ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ САМООТНОШЕНИЯ У СТУДЕНТОВ, СКЛОННЫХ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ
1.1. Самоотношение как объект научного исследования
1.2. Интернет-зависимость как форма аддиктивного поведения личности
1.3. Предпосылки развития зависимого поведения у студентов
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
САМООТНОШЕНИЯ У СТУДЕНТОВ, СКЛОННЫХ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ
2.1. Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3. Модель психологической коррекции самоотношения студентов и
анализ её эффективности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность исследования. Эпоха информационных технологий, компьютеризация современного общества, быстрые глобальные коммуникации и повсеместное распространение интернет, несомненно, оказывают колоссальное влияние на жизнь человека и на его личность. Такое влияние имеет как позитивные, так и негативные последствия. Опасный и разрушительный для личности путь от сужения круга интересов к уходу от реальности в виртуальный мир, а также способы коррекции интернет- зависимости - широко обсуждаемая проблема. Актуализация отрицательного влияния интернет на личностные особенности пользователей находит свое отражение во многих отраслях психологии и в первую очередь, в клинической психологии.
Основным потребителем интернет-продукта является студенческая аудитория, представляющая собой 48% пользователей по результатам опросов фонда «Общественное мнение». Для молодого поколения интернет - это основное средство образования и личной коммуникации, в связи с чем, длительность и частота пользования интернет неуклонно растет. При этом у 25% пользователей аддикция от интернет формируется после полугода его использования, потому число интернет-зависимых стремительно растет.
За рубежом проблема интернет-зависимости изучается в системе нехимических форм зависимости. К. Янг разработана трёхуровневая модель приверженности к применению интернет, в которой выделены основные предпосылки виртуальной аддикции и ее стадии. Р. Дэвисом предложена когнитивно-поведенческая модель интернет-аддикции. М. Орзак выделены психологические и физические симптомы интернет-зависимости и проведена систематизация ее критериев.
В России данная проблема разрабатывается последние десятилетия. Критерии виртуальной аддикции описаны А.Е. Войскунским и А.В. Котляровым; типы интернет-зависимых личностей: В.Д. Менделевичем; особенности личности интернет-зависимых пользователей - А.Е. Жичкиной, А.Ю. Егоровым, Н.А. Кузнецовой и др.
В работах как зарубежных, так и отечественных авторов подчёркивается, что современная молодёжь в интернет-среде зачастую выдает себя за других людей, утаивая свои истинные качества и черты. Этот факт определяет наш интерес к проблеме самоотношения пользователей интернет и интернет-зависимых в особенности. Структура и специфика отношения личности к собственному «Я» оказывают влияние на постановку и достижение целей ею, на способы формирования и разрешения кризисных ситуаций, на адекватную включенность субъекта в различного рода деятельность. Для студенчества это в первую очередь овладение выбранной профессией и выбор спутника жизни, создание семьи.
Область интересов ученых включает ряд таких вопросов, как онтогенез самоотношения, его структура, функции, возможности и закономерности формирования. Наиболее полную разработку эти вопросы получили в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, - А.А. Налчаджан, С.Р. Пантелеев, В.В. Станина, В.В. Столин, В. Шибутани, Е.В. Шороховой; в зарубежной психологии - У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида, К. Роджерса, Э. Эриксона и др.
Теоретический анализ специальной литературы и исследований по проблеме позволил выявить противоречия:
- между стремительным темпом роста распространенности интернет, его важной роли в жизни современной молодежи и отсутствием действующих программ профилактики виртуальной аддикции;
- между потребностью общества в квалифицированных специалистах и опытных интернет-пользователях с позитивным самоотношением и недостаточной разработанностью психологических основ понимания особенностей самоотношения у студентов, склонных к интернет-зависимости и недостаточность разработанности моделей коррекционных программ. Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы условия психологической коррекции самоотношения у студентов, склонных к интернет-зависимости?
Цель исследования: обосновать эффективность психологической коррекции самоотношения у студентов, склонных к интернет-зависимости.
В качестве объекта выступает самоотношение студентов, склонных к интернет-зависимости.
Предметом исследования является психологическая коррекция самоотношения студентов, склонных к интернет-зависимости.
В соответствии с целью, объектом и предметом была сформулирована следующая гипотеза исследования:
Психологическая коррекция сниженных показателей позитивного самоотношения - самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение, самопринятие и выраженных показателей негативного самоотношения - внутренней конфликтности и самообвинения позволит снизить вероятность развития интернет-зависимости у студентов.
Для доказательства выдвинутой гипотеза были определены следующие задачи исследования:
1. Определить степень разработанности проблемы интернет-зависимости и предпосылок ее развития у студентов в публикациях отечественных и зарубежных психологов.
2. Выявить студентов, склонных к интернет-зависимости, определить степень зависимости и изучить особенности самоотношения у студентов данной группы.
3. Разработать, апробировать и доказать эффективность психологической коррекционной программы, направленной на формирование позитивного самоотношения у студентов, склонных к интернет-зависимости.
Теоретической основой нашего исследования служат исследования интернет-зависимости (А.Е. Войскунский, А.Е. Жичкина, Е.П. Белинская, A. Ю. Егоров, К. Янг, И. Голдберг); теоретические и эмпирические разработки по проблеме самосознания и самоотношения (Н.И. Сарджвеладзе, B. В. Столин, С.Р. Пантелеев, И.И. Чеснокова, В.Л. Ситников, Е.Т. Соколова).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы: теоретические (аналитико-синтезирующий, сравнительно-сопоставительный); организационные
(сравнительный метод); эмпирические (наблюдение, измерение); методы обработки данных (методы описательной статистики, анализ достоверных различий, корреляционный анализ). Математическая обработка данных осуществлялась с помощью компьютерной программы статистического анализа SPSS и Excel.
В качестве основных психодиагностических процедур в исследовании использовались:
1. Тест Зависимость от Internet Л.Н. Юрьевой и Т.Ю. Больбота;
2. Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн;
3. Тест самоактуализации (САТ) (адаптированная Л.Я. Гозман, М.В. Кроз и М.В. Латинской версия опросника личностных ориентаций Э. Шострома);
4. Тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев).
Практическая значимость исследования заключается в обосновании эффективности психологической коррекционной работы, направленной на формирование позитивного отношения к себе - повышение самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самопринятия и снижение выраженности показателей негативного отношения к себе - внутренней конфликтности и самообвинения. Разработанную программу возможно использовать в психологической службе НИУ «БелГУ». Данную работу необходимо проводить со студенческой молодежью с риском развития интернет зависимости.
Сформированное позитивное самоотношение будет способствовать снижению риска развития интернет-зависимости.
База исследования и характеристика испытуемых: исследование проводилось на базе факультет психологии Педагогического института НИУ «БелГУ». В исследовании приняли участие студенты в количестве 130 человек. Экспериментальная и контрольная группы формировались из 20 испытуемых с риском развития зависимости от Интернета. Критерии отбора обусловлены направленностью данного дипломного исследования. Итоговый количественный состав тренинговых групп: 10 человек в экспериментальной группе и 10 человек в контрольной.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы (69 источников) и приложений. В работе содержатся 8 рисунков и 3 таблицы. Объём работы без приложений составляет 65 страниц машинописного текста
Повсеместное распространение интернет и рост глобальных коммуникаций оказывают колоссальное влияние на жизнь человека и на его личность.
Основным потребителем интернет-продукта является студенческая аудитория, представляющая собой 48% пользователей по результатам опросов фонда «Общественное мнение». Для молодого поколения интернет - это основное средство образования и личной коммуникации, в связи с чем, длительность и частота пользования интернет неуклонно растет. При этом у 25% пользователей аддикция от интернет формируется после полугода его использования, что приводит к опасному и разрушительному для личности сужению круга интересов, к уходу от реальности в виртуальный мир. В интернет-среде современная молодёжь зачастую персонифицирует себя с другими людьми, трансформируя свои истинные качества и черты. Этот факт определяет наш интерес к проблеме самоотношения пользователей интернет и интернет-зависимых в особенности. Анализ теоретических положений исследований С.Р. Пантелеев, И.И. Чеснокова, Н.А. Носов и др; позволил сделать вывод, что структура и специфика отношения личности к собственному «Я» оказывают влияние на постановку и достижение целей, на способы формирования и разрешения кризисных ситуаций, на степень адекватности при включенности субъекта в различного рода деятельность. Нарушение форм самоотношения способствует дезинтеграции личности, дисгармоничности социальных связей, что в свою очередь может обуславливать развитие аддиктивных форм поведения.
Нарушения, возникающих в следствие Интернет зависимости, а также специфики межличностных отношений у студентов с риском Интернет- зависимости подтверждают необходимость диагностического обследования с целью выявления у них склонности к Интернет-зависимости. Также данные исследования свидетельствуют о необходимости составления коррекционной программы с целью формирования позитивного самоотношения зависимой личности.
Проведенное исследование показало, что студенты, не имеющие риска развития зависимости от Интернета характеризуются высокими показателями по отраженному самоотношению и самоценности; самоотношение обладает такими свойствами, как самоценность и саморуководство. У студентов на стадии увлечённости зависимости от Интернета доминируют такие характеристики самоотношения как самоценность и открытость; студентам с риском развития зависимости от Интернета свойственны самопринятие и самопривязанность.
Студенты с риском развития зависимости от Интернета обнаруживают неуважение к себе, связанное с неуверенностью в своих возможностях, с сомнением в своих способностях.
Наше исследование подтвердило существование связи между особенностями самоотношения и склонностью к интернет-зависимостью студентов. Слабая способность регулировать время пребывания за компьютером положительно значимо связанна с внутренней конфликтностью и самоуверенностью. Наличие конфликтов в семье и на учебе коррелирует с гибкостью поведения, а стремление заместить реальную жизнь виртуальной - с уровнем притязаний и открытостью. Полученные данные позволяют обосновать предмет разработанной нами программы коррекции самоотношения студентов, склонных к интернет-зависимости.
Коррекционная работа имела вид тренингов, направленных на развитие позитивного самосознания через проработку таких его компонентов как самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение, самопринятие.
Разработанная и внедренная нами программа коррекции позволила повысить уровень развития самооценки, сформировать представления о себе как о ценной зрелой личности, имеющей богатый внутренний мир и способной вызывать в других глубокие чувства, что в итоге дало возможность получить сдвиги в значениях выраженности интернет- зависимости экспериментальной группы.
Таким образом, в рамках исследования подтвердилась поставленная нами гипотеза:
психологическая коррекция сниженных показателей позитивного самоотношения - самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение, самопринятие и выраженных показателей негативного самоотношения - внутренней конфликтности и самообвинения позволит снизить вероятность развития интернет-зависимости у студентов.
В ходе работы подтверждена эффективность психологической коррекции самоотношения студентов с риском развития интернет- зависимости
Поставленные нами задачи были решены, заявленная цель достигнута