Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ

Работа №67050

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2016
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
413
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития познавательной
активности младших школьников 8
1.1. Понятие познавательной активности в современной
психолого-педагогической литературе 8
1.2. Особенности развития познавательной активности младших
школьников 15
1.3. Роль текстовых задач в развитии познавательной активности
учащихся 20
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательной активности младших школьников при работе над задачами
2.1. Опыт учителей по использованию текстовых задач как
средства развития познавательной активности младших школьников 28
2.2. Экспериментальная работа по развитию познавательной
активности младших школьников при решении задач 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 59

Проблема развития познавательной активности учащихся была актуальна во все времена. Впрочем, в современных условиях, общество, как никогда нуждается в людях, способных принимать своевременные и адекватные решения, в трудных общественных, экономических и политических условиях. А значит, рассматриваемая проблема еще более обострилась. Но как же достичь успеха? Как привлечь наших детей процессом познания, заставить рассуждать, мыслить, анализировать, отстаивать собственную точку зрения.
Каждая эпоха в силу своих социокультурных особенностей предлагала свои пути решения этой проблемы. Так, Д Локк, в своей работе «Мысли о воспитании», утверждал единство физиологического и духовного становления известным выражением «Здоровый дух в здоровом теле». Он считал, что при здоровом физическом теле, проще станет выполнять установленные перед собой цели. Изучая единство физического и духовного развития, им были обнаружены педагогические средства развития познавательной активности. В частности, для поддержания заинтересованности учащихся, занятия рекомендовано прекращать до их утомления. Вслед за тем, проблемой развития познавательной активности младших школьников занимались многие ученые - педагоги: Л.М. Аристова, М.А. Данилов, П.И. Пидкасистов, Г.И. Щукин и др. Педагог Г.И. Щукин в своих опытах и исследовательских работах говорил о том, что источником стимуляции познавательных интересов является содержание знаний. Ученик, изучая новую, неизвестную ещё ранее информацию, испытывает чувство удивления перед тем, как богат мир, и как недостаточно он еще о нем знает.
Познавательная активность - это качество учебной деятельности учащегося, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к действенному овладению знаниями и умениями, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение целей, умении получать эстетическое удовольствие в случае, если цели достигнуты.
В научной литературе, описаны обстоятельства, содействующие формированию, развитию и укреплению познавательной активности младших школьников. К таким условиям относятся:
1) максимальная опора на активную мыслительную работу учащихся,
направленная на развитие у учащихся познавательных сил, возможностей и активности необходимы ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска и размышления, ситуации мыслительного напряжения, противоречивости суждений, анализ различных событий, в которых необходимо разобраться самостоятельно, принять решение и определённую точку зрения.
2) обеспечение познавательной активности и активности личности в целом, требующее необходимости ведения учебного процесса на оптимизированном уровне развития учеников.
Следует заметить, что формирование познавательной активности младших школьников всегда будет актуальным потому, что степень решения данной проблемы в данный возрастной период определяет эффективность обучения на последующих этапах образования. В младшем школьном возрасте процесс познания не всегда целенаправлен, нередко неустойчив, а значит, развитие познавательной активности младших школьников является важнейшим этапом в обучении. В процессе учения решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном прогрессе.
Исходя из вышеизложенного, нами была определена тема исследования: «Развитие познавательной активности младших школьников в процессе работы над текстовыми задачами».
Проблема исследования: каковы педагогические условия эффективного использования текстовых задач как средства развития познавательной активности младших школьников.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: формирование познавательной активности у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: текстовые задачи как средство формирования познавательной активности у младших школьников.
Гипотеза исследования: использование текстовых задач как средства развития познавательной активности у детей младшего школьного возраста будет эффективным, если:
1) условия задач носят занимательный или практико-ориентированный характер;
2) при работе над задачами, используются различные варианты моделирования;
3) учащиеся выступают в роли активных субъектов учебной
деятельности.
Сформированная проблема, цель, объект, предмет и гипотеза исследования, позволили нам определить следующие задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2) определить педагогические условия эффективного использования текстовых задач в развитии познавательной активности младших школьников;
3) ознакомиться с опытом работы педагогов - практиков по развитию познавательной активности младших школьников на уроках математики;
4) организовать и провести экспериментальную работу по теме исследования;
Методы исследования:
1) теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
2) беседа;
3) анализ продуктивной деятельности учащихся;
4) педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования состоит в определении и апробации педагогических условий использования текстовых задач как средства формирования познавательной активности младших школьников.
Результаты исследования могут быть использованы в практике работы учреждений начального образования, в системе профессиональной подготовки педагогов и повышения квалификации работников образования.
База исследования: 3 «А» класс МБОУ СОШ №33 г. Белгорода.
Апробация исследования проходила в форме докладов и обсуждений на заседаниях проблемной группы «Математическое образование в начальной школе», а также докладов на научных сессиях НИУ «БелГУ» по результатам НИРС за 2014-2016 гг. Кроме того, опубликована статья в материалах Международной научно-практической интернет конференции «Педагогические и психофизиологические проблемы адаптации детей и молодежи» в 2014 г.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, и приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы выпускной квалификационной работы, формулируется научный аппарат исследования: проблема, цель, объект, предмет, определяется гипотеза, задачи, методы и база исследования.
В первой главе «Теоретические основы развития познавательной активности младших школьников в процессе работы над текстовыми задачами» мы представили историю развития к познанию на Руси; разные точки зрения отечественных педагогов по проблемам развития познавательной активности младших школьников; имеется классификация уровней познавательной активности в зависимости от характера познавательной деятельности субъекта, по образцу действия и по степени включенности учащихся в процесс обучения; основные пути и способы развития познавательной активности младших школьников в процессе работы над текстовыми задачами.
Во второй главе «Опытно - экспериментальная работа по развитию познавательной активности у младших школьников при работе над задачами» описан педагогический опыт, имеющийся в школьной практике по теме исследования; представлена диагностика познавательной активности учащихся экспериментального класса, описана работа на формирующем этапе исследования, определена динамика развития познавательной активности в процессе работы над текстовыми задачами на контрольном этапе и сделаны методические выводы.
В заключении содержатся выводы и обобщения по исследовательской работе.
Библиографический список включает 51 наименований. Выпускная квалификационная работа расположена на 58 страницах.
В приложении содержатся описание заданий диагностических методик констатирующего и контрольного этапов эксперимента, конспекты уроков математики по теме исследования.
Представленные в исследовании материалы имеют определенную практическую значимость для учителей начальных классов и студентов соответствующих специальностей и направлений подготовки.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Познавательная активность как педагогическое явление - это двусторонний взаимосвязанный процесс: это форма самоорганизации и самореализации учащегося и результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности ученика. Причём оба вида познавательной активности тесно взаимосвязаны друг с другом.
Для различных учащихся характерна разная интенсивность в активном познании. Степень проявления активности ученика в учебном процессе - это динамический, изменяющийся показатель. И педагог, учитель в силах помочь ученику перейти с нулевого на относительно активный или исполнительно активный уровень. И только от учителя зависит, дойдёт ли ученик до творческого уровня.
Познавательная активность связана с мотивами, целями, задачами, установками, способностями и притязаниями личности и формируется под воздействием как внешних, так и внутренних фактов. Важную роль в формировании познавательной активности младших школьников играет учитель. Уровень развития познавательной активности у учеников, зависит от того, как учитель сможет:
1. Создать на уроке атмосферу доброжелательности;
2. Использовать многообразие средств для поддержания интереса к предмету;
3. Направлять учебно - познавательный процесс на достижение конечного результата;
4. Осуществлять индивидуализация и дифференциацию учебно - воспитательного процесса;
5. Избегать перегрузки учеников;
6. Принимать во внимание наследственность и психофизические особенности детей;
7. Контролировать и корректировать усвоение каждого учебного
элемента;
8. Создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности.
В процессе теоретического исследования нами были выявлены особенности познавательной активности младших школьников:
1) Ученик заинтересуется только при интенсивном и увлекательном процессе;
2) Познавательная активность будет развиваться, при условии мягкого и доброжелательного общения педагога с учениками;
3) Активен ученик будет на уроке при правильной и интересной его организации.
Исследование начального курса математики показало, что решение теоретических задач имеет благоприятные условия для развития познавательной активности младших школьников. Проведённое опытно - экспериментальное исследование показало, что развитие познавательной активности младших школьников в процессе работы над текстовыми задачами, будет эффективным, если:
1) Условия задачи носят практико - ориентированный характер;
2) При работе с задачами, используются различные варианты моделирования;
3) Учащиеся выступают в роли активных субъектов учебной деятельности.
Таким образом, нами были выполнены все задачи исследования, и заявленная гипотеза получила подтверждение.



1. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах / Под ред. М.И. Моро и др. - М.: Педагогика, 1997. - 230 с.
2. Александрова Э.И. Психолого-педагогические основы построения современного курса математики / Э.И. Александрова // Начальная школа. -2013.- № 1. - С. 56-58.
3. Амоношвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников / Ш.А. Амоношвили. - М.: Педагогика, 2000. - 336 с.
4. Асмолов А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. - СПб.: Питер, 2001. - 588 с.
5. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
6. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 558 с.
7. Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальной школе / М.А. Бантова. - М.: Просвещение, 1984. - 335 с.
8. Бахир В.К. Развивающее обучение / В.К. Бахир // Начальная школа. - 2004. - №. - с. 26-30.
9. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе / А.В. Белошистая. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 455 с.
10. Бережнова Н.Н. Развитие познавательной активности на уроках математики и во внеурочное время [Офиц. сайт] URL:https://infourok.ru(дата обращения
20. 04. 2016).
11. Бим - Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад, М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глобова. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2006. - 528 с.
12. Болгова Г.М. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения математике // [Офиц.
сайт]. URL: http:// bolgova.ucoz.ru(дата обращения: 05.02.2016).
13. Будаева Л.Н. Использование приемов моделирования текстовых задач в начальном курсе математики / Л.Н. Будаева // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 3(40). - С. 119-121.
14. Буряк В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности / В.К. Буряк // Педагогика. - 2007. - № 8. - с. 71-78
15. Воронцов А.Б. Риски введения Федерального государственного
образовательного стандарта в первых классах и их возможная минимизация /А.Б. Воронцов. - М.: ОИРО, 2012 - 24 с.
16. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.:
Педагогика, 2008. - 480 с.
17. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка / П.Я. Гальперин. - М.: Изд-во Моск.ун-та, 1985. - 45 с.
18. Грязнов Ю.П. Развитие познавательной активности учащихся / Ю.П. Грязнов, Л.А. Лисина, П.И. Самойленко // Специалист. - 1998. - № 2. - с. 30¬33, № 3. - с. 31-35, № 4. - с. 30-33.
19. Демидова М.Ю. Оценка достижения планируемых результатов в начальной
школе. Система заданий: в 2 ч. Ч. 1 / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов,
О.А. Карабанова и др.- М.: Просвещение, 2009. - 215 с.
20.Зацепина Е.В. Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах / Е.В. Зацепина // Образование в современной школе. -
2014. - № 2. - с. 25-28.
21. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах / Н.Б. Истомина. - М.: Академия, 2001. - 288 с.
22. Кайнова, А.Л. Особенности использования игровых технологий для
активизации познавательной деятельности учащихся / А.Л. Кайнова // Конструирование оптимального образовательного пространства «учащийся - преподаватель»: проблемы и находки: материалы науч. практ. конф., Лида, 14 ноября 2007г / ГрГУ им. Я.Купалы; отв. ред. А.В.Богданович.- Гродно: ГрГУ, 2008. - С. 80 - 84.
23. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Изд. центр «Академия», 2011. - 176 с.
24. Козлова Г.В. О психолого-педагогическом сопровождении младших
школьников в рамках внедрения ФГОС / Г.В. Козлова, М.С. Помещикова // Начальная школа. - 2013. - № 7. - С. 7-10.
25. Кульбякина Л.Я., Зотова Т.Н. Вопросы в методике преподавания математике // Начальная школа. - 2004. - № 7. - с. 4-6.
26. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
27. Логунова Л.П. Опыт работы по формированию универсальных учебных действий в первом классе на уроках математики [Офиц. сайт]. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola(дата обращения: 17.05.2016).
28. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования / В.С. Мерлин. - М.: Академия. - 2002. - 345с.
29. Метельский И.В. Как поставить перед учащимися учебную задачу / И.В. Метельский // Начальная школа. - 2004. - № 11. - с. 12
30. Мещерякова Л.И. Формирование познавательной активности учащихся на уроках русского языка и математики // [Офиц. сайт]. URL:http://nsportal.ru2013 / (дата обращения: 12. 04. 2016).
31. Моро М.И. Математика 3 класс 2 часть / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова. - М.: Просвещение, 2013. - 112с.
32. Носикова Я.Н. Развитие познавательной самостоятельности младшего школьника в условиях ФГОС / Я.Н. Носикова // Начальная школа плюс До и После. - 2014. - № 2. - с. 24-28.
33. Перевознюк Е.И. Уроки математики в рамках концепции личностно-ориентированного обучения / Е.И. Перевознюк. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. - 206 с.
34. Петерсон Л.Г. Этапы формирования у младших школьников универсальных учебных действий / Л.Г. Петерсон // Управление начальной школой. - 2012. - № 2. - с. 34-40.
35. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2009. - 120 с.
36. Подходова Н.С. Моделирование как универсальное учебное действие при изучении математики / Н.С. Подходова // Начальная школа. - 2011. - № 9. - с. 34-41.
37. Рыдзе О.А. Оценка индивидуальных достижений по математике и
характеристика уровня развития учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО / О.А. Рыдзе // Начальная школа плюс До и После. - 2013. - № 9. - С. 15-20.
38. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения / Е. С. Савинов / Начальная школа; - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2010. - 204 с.
39. Светловская H.H. Методика внеклассного чтения: Книга для учителя / Н.Н. Светловская. - М.: Просвещение, 1991. - 274с.
40. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М.: Просвещение, 1998. - 312 с.
41. Столяренко Л.Д. Педагогика. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д; «Феникс», 2005. -С.75
42. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина. - М.:
Академия, 1998. - 288 с.
43. Тишук, Я.В. Особенности использования современных педагогических технологий для активизации познавательной деятельности учащихся / Я.В. Тишук // Конструирование оптимального образовательного пространства «учащийся - преподаватель»: проблемы и находки: материалы науч. практ. конф., Лида, 14 ноября 2007г / ГрГУ им. Я.Купалы; отв. ред. А.В.Богданович.- Гродно: ГрГУ, 2008. - С. 185-190
44. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; [Офиц. сайт]. URL: http://минобрнауки.рф//922 (дата
обращения: 20.05.2016).
45. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни / Г.А Цукерман. - М.: МЦКО, 2010. - 156 с.
46. Шадрина И.В. Математическое развитие младших школьников:
теоретические предпосылки / И.В. Шадрина // Начальная школа. - 2013. - № 4. - С. 72-77.
47. Шамова Т.И. Современные средства оценивания результатов обучения в
школе: Учебно-методическое пособие / Т.И. Шамова, С.Н. Белова,
И.В. Ильина, Г. Н. Подчалимова, А.Н. Худин. — М.: Педагогическое общество России, 2007. — 212 с.
48. Шамова Т.И. Экспериментальные площадки: эффективный способ
взаимодействия педагогической теории и практики // Шамова Т.И., С.Г. Воровщиков, М.М. Новожилова // Воровщиков С.Г. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутри школьной системы учебно-методического и управленческого сопровождения/ С.Г. Воровщиков, Т.И. Шамова, М.М. Новожилова, Е.В. Орлова и др. — М.: «5 за знания», 2009. — С. 14-28.
49. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности. - М: Просвещение, 1971. -С.123
50.Эльконин Д.Б. Психология развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2001 - 144с.
51.Ягодко Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе / Л.И. Ягодко // Начальная школа плюс До и После. - 2010. - №1. - С. 36-38.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ