управления бюджетными ресурсами.
Местный бюджет считается, во-первых, ключевым источником обеспечения выполнения расходных полномочий муниципальных образований, во-вторых, инструментом воздействия местных органов власти на масштабы производственной деятельности посредством обязательных налоговых платежей, которые органы местного самоуправления устанавливают в рамках своих полномочий.
В целях обеспечения экономической безопасности района необходимо вовремя идентифицировать вероятные угрозы на основе непрерывного мониторинга показателей. Под угрозой экономической безопасности района понимается совокупность условий и факторов, создающих асимметрию объема бюджетно-налоговых ресурсов и необходимости в них, важных для реализации социально-экономических функций района и способствующих потере их экономической самостоятельности и самодостаточности.
К главным угрозам экономической безопасности, свойственным для Белгородского района, относятся:
- незначительное количество доходов от налогов, закрепленных за местными бюджетами, вследствие уменьшения их перечня и нормативов отчислений от региональных налогов в местный бюджет;
- несбалансированность бюджетов за счет несоответствия бюджетно¬налоговых ресурсов, находящихся в распоряжении местных властей, и закрепленных расходных полномочий;
- высокая зависимость бюджетов от экономической поддержки вышестоящих органов власти;
- недоступность эффективной системы муниципального финансового контроля;
- низкая квалификация муниципальных служащих и их неспособность эффективно выполнять надлежащие обязательства;
- законодательно закрепленные за органами местного самоуправления функции по содержанию муниципальной собственности, которая не способна приносить финансовую выгоду муниципальным образованиям (учреждения образования, здравоохранения, спорта и культуры, жилой фонд);
- рост теневого сектора экономики, включая уклонение от уплаты налогов, а также коррупционность власти и бизнеса;
- миграционный отток населения трудоспособного возраста и их деградация, в особенности сельского, старение и сокращение его численности.
Стратегической целью обеспечения экономической безопасности района является создание приемлемых условий жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранение целостности района, успешное противостояние влиянию внутренних и внешних угроз.
Стратегия в области обеспечения экономической безопасности района должна быть направлена прежде всего на поддержание достаточного уровня производства, научно-технического потенциала, предотвращение снижения уровня жизни населения до предельных значений, что может вызвать социальную напряженность, предотвратить конфликты между определенными слоями населения и группами населения, отдельными нациями и национальностями.
Стратегия экономической безопасности района должна быть привязана к реальному времени (следующие 5-10 лет) и стать эталоном в принятии важнейших политических и экономических решений.
Важнейшими задачами обеспечения экономической безопасности бюджета района должны быть:
1. Регулирование развития торговли при соблюдении экономических интересов района и обеспечении его экономической безопасности, повышение экономической эффективности внешнеэкономической деятельности в контексте интеграции в региональную экономику;
2. Дальнейшее развитие рыночного потенциала, в первую очередь,
путем расширения производства машин, оборудования и других высокотехнологичных товаров, осуществляющих политику
импортозамещения;
3. Поддержка интересов районных производителей на внешних рынках в целях восстановления и сохранения своих позиций на товарных рынках области;
4. Борьба с монопольными предприятиями, которые ведут недобросовестную конкуренцию в районе;
5. Обеспечение наиболее благоприятных условий для района в целях погашения дефицита бюджета и сокращения расходов на его обслуживания;
6. Достижение стабилизации курса рубля по отношению к свободно конвертируемой валюте;
7. Обеспечение бесперебойной работы транспортных магистралей, соединяющих район с рынками (железнодорожный и автомобильный транспорт, газопроводы и нефтепроводы, межсистемные и межрегиональные линии электропередач и т. д.).
Для решения поставленных задач необходимо разработать соответствующий механизм их реализации.
Механизм обеспечения экономической безопасности муниципального района представляет собой систему организационных, экономических и правовых мер по предотвращению экономических угроз.
Он включает в себя следующие элементы:
- объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества района с целью выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз экономической безопасности;
- разработка пороговых, максимально допустимых значений социально-экономических показателей, несоблюдение которых приводит к нестабильности и социальным конфликтам;
- адекватная и эффективная деятельность органов местного самоуправления по выявлению и предотвращению внутренних и внешних угроз безопасности бюджета.
Следует отметить, что в условиях многоуровневой рыночной экономики, когда муниципалитет не может направлять деятельность всех хозяйствующих субъектов с помощью директивных методов, необходимо государственное регулирование экономики, в частности, посредством влияния государства на макроэкономические параметры, целевое регулирование структурных преобразований и денежных и финансовых потоков.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, с изменениями от 5 февраля 2014 года [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс» Разд. «Законодательство» - Режим доступа: http// www.consultant.ru ,свободный
2. Российская Федерация. Кодексы. Налоговый кодекс Российской Федерации: налоговый кодекс РФ Часть 2 Федерального Закона от 06.08.2001 г. №110-ФЗ //Собрание законодательства РФ № 31.-03.08.1998.-ст.3824.
3. Российская Федерация. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (в ред. Указа Президента РФ от 10.01.2010 N 24) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс» Разд. «Законодательство» - Режим доступа: http// www.consultant.ru ,свободный
4. Российская Федерация. Законы. «О безопасности» от 28 декабря 2010 г 390-ФЗ. [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс» Разд. «Законодательство» - Режим доступа: http// www.consultant.ru ,свободный
5. Российская Федерация. Стратегия национальной безопасности
Российской Федерации. Утверждена указом Президента РФ от 31 декабря 2015г .№ 683[Электронный ресурс] // Справочная правовая система
«Консультант Плюс» Разд. «Законодательство» - Режим доступа: http// www.consultant.ru ,свободный
6. Российская Федерация. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537. [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс» Разд. «Законодательство» - Режим доступа: http// www.consultant.ru ,свободный
7. Абрамова, И. В. Финансы [Текст]: учебник для вузов / И.В. Абрамова. - СПб.: Питер, 2014. - 123 с
8. Абросимова, Н.Н. Экономика [Текст]: учебник для вузов / Н.Н. Абросимова. - СПб.: Питер, 2015. - 123 с.
9. Арсеньева, А.А. Экономика [Текст]: учебник для вузов / А.А. Арсеньева. - СПб.: Питер, 2015. - 130 с.
10. Афонцев, С.А. Политические рынки и экономическая политика [Текст] / С.А. Афонцев.- М.: Комкнига, 2010
11. Баканов, М.И. Экономика РФ [Текст]: уч. пособие для подготовки бакалавров / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет - М.: Финансы и статистика, 2015. - 384 с.
12. Барикаев, Е.Н. Финансовая безопасность [Текст] / Е.Н. Барикаев.- Юнити-Дана,2015. - 103 с.
13. Бланк, И.А. Финансы [Текст]: учебник для вузов / И.А. Бланк. - Киев: Ника-Центр, 2016. - 145 с.
14. Безуглая Н.С. Обеспечение экономической безопасности общества и государства через гибкое управление трудовыми ресурсами и индивидуальный подход к личностному развитию индивида [Текст] / Н.С.Безуглая, А.В. Безуглый//Экономика и предпринимательство. -2013. - № 8- с. 413-416
15. Богомолов, В.А. Экономическая безопасность [Текст] / Богомолов В.А. - Учебное пособие, 2009. - 295с.
16. Виноградов, В.В. Экономика России [Текст]: учебное пособие для вузов / В.В. Виноградов. - М.: Юристъ, 2012. - 320 с.
17. Воронов, А.А. Правовой анализ обеспечения экономической безопасности [Текст] / А.А. Воронов // Фундаментальные исследования . -№
8. - 2013 г. - С. 42-42
18. Городецкий, А.Е. Некоторые аспекты экономической теории государства [Текст] / А.Е. Городецкий.- М.: Институт экономики РАН, 2017. - 58 с.
19. Господарик, Ю.П. Международная экономическая безопасность [Текст]: учебник / Ю.П. Господарик. - Университет: «Синергия», 2016.- 417 с.
20. Гончаренко, Л. П. Экономическая безопасность [Текст]: учебник для вузов / Л. П. Гончаренко.— М. : Издательство Юрайт, 2018. — 478 с.
21. Градов, А.П. Национальная экономика [Текст]: учеб. пособие/ А.П. Градов. - 2-е изд. - М.: Питер, 2013. - 233 с.
22. Григорьева, Е. А. Институциональное обеспечение модернизации экономики как условие экономической безопасности [Текст]: Монография / Е.А. Григорьева // М.: НИЦ ИНФРА-М- 2015. - 155 с.
23. Гутман, Г. Управление региональной экономикой [Текст] / Г.Гутман. Финансы и статистика, 2011.-176с.
24. Дворядкина, Е.Б. Экономическая безопасность [Текст]:
учеб. пособие./ Е.Б.Дворядкина, Н.В.Новикова //Екатеринбург. - 2010. -
134с.
25. Дронов, Р. Подходы к обеспечению экономической безопасности [Текст] / Р. Дронов // Экономист. - № 2. - 2013 г. - С. 43-54
26. Дюженкова, Н.В. Система критериев и показателей для оценки состояния экономической безопасности [Текст] / Н.В.Дюженкова // Информационный бизнес в России: Сб. науч. тр. по материалам науч.-практ. семинара. - Тамбов, 2012. - С. 42.
27. Жуков, А.И. Основные экономические процессы [Текст] / А.И. Жуков- М.: Омега-Л, 2012. - 220 с.
28. Заславская, Т.И. Социальная трансформация российского общества: деятельно-структурная концепция [Текст] / Т.И. Заславская.- Моск. шк. соц. и эконом. наук. - М.: Дело, 2013. - 568 с.
29. Завалько, Н.А. Современные аспекты категории продвижения [Текст] / Н.А.Завалько// Креативная экономика. - 2011. - № 5. - С. 40-45.
30. Илларионов, А.Н. Критерии экономической безопасности [Текст] / А.Н. Илларионов // Вопросы экономики. - № 10. - 1998г.- С. 35-58.
31. Казанцев, С.В. Угрозы и защищённость экономики России [Текст]: опыт оценки/ отв. ред. С.В. Казанцев, В.В. Карпов. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН.- 2016. - 280 с.
32. Каранина, Е.В. Финансовая безопасность (на уровне государства, региона, организации, личности) [Текст]: Монография./ Е.В.Каранина // Киров: ФГБОУ ВО «ВятГУ». - 2015. - 239 с.
33. Крайнова, М.Н. Экономика [Текст]: учеб. пособие /М.Н.
Крайнова — М.: Дрофа, 2016. — 146 с.
34. Крейнина, М.Н. Экономика [Текст]: учеб. пособие / М.Н.
Крейнина— М.: Дрофа, 2014. — 86 с.
35. Криворотов, В.В. Экономическая безопасность государства и регионов [Текст]: учебное пособие / В.В. Криворотов, А.В. Калина, Н.Д. Эриашвили. - М.: Юнити - Дана, 2015. - 350 с;
36. Кормишкина, Л.А. Общая экономическая безопасность [Текст]/ Л.А. Кормишкина // Саранск: [б. и.], 2016. — 255 с.
37. Кузнецова, Е.И. Экономическая безопасность и
конкурентоспособность. Формирование экономической стратегии государства [Текст] : монография / Е.И. Кузнецова .— М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015 .— 240 с. — Библиогр.: с. 216-228
38. Лашаков, И.И. Финансы государства [Текст]: учебное пособие / И.И. Лашаков. - М.: КНОРУС, 2017. - 146 с.
39. Манохина, Н.В. Экономическая безопасность в современных условиях [Текст] / Н. В. Манохина, М. В. Попов, Н. П. Колядин, И. Э. Жадан. // Экономическая безопасность. - 2014. - С. 96.
40. Митяков, С.Н. Экономическая безопасность регионов [Текст] / С.Н. Митяков, Е.С.Митяков, Н.А. Романова // Экономика региона. - 2015. - № 3;
41. Михайлов, Б.А. Статистика. Практикум [Текст]: учеб. пособие для бакалавров / под ред. И.И.Елисеевой. - М., 2013.- 233с.
42. Мамонов, В.В. Конституционные основы национальной безопасности Российской Федерации [Текст] / В. В. Мамонов. Под ред. В. Т. Кабышева// Саратов: Саратовский университет, 2013. - 210 с.
43. Новиков, А. И Теория принятия решений и управление рисками в финансовой и налоговой сферах [Текст]: учебное пособие /Новиков А. И., Солодкая Т. И -Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°» - 2017 г - 285 с.
44. Рябова, О.А. Функции финансовой стратегии [Текст] / О.А. Рябова, Е.Г. Моисеева //Приволжский научный вестник. - 2014. - № 12-3 (40) - С. 129-131
45. Основы экономической безопасности. Государство, регион, предприятие, личность [Текст] / Под ред. Е. А. Олейникова. - М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-синтез», 2015. - 288 с.
46. Паньков, В. Экономическая безопасность [Текст] / В. Паньков // Интерлик. - № 3. - 2014 г. - С. 42-56.
47. Проховский, А. От инновационного развития к инновационной экономике [Текст] /А. Проховский // МЭиМО. - №1.- 2010г.- С.103-107
48. Сенчагов, В.К. Экономическая безопасность России: общий курс [Текст]: учебник / Под ред. В. К. Сенчагов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: БИНОМ. Лаборатия знаний, 2017. — 815 с.
49. Субботин, А.С. Условия инновационного развития экономики
России [Текст] / А.С. Субботин. Тюмень: изд-во Тюменского
государственного университета, 2012.- 524с.
50. Татаркин, А.И. Мировой финансовый кризис и возможности
реального сектора российской экономики [Текст] /
А.И.Татаркин // Экономическая наука современной России.- 2010г. - № 1. - С. 41-52.
51. Фахрутдинова, Е.В. Роль социальной сферы и социальной политики в обеспечении устойчивого социально-экономического развития страны [Текст] / Е. В. Фахрутдинова// Экономические науки. - № 8. - 2012 г.
- С. 7-11
52. Фридман, Ю.А. Экономическая безопасность, экономическая
защищенность и конкурентоспособность: региональный аспект [Текст]/ Ю.А. Фридман, Г.Н. Речко, Ю.А. Писаров // Вестник Кузбасского
государственного технического университета. 2015. № 1(107). 123 с.
53. Экономика[Текст]: Учебник / Под ред. А.И. Архипова, А.К. Большакова. - 3-е изд., перераб. и доп. 848с.
54. Экономическая безопасность [Текст]: учеб. / под ред.
В.А. Богомолова. // М., 2014.
55. Экономическая безопасность[Текст]: учеб-метод. пособие (для
бакалавров всех направлений, обучающихся по эконом. спец.) / [О. С.
Безугляк, М. В. Бедрина] ; АлтГУ, МИЭМИС, Каф. междунар. экономики, мат. методов и бизнес-информатики.// Барнаул- 2016. - 31 с.
56. Экономическая безопасность[Текст]: учебник для вузов / Л. П. Гончаренко [и др.] ; под общ. ред. Л. П. Гончаренко, Ф. В. Акулинина. // М. : Издательство Юрайт. - 2014. - 478 с.
57. Белгородский район [Электронный ресурс] Официальный сайт органов местного самоуправления Белгородского района. - Режим доступа: http://belrn.ru/
58. Социально-экономическая характеристика Белгородского района
[Электронный ресурс] Официальный сайт органов местного самоуправления Белгородского района. - Режим доступа: http://belrn.ru/otrasli-
rajjona/strategicheskoe-planirovanie-i-socialno-ehkonomicheskoe-razvitie- belgorodskogo-rajjona/socialno-ehkonomicheskoe-razvitie-belgorodskogo-rajjona/
59. Годовой отчет за 2015 год [Электронный ресурс] Официальный
сайт Комитет финансов и бюджетной политики Белгородского района. - Режим доступа: http: //www.budget-belrn.ru/index.php/novo sti/godovaya-
otchetnost/2015/godovoy-otchet-za-2015
60. Годовой отчет за 2016 год [Электронный ресурс] Официальный
сайт Комитет финансов и бюджетной политики Белгородского района. - Режим доступа: http: //www.budget-belrn.ru/index.php/novosti/godovaya-
otchetnost/2016/godovoy-otchet-za-2016
61. Годовой отчет за 2017 год [Электронный ресурс] Официальный
сайт Комитет финансов и бюджетной политики Белгородского района. - Режим доступа: http: //www.budget-belrn.ru/index.php/novosti/godovaya-
otchetnost/2017/godovoy-otchet-za-2017
62. Нормативная база [Электронный ресурс] Официальный сайт Комитет финансов и бюджетной политики Белгородского района. - Режим доступа: http: //www.budget-belrn.ru/index.php/normativnaya-baza
63. Статистика по Белгородской области и Белгородскому району [Электронный ресурс] Официальный сайт Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области. - Режим доступа: http://belg.gks.ru/