Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМЫ КОММУНИКАЦИИ «МУЗЕЙ-ОБЩЕСТВО» В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЕЙНОЙ ПРАКТИКЕ

Работа №67043

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы142
Год сдачи2018
Стоимость5020 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
433
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты изучения коммуникации «музей - аудитория» 14
1.1. Социальные функции музеев 14
1.2. Коммуникационное пространство музея 22
1.3. Специфика коммуникативной деятельности музея 26
1.4. Становление и развитие изданий, посвященных музеям, в России 39
1.5. Коммуникативные технологии в музееведении на современном
этапе 51
Выводы к главе 55
Глава 2. Опыт организации коммуникативной деятельности музеев в условиях дигитализации общественного диалога 59
2.1 Специализированные отечественные издания, посвященные музеям, в системе массмедиа 59
2.2. Формы организации массовой коммуникации в Государственном Эрмитаже 92
2.3. Формы организации массовой коммуникации в Третьяковской
галерее 106
2.4. Взаимодействие с аудиторией в деятельности ГБУК «Белгородский государственный художественный музей» 114
Выводы к главе 122
Заключение 139
Список источников
Список использованной литературы 146
Приложение

На рубеже XX - XXI-го вв. в мире начали происходить глобальные общекультурные преобразования, которые с неизбежностью захватили все сферы и
институты культуры. Появились прогнозы о том, что какие-либо культурные
феномены могут навсегда исчезнуть во времени, подвергшись интеллектуальной деконструкции и перестав быть нужными.
Казалось бы, музею как актуальной культурной институции, имеющей
многовековую традицию, не грозит утрата их функций, но тем не менее прогнозы, предрекающие исчезновение музеев, нередки.
Происходит это по причине того, что не все современные музеи оказываются на передовых позициях в решении актуальных, технологических, экономических проблем; далеко не все музеи владеют новыми технологиями, не интегрированы в современные культурные практики коммуникаций и творчества, в результате чего они выпадают из современных реалий, отстают от запросов времени, а в итоге к ним утрачивается интерес как к культурному институту в пользу Интернета, кино, телевидения и других медиа, транслирующих
культурную информацию и выступающих инициаторами культурных акций и
проектов. С другой стороны, в феномене Интернета можно увидеть достаточно успешную альтернативу конкретному музею, поскольку сегодня практически каждый музей на Западе и практически все музеи в России представлены
во Всемирной сети.
В настоящее время в Российской Федерации, по данным статистики, 2758
музеев. Из них около 10% являются искусствоведческими, около 19% - исторические и археологические, приблизительно 30% - краеведческие, 2% - естественнонаучные и научно-технические, остальное составляют отраслевые,
специализированные и прочие музеи.
По данным издания «Россия в цифрах. 2017» можно сказать, что в РФ количество музеев с 2000 по 2017 г. увеличилось на 700, а число посещений выросло с 73,2 млн. человек до 119,0 млн.
Очевидна позитивная динамика интереса к музею как к социально-культурному институту и как к ретранслятору духовных и культурных ценностей. В качестве примера можно привести две грандиозные по посещаемости
(около 1 млн. человек) выставки, организованные в Государственной Третьяковской галерее, - выставка работ В. Серова (2015-16гг.) и И. Айвазовского
(2016г.). Также в этот период был зафиксирован дефицит онлайн-билетов на
«топовые» выставки в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Даже в небольших городах,
таких как Белгород, обладающими небольшими музейными ресурсами, наблюдается повышение внимания к событиям в музейной жизни, к художественной культуре региона и к изобразительному искусству в особенности.
Найти однозначное объяснение этому музейному феномену достаточно
сложно. Очевидно, что интернет-развлечения, не говоря о телевидении, не
удовлетворяют всех запросов. А поход в музей, в который невозможно достать
билеты и попасть, не проведя перед тем в очереди несколько часов, рассматривается как социально одобряемая, «продвинутая» форма досуга, обеспечивающая востребованный имидж интеллектуала — неслучайно все чаще в соцсетях можно увидеть селфи с выставок как из музеев первого ряда, так и с выставок в галереях и культурных центрах. (В 2014 году был объявлен первый
международный флэшмоб «Селфи в музее». Теперь эта акция проводится ежегодно 17 января). Имеется и экономическая версия. Накапливается потребность в сильных впечатлениях, но возможность, к примеру, выехать за рубеж в
поисках чего-то нового есть не у всех. А музеев высокого уровня в России
достаточно. К тому же в регионах наблюдается рост количества передвижных
временных выставок из крупных музеев.
Еще одна причина повышения интереса к музеям — рост качества работы
самих музеев. В музеи пришли новые специалисты: маркетологи, экспозиционеры, музейные педагоги, дизайнеры, способные реализовывать смелые выставочные проекты и побеждать в конкуренции за внимание публики.
Обобщая, можно утверждать, что срабатывают сразу все факторы одновременно.
Музеи всегда были главным центром изучения, сохранения и трансляции
социального опыта, зеркалом культурных ориентиров общества, взаимодействуя практически со всеми слоями населения. Интенсивное развитие развлекательно-досуговой индустрии, глобализация и информатизация общества повлияли на презентацию музейных практик. На сегодняшний день музеи вынуждены заниматься не только сохранением и интерпретацией культурного наследия, но и соотносить свою деятельность с актуальными для современников
проблемами.
До недавнего времени музеи имели исторически сложившийся авторитет
институции, занимающейся сохранением, популяризацией и трансляцией социальной памяти, но внедрение и использование в работе инновационных
технологий и культурно-коммуникативного подхода способствовали обретению музеем нового статуса культурно-досугового центра, что привело к модернизации его деятельности и позиционированию музея как поля социокультурной коммуникации, где у посетителей происходит знакомство с культурными артефактами.
Музеи активно участвуют в социально-экономической, политической,
культурной жизни общества, поэтому у исследователей нет единого мнения об
общественной миссии музея как социокультурного феномена, но на первое6
место выходят дискуссии, анализирующие культурно-коммуникативное пространство музея. Поэтому изучение музейной коммуникации является важнейшим для понимания культурных и смысловых характеристик деятельности
музея, и в связи с этим следует говорить о позиционировании музея как поля
социокультурной коммуникации.
Художественные музеи сегодня формируют и определяют городское пространство, влияют на экономическую привлекательность регионов, развитие
творческой индустрии и культурного предпринимательства.
Некоторые российские регионы во многом благодаря новой социокультурной деятельности художественных музеев в настоящее время стали восприниматься как целостные культурные объекты.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Становление информационного общества не только радикально
преобразует социокультурное пространство, но и задает свои способы,
принципы и формы интерпретации культурного наследия.
Общественные изменения предполагают изменения в деятельности
музеев: хотя в историческом контексте функции музея остаются стабильны,
они все равно находятся в постоянном развитии, потому что меняются
общественные запросы.
Рассмотрев основные направления развития музеев и форм их
коммуникации в культурном пространстве, становится понятно, что
приоритетными являются пересмотр управления музейной деятельностью
согласно новым требованиям времени, осознание и понимание интересов
современного посетителя музея, и расширение целевой аудитории,
модернизация старых и поиск новых форм экспозиционной деятельности,
создание сети межмузейного взаимодействия как с профессиональным, так и с
непрофессиональным сообществом.
Новые задачи, которые возникли перед музеями, обусловлены многими
факторами. Это глобальный кризис, изменения восприятия культурных
ценностей, появление новых социальных групп и учреждений, сложные
партнерские и конкурентные отношения, проблемы межпрофессиональной и
межмузейной коммуникации, а также информационный голод и отток из
музейной сферы специалистов высокой квалификации — все эти проблемы
обусловили пересмотр и модернизацию классических приемов музейной
работы, способов коммуникации, управления и функционирования как в
локальном (с посетителями), так и в глобальном (между музеями,
государственными и международными структурами) пространстве.125
Большинство художественных музеев в России (такие как
Государственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея и
практически все созданные в ХХ веке по подобию главных музеев страны
художественные музеи), являясь классическим образованием, выполняющим
функции по собиранию, изучению, хранению и экспонированию памятников
духовной и материальной культуры и занимающиеся просветительской и
популяризаторской деятельностью, вынуждены в сегодняшних реалиях
совмещать функции классического музея и музея современного. Современный
же музей отличается от классического в первую очередь способом подачи
информации и нестандартной техникой экспонирования.
В классическом музее коммуникация между посетителем и музеем
начиналась с экспозиции — выставки произведений искусства, подобранных
на определенную тему и выставленных по определенной системе. Так
организовывалась коммуникация между отдельным произведением и
отдельным посетителем. В современном же музее в качестве участников
коммуникативного акта выступают зритель и целостный художественный
образ всей экспозиции, в которой могут быть соединены разнородные
элементы. Поэтому классические музеи, не отказываясь от своих
традиционных функций, внедряют и технические новшества, и новые методы
экспонирования и отбора, а также в современном музее внимание посетителя
не акцентируется на предметной коллекции или экспозиции, а смещается в
сторону активного взаимодействия и исследования целевой аудитории.
Главной фигурой музейной коммуникации становится посетитель, что
заставляет музеи пересматривать общую стратегию развития как
социокультурного института.
Если раньше целью классического музея была трансляция информации,
то сейчас классический музей ставит перед собой цели современного музея —126
поменять местами отправителя и получателя информации. Зритель в
современном музее выступает и как получатель информации, и как активный
участник создания нового художественного образа экспозиции, и как
генератор интерпретаций экспозиционного текста. Поэтому внимание музеев
сосредоточено на направлениях, формах и методах контакта с реальной,
виртуальной и потенциальной аудиториями, что обеспечивает широкие
возможности для заинтересованного, неформального межличностного
общения. Современные экспозиции, созданные по принципу многослойности,
многоуровневости, позволяют разным группам и категориям посетителей посвоему их интерпретировать и выражать различные мнения о произведениях
искусства, что содействует созданию диалога. Такой подход к трансляции
культуры с использованием передовых информационных и
коммуникационных технологий создает условия, обеспечивающие
доступность музея для широкой аудитории.
Современный музей, обладая механизмом культурной трансляции,
выступает как средство массовой коммуникации, направленной на развитие
культурной компетентности населения.
Подобное переформатирование музея из социокультурного института в
медиальное пространство с потенциалом трансляции как элитарной культуры,
так и массовой под видом элитарной, таит в себе опасность снижения общего
уровня культуры в обществе. Поэтому выход современные музеи видят не в
«омассовлении» музея (что происходит даже в крупных музеях), а в разумном
осовременивании и музея, и музейной коммуникации. То есть осуществлять
перевод музея на новый уровень нужно осторожно, сохраняя традиции и не
разрушая образа музея, а применение новых технологий, мобильных
экспозиций, создание виртуальных музейных коллекций должно быть для
традиционного музея органичным развитием в современном мире.127
Сегодня периодика, посвященная вопросам культуры и искусства,
является особенной группой периодических изданий, так как, исходя из
специфики, она призвана воспитывать и формировать эстетический вкус,
стимулировать желание знакомиться не только с лучшими образцами
культурного наследия, но и с инновациями в самых разных областях культуры
и искусства. Актуальность такой специализированной прессы состоит также в
решении задачи фактического духовного возрождения, становления и
утверждения нации, формировании и укреплении национального самосознания и идентичности.


1. Аверкин М.Г. Модификация форматов коммуникативного
взаимодействия современного музея. Режим доступа
2. Агапова Д. Культура участия: миллионы диалогов// музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия./ Отв. Ред. А. Щербакова. Сост. Н. Копелянская. - М., 2012.
3. Акопов А.И. Типология советских научно-технических журналов: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10 / МГУ. М., 1979. С. 47.
4. Альманах «Эрмитаж» [Электронный ресурс]. - Режим доступа - http://masterskaya.pro/ru/projects/hermitage/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
5. Андреева М.С. Вопросы научно-просветительной деятельности музеев в журнале «Советский музей» в 30-е гг. // Из истории охраны и использования культурного наследия в РСФСР. М., 1987.
6. Арзамасцев В.П. О семантической структуре музейной экспозиции// Музееведение. На пути к музею XXI века. - М., 1989.
7. Басманов А., Лукьянова Л. По страницам старых журналов. «Старые годы» // Наше наследие - 1988- № 1.
8. Беззубова О.В. Теория музейной коммуникации как модель современного образовательного процесса// Коммуникация и образование/ Сборник статей под ред. С.И. Дудника. - С-Пб., 2204. С.418-427.
9. Белькевич Д. Музей в поисках аудитории.// Искусство. -№2. -2012.
С.136-149
10. Гиль А.Ю. Изменения в деятельности музеев с учетом тенденций развития современного общества/ Вестник Томского университета. 2012. Режим доступа -https://cyberleninka.ru/article/n/izmeneniya-v-deyatelnosti- muzeev-s-uchetom-tendentsiy-razvitiya-sovremennogo-obschestva
11. Гнедовский М.Б, Дукельский В.Ю. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования/ Музейное дело. Музей-культура — общество: Сб. научн.тр.- Вып.21. - М., 1992.
12. Гройс Б. Поэтика политики: сб. статей. - М., 2013.
13. Гюйсен А. Бегство от амнезии. Музей как массмедиа// Искусство. -№2. -2012. С.36-51
14. Данилова Н., Черных А. Современный Эрмитаж, или музей в эпоху массового общества. // Неприкосновенный запас. - 2007. - №4. Режим доступа .
15. Долак Я. Музейная экспозиция — музейная коммуникация// Вопросы музеологии.-2010. -№4. С.108.
16. Дукельский В.Ю. Музей и культурно-историческая среда среда/ Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. - М., 1989.
17. Журнал «Третьяковская галерея» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tg-m.ru/magazine/archive/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
18. Закс А.Б. Динамика социальных функций музеев СССР/ А.Б. Закс// Музеи мира. - М., 1991.
19. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. - С¬Пб., 2001
20. Кодекс музейной этики ИКОМ. ИКОМ России. М., 2007
21. Концепция развития музейной деятельности в РФ на преиод до 2020года. Электронный ресурс. Режим доступа: .
22. Колоев А. С. Научно-просветительские издания как типологическая ниша//электронный научный журнал «Медиаскоп»,
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.mediascope.ru/node/1089/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз.рус.
23. Концепция развития Третьяковской галереи. Режим доступа :
24. Кряжевских М.Ю. Модель коммуникационного пространства
музея// Вестник Челябинского государственного университете. 2012. №4.
Философия Социология Культурология. Вып. 23.
25. Кто читает Эрмитаж [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //http://hermitage-magazine.com/Media-Kit/Hermitage-Media-Kit-2012.pdf/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. Рус.
26. Макарова Н.Г. Социальные функции музея/ На пути к музею XXI века: Сб. Научн. тр./ Отв. Ред. Н.А. Никитин. - М., 1989.
27. Масс-медиа российского мегаполиса. Типология печатных СМИ. - С -Пб., 2009.
28. Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник. М., 2006. С. 345.
29. Музей в современном мире// труды ГИМ. - Вып. 104. - М., 1999
30. Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия./ Отв. ред. А. Щербакова. Сост. Н. Копелянская — М., 2012.
31. Музейное дело и охрана памятников: обзорная информация. Вып. 1. - М., 1984.
32. Музейное дело России. Под ред. Каулен М.Е. (ответственный редактор), Коссовой И.М., Сундиевой А.А. - М., 2003.
33. Никитин С.И. Геймификация, игрофикация, играизация в образовательном процессе// Молодой ученый. - 2016. -№9 -С. 1159-1162. -URL https: //moluch.ru/archive/113/28806/
34. Отраслевой доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям о состоянии, тенденциях и перспективах развития росссийской периодической печати 2017 год. Электронный ресурс] Режим
доступа: http://www.unkniga.ru/images/docs/2017/otr-doklad-ros-period-pechat-
2016. compressed.pdf
35. Официальный сайт ГБУК «Белгородский государственный художественный музей». » [Электронный ресурс] Режим доступа - http://www.belghm.ru/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
36. Официальный сайт Государственной Третьяковской галереи». [Электронный ресурс] Режим доступа- _свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
37. Официальный сайт Государственного Эрмитажа [Электронный ресурс]. Режим доступа - свободный. -загл. с экрана. - яз. рус
38. Официальный сайт журнала «Мир музея» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mirmus.ru//, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
39. Официальный сайт журнала «Музей» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://panor.ru/magazines/muzey.html/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
40. Официальный сайт журнала «Третьяковская
галерея»[Электронный ресурс]. - Режим доступа , свободный. -Загл с экрана.- Яз рус.
41. Официальный сайт Международного информационного агентства «Россия сегодня».[Электроннный ресурс] URL:, свободный. - Загл с экрана.- Яз рус.
42. Периодические музееведческие издания и Интернет-ресурсы: разновидности и характеристика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://moscow-museums.ru/periodicheskie-muzeevedcheskie-izdaniya/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
43. Пиотровский М.Б. После праздника// Эрмитаж. - 2015.- №21. - С.8
44. Пищулин Ю. «Советский музей» - журнал для всех // Музеум - 1991 - № 168/169.
45. Россия в цифрах. 2017: Крат.стат.сб./Росстат- M., 2017 »
[Электронный ресурс] Режим доступа :свободный. - Загл с экрана.- Яз рус.
46. Сапанжа О.С. Развитие представлений о музейной коммуникации. [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный. - Загл с экрана. - Яз рус.
47. Сафарова И. В. К вопросу изучения музея как социокультурного института (конец 80-х гг. XX в. - настоящее время)//Научные проблемы гуманитарных исследований -2010 - № 4. С. 102-108
48. Синицына К.Р. Казанский музейный вестник (1920-1924). -Казань, 1963.
49. Система средств массовой информации России: Учеб. пособие для вузов. - М., 2001. С. 100.
50. Словарь актуальных музейных терминов// Музей. 2009. №5.
51. Столяров Б.А. Музейная педагогика: история, теория, практика. - М., 2004.
52. Странский З. Музей, искусство и перспектива развития человечества/ Музейное дело. Музей-культура-общество: Сб. Науч. тр. - Вып. 21. - М., 1992.
53. Стратегия развития сферы культуры Белгородской области на 2013-2017 годы. [Электронный ресурс]. Режим доступа :
54. Типология периодических изданий/ отв. ред. Е.А. Корнилов. Ростов н/Д, 1984 .
55. Федеральный закон от 26.05.1996 №54-ФЗ (ред. От 03.07.2016) «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа:
56. Федоров Н.Ф.. Музей, его смысл и назначение [Электронный ресурс]. Режим доступа:
57. Чебаненко Т.А. Социальные функции музея на современном этапе исторического развития общества. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/
58. Шалай В. Дальний Восток: люди и предложения. Интервью с Виктором Шалаем// Мир музея - 2013. - №12. - С. 2-9
59. Шеннон К. Математическая теория связи.// Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. - М., 1963.
60. Шкондин М.В. Типология периодической печати: учебное пособие для студентов вузов /М.Е. Аникина, В.В. Баранов, О.А. Воронова и др. - М., 2009.
61. Шляхтина Л.М., Фокин С.В. Основы музейног дела: Учеб. Пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов. - Спб., 2000.
62. Шляхтина Л.М. Современный музей и реалии// Вопросы
музеологии — 2011. - №2.
63. Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. - 3-е изд., испр. И доп. - М., 2006. - С.328.
64. Эко У. Пять эссе на тему этики. О прессе. - Спб. - 2005 — С. 127.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ