Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ САМООТНОШЕНИЯ У СТУДЕНТОВ, СКЛОННЫХ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ

Работа №67092

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы57
Год сдачи2018
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
366
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ САМООТНОШЕНИЯ У СТУДЕНТОВ, СКЛОННЫХ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ
1.1. Самоотношение как объект научного исследования
1.2. Интернет-зависимость как форма аддиктивного поведения личности
1.3. Предпосылки развития зависимого поведения у студентов
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
САМООТНОШЕНИЯ У СТУДЕНТОВ, СКЛОННЫХ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ
2.1. Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3. Модель психологической коррекции самоотношения студентов и
анализ её эффективности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Актуальность исследования. Эпоха информационных технологий, компьютеризация современного общества, быстрые глобальные коммуникации и повсеместное распространение интернет, несомненно, оказывают колоссальное влияние на жизнь человека и на его личность. Такое влияние имеет как позитивные, так и негативные последствия. Опасный и разрушительный для личности путь от сужения круга интересов к уходу от реальности в виртуальный мир, а также способы коррекции интернет- зависимости - широко обсуждаемая проблема. Актуализация отрицательного влияния интернет на личностные особенности пользователей находит свое отражение во многих отраслях психологии и в первую очередь, в клинической психологии.
Основным потребителем интернет-продукта является студенческая аудитория, представляющая собой 48% пользователей по результатам опросов фонда «Общественное мнение». Для молодого поколения интернет - это основное средство образования и личной коммуникации, в связи с чем, длительность и частота пользования интернет неуклонно растет. При этом у 25% пользователей аддикция от интернет формируется после полугода его использования, потому число интернет-зависимых стремительно растет.
За рубежом проблема интернет-зависимости изучается в системе нехимических форм зависимости. К. Янг разработана трёхуровневая модель приверженности к применению интернет, в которой выделены основные предпосылки виртуальной аддикции и ее стадии. Р. Дэвисом предложена когнитивно-поведенческая модель интернет-аддикции. М. Орзак выделены психологические и физические симптомы интернет-зависимости и проведена систематизация ее критериев.
В России данная проблема разрабатывается последние десятилетия. Критерии виртуальной аддикции описаны А.Е. Войскунским и А.В. Котляровым; типы интернет-зависимых личностей: В.Д. Менделевичем; особенности личности интернет-зависимых пользователей - А.Е. Жичкиной, А.Ю. Егоровым, Н.А. Кузнецовой и др.
В работах как зарубежных, так и отечественных авторов подчёркивается, что современная молодёжь в интернет-среде зачастую выдает себя за других людей, утаивая свои истинные качества и черты. Этот факт определяет наш интерес к проблеме самоотношения пользователей интернет и интернет-зависимых в особенности. Структура и специфика отношения личности к собственному «Я» оказывают влияние на постановку и достижение целей ею, на способы формирования и разрешения кризисных ситуаций, на адекватную включенность субъекта в различного рода деятельность. Для студенчества это в первую очередь овладение выбранной профессией и выбор спутника жизни, создание семьи.
Область интересов ученых включает ряд таких вопросов, как онтогенез самоотношения, его структура, функции, возможности и закономерности формирования. Наиболее полную разработку эти вопросы получили в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, - А.А. Налчаджан, С.Р. Пантелеев, В.В. Станина, В.В. Столин, В. Шибутани, Е.В. Шороховой; в зарубежной психологии - У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида, К. Роджерса, Э. Эриксона и др.
Теоретический анализ специальной литературы и исследований по проблеме позволил выявить противоречия:
- между стремительным темпом роста распространенности интернет, его важной роли в жизни современной молодежи и отсутствием действующих программ профилактики виртуальной аддикции;
- между потребностью общества в квалифицированных специалистах и опытных интернет-пользователях с позитивным самоотношением и недостаточной разработанностью психологических основ понимания особенностей самоотношения у студентов, склонных к интернет-зависимости и недостаточность разработанности моделей коррекционных программ. Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы условия психологической коррекции самоотношения у студентов, склонных к интернет-зависимости?
Цель исследования: обосновать эффективность психологической коррекции самоотношения у студентов, склонных к интернет-зависимости.
В качестве объекта выступает самоотношение студентов, склонных к интернет-зависимости.
Предметом исследования является психологическая коррекция самоотношения студентов, склонных к интернет-зависимости.
В соответствии с целью, объектом и предметом была сформулирована следующая гипотеза исследования:
Психологическая коррекция сниженных показателей позитивного самоотношения - самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение, самопринятие и выраженных показателей негативного самоотношения - внутренней конфликтности и самообвинения позволит снизить вероятность развития интернет-зависимости у студентов.
Для доказательства выдвинутой гипотеза были определены следующие задачи исследования:
1. Определить степень разработанности проблемы интернет-зависимости и предпосылок ее развития у студентов в публикациях отечественных и зарубежных психологов.
2. Выявить студентов, склонных к интернет-зависимости, определить степень зависимости и изучить особенности самоотношения у студентов данной группы.
3. Разработать, апробировать и доказать эффективность психологической коррекционной программы, направленной на формирование позитивного самоотношения у студентов, склонных к интернет-зависимости.
Теоретической основой нашего исследования служат исследования интернет-зависимости (А.Е. Войскунский, А.Е. Жичкина, Е.П. Белинская, A. Ю. Егоров, К. Янг, И. Голдберг); теоретические и эмпирические разработки по проблеме самосознания и самоотношения (Н.И. Сарджвеладзе, B. В. Столин, С.Р. Пантелеев, И.И. Чеснокова, В.Л. Ситников, Е.Т. Соколова).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы: теоретические (аналитико-синтезирующий, сравнительно-сопоставительный); организационные
(сравнительный метод); эмпирические (наблюдение, измерение); методы обработки данных (методы описательной статистики, анализ достоверных различий, корреляционный анализ). Математическая обработка данных осуществлялась с помощью компьютерной программы статистического анализа SPSS и Excel.
В качестве основных психодиагностических процедур в исследовании использовались:
1. Тест Зависимость от Internet Л.Н. Юрьевой и Т.Ю. Больбота;
2. Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн;
3. Тест самоактуализации (САТ) (адаптированная Л.Я. Гозман, М.В. Кроз и М.В. Латинской версия опросника личностных ориентаций Э. Шострома);
4. Тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев).
Практическая значимость исследования заключается в обосновании эффективности психологической коррекционной работы, направленной на формирование позитивного отношения к себе - повышение самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самопринятия и снижение выраженности показателей негативного отношения к себе - внутренней конфликтности и самообвинения. Разработанную программу возможно использовать в психологической службе НИУ «БелГУ». Данную работу необходимо проводить со студенческой молодежью с риском развития интернет зависимости.
Сформированное позитивное самоотношение будет способствовать снижению риска развития интернет-зависимости.
База исследования и характеристика испытуемых: исследование проводилось на базе факультет психологии Педагогического института НИУ «БелГУ». В исследовании приняли участие студенты в количестве 130 человек. Экспериментальная и контрольная группы формировались из 20 испытуемых с риском развития зависимости от Интернета. Критерии отбора обусловлены направленностью данного дипломного исследования. Итоговый количественный состав тренинговых групп: 10 человек в экспериментальной группе и 10 человек в контрольной.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы (69 источников) и приложений. В работе содержатся 8 рисунков и 3 таблицы. Объём работы без приложений составляет 65 страниц машинописного текста

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Повсеместное распространение интернет и рост глобальных коммуникаций оказывают колоссальное влияние на жизнь человека и на его личность.
Основным потребителем интернет-продукта является студенческая аудитория, представляющая собой 48% пользователей по результатам опросов фонда «Общественное мнение». Для молодого поколения интернет - это основное средство образования и личной коммуникации, в связи с чем, длительность и частота пользования интернет неуклонно растет. При этом у 25% пользователей аддикция от интернет формируется после полугода его использования, что приводит к опасному и разрушительному для личности сужению круга интересов, к уходу от реальности в виртуальный мир. В интернет-среде современная молодёжь зачастую персонифицирует себя с другими людьми, трансформируя свои истинные качества и черты. Этот факт определяет наш интерес к проблеме самоотношения пользователей интернет и интернет-зависимых в особенности. Анализ теоретических положений исследований С.Р. Пантелеев, И.И. Чеснокова, Н.А. Носов и др; позволил сделать вывод, что структура и специфика отношения личности к собственному «Я» оказывают влияние на постановку и достижение целей, на способы формирования и разрешения кризисных ситуаций, на степень адекватности при включенности субъекта в различного рода деятельность. Нарушение форм самоотношения способствует дезинтеграции личности, дисгармоничности социальных связей, что в свою очередь может обуславливать развитие аддиктивных форм поведения.
Нарушения, возникающих в следствие Интернет зависимости, а также специфики межличностных отношений у студентов с риском Интернет- зависимости подтверждают необходимость диагностического обследования с целью выявления у них склонности к Интернет-зависимости. Также данные исследования свидетельствуют о необходимости составления коррекционной программы с целью формирования позитивного самоотношения зависимой личности.
Проведенное исследование показало, что студенты, не имеющие риска развития зависимости от Интернета характеризуются высокими показателями по отраженному самоотношению и самоценности; самоотношение обладает такими свойствами, как самоценность и саморуководство. У студентов на стадии увлечённости зависимости от Интернета доминируют такие характеристики самоотношения как самоценность и открытость; студентам с риском развития зависимости от Интернета свойственны самопринятие и самопривязанность.
Студенты с риском развития зависимости от Интернета обнаруживают неуважение к себе, связанное с неуверенностью в своих возможностях, с сомнением в своих способностях.
Наше исследование подтвердило существование связи между особенностями самоотношения и склонностью к интернет-зависимостью студентов. Слабая способность регулировать время пребывания за компьютером положительно значимо связанна с внутренней конфликтностью и самоуверенностью. Наличие конфликтов в семье и на учебе коррелирует с гибкостью поведения, а стремление заместить реальную жизнь виртуальной - с уровнем притязаний и открытостью. Полученные данные позволяют обосновать предмет разработанной нами программы коррекции самоотношения студентов, склонных к интернет-зависимости.
Коррекционная работа имела вид тренингов, направленных на развитие позитивного самосознания через проработку таких его компонентов как самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение, самопринятие.
Разработанная и внедренная нами программа коррекции позволила повысить уровень развития самооценки, сформировать представления о себе как о ценной зрелой личности, имеющей богатый внутренний мир и способной вызывать в других глубокие чувства, что в итоге дало возможность получить сдвиги в значениях выраженности интернет- зависимости экспериментальной группы.
Таким образом, в рамках исследования подтвердилась поставленная нами гипотеза:
психологическая коррекция сниженных показателей позитивного самоотношения - самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение, самопринятие и выраженных показателей негативного самоотношения - внутренней конфликтности и самообвинения позволит снизить вероятность развития интернет-зависимости у студентов.
В ходе работы подтверждена эффективность психологической коррекции самоотношения студентов с риском развития интернет- зависимости
Поставленные нами задачи были решены, заявленная цель достигнута



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ