УРОВЕНЬ ИНТРОЦЕПТИВНОЙ ОСОЗНАННОСТИ ПОДРОСТКОВ КАК ФАКТОР РИСКА РАССТРОЙСТВ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ
|
Список сокращений и условных обозначений 2
Введение 3
Раздел 1. Теоретический анализ проблемы интроцептивной осознанности и пищевых расстройств у подростков 8
1.1. Определение понятия «интроцептивная осознанность» 8
1.2. Понятие пищевого поведения и основные виды нарушений пищевого
поведения 8
1.3. Психологический взгляд на формирование пищевых нарушений ... 23
1.4. Психологические особенности нарушения пищевого поведения среди
подростков 23
Раздел 2. Эмпирическое исследование интроцептивной осознанности и расстройств пищевого поведения у подростков 34
2.1. Методики исследования интроцептивной осознанности и расстройств
пищевого поведения у подростков 34
2.2. Описание эмпирического исследования уровня интроцептивной
осознанности и расстройств пищевого поведения у подростков 34
2.3. Анализ полученных эмпирических данных 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
Введение 3
Раздел 1. Теоретический анализ проблемы интроцептивной осознанности и пищевых расстройств у подростков 8
1.1. Определение понятия «интроцептивная осознанность» 8
1.2. Понятие пищевого поведения и основные виды нарушений пищевого
поведения 8
1.3. Психологический взгляд на формирование пищевых нарушений ... 23
1.4. Психологические особенности нарушения пищевого поведения среди
подростков 23
Раздел 2. Эмпирическое исследование интроцептивной осознанности и расстройств пищевого поведения у подростков 34
2.1. Методики исследования интроцептивной осознанности и расстройств
пищевого поведения у подростков 34
2.2. Описание эмпирического исследования уровня интроцептивной
осознанности и расстройств пищевого поведения у подростков 34
2.3. Анализ полученных эмпирических данных 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
Актуальность данной работы определяется тем, что в современном мире все большее число подростков сталкиваются с различными формами пищевых расстройств. Своевременное выявление данной проблемы затрудняется незаметностью в формировании и протекании расстройств пищевого поведения, а также, фактором того, что подростки, склонные к любой из форм пищевого поведения, должны научиться слушать и понимать сигналы своего тела, что и подразумевает интроцептивное осознание. Вот почему мы отмечаем важность развития этого критерия в предотвращении риска расстройства пищевого поведения у подростков.
Эволюция идей, связанная с изменениями в культуре, привела к пониманию того, что невозможно сравнить психологические характеристики личности, что приводит к расстройствам пищевого поведения и психофизиологическим проявлениям этой нозологии. Мнение о том, что психологические характеристики, в частности изменение уровня интроцептивной осознанности и механизмов саморегуляции, являются результатом болезни, неверно. Изменение структуры личности является необходимым условием для развития расстройств пищевого поведения. В частности, уровень интроцептивной осведомленности. Этот уровень указывает на то, что человек обладает способностью понимать и принимать сигналы своего тела, осознавать причины неудобного или комфортного состояния. Поэтому необходимо сместить акцент не на поиск первопричин нарушения пищевого поведения, а на поиск факторов эффективно препятствующим развитию и формированию нарушей пищевого поведения у лиц подросткового возраста. Это влечет за собой поиск продуктивных способов объединения исследовательских позиций по этому вопросу.
По данным Всемирной Организации Здоровья, большинство подростков
подвержены различным типам расстройств пищевого поведения. В этом
3
исследовании мы предположили, что именно низкий уровень интроцептивной осознанности у подростков, будет определять склонность к расстройствам пищевого поведения.
Нарушение интроцептивной осведомленности, субъективное восприятие внутренних ощущений тела, было предложено в качестве уязвимого или поддерживающего фактора при нарушении пищевого поведения у подростков.
Низкая интроцептивная осведомленность часто упоминается как ключевая характеристика расстройств пищевого поведения, но точная природа о связи с патологией питания остается неясным. Осведомленность включает в себя как принятие эмоционального опыта, так и ясность в отношении своих эмоциональных реакций.
В отечественной научной парадигме расстройства пищевого поведения были рассмотрены и изучены В.П. Белинским, М.А. Каревой, М.В. Коркиной И.Г. Малкиной-Пых, В.В. Мариловым, В.Д. Менделевичем, А.Б. Смулевичем. Большая часть отечественных исследований, выявила превалирующую психосоматическую основу пищевых расстройств, а также указывала на сложную конвергентную природу расстройств пищевого поведения, которая в своей основе сочетает и психологические особенности индивида, и физиологические предпосылки. Данные физилогические преддикторы развития расстройств пищевого поведения, могут выступать в качестве: нарушения обмена веществ и организме, истощением, а также повешеной нагрузкой. В свою очередь психологическим фактором могут выступать и эмоциональные особенности в реагировании на сложные ситуации (зачастую иррациональные и импульсивные), а также и проблемы адаптации и интеграции в социальную среду, тружности в контроле поведения или проявлении чувств.
Объект исследования - интроцептивная осознанность лиц подросткового возраста.
Предмет - уровень интроцептивной осознанности подростков как фактор риска расстройств пищевого поведения.
Цель исследования: установить взаимосвязь и причинно-следственные связи, между уровнем интроцептивной осознанности и склонностью к нарушениям пищевого поведения у подростков. Оптимизировать русскоязычный вариант теста «Многомерная Оценка Интроцептивной Осознанности» и «ЕАТ-26», оценить факторную структуру и надежность доработанного варианта опросника «Многомерная Оценка Интроцептивной Осознанности», оценить встречаемость риска расстройств пищевого поведения на неклинической популяции подростков.
Задачи:
1) Изучить теоретический базис ранее изученных психологических особенностей пищевого поведения у лиу подросткового возраста;
2) Изучить литературу по теме интроцептивной осознанности, формирование и модификация методики «Многомерная Оценка Интроцептивной Осознанности» (2018);
3) Провести эмпирическое изучение уровня интроцептивной осознанности у подростков по методике «Многомерная Оценка Интроцептивной Осознанности» и склонности к пищевым нарушениям по методике «ЕАТ-26» сопоставив полученные данные.
Методологические основы исследования. На конкретно-научном уровне мы опираемся в данной работе на:
1) типологизацию пищевого поведения Т.Г. Вознесенской;
2) когнитивно-поведенческую модель расстройств пищевого поведения C. G. Fairburn, Z. Cooper, R. Shafran;
3) концепцию развития интроцептивной осознанности A. D. Craig.
На уровне кокретных методик и методов мы брали во внимание: разработку методики ЕАТ-26 авторами: D.M. Garner, P. E. Garfinkel, а также исследования W.E. Mehling, C. Price, J. J.Daubenmier, M. Acree, E. Bartmess, А. Stewart в разработке методики «Многомерная оценка интероцептивной осознанности».
Методы исследования:
Теоретические: анализ психологической литературы, кластерный и статистический анализ анализ количественных и качественных результатов Эмпирические: констатирующий эксперимент.
Эмпирическое исследование было проведено при использовании данных методик:
1) Опросник на определение риска расстройств пищевого поведения «EAT-26»;
2) Методика «МОИО» - Многомерная Оценка Интроцептивной Осознанности (MAIA);
Также, нами были применены методы статистической обработки данных: рассчет корреляционной матрицы, кластерный анализ, расчет Альфы Кронбаха с помощью программы «STATISTICA 8.0»
Были использованы методы интерпритации полученных данных: количественный и качественный анализ.
Выборка испытуемых: 76 подростков в возрасте 15-18 лет, 25 девушек и 51 юноша.
Научная новизна и практическая значимость данной работы заключается в том, что нами была модифицированна и апробированная методика «Многомерная Оценка Интроцептивной Осознанности» (2018). Также, полученые данные в ходе исследования показывают взаимосвязь между уровнем интроцептивной осознанности со склонностью к расстройствам пищевого поведения у лиц подросткового возраста. Это дает нам возможность рассмотеть проблему расстройств пищевого поведения у подростков под новым ракурсом и сформировать комплекс методик, направленных на предотвращение данной нозологии, через развитие уровня интроцептивной осознанности в подростковом возрасте. Также, отметим, возможность в дальнейшем применять методику «Многомерная Оценка Интроцептивной Осознанности» в школах (интернатах, ВУЗах и т.д) что может снизить риски возникновения расстройств пищевого поведения у подростков и лиц юношесткого возраста, а также использоваться в терапии с лицами, страдающими расстройствами пищевого поведения, для диагностики их актуального состояния.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что она конкретизирует и углубляет маштабы в уже существующих концепциях и воззрениях исследователей, о важности интроцептивной осознанности в формировании расстройств пищевого поведения у подростков. Необходимо отметить значимость приведенных в работе когнитивно-поведенческих моделей возникновения нервной булимии и анорексии, а также схему навязчивых состояний. Данные модели переведены и модифицированны нами в рамках исследования темы дипломной работы.
Апробация результатов материалов исследования: Основные
положения исследования были опубликованы в виде статьи «Пищевое поведение как предмет психологического исследования» издательством: Научно¬информационным издательским центром "Институт стратегических исследований" (Москва) в журнале «Modern science». Номер выпуска журнала: 5-1 (май), год: 2020, страницы: 433-437.
Структура работы: работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка используемых источников и приложений, включающих диагностические материалы исследования.
Благодарности: Автор признателен организации «МБОУ Ялтинской средней школе-лицею №9» за помощь в проведении психологического эксперимента для настоящего исследования, а также отдельно благодарит психолога учереждения Рыжонкову Н.Н. за содействие в проведении тестирования и за предложенные рекомендации в ходе работы.
Эволюция идей, связанная с изменениями в культуре, привела к пониманию того, что невозможно сравнить психологические характеристики личности, что приводит к расстройствам пищевого поведения и психофизиологическим проявлениям этой нозологии. Мнение о том, что психологические характеристики, в частности изменение уровня интроцептивной осознанности и механизмов саморегуляции, являются результатом болезни, неверно. Изменение структуры личности является необходимым условием для развития расстройств пищевого поведения. В частности, уровень интроцептивной осведомленности. Этот уровень указывает на то, что человек обладает способностью понимать и принимать сигналы своего тела, осознавать причины неудобного или комфортного состояния. Поэтому необходимо сместить акцент не на поиск первопричин нарушения пищевого поведения, а на поиск факторов эффективно препятствующим развитию и формированию нарушей пищевого поведения у лиц подросткового возраста. Это влечет за собой поиск продуктивных способов объединения исследовательских позиций по этому вопросу.
По данным Всемирной Организации Здоровья, большинство подростков
подвержены различным типам расстройств пищевого поведения. В этом
3
исследовании мы предположили, что именно низкий уровень интроцептивной осознанности у подростков, будет определять склонность к расстройствам пищевого поведения.
Нарушение интроцептивной осведомленности, субъективное восприятие внутренних ощущений тела, было предложено в качестве уязвимого или поддерживающего фактора при нарушении пищевого поведения у подростков.
Низкая интроцептивная осведомленность часто упоминается как ключевая характеристика расстройств пищевого поведения, но точная природа о связи с патологией питания остается неясным. Осведомленность включает в себя как принятие эмоционального опыта, так и ясность в отношении своих эмоциональных реакций.
В отечественной научной парадигме расстройства пищевого поведения были рассмотрены и изучены В.П. Белинским, М.А. Каревой, М.В. Коркиной И.Г. Малкиной-Пых, В.В. Мариловым, В.Д. Менделевичем, А.Б. Смулевичем. Большая часть отечественных исследований, выявила превалирующую психосоматическую основу пищевых расстройств, а также указывала на сложную конвергентную природу расстройств пищевого поведения, которая в своей основе сочетает и психологические особенности индивида, и физиологические предпосылки. Данные физилогические преддикторы развития расстройств пищевого поведения, могут выступать в качестве: нарушения обмена веществ и организме, истощением, а также повешеной нагрузкой. В свою очередь психологическим фактором могут выступать и эмоциональные особенности в реагировании на сложные ситуации (зачастую иррациональные и импульсивные), а также и проблемы адаптации и интеграции в социальную среду, тружности в контроле поведения или проявлении чувств.
Объект исследования - интроцептивная осознанность лиц подросткового возраста.
Предмет - уровень интроцептивной осознанности подростков как фактор риска расстройств пищевого поведения.
Цель исследования: установить взаимосвязь и причинно-следственные связи, между уровнем интроцептивной осознанности и склонностью к нарушениям пищевого поведения у подростков. Оптимизировать русскоязычный вариант теста «Многомерная Оценка Интроцептивной Осознанности» и «ЕАТ-26», оценить факторную структуру и надежность доработанного варианта опросника «Многомерная Оценка Интроцептивной Осознанности», оценить встречаемость риска расстройств пищевого поведения на неклинической популяции подростков.
Задачи:
1) Изучить теоретический базис ранее изученных психологических особенностей пищевого поведения у лиу подросткового возраста;
2) Изучить литературу по теме интроцептивной осознанности, формирование и модификация методики «Многомерная Оценка Интроцептивной Осознанности» (2018);
3) Провести эмпирическое изучение уровня интроцептивной осознанности у подростков по методике «Многомерная Оценка Интроцептивной Осознанности» и склонности к пищевым нарушениям по методике «ЕАТ-26» сопоставив полученные данные.
Методологические основы исследования. На конкретно-научном уровне мы опираемся в данной работе на:
1) типологизацию пищевого поведения Т.Г. Вознесенской;
2) когнитивно-поведенческую модель расстройств пищевого поведения C. G. Fairburn, Z. Cooper, R. Shafran;
3) концепцию развития интроцептивной осознанности A. D. Craig.
На уровне кокретных методик и методов мы брали во внимание: разработку методики ЕАТ-26 авторами: D.M. Garner, P. E. Garfinkel, а также исследования W.E. Mehling, C. Price, J. J.Daubenmier, M. Acree, E. Bartmess, А. Stewart в разработке методики «Многомерная оценка интероцептивной осознанности».
Методы исследования:
Теоретические: анализ психологической литературы, кластерный и статистический анализ анализ количественных и качественных результатов Эмпирические: констатирующий эксперимент.
Эмпирическое исследование было проведено при использовании данных методик:
1) Опросник на определение риска расстройств пищевого поведения «EAT-26»;
2) Методика «МОИО» - Многомерная Оценка Интроцептивной Осознанности (MAIA);
Также, нами были применены методы статистической обработки данных: рассчет корреляционной матрицы, кластерный анализ, расчет Альфы Кронбаха с помощью программы «STATISTICA 8.0»
Были использованы методы интерпритации полученных данных: количественный и качественный анализ.
Выборка испытуемых: 76 подростков в возрасте 15-18 лет, 25 девушек и 51 юноша.
Научная новизна и практическая значимость данной работы заключается в том, что нами была модифицированна и апробированная методика «Многомерная Оценка Интроцептивной Осознанности» (2018). Также, полученые данные в ходе исследования показывают взаимосвязь между уровнем интроцептивной осознанности со склонностью к расстройствам пищевого поведения у лиц подросткового возраста. Это дает нам возможность рассмотеть проблему расстройств пищевого поведения у подростков под новым ракурсом и сформировать комплекс методик, направленных на предотвращение данной нозологии, через развитие уровня интроцептивной осознанности в подростковом возрасте. Также, отметим, возможность в дальнейшем применять методику «Многомерная Оценка Интроцептивной Осознанности» в школах (интернатах, ВУЗах и т.д) что может снизить риски возникновения расстройств пищевого поведения у подростков и лиц юношесткого возраста, а также использоваться в терапии с лицами, страдающими расстройствами пищевого поведения, для диагностики их актуального состояния.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что она конкретизирует и углубляет маштабы в уже существующих концепциях и воззрениях исследователей, о важности интроцептивной осознанности в формировании расстройств пищевого поведения у подростков. Необходимо отметить значимость приведенных в работе когнитивно-поведенческих моделей возникновения нервной булимии и анорексии, а также схему навязчивых состояний. Данные модели переведены и модифицированны нами в рамках исследования темы дипломной работы.
Апробация результатов материалов исследования: Основные
положения исследования были опубликованы в виде статьи «Пищевое поведение как предмет психологического исследования» издательством: Научно¬информационным издательским центром "Институт стратегических исследований" (Москва) в журнале «Modern science». Номер выпуска журнала: 5-1 (май), год: 2020, страницы: 433-437.
Структура работы: работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка используемых источников и приложений, включающих диагностические материалы исследования.
Благодарности: Автор признателен организации «МБОУ Ялтинской средней школе-лицею №9» за помощь в проведении психологического эксперимента для настоящего исследования, а также отдельно благодарит психолога учереждения Рыжонкову Н.Н. за содействие в проведении тестирования и за предложенные рекомендации в ходе работы.
В современной психологической практике, для выявления склонности или выраженности РШ1 активно используется методика ЕАТ-26, которая показала высокие показатели валидности и надежности. Данная методика является скрининговой, ее использование возможно, как и для подростков, так и для взрослых. Использование возможно, как на клинических, так и на неклинических выборках.
Для оценки уровня интроцептивной осознанности мы использовали методику «Многомерная оценка интроцептивной осведомленности» (МОИО) Методика представляет собой опросник с характеристиками состояния, состоящий из 37 пунктов, для измерения различных аспектов интероцепции путем самонаблюдения за состояниями своего тела, и оценки контроля этих состояний. Данная методика была нами модифицированная и применена на русской выборке подростков, полученные данные, говорят о высокой валидности теста.
Также, нами была достигнута цель исследования, мы: выявили корреляционную взаимосвязь, между уровнем интроцептивной осознанности и склонностью к расстройствам пищевого поведения у подростков. Нам удалось адаптировать и оптимизировать русскоязычный вариант теста «Многомерная оценка интроцептивной осведомленности» и «Eating disorder test-26».
Мы оценили факторную структуру и надежность доработанного варианта опросника «Многомерная оценка интроцептивной осведомленности», а также нам удалось выявить встречаемость риска расстройств пищевого поведения на неклинической популяции подростков.
В ходе исследования были выполнены поставленные задачи, а именно:
1) Изучила теоретические основы психологических особенностей
пищевого поведения в подростковом возрасте, в частности были рассмотрены концепции и взгляды Т.Г. Вознесенской, О.А. Скугаревского. Были рассмотрены зарубежные теории и модели формирования расстройств пищевого поведения. Нами была впервые адаптирована когнитивно поведенческая схема возникновения и протекания нервной анорексии, булимии разработанная C. G. Fairburn, Z. Cooper, R. Shafran.
2) Изучила литературу по теме интроцептивной осознанности и ее формирования и провела модификацию методики «Многомерная оценка интроцептивной осведомленности» (2018);
3) Провела эмпирическое изучение уровня интроцептивной осознанности у подростков по методике «Многомерная оценка интроцептивной осведомленности» и склонности к пищевым нарущениям по методике ЕАТ-26 (Eating disorder test-26) сопоставила и проанализировала полученные данные.
В ходе исследования была подтверждена гипотеза, что нарушения пищевого поведения у подростков сопровождаются определенными психологическими особенностями, а именно в уровне интроцептивной осознанности. Чем выше уровень интроцептивной осознанности, тем ниже риск к формированию пищевых расстройств.
Для оценки уровня интроцептивной осознанности мы использовали методику «Многомерная оценка интроцептивной осведомленности» (МОИО) Методика представляет собой опросник с характеристиками состояния, состоящий из 37 пунктов, для измерения различных аспектов интероцепции путем самонаблюдения за состояниями своего тела, и оценки контроля этих состояний. Данная методика была нами модифицированная и применена на русской выборке подростков, полученные данные, говорят о высокой валидности теста.
Также, нами была достигнута цель исследования, мы: выявили корреляционную взаимосвязь, между уровнем интроцептивной осознанности и склонностью к расстройствам пищевого поведения у подростков. Нам удалось адаптировать и оптимизировать русскоязычный вариант теста «Многомерная оценка интроцептивной осведомленности» и «Eating disorder test-26».
Мы оценили факторную структуру и надежность доработанного варианта опросника «Многомерная оценка интроцептивной осведомленности», а также нам удалось выявить встречаемость риска расстройств пищевого поведения на неклинической популяции подростков.
В ходе исследования были выполнены поставленные задачи, а именно:
1) Изучила теоретические основы психологических особенностей
пищевого поведения в подростковом возрасте, в частности были рассмотрены концепции и взгляды Т.Г. Вознесенской, О.А. Скугаревского. Были рассмотрены зарубежные теории и модели формирования расстройств пищевого поведения. Нами была впервые адаптирована когнитивно поведенческая схема возникновения и протекания нервной анорексии, булимии разработанная C. G. Fairburn, Z. Cooper, R. Shafran.
2) Изучила литературу по теме интроцептивной осознанности и ее формирования и провела модификацию методики «Многомерная оценка интроцептивной осведомленности» (2018);
3) Провела эмпирическое изучение уровня интроцептивной осознанности у подростков по методике «Многомерная оценка интроцептивной осведомленности» и склонности к пищевым нарущениям по методике ЕАТ-26 (Eating disorder test-26) сопоставила и проанализировала полученные данные.
В ходе исследования была подтверждена гипотеза, что нарушения пищевого поведения у подростков сопровождаются определенными психологическими особенностями, а именно в уровне интроцептивной осознанности. Чем выше уровень интроцептивной осознанности, тем ниже риск к формированию пищевых расстройств.



