Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭКСПРЕССИОНИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕОНИДА НИКОЛАЕВИЧА АНДРЕЕВА

Работа №66995

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы58
Год сдачи2020
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
114
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
РАЗДЕЛ 1. ТРАДИЦИЯ И ПРОБЛЕМАТИКА ЭКСПРЕССИОНИЗМА
КАК ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ 8
Е1 Предпосылки возникновения экспрессионизма. Связь с литературной традицией 8
1.2 Основные черты экспрессионизма в литературе 12
1.3 Г енезис экспрессионизма в русской литературе 19
РАЗДЕЛ 2. ЭКСПРЕССИОНИЗМ И ЕГО РОЛЬ В ТВОРЧЕСТВЕ Л. Н.
АНДРЕЕВА 26
2.1 Характеристика творческого наследия Л.Н. Андреева 26
2.2 Развитие экспрессионистских тенденций в творчестве Л. Н.
Андреева 34
2.3 Рассказ Л. Н. Андреева «Красный смех» как классический образец
экспрессионизма в русской литературе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Актуальность исследования. Экспрессионизм как художественное движение не получил на русской почве достаточно цельного программно - теоретического оформления. Характерные для экспрессионизма идеи и образы воплощались в деятельности ряда групп и в творчестве отдельных авторов на разных этапах их эволюции, иногда в единичных произведениях. Впервые слово «экспрессионисты» на русском языке появилось в рассказе А. П. Чехова «Попрыгунья».
Экспрессионизм в литературе выделяет запрос на пророчество универсального характера. Именно это и требует обособленности стиля: необходимо поучать, призывать и декларировать. Только так, избавившись от прагматичной морали и стереотипов, адепты экспрессионизма пытались высвободить в каждом человеке буйство фантазии, углубить чувствительность и усилить влечение ко всему тайному. Возможно, поэтому экспрессионизм взял свое начало с объединения группы художников.
Отцом-основателем экспрессионистов в России считается Л. Н. Андреев В первых своих произведениях автор глубоко драматично анализирует окружавшую его действительность.
Место экспрессионизма в творчестве Л. Н. Андреева и эффективность использования им соответствующих элементов поэтики можно определить, только рассмотрев вопрос о самом методе, о философских, теоретических, исторических предпосылках его возникновения, об основных принципах и этапах его развития.
Теорию экспрессионизма разрабатывали такие исследователи как Л. Я. Зивельчинская, Н. С. Павлова, Т. Л. Никольская, И. С. Куликова и другие.
Экспрессионизм в немецком варианте уже в 20-е годы интересовал М. Н. Волчанецкого, Ф. М. Гюбнер, Н. Э. Радлова, во второй половине XX века - Ю. Н. Тынянова, В. Н. Топорова, А. В. Дранова, Н. С. Лейтес и других исследователей. Ими рассматривались как философские (А. Шопенгауэр, 4
Ф. Ницше) основы метода, так и творчество наиболее ярких его представителей - В. Газенклевера, Ф. Верфеля, Г. Кайзера, Б. Келлермана, Г. Мейринка, Г. Тракля, Р. Шикеле, К. Эдшмида.
Рассматривался в литературоведении и вопрос о связях Л. Н. Андреева с западной модернистской литературой, в частности, с экспрессионизмом. В аспекте данной проблемы анализируют произведения Л. Н. Андреева такие авторы как С. П. Ильев, Л. А. Иезуитова, Е. М. Волков, Б. И. Прутцев.
Проблеме «Андреев и немецкий экспрессионизм» посвящены статьи Л. Н. Кен, В. А. Мескина, кандидатская диссертация М. Г. Румянцева.
В настоящее время активизируется интерес исследователей к творчеству Л. Н. Андреева, вырабатывается новый подход к личности писателя, его месту в истории русской литературы (исследования В. А. Келдьппа, М. В. Козьменко, А. В. Татаринова, О. В. Вологиной, И. И. Московкиной, Е. А. Михеичевой), который в корне отличается от большого количества трактовок советского времени, когда эволюция писателя рассматривалась лишь как «путь от реализма к декадентству». На современном этапе на первый план выходит идея синтеза, которая была популярна во времена Л. Н. Андреева.
Научнофилософское, теоретическое обоснование общих принципов экспрессионизма в творчестве Л. Н. Андреева обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы.
Объект исследования - экспрессионистские тенденции в творчестве Л. Н. Андреева.
Предмет исследования - отражение экспрессионизма в творчестве Л. Н. Андреева (на примере рассказа «Красный смех»).
Цель работы - описать специфику экспрессионистских тенденций в произведениях Л. Н. Андреева.
В соответствии с целью были определены основные задачи исследования:
1. Рассмотреть предпосылки возникновения экспрессионизма и обосновать его связь с литературной традицией.
2. Охарактеризовать основные черты экспрессионизма в литературе.
3. Описать развитие экспрессионистских тенденций в творчестве Л. Н. Андреева;
4. Проанализировать экспрессионистские концепции русской литературы на примере рассказа Л. Н. Андреева «Красный смех».
Методы исследования: метод филологической интерпретации
художественного текста использовался в ходе анализа произведений Л. Н. Андреева; описательный метод использовался для описания событий, происходящих в рассказах, повестях и драмах автора; эвристический метод послужил основой для изучения специфики творческой деятельности Л. Н. Андреева; сравнительно-исторический и историко-функциональный метод были взяты за основу в процессе сопоставления двух и более произведений; типологический метод позволил ранжировать произведения, рассматриваемые в ходе исследования.
Методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых, монографии, научные сборники, словари, статьи, которые помогают ввести в обиход философские, культурологические, эстетические понятия. В исследования учтены результаты исследований как о немецких экспрессионистах, так и непосредственно об Л. Н. Андрееве, начиная с современников писателя - В. Л. Львова-Рогачевского, В. В. Брусянина, Д. Н. Овсянико-Куликовского - до ученых нового времени - В. А. Келдыша, Л. А. Иезуитовой, И. И. Московкиной и др.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования открывают новые грани творчества Л. Н. Андреева, а его результаты могут послужить основанием для дальнейшей научной разработки в области типологических связей.
Практическая значимость исследования. Полученные выводы в ходе исследования могут в дальнейшем найти применение при чтении лекционных курсов по истории русской литературы конца XIX - начала ХХ веков, в спецкурсах по творчеству Л. Н. Андреева, а также в лицеях и школьном преподавании литературы.
Научная новизна исследования состоит в том, что в ходе написания выпускной квалификационной работы впервые на материале творчества Л. Н. Андреева рассматриваются законы объективной обусловленности возникновения и бытования художественных систем экспрессионизма в разных культурах, при неизбежном сохранении ими национальной специфики с учетом индивидуальности писателя.
Апробация исследования. Основные результаты исследования изложены автором в опубликованной статье:
1. Сеттарова Н. А. Экспрессионизм в творчестве Леонида Николаевича Андреева/ Н.А. Сеттарова. // Современная наука и ее развитие. - Аллея Наука. - №2(41), 2020. - 245-248


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенный теоретический обзор литературы по проблеме исследования и проанализированные произведения Л. Н. Андреева позволили подвести общие итоги исследования и сформулировать выводы согласно поставленным задачам.
Рассмотрев предпосылки возникновения экспрессионизма и обосновав его связь с литературной традицией, мы пришли к выводу, что авангардистское направление, экспрессионизм, берет свое начало в середине 90 -х годов 19 столетия. Причиной возникновения направления «экспрессионизм» можно считать реакцию на созерцание окружающего мира. Представители экспрессионизма воспринимали мир и его уродство субъективно, их переполняли такие эмоции, как разочарование, тревога, страх. Ярче всего экспрессионизм выразился в литературе. Литературоведы объясняют экспрессионизмом как большой массив разнонаправленных курсов и течений, развивающийся в рамках модернистского направления стран Европы начала прошлого века.
Охарактеризовав основные черты экспрессионизма в литературе, можем отметить, что под экспрессионизмом применительно к литературе понимают целый комплекс течений и направлений европейской словесности начала XX века, включенных в общие тенденции модернизма. Главным образом литературный экспрессионизм получил распространение в немецкоязычных странах: Германии и Австрии, хотя определенное влияние - это направление имело и в других европейских странах: Польше, Чехословакии и др. Литературный экспрессионизм вполне традиционно представлен лирикой, драмой и прозой, в целом разрабатывающими одни и те же глобальные проблемы современного мира, но при этом каждый из трех литературных родов на разных этапах своего развития отдает предпочтение конкретным аспектам: критике современной цивилизации и теории познания, пацифистским, социально-утопическим, политическим проблемам и мессианским надеждам, революционному пафосу обновления и беспощадному уничтожению старого порядка во всех сферах жизни, науки и искусства, патриотическим идеям национальной целостности и независимости.
Экспрессионизм в России имеет сложную природу взаимоотношения с западными аналогичными явлениями в искусстве, в частности с немецким экспрессионизмом. Исследователями обнаруживается не только перекличка основных идей этих разновидностей направления, но и их прямое взаимодействие. Наравне с общими тенденциями развития направления русский экспрессионизм обнаруживает индивидуально-авторские открытия, предвосхищающие общеевропейское движение литературного и культурного процесса. Экспрессионизм открывает ряд имен, который множился с развитием направления в разных областях искусства. В России широко известен литератор-экспрессионист Леонид Андреев.
В рамках второй главы исследования нами было описано развитие экспрессионистских тенденций в творчестве Л. Н. Андреева. Так следует отметить, что творчество Леонида Николаевича Андреева, уже с первых шагов его литературной деятельности привлекало внимание критики и читателей своими своеобразными и оригинальными рассказами. Именно он стоял у истоков экспрессионизма как международного художественного движения. Его творчество отразило дух поколения, травмированного социальными катастрофами и воспринимающего действительность крайне субъективно. Кроме того, его произведения ярко иллюстрируют один из главных постулатов экспрессионизма - принцип преобладания выражения над изображением. Яркими примерами произведений Л. Н. Андреева, написанных в стиле экспрессионизма являются: «Красный смех» (1901), «Ложь» (1901), «У окна» (1900), «В темную даль», «Стена» (1901), «Бездна» (1902), «В тумане», «Мысль» (1902), «Молчание» (1902). Данные произведения вызвали у литературных критиков и читателей весь спектр эмоций - от восторга до отвращения.
Проанализировав экспрессионистские концепции русской литературы на примере рассказа Л. Н. Андреева «Красный смех», можем обозначить следующее. Рассказ «Красный смех» был написан в 1904 году. В нем отражен эмоциональный отклик на русско-японскую войну. Красный смех - символо¬мифологический образ дьявола. Однако он складывается не сразу. Понемногу, постепенно он увеличивается, конкретизируется, вбирая и концентрируя в себе всё то, что способен ощутить человек, и воплощается в невообразимый набор из зрительных, слуховых, обонятельных, осязательных ощущений старшего брата, которые дополняются впечатлениями младшего и от услышанных рассказов покойного, и от увиденного им самим на улицах.
Однако даже после своего воплощения образ Красного смеха продолжает развитие, пока не захватывает всю планету, пока неотвратимо не порабощает сознание людей. К концу произведения напряжение достигает наивысшего предела. Вокруг царит атмосфера всеобщего безумия. Финалом является апокалипсис (миф о конце света). Вся планета заполнена Красным смехом.
Таким образом, резюмируя все выше изложенное, следует отметить, что в творчестве Л. Н. Андреева экспрессионистское проявилось в двух направлениях: в стремлении исследовать внутренний мир человека и выразить его с помощью исключительно субъективных чувств и эмоций, гротесково представленных в художественном тексте, и в использовании экспрессионистских приемов в произведениях реалистического плана.



1. Андреев, Л. Н. Повести и рассказы: В 2-х томах / вступ. статья Чувакова В. Н. О творчестве Л. Н.Андреева. - М.: Художественная литература, 2014. - 688 с.
2. Андреев, Л. Н. Далекие. Близкие: Сборник / Л. Н. Андреев. - М.: Издательство «Минувшее», 2016. - 480 с.
3. Андреев, Л. Н. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. Н. Андреев. - Москва: Книжный клуб Книговек, 2012. - 635 с.
4. Андреев, Л. Н. Иуда Искариот и другие / Л. Н. Андреев. - СПб.: Вита Нова, 2016. - 592 с.
5. Бондарева, Н. А. Творчество Леонида Андреева и немецкий экспрессионизм: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.01. - Орел, 2005. - 205 с.
6. Борев, Ю. Б. Экспрессионизм: Отчуждённый человек во
враждебном мире/ Ю. Б. Борев. - М.: Высш. шк., 2017. - 511с.
7. Брусянин, В. В. Леонид Андреев. Жизнь и творчество / В. В. Брусянин. - М.: Книга, 2016. - 324 с.
8. Вальцель, О. Импрессионизм и экспрессионизм в современной Германии / О. Вальцель. - Петербург: Асайешха, 2012. - 94 с.
9. Воль, Н. Экспрессионизм / Ред. У. Гросеник. - М.: Taschen, Арт- родник, 2016. - 96 с.
10. Вологина, О. В. Творчество Леонида Андреева в контексте европейской литературы конца XIX-XX веков: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.01 / Орлов. гос. ун-т. - Орел, 2003. - 26 с.
11. Волчанецкий, М. Н. Экспрессионизм в немецкой литературе: опыт исследования / М. Н. Волчанецкий. - Смоленск: Арена, 2013. - 81 с.
12. Дранов, A. B. Немецкий экспрессионизм и проблема метода. Автореф. канд. дис. / А. В. Дранов. - М.: МГУ, 1980. - 22 с.
13. Дрягин, В. В. Экспрессионизм в России (Драматургия Л. Андреева) / В. В. Дрягин. - М.: Литература, 2018. - С. 324-328.
14. Заманская, В. В. Экзистенциальная традиция в русской литературе XX века. Диалоги на границах столетий: учебное пособие / В. В. Заманская. - Москва: Флинта, 2015. - 302 с.
15. Затонский, Д. В. Модернизм и постмодернизм. Мысли об извечном коловращении изящных и неизящных искусств / Д. В. Затонский. - М.: АСТ,
2013. - 256 с.
16. Зивельчинская, Л. Я. Экспрессионизм / Л. Я. Зивельчинская. - Москва: Флинта, 2016. - 139 с.
17. Иезуитова, Л. А. Творчество Леонида Андреева / Л. А. Иезуитова. - М.: Наука, 2016. - 240 с.
18. Иезуитова, Л. А. Леонид Андреев и литература серебряного века: Избр. труды. / Л. А. Иезуитова. - СПб., 2010. - С. 14-21.
19. Кандинский, В. В. О духовном в искусстве. / В. В. Кандинский. - М.: Архимед, 2012. - 107 с.
20. Казимир, Э. Об экспрессионизме в литературе. (Речь, прочитанная в
Берлине в декабре 1917-го в «Немецком обществе имени 1914 года») / Э. Казимир. - [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://magazines.gorky.media/kreschatik/2012/2/manifesty-ekspressionizma.html (Дата обращения 04.01.2020)
21. Келдыш, В. А. Русский реализм начала XX века / В. А. Келдыш. - Москва: Наука, 2015. - 280 с.
22. Кен, Л. Н. Леонид Андреев и немецкий экспрессионизм / Л. Н. Кен // Андреевский сборник. Исследования и материалы. - Курск, 2015. - С. 56-60
23. Козьменко, М. В. Неупокоенный дух. / М. В. Козьменко // Л. Н. Андреев. Странная человеческая звезда. - М.: Панорама, 2011. - 246 с.
24. Корецкая, И. В. Из истории русского экспрессионизма // Известия РАН. Серия литературы и языка. / И. В. Корецкая. - М., 2016. - С. 45-49
25. Куликова, И. С. Экспрессионизм в искусстве. / И. С. Куликова. - Москва: Наука, 2018. - 183 с.
26. Кузмин, М. Н. Пафос экспрессионизма / М. Н. Кузмин. // Русский экспрессионизм. - М.: ИМЛИ РАН, 2015. - С. 433-434.
27. Лапин, Б. М. Повесть о стране Памир: От верховьев Пянджа к верховьям Инда / Б. М. Лапин. - Москва, 2015. - 168 с.
28. Лейдерман, Н. Л. Эстетические принципы экспрессионизма и его судьба в русской литературе / Н. Л. Лейдерман. // Филологический класс. 2007. - № 18. - С. 12-18.
29. Львов-Рогачевский, В. Л. Две правды: Кн. о Леониде Андрееве / В. Л. Львов-Рогачевский. - Санкт-Петербург, 2014. - 232 с.
30. Михайловский, Б. В. Русская литература ХХ в. / Б. В. Михайловский. - М.: Наука, 2016. - 415 с.
31. Михайловский, Н. К. «Рассказы» Леонида Андреева. Страх жизни и страх смерти / Н. К. Михайловский - М.: Просвещение, 2015. - 588 с.
32. Михеичева, Е. А. Творчество Леонида Андреева: Особенности
психологизма и жанровые модификации: диссертация ... доктора
филологических наук: 10.01.01. / Е. А. Михеичева. - Москва, 1995. - 433 с.
33. Московкина, И. И. Проза Леонида Андреева: жанровая система, поэтика, худож. метод : учеб. пособие / И. И. Московкина. - Харьков: ХГУ,
2014. - 149 с.
34. Никольская, Т. Л. К вопросу о русском экспрессионизме / Т. Л. Никольская. - Рига, 2016. - 340 с.
35. Ницше, Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм. / Ф. Ницше - М.: Изд-во AdMarginem, 2011. - 736 с.
36. Овсянико-Куликовский, Д. Н. Заметки о творчестве Леонида Андреева. / Д. Н. Овсянико-Куликовский - СПб: Зарницы. - 1909. - №2. - С. 197-198.
37. Павлова, Н. С. Экспрессионизм. Литературный энциклопедический словарь. / Н. С. Павлова. - М.: Просвещение, 2017. - 507 с.
38. Пестова, Н. В. Немецкий литературный экспрессионизм: Учебное пособие по зарубежной литературе: первая четверть ХХ века. / Н. В. Пестова. - Екатеринбург, 2014. - 336 с.
39. Порунцов, В. А. Художественный мир малой прозы немецкого экспрессионизма 1910-х гг.: Георг Гейм, Альфред Деблин, Готфрид Бенн: Дисс. ... канд. филол. наук. / В. А. Порунцов. - СПб., 2015. - 232 с.
40. Проблемы современного сравнительного литературоведения: сборник статей / ред.: Н. А. Вишневской, А. Д. Михайлова. - Москва: ИМЛИ РАН, 2014. - 93 с.
41. Русский экспрессионизм: Теория. Практика. Критика / Сост., вступ. ст. В. Н. Терехиной. - М.: ИМЛИ, 2015. - 512 с.
42. Румянцев, М. Г. Стиль прозы Леонида Андреева и проблема экспрессионизма в русской литературе XX века: дис.. канд. фил. наук. / М. Г. Румянцев-М., 1998. - 156 с.
43. Сарабьянов, Д. В. В ожидании экспрессионизма и рядом с ним // Русский авангард 1910-1920-х годов и проблема экспрессионизма / отв. ред. Г. Ф. Коваленко. - М.: Наука, 2013. - 579 с.
44. Татаринов, А. В. Леонид Андреев / А. В. Татаринов // Русская литература рубежа веков (1890-е начало 1920-х годов). - ИМЛИ РАН: Наследие, 2014. - 270 с.
45. Терёхина, В. Н. Экспрессионизм в русской литературе первой трети XX века: генезис, историко-культурный контекст, поэтика / В. Н. Терёхина. - Москва: ИМЛИ РАН, 2016. - 318 с.
46. Терехина, В. Н. Экспрессионизм в русской литературе первой трети XX века: Генезис. Историко-культурный контекст. Поэтика: автореферат дис. ... доктора филологических наук: 10.01.01 / Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького РАН. - Москва, 2006. - 32 с.
47. Федь, Т. Н. Мотивы экспрессионизма в русской литературе XX века / Т. Н. Федь // Проблемы эволюции русской литературы XX века. - М., 2014. - С. 70-76
48. Швецова, Л. К. Творческие принципы и взгляды, близкие к экспрессионизму. / Л. К. Швецова. - М.: Литература, 2015. - 440 с.
49. Экспрессионизм: Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство: сборник статей / отв. ред. Б. И. Зингерман. - Москва: Наука, 2016. - 156 с.
50. Энциклопедия экспрессионизма: Живопись и графика. Скульптура.
Архитектура. Литература. Драматургия. Театр. Кино. Музыка. - М.:
Республика, 2013. - 430 с.
51. Экспрессионизм: Сборник статей / Под ред. Е. М. Браудо и Н. Э. Радлова. - Москва: Всемирная литература, 2013. - 232 с.
52. Экспрессионизм в литературе: определение, основные черты, писатели-экспрессионисты - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://fb.ru/article/273841/ekspressionizm-v-literature-opredelenie-osnovnyie- chertyi-pisateli-ekspressionistyi (Дата обращения 04.01.2020)
53. Энциклопедический словарь экспрессионизма / Гл. ред. П. М. Топер. - М.: ИМЛИ РАН, 2018. - 736 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ