Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ИНТЕГРАЦИИ В МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

Работа №67079

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

финансы и кредит

Объем работы94
Год сдачи2017
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
388
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы обеспечения финансовой безопасности государства 6
1.1. Понятие, политическое, правовое и социально¬экономическое содержание финансовой безопасности государства 6
1.2. Система индикаторов и угрозы финансовой безопасности государства . 16
1.3. Государственно-правовой механизм обеспечения финансовой
безопасности государства 22
ГЛАВА 2. Оценка эффективности обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации на современном этапе 33
2.1. Правовое регулирование и организационное обеспечение выработки и реализации государственной политики финансовой безопасности
Российской Федерации 33
2.2. Мониторинг основных индикаторов финансовой безопасности
Российской Федерации 41
2.3. Выявление угроз финансовой безопасности Российской
Федерации в условиях интеграции в мировое хозяйство 51
ГЛАВА 3. Пути совершенствования правового механизма
обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации 65
3.1. Выработка и реализация государственной политики в финансовой
сфере 65
3.2. Модернизация органов государственного финансового контроля как элемент механизма обеспечения финансовой безопасности
Российской Федерации 72
3.3. Формирование системы мониторинга финансовой
безопасности Российской Федерации в условиях глобализации 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Одним из важнейших компонентов экономической безопасности государства в современных условиях является финансовая безопасность. Без обеспечения финансовой безопасности практически невозможно решать задачи, стоящие перед руководством страны. В настоящее время в России не сформирована единая система обеспечения финансовой безопасности, охватывающая федеральный, региональный и местный уровни, недостаточно методических разработок и пособий, где предлагались бы научно обоснованные подходы по ее созданию.
Необходимость создания системы финансовой безопасности возникла в результате стечения целого ряда объективных обстоятельств, основными из которых являются следующие: необходимость разработки долгосрочной финансовой стратегии государства; оптимизация денежно-кредитной политики; потребность в конвертируемости национальной валюты; наличие реальных возможностей пополнения государственного бюджета за счет совершенствования государственного финансового контроля, налоговой и инвестиционной политики; потребность инвесторов в сохранении стоимости имеющихся ресурсов в условиях инфляции; потребность в оптимизации управления Стабилизационным фондом РФ; совершенствование деятельности банковских институтов; повышение «прозрачности» органов исполнительной власти, в том числе правоохранительных органов, степени доверия между властью и бизнесом и взаимной ответственности; невысокий жизненный уровень большинства населения, высокая дифференциация доходов; наличие «теневого» сектора экономики и другие.
Актуальность темы и необходимость ее дальнейшего научного осмысления определяют также новые вызовы финансовой безопасности России в эпоху глобализации.
Вопросы обеспечения экономической, в том числе финансовой безопасности нашли отражение в работах отечественных ученых А.А. Алимиханова (17), С.Н Бабурина (18), И.А. Бланк (19), Н.М. Бобошко (20), Е.А. Бочкаревой (21), В.В. Бурцева (22), А.И. Гараниной (26), Э.Р. Ермаковой (32), Е.Г. Залян (33), У.С. Зиядуллаева (35), Н.Н. Карзаева (36), О.И. Карепиной (37), С.Е. Лелюхина (42), С.Н. Максимова (44), С.Л. Нудель (47), В.К. Сенчагова (50), А.И. Потоцкой (51) и других. Таким образом, созданы базовые основы для продолжения исследований в данном направлении и более полного определения национальной архитектуры финансовой безопасности с учетом исторического прошлого и перспектив создания такой системы.
Цель выпускной квалификационной работы - исследование направлений совершенствования механизма обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- изучить сущность и содержание финансовой безопасности государства;
- рассмотреть систему индикаторов и угрозы финансовой безопасности государства;
- охарактеризовать государственно-правовой механизм обеспечения финансовой безопасности государства;
- оценить эффективность обеспечения финансовой безопасности
Российской Федерации на современном этапе;
- предложить направления совершенствования правового механизма обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации.
Объект исследования выпускной квалификационной работы - финансовая безопасность Российской Федерации.
Предмет исследования - механизм обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации на современном этапе.
Методологическую основу работы составил комплексный подход, который применен автором для изучения и анализа финансовой безопасности как важнейшего компонента экономической безопасности государства. Использованы методы системного анализа процессов формирования архитектуры финансовой безопасности, структурного моделирования, ретроспективный и экономический анализ.
Информационной базой исследования послужили: концепции развития экономической безопасности России и некоторых развитых стран; действующие в РФ законы и нормативные акты; официальные статистические данные Министерства финансов РФ, Росстата России, Центрального Банка России, Министерства внутренних дел РФ, материалы Федеральной службы по финансовому мониторингу, Счетной палаты РФ отчеты и доклады международных финансовых институтов, специализированные Интернет-ресурсы и другие источники.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты обеспечения финансовой безопасности государства.
Во второй главе проведена оценка эффективности обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации на современном этапе.
Третья глава посвящена разработке направлений совершенствования механизма обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Финансовая безопасность представляет собой такое состояние финансовой системы общества, при которой обеспечивается формирование положительных государственных финансовых потоков в объемах, необходимых для выполнения государственных задач и функций, при условии осуществления контроля за законностью их формирования и расходования. Таким образом, основным условием финансовой безопасности государства является формирование необходимых финансовых потоков государства.
Обеспечение финансовой безопасности реализуется через деятельность органов государственной власти (институтов власти) обеспечивать устойчивость финансово-экономического развития государства и платежно-расчетной системы, через достижение основных финансово¬экономических параметров, а также создание условий для нейтрализации воздействия мировых финансовых кризисов, преднамеренного влияния на национальную экономическую и социально-политическую систему международных факторов (государств, транс-национальных компаний, межгосударственных группировок и корпораций), теневых структур.
На современном этапе мирового развития отчетливо проявляются объективные признаки разрушения однополярного мира. При этом процесс перехода к многополярности сопровождается нарастанием геополитической нестабильности и неустойчивости развития мировой экономики, резким обострением глобальной конкуренции. Отмечается стремление к перераспределению влияния в пользу новых центров экономического роста и политического притяжения. Происходят существенные изменения в области международного права, военно-политической и экономической областях.
Государственно-правовой механизм обеспечения финансовой безопасности государства - это законодательно закрепленная система органов и институтов, направленная на создание условий для стабильного функционирования и устойчивого развития финансовой системы государства, а также выявление, предотвращение и противодействие ее угрозам. Данный механизм заключает в себе следующие составляющие:
1. Правовая — совокупность нормативных правовых актов в области обеспечения финансовой безопасности
2. Институциональная - система государственных органов и институтов, обеспечивающих финансовую безопасность государства.
3. Инструментальная - совокупность способов и приемов
обеспечения финансовой безопасности.
Правовое обеспечение финансовой безопасности включает в себя законотворческую деятельность соответствующих государственных инстанций посредством формулирования и издания нормативно-правовых актов, юридических норм. В сфере законотворчества высшим авторитетом признается Конституция Российской Федерации (1), что подразумевает необходимость соответствия законотворческой деятельности российской власти нормам.
Необходимо отметить, что основу государственной политики по обеспечению финансовой безопасности составляет, прежде всего, сбалансированная и непротиворечивая нормативно-правовая база ее осуществления. Значение и место правовых мер в обеспечении финансовой безопасности очень важно, поскольку от их выработки, принятия, а в дальнейшем и реализации зависят не только легитимность различных форм и методов обеспечения финансовой безопасности, но и содержание, а также организация данной деятельности и, ее результативность.
На современном этапе несоответствия в финансовой системе служат источником отрицательных изменений в реальном секторе экономике, для последнего на данный момент чрезвычайно важным является сохранение конкурентоспособности. Своевременное выявление вызовов и угроз в финансовой сфере может способствовать раннему раскрытию грядущих кризисных явлений в экономике, разработке эффективных мероприятий, что увеличит конкурентоспособность государства на мировых рынках.
Финансовая безопасность государства измеряется системой индикаторов и их пороговых значений. В связи с финансовым кризисом их число в индикативной системе экономической безопасности расширено. Необходимость повышения роли финансового контроля в бюджетной сфере вызвано увеличением роста правонарушений, связанных с правомерностью и эффективностью использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности. Бесспорно, государственный и муниципальный финансовый контроль является ведущим фактором, влияющим на эффективность управления государственными и муниципальными ресурсами. В настоящее время деятельность органов финансового контроля недостаточно эффективна, в связи с чем растет количество правонарушений, совершаемых получателями бюджетных средств.
Развитие этих механизмов требует усиления публичного характера государственной финансовой политики, которая должна включать создание таких форм взаимодействия между бизнесом и государством, которые способствовали бы ускоренному внедрению инноваций и повышению конкурентоспособности российских финансовых посредников на внутреннем и глобальном рынках.
Государственная политика должна включать помощь финансовому бизнесу в снижении рисков потерь, возникающих при освоении новых рыночных ниш, продуктов и услуг, а также в реализации общезначимых инфраструктурных, маркетинговых, образовательных проектов. В финансовой отрасли необходимо создать среду, благоприятную для инноваций и извлечения ее лидерами инновационной ренты.
В рамках обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации, особую актуальность приобретают вопросы, связанные с контролем за использованием бюджетных средств. В связи с этим представляется возможным представить основные направления модернизации органов государственного финансового контроля в соответствии с современными требованиями.
Предлагается формирование единой концепции государственного финансового контроля с выделением региональной и местных составляющих С целью обеспечения финансовой безопасности страны на современном этапе интеграции в мировое хозяйство необходимым является организация мониторинга индикаторов финансовой безопасности, предполагающего, в первую очередь, фактическое отслеживание, анализ и прогнозирование индикаторов финансовой безопасности. И от правильности и комплексности организации системы проведения мониторинга финансовой безопасности, будет зависеть уровень и качество управленческих решений в сфере финансовой безопасности и ее состояние.



1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст - М.: Маркетинг, 2016. - 39 с.
2. О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации: от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017).
4. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Федеральный закон от 7.08.2001 №115-ФЗ.
5. О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный закон от 10.12.2003 №173-ФЗ.
6. О мерах по подготовке кадров обеспечения деятельности финансово-банковской системы: Указ Президента РФ от 07.10.1992 № 1184.
7. О некоторых мерах по сдерживанию инфляции: Указ Президента РФ от 03.06.93 №842.
8. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ.
9. О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах: бюджетное послание Президента Российской Федерации от 28.06.2012.
10. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федерального закона от 29.06.2015 № 159-ФЗ.
11. О стратегическом планировании в Российской Федерации (с изменениями на 03.07.2016 года): Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172- ФЗ.
12. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 13.05.2017 №208.
13. О некоторых мерах по стабилизации финансовой системы Российской Федерации: Указ Президента РФ от 25.08.1998 №988.
14. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 №537.
15. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р.
16. Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 г. № 1275-р.
17. Алимханов А.А. Финансовые механизмы государственной политики обеспечения экономической безопасности России // Научная мысль Кавказа. - 2011. - № 4 (68). - С. 49-53.
18. Бабурин С.Н. Стратегия национальной безопасности России: теоретико-методологические аспекты: Монография / С.Н. Бабурин, М.И. Дзлиев, А.Д. Урсул. - М.: Магистр, 2015. - 512 с.
19. Бланк И.А. Управление финансовой безопасностью предприятия. - М.: Эльга, Ника-Центр, 2014. - 776 с.
20. Бобошко Н.М. Финансово-кредитная система: Учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2016. - 239 с.
21. Бочкарева Е.А. Управление бюджетными ресурсами региона: финансово-правовое исследование: Монография. - М.: Контракт, 2017. -104 с.
22. Бурцев В.В. Как государство должно обеспечивать свою финансовую безопасность // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет - 2009. - № 6. - С. 35-39.
23. Виноградов А.И. Финансовая безопасность России: к постановке проблемы // Управление городом: теория и практика. 2015. - № 1 (16). - С. 89-92.
24. Володин А.А. Управление финансами. Финансы предприятий: Учебник А.А. Володин, Н.Ф. Самсонов, Л.А. Бурмистрова. - М.: ИНФРА- М, 2015. - 364 с.
25. Гамоненко С.С. Финансовый мониторинг в системе обеспечения экономической безопасности // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. - 2014. - № 40. - С. 131-135.
26. Гаранина А.И. Финансовая безопасность в системе национальной безопасности государства// Повышение эффективности форм и методов распространения среди населения знаний по вопросам экономической и финансовой грамотности : Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Российская академия естественных наук; Московский финансово-юридический университет МФЮА. - 2017. - С. 225-227.
27. Годовой отчет Центрального Банка Российской Федерации за 2011-2015 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.cbr.ru/publ/?PrtId=god
28. Годовой отчет Счетной палаты Российской Федерации за 2011-2015
гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www. audit.gov.ru/activities/annual report/764/16747/
29. Громова А.С. Финансовая устойчивость и безопасность бюджетной системы как ключевой фактор развития национальной экономики // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 1 С. 5-19.
30. Гузко Д.С. Ключевые угрозы финансовой безопасности российского государства // Государственное и муниципальное управление. - Ученые записки СКАГС. - 2014. - № 4. - С. 253-256.
31. Достов В.Л. Консультации ФАТФ с частным сектором: диалог продолжается // Финансовая безопасность. - 2014. - № 5. - С. 48-49.
32. Ермакова Э.Р. Финансовая безопасность в системе национальной безопасности государства// Фундаментальные исследования. 2016. - № 5-2. - С. 324-328.
33. Залян Е.Г. Финансовая безопасность как стратегическая составляющая экономической безопасности России // Финансово¬экономическая безопасность регионов России: сборник материалов I Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 56-59.
34. Зиядуллаев У.С., Симонова Ю.С. Экономическая безопасность и кредитно-инвестиционная деятельность национальных банков // Проблемы рыночной экономики. - 2016. - № 1. - С. 47-54.
35. Иванова И.В. Госзакупки - сфера, наиболее подверженная коррупции // Финансовая безопасность. - 2014. - № 4. - С. 35-37.
36. Карзаева Н.Н. Основы экономической безопасности: учеб. / Н.Н. Карзаева. - М.: Инфра-М, 2017. - 276 с.
37. Карепина О.И. Обеспечение финансовой безопасности Российской Федерации // Научные труды SWorld. - 2015. - Т. 17. - № 1 (38). - С. 32-37.
38. Кондрат Е.Н. Международная финансовая безопасность: современное состояние и роль финансового контроля в ее обеспечении // Юридический мир. - 2011. - № 12. - С. 9-13.
39. Кондрашов В.М., Мосийчук А.В., Шеломенцева М.В. История финансовой системы России в лицах // Интернет-журнал Науковедение. - 2016. - Т. 8. - № 5 (36). - С. 32.
40. Коноплева И.А. Управление безопасностью и безопасность бизнеса: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 448 с.
41. Кремповая Н.Л., Тарноруцкая А.Л. Финансовая политика в условиях глобального экономического кризиса // Бюллетень науки и практики. - 2016. - № 10 (11). - С. 193-196.
42. Лелюхин С.Е. Экономическая безопасность в предпринимательской деятельности: Учебник / С.Е. Лелюхин, А.М. Коротченков, У.В. Данилова. - М.: Проспект, 2017. - 336 с.
43. Лоскутов И.Н., Магомедов Ш.М., Каратаев М.В. Публичное должностное лицо, как элемент системы национальной безопасности государства и объект финансового мониторинга // Вестник РАЕН. - 2017. - Т. 17. - № 1. - С. 24-31.
44. Максимов С.Н. Экономическая безопасность России: системно- правовое исследование. - М.: МПСИ, 2014. - 56 с.
45. Мамонов В.В. Государственный суверенитет и территориальная целостность - главные принципы современной российской государственности // Государство и право. - 2006. - №4. - C.5-12.
46. Нигматуллин И.Г. Концептуальные подходы к исследованию финансовой политики: методология и необходимость совершенствования // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2015. - № 21 (255). - С. 36¬44.
47. Нудель С.Л. Финансовая безопасность и основные направления ее обеспечения // Финансовое право. - 2014. - № 8. - С. 31-36.
48. Олейников Е.А. Экономическая и национальная безопасность. - М.: Экзамен, 2015. - 766 с.
49. Основные направления единой государственной денежно¬кредитной политики на 2017 год и период 2018 и 2019 годов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cbr.ru/publ/ondkp/on 2017(2018- 2019).pdf
50. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России. Общий курс. Учебник. - Бином. Лаб. Знаний, 2017 - 351 с.
51. Потоцкая А.И. Место финансового мониторинга в системе экономической безопасности России // В сборнике: Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях материалы II Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Под редакцией Ю.С. Руденко, Л.Г. Руденко. - 2016. - С. 317¬325.
52. Слепов В.А. Финансы: Учебник В.А. Слепов, А.Ф. Арсланов, В.К. Бурлачков. - М.: Бакалавриат, 2017. - 336 с.
53. Слепов В.А., Арсланов А.Ф. Интегральная национальна финансовая политика и ее особенности в современных условиях // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. - 2014. - № 7 (73). - С. 19¬30.
54. Тамбовцев В.Л. Введение в экономическую теорию контрактов.
Учебное пособие. - Инфра-М, 2004 - 376 с.
55. Торопин Ю.В., Васильев Ф.П. Министерство финансов России как основной субъект финансовой политики, обеспечивающий экономическую безопасность России // Вестник Московского университета МВД России. - 2014. - № 1. - С. 127-131.
56. Федораев С.Ф. Управление экономическими и финансовыми рисками / Учебник. - М.: Высш. шк., 2014 - 147 с.
57. Финансы России 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free doc/doc 2016/fin16.pdf
58. Хлутков А.Д. Национальная финансовая политика в обеспечении экономической безопасности России // Финансовый бизнес. - 2012. - № 2 (157). - С. 73-80.
59. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник - М.Омега-Л, 2014 - 256 с.
60. Четыркин Е.М. Финансовые риски: Научно-практическое пособие.
- М.: Дело АНХ, 2015- 192 с.
61. Шаров В.Ф. Финансовая безопасность России - один из важнейших факторов обеспечения национальной безопасности страны // Вестник РАЕН.
- 2017. - Т. 17. - № 1. - С. 84-87.
62. Экономическая безопасность: Учебное пособие Н.В. Манохина, М.В. Попов, Н.П. Колядин, И.Э. Жадан. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 320 с.
63. Экономическая безопасность современной России в условиях кризиса: Монография Т.Р. Орехова, О.В. Карагодина, В.И. Орехов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 105 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ