РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития познавательной
активности младших школьников 8
1.1. Понятие познавательной активности в современной
психолого-педагогической литературе 8
1.2. Особенности развития познавательной активности младших
школьников 15
1.3. Роль текстовых задач в развитии познавательной активности
учащихся 20
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательной активности младших школьников при работе над задачами
2.1. Опыт учителей по использованию текстовых задач как
средства развития познавательной активности младших школьников 28
2.2. Экспериментальная работа по развитию познавательной
активности младших школьников при решении задач 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития познавательной
активности младших школьников 8
1.1. Понятие познавательной активности в современной
психолого-педагогической литературе 8
1.2. Особенности развития познавательной активности младших
школьников 15
1.3. Роль текстовых задач в развитии познавательной активности
учащихся 20
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательной активности младших школьников при работе над задачами
2.1. Опыт учителей по использованию текстовых задач как
средства развития познавательной активности младших школьников 28
2.2. Экспериментальная работа по развитию познавательной
активности младших школьников при решении задач 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
Проблема развития познавательной активности учащихся была актуальна во все времена. Впрочем, в современных условиях, общество, как никогда нуждается в людях, способных принимать своевременные и адекватные решения, в трудных общественных, экономических и политических условиях. А значит, рассматриваемая проблема еще более обострилась. Но как же достичь успеха? Как привлечь наших детей процессом познания, заставить рассуждать, мыслить, анализировать, отстаивать собственную точку зрения.
Каждая эпоха в силу своих социокультурных особенностей предлагала свои пути решения этой проблемы. Так, Д Локк, в своей работе «Мысли о воспитании», утверждал единство физиологического и духовного становления известным выражением «Здоровый дух в здоровом теле». Он считал, что при здоровом физическом теле, проще станет выполнять установленные перед собой цели. Изучая единство физического и духовного развития, им были обнаружены педагогические средства развития познавательной активности. В частности, для поддержания заинтересованности учащихся, занятия рекомендовано прекращать до их утомления. Вслед за тем, проблемой развития познавательной активности младших школьников занимались многие ученые - педагоги: Л.М. Аристова, М.А. Данилов, П.И. Пидкасистов, Г.И. Щукин и др. Педагог Г.И. Щукин в своих опытах и исследовательских работах говорил о том, что источником стимуляции познавательных интересов является содержание знаний. Ученик, изучая новую, неизвестную ещё ранее информацию, испытывает чувство удивления перед тем, как богат мир, и как недостаточно он еще о нем знает.
Познавательная активность - это качество учебной деятельности учащегося, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к действенному овладению знаниями и умениями, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение целей, умении получать эстетическое удовольствие в случае, если цели достигнуты.
В научной литературе, описаны обстоятельства, содействующие формированию, развитию и укреплению познавательной активности младших школьников. К таким условиям относятся:
1) максимальная опора на активную мыслительную работу учащихся,
направленная на развитие у учащихся познавательных сил, возможностей и активности необходимы ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска и размышления, ситуации мыслительного напряжения, противоречивости суждений, анализ различных событий, в которых необходимо разобраться самостоятельно, принять решение и определённую точку зрения.
2) обеспечение познавательной активности и активности личности в целом, требующее необходимости ведения учебного процесса на оптимизированном уровне развития учеников.
Следует заметить, что формирование познавательной активности младших школьников всегда будет актуальным потому, что степень решения данной проблемы в данный возрастной период определяет эффективность обучения на последующих этапах образования. В младшем школьном возрасте процесс познания не всегда целенаправлен, нередко неустойчив, а значит, развитие познавательной активности младших школьников является важнейшим этапом в обучении. В процессе учения решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном прогрессе.
Исходя из вышеизложенного, нами была определена тема исследования: «Развитие познавательной активности младших школьников в процессе работы над текстовыми задачами».
Проблема исследования: каковы педагогические условия эффективного использования текстовых задач как средства развития познавательной активности младших школьников.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: формирование познавательной активности у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: текстовые задачи как средство формирования познавательной активности у младших школьников.
Гипотеза исследования: использование текстовых задач как средства развития познавательной активности у детей младшего школьного возраста будет эффективным, если:
1) условия задач носят занимательный или практико-ориентированный характер;
2) при работе над задачами, используются различные варианты моделирования;
3) учащиеся выступают в роли активных субъектов учебной
деятельности.
Сформированная проблема, цель, объект, предмет и гипотеза исследования, позволили нам определить следующие задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2) определить педагогические условия эффективного использования текстовых задач в развитии познавательной активности младших школьников;
3) ознакомиться с опытом работы педагогов - практиков по развитию познавательной активности младших школьников на уроках математики;
4) организовать и провести экспериментальную работу по теме исследования;
Методы исследования:
1) теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
2) беседа;
3) анализ продуктивной деятельности учащихся;
4) педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования состоит в определении и апробации педагогических условий использования текстовых задач как средства формирования познавательной активности младших школьников.
Результаты исследования могут быть использованы в практике работы учреждений начального образования, в системе профессиональной подготовки педагогов и повышения квалификации работников образования.
База исследования: 3 «А» класс МБОУ СОШ №33 г. Белгорода.
Апробация исследования проходила в форме докладов и обсуждений на заседаниях проблемной группы «Математическое образование в начальной школе», а также докладов на научных сессиях НИУ «БелГУ» по результатам НИРС за 2014-2016 гг. Кроме того, опубликована статья в материалах Международной научно-практической интернет конференции «Педагогические и психофизиологические проблемы адаптации детей и молодежи» в 2014 г.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, и приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы выпускной квалификационной работы, формулируется научный аппарат исследования: проблема, цель, объект, предмет, определяется гипотеза, задачи, методы и база исследования.
В первой главе «Теоретические основы развития познавательной активности младших школьников в процессе работы над текстовыми задачами» мы представили историю развития к познанию на Руси; разные точки зрения отечественных педагогов по проблемам развития познавательной активности младших школьников; имеется классификация уровней познавательной активности в зависимости от характера познавательной деятельности субъекта, по образцу действия и по степени включенности учащихся в процесс обучения; основные пути и способы развития познавательной активности младших школьников в процессе работы над текстовыми задачами.
Во второй главе «Опытно - экспериментальная работа по развитию познавательной активности у младших школьников при работе над задачами» описан педагогический опыт, имеющийся в школьной практике по теме исследования; представлена диагностика познавательной активности учащихся экспериментального класса, описана работа на формирующем этапе исследования, определена динамика развития познавательной активности в процессе работы над текстовыми задачами на контрольном этапе и сделаны методические выводы.
В заключении содержатся выводы и обобщения по исследовательской работе.
Библиографический список включает 51 наименований. Выпускная квалификационная работа расположена на 58 страницах.
В приложении содержатся описание заданий диагностических методик констатирующего и контрольного этапов эксперимента, конспекты уроков математики по теме исследования.
Представленные в исследовании материалы имеют определенную практическую значимость для учителей начальных классов и студентов соответствующих специальностей и направлений подготовки.
Каждая эпоха в силу своих социокультурных особенностей предлагала свои пути решения этой проблемы. Так, Д Локк, в своей работе «Мысли о воспитании», утверждал единство физиологического и духовного становления известным выражением «Здоровый дух в здоровом теле». Он считал, что при здоровом физическом теле, проще станет выполнять установленные перед собой цели. Изучая единство физического и духовного развития, им были обнаружены педагогические средства развития познавательной активности. В частности, для поддержания заинтересованности учащихся, занятия рекомендовано прекращать до их утомления. Вслед за тем, проблемой развития познавательной активности младших школьников занимались многие ученые - педагоги: Л.М. Аристова, М.А. Данилов, П.И. Пидкасистов, Г.И. Щукин и др. Педагог Г.И. Щукин в своих опытах и исследовательских работах говорил о том, что источником стимуляции познавательных интересов является содержание знаний. Ученик, изучая новую, неизвестную ещё ранее информацию, испытывает чувство удивления перед тем, как богат мир, и как недостаточно он еще о нем знает.
Познавательная активность - это качество учебной деятельности учащегося, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к действенному овладению знаниями и умениями, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение целей, умении получать эстетическое удовольствие в случае, если цели достигнуты.
В научной литературе, описаны обстоятельства, содействующие формированию, развитию и укреплению познавательной активности младших школьников. К таким условиям относятся:
1) максимальная опора на активную мыслительную работу учащихся,
направленная на развитие у учащихся познавательных сил, возможностей и активности необходимы ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска и размышления, ситуации мыслительного напряжения, противоречивости суждений, анализ различных событий, в которых необходимо разобраться самостоятельно, принять решение и определённую точку зрения.
2) обеспечение познавательной активности и активности личности в целом, требующее необходимости ведения учебного процесса на оптимизированном уровне развития учеников.
Следует заметить, что формирование познавательной активности младших школьников всегда будет актуальным потому, что степень решения данной проблемы в данный возрастной период определяет эффективность обучения на последующих этапах образования. В младшем школьном возрасте процесс познания не всегда целенаправлен, нередко неустойчив, а значит, развитие познавательной активности младших школьников является важнейшим этапом в обучении. В процессе учения решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном прогрессе.
Исходя из вышеизложенного, нами была определена тема исследования: «Развитие познавательной активности младших школьников в процессе работы над текстовыми задачами».
Проблема исследования: каковы педагогические условия эффективного использования текстовых задач как средства развития познавательной активности младших школьников.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: формирование познавательной активности у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: текстовые задачи как средство формирования познавательной активности у младших школьников.
Гипотеза исследования: использование текстовых задач как средства развития познавательной активности у детей младшего школьного возраста будет эффективным, если:
1) условия задач носят занимательный или практико-ориентированный характер;
2) при работе над задачами, используются различные варианты моделирования;
3) учащиеся выступают в роли активных субъектов учебной
деятельности.
Сформированная проблема, цель, объект, предмет и гипотеза исследования, позволили нам определить следующие задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2) определить педагогические условия эффективного использования текстовых задач в развитии познавательной активности младших школьников;
3) ознакомиться с опытом работы педагогов - практиков по развитию познавательной активности младших школьников на уроках математики;
4) организовать и провести экспериментальную работу по теме исследования;
Методы исследования:
1) теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
2) беседа;
3) анализ продуктивной деятельности учащихся;
4) педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования состоит в определении и апробации педагогических условий использования текстовых задач как средства формирования познавательной активности младших школьников.
Результаты исследования могут быть использованы в практике работы учреждений начального образования, в системе профессиональной подготовки педагогов и повышения квалификации работников образования.
База исследования: 3 «А» класс МБОУ СОШ №33 г. Белгорода.
Апробация исследования проходила в форме докладов и обсуждений на заседаниях проблемной группы «Математическое образование в начальной школе», а также докладов на научных сессиях НИУ «БелГУ» по результатам НИРС за 2014-2016 гг. Кроме того, опубликована статья в материалах Международной научно-практической интернет конференции «Педагогические и психофизиологические проблемы адаптации детей и молодежи» в 2014 г.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, и приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы выпускной квалификационной работы, формулируется научный аппарат исследования: проблема, цель, объект, предмет, определяется гипотеза, задачи, методы и база исследования.
В первой главе «Теоретические основы развития познавательной активности младших школьников в процессе работы над текстовыми задачами» мы представили историю развития к познанию на Руси; разные точки зрения отечественных педагогов по проблемам развития познавательной активности младших школьников; имеется классификация уровней познавательной активности в зависимости от характера познавательной деятельности субъекта, по образцу действия и по степени включенности учащихся в процесс обучения; основные пути и способы развития познавательной активности младших школьников в процессе работы над текстовыми задачами.
Во второй главе «Опытно - экспериментальная работа по развитию познавательной активности у младших школьников при работе над задачами» описан педагогический опыт, имеющийся в школьной практике по теме исследования; представлена диагностика познавательной активности учащихся экспериментального класса, описана работа на формирующем этапе исследования, определена динамика развития познавательной активности в процессе работы над текстовыми задачами на контрольном этапе и сделаны методические выводы.
В заключении содержатся выводы и обобщения по исследовательской работе.
Библиографический список включает 51 наименований. Выпускная квалификационная работа расположена на 58 страницах.
В приложении содержатся описание заданий диагностических методик констатирующего и контрольного этапов эксперимента, конспекты уроков математики по теме исследования.
Представленные в исследовании материалы имеют определенную практическую значимость для учителей начальных классов и студентов соответствующих специальностей и направлений подготовки.
Познавательная активность как педагогическое явление - это двусторонний взаимосвязанный процесс: это форма самоорганизации и самореализации учащегося и результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности ученика. Причём оба вида познавательной активности тесно взаимосвязаны друг с другом.
Для различных учащихся характерна разная интенсивность в активном познании. Степень проявления активности ученика в учебном процессе - это динамический, изменяющийся показатель. И педагог, учитель в силах помочь ученику перейти с нулевого на относительно активный или исполнительно активный уровень. И только от учителя зависит, дойдёт ли ученик до творческого уровня.
Познавательная активность связана с мотивами, целями, задачами, установками, способностями и притязаниями личности и формируется под воздействием как внешних, так и внутренних фактов. Важную роль в формировании познавательной активности младших школьников играет учитель. Уровень развития познавательной активности у учеников, зависит от того, как учитель сможет:
1. Создать на уроке атмосферу доброжелательности;
2. Использовать многообразие средств для поддержания интереса к предмету;
3. Направлять учебно - познавательный процесс на достижение конечного результата;
4. Осуществлять индивидуализация и дифференциацию учебно - воспитательного процесса;
5. Избегать перегрузки учеников;
6. Принимать во внимание наследственность и психофизические особенности детей;
7. Контролировать и корректировать усвоение каждого учебного
элемента;
8. Создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности.
В процессе теоретического исследования нами были выявлены особенности познавательной активности младших школьников:
1) Ученик заинтересуется только при интенсивном и увлекательном процессе;
2) Познавательная активность будет развиваться, при условии мягкого и доброжелательного общения педагога с учениками;
3) Активен ученик будет на уроке при правильной и интересной его организации.
Исследование начального курса математики показало, что решение теоретических задач имеет благоприятные условия для развития познавательной активности младших школьников. Проведённое опытно - экспериментальное исследование показало, что развитие познавательной активности младших школьников в процессе работы над текстовыми задачами, будет эффективным, если:
1) Условия задачи носят практико - ориентированный характер;
2) При работе с задачами, используются различные варианты моделирования;
3) Учащиеся выступают в роли активных субъектов учебной деятельности.
Таким образом, нами были выполнены все задачи исследования, и заявленная гипотеза получила подтверждение.
Для различных учащихся характерна разная интенсивность в активном познании. Степень проявления активности ученика в учебном процессе - это динамический, изменяющийся показатель. И педагог, учитель в силах помочь ученику перейти с нулевого на относительно активный или исполнительно активный уровень. И только от учителя зависит, дойдёт ли ученик до творческого уровня.
Познавательная активность связана с мотивами, целями, задачами, установками, способностями и притязаниями личности и формируется под воздействием как внешних, так и внутренних фактов. Важную роль в формировании познавательной активности младших школьников играет учитель. Уровень развития познавательной активности у учеников, зависит от того, как учитель сможет:
1. Создать на уроке атмосферу доброжелательности;
2. Использовать многообразие средств для поддержания интереса к предмету;
3. Направлять учебно - познавательный процесс на достижение конечного результата;
4. Осуществлять индивидуализация и дифференциацию учебно - воспитательного процесса;
5. Избегать перегрузки учеников;
6. Принимать во внимание наследственность и психофизические особенности детей;
7. Контролировать и корректировать усвоение каждого учебного
элемента;
8. Создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности.
В процессе теоретического исследования нами были выявлены особенности познавательной активности младших школьников:
1) Ученик заинтересуется только при интенсивном и увлекательном процессе;
2) Познавательная активность будет развиваться, при условии мягкого и доброжелательного общения педагога с учениками;
3) Активен ученик будет на уроке при правильной и интересной его организации.
Исследование начального курса математики показало, что решение теоретических задач имеет благоприятные условия для развития познавательной активности младших школьников. Проведённое опытно - экспериментальное исследование показало, что развитие познавательной активности младших школьников в процессе работы над текстовыми задачами, будет эффективным, если:
1) Условия задачи носят практико - ориентированный характер;
2) При работе с задачами, используются различные варианты моделирования;
3) Учащиеся выступают в роли активных субъектов учебной деятельности.
Таким образом, нами были выполнены все задачи исследования, и заявленная гипотеза получила подтверждение.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование вариативности мышления младших школьников в
процессе обучения решению текстовых задач
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Формирование у младших школьников приемов и способов самоконтроля при работе с текстовыми задачами
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2016 - Дидактическая игра как одна из форм познавательной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2013 - Формирование читательской компетенции младших школьников в
процессе чтения юмористических произведений
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - РАБОТА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Использование обратных текстовых задач в развитии коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



