ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЧАЛЬНОГО ЛЕКСИКОНА У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Сущность понятия «начальный детский лексикон» 7
1.2. Развитие начального детского лексикона в условиях нормального
речевого онтогенеза 14
1.3. Развитие начального детского лексикона у детей с задержкой речевого
развития 30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАЧАЛЬНОГО ЛЕКСИКОНА У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 41
2.1. Особенности начального детского лексикона у детей с задержкой
речевого развития 41
2.2. Методические рекомендации по формированию начального детского лексикона у детей с задержкой речевого развития 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ
Вопросы формирования начального детского лексикона в условиях нормы и дизонтогенетического развития исследуются в работах М.М. Алексеевой, Е.Ф.Архиповой, Л.И. Беляковой, А.Н. Гвоздева,
O. Е. Громовой, Н.С. Жуковой, М.М. Кольцова, С.В. Плотниковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, С.Н. Цейтлин, В.И. Яшиной и др.
Ученые уже довольно подробно изучили развитие детского лексикона - настолько, что немало сторон этого сложного процесса они теперь держат в своих руках и могут им управлять. Но очень многое еще требует дальнейшего изучения. И, в первую очередь, нужно продолжать анализ тех механизмов, которые дадут еще большую информацию для, того чтобы отслеживать ход развития речи и мышления.
Становление и развитие речи на начальном этапе овладения родным языком рассматривается во взаимосвязи с общим психическим развитием ребёнка и является объектом исследования таких областей научного знания, как психолингвистика, педагогика и психология (Л.А. Венгер, Л.С Выгодский, А.Н. Гвоздев, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Е.И. Тихеева, Н.Н. Ушакова, Р.М. Фрумкина, А.М. Шахнарович, С.Н. Цейтлин и др.)
В последние годы при описании процессов развития языка как системы и становления речи как особого вида деятельности человека получил термин «лексикон» (О.Е. Громова, М.Б. Елисеева, А.А. Залевская, С.В. Плотникова,
P. М. Фрумкина, С.Н. Цейтлин и др.). Начальный детский лексикон рассматривается как лексический компонент речевой организации человека; как динамическая функциональная система, которая начинает формироваться параллельно с развитием сознания ребенка и соответствует как общим закономерностям организации активного и пассивного словарного запаса взрослого носителя языка, так и специфическим особенностям, связанными с возрастом ребенка и его личностным развитием (А.А. Залевская, М.Б. Елисеева и т.д.)
Изучению формирования начального лексикона у детей раннего возраста посвящены многочисленные работы как отечественных, так и зарубежных учёных: Л.С. Выготского, В.В. Гербовой, В.А. Крутецкого, Е.И. Тихеевой, Ф.А. Сохина, О.Е. Громовой и др. Результаты этих исследований создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач формирования начального лексикона у детей раннего возраста.
Формирование детского лексикона у детей раннего возраста является основой для дальнейшего нормального речевого развития. Любая задержка в ходе развития речи (плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный запас слов-названий и слов-понятий, суженный или, наоборот, неправомерно расширенные понятия и т.п.) затрудняет общение с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает его из игри иных видов совместной деятельности.
С появлением первых слов тесно связано формирование таких познавательных психических процессов как восприятие, мышление, воображение, памяти. Поэтому задержка речи влечет за собой отставание и в развитии психики ребенка.
Выявление в раннем возрасте среди всех детей группы риска особой донозологической категории, в которую могут быть объединены дети с задержкой речевого развития на сегодняшний день является актуальной задачей для теории и практики специального (дефектологического) образования. Изучение с этой точки зрения начального детского лексикона становится приоритетным направлением исследований в области исследований детской речи.
В последние годы в теории и практики специального (дефектологического) образования большое внимание уделяется детям раннего возраста, имеющим в анамнезе «факторы риска» (Н.М. Аксарина, Е.Н. Винарская, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.В. Пантюхина, Ю.А. Розенкова, Е.А. Стребелева и др.).
Среди детей раннего возраста особую категорию составляют дети с ограниченным словарным запасом, представляя собой многочисленную, но достаточно неоднородную группу. Главной особенностью речевого развития данной категории детей является выраженная дефицитарность экспрессивного словаря и связанная с ним «задержка речевого развития». Одни авторы (И.А. Сикорский, С.Н. Цейтлин и др.) отличают тенденцию к спонтанному развитию речи в более поздние сроки, другие (В.А. Ковшиков, Т.Б. Филичева) подчёркивают значительное число дошкольников с общим недоразвитием речи, имеющих в анамнезе «задержку речевого развития».
Вопросы организации логопедической работы с детьми, имеющими выраженные нарушения речи, достаточно разработаны и представлены в теории и практике логопедии (Е.Ф. Архипова, Т.В. Волосовец, Т.В. Чиркина). Однако, большинство специальных приёмов и методов обследования детей, имеющих отклонения в речевом развитии, направлены преимущественно на средний и старший дошкольный возраст, в котором осуществляется целенаправленная коррекционно-педагогическая работа (Р.Е Левина, С.А. Миронова, Т.Б. Филичева и др.).
Таким образом, значимость раннего возраста как сензитивного периода в развитии речи детей, недостаточность сведений о своеобразии речевого развития данной возрастной группы в условиях дизонтогенетического развития, отсутствие системы комплексного сопровождения детей раннего возраста в случаях задержки речевого развития, обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы «Формирование начального детского лексикона у детей с задержкой речевого развития».
Проблема исследования: каковы основные направления работы по формированию начального лексикона у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Цель исследования: разработать и теоретически обосновать основные направления работы по формированию начального лексикона у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Объект исследования: процесс формирования начального лексикона у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Предмет исследования: основные направления работы по
формированию начального лексикона у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Были поставлены следующие задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему формирования начального
лексикона у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
2. Выявить уровень начального лексикона у детей раннего возраста с задержкой речевого развития
3. Разработать методические рекомендации по формированию начального лексикона у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Гипотеза исследования. Работа по формированию начального лексикона у детей раннего возраста с задержкой речевого развития будет эффективной, если:
- строить её с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей раннего возраста;
- учитывать особенности речевого дизонтогенеза детей с задержкой речевого развития;
- соблюдать принципы поэтапности и систематичности работы в развитии начального лексикона детей раннего возраста.
- обеспечивать взаимодействие участников образовательного процесса в работе по формированию начального лексикона у детей с задержкой речевого развития
Теоретико-методологической основой исследования явились работы: Р.Е. Левиной (концепция системного подхода к анализу речевых нарушений и теоретическое обоснование общего недоразвития речи), А.А. Залевской (учение о лексиконе как о динамической самоорганизующейся функциональной системе, являющейся результатом психического отражения окружающей действительности); А.Н. Гвоздева, М.Р. Львова (теория развития речи детей в онтогенезе), С.В. Плотникова (развитие лексикона ребёнка), О.Е. Громовой (методика формирования начального детского лексикона у детей раннего возраста) и др.
Методы исследования:
-теоретические: анализ психолого- педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий); тестирование;
-метод количественного икачественного анализа исследования.
База исследования:
1 .Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 «Дружная семейка».
2. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 8.
3. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 18 «Лучик».
Многообразие подходов к изучению начального лексикона ребенка объясняется сложностью и многоаспектностью этого явления, с одной стороны, представляющего собой феномен психической деятельности и развивающегося по законам индивидуального психического развития, с другой - функционирующего в процессах речевосприятия и речепроизводства и отражающего коммуникативные установки ребенка, с третьей - отражающего в языковом сознании ребенка знания о словах как единицах лексико - семантической системы языка, с четвертой - являющегося динамически развивающейся системой, отражающей процессы переработки жизненного и речевого опыта.
Существует несколько точек зрения понятий «лексикон» и начальный детский лексикон». С психолингвистической точки зрения понятие «лексикон» - это индивидуальный словарный запас, который приравнивается к части общенационального словарного запаса. Понятие «начальный детский лексикон» рассматривается как первые 50 слов, усвоенных ребенком в активном словаре.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, предметно-развивающей среды от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении начального детского лексикона детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого. Каждый возрастной этапхарактеризуетсяопределенными новообразованиями в развитииначального детского лексикона.
Задержка речевого развития у ребенка - это отставание от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также, как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты. Задержка в развитии речи отражается на формировании всей психики ребенка. Она затрудняет общение ребенка с окружающими, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на эмоционально-волевую сферу.
У детей с задержкой речевого развития наблюдаются нарушения начального детского лексикона, которое выражается в следующем: пассивный словарь находится на номинативном уровне, активный словарь состоит из 5-10 слов модели СГ.
Для изучения уровня формирования начального детского лексикона у детей с задержкой речевого развития нами были выделены следующие критерии и показатели: предметный словарь: активный м пассивный словарь, глагольный словарь: активный словарь.
Констатирующий этап экспериментальной работы позволил нам выявить преимущественно средний и низкий уровни формирования начального детского лексикона у детей с задержкой речевого развития: 16,7% младших дошкольников с задержкой речевого развития продемонстрировали высокий уровень, 33,3% младших дошкольников с задержкой речевого развития - средний уровень, 50% младших дошкольников с задержкой речевого развития - низкий уровень, критический уровень у младших дошкольников с задержкой речевого развития выявлено не было .
Полученные на констатирующем этапе экспериментальной работы данные, обозначили необходимость совершенствования коррекционно-педагогической работы по формированию начального детского лексикона у детей с задержкой речевого развития с использованием игры.
Предложенные нами методические рекомендации включают в себя принципы коррекционно-педагогической работы, условия ее организации, направления работы. По направлениям работы определено содержание работы, перечислены игры, определено место участников образовательного процесса в коррекционно-педагогической работе.
1. Аркин, Е. А. Ребенок в дошкольные годы (в двух частях) [Текст]/Под ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова. - М.: Просвещение, 2008. - 132с.
2. Аксарина, И. М. Важнейшие факторы развития речи детей раннего возраста. [Текст] В кн.: Вопросы педагогики раннего детства. /И.М. АксаринаМ.:Просвещение, 2004. - 133с.
3. Багичева, Н.В. Речевое развитие ребенка в современном образовательном пространстве [Текст] Методическое пособие для негосударственных ДОО. /Н.В. Багичева, А.С. Демышева, М.Л. Кусова, Д.О. Иваненко - Екатеринбург.: Уральский государственный педагогический университет, 2015. - 150 с.
4. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. [Текст] /Е.Н. Винарская - М.: Просвещение, 2007. - 126 с.
5. Воспитание и обучение детей раннего возраста. [Текст] / Под ред. Л.Н. Павловой. -М.: Просвещение, 2006. - 176 с.
6. Выготский, Л.С. Проблемы развития психики.[Текст] Собрание сочинений: В6-ти т. Т.З./ Л.С. Выготский- М.: Просвещение, 2003. - 368с.
7. Гаркуша, Ю.Ф. Особенности логопедической работы с детьми двух¬трехлетнего возраста с задержкой речевого развития. [Текст] / Ю.Ф. Гаркуши. - М.: Просвещение, 2009.- 101 с.
8. Гвоздев, А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка. [Текст] / А.Н. Гвоздев - М.: Просвещение, 2000.-103 с.
9. Горелов, И.Н. Основы психолингвистики. Учебное пособие. [Текст]/И.Н. Горелов, К.Ф. Седова - М.:Лабиринт, 2008. - 181с.
10. Гриншпун, Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов // Нарушения речи и голоса у детей[Текст] / Под ред. С.С. Ляпидевского. - М.: Просвещение, 2005. - 80с.
11. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. [Текст]/В.В. Гербова, А.И. Максаков - М.: Просвещение, 2006. - 128 с.
12. Гирилюк, Т. Н. Технология преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.дисс....канд. пед. наук. [Текст]/Т.Н. Гирилюк - Екатеринбург, 263 с.
13. Гладковская, Л.М., Преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста/Л.М. Гладковская. - Логопед .-2008. - №4. - С.22-27.
14. Громова, О.Е. Задержка речевого развития дизонтогенез или «особый» путь развития речи /О.Е. Громова. - Логопед. - 2007. - №3. - С. 26¬32.
15. Громова, О. Е. Формирование начального детского лексикона в
условиях направленного коррекционно-развивающего обучения:
дисс..канд. пед. наук. [Текст]/О.Е. Громова - М, 2003.
16. Громова, О.Е. Развитие речи ребенка: от первых слов до первых фраз. [Текст]/ О.Е. Громова - М.: Просвещение, 2007. - 228 с.
17. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. [Текст]/А.Н. Гвоздев. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 472 с.
18. Гридина, Т.А. Онтолингвистика. Язык в зеркале детской речи. [Текст]/Т.А. Гридина -М.: Флинта, 2013. - 152 с.
19. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования. [Текст] Методическое пособие./О.Е. Грибова - М.: Айрис- пресс, 2005. - 96 с.
20. Датешидзе, Т.А. Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития[Текст] / Т. А. Датешидзе - СПб. : Речь, 2004.
21. Елисеева, М.Б. Лексикон ребенка раннего возраста [Текст] // Речь ребенка: ранние этапы / Под ред. С.Н. Цейтлин. - СПб.: «Издательский цех «Балтика», 2000 - 33с.
22. Жинкин, Н.И. Интеллект, язык, речь [Текст] // Нарушение речи у дошкольников. /Н.И. Жинкин- М.: Просвещение, 2002. -131с.
23. Жукова, Н.С. и др. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. [Текст] /Под ред. Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой.- Екатеринбург.:Издательство ЛИТУР.-2003-320с.
24. Залевская, А.А. Введение в психолингвистику [Текст]/А.А. Залевская - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2009. - 382 с.
25. Каше, Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников - М.: Просвещение, 1971. - 192 с.,
26. Кириллова, Е.В. Формирование предпосылок коммуникативной деятельности у безречевых детей: диссертация канд. пед. наук. [Текст] /Е.В. Кириллова - М, 2001.
27. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. [Текст] /под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М.: «Центр гуманитарной литературы «РОН», 2001.-157с.
28. Ковшиков, В.А. Экспрессивная алалия. [Текст] / В.А. Ковшиков - М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2001. - 96 с.
29. Левина, Р. Е. Опыт изучения неговорящих детей - алаликов. [Текст] / Р.Е. Левина - М.: ВЛАДОС, 2001.-120 с.
30. Леонтьев, А.А. Исследования детской речи [Текст] // Основы теории речевой деятельности./А.А. Леонтьев - М.: Наука, 2004. - 317с.
31. Лурия, А.Р. Роль слова в формировании временных связей в нормальном и аномальном развитии. [Текст] /А.Р. Лурия- М.: Просвещение, 2005. - 218 с.
32. Микиртумов, Б.Е. Развитие речи в раннем детском возрасте и его нарушения [Текст] // Клиническая психиатрия раннего детского возраста. / Б.Е. Микиртумов, А.Г. Кощавцев, С.В. Гречаный - СПб.: Питер, 2001. - С. 191-221.
33. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст] /М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др./ под ред. Т.В. Волосовец. - М.: Просвещение, 2002. - 143с.
34. Овчинникова, И.Г. Взаимосвязи единиц в ментальном лексиконе русского ребенка (на материале устных ассоциаций) [Текст] // Детская речь: психолингвистические исследования. Сб. ст. / Отв. Ред. Т.Н. Ушакова, Н.В. Уфимева. - М.: ПЕР СЭ, 2001. - С.148-154.
35. Пешковский, А.М. Русский синтаксис в научном освещении [Текст]/А.М. Пешковский - М.: Языки славянской культуры, 2001. - 544 с.
36. Плотникова, С.В. Развитие лексикона ребенка [Текст] /С.В. Плотникова - М.:ФЛИНТА, 2011. - 112с.
37. Разенкова, Ю.А. Система ранней помощи. Поиск основных векторов развития[Текст] /Ю.А. Разенкова - М.: Карапуз, 2011. - 90 с.
38. Разенкова, Ю.А. Шаг за шагом. Развитие движений [Текст] /Ю.А. Разенкова - М.: Карапуз, 2006. - 18 с.
39. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. [Текст]/С.Л. Рубинштейн - М.: СПб: Питер, 2000-712 с.
40. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические условия развития речи дошкольников в детском саду[Текст] // Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях: Сб. науч. трудов./Ф.А. Сохин - М.: Просвещение, 2008. - 345с.
41. Ушакова, Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы. Психофизиологические механизмы речи. [Текст]/Т.Н. Ушакова - М.: Мысль, 1979. - 248 с.
42. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. /О.С. Ушакова, Е.М. Струнина - М.: ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
43. Филичева, Т.Б. Основы логопедии: [Текст] Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. /Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина - М.: Просвешение, 2009. - 223 с.
44. Федоренко, Л.П. Закономерности развития речи - основа теории методики [Текст] // Методика развития речи детей дошкольного возраста: Уч. пособие / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. - 2-е изд.- М.: Просвещение, 2004. - 274с.
45. Цейтлин, С.Н. Введение [Текст] // Речь ребенка: ранние этапы: Труды постоянно действующего семинара по онтолингвистике. /С.Н. Цейтлин -СПб.: «Издательский цех «Балтика», 2000. - 16с.
46. Шахнарович,А.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза речи) [Текст]/А.М. Шахнарович, Н.М. Юрьева - М.: Наука, 2000. - 168 с.
47. Эльконин Д. Б. Развитие речи в раннем детстве [Текст]// Избранные психологические труды. /Д.Б. Эльконин - М.: Педагогика, 1989. - С. 363-380.
48 Rescorla L. Identifying expressive language delay at the age two. Topics on Language Disorders - 1991. - vol. 11. - P. 14-20.