Программа тьюторской поддержки профессиональной самоактуализации студентов бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» средствами Интернет-технологий
|
Введение 3
1 Теоретические основы тьюторской поддержки профессиональной
самоактуализации студентов педагогического бакалавриата 8
1.1 Профессиональная самоактуализация студентов педагогического
бакалавриата 8
1.2 Особенности тьюторской поддержки студентов вуза 15
1.3 Интернет - технологии в профессиональной самоактуализации студентов
вуза 26
2 Тьюторская поддержка профессиональной самоактуализации студентов на
основе Интернет-технологий 35
2.1 Описание методик, используемых при экспериментальной работе 35
2.2 Программа тьюторской поддержки профессиональной самоактуализации
студентов педагогического бакалавриата 48
2.3 Описание формирующего эксперимента и анализ его результатов 56
Заключение 74
Список использованных источников 76
Приложение
1 Теоретические основы тьюторской поддержки профессиональной
самоактуализации студентов педагогического бакалавриата 8
1.1 Профессиональная самоактуализация студентов педагогического
бакалавриата 8
1.2 Особенности тьюторской поддержки студентов вуза 15
1.3 Интернет - технологии в профессиональной самоактуализации студентов
вуза 26
2 Тьюторская поддержка профессиональной самоактуализации студентов на
основе Интернет-технологий 35
2.1 Описание методик, используемых при экспериментальной работе 35
2.2 Программа тьюторской поддержки профессиональной самоактуализации
студентов педагогического бакалавриата 48
2.3 Описание формирующего эксперимента и анализ его результатов 56
Заключение 74
Список использованных источников 76
Приложение
В настоящее время не все студенты педагогических специальностей делают осознанный выбор профессии. Многие поступают в педагогические вузы, не имея представления о будущей профессиональной деятельности. Следствием этого является то, что достаточно много выпускников педагогических вузов не работает по специальности. Подтверждением этому выступает заявление Бурматова В.В., первого заместителя председателя комитета Госдумы по образованию на совещании работников системы образования в августе 2015 года о том, что лишь каждый 4-й выпускник педагогического вуза идет работать по специальности, т.е. всего 25%.
Во многом это связано с тем, что во время обучения студенты не осознают свои профессиональные цели и мало представляют сущность будущей профессиональной деятельности. Проблема возникает из противоречия между тем, что в современных условиях каждый педагог должен стремиться к осознанию своих профессионально значимых особенностей и их адекватному и активному использованию в профессиональной деятельности, и тем, что в педагогическом вузе в недостаточной степени закладываются основы для этой деятельности, недостаточно учебно-методических разработок для развития у студентов педагогических вузов способностей выявлять свои дефициты, развивать способности имеющие значение для будущей профессиональной деятельности. Профессиональная самоактуализация студентов в процессе обучения в вузе, особенно на младших курсах, позволит, на наш взгляд, повысить их активность по конструированию потенциальной профессиональной деятельности.
Проблеме профессиональной самоактуализации посвящены исследования таких учёных как Шафигулина Л.Р., Андриенко Е. В., Калиниченко А. В., Костерина И. В., Ларина Е. А., Перевалова Т. В., Рыкова Б. В., Сергеева О. П. и др.
Многие авторы, в частности, Большакова О.Н., Кринчик Е.П., Мороденко Е.В., отмечают, что самоактуализация в процессе обучения в вузе является залогом успеха последующей профессиональной деятельности. Наряду с этим в педагогических вузах в недостаточной степени представлена поддержка профессиональной самоактуализации студентов. Следует отметить, что условия для профессиональной самоактуализации студентов - будущих педагогов недостаточно изучены в педагогической литературе, и, как показывает практика, далеко не все студенты осознают текущее состояние, перспективы и ресурсы своего профессионального развития.
Возрастающая роль профессиональной самоактуализации будущих педагогов требует выявления новых средств и форм ее поддержки в процессе обучения в вузе. Мы полагаем, что поддержка профессиональной самоактуализации может быть реализована в процессе деятельности тьютора в бакалавриате по направлению «Педагогическое образование».
Цель исследования - разработка программы тьюторской поддержки, обеспечивающей профессиональную самоактуализацию студентов бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» с использованием Интернет- технологий.
Объект: профессиональная самоактуализация студентов бакалавриата по направлению «Педагогическое образование»
Предмет: тьюторская поддержка профессиональной самоактуализации студентов бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» средствами Интернет-технологий.
В условиях двухуровнего высшего образования позицию тьютора в высшей школе на современном этапе могут занимать студенты-старшекурсники (магистранты). В условиях педагогического бакалавриата и магистратуры это позволяет, с одной стороны, повысить уровень профессиональной самоактуализации студентов-бакалавров, с другой стороны - вовлечь магистрантов в квазипрофессиональную деятельность. Задача тьютора - создать условия для построения и реализации индивидуальных программ профессионального и личностного развития студентов первых, вторых курсов и осуществлять их психолого-педагогическую поддержку и сопровождение, направленные на развитие профессиональной самоактуализации. Виртуализация образовательных процессов, растущее влияние Интернет- технологий на личность и общество, использование сетевых и коммуникационных технологий для поддержки различных видов деятельности, позволит, на наш взгляд, использовать их в тьюторской поддержке профессиональной самоактуализации студентов. Наиболее эффективными инструментами реализации деятельности тьюторов, по нашему мнению, могут служить Интернет-технологии (социальные сети, облачные технологии, сервисы майндмэппинга, сервисы Google-docs).
Гипотезой нашего исследования является суждение о том, что программа тьюторской поддержки профессиональной самоактуализации студентов бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» будет результативной, если:
- её содержание способствует выявлению, реализации и осмыслению студентами своих образовательных и профессиональных целей и путей их достижения;
- реализация программы осуществляется с использованием Интернет- технологий.
Задачи:
- уточнить сущность и структуру профессиональной самоактуализации студентов бакалавриата по направлению «Педагогическое образование»;
- обобщить педагогический опыт в области тьюторской поддержки с использованием современных информационных технологий;
- разработать программу тьюторской поддержки профессиональной самоактуализации студентов бакалавриата по направлению «Педагогическое образование»;
- апробировать программу и проанализировать результаты педагогического эксперимента.
Методы исследования:
- теоретический анализ;
- проектирование;
- формирующий эксперимент;
- стандартизированные методики;
- контент-анализ продуктов деятельности;
- метод портфолио для оценки достижений.
Публикации по теме исследования:
- Пивоварова, Е.Ф. Профессиональное самоопределение студентов высшей школы : [Текст] / Е.Ф. Пивоварова, А.В. Смоленцева // Сборник материалов Международной конференции «Молодёжь и наука: проспект Свободный». отв. ред. О. А. Краев. — Красноярск: Сиб. федер. ун-т., 2015.
- Смоленцева, А.В. Тьюторинг: социальное явление и педагогическая категория: [Текст] / А.В. Смоленцева, Е.Ф. Пивоварова // Сборник материалов Международной конференции «Молодёжь и наука: проспект Свободный». отв. ред. О. А. Краев. — Красноярск: Сиб. федер. ун-т., 2015.
- Пивоварова, Е.Ф. Мотивация учебной и профессиональной деятельности студентов педагогического бакалавриата как составляющая профессионального самоопределения : [Текст] / Е.Ф. Пивоварова // Сборник VIII Научного форума студентов, магистрантов, аспирантов «Наука в исследованиях молодых». - Новосибирск: ЦСРНИ, 2015.
- Пивоварова, Е.Ф. К вопросу о тьюторской деятельности в условиях высшей школы : [Текст] / Е.Ф. Пивоварова // науч. журн. Вестник магистратуры, №8. - Йошкар-Ола: Коллоквиум, 2015.
- Пивоварова, Е.Ф. Социальные сети как средство эффективной коммуникации в реализации тьюторской поддержки студентов вуза : [Текст] / Е.В. Ермолович, Е.Ф. Пивоварова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 1021-1025. - URL: http://e- koncept.ru/2016/86221.htm.
- Пивоварова, Е.Ф. Тьюторская поддержка профессиональной самоактуализации студентов бакалавриата по направлению "Педагогическое образование" средствами Интернет-технологий : [Текст] / Е.Ф. Пивоварова // Сборник материалов Международной конференции «Молодёжь и наука: проспект Свободный». - Красноярск: СФУ, 2016.
Во многом это связано с тем, что во время обучения студенты не осознают свои профессиональные цели и мало представляют сущность будущей профессиональной деятельности. Проблема возникает из противоречия между тем, что в современных условиях каждый педагог должен стремиться к осознанию своих профессионально значимых особенностей и их адекватному и активному использованию в профессиональной деятельности, и тем, что в педагогическом вузе в недостаточной степени закладываются основы для этой деятельности, недостаточно учебно-методических разработок для развития у студентов педагогических вузов способностей выявлять свои дефициты, развивать способности имеющие значение для будущей профессиональной деятельности. Профессиональная самоактуализация студентов в процессе обучения в вузе, особенно на младших курсах, позволит, на наш взгляд, повысить их активность по конструированию потенциальной профессиональной деятельности.
Проблеме профессиональной самоактуализации посвящены исследования таких учёных как Шафигулина Л.Р., Андриенко Е. В., Калиниченко А. В., Костерина И. В., Ларина Е. А., Перевалова Т. В., Рыкова Б. В., Сергеева О. П. и др.
Многие авторы, в частности, Большакова О.Н., Кринчик Е.П., Мороденко Е.В., отмечают, что самоактуализация в процессе обучения в вузе является залогом успеха последующей профессиональной деятельности. Наряду с этим в педагогических вузах в недостаточной степени представлена поддержка профессиональной самоактуализации студентов. Следует отметить, что условия для профессиональной самоактуализации студентов - будущих педагогов недостаточно изучены в педагогической литературе, и, как показывает практика, далеко не все студенты осознают текущее состояние, перспективы и ресурсы своего профессионального развития.
Возрастающая роль профессиональной самоактуализации будущих педагогов требует выявления новых средств и форм ее поддержки в процессе обучения в вузе. Мы полагаем, что поддержка профессиональной самоактуализации может быть реализована в процессе деятельности тьютора в бакалавриате по направлению «Педагогическое образование».
Цель исследования - разработка программы тьюторской поддержки, обеспечивающей профессиональную самоактуализацию студентов бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» с использованием Интернет- технологий.
Объект: профессиональная самоактуализация студентов бакалавриата по направлению «Педагогическое образование»
Предмет: тьюторская поддержка профессиональной самоактуализации студентов бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» средствами Интернет-технологий.
В условиях двухуровнего высшего образования позицию тьютора в высшей школе на современном этапе могут занимать студенты-старшекурсники (магистранты). В условиях педагогического бакалавриата и магистратуры это позволяет, с одной стороны, повысить уровень профессиональной самоактуализации студентов-бакалавров, с другой стороны - вовлечь магистрантов в квазипрофессиональную деятельность. Задача тьютора - создать условия для построения и реализации индивидуальных программ профессионального и личностного развития студентов первых, вторых курсов и осуществлять их психолого-педагогическую поддержку и сопровождение, направленные на развитие профессиональной самоактуализации. Виртуализация образовательных процессов, растущее влияние Интернет- технологий на личность и общество, использование сетевых и коммуникационных технологий для поддержки различных видов деятельности, позволит, на наш взгляд, использовать их в тьюторской поддержке профессиональной самоактуализации студентов. Наиболее эффективными инструментами реализации деятельности тьюторов, по нашему мнению, могут служить Интернет-технологии (социальные сети, облачные технологии, сервисы майндмэппинга, сервисы Google-docs).
Гипотезой нашего исследования является суждение о том, что программа тьюторской поддержки профессиональной самоактуализации студентов бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» будет результативной, если:
- её содержание способствует выявлению, реализации и осмыслению студентами своих образовательных и профессиональных целей и путей их достижения;
- реализация программы осуществляется с использованием Интернет- технологий.
Задачи:
- уточнить сущность и структуру профессиональной самоактуализации студентов бакалавриата по направлению «Педагогическое образование»;
- обобщить педагогический опыт в области тьюторской поддержки с использованием современных информационных технологий;
- разработать программу тьюторской поддержки профессиональной самоактуализации студентов бакалавриата по направлению «Педагогическое образование»;
- апробировать программу и проанализировать результаты педагогического эксперимента.
Методы исследования:
- теоретический анализ;
- проектирование;
- формирующий эксперимент;
- стандартизированные методики;
- контент-анализ продуктов деятельности;
- метод портфолио для оценки достижений.
Публикации по теме исследования:
- Пивоварова, Е.Ф. Профессиональное самоопределение студентов высшей школы : [Текст] / Е.Ф. Пивоварова, А.В. Смоленцева // Сборник материалов Международной конференции «Молодёжь и наука: проспект Свободный». отв. ред. О. А. Краев. — Красноярск: Сиб. федер. ун-т., 2015.
- Смоленцева, А.В. Тьюторинг: социальное явление и педагогическая категория: [Текст] / А.В. Смоленцева, Е.Ф. Пивоварова // Сборник материалов Международной конференции «Молодёжь и наука: проспект Свободный». отв. ред. О. А. Краев. — Красноярск: Сиб. федер. ун-т., 2015.
- Пивоварова, Е.Ф. Мотивация учебной и профессиональной деятельности студентов педагогического бакалавриата как составляющая профессионального самоопределения : [Текст] / Е.Ф. Пивоварова // Сборник VIII Научного форума студентов, магистрантов, аспирантов «Наука в исследованиях молодых». - Новосибирск: ЦСРНИ, 2015.
- Пивоварова, Е.Ф. К вопросу о тьюторской деятельности в условиях высшей школы : [Текст] / Е.Ф. Пивоварова // науч. журн. Вестник магистратуры, №8. - Йошкар-Ола: Коллоквиум, 2015.
- Пивоварова, Е.Ф. Социальные сети как средство эффективной коммуникации в реализации тьюторской поддержки студентов вуза : [Текст] / Е.В. Ермолович, Е.Ф. Пивоварова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 1021-1025. - URL: http://e- koncept.ru/2016/86221.htm.
- Пивоварова, Е.Ф. Тьюторская поддержка профессиональной самоактуализации студентов бакалавриата по направлению "Педагогическое образование" средствами Интернет-технологий : [Текст] / Е.Ф. Пивоварова // Сборник материалов Международной конференции «Молодёжь и наука: проспект Свободный». - Красноярск: СФУ, 2016.
На основании анализа полученных данных и сделанных обобщений были сформулированы следующие выводы.
На основе теоретического анализа проблемы исследования уточнены ключевые понятия исследования: «тьюторская поддержка» - особый вид педагогической деятельности, направленный на развитие автономности и самостоятельности субъекта в решении определённых проблем; «профессиональная самоактуализация» - стремление личности к раскрытию и осознанию своих профессионально значимых особенностей, их адекватному и активному использованию в учебно-профессиональной деятельности.
Программа тьюторской поддержки профессиональной самоактуализации студентов педагогического бакалавриата посредством Интернет-технологий предполагает стимулирование их личностно-профессионального роста по нескольким компонентам: мотивационному, личностному и деятельностному. В процессе изучения теоретических источников, мы подобрали для исследования несколько методик, которые помогли отследить динамику развития профессиональной самоактуализации студентов 1-2 курсов педагогического бакалавриата.
Цель формирующего этапа состояла в развитии профессиональной самоактуализации студентов в процессе тьюторской поддержки средствами Интернет-сервисов и социальный сетей, развитии у студентов профессионально-значимых качеств, повышения интереса к будущей профессии и др., посредством контента, размещённого в он-лайн-сообществе, тьюторских бесед, консультирования, оформления ментальных карт по определению дальнейших траекторий личностно-профессионального развития, психолого-педагогических тестирований, а также рефлексии, отражённой в тематических эссе. По результатам работы была выявлена динамика развития профессиональной самоактуализации.
Полученные в ходе исследования результаты позволяют считать, что цель нашего исследования достигнута, а гипотеза получила подтверждение: программа тьюторской поддержки профессиональной самоактуализации студентов бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» результативна, если:
- её содержание способствует выявлению, реализации и осмыслению студентами своих образовательных и профессиональных целей и путей их достижения;
- реализация программы осуществляется с использованием Интернет- технологий.
Таким образом, указанные выводы и изменения, произошедшие в развитии профессиональной самоактуализации экспериментальных групп студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», позволяют рекомендовать данную программу для применения в образовательном процессе вуза для формирования у будущих педагогов положительного образа получаемой ими профессии, осознания их собственных качеств, личностных ресурсов и возможностей, необходимых в рассматриваемой сфере деятельности, а также для успешного трудоустройства будущих выпускников.
На основе теоретического анализа проблемы исследования уточнены ключевые понятия исследования: «тьюторская поддержка» - особый вид педагогической деятельности, направленный на развитие автономности и самостоятельности субъекта в решении определённых проблем; «профессиональная самоактуализация» - стремление личности к раскрытию и осознанию своих профессионально значимых особенностей, их адекватному и активному использованию в учебно-профессиональной деятельности.
Программа тьюторской поддержки профессиональной самоактуализации студентов педагогического бакалавриата посредством Интернет-технологий предполагает стимулирование их личностно-профессионального роста по нескольким компонентам: мотивационному, личностному и деятельностному. В процессе изучения теоретических источников, мы подобрали для исследования несколько методик, которые помогли отследить динамику развития профессиональной самоактуализации студентов 1-2 курсов педагогического бакалавриата.
Цель формирующего этапа состояла в развитии профессиональной самоактуализации студентов в процессе тьюторской поддержки средствами Интернет-сервисов и социальный сетей, развитии у студентов профессионально-значимых качеств, повышения интереса к будущей профессии и др., посредством контента, размещённого в он-лайн-сообществе, тьюторских бесед, консультирования, оформления ментальных карт по определению дальнейших траекторий личностно-профессионального развития, психолого-педагогических тестирований, а также рефлексии, отражённой в тематических эссе. По результатам работы была выявлена динамика развития профессиональной самоактуализации.
Полученные в ходе исследования результаты позволяют считать, что цель нашего исследования достигнута, а гипотеза получила подтверждение: программа тьюторской поддержки профессиональной самоактуализации студентов бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» результативна, если:
- её содержание способствует выявлению, реализации и осмыслению студентами своих образовательных и профессиональных целей и путей их достижения;
- реализация программы осуществляется с использованием Интернет- технологий.
Таким образом, указанные выводы и изменения, произошедшие в развитии профессиональной самоактуализации экспериментальных групп студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», позволяют рекомендовать данную программу для применения в образовательном процессе вуза для формирования у будущих педагогов положительного образа получаемой ими профессии, осознания их собственных качеств, личностных ресурсов и возможностей, необходимых в рассматриваемой сфере деятельности, а также для успешного трудоустройства будущих выпускников.
Подобные работы
- Программа тьюторской поддержки профессиональной самоактуализации студентов бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» средствами Интернет-технологий
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



