СТРАТЕГИИ И ИНСТРУМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА)
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ 12
1.1 Теоретические подходы к исследованию социальной адаптации иностранных обучающихся в вузе 12
1.2. Социальная адаптация иностранных обучающихся в российском вузе:
виды, стадии и формы реализации процесса 24
1.3 Альтернативные стратегии социальной адаптации иностранных обучающихся в современном российском вузе 35
ГЛАВА II. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИКЛАДНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ И ИНСТРУМЕНТОВ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЮЖНОГО
ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА 48
2.1 Стратегии социальной адаптации иностранных обучающихся Южного
федерального университета 49
2.2 Инструменты социальной адаптации иностранных обучающихся
Южного федерального университета 62
2.3 Проблемы и риски социальной адаптации иностранных обучающихся в
Южном федеральном университете 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 117
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 119
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 120
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ 12
1.1 Теоретические подходы к исследованию социальной адаптации иностранных обучающихся в вузе 12
1.2. Социальная адаптация иностранных обучающихся в российском вузе:
виды, стадии и формы реализации процесса 24
1.3 Альтернативные стратегии социальной адаптации иностранных обучающихся в современном российском вузе 35
ГЛАВА II. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИКЛАДНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ И ИНСТРУМЕНТОВ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЮЖНОГО
ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА 48
2.1 Стратегии социальной адаптации иностранных обучающихся Южного
федерального университета 49
2.2 Инструменты социальной адаптации иностранных обучающихся
Южного федерального университета 62
2.3 Проблемы и риски социальной адаптации иностранных обучающихся в
Южном федеральном университете 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 117
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 119
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 120
Актуальность темы исследования. Объективная сторона актуальности исследования обусловлена ориентацией высших учебных заведений на включение в международное образовательное пространство посредством интернационализации образовательного процесса.
Обеспечивает это разработка и создание международных образовательных программ, обмен студентами и преподавателями между университетами разных стран мира.
Актуальность проблемы социальной адаптации иностранных обучающихся в российских вузах детерминирована главным образом задачами их дальнейшего эффективного обучения как будущих специалистов конкретной профессии. Во-первых, успешная социальная адаптация является залогом быстрого включения иностранных обучающихся в учебный процесс, что способствует решению проблемы сохранения иностранного контингента, уровень которого значительно уменьшается в сессионный период. Во- вторых, успешная социальная адаптация способствует повышению качества подготовки молодых специалистов в российском вузе.
В условиях распространения COVID-19 происходит трансформация многих общественных институтов и специалисты говорят о свертывании программ привлечения иностранных обучающихся, так как идет секвестр бюджета сферы образования . В силу перехода учебных заведений на дистанционное обучение, трансформируется привычный процесс социальной адаптации, меняются вспомогающие стратегии, инструменты и институты, что детерминирует повышение актуальности исследуемой проблематики.
Согласно официальной статистике Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, количество иностранных обучающихся в России с 2010 года по 2019 год увеличилось с 153 тыс. до 297,9 тыс. человек. Причем, в течение ближайших пяти лет Минобрнауки планирует вдвое увеличить ежегодную квоту на бюджетные места для иностранных граждан.
Научная сторона актуальности исследования обусловлена тем, что долгие годы процесс социальной адаптации иностранных обучающихся изучался в контексте общих миграционных процессов. Однако, учебная миграция имеет важное значение и ее прогрессирующий характер детерминирует научный интерес к специфике социальной адаптации иностранных обучающихся в российском вузе. Причем, специфика адаптационного процесса иностранных граждан в вузе имеет свои особенности в разных регионах России, многие вузы периферийных регионов не готовы принимать такой большой поток иностранных обучающихся. Вследствие чего, возникают осложнении процесса социальной адаптации иностранных обучающихся, что детерминирует научный подход к исследованию сложившейся проблемы, с целью описания и разработки необходимой научно-методической базы для ее решения.
Практическая сторона актуальности детерминирована планомерным ростом иностранного контингента в Южном федеральном университете. В сфере оказания образовательных услуг для иностранных граждан Южный федеральный университет (ЮФУ) является одним из лидеров на областном уровне. В том числе, ЮФУ входит в тройку вузов-лидеров по количеству иностранных студентов в Южном федеральном округе5. Согласно отчету ректора ЮФУ о деятельности университета за 2019 год в стенах вуза обучается 2483 иностранных гражданина, что определяет необходимость разработки эффективных механизмов социальной адаптации французского в вузе.
Степень научной разработанности темы. Степень научной разработанности проблемы напрямую связана с исследованиями общих теоретических процессов миграции населения и социальной адаптации мигрантов, что рассмотрено в работах советских и российских исследователей таких каких как, Л. Л. Рыбаковского, С. В. Рязанцева, Т. Н. Юдиной, В. И. Переведенцева, А. А. Сусоколова, В. А. Ионцева , А. В. Топилина, В. И. Мукомеля.
Социологичские аспекты социальной адаптации мигрантов, проблемы толерантности в обществе, специфика межэтнических взаимодействий рассмотрены в трудах А. В. Дмитриева, В. М. Воронкова, В. И. Мукомелея, Л. М. Дробижевой, Н. И. Ушаковой, Г. У. Солдатовой, В. А. Тишкова, Г. С. Денисовой, Д. А. Омельченко, А. В. Бедрика.
Вопросы восприятия принимающим сообществом мигрантов и их взаимодействия между собой стали предметом научного исследования М. С. Астоянц, А. В. Бедрика, И. Н. Воробьевой, А. В. Гришиной, Е. Л. Самариной.
Проблемные вопросы учебной иммиграции иностранных граждан в Российскую Федерацию, специфика регионального социального адаптационного процесса, проблемы интеграции иностранных обучающихся в образовательный процесс отражаются в работах Д. Н. Митина, Е. Е. Письменной, М. И Витковской, Ю. Н. Дорожкина и другие исследователи, работы которых посвящены внешней учебной миграции в так называемые студенческие центры, а именно в г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Новосибирск, г. Екатеринбург, г. Казань. Что касается регионов с меньшим уровнем представленности иностранного контингента в академической среде, то этим проблемным полем занимаются С. В. Дементьева, И. О. Кривцова, С. И. Модно, Е. Ю. Кошелева и другие.
Проблематика социальной адаптации иностранных обучающихся освящена в работах А. А. Атабековой, Д. Г. Арсеньева, М. А. Ивановой, О. М. Шевченко, А. Ю. Архипова, М. С Кошелева, В. Ф. Мартюшова, С. Н.Железнякова, Н. П. Шульгина и К. А. Рудой и других.
Целью данного исследования является выявление стратегий и инструментов, используемых иностранными обучающимися в ходе социальной адаптации в российском вузе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие научно-исследовательские задачи:
1) Рассмотреть теоретические подходы к исследованию социальной адаптации иностранных обучающихся в вузе;
2) Выделить виды, стадии и формы реализации социальной
адаптации иностранных обучающихся в российском вузе;
3) Изучить альтернативные стратегии социальной адаптации иностранных обучающихся в современном российском вузе;
4) Описать стратегии социальной адаптации иностранных обучающихся Южного федерального университета;
5) Выделить инструменты социальной адаптации иностранных обучающихся Южного федерального университета;
6) Выявить проблемы и риски социальной адаптации иностранных обучающихся в Южном федеральном университете.
Объектом нашего исследования являются иностранные обучающиеся Южного федерального университета.
На основе выбранного объекта исследования, определен предмет исследования - стратегии и инструменты социальной адаптации иностранных обучающихся Южного федерального университета.
Теоретико-методологическая база исследования заключается в значимых теоретических подходах к изучению выбранной проблематики. В первую очередь они очерчены теорией мирового «Общества риска» У. Бека и рискологоческой теорией В.И Чупрова и Ю.А Зубок, теорией социальных систем Н. Лумана, в рамках которой рассматривается социальная дифференциация, направлением символического интеракционизма, в рамках которого работали Г. Блумер Дж. Мид, И. Гофман и основатель этнометодологии Г. Гарфинкель, также рассмотрена миграция в теории трех стадий Л.Л. Рыбаковского, в рамках феноменологического подхода А. Шюца рассматривается личность в процессе социальной адаптации и сам процесс социальной адаптации рассматривается в контексте феноменологической категории Л.В. Корель.
Основными принципами на которые опирается исследование выступает принцип историзма, что детерминировано высоким скачком численности иностранных обучающихся в России и в Южном федеральном университете в частности за последние 10 лет. Второй принцип, который мы берем за основу - принцип холизма, в рамках него целесообразно рассматривать социальную адаптацию иностранных обучающихся в российском вузе, раскладывая ее на составляющие части и беря во внимание внешние факторы. Использование принципа эмпиризма в рамках данной работы обусловлено выбранной методологией исследования данной проблематики.
Методами исследования являются общенаучные методы, такие как системный анализ, компаративиский и библиографический метод. Социологическими методами исследования являются: анкетный опрос, включенное наблюдение, метод полуформализованного интервью, интерпретация статистических данных.
1. Эмпирическую базу исследования составляют статистические данные на официальном сайте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Ростовской области, данные Федеральной службы государственной статистики, данные Института статистики ЮНЕСКО, отчет ректора ЮФУ о деятельности университета за 2019 год, социологический анкетный опрос 2013 года Архиповой А.Ю., Роговой Т.М., Савченковой И.Н., Фурса Е.В. «Высшие учебные заведения в привлечении, обучении и адаптации иностранных студентов (на примере Южного федерального университета)», а также авторские исследования: включенное наблюдение март-май 2018 года «Социальная адаптация иностранных обучающихся ЮФУ: образ жизни иностранного студента»; стандартизированный анкетный опрос 2019 года «Особенности социальной адаптации иностранных обучающихся в российском вузе (на примере, Южного федерального университета)»,в котором приняло участие 220 человек (методом квотной выборки были отобраны представители Латинской Америки - 62 человека (28,2%), Африки - 30 человек (13,6%), Стран Ближнего Востока - 37 человек (16,8%), Южной и Восточной Азии - 83 человека (37,3%), Европы, США и Канады - 8 человек (3,6%)); полуформализованное интервью 2020 года, «Стратегии и инструменты социальной адаптации иностранных обучающихся российского вуза (на примере Южного федерального университета)»,опрошено было 10 человек (методом целенаправленной выборки были опрошены по 2 представителя от Африканских стран, Восточной Азии, Ближнего Востока, Латиноамериканских стран, Южной Азии).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа включает введение, две главы: три параграфа в первой и три параграфа во второй главе, заключение и список использованной литературы, приложения.
Обеспечивает это разработка и создание международных образовательных программ, обмен студентами и преподавателями между университетами разных стран мира.
Актуальность проблемы социальной адаптации иностранных обучающихся в российских вузах детерминирована главным образом задачами их дальнейшего эффективного обучения как будущих специалистов конкретной профессии. Во-первых, успешная социальная адаптация является залогом быстрого включения иностранных обучающихся в учебный процесс, что способствует решению проблемы сохранения иностранного контингента, уровень которого значительно уменьшается в сессионный период. Во- вторых, успешная социальная адаптация способствует повышению качества подготовки молодых специалистов в российском вузе.
В условиях распространения COVID-19 происходит трансформация многих общественных институтов и специалисты говорят о свертывании программ привлечения иностранных обучающихся, так как идет секвестр бюджета сферы образования . В силу перехода учебных заведений на дистанционное обучение, трансформируется привычный процесс социальной адаптации, меняются вспомогающие стратегии, инструменты и институты, что детерминирует повышение актуальности исследуемой проблематики.
Согласно официальной статистике Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, количество иностранных обучающихся в России с 2010 года по 2019 год увеличилось с 153 тыс. до 297,9 тыс. человек. Причем, в течение ближайших пяти лет Минобрнауки планирует вдвое увеличить ежегодную квоту на бюджетные места для иностранных граждан.
Научная сторона актуальности исследования обусловлена тем, что долгие годы процесс социальной адаптации иностранных обучающихся изучался в контексте общих миграционных процессов. Однако, учебная миграция имеет важное значение и ее прогрессирующий характер детерминирует научный интерес к специфике социальной адаптации иностранных обучающихся в российском вузе. Причем, специфика адаптационного процесса иностранных граждан в вузе имеет свои особенности в разных регионах России, многие вузы периферийных регионов не готовы принимать такой большой поток иностранных обучающихся. Вследствие чего, возникают осложнении процесса социальной адаптации иностранных обучающихся, что детерминирует научный подход к исследованию сложившейся проблемы, с целью описания и разработки необходимой научно-методической базы для ее решения.
Практическая сторона актуальности детерминирована планомерным ростом иностранного контингента в Южном федеральном университете. В сфере оказания образовательных услуг для иностранных граждан Южный федеральный университет (ЮФУ) является одним из лидеров на областном уровне. В том числе, ЮФУ входит в тройку вузов-лидеров по количеству иностранных студентов в Южном федеральном округе5. Согласно отчету ректора ЮФУ о деятельности университета за 2019 год в стенах вуза обучается 2483 иностранных гражданина, что определяет необходимость разработки эффективных механизмов социальной адаптации французского в вузе.
Степень научной разработанности темы. Степень научной разработанности проблемы напрямую связана с исследованиями общих теоретических процессов миграции населения и социальной адаптации мигрантов, что рассмотрено в работах советских и российских исследователей таких каких как, Л. Л. Рыбаковского, С. В. Рязанцева, Т. Н. Юдиной, В. И. Переведенцева, А. А. Сусоколова, В. А. Ионцева , А. В. Топилина, В. И. Мукомеля.
Социологичские аспекты социальной адаптации мигрантов, проблемы толерантности в обществе, специфика межэтнических взаимодействий рассмотрены в трудах А. В. Дмитриева, В. М. Воронкова, В. И. Мукомелея, Л. М. Дробижевой, Н. И. Ушаковой, Г. У. Солдатовой, В. А. Тишкова, Г. С. Денисовой, Д. А. Омельченко, А. В. Бедрика.
Вопросы восприятия принимающим сообществом мигрантов и их взаимодействия между собой стали предметом научного исследования М. С. Астоянц, А. В. Бедрика, И. Н. Воробьевой, А. В. Гришиной, Е. Л. Самариной.
Проблемные вопросы учебной иммиграции иностранных граждан в Российскую Федерацию, специфика регионального социального адаптационного процесса, проблемы интеграции иностранных обучающихся в образовательный процесс отражаются в работах Д. Н. Митина, Е. Е. Письменной, М. И Витковской, Ю. Н. Дорожкина и другие исследователи, работы которых посвящены внешней учебной миграции в так называемые студенческие центры, а именно в г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Новосибирск, г. Екатеринбург, г. Казань. Что касается регионов с меньшим уровнем представленности иностранного контингента в академической среде, то этим проблемным полем занимаются С. В. Дементьева, И. О. Кривцова, С. И. Модно, Е. Ю. Кошелева и другие.
Проблематика социальной адаптации иностранных обучающихся освящена в работах А. А. Атабековой, Д. Г. Арсеньева, М. А. Ивановой, О. М. Шевченко, А. Ю. Архипова, М. С Кошелева, В. Ф. Мартюшова, С. Н.Железнякова, Н. П. Шульгина и К. А. Рудой и других.
Целью данного исследования является выявление стратегий и инструментов, используемых иностранными обучающимися в ходе социальной адаптации в российском вузе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие научно-исследовательские задачи:
1) Рассмотреть теоретические подходы к исследованию социальной адаптации иностранных обучающихся в вузе;
2) Выделить виды, стадии и формы реализации социальной
адаптации иностранных обучающихся в российском вузе;
3) Изучить альтернативные стратегии социальной адаптации иностранных обучающихся в современном российском вузе;
4) Описать стратегии социальной адаптации иностранных обучающихся Южного федерального университета;
5) Выделить инструменты социальной адаптации иностранных обучающихся Южного федерального университета;
6) Выявить проблемы и риски социальной адаптации иностранных обучающихся в Южном федеральном университете.
Объектом нашего исследования являются иностранные обучающиеся Южного федерального университета.
На основе выбранного объекта исследования, определен предмет исследования - стратегии и инструменты социальной адаптации иностранных обучающихся Южного федерального университета.
Теоретико-методологическая база исследования заключается в значимых теоретических подходах к изучению выбранной проблематики. В первую очередь они очерчены теорией мирового «Общества риска» У. Бека и рискологоческой теорией В.И Чупрова и Ю.А Зубок, теорией социальных систем Н. Лумана, в рамках которой рассматривается социальная дифференциация, направлением символического интеракционизма, в рамках которого работали Г. Блумер Дж. Мид, И. Гофман и основатель этнометодологии Г. Гарфинкель, также рассмотрена миграция в теории трех стадий Л.Л. Рыбаковского, в рамках феноменологического подхода А. Шюца рассматривается личность в процессе социальной адаптации и сам процесс социальной адаптации рассматривается в контексте феноменологической категории Л.В. Корель.
Основными принципами на которые опирается исследование выступает принцип историзма, что детерминировано высоким скачком численности иностранных обучающихся в России и в Южном федеральном университете в частности за последние 10 лет. Второй принцип, который мы берем за основу - принцип холизма, в рамках него целесообразно рассматривать социальную адаптацию иностранных обучающихся в российском вузе, раскладывая ее на составляющие части и беря во внимание внешние факторы. Использование принципа эмпиризма в рамках данной работы обусловлено выбранной методологией исследования данной проблематики.
Методами исследования являются общенаучные методы, такие как системный анализ, компаративиский и библиографический метод. Социологическими методами исследования являются: анкетный опрос, включенное наблюдение, метод полуформализованного интервью, интерпретация статистических данных.
1. Эмпирическую базу исследования составляют статистические данные на официальном сайте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Ростовской области, данные Федеральной службы государственной статистики, данные Института статистики ЮНЕСКО, отчет ректора ЮФУ о деятельности университета за 2019 год, социологический анкетный опрос 2013 года Архиповой А.Ю., Роговой Т.М., Савченковой И.Н., Фурса Е.В. «Высшие учебные заведения в привлечении, обучении и адаптации иностранных студентов (на примере Южного федерального университета)», а также авторские исследования: включенное наблюдение март-май 2018 года «Социальная адаптация иностранных обучающихся ЮФУ: образ жизни иностранного студента»; стандартизированный анкетный опрос 2019 года «Особенности социальной адаптации иностранных обучающихся в российском вузе (на примере, Южного федерального университета)»,в котором приняло участие 220 человек (методом квотной выборки были отобраны представители Латинской Америки - 62 человека (28,2%), Африки - 30 человек (13,6%), Стран Ближнего Востока - 37 человек (16,8%), Южной и Восточной Азии - 83 человека (37,3%), Европы, США и Канады - 8 человек (3,6%)); полуформализованное интервью 2020 года, «Стратегии и инструменты социальной адаптации иностранных обучающихся российского вуза (на примере Южного федерального университета)»,опрошено было 10 человек (методом целенаправленной выборки были опрошены по 2 представителя от Африканских стран, Восточной Азии, Ближнего Востока, Латиноамериканских стран, Южной Азии).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа включает введение, две главы: три параграфа в первой и три параграфа во второй главе, заключение и список использованной литературы, приложения.
Таким образом, в ходе научно-исследовательской работы были рассмотрены теоретические подходы к исследованию социальной адаптации иностранных обучающихся в вузе. Социальная адаптация рассматривалась учеными в рамках позитивистской школы социологии (Э. Дюргейм, М. Вебер), в направлении рациональности М. Вебера, в культурологическом подходе Г. Зиммеля, в структурном функционализме Т. Парсонса, теории аномии Р. Мертона, в социокультурном подходе П. Сорокина, в символическом интеракционизме Дж. Мида, в рискологическом подходе Ю. А. Зубок, в социологии адаптации Л. В. Корель, в рамках теории культурного шока К. Оберга, а также социальная адаптация иностранных иммигрантов рассмотрена в рамках российского законодательства. На основе анализа теоретической литературы выбрано понятие социальной адаптации, которое необходимо в рамках данного исследования.
Также были рассмотрены стадии миграционного процесса по Л. Л. Рыбаковскому, которые несут значимую гносеологическую ценность для изучения миграционного пути иностранных обучающихся и в последствии их социальной адаптации в российском вузе. Так, стадии предложенные ученным способствуют описанию миграции иностранных обучающихся. Первая стадия, через которую проходит иностранный иммигрант - стадия переселения, которая включает в себя формирование мотивационных установок для переезда в другой регион с целью получения образования. Вторая стадия - непосредственное переселение, переезд иностранного обучающегося, на этом этапе уже начинается процесс социальной адаптации к новой социокультурной реальности. И последняя стадия - приживаемость, то есть непосредственно социальная адаптация иностранного обучающегося к российской действительности, культуре, экономической, политической социальной системе. Отмечена важность разграничения понятий образовательной и учебной миграции. Иностранные обучающие в Южном федеральном университете в большинстве своем осуществляют учебную миграцию, которая по временной продолжительности и мотивам отличается от образовательной. Образовательную миграцию осуществляют лишь единицы, это представители Европейских стран и США, за редким исключением представители других стран.
Анализ исследований и теоретических материалов позволил выделить темпоральные этапы социальной адаптации иностранных обучающихся в российском вузе. Они заключают в себя 4 временных периода: начальный адаптационный период (до 1 года обучения), более глубокая социальная адаптация (2 год обучения иммигранта), попытка идентифицирования личности на профессиональной основе (3 год обучения) и адаптация к трудовой деятельности (в случае решения дальнейшего пребывания в стране обучения). Данные этапы важны для реализации успешной социальной адаптации иностранных обучающихся и для создания эффективных методов их интегрирования в образовательный процесс и студенческую среду. Правильное понимание поэтапного входа в новую социокультурную среду иммигранта позволяет предупреждать девиации в студенческой среде, поддерживать высокий уровень академической успеваемости и создавать и реализовать эффективные инструменты социальной адаптации иностранных обучающихся в Южном федеральном университете.
Изучения теоретических источников позволило выделить альтернативные стратегии социальной адаптации иностранных обучающихся в российском вузе: модификационная и компенсаторная стратегия социальной адаптации. Первая стратегия представляет собой открытый тип социальной адаптации, характеризующейся открытостью индивида к новым нормам, правилам, установкам изменившейся социальной среды. Индивид активно принимает участие в социальных взаимодействиях, принимая и перенимая паттерны социального поведения. Компенсаторная стратегия социальной адаптации в свою очередь характеризуется закрытостью иностранного мигранта к новым стандартам, правилам и нормам. Индивид в разной степени отторгает новые паттерны и образцы социального поведения, замыкаясь, капсулируясь и стараясь сохранить свою этническую идентичность, обычаи и традиции, даже, если они противоречат общепринятым нормам и правилам принимающего сообщества.
Анализ полученных данных в ходе прикладного социологического исследования позволил выявить предпочитаемые стратегии социальной адаптации иностранных обучающихся Южного федерального университета, в зависимости от их этнической и культурной принадлежности. Так, студенты представляющие Восточную Азию придерживаются компенсаторной стратегии социальной адаптации, что обусловлено типом их культуры (реактивная культура). Активное участие во внеучебной деятельности они не принимают, концентрируя свои ресурсы и силы на образовательном процессе. Обучающиеся представляющие Африканские и Латиноамериканские страны в большинстве своем придерживаются компенсаторной стратегии социальной адаптации (по разным причинам) с элементами модификационной стратегии. Уровень выраженности элементов модификационной стратегии коррелируется с багажом социального опыта обучающихся. Результаты анализа социальной адаптации представителей Центральной Азии в начале исследований показывали уверенную модификационную стратегию социальной адаптации, однако с течением времени и увеличением их представительства в Южном федеральном университете, их стратегия социальной адаптации претерпевает значительные изменения, переориентируясь на компенсаторную стратегию социальной адаптации. Студенты из Ближнего Востока придерживаются модификационной стратегии социальной адаптации в вузе, что обусловлено типом их культуры (полиактивная культура). Однако внутри данной этнической группы присутствуют свои гендерные особенности. Так, девушки придерживаются модификационной стратегии социальной адаптации, однако в их социальных моделях поведения в большей степени, чем у мужчины выражены компоненты компенсаторной стратегии, что обусловлено их культурными и религиозными особенностями.
Исследование позволило выделить основные инструменты социальной адаптации реализуемые в Южном федеральном университете, а также проанализировать уровень их эффективности и качества. Так, было выявлено, что наиболее популярным среди иностранных обучающихся являются культурно-массовые мероприятия, которые реализуются в рамках Студенческого интернационально клуба. В целом, информационная осведомленность иностранных обучающихся о проводимых мероприятиях находится на высоком уровне. Однако необходимо учитывать уровень языковой подготовки иностранных обучающихся и вести новостные ленты не только на русском языке, но также и на английском, как на языке международного общения. Также выявлена важность и значимость осуществления наставнической деятельности по отношению к иностранным обучающимся на протяжении всего периода их пребывания в России.
На основе полученных данных были выделены две основные группы проблем, с которыми сталкивается иностранный обучающийся в Южном федеральном университете: формальные и неформальные проблемы социальной адаптации. Формальные проблемы включают в себя юридические, правовые и законодательные стороны пребывания в России. Неформальные проблемы социальной адаптации включают в себя климатическую, академическую, экономическую, социокультурную и другие виды адаптаций иностранного обучающегося.
На некоторых структурных подразделениях зафиксировано предвзятое отношение преподавательского состава к студентам представляющих Центральную Азию. Обусловлено это распространенными стереотипами в принимающем сообществе, что также имеет влияние на академическое сообщество. Выявленная проблема требует более детального исследования мотивов и причин установленного поведения преподавателей.
Для предотвращения и устранения негативных гетеростереотипов в академическом сообществе возможным является разработка методологических рекомендаций и пособий для работы преподавателей в поликультурном образовательном пространстве. Методические разработки должны включать в себя рекомендации по взаимодействию с представителями определенных культур и этносов, этнопсихологические особенности иностранных обучающихся в разрезе их этнической принадлежности, а также формы и методы осуществления учебного процесса, включающего иностранных обучающихся. Также для предотвращения негативного или предвзятого отношения к студентам по этническому признаку со стороны преподавательского состава или рабочего персонала вуза возможна реализация дополнительных программ профессиональной переподготовки (повышения квалификации), включающая методы кросскультурной коммуникации в поликультурном образовательном пространстве.
Для повышения уровня успешности академической адаптации иностранного обучающегося в Южном федеральном университете, необходимо реализовывать ряд лекций, рассказывающих о российской системе высшего образования. Лекции могут быть проведены как непосредственно на каждом структурном подразделении, причем, по мнению иностранных обучающихся их должны проводить студенты старших курсов. Также лекции могут быть представлены в видеоформате, в опубликованном цикле видеоматериалов на официальных страницах Южного федерального университета в социальных сетях.
Важной рекомендацией для улучшения процесса социальной адаптации иностранных обучающихся в Южном федеральном университете является разработка дополнительных общеразвивающих программ обучения для иностранных граждан. Программы должны включать в себя спектр значимых тем для успешного вхождения в российскую социокультурную реальность. Это такие как, история России, культура, архитектура, социально-психологические особенности российского населения, религиозное разнообразие России, литература и другие. Важным является осуществление дополнительных курсов русского языка для иностранных обучающихся, так как исследование показало, что уровень языковой подготовки студентов падает по завершению подготовительного факультета, что влечет за собой ряд коммуникационных, бытовых и других трудностей в социальной адаптации. Вышеизложенные рекомендации это лишь часть тех мер, которые могут быть разработаны на основе полученных результатов социологического исследования и выявленных проблем социальной адаптации иностранных обучающихся в Южном федеральном университете.
Также были рассмотрены стадии миграционного процесса по Л. Л. Рыбаковскому, которые несут значимую гносеологическую ценность для изучения миграционного пути иностранных обучающихся и в последствии их социальной адаптации в российском вузе. Так, стадии предложенные ученным способствуют описанию миграции иностранных обучающихся. Первая стадия, через которую проходит иностранный иммигрант - стадия переселения, которая включает в себя формирование мотивационных установок для переезда в другой регион с целью получения образования. Вторая стадия - непосредственное переселение, переезд иностранного обучающегося, на этом этапе уже начинается процесс социальной адаптации к новой социокультурной реальности. И последняя стадия - приживаемость, то есть непосредственно социальная адаптация иностранного обучающегося к российской действительности, культуре, экономической, политической социальной системе. Отмечена важность разграничения понятий образовательной и учебной миграции. Иностранные обучающие в Южном федеральном университете в большинстве своем осуществляют учебную миграцию, которая по временной продолжительности и мотивам отличается от образовательной. Образовательную миграцию осуществляют лишь единицы, это представители Европейских стран и США, за редким исключением представители других стран.
Анализ исследований и теоретических материалов позволил выделить темпоральные этапы социальной адаптации иностранных обучающихся в российском вузе. Они заключают в себя 4 временных периода: начальный адаптационный период (до 1 года обучения), более глубокая социальная адаптация (2 год обучения иммигранта), попытка идентифицирования личности на профессиональной основе (3 год обучения) и адаптация к трудовой деятельности (в случае решения дальнейшего пребывания в стране обучения). Данные этапы важны для реализации успешной социальной адаптации иностранных обучающихся и для создания эффективных методов их интегрирования в образовательный процесс и студенческую среду. Правильное понимание поэтапного входа в новую социокультурную среду иммигранта позволяет предупреждать девиации в студенческой среде, поддерживать высокий уровень академической успеваемости и создавать и реализовать эффективные инструменты социальной адаптации иностранных обучающихся в Южном федеральном университете.
Изучения теоретических источников позволило выделить альтернативные стратегии социальной адаптации иностранных обучающихся в российском вузе: модификационная и компенсаторная стратегия социальной адаптации. Первая стратегия представляет собой открытый тип социальной адаптации, характеризующейся открытостью индивида к новым нормам, правилам, установкам изменившейся социальной среды. Индивид активно принимает участие в социальных взаимодействиях, принимая и перенимая паттерны социального поведения. Компенсаторная стратегия социальной адаптации в свою очередь характеризуется закрытостью иностранного мигранта к новым стандартам, правилам и нормам. Индивид в разной степени отторгает новые паттерны и образцы социального поведения, замыкаясь, капсулируясь и стараясь сохранить свою этническую идентичность, обычаи и традиции, даже, если они противоречат общепринятым нормам и правилам принимающего сообщества.
Анализ полученных данных в ходе прикладного социологического исследования позволил выявить предпочитаемые стратегии социальной адаптации иностранных обучающихся Южного федерального университета, в зависимости от их этнической и культурной принадлежности. Так, студенты представляющие Восточную Азию придерживаются компенсаторной стратегии социальной адаптации, что обусловлено типом их культуры (реактивная культура). Активное участие во внеучебной деятельности они не принимают, концентрируя свои ресурсы и силы на образовательном процессе. Обучающиеся представляющие Африканские и Латиноамериканские страны в большинстве своем придерживаются компенсаторной стратегии социальной адаптации (по разным причинам) с элементами модификационной стратегии. Уровень выраженности элементов модификационной стратегии коррелируется с багажом социального опыта обучающихся. Результаты анализа социальной адаптации представителей Центральной Азии в начале исследований показывали уверенную модификационную стратегию социальной адаптации, однако с течением времени и увеличением их представительства в Южном федеральном университете, их стратегия социальной адаптации претерпевает значительные изменения, переориентируясь на компенсаторную стратегию социальной адаптации. Студенты из Ближнего Востока придерживаются модификационной стратегии социальной адаптации в вузе, что обусловлено типом их культуры (полиактивная культура). Однако внутри данной этнической группы присутствуют свои гендерные особенности. Так, девушки придерживаются модификационной стратегии социальной адаптации, однако в их социальных моделях поведения в большей степени, чем у мужчины выражены компоненты компенсаторной стратегии, что обусловлено их культурными и религиозными особенностями.
Исследование позволило выделить основные инструменты социальной адаптации реализуемые в Южном федеральном университете, а также проанализировать уровень их эффективности и качества. Так, было выявлено, что наиболее популярным среди иностранных обучающихся являются культурно-массовые мероприятия, которые реализуются в рамках Студенческого интернационально клуба. В целом, информационная осведомленность иностранных обучающихся о проводимых мероприятиях находится на высоком уровне. Однако необходимо учитывать уровень языковой подготовки иностранных обучающихся и вести новостные ленты не только на русском языке, но также и на английском, как на языке международного общения. Также выявлена важность и значимость осуществления наставнической деятельности по отношению к иностранным обучающимся на протяжении всего периода их пребывания в России.
На основе полученных данных были выделены две основные группы проблем, с которыми сталкивается иностранный обучающийся в Южном федеральном университете: формальные и неформальные проблемы социальной адаптации. Формальные проблемы включают в себя юридические, правовые и законодательные стороны пребывания в России. Неформальные проблемы социальной адаптации включают в себя климатическую, академическую, экономическую, социокультурную и другие виды адаптаций иностранного обучающегося.
На некоторых структурных подразделениях зафиксировано предвзятое отношение преподавательского состава к студентам представляющих Центральную Азию. Обусловлено это распространенными стереотипами в принимающем сообществе, что также имеет влияние на академическое сообщество. Выявленная проблема требует более детального исследования мотивов и причин установленного поведения преподавателей.
Для предотвращения и устранения негативных гетеростереотипов в академическом сообществе возможным является разработка методологических рекомендаций и пособий для работы преподавателей в поликультурном образовательном пространстве. Методические разработки должны включать в себя рекомендации по взаимодействию с представителями определенных культур и этносов, этнопсихологические особенности иностранных обучающихся в разрезе их этнической принадлежности, а также формы и методы осуществления учебного процесса, включающего иностранных обучающихся. Также для предотвращения негативного или предвзятого отношения к студентам по этническому признаку со стороны преподавательского состава или рабочего персонала вуза возможна реализация дополнительных программ профессиональной переподготовки (повышения квалификации), включающая методы кросскультурной коммуникации в поликультурном образовательном пространстве.
Для повышения уровня успешности академической адаптации иностранного обучающегося в Южном федеральном университете, необходимо реализовывать ряд лекций, рассказывающих о российской системе высшего образования. Лекции могут быть проведены как непосредственно на каждом структурном подразделении, причем, по мнению иностранных обучающихся их должны проводить студенты старших курсов. Также лекции могут быть представлены в видеоформате, в опубликованном цикле видеоматериалов на официальных страницах Южного федерального университета в социальных сетях.
Важной рекомендацией для улучшения процесса социальной адаптации иностранных обучающихся в Южном федеральном университете является разработка дополнительных общеразвивающих программ обучения для иностранных граждан. Программы должны включать в себя спектр значимых тем для успешного вхождения в российскую социокультурную реальность. Это такие как, история России, культура, архитектура, социально-психологические особенности российского населения, религиозное разнообразие России, литература и другие. Важным является осуществление дополнительных курсов русского языка для иностранных обучающихся, так как исследование показало, что уровень языковой подготовки студентов падает по завершению подготовительного факультета, что влечет за собой ряд коммуникационных, бытовых и других трудностей в социальной адаптации. Вышеизложенные рекомендации это лишь часть тех мер, которые могут быть разработаны на основе полученных результатов социологического исследования и выявленных проблем социальной адаптации иностранных обучающихся в Южном федеральном университете.
Подобные работы
- РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТЕКСТ КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ИНОСТРАННОГО СТУДЕНТА: НА ПРИМЕРЕ ТЕКСТОВ О ХАКАСИИ
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2024 - Роль национально-культурных объединений в интеграции местного
сообщества (на примере земляческих и диаспорных групп)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ТРАСЛОКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МИГРАНТОВ В ТОМСКЕ ИЗ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Бакалаврская работа, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2025 - РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА "ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ВЫБОРА ВИДОВ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" (НА ПРИМЕРЕ НИУ «БЕЛГУ»)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ КОНКУРЕНЦИИ НА ПРИМЕРЕ ВУЗОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ СУБЪЕКТОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Влияние организационной культуры учреждения на психологическое здоровье сотрудников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2018 - Внешнеэкономическая политика России в сфере таможенного дела
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФАКТОРЫ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАМКАХ СНГ
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2022



