Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИЗЛОЖЕНИЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Работа №67034

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы77
Год сдачи2016
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
456
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические основы формирования речевых умений младших школьников в процессе обучения изложению на уроках русского языка 8
1.1. Характеристика речевых умений младших
школьников 8
1.2. Изложение как вид речевого упражнения на уроках
русского языка 15
1.3. Приёмы формирования речевых умений младших
школьников в процессе обучения изложению на уроках русского языка 22
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию речевых умений младших школьников в процессе обучения изложению на уроках русского языка 29
2.1. Диагностика речевых умений учащихся
экспериментального класса 29
2.2. Организация и проведение экспериментальной работы по формированию речевых умений младших школьников в процессе обучения изложению на уроках русского
языка 34
2.3. Динамика сформированности речевых умений
учащихся экспериментального класса 41
Заключение 48
Библиографический список 50
Приложение


Проблема совершенствования речевой деятельности младших школьников является одной из самых актуальных в современной методике русского языка. Успех в развитии речевой деятельности определяет результативность усвоения школьниками других школьных дисциплин, создает предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, вооружает детей необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого общения.
Работа над формированием речевых умений является одним из основных направлений учебно-методической деятельности учителя по совершенствованию речевой деятельности младших школьников и приобретает в настоящее время все большую актуальность в системе обучения русскому языку. Общеизвестно, что овладение речью, языком - необходимое условие для формирования социально активной личности. Научиться правильно выражать свои мысли в письменной и устной форме, уметь ярко и убедительно говорить, а также писать необходимо каждому.
Разработкой вопросов, связанных с формированием речевых умений школьников занимались В.И. Капинос, Т.А. Ладыженская, М.Е. Львова, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, В.В. Репкин, Т.П. Сальникова, Н.С. Светловская, М.С. Соловейчик.
Одно из важнейших направлений в системе формирования речи младших школьников - написание изложений. В методике обучения русскому языку накоплен достаточно большой опыт по обучению школьников написанию изложений (О.М. Казарцева, М.Р. Львов, Л.И.Политова, К.Д. Ушинский, В.А. Флёров и др.). Анализ педагогической, методической, лингвистической литературы показал, что вопросы, связанные с работой над устным пересказом и изложением, рассматриваются в методике параллельно. Роль письменных изложений состоит в том, чтобы на фоне разнообразной устной речевой деятельности тренировать младших школьников в составлении таких текстов, которые могли бы быть поняты учеником.
К сожалению, в школьной практике целенаправленная работа по формированию речевых умений младших школьников не проводится на уроках русского языка или проводится в малом объеме. Многие учителя начальных классов не обращают внимания на эту проблему и при обучении учащихся написанию изложений. Однако без учета речевых умений в организации работы над изложением детям невозможно добиться положительных результатов.
В связи с вышеизложенными фактами мы решили остановить свой выбор на следующей теме выпускного квалификационного исследования: «Формирование речевых умений младших школьников в процессе обучения изложению на уроках русского языка».
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования речевых умений младших школьников в процессе обучения изложению на уроках русского языка.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников изложению на уроках русского языка.
Предмет исследования: педагогические условия формирования речевых умений младших школьников в процессе обучения изложению на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: формирование речевых умений младших школьников в процессе обучения изложению на уроках русского языка будет эффективным, если:
1) учитель опирается на знание структуры текста с учетом трех его сторон: внутренней (содержательной), внешней (языковой) и структурной;
2) проводится комплексная работа над всеми группами речевых умений: информационно-содержательными, структурно-композиционными, изобразительно-выразительными и умениями редактировать собственные высказывания;
3) учащиеся овладевают навыком редактирования и самоконтроля.
Задачи исследования:
1) Изучить теоретико-методическую литературу и установить степень разработанности исследуемой проблемы.
2) Изучить приёмы формирования речевых умений младших школьников в процессе обучения изложению на уроках русского языка.
3) Описать экспериментальную работу по формированию речевых умений младших школьников в процессе обучения изложению на уроках русского языка.
4) Установить динамику сформированности речевых умений учащихся экспериментального класса.
Методы исследования:
1) теоретический анализ научно-методической литературы;
2) изучение педагогического опыта;
3) педагогическое наблюдение;
4) эксперимент;
5) анализ продуктов деятельности учащихся;
6) моделирование учебного процесса;
7) математическая обработка результатов исследования.
База исследования: 4 «Б» классМБОУ «СОШ№47 г.Белгорода».
Практическая значимость выпускного квалификационного
исследования состоит в разработке и апробации педагогических условий эффективного формирования речевых умений младших школьников в процессе обучения изложению на уроках русского языка.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе выступлений на научно-практической конференции по итогам НИРС в рамках научной сессии НИУ «БелГУ» - 2015-16г.г. на заседании секции «Вопросы обучения и воспитания младших школьников в преподавании предметных дисциплин» с докладами по теме исследования; в публикации тезисов доклада в материалах Всероссийской научно-практической Интернет-конференции с международным участием «Инновационные педагогические технологии в образовательном пространстве» (Белгород,24 марта 2016 г.).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из оглавления, введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность темы, описывается степень её разработанности, формулируются объект, предмет исследования, цель, задачи, определяется гипотеза, дается обзор методов исследования.
В первой главе «Теоретико-методические основы формирования речевых умений младших школьников в процессе обучения изложению на уроках русского языка»раскрывается понятие «речевые умения»; характеризуются группы речевых умений; рассматривается изложение, как вид речевого упражнения; представлены приёмы формирования речевых умений младших школьников в процессе обучения изложению на уроках русского языка.
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию речевых умений младших школьников в процессе обучения изложению на уроках русского языка»представлена диагностика речевых умений учащихся экспериментального класса, описан ход экспериментальной работы по формированию речевых умений младших школьников в процессе обучения изложению на уроках русского языка, показана динамика сформированности речевых умений учащихся экспериментального класса.
Выпускная квалификационная работа содержит таблицы и диаграммы, отражающие результаты экспериментальной работы.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования. Даётся краткое обобщение о степени разработанности проблемы, изложены выводы проведённого исследования.
Библиографический список содержит 50источников. Содержание работы изложено на 77 страницах.
В приложении представлены конспекты уроков по теме исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное нами исследование позволяет утверждать, что проблема формирования речевых умений младших школьников в процессе обучения изложению на уроках русского языка, является актуальной и значимой в современной школе, так как именно формирование речевых умений занимает центральное место в обучении школьников написанию изложений на уроках русского языка.
Как показывает изучение теоретико-методической литературы, работа над формированием речевых умений является одним из основных направлений учебно-методической деятельности учителя по
совершенствованию речевой деятельности младших школьников и приобретает в настоящее время все большую актуальность в системе обучения русскому языку. Общеизвестно, что овладение речью, языком - необходимое условие для формирования социально активной личности. Научиться правильно выражать свои мысли в письменной и устной форме, уметь ярко и убедительно говорить, а также писать необходимо каждому.
В ходе теоретического изучения исследуемой темы мы установили, что методика обучения изложению, а также его проведения, подробно описанная в методической литературе М.Т. Баранова, В.И. Капинос, Т.А. Ладыженской, Т.А. Новожиловой, Т.М. Фалиной, имеет свои специфические особенности. Мы убедились, что изложения - это работы творческого характера, а разнообразие способов восприятия и характера воспроизведения делают этот вид работы многогранным, плодотворным и, следовательно, очень важным не только в системе формирования речевых умений, но и в риторике.
Изучение приёмов формирования речевых умений младших школьников в процессе обучения изложению на уроках русского языка показало,что данное направление является важным компонентом в структуре уроков русского языка, которое необходимо и развивать, и совершенствовать у учащихся на каждом уроке. Кроме этого изучение методических основ организации работы над изложением позволило нам определить важнейшие направления в организации практической работы по теме исследования с учетом тех особенностей, которые описаны в методической литературе.
Экспериментальная работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. В исследовании участвовали обучающиеся 4 «Б» класса МБОУ «СОШ №47 г. Белгорода».
В ходе экспериментальной работы нам удалось апробировать положения гипотезы, соблюдение которых обеспечило успех в её проведении. Решению проблемы формирования речевых умений младших школьников в процессе обучения изложению на уроках русского языка служит комплексная работа со всеми группами речевых умений: информационно-содержательными, структурно-композиционными,
изобразительно-выразительными и умениями редактировать собственные высказывания.
В ходе выпускного квалификационного исследования мы убедились в том, что формирование речевых умений младших школьников в процессе обучения изложению на уроках русского языка будет эффективным, если:
- учитель опирается на знание структуры текста с учетом трех его сторон: внутренней (содержательной), внешней (языковой) и структурной;
- осуществляется комплексная работа со всеми группами речевых умений: информационно-содержательными, структурно-композиционными, изобразительно-выразительными и умениями редактировать собственные высказывания;
- учащиеся овладевают навыком редактирования и самоконтроля.
Однако проведенное нами исследование не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой проблемы. Перспективы дальнейшей разработки проблемы мы видим в изучении формирования речевых умений младших школьников в процессе нашей собственной профессиональной деятельности в качестве учителя начальных классов.



1. Абидова Н.Г. О развитии письменной речи / Н.Г. Абидова // Русский язык. - 1996. - № 11. - С. 4-8.
2. Алимбекова А.И. Как писать изложение в школе / А.И. Алимбекова // Русский язык. - 2002 - № 29. - С. 27-31.
3. Архипова Е.В. О теории и практике развития речи учащихся / Е.В. Архипова // Начальная школа. - 1997. - №6. - С. 6-10.
4. Баранов М.Т. Обучающие изложения / М.Т. Баранов. - М., 1964. - 185 с.
5. Бебешина Н.Н. Развитие речи на уроках русского языка во
вспомогательной школе / Н.Н. Бебешина, В.П. Свириденков. - М.:
Просвещение, 1978. - 240 с.
6. Белобрыкина О.А. Речь и общение / О.А. Белобрыкина. -
Ярославль, 1998. - 240 с.
7. Богуславская Н.Е. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др.; Под ред. Т. А. Ладыженской. - М.: Просвещение, 1991 - 240с.
8. Васильева А.Н. Основы культуры речи: учебное пособие / А.Н. Васильева. - М.: Высшая школа, 1990. - 124 с.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М.:
Просвещение, 1995. - 348 с.
10. Григорьев В.П. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности / В.П. Григорьев, И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1985. - 118 с.
11. Гужва Ф.К. Основы развития речи: Пособие для учителя / Ф.К. Гужва. - Киев: Рад.школа, 1989. - 156 с.
12. Добромыслов В.А. Изложения и сочинения в школе / В.А. Добромыслов. - М.: Ленинград, 1960. - С. 24-26.
13. Есенина С.А. Как научить вашего ребенка писать изложение: Пособие для начальных классов / С.А. Есенина. - М.: Грамотей, 2000. - 142 с.
14. Жинкин Н.В. Психологические основы развития речи / Н.В. Жинкин. - М.: Наука, 1966. - 262 с.
15. Жинкин Н.В. Речь как проводник информации / Н.В. Жинкин. - М.: Наука, 1982. - 413 с.
16. Закожурникова М. Л. Обучение изложению и сочинению в начальной школе 4 изд. / М.Л. Закожурникова. - М., 1959 - 165с.
17. Зотина Т.В. Комплексная работа с текстом при подготовке к изложению: Автореф. дис. канд. пед. наук / Т.В. Зотина. - М., 2007. - 241 с.
18. Иванов С.В. Русский язык / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко - М.: Вента-на-Граф, 2014. - 176 с.
19. Ивченков П.Ф. Обучающее изложение. 5-9 классы / П.Ф. Ивченков - М.: Просвещение, 1995. - 250 с.
20. Капинос В.И. Изложения: тексты с лингвистическим анализом /
B. И. Капинос. - М.: Линка-Пресс, 1994. - 195 с.
21. Капинос В. И. Об оценке речевых навыков учащихся / В.И. Капинос // Русский язык в школе. - 1973. - №6. - С. 17-19.
22. Карманова Т.Б. Опыт работы над выборочным изложением / Т.Б. Карманова // Начальная школа. - 1997. - №1. - С. 29-31.
23. Корепина Л.Ф. Развитие речи учащихся / Л.Ф. Корепина // Начальная школа. - 1981. - №1. - С. 27-31.
24. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя / Т.А. Ладыженская. - 2-е изд. - М.: Просвещение. 1991. - 240 с.
25. Лукьянова С.А. Методика работы над изложениями: Авторские тексты, творческие задания, комплексный анализ текста. Уроки мастерства /
C. А. Лукьянова, О.М. Безымянная. - М.: Глобус, 2006. - 176 с.
26. Львова М.Е. Взаимосвязь обучения изложениям и сочинениям / М.Е. Львова // Начальная школа. - 1984. - №3. - С. 32-35.
27. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников / Р.М. Львов. - М.: Астрель, 2003. - 238 с.
28. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах / Р.М. Львов. - М.: Просвещение, 1987. - 414 с.
29. Львов М.Р. Основы развития младших школьников / М.Р. Львов // Начальная школа. - 1981. - №7. - С. 8-13.
30. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития / М.Р. Львов - М.: Просвещение,1975. - 170 с.
31. Меркулова А. Ю. Некоторые виды работ по развитию речи на уроках русского языка / А.Ю. Меркулова // Начальная школа. - 1996. - №1. - С. 125-128.
32. Михайлова Е.Е. Творческий подход к формированию речевых умений младших школьников в процессе обучения изложению / Е.Е. Михайлова // Начальная школа. - 2011. - №6. - С. 22-35.
33. Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения / И.Д. Морозова. - М.: Просвещение, 1984. - 184с.
34. Морозова И.Д. Выборочное изложение / И.Д. Морозова // Начальная школа. - 1980. - №5. - С. 20-22.
35. Мухина М.В. Система пропедевтической работы при обучении изложению в начальной школе / М.В. Мухина // Начальная школа. - 2014. - №4. - С. 50-54.
36. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Новотворцева. - Ярославль: Академия развития, 1997 - 240с.
37. Палагина Г.Г. Развитие речевых умений на уроках изложения / Г.Г. Палагина // Начальная школа. - 2012. - №10. - С. 17-23.
38. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов / Н.И. Политова. - М.: Просвещение, 1984. - 191с.
39. Полухина Е.А. Активное слушание в обучении изложению / Е.А. Полухина // Начальная школа. - 2002. - №2. - С. 23-25.
40. Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах / Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1987. - 431 с.
41. Соловейчик М.С. Методика преподавания русского языка / М.С. Соловейчик. - М., 1988. - 250 с.
42. Соловейчик М.С. Нарушение языковых норм в письменной речи младших школьников / М.С. Соловейчик // Начальная школа. - 1979. - №4. - С. 19-23.
43. Соловейчик М.С. Работа по культуре речи на уроках русского языка / М.С. Соловейчик // Начальная школа. - 1986. - №7. - С. 21-25.
44. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе / А.В. Текучев. - М., 1970 - 89 с.
45. Фомичева Г.А. Речевое развитие младших школьников / Г.А. Фомичева. - М.: Просвещение, 1970. - 176 с.
46. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителей / С.Н. Цейтлин. - М.: Просвещение, 1982. - 143 с.
47. Черемисина Н.А. Формирование точности и лаконичности связной речи младших школьников в процессе обучения сжатому изложению / Н.А. Черемисина. - Рязань, 2007. - С. 24-28.
48. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность / Л.В. Щерба. - Л.: Наука, 1974. - 279 с.
49. Яковлева В.И. О пересказе прочитанного / В.И. Яковлева // Начальная школа. - 1985. - №2. - С. 50-53.
50. Яковлева В.И. Сборник текстов для изложений / В.И. Яковлева. - М.: Просвещение, 1987. - 137 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ