ОГЛАВЛЕНИЕ
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 3
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ» 9
1.1. ВИДЫ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ И КЛАССИФИКАЦИЯ,
ХАРАКТЕРИСТИКИ, ОСОБЕННОСТИ, ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ 9
1.2. ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ 13
1.3. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ
ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ 15
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 18
ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ ТЕХНОЛОГИИ» 19
2.1. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ 19
2.2. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ 29
2.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ
ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ 32
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 1- 6 39
Сегодняшний этап формирования культурного общества характеризуется процессом информатизации.
Информатизация общества - это широкомасштабный общественный процесс, черта которого заключается в том, что преобладающим типом деятельности в области социального производства проходит сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, предоставление и употребление информации, исполняемые в базе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а кроме того на основе разнообразных средств информационного обмена. Информатизация общества гарантирует:
• интенсивное применение неизменно расширяющегося умственного потенциала общества;
• интеграцию информационных технологий в академические и производственные типы работ, инициирующую формирование всех областей социального производства, интеллектуализацию рабочей силы;
• большую степень информационного сервиса, визуализацию представляемой информации, значимость применяемых сведении.
Процессы, протекающие в связи с информатизацией общества, содействуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех типов человечьей работы, но и формированию качественно новой информационной сферы социума, обеспечивающей становление креативного мышления индивида.
Одним из первенствующих направлений движения информатизации передового общества является информатизация образования - ввод новых информационных технологий в концепцию образования. Это сделает возможным:
• усовершенствование элементов управления концепции образования на почве применения автоматизированных банков сведений научно педагогической информации, информационно -методических материалов, а также коммуникационных сетей;
• усовершенствование методологии и стратегии отбора содержания, способов и организационных форм преподавания, отвечающих задачам развития персоны обучаемого в современных условиях информатизации общества;
• разработку методических концепции обучения, направлены на развитие умственных возможностей обучаемого, на формирование умений лично получать знания, проводить информационно-учебную, экспериментально - исследовательскую работу, разнообразные виды независимой деятельности по обрабатыванию данных;
• построение и эксплуатация компьютерных тестирующих,
диагностирующих, контролирующих и оценивающих систем.
В выпускной квалификационной работе рассмотрена одна из сторон процесса информатизации общества и образования - создание и использование на практике одной из форм обучения с использованием средств новых информационных технологий - электронного учебного пособия.
Выбранная тема выпускной квалификационной работы «Технология создания и использования электронного учебного пособия элективного курса «Педагогические технологии»», является актуальной, ведь отсутствуют пособия учитывающие своеобразность уроков технологии.
Целью данной исследовательской работы является разработать электронное учебное пособие для элективного курса «Педагогические технологии».
Объект исследования: технологический процесс создания электронных учебных изданий.
Предмет исследования: электронное учебное пособие для элективного курса «Педагогические технологии».
Для достижения поставленной цели следует рассмотреть вытекающие задачи:
1. Рассмотреть виды учебных пособий и классификация, характеристики, особенности, достоинства и недостатки;
2. Выявить особенности электронного учебного пособия элективного курса «Педагогические технологии»;
3. Определить содержание электронного учебного пособия элективного курса «Педагогические технологии»;
4. Рассмотреть виды программного обеспечение создания электронного учебного пособия элективного курса «Педагогические технологии» ;
5. Описать процесс создания и использования электронного пособия элективного курса «Педагогические технологии».
Методы исследования: теоретический анализ исследуемой проблемы на основе изучения методической и специальной литературы; эмпирический (наблюдение, беседа и др.), выявление положительных сторон объекта исследования - электронного учебного пособия элективного курса «Педагогические технологии».
Новизна и теоретическая значимость: систематизация и пополнение педагогической копилки, методическими знаниями педагогов - предметников и педагогов дополнительного образования, различными педагогическими технологиями, учитывающими своеобразность уроков Технологии.
Практическая значимость: учебно-методическое пособие предназначено для широкой аудитории, но в первую очередь для учителей и учащихся общеобразовательных заведений, а также может быть использовано студентами педагогических вузов на занятиях. Материал, представленный в электронном учебно-методическом пособии, подходит для сопровождения теоретических и практических занятий на уроках технологии.
База исследования: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета Факультет математики, информатики и естественных наук Кафедра физико-математических дисциплин и профессионально -технологического образования.
Апробация успешно прошла в МАОУ Ленинская СОШ филиал Банниковской СОШ. Гейденрейх Алена Александровна - учитель технологии, отметила простоту использования пособия, доступность изложенного материала, пополнение свое методической копилки.
Регистрация: Электронное учебное пособие «Педагогические технологии в помощь учителю технологии» Свидетельство о регистрации электронного образовательного ресурса №24340 выданного 25 ноября 2019 г. авторам Абакатова Д.Ж., Генденрейх М.В., Юрченко Л.Н., Козуб Л.В.) ФГБУН Институт программных систем им. А.К. Айламазяна РАН Объединенный фонд электронных ресурсов «Наука и образование».
В выпускной квалификационной работе рассматривалась тема технологии создания электронного учебного пособия элективного курса «Педагогические технологии». Сегодня, когда проходит вездесущий ввод новых информационных технологий в школу и просветительский процесс вообще, остро чувствуется дефицит программных средств. В целях увеличения продуктивности этого процесса следует присутствие развитого и многоцелевого программного обеспечения, на основе которого будут строиться новые подходы к обучению. Поэтому считаю актуальной разработку компьютерного учебного пособия по теме образовательных технологии, которое могло бы применяться в обучении студентов.
В данной работе для разработки электронного учебного пособия для элективного курса «Педагогические технологии» нами была проделана следующая работа:
- Изучили и проанализировали учебный материал для формирования пособия;
- Ознакомились и исследовали программные средства для создания электронных учебников;
- Создали электронное учебное пособие «Педагогические технологии в помощь учителю технологии»
В процессе творения электронного учебника были изучены материалы учебников, заметок веб - сайтов по исследуемой проблеме. Электронный учебник отвечает требованиям по созданию пособий подобного плана, а его содержание соответствует учебному плану по данной дисциплине.
Созданный электронный учебник рассчитан для использования его на занятиях, а также для самостоятельной работы.
Продуктивную значимость исследования видим в том, что:
• экспериментально нами был получен опыт разработки
обучающего пособия с помощью интерфейса ConstructorElectronicbooks;
• университет сможет использовать пособие для обучения студентов изучающих предметную область «Технология»
Результаты исследования были опубликованы в издании № 11 - 2019 «Хроники Объединённого фонда электронных ресурсов «Наука и образование». Под редакции руководителя Объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование», почетного работника науки и техники РФ Александра Ивановна Галкина.
1. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 381
2. Бухарова, Г. Д. Общая и профессиональная педагогика / Г.Д. Бухарова, Л.Д. Старикова. - М.: Academia, 2015. - 336 с.
3. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Краткий курс лекций / М.Е. Вайндорф-Сысоева. - М.: Юрайт, 2013. - 197 с.
4. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 197 с.
5. Вахтеров, Василий «О новой педагогике» / Василий Вахтеров. - М.: Карапуз, 2017. - 224 с.
6. Вульфов, Б.З. Педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов, А.Ф. Меняев; Под ред. П.И. Пидкасистый. - М.: Юрайт, 2013. - 511 с.
7. Гребенюк, О. С. Общие основы педагогики / О.С. Гребенюк, М.И. Рожков. - М.: Владос-Пресс, 2014. - 160 с.
8. Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 с.
9. Громкова, М.Т. Педагогика высшей школы: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / М.Т. Громкова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 447 с.
10. Громкова, М.Т. Педагогика высшей школы: Учебное пособие / М.Т. Громкова. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 447 с.
11. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 479 с.
12. Дивногорцева, С.Ю. Теоретическая педагогика. В 2-х т. Т. 2. Теория обучения. Управление образовательными системами: Учебное пособие / С.Ю. Дивногорцева. - М.: ПСТГУ, 2012. - 262 с.
13. Киреева, Э.А. Психология и педагогика (для бакалавров) / Э.А. Киреева. - М.: КноРус, 2012. - 496 с.
14. Князева, В.В. Педагогика / В.В. Князева. - М.: Вузовская книга,
2016. - 872 с.
15. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: Учебник для академ. бакалавриата / Г.М. Коджаспирова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 719 с.
16. Крившенко, Л.П. Педагогика: Учебник и практикум для академ. Бакалавр. / Л.П. Крившенко, Л.В. Юркина. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 364 с.
17. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. - М.: Юрайт, 2013. - 471 с.
18. Мандель, Б.Р. Педагогика: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: Флинта, 2014. - 288 с.
19. Самыгин, С.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. - М.: КноРус, 2012. - 480 с.
20. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 496 с.
21. Столяренко, Л.Д. Педагогика в вопросах и ответах: Учебное пособие / Л.Д. Столяренко. - М.: Проспект, 2016. - 160 с.
22. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: краткий курс лекций / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2013. - 134 с.
23.. Харламов, И. Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: Высшая школа,
2017. - 272 с.